Основы безопасности жизнедеятельности
7 класс
Уроки 10 — 11
Психическое здоровье человека
Содержание урока
Показатели психического здоровья и нездоровья
Показатели психического здоровья и нездоровья
Задание
Читая текст, обратите внимание на характеристику понятия «психическое здоровье».
Психическое здоровье — это ощущение благополучия, то есть такое состояние, когда человека не угнетают неразрешимые проблемы. Психически здоровый человек управляет своими эмоциями, не пасует перед трудностями. Если с ним случаются неприятности, он сам, своими силами разрешает возникшие проблемы. Такой человек свободно развивает свои способности, добивается поставленной цели, чувствует себя полезным, нужным для семьи и общества.
Если какой-то элемент психического здоровья нарушен, то у человека начинаются проблемы. Он постоянно пребывает в дурном настроении, неправильно (неадекватно) реагирует на проблемы, то и дело вступает в конфликты с окружающими. Когда всё это становится нормой жизни, можно предположить, что психическое здоровье данного человека находится в расстроенном состоянии.
Психическое состояние во многом зависит от личностных качеств, от умения оценить обстановку, принять правильное решение, убедить себя в том. что поступать нужно именно так. Достичь психического здоровья — значит в какой-то степени победить самого себя!
Вы уже убедились, что психическое здоровье связано с наличием у человека важных личностных качеств — воли, внимательности, целеустремлённости. Именно они помогают сосредоточиться, оценить обстановку и сделать правильный выбор. Если развивать волевые качества. то можно спокойно и рассудительно принимать любые жизненные проблемы.
В одном древнем индийском трактате говорится: «Если бы кто-нибудь в битве тысячекратно победил тысячу людей, а другой победил бы себя одного, то именно этот другой — величайший победитель в битве». Психологи предлагают различные способы работы над собой, приведения своего психического состояния в хорошую форму. Одно из важных условий на этом пути — умение вовремя снимать напряжение, отдыхать. Например, хорошие результаты даёт релаксация — глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Связь между расслаблением мышц и улучшением эмоционального состояния глубоко закономерна. Ведь когда человек возбуждён, взволнован, угнетён, то возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Когда же мы их намеренно расслабляем, мы как бы говорим нашей психике: «Уже всё хорошо». Есть целый ряд упражнений, которые помогают снять мышечное напряжение.
Умение управлять своими эмоциями сохраняет не только ваше психическое здоровье, но и психическое здоровье тех, кто вас окружает.
Вы хорошо знаете, как влияют на людей положительные эмоции: улыбка вызывает ответную улыбку; смех и приятное общение улучшают настроение. Отрицательные эмоции дают противоположный результат. Психическое здоровье напрямую зависит от умения сдерживать свои отрицательные эмоции. Вот несколько советов, которые помогут воспитать это умение.
Вы только что проснулись. Лёжа в постели, потянитесь, улыбнитесь себе. Ваша первая улыбка определит настроение на весь день.
• Подойдите к зеркалу, рассмешите себя любыми шутливыми гримасами. Так вы поднимете своё настроение и притушите отрицательные эмоции.
• Если вас что-то сильно огорчило, постарайтесь посмотреть на ситуацию со стороны, например глазами человека, которого вы очень уважаете. Тогда вы поймёте, стоит ли так сильно расстраиваться.
• Прежде чем отвечать на вопрос или начать беседу, улыбнитесь. Это создаст положительный настрой на общение и вызовет у вашего собеседника такую же реакцию.
• Если ваш собеседник раздражён, и вы чувствуете, что у вас портится настроение, постарайтесь улыбкой и шуткой воздействовать на него. Если это у вас не получается, найдите повод прекратить общение.
Практическая работа
Цель: научиться снимать напряжение с разных групп мышц.
Задание: проделайте следующие упражнения.
1. «Свеча». Сядьте на край стула. Закройте глаза. Глубоко вдохните, набирая в лёгкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдыхайте воздух, как бы дуя на свечу, при этом негромко и протяжно произносите звук «у».
2. «Поза кошки». Поднимите руки вверх, затем вытяните вперёд, потянитесь, как кошка. Почувствуйте, как тянется тело. Замрите на несколько секунд. Затем резко опустите руки вниз, выдохните.
