Психическое здоровье человека
Здоровье — это особый дар, который дается человеку от рождения, причем далеко не всем. О необходимости беречь свое здоровье знают все, но мало кто знает о том, что здоровье, как состояние, выходит за рамки физического состояния.
Сущность психического здоровья
Психическое здоровье — важная составляющая общего здоровья человека. Это обусловлено тем фактом, что все элементы организма взаимосвязаны друг с другом и находятся под постоянным контролем нервной системы. Именно по этой причине состояние психики человека оказывает влияние на деятельность всех систем организма, а их состояние сказывается на психике человека.
О психическом здоровье человека можно вести речь при наличии трех компонентов:
- отсутствие психических болезней;
- развитие психики, соответствующее норме;
- нормальное (благоприятное) общее состояние.
Для психики характерна связь между генетической (врожденной) программой и средой обитания. Норму психического здоровья определить очень сложно. Показатель нормы психического здоровья сугубо индивидуален, а границы его достаточно размыты. На самом деле очень трудно определить те факты, которые свидетельствуют о нарушении психического здоровья, так как большинство из них могут характеризовать эмоциональное восприятие окружающей действительности в здоровом состоянии.
Действительно, человек плачет по причине нормальной эмоциональной реакции на чужую или собственную боль; смеется по причине хорошего настроения. Но в отдельных случаях смех и плач могут характеризовать отклонения от нормы. Границы нормы и отклонений настолько нечеткие, что сама нервная система может иметь «пограничное состояние», когда нельзя говорить о здоровье, но и патологией назвать состояние также невозможно.
Особенно важно уметь наблюдать за состоянием психики. Причем необходимо контролировать состояние собственной психики и уметь анализировать психику близких людей, особенно детей. Одной из психических составляющих является состояние напряжения — усилия психики для выполнения того или иного вида деятельности.
У разных людей при выполнении одной и той же деятельности может происходить разный уровень напряжения, особенно заметно это у детей. Например, учебный процесс может вызвать у одного ребенка очень высокое напряжение, а другой практически не прилагает усилий. Соответственно, одному ребенку будет требоваться восстановительный период, а другому — нет.
Бесспорным фактом является то, что психическое здоровье — индивидуальное явление.
Важным вопросом для определения психического здоровья является выявление его критериев. По большому счету, один специалист не может определить состояние психического здоровья, для этого требуется группа экспертов в области психиатрии, неврологии, психологии и других смежных медицинских направлений.
Происходит это только после длительного детального обследования. Однако для текущей оценки собственного состояния или состояния психики родных и близких можно использовать простые приемы, доступные любому человеку.
Критерий 1: состояние сна
Человеческий организм устроен так, что нуждается в отдыхе, который обеспечивает нам полноценный сон. Именно во сне происходит полное восстановление сил организма, включая психические возможности. Если по каким-то причинам сон не обеспечивает полноценный отдых, то нужно ответить на вопрос, почему это происходит.
Неполноценный сон бывает по ряду причин:
- Неправильный режим дня, при котором продолжительность сна не соответствует потребностям организма. Считается, что человеку для восстановления сил требуется 8 часов сна, но при этом нужно делать поправку на индивидуальные особенности. Некоторым людям достаточно 6-7 часов в сутки (наука знает случаи, когда для полноценного отдыха требовалось 3 — 4 часа сна), а у других людей восстановление сил процесс более длительный и требует 9-10 часов. Особенно часто данное явление встречается у детей. Для поддержания психического здоровья нужно обеспечить свой организм полноценным ночным отдыхом.
- • Мозг человека теряет возможность для полноценного отдыха. Другими словами, человек не может заснуть, или спит очень плохо. Данная проблема диагностируется как нарушение сна. В этом случае нужно провести обследование по выявлению причин нарушения сна. Важно при проблемах нарушения сна не заниматься самолечением, а обратиться к специалисту.
Помните, что отсутствие полноценного сна приводит к перенапряжению психики, что, в свою очередь, может перейти в психические расстройства.
Критерий 2: работоспособность
Умственная работоспособность характеризуется активным уровнем психических процессов: восприятие, память, мышление и др. Высокий уровень активности, и соответственно, работоспособности, характеризует высокий уровень психического здоровья. Снижение работоспособности приводит к неполноценному функционированию психических процессов, приводящему к ряду последствий: увеличение количества ошибок, вялость, апатия, снижение интереса к деятельности, отставание от темпа деятельности.
