Меню

Психическое здоровье воспитателя доу

«Психологическое здоровье воспитателя – залог успешности педагогической деятельности»
методическая разработка на тему

Пояснительная записка

Информационно-практическое занятие

Тема: Психологическое здоровье воспитателя –

залог успешности педагогической деятельности

Данное информационно-практическое занятие предназначено для работы с педагогическим коллективом. Его цель: способствовать улучшению психического здоровья педагогов и поддержанию благоприятного климата в коллективе; мотивировать педагогов на здоровьесбережение. В 1й части занятия идёт повествование о проблеме сохранения психологического здоровья педагога в профессиональной деятельности педагогов. Далее даются примеры практических упражнений по предупреждению эмоционального выгорания педагогов (экспресс-приёмы, примеры психологической зарядки и другие) с последующей оценкой эмоционального состояния участников занятия.

Это занятие может быть использовано, как пример проведения тематического педагогического совета. А может быть отправной точкой для проведения системы практических занятий по профилактике эмоционального выгорания и здоровьесбережению педагогов ДОУ. Вступительная часть может сопровождаться презентацией мультимедиа для лучшего восприятия информации. (презентация прилагается).

Оборудование для проведения: проектор, ноутбук, экран для мультимедиа, стулья большие по количеству человек.

Скачать:

Вложение Размер
Здоровье педагогов ДОУ 39.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №16 «Аннушка» города Смоленска

с педагогами образовательных учреждений

Педагог-психолог высшей квалификационной категории:

Денисова Ольга Николаевна

Тема: «Психологическое здоровье воспитателя –

залог успешности педагогической

Тема: Психологическое здоровье воспитателя –

залог успешности педагогической деятельности

Данное информационно-практическое занятие предназначено для работы с педагогическим коллективом. Его цель : способствовать улучшению психического здоровья педагогов и поддержанию благоприятного климата в коллективе; мотивировать педагогов на здоровьесбережение. В 1й части занятия идёт повествование о проблеме сохранения психологического здоровья педагога в профессиональной деятельности педагогов. Далее даются примеры практических упражнений по предупреждению эмоционального выгорания педагогов (экспресс-приёмы, примеры психологической зарядки и другие) с последующей оценкой эмоционального состояния участников занятия.

Это занятие может быть использовано, как пример проведения тематического педагогического совета. А может быть отправной точкой для проведения системы практических занятий по профилактике эмоционального выгорания и здоровьесбережению педагогов ДОУ. Вступительная часть может сопровождаться презентацией мультимедиа для лучшего восприятия информации. (презентация прилагается).

Оборудование для проведения: проектор, ноутбук, экран для мультимедиа, стулья большие по количеству человек.

Тема: Психологическое здоровье воспитателя –

залог успешности педагогической

  • способствовать улучшению психологического здоровья педагогов и поддержанию благоприятного климата в коллективе;
  • мотивировать педагогов на проведение деятельности по здоровьесбережению.
  1. Выступление психолога: «Проблема сохранения психологического здоровья педагога».
  2. Экспресс-приёмы снятия эмоционального напряжения
  3. Психологическая зарядка
  4. Методика мышечной релаксации по Э. Джекобсону.
  5. Упражнение «Внутренний луч»
  6. Заповеди психологического здоровья.
  7. Обратная связь(цветопись).

Будьте добрыми, если захотите;
Будьте мудрыми, если сможете;
Но здоровыми вы должны быть всегда.
Конфуций

«Здоровье является высшей ценностью общества, чем выше ценится здоровье человека в коллективном сознании общества, тем выше ресурс и потенциал развития самого общества».

Еще в 19 веке немецкий ученый Артур Шопенгауэр говорил: “Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакое внешнее благо не может доставить удовольствия…”

Здоровье формируется под влиянием сложного комплекса внутренних факторов и внешних воздействий. Учение провели многочисленные исследования и сделали вывод: от чего зависит наше с вами здоровье. Мы попробуем эти данные обобщить в виде формулы здоровья:

Здоровье 100%= 10%медицина+ 20%наследственность+ 20% окр среда +50% образ жизни.