3. «Деревянная кукла». Напрягите мышцы ног, рук, попытайтесь двигаться так. как это делала бы деревянная кукла. Голова, шея и плечи должны быть неподвижны.
4. «Тряпичная кукла». Расслабьте руки, ноги. Двигайтесь, подражая воображаемым движениям тряпичной куклы.
Оцените себя. Определите, есть ли у вас признаки стресса?
Ответьте на вопросы:
1) Часто ли вам хочется плакать?
2) Имеете ли вы привычку грызть ногти? Накручивать на палец волосы? Щёлкать пальцами?
3) Часто ли вы раздражаетесь и злитесь?
4) Успокаивает ли вас еда? Тянет ли вас поесть, когда вы взволнованы?
5) Просыпаетесь ли вы ночью без видимой причины?
6) Часто ли у вас бывает плохое настроение?
Оцените себя. Если на все вопросы вы ответили положительно — значит, вы подвержены стрессу. Если половина ответов положительна, обратите внимание на своё психическое здоровье. Если на все вопросы дан отрицательный ответ — состояние вашей нервной системы хорошее.
Задание
1. Объясните, как вы понимаете высказывание древних: «Легче устранить причину, порождающую зло, чем бороться с ним».
2. Оцените эмоциональное состояние детей на фотографиях. Какие эмоции свидетельствуют о том, что они находятся на грани стресса? В состоянии стресса?
Домашнее задание
Проведите сеанс самовнушения. Примите удобную позу, представьте, что вы находитесь в приятном для вас месте: на берегу моря, на лугу, в цветущем саду. Мысленно внушайте себе: «Я совершенно спокоен. », «Меня ничего не тревожит. », «Я отдыхаю. *. Повторяйте так до тех пор, пока действительно не почувствуете расслабления. Думайте только о том, что вы произносите, и о том месте, куда вы мысленно перенеслись.
Перед тем, как сесть за домашние задания, подойдите к зеркалу, улыбнитесь себе, скажите с улыбкой и уверенно: «У меня всё получится», «Я работаю быстро и хорошо», «У меня хорошее рабочее настроение».
Практическая работа
Цель: определить, насколько развиты ваши волевые качества.
Задание: ответьте на вопросы и самостоятельно сделайте выводы.
1. Всегда ли вы доводите до конца работу, которая вам не интересна?
2. Умеете ли вы преодолевать внутреннее сопротивление, когда нужно сделать что-то неприятное?
3. Можете ли вы объективно оценить конфликтную ситуацию с другом (учителем)?
4. Можете ли вы подняться утром с постели раньше обычного?
5. Всегда ли вы держите данное слово?
6. Соблюдаете ли вы режим дня? Насколько строго вы придерживаетесь намеченного распорядка?
7. Представьте, что вы выполняете важное и срочное задание, и как раз в этот момент начинается интересная телепередача. Как вы поступите? Будете продолжать работу или отложите её?
Оцените себя. Положительные ответы на все вопросы свидетельствуют, что с волей у вас всё в порядке; если большинство ответов — «не знаю» («бывает», «случается»), то вам необходимо воспитывать у себя волевые качества.
Задание
Объясните слова Сенеки «Сильнее всех — владеющий собой».
Приглашаем к дискуссии
Обсудим высказывания: «Не стоит бояться ошибок», «Неудача обязательно приведёт вас к успеху, если вы проанализируете её причины», «Не ошибается только тот, кто ничего не делает».
Сделаем вывод и запомним его
Человеку вредят не столько его ошибки или неудачи, сколько нежелание эти ошибки устранять, а также страх перед новыми неудачами. Пословица гласит: «Кто не падает, тот не поднимается». Следуйте примеру великих учёных, которые много раз ошибались, но никогда не отступали перед неудачами. Почаще говорите себе: «Я способен добиться своей цели, и я сделаю это!»
Как вы организуете свою жизнь и деятельность?
Приглашаем к дискуссии
Обсудим высказывание. Справедливо ли оно? Приведём доказательства.