В свою очередь, психические отклонения от нормы приводят к вегетативным изменениям и соматическим расстройствам: учащение пульса, повышение давления, головные боли, некомфортные ощущения в области желудка или сердца и др. Снижение работоспособности является признаком многих психических расстройств и заболеваний, включая различные виды депрессивных состояний.
Снижение работоспособности может быть вызвано утомлением (однократной психической усталостью) или переутомлением (постоянное (хроническое) утомление). Низкую работоспособность лучше предотвратить, чем скорректировать.
Для создания условий нормальной работоспособности нужно:
- Соблюдение режима труда и отдыха;
- Распределение нагрузки, посильной человеку.
Работоспособность человека зависит от индивидуальных особенностей. Склонность к усталости имеет свой уровень у каждого человека. Однако работоспособность можно и нужно развивать. Время физического и умственного труда нужно увеличивать постепенно, давая организму привыкнуть к нагрузке. Особенно важно это для детей. Неслучайно, ребенок, посещающий дошкольные образовательные учреждения, легче адаптируется к условиям обучения в школе.
На протяжении дошкольного периода его уровень работоспособности повышался средствами грамотной организации занятий от 10-15 минут в младшем возрасте, до 35 минут в подготовительной группе. Количество занятий также увеличивается из года в год, что позволяет встретить период школьного обучения полностью подготовленным.
Правила сохранения психического здоровья
- Соблюдайте режим труда и отдыха. Всегда находите возможность перерыва в полноценной и концентрированной деятельности. При невозможности отдыха находите возможность смены вида деятельности, что обеспечит отдых мозгу.
- Устраивайте себе выходные. Это время нужно использовать для смены видов деятельности.
- Обеспечьте условия для полноценного сна. При признаках нарушения сна немедленно обратитесь за помощью к специалисту.
- Никогда не занимайтесь самолечением. Помните, что отдельные медицинские препараты и гомеопатические средства могут оказывать влияние на психику человека.
- Развивайте собственную работоспособность. Не делайте резких усилий, приводящих к переутомлению.
- Позаботьтесь об организации рабочего места. Нужно, чтобы оно было достаточно удобным и не вызывало раздражения.
- Психическое и физическое здоровье — явления взаимосвязанные. Сохраняя свою психику, мы заботимся об организме в целом. Нужно внимательно относиться к своему состоянию и при малейших подозрениях на психический дискомфорт обратится к специалисту для помощи и консультации.
Источник
Создание желаемых состояний. Саморегуляция
Константин Федотов
Ведущий специалист социального проекта «Школа для взрослых»
На сегодняшний день основной и, пожалуй, самой значимой проблемой для человека являются проблема — возросшая скорость обмена информацией со средой и огромные объемы этой информации.
Психика современного человека вынуждена ежесекундно воспринимать и обрабатывать достаточное количество внешних сигналов. И далеко не все люди оказываются готовыми к такой перегрузке.
Развитие технологий привело общество к тому, что сознание среднестатистического человека в нынешних условиях информационного обмена работает практически на пределе. Психика просто не успевает эволюционировать, не успевает за скоростью изменений в среде. Чем же это чревато для каждого из нас?
Во-первых, скорость обмена информацией сказывается на скорости перехода сознания с одного уровня развития на другой. Уже сейчас (период для Москвы 2007-2010 гг., взято из личного опыта работы) появилось достаточное количество молодых людей, которые переживают возрастные кризисы ранее, чем их родители. Сегодня уже нормой считается проявление кризиса среднего возраста у людей в возрасте от 25 до 30 лет.
Во-вторых, когда психика человека не справляется с объемами информации (информации много, и она быстро поступает), в жизни индивидуума чаще возникает состояние когнитивного диссонанса, т. е. имеющаяся информация начинает конфликтовать с поступающей (к примеру, вы обучены реагировать в определенной ситуации так, а от вас теперь требуют вести себя иначе).
Чтобы обработать информацию, нужно время, нужно определенное психическое состояние и качество психических процессов. Когда у человека нет времени настроиться на восприятие и обработку информации, не обработанная из оперативной памяти информация (несистематизированная) перемещается в подсознание. Находясь в подсознании, несистематизированная информация может вступать в конфликт сама с собой или с той информацией, которая находится в долгосрочной памяти сознания и которая уже систематизирована.