50% – образ жизни . Эта та составляющая формулы здоровья, которая зависит от самого человека.

Если еще раз вспомнить, что в основе нашего физического и психического здоровья лежит социальное благополучие, то становится ясной такая схема: физическое здоровье – психическое здоровье – профессиональное здоровье. Ведь именно профессия должна обеспечить нам необходимое для здоровья социальное благополучие.

Под профессиональным здоровьем мы понимаем способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность педагогической деятельности и развитие личности педагога.

Как восстановить «профессиональное здоровье» педагога?

Здоровье начинается с попыток осознания своего места в жизни.

Каждый человек, несмотря на возраст, должен когда-то ответить на четыре очень важных для него вопроса:

  1. Ради чего я живу? В чем смысл моей жизни?
  2. Зачем я родился? Что я должен совершить?
  3. Зачем мне быть здоровым?
  4. Быть здоровым – это мой долг перед обществом или мое личное дело?

Вопросов может быть и больше. Ясно лишь одно – только ответив на них, человек приобретает мотивацию к тому, чтобы быть здоровым.

Человек сознательный, культурный, педагог в особенности, должен уметь владеть своими эмоциями и чувствами хотя бы ради двух целей:

– чтобы не болеть;

– чтобы принимать правильное решение. Надо научиться жить с хорошими эмоциями, противодействовать негативным эмоциям.

Каждая эмоция связана с болезнью или здоровьем, создает конкретную болезнь или является профилактической против конкретной болезни.

Чтобы сделать из себя здорового человека, нужно быть сильнее своих эмоций, но ни в коем случае не подавлять их.

Выделяют здоровьеразрушающие эмоции:

гнев, ярость, уныние, озабоченность, печаль, страх, тревожность, грусть, отчаяние…

Есть эмоции здоровьесоздающие:

интерес, радость, нежность, удовлетворение, спокойствие, сочувствие, удивление, восторг, умиление, восхищение…

– Начинайте каждый день с чувством радости.

– Поддерживайте это состояние в течение дня.

– Прежде чем дать волю гневу, сосчитайте до десяти.

– Ощущайте себя хозяином и властелином своей судьбы.

– Относитесь к людям так, как вы хотели бы чтобы люди относились к вам.

– Питайтесь регулярно и разнообразно.

– Исключайте жареную, жирную пищу, алкоголь.

– Увеличьте потребление овощей, фруктов, рыбы, мяса, молочных продуктов.

– Не переедайте на ночь.

– Спите не менее 8-ми часов в сутки.

– Занимайтесь физическими упражнениями.

– Старайтесь больше бывать на свежем воздухе.

– Любите свою душу и тело.

– Старайтесь окружить их комфортом.

  1. Экспресс-приёмы снятия эмоционального напряжения

Сложите руки в «замок» за спиной.

Так как «-» эмоции «живут» на шее ниже затылка и на плечах, напрягите руки и спину, потянитесь, расслабьте плечи и руки. Сбросьте напряжение с кистей.

Сложите руки в «замок» перед собой.

Потянитесь, напрягая плечи и руки, расслабьтесь, встряхните руки и кисти (во время потягивания в организм выбрасывается эндорфин – «гормон счастья»).

Зафиксируйте улыбку на лице на 10-15 секунд. При улыбке расслабляется гораздо больше мышц, чем при обычном положении. Почувствуйте благодать, которая расходится по всему телу от улыбки. Сохраните это состояние.

Если хочется скандала, широко откройте рот.

При этом мускулы лица расслабляются, и агрессия уменьшается.

Дыхание по системе 4 + 4 + 4.

