Психическое здоровье современной семьи
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ»
СИБИРСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ МЕДИЦИНСКИХ НАУК
Информационное письмо №2
II РОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ
«ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»
7—8 октября 2014 г., Томск
Оргкомитет приглашает Вас принять участие в работе II Российской конференции с международным участием «Психическое здоровье семьи в современном мире», которая состоится 7—8 октября 2014 года в Томске.
Актуальность проблемы функционирования семьи на современном этапе развития общества в сложных социально-демографических, психологических, экологических и меняющихся условиях среды определяют актуальность разработки комплексного подхода к решению проблем психического здоровья всех членов семьи. Комплексные исследования семьи являются перспективными для изучения основных социально-психологических, клинико-динамических, адаптационных и других факторов при пограничных психических расстройствах, болезнях зависимости, расстройствах шизофренического спектра, психических заболеваниях детско-подросткового, зрелого и пожилого возрастов. Системный подход позволит продолжить развитие научных представлений в сфере превентивной психиатрии и наркологии.
Цель планируемой конференции – объединение междисциплинарных, межотраслевых, международных усилий по изучению фундаментальных и гуманитарных аспектов социально значимых заболеваний; обмен научными достижениями и практическим опытом для разработки стратегии научных исследований и выработки практических рекомендаций по сохранению психического здоровья в семьях для достижения целей демографической и социальной политики государства.
Организатор конференции – Федеральное государственное бюджетное учреждение «Научно-исследовательский институт психического здоровья» Сибирского отделения Российской академии медицинских наук (ФГБУ «НИИПЗ» СО РАМН).
Заседания конференции будут проходить в актовом зале ФГБУ «НИИПЗ» СО РАМН.
Проживание участников конференции в гостиницах г. Томска.
Материалы конференции будут опубликованы в сборнике тезисов конференции.
Редколлегия сборника принимает материалы для публикации до 15 июня 2014 года.
Правила оформления публикаций. Тезисы (объемом не более 3 страниц) печатаются на форматной бумаге А4 (210х297 мм) со стандартными полями (сверху – 20 мм, снизу – 25 мм, слева – 30 мм, справа – 10 мм). Формат файла Microsoft Word 97/2000/XP, шрифт «Times New Roman», размер шрифта 12, через 1,5 интервала. Название файла даётся по фамилии первого автора.
Образец:
ОХРАНА ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СЕМЬИ В РОССИИ
Томск, ФГБУ «НИИПЗ» СО РАМН
Материалы для публикации (тезисы) и регистрационную форму направлять по е-mail: redo@mail.tomsknet.ru либо по почте с обязательным приложением магнитного диска:
Почтовый адрес: 634014, г. Томск, ул. Алеутская, 4, ФГБУ «НИИПЗ» СО РАМН, руководителю ОКНИ к.м.н. Степановой Людмиле Александровне.
Оплата организационных расходов за публикацию и участие в конференции – 500 рублей производится почтовым переводом по вышеуказанному адресу.
Телефоны для справок:
(3822) 724-397 – к.м.н. Степанова Людмила Александровна, руководитель отдела координации научных исследований ФГБУ «НИИПЗ» СО РАМН, е-mail: redo@mail.tomsknet.ru
(3822) 723-832 – д.м.н. Гуткевич Елена Владимировна, ведущий научный сотрудник ФГБУ «НИИПЗ» СО РАМН, е-mail: gutkevich.elena@rambler.ru
РЕГИСТРАЦИОННАЯ ФОРМА
II Российской конференции с международным участием «Психическое здоровье семьи в современном мире», которая состоится 7—8 октября 2014 года в Томске. Просим заполнить и отправить в Оргкомитет до 15 июня 2014 г.
Должность, ученая степень, звание __________________
Организация с указанием адреса ____________________
Эл. почта: _______________________________________
Я планирую принять участие в конференции:
выступить с докладом
опубликовать статью в сборнике
принять участие в конференции как слушатель
Название доклада: _______________________________
Источник
Влияние семьи на соматическое и психическое здоровье
Комментарии
Мне нравится 0
Семья и семейные отношения оказывают серьезное влияние на жизнь человека. Одни семьи создают благоприятные условия для развития личности, другие препятствуют этому, в крайних случаях разрушая личность.