Такая конфликтующая сама с собой информация (например, противоречивые установки) создает внутреннее напряжение, возникает ненужная активность определенных нейронных сетей мозга. Напряжение мешает правильной работе мозга, в результате чего возникают определенные психические и физиологические состояния.
Если диссонансы возникают в сознании каждый день, то человек с таким сознанием будет испытывать и соответствующие психические состояния: раздраженность, тревога, страхи, нерешительность и пр.
Важно знать: любая поступающая информация из среды через органы чувств активирует химические реакции (в нейронных сетях возникают новые импульсы), заставляя определенные участки мозга более или менее интенсивно работать и выполнять свои функции.
Мысль – это ряд химических реакций в нейронных сетях. Качество этих реакций (а, следовательно, и мыслей) зависит от слаженности работы нейронных сетей между собой и работы нейронов между собой в этих сетях, т. е. от эффективного обмена между нейронами веществами и информацией.
Из вышеописанного можно сделать следующий вывод. Нахождение человека в условиях среды, где присутствуют большие объемы информации и высокая скорость обмена информацией между средой и человеком, приводит к тому, что у человека возникают специфические, непродуктивные/нежелательные для него физиологические и психические состояния. Эти состояния вредят психическому здоровью (то есть состоянию благополучия, при котором человек может реализовывать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества).
Когда человек находится в условиях больших информационных потоков, то его психика вынуждена постоянно переключаться с одного шаблона восприятия и обработки информации на другой, т. е. запускаются разные доминанты в нейронных сетях. А это приводит к тому, что человек вынужден постоянно переходить из одного типа сознания в другой.
Такие скачки сознания приводят к расшатыванию психики, возникают расстройства, нарушается слаженность в работе психических процессов. А это все в свою очередь влечет за собой неустойчивые состояния – быстрые изменения в эмоциях и в мышлении.
У людей со «скачущим сознанием» возникает специфическая психическая реальность. Реальность, где при восприятии и оценке информации перемешиваются разные картины мира: религиозная, бытовая, научная, философская, художественная. У человека появляется своеобразная интерпретация наблюдаемого и происходящего вокруг.
«Нездоровая психическая реальность» приводит к изменению в работе механизма адаптации, он начинает давать сбои, неправильно распознавая источники опасности и получения удовольствия. А наличие специфической психической реальности и сбои в механизме адаптации на уровне психики выражаются порой в неадекватном поведении человека, появляются неподходящие под ситуацию действия.
Нахождение человека в условиях, где есть большой объем информации, – это стресс для организма. Наличие стресса запускает работу механизма адаптации.
Адаптация к условиям среды проходит на физиологическом и психическом уровнях. Изменения на физиологическом уровне непременно сказываются на психических процессах. Изменения в физических и психических процессах приводят к возникновению определенных состояний: гнев, страх, тревога, депрессия. Некоторые состояния являются безобидными и быстро проходят, а некоторые могут причинять вред здоровью и доставлять немало хлопот людям, у которых эти состояния проявляются.
Как же научиться справляться с нежелательными состояниями или избегать их, если мы вынуждены жить в той среде, где живем и где эти состояния непременно возникают или могут возникнуть?
О полезных и важных знаниях, которые помогут разобраться в этом вопросе, а также понять причины появления тех или иных состояний, и пойдет речь в этой статье.
В ней мы затронем следующие основные темы:
Я думаю, вы согласитесь, что каждому из нас важно уметь отслеживать изменения в своих состояниях и понимать, какие из них критические и требуют помощи со стороны, а какие изменения не так уж и опасны, т.е. допустимы (в эти состояния без надобности не следует вмешиваться и корректировать их – организм обычно справляется с ними сам).
Чтобы вы смогли лучше разобраться с тем, какие состояния являются критическими для вас, а какие из них нет — рекомендую ознакомиться со следующей информацией.
Изменения в физиологических и психических состояниях обычно сопровождаются:
Провоцировать изменения в состояниях могут:
Чтобы сразу убрать серьезные причины, те, что не отслеживаются самим человеком в его повседневной жизни, но которые могут провоцировать у него те или иные психические состояния, рекомендуется исключить у себя паразитические заболевания, заболевания органов и заболевания мозга (если вам действительно нужно разобраться в причинах проявления того или иного специфического для вас психического состояния).