К нашему физическому и психическому здоровью непосредствентое отношение имеет ответ на вопрос «Как мы организуем свою повседневную жизнь и деятельность?».
Вспомните:
Что такое режим дня? Какова его роль в поддержании здоровья?
Задание
Проанализируйте приведённые ниже утверждения. Какие из них вы относите к истинным, а какие — к ложным?
1. Исследования показывают, что шум наносит существенный вред нервной системе. Вам трудно отгородиться от городского шума. Однако в ваших силах сделать тише музыку в наушниках, приглушить телевизор.
2. Некоторые настолько привыкают к включенному телевизору, что почти не замечают его. Отсюда можно сделать вывод, что шум не вредит здоровью.
3. Смотреть следует только те передачи, которые действительно интересны, но в любом случае в будни нельзя проводить у телевизора больше двух часов в день.
4. Грипп, простуда — враги нервной системы. Если заболели, обеспечьте себе полный покой, ни в коем случае не переносите болезнь на ногах.
5. Если у вас насморк, кашель, небольшой жар и чуть-чуть болит горло, можно продолжать ходить в школу, чтобы не запускать учёбу. Достаточно принять какое-нибудь жаропонижающее лекарство.
6. Сильный ушиб или неудачное падение? Не беда! «До свадьбы заживёт!»
7. Сильный ушиб или неудачное падение — повод обратиться к врачу.
8. Если компьютерная игра интересная, нельзя прерываться. Надо довести её до конца.
9. Время, проводимое перед компьютером, должно быть строго регламентировано.
Оцените себя. Какие суждения имеют место в вашей жизни?
К истинным относятся утверждения: 1, 3, 4, 7, 9.
Домашнее задание
Каждая группа предлагает свой план организации жизни и деятельности старшего подростка — школьника 7—9 классов. Выбирается экспертная группа, которая оценивает качество плана.
Подсказка
Используйте следующие советы.
• Точно определяйте время, когда будете заниматься тем или иным делом.
• Устанавливаете важность (приоритетность) и очерёдность дел.
• Не пытайтесь сделать сразу много, но и не откладывайте на завтра то. что можно сделать сегодня. Оценивайте свои силы и возможности!
• Учитывайте свою индивидуальность: в какое время дня вы наиболее активны.
• Планируйте свои дела так, чтобы неприятная работа чередовалась с приятной.
Следующая страница Человек и мир звуков: влияние городской экологии на здоровье
Источник
Психическое здоровье связано с наличием у человека важных личностных качеств воли дружелюбности
Глава 32. ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ
Жизнедеятельность человека как сложной живой системы обеспечивается на разных, но взаимосвязанных между собой уровнях функционирования. В самом общем приближении можно выделить три достаточно специфичных уровня рассмотрения: биологический, психологический и социальный. И на каждом из названных уровней здоровье человека имеет особенности своего проявления.
Здоровье на биологическом уровне предполагает динамическое равновесие функций всех внутренних органов и их адекватное реагирование на влияние окружающей среды. Если вопросы профилактики здоровья, укрепления защитных сил организма и лечения болезней с давних пор находятся в поле внимания традиционной медицины, то наши представления о сущности и путях обеспечения здоровья, связанного с психологическим уровнем, пока еще не могут быть признаны удовлетворительными.
Вопросы здоровья на этом уровне так или иначе связаны с личностным контекстом рассмотрения, в рамках которого человек предстает как психическое целое. Верно найденные на них ответы в конце концов помогут нам понять главное: что такое здоровая личность. Чем более гармонично, как подчеркивал крупнейший российский психиатр С. С. Корсаков, соединены все существенные свойства, составляющие личность, тем она более устойчива, уравновешена и способна противодействовать влияниям, стремящимся нарушить ее цельность. Благополучие в психическом здоровье личности может быть нарушено доминированием определенных и негативных по своей сути черт характера, дефектами в нравственной сфере, неправильным выбором ценностных ориентации.
