Меню

Психическое здоровье связано с наличием у человека важных личностных качеств воли внимательности

Основы безопасности жизнедеятельности
7 класс

Уроки 10 — 11
Психическое здоровье человека

Содержание урока

Показатели психического здоровья и нездоровья

Показатели психического здоровья и нездоровья

Задание

Читая текст, обратите внимание на характеристику понятия «психическое здоровье».

Психическое здоровье — это ощущение благополучия, то есть такое состояние, когда человека не угнетают неразрешимые проблемы. Психически здоровый человек управляет своими эмоциями, не пасует перед трудностями. Если с ним случаются неприятности, он сам, своими силами разрешает возникшие проблемы. Такой человек свободно развивает свои способности, добивается поставленной цели, чувствует себя полезным, нужным для семьи и общества.

Если какой-то элемент психического здоровья нарушен, то у человека начинаются проблемы. Он постоянно пребывает в дурном настроении, неправильно (неадекватно) реагирует на проблемы, то и дело вступает в конфликты с окружающими. Когда всё это становится нормой жизни, можно предположить, что психическое здоровье данного человека находится в расстроенном состоянии.

Психическое состояние во многом зависит от личностных качеств, от умения оценить обстановку, принять правильное решение, убедить себя в том. что поступать нужно именно так. Достичь психического здоровья — значит в какой-то степени победить самого себя!

Вы уже убедились, что психическое здоровье связано с наличием у человека важных личностных качеств — воли, внимательности, целеустремлённости. Именно они помогают сосредоточиться, оценить обстановку и сделать правильный выбор. Если развивать волевые качества. то можно спокойно и рассудительно принимать любые жизненные проблемы.

В одном древнем индийском трактате говорится: «Если бы кто-нибудь в битве тысячекратно победил тысячу людей, а другой победил бы себя одного, то именно этот другой — величайший победитель в битве». Психологи предлагают различные способы работы над собой, приведения своего психического состояния в хорошую форму. Одно из важных условий на этом пути — умение вовремя снимать напряжение, отдыхать. Например, хорошие результаты даёт релаксация — глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Связь между расслаблением мышц и улучшением эмоционального состояния глубоко закономерна. Ведь когда человек возбуждён, взволнован, угнетён, то возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Когда же мы их намеренно расслабляем, мы как бы говорим нашей психике: «Уже всё хорошо». Есть целый ряд упражнений, которые помогают снять мышечное напряжение.

Умение управлять своими эмоциями сохраняет не только ваше психическое здоровье, но и психическое здоровье тех, кто вас окружает.

Вы хорошо знаете, как влияют на людей положительные эмоции: улыбка вызывает ответную улыбку; смех и приятное общение улучшают настроение. Отрицательные эмоции дают противоположный результат. Психическое здоровье напрямую зависит от умения сдерживать свои отрицательные эмоции. Вот несколько советов, которые помогут воспитать это умение.

Вы только что проснулись. Лёжа в постели, потянитесь, улыбнитесь себе. Ваша первая улыбка определит настроение на весь день.
• Подойдите к зеркалу, рассмешите себя любыми шутливыми гримасами. Так вы поднимете своё настроение и притушите отрицательные эмоции.
• Если вас что-то сильно огорчило, постарайтесь посмотреть на ситуацию со стороны, например глазами человека, которого вы очень уважаете. Тогда вы поймёте, стоит ли так сильно расстраиваться.
• Прежде чем отвечать на вопрос или начать беседу, улыбнитесь. Это создаст положительный настрой на общение и вызовет у вашего собеседника такую же реакцию.
• Если ваш собеседник раздражён, и вы чувствуете, что у вас портится настроение, постарайтесь улыбкой и шуткой воздействовать на него. Если это у вас не получается, найдите повод прекратить общение.

Практическая работа

Цель: научиться снимать напряжение с разных групп мышц.

Задание: проделайте следующие упражнения.

1. «Свеча». Сядьте на край стула. Закройте глаза. Глубоко вдохните, набирая в лёгкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдыхайте воздух, как бы дуя на свечу, при этом негромко и протяжно произносите звук «у».

2. «Поза кошки». Поднимите руки вверх, затем вытяните вперёд, потянитесь, как кошка. Почувствуйте, как тянется тело. Замрите на несколько секунд. Затем резко опустите руки вниз, выдохните.

3. «Деревянная кукла». Напрягите мышцы ног, рук, попытайтесь двигаться так. как это делала бы деревянная кукла. Голова, шея и плечи должны быть неподвижны.

4. «Тряпичная кукла». Расслабьте руки, ноги. Двигайтесь, подражая воображаемым движениям тряпичной куклы.

Оцените себя. Определите, есть ли у вас признаки стресса?

