Психика как регулятор здоровья
Психическое здоровье — это состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения, деятельности. На представления о сущности психического здоровья значительное влияние оказала традиция понимать норму как отсутствие патологии. Статистически-адаптационный подход к определению психического здоровья наиболее распространен. Однако при этом не определяется специфика нормы. В ряде научных направлений не делается принципиальных различий между нормой и патологией
душевных переживаний, считаются «нормой» в регрессивных архаических культурах, а в современном обществе — признаками тяжелых форм психических заболеваний, либо, если они выражены неярко, неврозов. По Э. Фромму, здоровье и болезнь — это свет и тьма, жизнь и смерть, это две основополагающие альтернативы — прогресс и регресс, развитие своей человечности в противоположность патологическому, архаическому развитию. Понятие психического здоровья во многом смыкается с понятием зрелости: по Э. Фромму, психически здоровый человек — это зрелый, продуктивный человек; по А. Маслоу (А. Maslow), нормальное развитие происходит у самоактуализирующихся людей, характеризующихся спонтанностью, естественностью, принятием себя; они свободны от стереотипов, не зависят от мнения других людей и, следовательно, не боятся их и не испытывают враждебности; по Г. Оллпорту (G. Allport), здоровой личности присуща активная позиция по отношению к действительности, доступность опыта сознанию, самопознание, способность к абстракции, постоянный процесс индивидуализации, устойчивость к фрустрации и функциональная автономия: (объекты, бывшие ранее средством для достижения цели, приобретают собственную мотивационную силу). В исследованиях здоровой личности представителями гуманистического направления заслуживает внимания обращение к поиску позитивных критериев психического здоровья.
Источник
Психика как регулятор здоровья
Психическое здоровье – это состояние психологического и социального благополучия, при котором человек реализует свои возможности, эффективно противостоит жизненным трудностям и стрессу, осуществляет продуктивную осознанную деятельность и вносит свой вклад в развитие социума.
В первую очередь это реализуется за счет стабильного, адекватного функционирования психики, а также основных психических познавательных процессов: памяти, внимания, мышления.
Всемирная организация здравоохранения заявила, что психические расстройства затрагивают около 12% всего населения земного шара – примерно 450 миллионов или каждый четвертый человек во всем мире страдает от психических заболеваний.
Показателями психического здоровья являются:
Факторы, которые разрушают психику человека:
- Вредные воздействия окружающей среды.
- Физические болезни.
- Генетически запрограммированные модели поведения.
- Различные зависимости и привыкания.
- Вредные привычки, такие как, алкоголь, курение, наркотики.
Все эти факторы способны в той или иной форме оказывать влияние на людей, вызывая тяжелые болезни.
Чем характеризуется психическое здоровье?
1. Умение выстраивать отношения с окружающими. Эти отношения в основном позитивные, доверительные. В эту же категорию относят способность любить – принимать человека таким, какой он есть.
2. Желание и способность работать. Это – не только профессиональная деятельность, но и творчество, вклад в общество. Создавать то, что ценно для самой личности, его семьи, общества.
3. Способность «играть». Игра – довольно широкое понятие в отношении взрослого человека. Что она в себя включает:
- свободное использование метафор, иносказаний, юмора – игра символами;
- танец, пение, спорт, некоторые виды иного творчества – быть не сторонним наблюдателем, а активным игроком.
4. Автономия. Здоровый человек не делает того, чего ему не хочется. Он самостоятельно делает выбор и несет за него ответственность.
5. Понимание этических норм. Осознавать смысл и необходимость следования им, однако является гибким в этом отношении – в определенных обстоятельствах он может позволить себе изменить линию поведения (в пределах разумного).
6. Эмоциональная устойчивость. Она выражается в способности вынести накал эмоций – чувствовать их, не позволяя им управлять собой. В любых обстоятельствах находиться в контакте с разумом.
7. Гибкость применения защитных механизмов. Каждый человек сталкивается с неблагоприятными жизненными обстоятельствами, и, будучи носителем такого нежного конструкта, как психика, применяет средства ее защиты. Здоровая личность выбирает эффективные методы и в разных ситуациях осуществляет выбор в пользу наиболее подходящего.
8. Осознанность, или, иначе говоря, ментализация. Здоровый психически человек видит разницу между истинными чувствами и чужими навязанными установками, способен проанализировать свои реакции на слова другого.
9. Способность к рефлексии. Вовремя обратиться к самому себе, проанализировать причины тех или иных событий в собственной жизни, понять, как поступить дальше.
10. Адекватная самооценка. Реалистичная самооценка, самовосприятие себя согласно действительным чертам характера и особенностям, отношение к себе с теплом, реальное понимание слабых и сильных сторон характера.
Как сохранить свое психическое здоровье?
- Правильное питание.
- Физическая активность.
- Принимайте свои чувства.
- Управляйте своими эмоциями.
- Знайте свои слабые места.
- Развивайте свои таланты и интересы.
- Учитесь делать близким людям приятные сюрпризы.
- Научитесь улыбаться.
- Преодоление зависимостей.
- Стрессоустойчивость.
- Изменить образ мышления.