Переход от психологического к социальному уровню достаточно условен. Психологические свойства личности просто не существуют вне системы общественных отношений, в которую она включена. Человек предстает на этом уровне прежде всего как существо общественное. И соответственно здесь на передний план выходят вопросы влияния социума на здоровье личности. Психическое здоровье испытывает воздействие со стороны различных социальных связей, в том числе семьи, общения с друзьями и родственниками, работы, досуга, принадлежности к религиозным и другим организациям и др. Причем последствия этих воздействий могут носить как благотворный, так и негативный характер. Только люди со здоровой психикой обычно чувствуют себя активными участниками социальной системы. Запущенность воспитания и неблагоприятные условия окружающей среды становятся причиной различных форм неадекватного поведения человека в обществе, криминального развития личности. Личность может деградировать или измениться, если изменится ее отношение к людям, к труду или коллективу. Только устойчивость и постоянство активных отношений позволит личности поддерживать собственную надежность и противостоять воздействиям среды, преодолевать сопротивление внешних условий, бороться с препятствиями и достигать в конечном счете поставленных целей, осуществлять реализацию своих намерений. Реализация идеи психического здоровья на социальном уровне потребует от общества пересмотра укоренившихся в нем, но не оправдавших себя традиций и приоритетов в сфере воспитания и образования, профессиональной занятости, организации досуга и отдыха, индустрии питания и др.
В проблеме психического здоровья вопрос о критериях оценки последнего является ключевым. Понятно, что каким-то одним критерием не исчерпать всей сути вопроса. Вместе с тем в литературе немало примеров, когда для характеристики психического здоровья предлагаются какие-то отдельные признаки его выраженности. Среди них особого внимания заслуживает критерий психического равновесия. С его помощью можно судить о характере функционирования психической сферы человека с различных сторон (познавательной, эмоциональной, волевой). Аномалии в развитии личности наиболее ярко заявляют о себе в проявлениях ее дисгармонии, утрате равновесия с социальным окружением, т. е. в нарушении процессов социальной адаптации, сопряженных с социумом. Этот критерий органично связан с двумя другими: гармоничностью организации психики и ее адаптивными возможностями. Что касается психического равновесия, то от степени его выраженности зависит уравновешенность человека с объективными условиями, его приспособленность к ним. Причем сама по себе уравновешенность не выступает как застывшее в своем проявлении равновесие, а разворачивается в поступательном движении жизненно важных биологических и психологических процессов. При этом, по мнению В. Н. Мясинцева, уравновешенность человека и адекватность его реакции на внешние воздействия имеют большое значение в плане разграничения нормы и патологии. У человека неуравновешенного, неустойчивого фактически нарушено равновесие, гармоничное взаимодействие между свойствами, лежащими в основе его личностного статуса. Только у психически здорового, т. е. уравновешенного человека, мы наблюдаем проявления относительного постоянства поведения и адекватности его внешним условиям.
И все-таки идея комплексного подхода к оценке психического здоровья человека представляется наиболее перспективной. В литературе можно встретить отдельные попытки охарактеризовать основные проявления здоровой психики с помощью совокупности критериев. Относительно них можно сделать, по крайней мере, два общих вывода. Во-первых, наряду с очевидным разбросом мнений просматривается и определенная повторяемость в выборе ряда критериев психического здоровья. Это можно воспринимать как свидетельство того, что они наиболее точно характеризуют состояние психического здоровья. Во-вторых, трактовать приведенные перечни критериев следует не более чем их некоторые совокупности, ибо в них не заложен какой-либо классифицирующий признак, который позволил бы придать им возможную внутреннюю организацию. Попытаемся перечислить наиболее часто называемые критерии психического здоровья, распределив их в соответствии с видами проявления психического (свойства, состояния, процессы). Среди свойств личности это – оптимизм, сосредоточенность (отсутствие суетливости), уравновешенность, нравственность (честность, совестливость и др.), адекватный уровень притязания, чувство долга; уверенность в себе, необидчивость (умение освобождаться от затаенных обид), трудолюбие, независимость, непосредственность (естественность), ответственность, чувство юмора, доброжелательность, терпеливость, самоуважение, самоконтроль.
В сфере психических состояний в их число обычно включают: эмоциональную устойчивость (самообладание); зрелость чувств соответственно возрасту, совладание с негативными эмоциями (страх, гнев, жадность, зависть и др.); свободное, естественное проявление чувств и эмоций; способность радоваться; сохранность привычного (оптимального) самочувствия.