Для такой полной диагностики нужно сдать соответствующие анализы и сделать МРТ мозга, УЗИ органов. МРТ мозга позволяет выявить или же исключить сложные заболевания мозга, а ведь именно они могут являться причиной определенных психических состояний и психических расстройств личности.
Внимание! Органические повреждения мозга (внутренние заболевания организма) проявляются через определенные изменения в психических и физиологических состояниях. Но эти же проявившиеся состояния могут быть характерны и для других заболеваний в организме. Поэтому для правильной диагностики заболеваний мозга следует делать МРТ мозга и анализы крови вместе и рассматривать их как дополняющие друг друга.
На что следует обращать внимание при анализе МРТ мозга, чтобы диагностировать наличие возможных проблем (самодиагностика).
Нарушения в левой лобной, левой височной и левой теменной долях мозга указывают на расстройства личности. Изменения в лобных долях связаны с изменениями (ухудшением или улучшением) силы воли, планирования, контроля импульсивного поведения, кратковременной памяти, внимания. Нарушения в височных долях – с проблемами с кратковременной памятью и распознаванием объектов, нестабильностью настроения (появлением тревожности), проблемами с речью.
Изменения в левой височной доле также характерны для депрессий, наличия мрачных мыслей, нарушения долгосрочной памяти.
Усиление активности базальных ганглий характерно для тревожных состояний и повышенной эмоциональности.
Усиление активности поясной извилины характерно для состояния гиперактивности, для усиления функционирования механизма адаптации, для быстрого переключения между сферами деятельности.
При нарушении в теменных долях наблюдаются проблемы с восприятием и обработкой информации.
Повышенная активность лимбической системы проявляется через повышенную эмоциональность.
Снижение активности височных долей (особенно левой) указывает на изменения памяти (трудно запоминать информацию), самоконтроля, настроения (подавленные состояния, повышение агрессивности).
Нарушения в мозжечке приводят к тому, что ухудшается скорость обработки информации, хуже становится интерпретация новой информации.
Нарушения в функционировании определенных частей мозга можно проследить по снимкам МРТ или по своему поведению:
Подсказка: нарушениями деятельности головного мозга из-за внутреннего повреждения (влияние механических повреждений и патологических процессов) занимается клиническая нейропсихология.
Что еще важно знать.
Причиной появления определенных состояний чаще всего является особенность работы Вегетативной (Автономной) Нервной Системы (ВНС). Поэтому каждому человеку необходимо знать общие принципы ее функционирования.
ВНС состоит из парасимпатической нервной системы (торможение) и симпатической нервной системы (активность). Как же они работают?
Парасимпатическая нервная система (ПНС)
Отвечает за внутреннюю деятельность организма в нормальных условиях. Деактивирует СНС после того, как она была возбуждена, возвращает организм к обычному режиму функционирования.
Симпатическая нервная система (СНС)
Обеспечивает организм дополнительной энергией в критических ситуациях. При попадании в опасные для жизни условия включается именно эта система, позволяющая справиться с ситуацией либо укрыться от угрозы.
Тренированные СНС и ПНС позволяют человеку более эффективно адаптироваться к изменениям в среде. Тренировать работу систем можно так: специально чередовать свою деятельность, например домашние дела, и чтение. Или так: прогулку на природе (в спокойных условиях) чередовать с прогулкой в городе (в экстремальных условиях или агрессивной среде).
Если вы живете в таком режиме, что у вас дольше по времени работает СНС, например строите карьеру, то ваш организм изнашивается и не успевает восстанавливаться. А это, в свою очередь, приводит к ослаблению иммунитета, неадекватному ответу организма на стрессовые факторы, что в итоге сказывается на общем физическом состоянии и состоянии психики: возникают определенные состояния, например сильное возбуждение ЦНС или ее подавленное состояние.
Функциональное состояние центральной нервной системы (ЦНС) – это еще один важный фактор, который влияет на наши состояния.
Взвинченное состояние ЦНС проявляется через тремор пальцев, произвольные подергивания в конечностях, бессонницу, потливость, тревожность, учащенное сердцебиение и пр.
Иногда внешняя среда (резкие изменения, появление угроз) или заболевания в организме могут провоцировать серьезные изменения в деятельности ЦНС (заболевания можно выявить, пройдя соответствующую диагностику у специалистов).