Читайте также:  У взрослых по результатам диспансеризации выделяют групп здоровья

Ответьте на вопросы:

1) Часто ли вам хочется плакать?

2) Имеете ли вы привычку грызть ногти? Накручивать на палец волосы? Щёлкать пальцами?

3) Часто ли вы раздражаетесь и злитесь?

4) Успокаивает ли вас еда? Тянет ли вас поесть, когда вы взволнованы?

5) Просыпаетесь ли вы ночью без видимой причины?

6) Часто ли у вас бывает плохое настроение?

Оцените себя. Если на все вопросы вы ответили положительно — значит, вы подвержены стрессу. Если половина ответов положительна, обратите внимание на своё психическое здоровье. Если на все вопросы дан отрицательный ответ — состояние вашей нервной системы хорошее.

Задание

1. Объясните, как вы понимаете высказывание древних: «Легче устранить причину, порождающую зло, чем бороться с ним».

2. Оцените эмоциональное состояние детей на фотографиях. Какие эмоции свидетельствуют о том, что они находятся на грани стресса? В состоянии стресса?

Домашнее задание

Проведите сеанс самовнушения. Примите удобную позу, представьте, что вы находитесь в приятном для вас месте: на берегу моря, на лугу, в цветущем саду. Мысленно внушайте себе: «Я совершенно спокоен. », «Меня ничего не тревожит. », «Я отдыхаю. *. Повторяйте так до тех пор, пока действительно не почувствуете расслабления. Думайте только о том, что вы произносите, и о том месте, куда вы мысленно перенеслись.

Перед тем, как сесть за домашние задания, подойдите к зеркалу, улыбнитесь себе, скажите с улыбкой и уверенно: «У меня всё получится», «Я работаю быстро и хорошо», «У меня хорошее рабочее настроение».

Практическая работа

Цель: определить, насколько развиты ваши волевые качества.

Задание: ответьте на вопросы и самостоятельно сделайте выводы.

1. Всегда ли вы доводите до конца работу, которая вам не интересна?

2. Умеете ли вы преодолевать внутреннее сопротивление, когда нужно сделать что-то неприятное?

3. Можете ли вы объективно оценить конфликтную ситуацию с другом (учителем)?

4. Можете ли вы подняться утром с постели раньше обычного?

5. Всегда ли вы держите данное слово?

6. Соблюдаете ли вы режим дня? Насколько строго вы придерживаетесь намеченного распорядка?

7. Представьте, что вы выполняете важное и срочное задание, и как раз в этот момент начинается интересная телепередача. Как вы поступите? Будете продолжать работу или отложите её?

Оцените себя. Положительные ответы на все вопросы свидетельствуют, что с волей у вас всё в порядке; если большинство ответов — «не знаю» («бывает», «случается»), то вам необходимо воспитывать у себя волевые качества.

Задание

Объясните слова Сенеки «Сильнее всех — владеющий собой».

Приглашаем к дискуссии

Обсудим высказывания: «Не стоит бояться ошибок», «Неудача обязательно приведёт вас к успеху, если вы проанализируете её причины», «Не ошибается только тот, кто ничего не делает».

Сделаем вывод и запомним его

Человеку вредят не столько его ошибки или неудачи, сколько нежелание эти ошибки устранять, а также страх перед новыми неудачами. Пословица гласит: «Кто не падает, тот не поднимается». Следуйте примеру великих учёных, которые много раз ошибались, но никогда не отступали перед неудачами. Почаще говорите себе: «Я способен добиться своей цели, и я сделаю это!»

Как вы организуете свою жизнь и деятельность?

Приглашаем к дискуссии

Обсудим высказывание. Справедливо ли оно? Приведём доказательства.

К нашему физическому и психическому здоровью непосредствентое отношение имеет ответ на вопрос «Как мы организуем свою повседневную жизнь и деятельность?».

Вспомните:

Что такое режим дня? Какова его роль в поддержании здоровья?

Задание

Проанализируйте приведённые ниже утверждения. Какие из них вы относите к истинным, а какие — к ложным?

1. Исследования показывают, что шум наносит существенный вред нервной системе. Вам трудно отгородиться от городского шума. Однако в ваших силах сделать тише музыку в наушниках, приглушить телевизор.

2. Некоторые настолько привыкают к включенному телевизору, что почти не замечают его. Отсюда можно сделать вывод, что шум не вредит здоровью.

3. Смотреть следует только те передачи, которые действительно интересны, но в любом случае в будни нельзя проводить у телевизора больше двух часов в день.

4. Грипп, простуда — враги нервной системы. Если заболели, обеспечьте себе полный покой, ни в коем случае не переносите болезнь на ногах.