Из психических процессов чаще упоминаются: максимальное приближение субъективных образов к отражаемым объектам действительности (адекватность психического отражения); адекватное восприятие самого себя; способность концентрации внимания на предмете; удержание информации в памяти; способность к логической обработке информации; критичность мышления; креативность (способность к творчеству, умение пользоваться интеллектом); знание себя; дисциплина ума (управление мыслями).
Особое значение среди критериев психического здоровья личности придается степени ее интегрированности, гармоничности, консолидированности, уравновешенности, а также таким ее составляющим, как духовность (познание, стремление к истине); приоритет гуманистических ценностей (доброта, справедливость, и др.); ориентация на саморазвитие, самообогащение.
С позиций самоуправления здоровая личность характеризуется ярко выраженной целеустремленностью (обретением смысла жизни), волей, энергичностью, активностью, самоконтролем, адекватной самооценкой.
Социальное здоровье личности находит отражение в следующих характеристиках: адекватное восприятие социальной действительности, интерес к окружающему миру, адаптация (равновесие) к физической и общественной среде, направленность на общественно полезное дело, культура потребления, альтруизм, эмпатия, ответственность перед другими, бескорыстие, демократизм в поведении.
С другой стороны, можно говорить и о характерных признаках психического нездоровья, неблагополучия. Среди них есть наиболее типичные, и их тоже можно упорядочить в соответствии с приведенной выше логикой рассуждения.
Подобными свойствами личности являются: зависимость от вредных привычек; уход от ответственности за себя; утрата веры в себя, свои возможности; пассивность («духовное нездоровье»). К психическим состояниям обычно относят чувственную тупость; беспричинную злость; враждебность; ослабление как высших, так и низших инстинктивных чувств; повышенную тревожность. В сфере психических процессов чаще упоминаются: неадекватное восприятие самого себя, своего «Я»; нелогичность; снижение когнитивной активности; хаотичность (неорганизованность) мышления; категоричность (стереотипность) мышления; повышенная внушаемость; некритичность мышления.
В целом такая личность достаточно дезинтегрирована; ей присущи утрата интереса, любви по отношению к близким; пассивная жизненная позиция. В плане самоуправления она отмечается неадекватностью самооценки; ослабленным (вплоть до утраты) или, напротив, неоправданно гипертрофированным самоконтролем; ослаблением воли. Ее социальное неблагополучие проявляется в неадекватном восприятии (отражении) окружающего мира; дезаптивном поведении; конфликтности; враждебности; эгоцентризме (выливающемся в жестокость и бессердечие); стремлении к власти (как самоцель); вещизме и др.
§ 32.2. САМОУПРАВЛЕНИЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ
Психическое самоуправление предполагает сознательные воздействия человека на присущие ему психические явления (процессы, состояния, свойства), выполняемую им деятельность, собственное поведение с целью поддержания (сохранения) или изменения характера их протекания (функционирования). Процессы психического самоуправления носят обязательно сознательный (но не всегда во всех фазах осознанный) и целенаправленный (а следовательно, и активный) характер.
Идея самоуправления в обеспечении психического здоровья привлекала к себе внимание психологов и психиатров уже на рубеже XX в. Говорилось, например, что здоровый человек, в отличие от больного, способен управлять миром своих психических явлений и держать их под контролем. Позиция С. С. Корсакова по этому вопросу заслуживает особенного внимания. Для нее характерен выраженный акцент на интегрированный, личностный подход. По мнению ученого, душевные болезни – это не только дезинтеграция в протекании психических процессов, но и нарушения индивидуальности человека, утрата целостности, единства личности. Сознание обеспечивает не только управление психической деятельностью, целеполагание и формирование программы деятельности, но и гармонизацию самой личности, согласие ее устремлений и установок, организацию психики вокруг высших идейных и моральных побуждений. Определяющая роль в обеспечении здоровой психики принадлежит внешнему фактору, особенностям взаимосвязи и взаимодействия личности с внешним миром.
