Меню

Психического здоровья будущего ребенка

Влияние перинатального периода на психическое здоровье ребенка

Длительный период переживания современным обществом кризиса семейных отношений привел к пониманию необходимости разработки и внедрения программ целенаправленной психологической, социальной помощи семье и детям.

Научно доказано, что ребенок практически с первых дней беременности чувствует состояние матери, поэтому любые физиологические, эмоциональные, нервно – психические нарушения у женщины могут оказать пагубное влияние не только на развитии ребенка, но и на его последующее взаимодействие с окружающей средой (А.С. Батуев, Л.В. Соколова).

Беременность – особый период в жизни женщины, в ходе которого изменяется ее сознание, отношения с миром и закладывается основа взаимоотношения с будущим ребенком. Насколько гармоничными будут взаимоотношения в системе «мать – ребенок» зависит от сочетания множества факторов с момента зачатия ребенка и до первых лет жизни после его рождения.

Первым этапом становления отношений между матерью и будущим ребенком можно считать зачатие. Мотивы зачатия ребенка могут существенно отличаться у женщины и мужчины, быть осознаваемыми или неосознаваемыми, конструктивными (способствующими укреплению семьи, личностному росту супругов, благополучному рождению и развитию ребенка) и деструктивными. Наиболее позитивным мотивом материнства считается беременность «ради ребенка», а к негативным мотивам, относят желание соответствовать социальным ожиданиям окружающих, протест (беременность «назло» мужчине или родителям), стремление сохранить отношения, уход от настоящего и др. (Н. В. Боровикова).

Важной является и связь периода зачатия с этапом жизненного цикла семьи. Так, зачатие на этапе добрачных отношений может сопровождаться бессознательным непринятием ребенка, беременность на этапе конфронтации может еще больше обострить семейные противоречия. Наиболее благоприятным для рождения ребенка, по мнению исследователей, является период компромиссов в цикле развития семьи или непосредственный период ее зрелости (И.В Добряков).

Существенное влияние на развитие ребенка оказывает и очередность рождения, так как первый и каждый последующий ребенок в семье рождается в принципиально иной семейной ситуации (отличается и количество членов семьи, и опыт родителей, и характер взаимодействия).

Дальнейшее становление отношений между матерью и ребенком происходит по мере развития беременности. Задолго до непосредственных родов все органы и системы ребенка не только развиваются, но и начинают функционировать, обеспечивая его связь с матерью и внешним миром, его психологические, эмоциональные реакции. Серьезные гормональные, физиологические и психологические изменения переживает и женщина. Она привыкает к изменениям функционирования внутренних органов и формирует свою внутреннюю позицию к будущему материнству. От того, насколько успешно протекает адаптация к беременности, зависит материнская компетентность в дальнейшем, удовлетворенность своей ролью, отношение к новорожденному, выбор стратегии воспитания. Например, излишняя тревога матери о своем здоровье и здоровье плода во время беременности, страх за исход родов приводит в дальнейшем к формированию повышенной ценности ребенка, выбору гиперопекающего стиля воспитания. Отрицательное отношение женщины к своей беременности формирует низкую ценность ребенка, вместо материнства выбираются иные жизненные приоритеты, стиль воспитания, как привило, не соответствует личностным и возрастным особенностям ребенка, что может вести к формированию широко спектра поведенческих и нервно – психических расстройств у детей (Г.Г. Филиппова).

Процесс протекания родов, по мнению психологов, может также определять психические и физические реакции человека в течение всей последующей жизни человека. Считается, что в момент схваток ребенок испытывает не просто сильное внешнее давление, но и чувство возрастающей тревоги от надвигающейся опасности, невозможности определить ее источник и пути выхода. В дальнейшем ребенок, ведя борьбу за выживание, становится активным участником происходящего, его поведение приобретает определенную направленность и цель. Сам акт рождения ассоциируется с освобождением и в то же время безвозвратным отказом от прошлого. Процесс борьбы за выживание заканчивается облегчением и релаксацией, однако радость освобождения сочетается с тревогой и страхом. Полученные в процессе родов физическая и психическая травмы, связанные с угрозой жизни, с резким изменением условий существования, во многом определяют дальнейшее развитие ребенка, и могут проявляться в тревоге, неприятных телесных ощущениях, чувстве вины, агрессивности и др. (С. Гроф).