Наряду с этим особенности психологических отношений в семье влияют на соматическое и психическое здоровье своих членов.
Семья может формировать определённые поведенческие паттерны, которые будут способствовать возникновению невротических и психосоматических расстройств. Среди них можно выделить следующие (по В.Д.Менделевичу):
- Тревожный, при котором столкновение с любой неординарной ситуацией вызывает беспокойство, страх или панику.
- Депрессивный, проявляющийся в чувстве неудовлетворенности, самоуничижения или вины.
- Истерический, для которого характерны попытки обвинения в происходящих событиях окружающих, гнев и возложение на них вины.
- Ипохондрический с преобладанием фиксации на соматическом неблагополучии с преувеличением тяжести имеющегося расстройства.
- Анозогнозический, при котором вырабатывается игнорирование наличия проблем или заболеваний.
Но наиболее патогенное влияние оказывает семья, которую Э.Г.Эйдемиллер и В.В.Юстицкис определяют как способствующую психической травматизации. Проблематике психической травмы посвящено большое количество исследований как у нас в стране, так и за рубежом. Конторович Н.В., видный представитель ленинградской психиатрической школы и ученик В.Н.Бехтерева, психическую травму определяет как тяжёлые индивидуальные психические переживания, играющие значительную или основную роль в этиопатогенезе, клинике и течении нервно-психических заболеваний. Психотравмирующие переживания оказывают влияние на личность вследствие выраженности (остроты), длительности или повторяемости. К ним относятся только отрицательные состояния, которые могут являться причиной определённой патологии.
- Субдепрессивные состояния (состояния неудовлетворенности, тоски, подавленности);
- Состояния фобического круга (тревога, страх, беспокойство, неуверенность, беспомощность);
- Эмоциональная напряженность и сложные совокупности состояний, возникающих при наличии внутреннего конфликта, столкновениями человека с непомерными препятствиями и трудностями.
В изучении психической травмы важное место занимает понятие патогенной ситуации как сочетания условий, в которых оказывается личность со своими качествами, лиц, с которыми она взаимодействует, со стечением обстоятельств, создающих неразрешимый клубок внешних и внутренних трудностей (В.И.Мясищев). Ведущая роль семьи в возникновении патогенных ситуаций и психотравмирующих переживаний определяется следующими обстоятельствами:
- Семейные отношения — наиболее значимые в системе взаимоотношений личности, поскольку семья на ранних, наиболее важных для дальнейшего развития этапах жизни человека является единственной, а позднее — одной из наиболее важных социальных групп, в которые он включён.
- Семейные отношения являются многосторонними. Различные их сферы (хозяйственная, эмоциональная, сексуально-эротическая и другие) теснейшим образом взаимосвязаны, и попытки внести малейшие изменения в любую из них приводят к цепным изменениям в других. Поэтому от семейной травмы очень сложно уйти.
- По отношению к внутрисемейным влияниям, в том числе травматизирующим, человек наиболее открыт и, как следствие, уязвим.
Последствия психической травмы усугубляются, если травматизация имеет длительный характер. Семейные отношения создают условия как раз для таких длительно действующих, закономерно и часто повторяющихся психических травм (В.В.Юстицкис).
Э.Г.Эйдемиллер и В.В.Юстицкис выделяют следующие способы формирования непосильного психического напряжения её члена:
- Создание для человека ситуации постоянного психологического давления, трудного или безвыходного положения.
- Создание препятствий для проявления членом семьи определенных, чрезвычайно важных для него чувств, удовлетворения важных потребностей. Это могут быть чувства, несовместимые с ролевыми представлениями члена семьи. Наряду с этим при неблагоприятных взаимоотношениях в семье приходится прилагать значительные усилия для сдерживания чувства фрустрации, раздражения и агрессии. Также чувства и потребности, которые семья должна удовлетворять, по какой-то причине могут не удовлетворяться.
- Создание и поддержание внутреннего конфликта у человека.
Психическая травматизация в семье обусловлена не только прямыми конфликтами семьи с одним из её членов, но и самой психотравмирующей средой, косвенным воздействием традиций внутрисемейных отношений на личность человека (В.Д.Менделевич).
Источник
Роль семьи в сохранении психического здоровья человека
С 1993 года ежегодно 15 мая отмечается Международный день семей, провозглашенный резолюцией Генеральной ассамблеи ООН, с целью обратить внимание общественности на проблемы семьи.