- по возможности оградить себя от негативной информации – перестать смотреть душещипательные передачи, общаться с негативно настроенными людьми и т.д;
- искать положительные стороны в окружающих обстоятельствах;
- перестать критиковать все подряд от соседей и начальства до правительства;
- не поддаваться унынию, какими бы тяжелыми не представали обстоятельства;
- не сравнивать себя с кем бы то ни было – разве что с самим собой вчера и сегодня;
- положительно воспринимать жизнь во всех ее проявлениях.
Следует помнить о том, что позитивное мышление основывается не столько на событиях окружающего мира, сколько на реакции на них, а её мы в силах изменить.
Психически здоровые люди стремятся сбалансировать и развивать различные стороны своего «я» — физическую, психическую, эмоциональную и духовную. Они ощущают целесообразность своего существования, контролируют свою жизнь, чувствуют поддержку окружающих и сами оказывают помощь людям.
Источник
Психическое здоровье как регулятор поведения в жизненных ситуациях;
Психическое здоровье — это состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения, деятельности. На представления о сущности психического здоровья значительное влияние оказала традиция понимать норму как отсутствие патологии. Статистически-адаптационный подход к определению психического здоровья наиболее распространен. Однако при этом не определяется специфика нормы. В ряде научных направлений не делается принципиальных различий между нормой и патологией. Ряд душевных переживаний, считаются «нормой» в регрессивных архаических культурах, а в современном же обществе — признаками тяжелых форм психических заболеваний, либо, если они выражены неярко, неврозов.
По Э. Фромму, здоровье и болезнь — это свет и тьма, жизнь и смерть, это две основополагающие альтернативы — прогресс и регресс, развитие своей человечности в противоположность патологическому, архаическому развитию.
Понятие психического здоровья во многом смыкается с понятием зрелости:
по Э. Фромму, психически здоровый человек — это зрелый, продуктивный человек;
по А. Маслоу, нормальное развитие происходит у самоактуализирующихся людей, характеризующихся спонтанностью, естественностью, принятием себя; они свободны от стереотипов, не зависят от мнения других людей и, следовательно, не боятся их, не испытывают враждебности;
по Г. Оллпорту, здоровой личности присуща активная позиция по отношению к действительности, доступность опыта сознанию, самопознание, способность к абстракции, постоянный процесс индивидуализации, устойчивость к фрустрации и функциональная автономия черт (объекты, бывшие ранее средством для достижения цели, приобретают собственную мотивационную силу). В исследованиях здоровой личности представителями гуманистического направления заслуживает внимания обращение к поиску позитивных критериев психического здоровья.
В настоящее время к основным критериям психического здоровья относят: соответствие субъективных образов отражаемым объектам действительности и характера реакций — внешним раздражителям, значению жизненных событий; адекватный возрасту.
Выделяется пять уровней психического здоровья.
уровень стабильного психического здоровья;
уровень риска;
уровень предболезни;
донозологический уровень;
уровень болезни.
Уровни психического здоровья, не отличаясь стабильностью, отражают внутреннее динамическое равновесие между человеком и социальной средой, которое может изменяться в сторону повышения или понижения вероятности развития нервнопсихического заболевания, что зависит от состояния личности и микросоциального окружения.
Об отражении на психическом здоровье социального состояния общества свидетельствуют данные клинико-эпидемиологических исследований, проводившиеся в России в конце 80-х — начале 90-х годов, позволившие выявить две основные тенденции состояния психического здоровья населения (использовался, медицинский критерий психического здоровья):
1. Первая тенденция заключается в высокой распространенности пограничных нервно-психических расстройств (150-180 случаев на 1000 населения).
2. Вторая тенденция характеризуется прогрессирующим ростом этих заболеваний в самые последние годы (В.Я. Семке, В.С. Положий).
Эти тенденции обусловлены жизнью в условиях «социального стресса и неблагополучия, радикальными и стремительными переменами в различных общественных сферах. У значительной части населения наблюдался кризис идентичности, во многом определяющийся противоречием между требованиями резко изменяющихся общественных и экономических отношений и ригидностью личностных установок и стереотипов.
Выделяются три основные варианта кризиса идентичности:
апатический (пассивный уход в себя, утрата жизненного тонуса, тревожно-депрессивное настроение, замкнутость, неверие в свои силы, агрессивность);
деструктивный (активизация агрессивных инстинктов, дисфорическое настроение, обостренная нетерпимость к другим точкам зрения, часто антисоциальные поступки);
негативистический (скептически-пессимистические настроения, негативная оценка происходящего при отсутствии антисоциальной деятельности).
В сложных социальных условиях предъявляются повышенные требования к механизмам психологической защиты. При их разрушении нарушается барьер психической адаптации, влекущий за собой нарушения психического здоровья.
Жизненная ситуация может наносить ущерб психическому здоровью. Такая ситуация называется психической травмой. Понятие отношений позволяет понять причины того или иного результата личностно-ситуационного взаимодействия.
Концепция психологии отношений связана в первую очередь с именем выдающегося отечественного медицинского психолога В.Н. Мясищева, который продолжил исследования своего учителя А.Ф. Лазурского в области исследований личности как системы отношений и осуществил детальную разработку этой концепции как в общепсихологическом плане, так и в приложении к теории и практике медицины.