Читайте также:  Урок физкультуры тропа здоровья

Период беременности и послеродовой период общепризнанно считаются временем повышенного риска развития нервно-психических нарушений у матерей. После рождения ребенок является психологически зависимым от матери. Даже если младенец доношен и здоров, неправильная организация ухода за ним может создать хроническую психотравмирующую ситуацию.

Для новорожденного ребенка мать является гарантом безопасности, выживания в этом мире. При наличии у матери нервно-психических нарушений (например, послеродовой депрессии, невротических состояниях и т.д.) она не в состоянии удовлетворить потребность ребенка в теплых, эмоционально близких, приносящих радость взаимоотношениях. Если после рождения потребность ребенка в близости, комфорте и безопасности удовлетворяется, у него снижается уровень базальной тревоги, растет уверенность в своих силах, его деятельность направляется на познание окружающего мира. Формирование надежной привязанности между матерью и ребенком в детском возрасте становится основой успешной адаптации на следующих этапах взросления ребенка, способствует формированию инициативности, чувства компетентности, правильному выстраиванию границ поведения ребенка, его межличностных отношений с окружающими. В противном случае – высока тревога, а деятельность ребенка направлена на обеспечение безопасности, а не развитие и познание. Нарушение формирования привязанности приводит задержкам психоречевого развития, высокой тревожности, формированию различных форм оппозиционно – протестного поведения, нарушению развития саморегуляции, коммуникативных навыков и т.д. Как правило, нарушение привязанности матери к ребенку ведет к выбору патологичных форм воспитания, которые не соответствуют личностным и возрастным особенностям ребенка (Дж. Боулби, М.Д. Эйнсворт).

Таким образом, с уверенностью можно говорить, что развитие ребенка от момента зачатия до первых лет жизни новорожденного становится важным периодом в формировании будущего психического здоровья ребенка. Именно в этот период зарождаются отношения между матерью и плодом, а затем матерью и новорожденным, которые лежат в основе формирования когнитивных и личностных особенностей ребенка. В связи совершенно очевидна необходимость в медико-психологическом сопровождении беременности и подготовки к родам, которая должна охватывать все этапы материнства: беременность, роды, грудное вскармливание, взаимодействие с новорожденным и другие аспекты. Целью подобного сопровождения становится не только своевременное предотвращение психоэмоциональных нарушений у матери, но и профилактика широко спектра поведенческих и нервно – психических расстройств у детей.

Кисенова Розалия Хайруловна, медицинский психолог ГБУЗ НСО «Новосибирский областной детский клинический психоневрологический диспансер»

Добавить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Источник

Психологическое здоровье детей
статья по теме

Цель: обратить внимание педагогов на необходимость создания условий сохранения психологического здоровья детей.

В уставе Всемирной организации зравоохранения (ВОЗ) предлагается понимать здоровье как «…состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней ли физических дефектов».

В данном аспекте важно выделить три составляющих здоровья:

Это занятие спортом, здоровое питание и здоровая экология.

Психологическое здоровье — состояние, характеризующее процесс и результат нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни.

Психологическое здоровье является необходимым условием функционирования и развития человека в процессе жизнедеятельности; представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориентации индивида на выполнение своей жизненной задачи. С одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей (ребенка или взрослого, учителя или менеджера, россиянина или австралийца и т. п.), с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.

Критерии психологического здоровья:

состояние психического развития ребенка, его душевного комфорта;

— адекватное социальное поведение;

— умение понимать себя и других;

— более полная реализация потенциала развития в разных видах деятельности;

Читайте также:  Восточные танцы для здоровья женщины

— умение делать выбор и нести за него ответственность

Современное общество становится все более информированным, технически грамотным и интеллектуально развитым. И, как обратная, дуальная сторона этого процесса — общество становится все более психологически нездоровым.

