Меню

Психоэмоциональное здоровье детей дошкольного возраста

Психоэмоциональное здоровье детей
статья по теме

В небольшой статье речь идет о трех компонентах здоровья детей и взрослых, о том, что могут сделать взрослые для сохранения здоровья — своего и, конечно, детского.

Скачать:

Вложение Размер
psikhoemotsionalnoe_zdorove_detey.doc 30 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ

Тема здоровья – это то, что всех нас интересует и всех нас касается непосредственно.

Специалисты ВОЗ, изучая проблему здоровья, пришли к выводу об особой роли психического развития человека. На этом основании введен термин «психическое здоровье». Он показывает связь двух наук и практик – медицины и психологии; и в последнее время возникла особая отрасль – психосоматическая медицина, в основе которой лежит понимание того, что любое соматическое нарушение всегда связано с изменениями в психическом состоянии.

Существует несколько уровней здоровья.

Социальный уровень: закон и порядок в обществе, защищенность, хорошая зарплата и пенсия (для ребенка – полная семья, хорошие взаимоотношения между родителями, достаток в семье, заботливое отношение к бабушкам и дедушкам, благополучный психологический климат в группе детского сада).

Психический уровень: позитивное настроение, высокий уровень психических возможностей, благодаря которому человек может без серьезных последствий для здоровья выходить из различных стрессовых ситуаций ( для ребенка – позитивное настроение, такой уровень психических возможностей, что требования систематических занятий в детском саду не приводят к нарушениям здоровья и психического развития ребенка). В 7 лет, например, ребенок может заниматься 4 урока по 40 минут, не уставая и не болея.

Болезнь может быть привнесена с высшего уровня на низший, но не наоборот, — считают ученые. Яркий пример – динамика продолжительности жизни в России в 1980 – 2010 гг. В обыденной жизни каждая мама отлично знает, как может маленький ребенок «накричать» температуру.

Хотя взаимовлияние очень сильно – если ребенок не выспался или плохо себя чувствует, настроение у него дурное, он капризничает, ссорится с детьми, не может полноценно заниматься.

Как мы заботимся о здоровье детей – своих собственных и в детском саду?

— о биологическом: правильное питание, спорт, прогулки, сон и пр.;

— о социальном: стараемся создать хорошие взаимоотношения между детьми, сдружить их ( в своей семье – ищем хорошую работу, зарплату, статус, коллектив);

— о психическом: учимся сами и учим детей противостоять тревогам, страхам, неудачам, ищем во всем хорошее, стараемся не нервничать, учим детей расслабляться.

Напоследок стоит сказать об источниках стресса для мальчиков и девочек: девочка должна быть послушной, порой в ущерб своим интересам, а мальчик должен утверждать себя, т.е. лазать по самым высоким деревьям, перепрыгивать самые глубокие канавы, драться иногда – и все это в ущерб послушанию.

Итак, что мы можем сделать для наших детей?

Во-первых, приучать вести здоровый образ жизни,

Во-вторых, учить общаться, сотрудничать.

И, в-третьих, тренировать мозг, развивать гибкость мышления, чтобы уметь без ущерба для себя выходить из различных стрессовых ситуаций.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель: повышение психологической компетентности педагогов ДОУ.Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста — одно из важнейших направлений деятельности педагогов в современном детском саду. .

Статья про укрепление психоэмоционального здоровья детей дощкольного возраста.

родительское собрание для 1 младшей группы.

Роль театрализованной деятельности в формировании психоэмоционального здоровья детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи. Особенности организации театрализованной деятельноси у детей разн.

В статье проведен анализ причин и факторов психоэмоционального выгорания педагогов в условиях современного дошкольного учреждения.

quot;Психоэмоциональное здоровье ребенка&quot.

Методическия рекомендации для воспитателей и инструкторов по физической культуре.

Источник

Сообщение «Эмоционально — психологическое здоровье воспитанников»
статья (старшая группа)

Сообщение «Эмоционально- психологическое здоровье воспитанников».

Скачать:

Вложение Размер
pedsovet.odt 20.38 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение «Эмоционально — психологическое здоровье воспитанников».

Воспитатель старшей группы «Ромашка» Улитина Л.Н.

Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше дошкольников с отклонениями в развитии эмоциональной сфере. Современные дети стали менее отзывчивыми. Они не всегда способны понять чужие эмоции и осознать свои, не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то зачастую в резкой форме. Отсюда возникают проблемы в общении со сверстниками и взрослыми.

Эмоциональное благополучие дошкольника обуславливается разнообразными факторами: физическое самочувствие, психологический климат в семье, самооценка ребенка, его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, стили общения педагогов с детьми (К. Н. Вентцель) Очень важно научить дошкольников принимать себя такими, какими они являются в действительности, — признак душевного здоровья и показатель личностного роста. Для решения данной проблемы мы создали соответствующие условия, организовали предметную среду, ориентируясь на то, чтобы создать атмосферу тепла и мягкости.

Группа должна создаваться как дом, где будут жить взрослые и дети. Именно жить, а не обучаться или только играть. Важно, чтобы и дети, и все работающие в группе взрослые чувствовали себя уютно, спокойно, расслаблено в этом помещении.

Вся жизнь ребенка дошкольного возраста подчинена его чувствам. Управлять своими переживаниями он еще не может. Поэтому дети, гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огорчить или обидеть, так как они почти совсем не знают себя и не умеют владеть собой.

Эмоции – это внутренние переживания человека. Естественно, что эмоции могут быть как положительными, так и отрицательными.

Поэтому важна работа с детьми дошкольного возраста по преодолению негативного эмоционального настроения,

Комфортное состояние дошкольника можно описать признаками: он спокоен, жизнерадостен, активен, охотно включается в детскую деятельность и общение, легок и инициативен в контактах со взрослыми, с удовольствием посещает детский сад.

Показателями дискомфорта являются следующие признаки: ребенок вял, сторонится детей, робок, сильно смущается при обращении к нему взрослых или незнакомых детей, нерешителен, проявляет тревожность в новых ситуациях, безынициативен и нерешителен в принятии решений.

Комфортное состояние ребенка в детском саду зависит от созданных условий: организации индивидуального подхода к ребенку, непосредственное общение с каждым ребенком, уважительное отношение к каждому ребенку, его чувствам и потребностям.

Не менее важным условием эмоционального благополучия также является создание благоприятной атмосферы, характеризующейся взаимным доверием и уважением, открытым и благожелательным общением начиная со второй младшей группы. Дети впервые приходят из дома в детский сад и должны окунуться в приятную, доброжелательную и ласковую атмосферу. А чтобы создать такую атмосферу нам воспитателям нужно запастись большим терпением, быть всегда доброжелательным к детям, ежеминутно уделять им больше внимания, стать «второй мамой», ведь дети с педагогом проводят в детском саду большую часть своего времени.

Оказывать поддержку индивидуальности и инициативе детей (свобода выбора детьми деятельности), вовлекать ребенка в различные групповые, интересные виды деятельности. Нам необходимо иметь в своем активном словаре достаточное количество ласковых слов.

Для решения данной проблемы необходимо создать соответствующие условия, организовать предметную среду. С этой целью была разработана модель модернизации предметно – развивающей среды в группе «Уголок психологической разгрузки «Маленькая страна».

  • создать атмосферу психологического комфорта и эмоционального благополучия, свободной творческой и активной личности;
  • создать условия саморегуляции психофизического состояния и двигательной активности детей; использовать игровые ситуации для социально – эмоционального развития дошкольников
  • умение детей с повышенной активностью владеть приёмами саморегуляции;
  • снижение проявления у агрессивных детей ссор и драк;
  • благодаря материалам психологического уголка раскроются тревожные и застенчивые дети;
  • умение дошкольников сотрудничать друг с другом, согласованно действовать в командных играх.

Уголок психологической разгрузки «Маленькая страна» применяется для достижения релаксации и отдыха. Он способствует умственному развитию детей, гармонизирует эмоциональный фон, возбуждает интерес к исследованию.

Умение полноценно и правильно расслабиться – важная составляющая в формировании психологического здоровья. Поэтому материал для уголка подбирался с учётом его основного назначения, а именно:

  • для психологической разгрузки воспитанников;
  • обучение способам выражения гнева в приемлемой форме;
  • обучение дошкольников умению владеть собой в различных ситуациях, приёмам саморегуляции;
  • обучение детей бесконфликтному общению;
  • повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей;
  • обучение дошкольников навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.