Сядьте свободно на стуле, закройте глаза и послушайте свое дыхание. Оно спокойное, ровное, 4 сек. Вдох, 4 – на задержку дыхания, 4 – на выдох. Проделайте так три раза, слушая дыхание, ощущая, как воздух наполняет легкие. Других мыслей быть не должно. Пауза закончена. Вы спокойны. Улыбнитесь.

  1. Психологическая зарядка
  • Руки в стороны, кулаки сжать, делая вращения руками: «На пути у меня нет преграды, все получится так, как надо».
  • Руки на поясе, делая наклоны вправо — влево, повторить: «Покой и улыбку всегда берегу, мне все помогут, и я помогу».
  • Руки на поясе наклоны вперед — назад, повторять: «Ситуация любая мне подвластна, мир прекрасен – и я прекрасна»
  • Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить:

«Я бодра и энергична, и дела идут отлично».

  • Сложив руки в замок, делая глубокий вдох: «Вселенная мне улыбается, и все у меня получается».
  1. Методика мышечной релаксации по Э. Джекобсону.

Сжать кисти рук максимально на вдохе (как будто сильно-сильно

сжимаете сосульку), на выдохе разжать (ощущение легкого тепла).

Вытянуть руки до противоположной стены на вдохе (как будто

хотите что-то достать), опустить руки – на выдохе.

Свести лопатки на вдохе (как будто бабочка сложила крылышки),

на выдохе лопатки – развести (бабочка расправила крылышки).

Плечи поднять к ушам на вдохе (прячем голову, как черепаха

в панцирь), на выдохе плечи опустить и расслабиться (черепаха

высунула голову из панциря).

Носки ног максимально потянуть к коленям (покажите пяточки),

на выдохе – опустить.

Пятки потянуть к икроножным мышцам на вдохе (вытянуть носки), на выдохе — расслабить ноги и опустить.

Наморщить лоб, нос, свести глаза «в кучу» на вдохе, на выдохе – вернуться в обратное положение.

На вдохе улыбнуться максимально широко (улыбка Буратино),

на выдохе – губы сделать трубочкой и выдохнуть воздух

со звуками: «У-тю-тю-тю-тю».

  1. Упражнение «Внутренний луч»

Упражнение помогает снять усталость, обрести внутреннюю стабильность. Примите удобную позу. Представьте, что внутри вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз. И медленно постепенно освещает лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщинки, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного, удовлетворенного собой и своей жизнью, профессией и детьми.

Выполните упражнение несколько раз – сверху вниз. Заканчивайте выполнение упражнения словами: «Я стал новым человеком: спокойным и стабильным! У меня всё будет хорошо!»

  1. Заповеди психологического здоровья.
  • Не надо «переделывать» окружающих на свой лад
  • Не оставайтесь один на один с неприятностями
  • Самосовершенствуйтесь, вырабатывайте чувство собственного достоинства
  • Будьте реалистом, не ожидайте «манны с небес»
  • Умейте смотреть на себя со стороны
  • Не удерживайте в сознании тревожные мысли
  1. Обратная связь (оценка эмоционального состояния «Цветопись»)

Как говорил И.М.Сеченов, человек здоров, если сочетаются гармонично все виды деятельности: 8 часов должно быть посвящено сну (Будда),

8 часов – работе (Прометей), 8 часов – отдыху (Дионис).

Источник

Консультация «Психологическое здоровье педагога, залог успешной работы в ДОУ.»

Жания Жарлыкасимова
Консультация «Психологическое здоровье педагога, залог успешной работы в ДОУ.»

Сохранение и укрепление здоровья педагога, создание благоприятной психоэмоциональной обстановки в коллективе является залогом успешного воспитательно-образовательного процесса и успеха деятельности детского сада в целом.