Читайте также:  Консультант по психическому здоровью

5. Если у вас насморк, кашель, небольшой жар и чуть-чуть болит горло, можно продолжать ходить в школу, чтобы не запускать учёбу. Достаточно принять какое-нибудь жаропонижающее лекарство.

6. Сильный ушиб или неудачное падение? Не беда! «До свадьбы заживёт!»

7. Сильный ушиб или неудачное падение — повод обратиться к врачу.

8. Если компьютерная игра интересная, нельзя прерываться. Надо довести её до конца.

9. Время, проводимое перед компьютером, должно быть строго регламентировано.

Оцените себя. Какие суждения имеют место в вашей жизни?

К истинным относятся утверждения: 1, 3, 4, 7, 9.

Домашнее задание

Каждая группа предлагает свой план организации жизни и деятельности старшего подростка — школьника 7—9 классов. Выбирается экспертная группа, которая оценивает качество плана.

Подсказка

Используйте следующие советы.

• Точно определяйте время, когда будете заниматься тем или иным делом.
• Устанавливаете важность (приоритетность) и очерёдность дел.
• Не пытайтесь сделать сразу много, но и не откладывайте на завтра то. что можно сделать сегодня. Оценивайте свои силы и возможности!
• Учитывайте свою индивидуальность: в какое время дня вы наиболее активны.
• Планируйте свои дела так, чтобы неприятная работа чередовалась с приятной.

Следующая страница Человек и мир звуков: влияние городской экологии на здоровье

Источник

Психическое здоровье

Основные факты

  • Психическое здоровье — это не только отсутствие психических расстройств.
  • Психическое здоровье является неотъемлемой частью здоровья; действительно, без психического здоровья нет здоровья.
  • Психическое здоровье определяется рядом социально-экономических, биологических и относящихся к окружающей среде факторов.
  • Для укрепления психического здоровья существуют эффективные по стоимости межсекторальные стратегии и мероприятия общественного здравоохранения.

Психическое здоровье является неотъемлемой частью и важнейшим компонентом здоровья. В Уставе ВОЗ говорится: «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов». Важным следствием этого определения является то, что психическое здоровье — это не только отсутствие психических расстройств и форм инвалидности.

Психическое здоровье — это состояние благополучия, в котором человек реализует свои способности, может противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно работать и вносить вклад в свое сообщество. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия человека и эффективного функционирования сообщества.

Психическое здоровье имеет важнейшее значение для нашей коллективной и индивидуальной способности в качестве разумных существ мыслить, проявлять эмоции, общаться друг с другом, зарабатывать себе на пропитание и получать удовольствие от жизни. Учитывая этот факт, укрепление, защита и восстановление психического здоровья могут восприниматься индивидуумами, сообществами и содружествами во всем мире как действия, имеющие жизненно важное значение.

Детерминанты психического здоровья

Уровень психического здоровья человека в каждый данный момент времени определяется многочисленными социальными, психологическими и биологическими факторами. Так, например, насилие и устойчивое социально-экономическое давление признается фактором риска для психического здоровья. Очевидные фактические данные связаны с сексуальным насилием.

Плохое психическое здоровье связано также с быстрыми социальными изменениями, стрессовыми условиями на работе, гендерной дискриминацией, социальным отчуждением, нездоровым образом жизни, физическим нездоровьем, а также с нарушениями прав человека.

Существуют также особые психологические и личностные факторы, из-за которых люди становятся уязвимыми перед проблемами с психическим здоровьем. Биологические риски включают генетические факторы.

Укрепление и защита психического здоровья

Укрепление психического здоровья включает действия, которые укрепляют психологическое здоровье. Они могут включать создание окружающей среды, поддерживающией психическое здоровье.

Атмосфера, в которой обеспечены уважение и защита основных гражданских, политических, социально-экономических и культурных прав, является основой психического здоровья. При отсутствии безопасности и свободы, обеспечиваемых этими правами, поддерживать высокий уровень психического здоровья сложно.

Национальная политика в области охраны психического здоровья должна быть ориентирована на психические расстройства и на более широкие аспекты, способствующие укреплению психического здоровья. Укрепление психического здоровья необходимо учитывать в стратегиях и программах. Помимо сектора здравоохранения к решению этих вопросов необходимо привлекать такие сектора, как образование, трудоустройство, правосудие, транспорт, окружающая среда, жилищное строительство и социальное обеспечение.