Уже в наше время высказывается взгляд на психиатрию как на приложение науки управления к личности человека с целью сохранения ее душевного здоровья и благополучия. Делаются попытки соотнести специфику психических заболеваний с соответствующими нарушениями в контуре психического самоуправления. Наконец, психическое самоуправление в целом рассматривается как один из важнейших критериев психического здоровья.
В общем случае психическое самоуправление включает следующие стадии: постановка цели управления, прием и переработка информации, принятие решения, реализация решения и контроль. И на каждой стадии разворачиваются процессы, которые могут оказывать влияние на обеспечение психического здоровья. Проиллюстрируем сказанное.
Направленность как системообразующее свойство личности включает постановку целей, во имя которых действует личность. Правильный выбор жизненных целей является одним из решающих условий обеспечения психического здоровья. Например, выбор главной жизненной цели, своей будущей профессии, определение своего неслучайного места в жизни представляет собой одно из самых важных решений, которое приходится принимать человеку. В лице человека, не занятого своим делом, не нашедшего себя в труде, общество несет невосполнимые духовные и материальные потери. При этом огромный психологический ущерб терпит и сама личность. Необходимость длительное время заниматься не своим, нелюбимым делом может повлечь за собой нарушение внутреннего психического равновесия, личностные деформации.
Функциональная целостность систем самоуправления главным образом зависит от того, насколько эффективно в них протекают процессы приема и переработки информации, с помощью которых система отображает внешний мир и собственные состояния. Соответственно, правильное отражение психикой внешнего и внутреннего мира является необходимым условием приспособления человека к внешней среде. Любое патологическое изменение психики сопровождается нарушением обмена познавательной информацией между личностью и средой. Опыты по искусственному выключению поступающих к человеку информационных потоков по разным модальностям (сенсорная депривация) показали, что испытуемые не могут долго находиться в таких неестественных для себя условиях и прерывают эксперимент. Длительное пребывание человека в условиях сенсорной изоляции (социально обедненной среде) в силу своих профессиональных обязанностей (например, участники разного рода экспедиций) может повлечь за собой негативные проявления в психике (иллюзии, галлюцинации, нарушение эмоциональной устойчивости и др.). Иная крайность, обусловленная чрезмерной избыточностью поступающей к человеку информации, тоже несет в себе угрозу нарушения стабильного функционирования психики. Таким образом, успешная организация жизнедеятельности человека предполагает обеспечение для него оптимальных по своему объему и содержанию информационных потоков.
Характерной особенностью современного образования все еще остается передача человеку знаний преимущественно о внешнем мире. Не сопоставимы с этим объемом информации те крайне фрагментарные и неглубокие сведения, которые человек получает относительно организации своего внутреннего мира, присущих ему закономерностей функционирования, возможностей целесообразного воздействия на него. Однако управление собственным поведением требует основательных теоретических и практических знаний, недостаток которых особенно ярко проявляется в настоящее время.
Человек должен уметь «расшифровывать» свое психическое состояние и оказывать на него необходимое воздействие, знать свои наиболее сильные и слабые характерологические особенности, уметь беспристрастно, адекватно оценить подлинный уровень своих физических и психических возможностей. Он должен уметь управлять своим психическим здоровьем. Последнее предусматривает и тренировку собственной психики, раскрытие ее резервов и развитие, совершенствование психических процессов (памяти, внимания, воображения и др.), воспитание в себе дисциплины ума и чувств. Человек должен воспитывать в себе умение вести активную, осознанную жизнь, с ясным пониманием ее целей и характера воздействия психической саморегуляции, овладевать ее техникой как неотъемлемым компонентом культуры поведения. Ориентация только на помощь извне и обращение за ней по каждому поводу к врачам-психотерапевтам, гипнологам, экстрасенсам и различного рода целителям делают человека пассивным, зависимым от внешней среды в решении собственных психологических проблем. Человек должен быть уверен в собственных силах, присущих ему способностях и уметь ими распоряжаться.