По определению Всемирной организации здравоохранения, психическое здоровье, – это состояние благополучия, при котором человек способен реализовывать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.
Семья играет важную роль в становлении, поддержании и сохранении этого благополучия. Семья является первым и самым близким социумом, в котором удовлетворяются важные потребности человека. Представления о своей роли в обществе изначально человек получает в семье, осваивая социальные роли и образцы поведения. Кроме того, семья является малой группой, в которой человек общается, учится взаимодействовать с другими людьми, договариваться, находить общий язык, преодолевать конфликты, тренирует свою стрессоустойчивость.
В семье человек чувствует себя более защищенным, удовлетворяются его потребности принадлежности и любви, уважении, почитании, общении с близкими и значимыми людьми. Семья обеспечивает человеку надежный тыл и досуг, что позволяет человеку эффективно справляться со своими рабочими обязанностями, часто наличие семьи мотивирует человека на работу. Благоприятный психологический микроклимат, возможность получить психологическую поддержку — еще один важный ресурс семьи. Продолжительность и качество жизни у семейных людей выше, чем у одиноких.
В семье человек учится делать что-то для других, для близких и общества в целом, вносить посильный вклад в жизнь своего сообщества и чрез это реализовывать свой жизненный потенциал.
Таким образом, семья является важным социальным институтом общества, в котором человек формируется как личность, удовлетворяются его важные потребности. Но иногда семья сталкивается со сложными обстоятельствами, проблемами и не может гармонично функционировать, эффективно решать свои задачи, если справиться с этими трудностями самостоятельно не получается, то можно обратиться к специалистам — семейному психологу или психотерапевту.
Медицинский психолог 24 отделения Малинина Н.С.
Источник
Семья как фактор психологического здоровья
Воздействие семьи на психологическое здоровье ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semya_kak_faktor_psikhologicheskogo_zdorovya.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Семья как фактор психологического здоровья
Семья — маленький социум и самое близкое, самое важное в жизни каждого человека. И, как и где бы человек ни родился, семья – источник прошлого, настоящего и будущего. Ведь именно в семье зарождаются чувства безопасности, уверенности, взаимопонимания и любви, которые в дальнейшем сопровождают человека на протяжении всей его жизни.
В процессе развития психологии интенсивно эта проблема разрабатывалась такими специалистами как А.Д.Андреева, Т.В.Вохмянина, Н.И.Гуткина, И.В.Дубровина, В.В. Зацепин, А.Б.Николаева, В.Э. Пахальян, Н.Н.Толстых, Н.В.Шуровой и другими. Авторы, изучавшие данную проблему показали, что термин – «психологическое здоровье» имеет большую практическую роль. Тем самым, они разграничили и развели понятия «психическое здоровье» и «психологическое здоровье». [5]
Говоря о семье как о факторе психологического здоровья обязательно необходимо напомнить об условиях нормального психосоциального развития ребенка (спокойная и доброжелательная обстановка, постоянное присутствие родителей, внимательное отношение к эмоциональным потребностям ребенка, беседы, игры, наблюдение и т.д.) [9]. Таким образом, критерий психического здоровья — психическое равновесие. С его помощью можно судить о характере функционирования психической сферы человека с различных сторон (познавательной, эмоциональной, волевой). Этот критерий органично связан с двумя другими: гармоничностью организации психики и ее адаптивными возможностями. [9]
Психологическое здоровье — оптимальное функционирование всех психических структур, необходимых для текущей жизнедеятельности. Психологическое здоровье — это не только душевное, но еще и личностное здоровье. Это состояние, когда душевное здоровье сочетается с личностным [11].
Психологически здоровый человек отличается от человека психологически проблемного — поведением (в первую очередь социальное поведение) и структурой личности. Психологическое здоровье описывает личность в целом, имеет отношение к эмоциональной, мотивационной, познавательной и волевой сферам, а так же проявлению человеческого духа [11].
С точки зрения культуральной психиатрии семья рассматривается, как основная, первичная социокультурная единица, посредством которой из поколения в поколение передаются традиции, привычки, стереотип отношения с людьми и миром.