В образовании, в частности в дошкольном, большое внимание уделяется укреплению и сохранению здоровья детей, а проблеме педагогов уделено недостаточное внимание. А ведь от того, с каким здоровьем, настроением, с какими эмоциями входит воспитатель в группу, зависит успешность, здоровье и настроение воспитанников. Если руководитель образовательного учреждения будет искать пути, способы, средства и методы для сохранения и укрепления здоровья педагогов в течение рабочего дня, то педагоги будут идти на работу с желанием, будут здоровы, эмоционально благополучны.

По определению Всемирной организации здравоохранения «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

Что включает в себя понятие психологическое здоровье?

Само использование термина «психологическое здоровье» подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке, необходимость и того, и другого для полноценного функционирования.

В качестве позитивного примера – влияния психического фактора на полноценное функционирование человека – можно привести результаты исследований Джюэтта, изучавшего психологические характеристики людей, благополучно доживших до 80-90 лет. Оказалось, что все они обладали оптимизмом, эмоциональным спокойствием, способностью радоваться, самодостаточностью и умением адаптироваться к сложным жизненным обстоятельствам, что полностью вписывается в «портрет» психологически здорового человека.

Каждый специалист на пути к профессионализму проходит ряд этапов (этап адаптации, самоактуализации и творческого преобразования). Каждый из этих этапов сопряжен с определенными проблемами профессионального становления педагогов.

Эмоциональные ресурсы человека, могут постепенно истощаться, и тогда организм и психика вырабатывают различные механизмы защиты. «Синдром эмоционального выгорания» — один из механизмов защиты, который проявляется приобретенным стереотипом поведения, чаще всего в профессиональном поведении. Эмоциональное выгорание является формой профессиональной деформации личности. К сожалению, под влиянием больших нагрузок и требований, предъявляемых профессией, учитель зачастую не использует психологические знания на практике, поэтому в стрессовых ситуациях учитель становится и палачом и жертвой одновременно. Страдают дети, попадаявнеблагоприятнуюнервозную среду, страдает и педагог, расплачивающийся за все психосоматическими и нервно-психическими заболеваниями.

Психологическое здоровье педагогов является необходимым условием здоровья детей, т. к. главным инструментом воспитателя выступает его психологическое взаимодействие с ребенком. Психологическая некомпетентность педагога может привести к тому, что будет нарушено психическое здоровье ребенка и сведены на нет его естественные познавательные потребности.

«Здоровье является высшей ценностью общества, чем выше ценится здоровье человека в коллективном сознании общества, тем выше ресурс и потенциал развития самого общества».

Если еще раз вспомнить, что в основе нашего физического и психического здоровья лежит социальное благополучие,то становится ясной такая схема: физическое здоровье – психическое здоровье – профессиональное здоровье. Ведь именно профессия должна обеспечить нам необходимое для здоровья социальное благополучие.

Под профессиональным здоровьем мы понимаем способность организма сохранять и активизировать защитные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность педагогической деятельности и развитие личности педагога.

Человек сознательный, культурный, педагог в особенности,должен уметь владеть своими эмоциями и чувствами хотя бы ради двух целей:

• чтобы не болеть;

• чтобы принимать правильное решение.

Надо научиться жить с хорошими эмоциями, противодействовать негативным эмоциям.

Чтобы сделать из себя здорового человека, нужно быть сильнее своих эмоций, но ни в коем случае не подавлять их.

Выделяют здоровьеразрушающие эмоции:

гнев, ярость, уныние, озабоченность, печаль, страх, тревожность, грусть, отчаяние…

Есть эмоции здоровьесоздающие:

интерес, радость, нежность, удовлетворение, спокойствие, сочувствие, удивление, восторг, умиление, восхищение…

Предлагаем для вас следующие рекомендации для сохранения своего здоровья:

– Начинайте каждый день с чувством радости.

– Поддерживайте это состояние в течение дня.

– Прежде чем дать волю гневу, сосчитайте до десяти.

– Ощущайте себя хозяином и властелином своей судьбы.

– Относитесь к людям так, как вы хотели бы чтобы люди относились к вам.

– Питайтесь регулярно и разнообразно.