Система отношений, по В.Н. Мясищеву, является главной характеристикой личности. Отношения — это сознательная, основанная на опыте, избирательная связь человека с различными сторонами жизни. Эта связь выражается в действиях, реакциях и переживаниях. Отношения являются движущей силой личности, характеризуя степень интереса, силу эмоций, желаний, потребностей. Столкновение значимых отношений личности с несовместимой с ними жизненной ситуацией является источником нервно-психического напряжения, способствующего нарушениям здоровья.
Предпринимательская деятельность зачастую сопряжена с такими ситуациями. Например, попытки некоторых бизнесменов преодолеть препятствия с просроченным сроком годности продуктов путем незаконного продления сроков, что может лежать за пределами базовых установок личности и привести к её нервно-психическому напряжению.
Психология отношений имеет важное значение в исследовании нормы и патологии личности, происхождения и течения болезней, их лечения и предупреждения. По Ф.Е. Василюку, к онтологическому полю жизненного отношения принадлежат фрустрационные ситуации. К этому полю принадлежит самый широкий круг жизненных ситуаций, значимость которых определяется спецификой отношения к ним.
Психическая травма — это жизненная ситуация, характеризующаяся индивидуальной и относительной неразрешимостью и вызывающая состояния нервно-психического напряжения, которое приводит к нарушениям психического здоровья. Главной характеристикой психической травмы является ее патогенность для личности, зависящая как от остроты, длительности, повторяемости, неожиданности психической травмы, так и от уязвимости личности к конкретной психической травме.
Рассмотрение психической травмы возможно с позиций теории психологического стресса, согласно которой реагирование на неблагоприятные факторы среды зависит от восприятия их личностью в качестве стрессовых. Восприятие психотравмирующей ситуации необходимо рассматривать в субъективной иерархии значимых переживаний. Личность уязвима не ко всем, а к определенным факторам среды. Фактор значимости опосредует любое воспринимаемое извне воздействие. Чем более значимыми являются затрагиваемые психической травмой переживания личности, тем более патогенной является психическая травма.
В психоанализе подчеркивается приоритет личности в возникновении психического расстройства, ситуация рассматривается лишь как толчок к заболеванию. С позиций бихевиоризма, напротив, большее значение придается внешним стимулам. Необходимо, однако, анализировать личностные переменные во взаимодействии с ситуационными. Важной формой реагирования на психическую травму является психологическая защита. Восприятие ситуации как психотравмирующей во многом зависит от формирования и развития тревоги как сигнала к восприятию опасности. Если сигнал не воспринимается (при мощных механизмах психологической защиты) или тревога чрезмерна, ситуация чревата возникновением психических расстройств. Для поддержания состояния психической устойчивости необходима не лабильность, а реактивность адаптации. Индикатором «здоровой» реактивности и может быть превентивная тревога, предупреждающая о необходимости подготовки к встрече с ситуацией. Психические травмы чрезвычайно многообразны, как многообразна сама жизнь. По интенсивности психические травмы делятся на:
массивные (катастрофические), внезапные, острые;
ситуационные острые (обоюдоострые), многопланового воздействия (утрата социального преимущества, возможности самоутверждения);
пролонгированные ситуации, действующие на протяжении многих лет ( ситуации кумира семьи);
пролонгированные ситуационные «взрывы», приводящие к осознанной необходимости психического перенапряжения (Т.К. Ушаков).
Преимущественное влияние личностных или ситуационных переменных отражается в понятиях «сильной» и «слабой» ситуаций (В. Мишел). «Слабость» ситуации указывает на возможность эффективной коррекции системы отношений личности.
Рост многообразия событий в современном мире способствует усложнению поведения личности в них и повышает вероятность их патогенного воздействия.
Таким образом, поведение является функцией взаимодействия личности предпринимателя и ситуации:
модели поведения в значимых ситуациях — это особые поведенческие синдромы, характеризующиеся актуализацией адаптивных механизмов саморегуляции;
понятие моделей поведения шире, чем психологическая защита, имеющая место в трудных ситуациях;
сущность моделей поведения отражается, помимо психологической защиты, также в понятиях форм переработки конфликта, реакций на фрустрационные ситуации, «техник бытия», архетипов и др.;
модели поведения предпринимателя являются различными вариантами процесса адаптации, охватывающего соматические, личностные и социально-психологические аспекты жизнедеятельности, и понимаемого как процесс взаимодействия личности и среды с целью поддержания равновесия по типу гомеостаза. Субъективным отражением адаптационного процесса является внутренняя картина жизненного пути;
модели поведения подразделяются на соматически, личностно и социально ориентированные в зависимости от преимущественного участия в адаптационном процессе того или иного уровня жизнедеятельности.
Психическое здоровье обеспечивает регуляцию поведения, которое зависит в первую очередь от отношения личности к ситуации, с которой она взаимодействует.
Ситуационно обусловленные нарушения психического здоровья происходят в результате психической травмы как ситуации, характеризующейся неразрешимостью с точки зрения личности.
Источник