Ценность принимаемого самоуправляемой системой решения определяется степенью его адекватности стоящей перед системой в данных условиях цели. Человек со здоровой психикой не принимает решений, противоречащих обычным, сложившимся в обществе правилам поведения. Иными словами, если нравственный статус человека не деформирован, то можно ожидать, что и принимаемые им решения пойдут во благо ему самому, окружающим его людям, делу, которому он себя посвятил. Стабильность психического самоуправления поведением, устойчивая ориентация человека на принятые в обществе нравственные нормы прямым образом зависят от степени его моральной надежности. Морально надежный и психически здоровый человек есть в то же время и человек порядочный, т. е. неспособный на низкие, безнравственные поступки.
Реализация принятого решения требует от личности готовности проявить необходимые для этого этапа качества. По тому, какие из них и насколько очевидно будут выражены, можно в определенной мере судить и о состоянии ее психического здоровья. Считается, что человек пассивный, не способный обеспечить требуемую активность в практических действиях по решению поставленных задач, является духовно нездоровым. Впрочем, и лень, парализующая активное поведение, характеризуется как болезнь души. С другой стороны, известен и ряд личностных свойств, обладание которыми позволяет человеку успешно решать поставленные перед собой задачи. Среди них в первую очередь следует отметить ответственность, чувство долга, дисциплинированность, волю, самообладание и др. Еще и сегодня можно встретиться с ошибочным суждением, что контроль – это лишь заключительное звено управленческого процесса. В действительности же каждый этап управления, от постановки цели и до реализации принятого решения, немыслим без участия в нем контроля. По отношению к психическому самоуправлению особенность самоконтроля заключается в том, что в кольцевой схеме процесса самоуправления он не имеет точечной (жестко фиксированной) привязки, а включен во все формы проявления психического, вовлеченные в организацию этого процесса. Можно сказать, что имеет место как бы включение кольца в кольцо, т. е. в замкнутый контур самоуправления вписано, встроено кольцо механизмов самоконтроля. Итак, каждый этап преобразования информации в кольцевой схеме (прием, переработка, принятие решения и его последующая реализация) должен сопровождаться подключением самоконтроля, чтобы обеспечить эффективное (в том числе и надежное, т. е. безошибочное) протекание процессов самоуправления и достижение в конечном счете изначально поставленной цели.
Как важнейший критерий психического здоровья самоконтроль чаще упоминается, чем надлежащим образом исследуется. Вместе с тем хорошо известно, что многие случаи нарушений в управлении психикой связаны с потерей самоконтроля. Например, в психологии уже давно известны и описаны особенности проявления эмоциональной сферы в зависимости от того, насколько она находится под контролем субъекта. Некоторые формы психических нарушений сопровождаются ослаблением эмоционального контроля, что находит выражение в появлении элементов импульсивности, неуравновешенности, вспыльчивости и агрессии в поведении больного. Другой пример связан с выраженной диспропорцией в соотношении самоконтроля и уверенности в себе при некоторых психических заболеваниях. Если у нормального человека самоконтроль помогает устранить сомнение, то в патологических случаях проверка не достигает этой цели. Самоконтроль у больных неврозом навязчивых состояний разрастается до патологических размеров. Сомнения в правильно выполненном действии принуждают больного перепроверять его снова и снова. С другой стороны, у больных, одержимых бредовой идеей, наблюдается отсутствие всякой потребности в самоконтроле. Не считаясь с объективной реальностью, они не утруждают себя поиском необходимых доказательств. С клинической точки зрения психопат представляет собой незрелую в социальном отношении личность, что обнаруживается прежде всего в ее крайне слабой способности к самоконтролю за своим поведением.
§ 32.3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ДОЛГОЛЕТИЯ
По данным ВОЗ, не менее 50 % здоровья человека зависит от его образа жизни, 20 % приходится на наследственность, 20 % – на экологию, 10 % – на медицинскую помощь. Под образом жизни понимаются устойчивый, сложившийся в определенных общественно-экономических условиях способ жизнедеятельности людей, удовлетворения материальных и духовных потребностей, нормы общения и поведения. Здоровый образ жизни – более узкое понятие. Оно предусматривает совокупность внешних и внутренних условий жизнедеятельности человеческого организма, при которых все его системы работают долговечно, а также совокупность рациональных методов, способствующих укреплению здоровья, гармоничному развитию личности, методов труда и отдыха.