– Исключайте жареную, жирную пищу, алкоголь.

– Увеличьте потребление овощей, фруктов, рыбы, мяса, молочных продуктов.

– Не переедайте на ночь.

– Спите не менее 8-ми часов в сутки.

– Занимайтесь физическими упражнениями.

– Старайтесь больше бывать на свежем воздухе.

– Любите свою душу и тело.

– Старайтесь окружить их комфортом.

В последнее время проблема сохранения психологического здоровья педагога образовательного учреждения стала особенно острой. Основная причина этому — повышение требований со стороны общества к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения работника сферы образования, что приводит к возникновению невротических расстройств. Перегрузки в педагогической деятельности — привычное дело. После напряженного рабочего дня надо полноценно восстановить свои силы. Согласитесь, что иной раз к концу дня сил уже ни на что не хватает. Но давайте задумаемся вместе, раз мы уже так устаем сейчас, то что будет с нами через год-два? Надо что-то делать уже сегодня!

Если человек воспринимает своё здоровье как «долг» перед кем-то, если смысл своего здоровья он видит в возможности осуществить какое-то важное дело, он сможет стать значительно здоровее, чем тот, для кого здоровье – его «личное дело». Педагог в России, что бы ни говорили про него сегодня, всегда был и остаётся особенным, в чём-то иррациональным человеком, стремящимся, часто неосознанно, быть учителем жизни, для которого слово «долг» является ключевым.

Вопросов к себе может быть и больше. Ясно лишь одно – только ответив на них, человек приобретает мотивацию к тому, чтобы быть здоровым. Для того чтобы быть более уверенным в своих действиях, необходимо реально оценивать свои возможности, свои умения, давать себе правильную оценку. В человеке очень важны его чувства, и на протяжении всей жизни не растерять их. Предлагаю Вам послушать сказку «Про чувства»

В заключении хочется процитировать притчу:

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает все. Зажав в ладонях бабочку,он спросил: «Скажи, мудрец,какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?»А сам думает: «скажет живая — я ее умертвлю, скажет мертвая — выпущу». Мудрец, подумав,ответил: «Все в твоих руках».

Поэтому, уважаемые педагоги: ВСЕ В ВАШИХ РУКАХ

Желаем быть всегда мудрыми и здоровыми!

Консультация для педагогов «Технология успешной социализации дошкольников «Клубный час» Когда в нашем дошкольном образовательном учреждении встал вопрос о выборе технологий эффективной социализации дошкольников, мы заинтересовались.

Игра-тренинг для педагогов «Здоровый педагог — залог успешной работы с детьми» Цели: Профилактика и сохранение психологического здоровья педагогов в образовательной среде. Ознакомление педагогов с приемами саморегуляции.

Консультация для воспитателей «Условия успешной адаптации детей к ДОУ» Консультация для воспитателей «Условия успешной адаптации детей к ДОУ»При поступлении в детский сад все дети проходят через адаптационный.

Консультация «Здоровье педагога — деликатная и многоаспектная проблема» Уважаемые педагоги! Очень быстро пролетело лето – время отпусков, путешествий, отдыха. И опять впереди длинный, напряженный учебный год.

Психологическое просвещение педагога-психолога для подростков. Занятие «Самое ценное, что у меня есть» Цель: — помочь учащимся в личностном осмыслении, осознании ресурсов, которые составляют силу личности, личностную основу Задачи: — создать.

Психологическое здоровье дошкольника-залог его успешности и благополучия Говоря о здоровье каждого человека, в том числе ребенка, мы имеем в виду не только физическое состояние, но и психологическое. Человек,.

Педагогический опыт «Секреты успешной работы с родителями» Педагоги и родители – партнёры в общем важном и нелёгком деле – воспитании детей. Цель моей работы: вовлечение родителей в единое образовательное.

Источник

Читайте также:  Улучшение памяти сибирским здоровьем
Adblock
detector