Именно семья дает первые зачатки и основу для развития полноценно психологически здоровой личности, начиная уже с внутриутробного развития человека. Ведь именно внутриутробное восприятие окружающего мира дает основу развития психического здорового человека и личности в целом. То, что слышит ребенок, чувствует и переносит в утробе матери — накладывает неизгладимый отпечаток на человека (психические процессы, физиология, и т.д.). Как известно, именно психоэмоциональное состояние матери влияет на состояние плода, его психофизиологическое развитие. Психоэмоциональное состояние матери зависит именно от внешних источников, а семья, наибольшим образом является главным фактором воздействия на мать.
В дошкольном возрасте ребенок зависим от взрослого, и прохождение этого этапа становления личности во многом определяется тем, как складываются отношения ребенка с взрослым. Сами взрослые не всегда понимают, как личностные качества становятся достоянием детей, как своеобразно, соответственно специфике детского возраста они интерпретируются, какое значение приобретают для ребенка [14].
Стиль отношения взрослых к ребенку влияет на становление определенного стиля детского поведения, психическое здоровье детей. Так, уверенность в неактивной оценке его как личности провоцирует подавленную агрессивность, если ребенок воспринимает отношение взрослого к себе как негативное, то попытки взрослого побудить ребенка к общению вызывают у него состояния смущения и тревоги. Длительный дефицит эмоционального созвучного общения даже между одним из взрослых и ребенком порождает неуверенность в положительном отношении к нему взрослых вообще, вызывает чувство тревоги и ощущения эмоционального неблагополучия [14].
Под влиянием опыта общения с взрослыми у ребенка не только формируются критерии оценки себя и других, но и зарождается очень важная способность — сочувствовать другим людям, переживать чужие горести и радости как собственные. Ребенок впервые осознает, что нужно учитывать не только свою, но и чужую точку зрения, начинается ориентация ребенка на других, тем более что он также нуждается в признании окружающих людей [14].
В дошкольном детстве складывается личность, самосознание и мироощущение ребенка. Эти процессы в первую очередь обусловлены общим психическим развитием, формированием новой системы психических функций, где важное место начинают занимать мышление и память ребенка. Мышление ребенка отрывается от чисто наглядной основы, т.е. переходит от наглядно-действенного к наглядно-образному. Подобное развитие памяти и мышления дошкольника позволяет перейти к новым типам деятельности – игровой, изобразительной, конструктивной. У него, по замечанию Д.Б.Эльконина, «появляется возможность идти от замысла к его воплощению, от мысли к ситуации, а не от ситуации к мысли» [21].
Мышление и речь — неразрывно связанные психические процессы и речь начинает выполнять функцию планирования и регулирования деятельности ребенка, все более обогащается словарный запас и грамматический строй речи. Ребенок способен выразить сиюминутное желание, порассуждать о природе, других людях, самом себе и своем месте в мире.
Таким образом, с развитием памяти, мышления, речи неразрывно связано появление мировоззрения и самосознания ребенка-дошкольника [21].
По исследованиям В.А.Коллеговой, А.И.Захарова и других, именно у детей старшего дошкольного возраста, которые живут в семье, наблюдается наибольшее число неврозов.
Неврозы у детей могут возникнуть, если родители вовремя не справляются со своими личными проблемами и не поддерживают теплые взаимоотношения в семье, невнимательны к своим детям, и тем самым, у детей развиваются нервные напряжения [17].
В происхождении неврозов имеет большое значение «психическая травматизация», обусловленная нарушенными семейными отношениями и неправильным воспитанием [8].
Положение усугубляется тем, что дети с неврозами не могут из-за своего ограниченного и уже психогенно — деформированного жизненного опыта, условий воспитания и отношений в семье эмоционально отреагировать на накапливающееся нервно-психическое напряжение. Они вынуждены подавлять его, что превышает предел адаптационных возможностей и изменяет нервно-психическую реактивность организма. Длительно действующий стресс не дает выразить себя, утвердиться в жизненно важных позициях, своевременно разрешить травмирующую ситуацию, тем самым, подрывает у ребенка способность адекватно воспринимать себя, способствует понижению самооценки, развитию неуверенности в своих силах и возможностях, страхами и тревогой, чувством беспомощности и бессилия, т.е. развитием идей самоуничижения, неполноценности, ущербности, неспособности быть собой среди других, сверстников [6].