Здоровый образ жизни, психическое здоровье должны стать естественной, органичной потребностью человека, восприняв которую он будет следовать ей без принуждения на протяжении всей своей жизни. Формирование психического здоровья предполагает не только гигиену тела, но и психогигиену, самовоспитание духовной сферы, нравственной жизненной позиции, чистоты помыслов. Уже с самого раннего возраста детей следует настраивать на здоровый образ жизни. У них надо формировать установку на долгую и здоровую жизнь. Одна из проблем, которую при этом приходится рассматривать, заключается в том, что здоровый человек, как правило, своего здоровья не замечает и, пока оно есть, этим не дорожит. О здоровье по-настоящему начинают заботиться, когда его состояние уже серьезно нарушено.
К настоящему времени уже сложилось довольно определенное мнение относительно наиболее типичных психологических особенностях, образе жизни людей, которых принято относить к долгожителям. Попытаемся упорядочить относящиеся к этому вопросу сведения и представить их в виде обобщенного психологического портрета долгожителя.
Долгожителям присущи духовность и надежды на будущее, они не приемлют бесцельное существование. В их характерологическом статусе особенно заметны уравновешенность, несуетливость, трудолюбие, доброжелательность. Для эмоциональной сферы типичны жизнерадостность; довольно быстрое восстановление настроения после неприятностей, психических потрясений; веселый нрав, оптимизм, чувство юмора; спокойный взгляд на события и проблемы, душевное равновесие; избегание сильных волнений, страстей; отсутствие сердитости, переживаний злобы, гнева, зависти. В их мыслительной деятельности доминируют рассудительность, осторожность, жизненная мудрость, интеллектуальная, творческая активность, уход от мрачных мыслей. Они склонны забывать плохое, прощать обиды, не держать их в памяти.
В их отношении к себе главенствует самоуважение. К собственному старению они относятся спокойно, как к неизбежности. Наш великий соотечественник И. И. Мечников, один из основоположников геронтологии, заметил в свое время, что страх смерти в глубокой старости теряет свое значение. Люди боятся смерти, потому что не доживают до естественного конца.
Для долгожителей характерно поддержание хороших отношений в семье, они внимательны к окружающим и стараются избавиться от причин возможных конфликтов с родственниками, детьми, соседями.
Они предпочитают не плыть по течению, а управлять собой и своей жизнью. Им не чужда забота о собственном здоровье. В их поведении особую роль приобретает предвосхищающий, антиципирующий самоконтроль. В связи с ухудшением памяти, внимания, психомоторики обращение к самоконтролю помогает старым людям предотвращать травмы, избегать ошибок в собственных действиях, поддерживать содержательное общение, порядок и последовательность в своих делах и т. д.
Они достаточно активны для своего возраста, предпочитая безделью постоянную посильную занятость, участие в благотворительной деятельности.
Серьезным испытанием на пути к долголетию является прекращение человеком профессиональной деятельности, выход на пенсию. К этому событию надо готовить себя заранее, планируя новые виды занятости. В их качестве могут выступить занятие любимым делом (хобби), обращение к изучению истории, искусства, чтению книг, посещению театров, концертов, выставок и т. п.
Существует ряд факторов риска при выходе на пенсию, на которые следует обратить особое внимание:
высокий профессионализм человека, т. е. чем выше его профессиональный уровень, тем тяжелее переживается им прекращение основной работы;
несоответствие между внутренним желанием продолжать работу и рациональным пониманием необходимости ее прекращения;
сочетание в личностной структуре тревожно-мнительных черт, тенденции к лидерству и сниженной способности к адаптации;
полное отсутствие психологической подготовки к пенсионному возрасту, т. е. сосредоточенность только на работе и отсутствие каких-либо других интересов, увлечений.
Человек испытывает особое удовлетворение от прожитой жизни, если его долголетие не оказалось в противоречии с нравственным здоровьем. Об этом точно сказал Сенека: важно не то, долго ли, а правильно ли ты прожил. Однако реалии текущего момента таковы, что наряду со все возрастающим интересом людей к сохранению своего здоровья, продлению собственной жизни проявляется явная недооценка связи этих вопросов с духовным благополучием человека.
Источник