Современное общество живет в ситуациях, отнюдь не способствующих развитию гармонии и уравновешенности, стабильности личностного развития человека. Природные катаклизмы, резкие смены социальных норм, политическая нестабильность, урбанизация, отрыв от природы с ее извечными нормами гармонии действительно делают понятие «психологическое здоровье» наиболее актуальным на современном этапе развития человечества.

Скачать:

Вложение Размер
Ключом к формированию здорового образа жизни является внутренняя потребность быть здоровым. В детстве здоровье не осознается: 70.5 КБ
Ключом к формированию здорового образа жизни является внутренняя потребность быть здоровым. В детстве здоровье не осознается: 1.1 МБ

Предварительный просмотр:

ГОУ РА «Школа-интернат №1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей им. Г.К.Жукова»

Психологическое здоровье, его критерии и признаки нарушения

Цель выступления: обратить внимание педагогов на необходимость создания условий сохранения психологического здоровья детей.

Единственная красота, которую я знаю — это здоровье.

Ключом к формированию здорового образа жизни является внутренняя потребность быть здоровым.

В детстве здоровье не осознается: оно как воздух, как солнце, как данность не нуждающаяся в размышлении о ней.

Взрослый человек может прийти к мысли, что здоровье – это средство необходимое для достижения профессиональных целей и решения личностных задач.

Для пожилого человека здоровье является целью которой подчинена вся его жизнь.

Здоровье — комплексный, многоаспектный феномен, включающий в себя медицинские, психологические, педагогические и другие аспекты.

В уставе Всемирной организации зравоохранения (ВОЗ) предлагается понимать здоровье как «…состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней ли физических дефектов».

В данном аспекте важно выделить три составляющих здоровья:

Это занятие спортом, здоровое питание и здоровая экология.

Что такое психологическое здоровье?

Термин «психологическое здоровье» принадлежит одному из основателей гуманистического направления в психологии А. Маслоу. По мнению этого ученого, большинство людей изначально, биологически нацелены на сохранение здоровья, а не на болезнь, страдания или смерть. Обычный («хороший») человек – не тот, кому просто что-то дано, а тот, у кого ничего не отнято. Его противоположность – такой, у кого заглушены и подавлены способности и одаренность.

Таким образом, психологическое здоровье — состояние, характеризующее процесс и результат нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни.

Что включает в себя понятие психологического здоровья?

Психологическое здоровье является необходимым условием функционирования и развития человека в процессе жизнедеятельности; представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориентации индивида на выполнение своей жизненной задачи. С одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей (ребенка или взрослого, учителя или менеджера, россиянина или австралийца и т. п.), с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.

Что значит быть психологически здоровым человеком?

Выделяют несколько понятий, характеризующих психически здорового человека:

— уверенность в себе;

— потребность в знаниях

— потребность в самоактуализации (самоактуализация – процесс, включающий в себя здоровое развитие способностей людей, чтобы они могли стать тем, кем могут стать, а значит жить осмысленно и совершенно).

Существуют два основных признака, по которым можно судить о психологическом здоровье:

  1. Позитивное настроение, в котором находится человек. Основу составляют такие состояния как:
  1. Полное спокойствие
  2. Уверенность в своих силах
  3. Вдохновение
  1. Высокий уровень психических возможностей, благодаря чему человек способен выходить из различных ситуаций связанных с переживанием тревоги, страха.

Для того чтобы быть здоровым необходимо НАУЧИТЬСЯ поддерживать психическое благополучие своего организма

Критерии психологического здоровья:

— состояние психического развития ребенка, его душевного комфорта;

— адекватное социальное поведение;

— умение понимать себя и других;

— более полная реализация потенциала развития в разных видах деятельности;

— умение делать выбор и нести за него ответственность

. Психологическое здоровье = психическое здоровье + личностное здоровье

Причины нарушения психического здоровья

К отклонениям в состоянии психического здоровья детей и подростков приводит сочетание неблагоприятных внешних факторов (семейные, школьные, взаимоотношения со сверстниками) с индивидуальной предрасположенностью

  1. Соматическое заболевания (дефекты психического развития).