Так, например, в первую очередь, мы организовали для детей «Полянку настроения», которая каждое утро встречает их в приёмной: солнышко и тучка. Дети, заходя в группу, брали солнышко или тучку и наклеивали на свой шкафчик. Этим они определяли свое настроение . После того как прием закончен мы выходили в коридор и подсчитывали сколько ребят с хорошим настроением и сколько с плохим. Затем усаживались в круг брались за руки или за плечики качались, здоровались носиками или щечками, обнимались, говорили, передавая друг другу мяч ласковые слова. И те дети, которые пришли в плохом настроении все забывали. Полянка настроения» привлекает детей и помогает им понимать собственные эмоции, эмоциональные состояния других, способствует овладению средствами эмоциональной выразительности.

Эту же задачу выполняет и зеркало эмоций. Ребёнок видит себя и рассказывает о себе всё хорошее, с помощью мимики учится понимать состояние товарищей. Остальные дети подсказывают, учатся говорить друг другу комплименты, создают свой положительный образ. «Полянку настроения» можно использовать в начале дня, чтобы контролировать, с каким настроением приходят дети в детский сад, или в течение дня, что дает возможность отследить комфортность режимных моментов. Можно отследить настроение ребёнка на протяжении всей недели и вести дневник наблюдений воспитателя .

Для обучения детей бесконфликтному общению используются дидактические игры «Азбука настроений», «Что такое хорошо, и что такое плохо» и др.

В качестве оборудования для психологического уголка ещё представлены «Мешочки настроений». «Мешочек радости» изготовлен из светлого материала с соответствующим изображением лица хорошего настроения . «Мешочек грусти» изготовлен из тёмного материала с соответствующим изображением лица плохого настроения. Мешочки завязаны шнурками. Если у ребёнка плохое настроение, он может взять мешочек, развязать шнурок и «сложить» в него своё плохое настроение, обиды, злость, а потом тщательно завязать. Потом из другого мешочка берёт хорошее настроение, смех, улыбку, радость.

Наличие в группе мягкой мебели даёт возможность расслабиться, рассмотреть семейные альбомы, фотографии, детские рисунки, домашние реликвии — что способствует снятию напряжения, поднятию настроения, помогают формировать у детей важнейшие духовные ценности, в том числе представление о гармонии семейных отношений. Это рождает в ребенке чувство защищенности, теплоту, любовь, потребность заботиться друг о друге. У нас в группе есть альбом » Как мы растем» там собраны фотографии детей маленьких до года и дальше.

«Шкатулка секретов». В ней сложены пушистые бубончики, кусочки меха, мягкие кисточки, гладкая стеклянная палочка, кусочек шёлковой ткани и т.д. Ребёнок закрывает глаза, педагог проводит по его руке любым предметом с вопросом “Что это? Угадай?”.

Разнообразные волшебные предметы: шляпа, колпачки, палочка, плащ и т. д. помогают воспитателю вместе с детьми совершать чудесные путешествия и превращения, сделать общение с детьми сказочным, насыщенным приятными сюрпризами, причем не только во время занятий, но и в свободной игровой деятельности.

Для снятия эмоционального напряжения и умения выразить такую негативную эмоцию как гнев (агрессия) в приемлемой для окружающих форме, используются «Коврик злости», «Упрямая подушка», «Лист гнева»

В уголке размещена корзинка с клубочками разноцветных ниток . Их цель: успокоить расшалившихся детей, научить их одному из приёмов саморегуляции. Сматывая яркую пряжу в клубки, ребёнок успокаивается. Ещё один вариант использования клубков – воспитание чувства принадлежности к группе, безопасности в коллективе. В этом случае в игре участвую и я.

Наматывая нитку на большой палец правой руки, я начинаю петь песенку (например, «Колобок», «Теремок»). Затем передаю клубок ребёнку, называя его по имени, и тот продолжает песенку. К концу песенки все соединены одной ниточкой. Все снимают нитку с пальца и кладут на стол. Внимание детей обращается на то, что ниточка не порвалась, и ребята в группе будут также дружить и помогать друг другу.

Немаловажный атрибут психологического уголка, целью которого является научить детей разнообразным способам примирения после ссоры – «Кукла Мирилка». Поссорившиеся дети берут с разных сторон руки куклы, произнося разные стихи – мирилки. Многие из них, нам, взрослым, знакомы с детства. От куклы дети не только забывают обиды, но и стараются сразу поиграть с ней.