Корректируют работу ЦНС обычно через торможение психических процессов. Как?!
Например, распространенный способ у населения нашей страны для целей снятия напряжения и тревожности – употребление алкоголя.
Научный же подход заключается в следующем: убирают взвинченное состояние ЦНС обычно с помощью транквилизаторов и других препаратов, оказывающих седативное воздействие.
И там, и там у подходов есть минусы. Психофармакология и алкоголь вызывают привыкание и зависимость!
Что лучше?! Рекомендую заменить фармпрепараты и алкоголь на занятия медитацией или йогой.
Занимаясь медитацией, вы научитесь самостоятельно управлять своими состояниями (будете уметь контролировать их и корректировать), и спиртные напитки с таблетками, вам уже тогда не понадобятся.
Диагностика своих состояний (взаимосвязи, модели)
Психические состояния зависят от отношения человека к себе, окружающей действительности (агрессивна она или нет), деятельности (что человек делает, кем работает). Психические состояния бывают функциональными или нефункциональными для человека.
Функциональное состояние – качественно проходящие в организме процессы, поддерживающие гомеостаз (балансы). Качественные процессы протекают в таком режиме, который позволяет ощущать индивидууму себя НОРМАЛЬНО для выполнения задач, осуществления деятельности. Нормальное функциональное состояние способствует появлению мотивации. Отсутствие мотивации косвенно указывает на нефункциональное состояние психики.
Основные психические процессы: внимание, память, мышление, восприятие, ощущение, воображение, речь. Проблемы, например искаженное восприятие сигналов, некачественное мышление или плохая речь, указывают на плохое качество психических процессов.
Функциональное состояние (или качество психических процессов) отражает то, как идет адаптация к среде на уровне физиологии и психики.
Для правильной диагностики своего психического состояния обязательно следует оценить состояние своих систем: центральной нервной системы (ЦНС) и вегетативной нервной системы (ВНС).
Состояние ЦНС можно определить по следующим критериям:
Для формирования навыка «умение наблюдать за своим организмом» можно использовать следующее.
Наблюдайте в течение полугода за своими состояниями и фиксируйте их в дневнике, чтобы потом можно было этими наблюдениями воспользоваться. В дневнике фиксируется также питание, режим дня, случаи, которые возникали в течение дня (чтобы потом возникшие состояния можно было сопоставить с факторами, которые могли спровоцировать их появление).
Если вы научитесь точно оценивать свои состояния, то сможете достаточно быстро диагностировать начавшиеся патологии в работе организма и во время сможете предпринять нужные меры.
При диагностике своих психических (психоэмоциональных) состояний всегда учитывайте:
Чем больше информации, тем легче поставить диагноз.
Важно помнить! Одно проявившееся состояние (как причина) может приводить к появлению другого состояния (как следствия).
Учитывайте, что выявленное психическое состояние или его симптомы могут указывать не на наличие болезни/патологического состояния психики, а на наличие другого заболевания из области физиологии.
Как управлять психическими состояниями?
Свои психические состояния можно менять, воздействуя на психику через когнитивную терапию (разговоры). Общение помогает изменить свое мышление.
Изменения в мыслях влечет изменения на уровне эмоций. А изменения в эмоциях, в свою очередь, меняют поведение.
Также психические состояния можно менять через фармакологию и питание, изменяя биохимию (качество химических реакций в организме). А меняя функциональное состояние своего мозга (изменяя состав его клеток), можно корректировать качество его работы, т. е. менять психические состояния.
Психические состояния еще можно менять через изменения в физиологических процессах путем определенных упражнений (практик), через изменения: дыхания, рациона и качества питания, условий среды или своей деятельности. Изменения в физиологических процессах приводят к изменениям в психических процессах, и, как следствие, изменяются психические состояния.
Важная информация для понимания механизма управления своими состояниями.
Влиять на свои состояния можно лишь тогда, когда вы можете замечать свои состояния, а для этого требуется навык умения обращать внимания на свои физиологические показатели.
Умея замечать свои состояния и зная причины, по которым они могут возникать, можно научиться самостоятельно корректировать определенные психические и физиологические состояния, не прибегая к помощи специалистов. Для этого нужно всего лишь знать самому общие принципы того, как работает психика и физиология человека.
Далее мы рассмотрим вопрос о том, как, меняя свое физическое состояние через воздействие на физиологию, можно менять свои психические состояния и какие способы коррекции психических состояний существуют (рекомендации, взятые из жизни).