2. Неблагоприятные факторы , стрессы, воздействующие на психику.

Психологически здоровый школьник- это школьник, у которого наблюдается сбалансированность внутренних (познавательных, эмоциональных, физиологических) и внешних (требования социального окружения) особенностей развития его личности. Но когда школьник испытывает продолжительные нервные перегрузки: стресс, обиду, не справляется с учебными заданиями, происходит истощение возможностей и могут возникать различного рода нервно-психические расстройства (невроз).

Наиболее типичный невроз у детей школьного возраста – это неврастения.

Признаками неврастении являются:

  1. Повышенная раздражительность
  1. Быстрая утомляемость
  1. Расстройство сна
  1. Сонливость
  1. Неустойчивое настроение
  1. Ухудшение аппетита

При возникновении утомления (временного снижения работоспособности) необходим отдых. Иначе это может привести к переутомлению.

Переутомление проявляется в

  1. головных болях,
  2. слабости,
  3. снижении аппетита,
  4. нарушении сна,
  5. ухудшении памяти,
  6. рассеянности

Переутомление приводит к нервно-психическим заболеваниям

Что нужно сделать, чтобы личностный рост был гармоничным?

Несколько конкретных советов о том, как сформировать у ребенка хорошую самооценку, уверенность и способность противостоять трудностям:

  1. доверие к ребенку;
  2. уважительное отношение к детям;
  3. в случае неудачи ребенка необходимо вселить в него уверенность в том, что все должно получиться;
  4. педагоги должны демонстрировать ребенку позитивное отношение и уверенность в возможности преодоления жизненных сложностей;
  5. детей нельзя обманывать — делать хорошую мину при плохой игре, т.к. дети очень чувствительны к фальши;
  6. меньше сравнивать ребенка с другими детьми, особенно если сравнение не в пользу ребенка;
  7. чтобы выработать чувство ответственности, необходимо, чтобы у ребенка были дела, за которые отвечает только он (домашние поручения, уроки и т. д.);
  8. похвала не должна быть фальшивой, иначе у ребенка возникает чувство собственного бессилия;
  9. помощь ребенку необходима тогда, когда он об этом попросит.

Современное общество становится все более информированным, технически грамотным и интеллектуально развитым. И, как обратная, дуальная сторона этого процесса — общество становится все более психологически нездоровым.

Современное общество живет в ситуациях, отнюдь не способствующих развитию гармонии и уравновешенности, стабильности личностного развития человека. Природные катаклизмы, резкие смены социальных норм, политическая нестабильность, урбанизация, отрыв от природы с ее извечными нормами гармонии действительно делают понятие «психологическое здоровье» наиболее актуальным на современном этапе развития человечества.

На основании всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

1. Психологическое здоровье — состояние, характеризующее процесс и результат нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни. «Психологическое здоровье» характеризует личность в целом, находится в непосредственной связи с проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья.

Психологическое здоровье ребенка включает в себя разные компоненты жизнедеятельности:

· состояние психического развития ребенка, его душевного комфорта;

· адекватное социальное поведение;

· умение понимать себя и других;

· более полная реализация потенциала развития в разных видах деятельности;

· умение делать выбор и нести за него ответственность.

2. Образовательная среда является определяющей в состоянии и динамике психологического здоровья ребенка.

3. Образование, обеспечивающее здоровую экологию детства, полагающее нормой ценность саморазвития, становления индивида субъектом собственной жизни, формирующее нравственную позицию человека, является оптимальной (естественной) и наиболее общей формой заботы о психологическом здоровье детей.

4. Профессиональная забота взрослых и специально организованная здоровьесберегающая среда развивают природные возможности и сохраняют здоровье детей.

Источник

Adblock
detector