В дополнение в группе имеется спортивный уголок , где добавлены игры с мячом, разноцветными ленточками, верёвочками на сплочение детей, увеличение внутренней доброжелательности и формирование самопринятия.

Для снятия стресса, мышечного зажима применяется мышечная релаксация. Умение расслабиться даёт возможность снизить уровень переживаний путём воздействия на состояние тела. Это помогает ребёнку снять напряжение, успокоиться, ведь полное расслабление мышц несовместимо с негативными эмоциями и как следствие приводит к спокойному и позитивному эмоциональному состоянию. Используется ноутбук с аудиотекой релаксационной направленности и большим набором текстов для релаксаций и визуализаций.

Широко применяются упражнения на дыхание . Ровное, спокойное дыхание – ум находится в покое, частое – ум встревожен. Упражнения на дыхание направлены на успокоение ума, развивают гибкость и плавность движений, поэтому выполняя их можно снять очаги напряжения в теле, расслабиться. Выполнение упражнений любого комплекса развивает способность к концентрации.

Дети, играя в уголке психологической разгрузки, чувствуют себя намного лучше, и, кроме того, это весело, забавно и полезно. Это не только помогает снимать напряжение и усталость, но для детей еще полезно тем, что благотворно влияет на развитие вестибулярного аппарата ребенка. это под столом завешивают различными тряпками.

Для воспитания эстетических чувств и возможности показать свои чувства на бумаге организован уголок для рисования. Все работы детей вывешиваются на стенде творчества для родителей.

А для родителей в приёмной располагаются консультации, рекомендации и «Шкатулка добрых посланий», в которой они оставляют своим детям добрые послания и пожелания. Воспитатель зачитывает их ребенку в течение дня по мере необходимости, таким образом, успокаивая ребенка.

Стена изменения настроения. Ребятишки при помощи рук перемещаются от грустного изображения к более веселому, при этом останавливаясь напротив каждого объекта, передавая изображенную на нем эмоцию. Дети отвлекаются от своих отрицательных переживаний и как следствие забывают о них, таким образом, налаживается микроклимат в группе. (большой экран когда включен проектор).

Подборка расслабляющей музыки . Релаксационные упражнения с использованием музыки необходимы для снятия у детей напряжения или усталости, которое возникает в результате получения огромного количества информации и постоянного общения с другими членами группы.

Ширмы – легкое, многофункциональное сооружение, которое ребенок может переносить по группе и отгораживать себе укромное, удобное и спокойное местечко. Ребенок отгораживает себе личное пространство.( мольберт)

Волшебный стул – красиво, ярко украшенный стул, предназначен для именинника праздновавшего свой день рождений. Создает положительный эмоциональный настрой, помогает ребенку понять степень значимости его в группе.

Творческие работы детей в группе (в том числе персональные выставки) помогают неуверенным детям поднять самооценку, дают повод погордиться собой, позволяет ребенку увидеть самоценность. В конце недели ребенок рассказывает про свою работу, изготовленную с родителем и получает приз.

Театрализованный уголок – в процессе игры ребенок примеряет на себя различные социальные роли, отвлекается от своих отрицательных мыслей и тревог (используют парики, маски ).

Портфолио – это копилка личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни. Раньше мы использовали

Центр воды и песка — который является мощным ресурсом предметно-развивающей среды, помогающий создать радостное настроение, снимать напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей, что создает благоприятную почву для развития эмоциональной сферы ребенка.

Таким образом, созданная предметно-развивающая среда позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для развития познавательных процессов, речи и эмоционально-волевой сферы

Результатом работы стали, следующие изменения:

— значительно пополнилась развивающая среда (уголки уединения и настроения, организованы центры эмоциональной разгрузки).

— у детей появилась возможность отрабатывать свое эмоциональное состояние.

— мы стали отмечать, что у детей заметно снизилась тревожность, они стали более спокойны, открыты для общения со сверстниками и взрослыми (на примере Настя…сейчас она первая приходит в д/с без слез и в хорошем настроении).

Мы рекомендуем в каждой группе ДОУ создать условия для психологического здоровья дошкольников как важной составляющей в формировании открытой творческой личности.

Источник

Читайте также:  Здоровье россии для презентации
Adblock
detector