Конкретные пути укрепления психического здоровья включают следующие:

  • мероприятия в раннем детстве (например, создание стабильной обстановки, отвечающей потребностям детей в плане здоровья и питания, обеспечивающей защиту от опасных факторов и возможности для раннего обучения и общения с другими на принципах отзывчивости, эмоциональной поддержки и стимулирующего воздействия на развитие);
  • поддержка детей (например, программы по приобретению навыков, программы по развитию детей и молодых людей);
  • предоставление социально-экономических возможностей женщинам (например, улучшение доступа к образованию и схемы микрокредитования);
  • социальная поддержка пожилых людей (например, инициатива по организации знакомств, местные дневные центры для престарелых людей);
  • программы, нацеленные на уязвимых людей, включая меньшинства, коренные народы, мигрантов и людей, пострадавших от конфликтов и стихийных бедствий (например, психосоциальные мероприятия после стихийных бедствий);
  • мероприятия по укреплению психического здоровья в школах (например, программы, поддерживающие экологические изменения в школах);
  • мероприятия по укреплению психического здоровья на рабочих местах (например, программы по профилактике стресса);
  • стратегии в области жилищных условий (например, улучшение жилищных условий);
  • программы по предотвращению насилия (например, ограничение доступа к алкоголю и оружию);
  • программы развития отдельных сообществ (например, инициативы «Сообщества, которые заботятся», комплексное сельское развитие);
  • уменьшение масштабов нищеты и социальная защита неимущих;
  • антидискриминационные законы и кампании;
  • укрепление прав и возможностей лиц с психическими расстройствами и заботы о них.
Читайте также:  Какая польза от огурцов для здоровья

Уход и лечение в области психического здоровья

В контексте национальных усилий по разработке и осуществлению политики в области психического здоровья крайне важно не только защищать и укреплять психическое благополучие граждан, но также решать проблемы, связанные с потребностями лиц с определенными психическими расстройствами.

В течение минувшего десятилетия значительно улучшилось понимание того, что необходимо делать в отношении растущего бремени психических расстройств. Растет объем информации, свидетельствующей о результативности и эффективности с экономической точки зрения важнейших мероприятий по приоритетным психическим расстройствам в странах с различными уровнями экономического развития. К примерам таких действий, которые являются эффективными с экономической точки зрения, выполнимыми и доступными по стоимости, относятся:

  • лечение депрессии с помощью психотерапии и в случае депрессии средней или тяжелой степени антидепрессантами;
  • лечение психозов антипсихотическими средствами в сочетании с психосоциальной поддержкой;
  • налогообложение алкогольных напитков и ограничение их продажи и рекламы.

Кроме того, существует ряд эффективных мер для предотвращения самоубийств, предотвращения и лечения психических расстройств у детей, предотвращения и лечения деменции, а также лечения расстройств, вызванных употреблением психоактивных веществ. В рамках Программы действий ВОЗ по ликвидации пробелов в области психического здоровья (mhGAP) разработаны основанные на фактических данных руководящие принципы для неспециалистов, с помощью которых они смогут выявлять и вести ряд приоритетных расстройств психического здоровья.

Деятельность ВОЗ

ВОЗ поддерживает правительства в их стремлениях укрепить психическое здоровье. ВОЗ анализирует фактические данные по укреплению психического здоровья и работает с правительствами с целью распространения этой информации и включения эффективных стратегий в политику и планы.

В 2013 году Всемирная ассамблея здравоохранения утвердила Комплексный план действий в области психического здоровья на период 2013-2020 годов. План отражает решимость всех государств-членов ВОЗ принять конкретные меры, направленные на укрепление психического здоровья, и содействовать достижению глобальных целей.

Важнейшая цель Плана действий состоит в том, чтобы укреплять психическое благополучие, предотвращать психические расстройства, обеспечивать медицинскую помощь, ускорять выздоровление, укреплять права человека и снижать смертность, заболеваемость и инвалидность лиц с психическими расстройствами. Этот план направлен на достижение 4 задач:

  • укреплять эффективное лидерство и руководство в области охраны психического здоровья;
  • обеспечивать на первичном уровне комплексную интегрированную и четко реагирующую на изменения медико-санитарную и социальную помощь;
  • осуществлять стратегии укрепления психического здоровья и профилактики в области психического здоровья; и
  • укреплять информационные системы, фактические данные и исследования в области психического здоровья.

Особое внимание в этом плане действий уделяется защите и укреплению прав человека, укреплению гражданского общества и наделению его полномочиями, а также центральному месту медицинской помощи на первичном уровне.

Для выполнения поставленных в плане задач План действий предлагает и требует неоднозначных действий со стороны правительств, международных партнеров и ВОЗ. Министерствам здравоохранения необходимо будет принять на себя руководящую роль, а ВОЗ будет проводить работу с ними и с международными и национальными партнерами, включая гражданское общество, по осуществлению плана. Поскольку нет таких действий, которые устраивали бы все страны, правительству каждой страны придется адаптировать План действий к своим конкретным национальным обстоятельствам.

Источник

Adblock
detector