Основное, на что человек может влиять осознанно в работе своего организма, – это дыхание. Через него он может вмешиваться в работу ВНС, заставляя иначе работать весь организм.
Через дыхание всегда можно быстро внести изменения в работу симпатической нервной системы и парасимпатической нервной системы (которые входят в ВНС), а также повлиять на свои физиологические показатели и, как следствие, состояние психики.
Меняя параметры дыхания, можно менять качество химических реакций в организме, а следовательно и существующие балансы, поддерживающие гомеостаз. Меняя качество питания, режим дня, свою активность, можно тоже получить требуемые изменения в организме, но результат будет очевиден через несколько часов или дней. А через изменения дыхания результат можно получить в течение нескольких минут. Через дыхание можно повлиять на механизм адаптации организма к условиям среды и создать у себя определенные состояния.
Наиболее известные методы дыхания, которым стоит научиться, чтобы уметь контролировать свои состояния и поддерживать здоровье:
В каком-то смысле произнесение мантр или молитв тоже можно отнести к изменению дыхания (при произнесении этих звуков наша дыхательная система начинает работать в другом режиме, чем при обычной речи или молчании), поэтому это тоже можно взять на вооружение.
Отдельные подсказки для случаев
Для разбивки своих эмоциональных состояний следует менять условия среды. Можно использовать для этих целей чтение художественной литературы, просмотр научных фильмов и прогулки на воздухе.
Если требуется эмоциональная отстраненность, то следует на время убрать из своей жизни общение, чтение, фильмы.
Чтобы снизить эмоциональное напряжение, следует на время отказаться от достижения целей и переключить внимание на другие дела, сконцентрировать внимание на анализе деталей.
Чтобы увеличить мотивацию, следует сконцентрировать внимание на будущей выгоде, проверить готовность к деятельности (созданные условия), задать себе вопрос: «Что я смогу узнать в процессе достижения целей?», четко обозначить задачу (поставить вопрос), провести процедуру «мелких дел» для подготовки к работе, проверить уже достигнутое (вспомнить).
Подвижность психики увеличивается:
Снижает подвижность психики (убирает состояние «скачущего сознания») следующее:
Если требуется поддержание психических процессов и состояний на том же уровне, что они и есть, то воздействуйте на это через поддержание существующих условий среды и ведите прежний вид деятельности.
Что такое психическое здоровье? Какие состояния нужны/полезны, а какие опасны?
Сохранение и поддержание психического здоровья – это создание/поддержание у себя таких состояний психики, которые позволяют эффективно трудиться, чувствовать себя комфортно и в безопасности, вовремя реагировать на необходимые изменения и достаточно безболезненно и легко адаптироваться к возникающим условиям среды.
Как же сохранить психическое здоровье и как минимизировать влияния внешних факторов на ваши состояния?
Живите там, где вам комфортно! Где мало опасностей и вредного воздействия на физиологию (отсутствует радиация и сильное электромагнитное излучение), где много возможностей для поддержания уровня жизни (развита медицина, хорошая экология, развита система социальной защиты населения).
Состояние субъективного благополучия определяется не нормами, существующими в медицине и обществе, а вашими собственными ощущениями (болит или не болит, комфортно или нет). Это и есть основа, которая служит для определения своего физического, психического и духовного состояний по отношению к среде, в которой вы живете. Этого и надо придерживаться. Формируется же субъективное благополучие через личный опыт.
Чтобы понять уровень своей удовлетворенности и, как следствие, увидеть возможности и ограничения для поддержания своего психического и физического здоровья, рекомендуется периодически сравнивать свои индивидуальные состояния и свое окружение, т. е. то, где эти состояния возникают. За основу оценки берется следующее:
Среда – это то, что влияет на нас ежеминутно. Условия среды создают определенные физические изменения в организме, которые приводят в итоге к определенным физическим и психическим состояниям.
Состояние психического здоровья сильно зависит от условий, в которых вы живете. С возрастом те условия среды, которые ранее были пригодны для вашей жизни, могут стать непригодными (некомфортными) для вас как с точки зрения физического здоровья, так и с точки зрения вашего комфортного нахождения в социуме с определенной системой ценностей и культурой (т. е. с точки зрения психического и духовного здоровья).
Источник