Помещение детей в раннем возрасте (до 3-х лет) в детское дошкольное учреждение или привлечение няни для их воспитания является сильным психотравмирующим событием, такие дети еще не готовы к разлуке с матерью: у двухлетнего ребенка сильно развито чувство привязанности к матери, общности, единства с ней (рассматривает себя только в единстве с матерью – категория «МЫ»). В ситуации и нормального эмоционального общения ребенка с матерью к 3 годам у детей формируется чувство «Я», т.е. восприятие себя как отдельного индивида, постепенно уменьшается чувство зависимости от родителей. При частых и длительных разлуках с матерью (помещение в ясли или в санаторий) у детей раннего возраста нарастает потребность в привязанности, что может привести к появлению невротических реакций. В среднем лишь к 3 годам у ребенка появляется желание «расстаться» с матерью и стать более независимым. Кроме того, в этом возрасте уже возникает стойкая потребность в общении со сверстниками, в совместных играх с другими детьми. Поэтому ребенка в возрасте 3-х лет можно помещать в детский сад, не рискуя его психическим здоровьем [1].
К социально-психологическим факторам, влияющим на психическое здоровье детей, относят, прежде всего, такие, как дисгармония семейных отношений и дисгармония семейного воспитания или нарушения в сфере детско-родительских отношений [9].
Дошкольный возраст характеризуется тесной эмоциональной привязанностью ребенка к родителям (особенно к матери), причем не в виде зависимости от них, а в виде потребности в любви, уважении, признании. В этом возрасте ребенок еще не может хорошо ориентироваться в тонкостях межличностного общения, не способен понимать причины конфликтов между родителями, не владеет средствами для выражения собственных чувств и переживаний. Таким образом, частые конфликты, громкие ссоры между родителями вызывают у детей-дошкольников постоянное чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоционального напряжения и могут стать источником их психического нездоровья [14].
Психическое здоровье или нездоровье ребенка неразрывно связаны также со стилем родительского воспитания, зависят от характера взаимоотношений родителей и детей [7].
Выделяются следующие стили родительского воспитания:
Демократический характеризуется высоким уровнем приятия ребенка, хорошо развитым вербальным общением с детьми, верой в самостоятельность ребенка в сочетании с готовностью помочь ему в случае необходимости. В результате такого воспитания дети отличаются умением общаться со сверстниками, активностью, агрессивностью, стремлением контролировать других детей (причем сами не поддаются контролю), хорошим физическим развитием.
При контролирующем стиле воспитания родители берут на себя функцию контроля за поведением детей: ограничивают их деятельность, но поясняют суть запретов. В этом случае детям бывают, присущи такие черты, как послушаемость, нерешительность, неагрессивность.
При смешанном стиле воспитания дети чаще всего характеризуются как послушные, эмоционально чувствительные, внушаемые, неагрессивные, нелюбопытные, с бедной фантазией [1].
Особый интерес представляют изучение и классификация неправильных типов воспитания, которые приводят к формированию различных неврозов. Выделяется три типа неправильного воспитания:
1. Неприятие, эмоциональное отвержение ребенка (осознаваемое или неосознаваемое), присутствие жестких регламентирующих и контролирующих мер, навязывание ребенку определенного типа поведения в соответствии с родительскими понятиями о «хороших детях». Другой полюс отвержения характеризуется полным равнодушием, попустительством и отсутствием контроля со стороны родителей.
2. Гиперсоциализирующее воспитание – тревожно-мнительное отношение родителей к здоровью, успехам в обучении своего ребенка, его статусу среди сверстников, а также чрезмерная озабоченность его будущим.
3. Эгоцентрическое – чрезмерное внимание к ребенку всех членов семьи, присвоение ему роли «кумира семьи», «смысла жизни» [4].
Все негативные факторы связаны с проблемой невротизации ребенка, т.е. с причинами возникновения и протекания болезни. В связи с тем, что именно в дошкольном возрасте наиболее часто встречаются дети, страдающие неврозами и другими психическими заболеваниями, весьма актуальной является проблема психопрофилактики психического состояния здоровых детей-дошкольников. Безусловно, самым лучшим профилактическим средством являются хорошие отношения родителей с детьми, понимание родителями внутреннего мира своего ребенка, его проблем и переживаний, умение поставить себя на место своих детей [1].
Влияние родителей на становление у детей способов поведения в трудных ситуациях крайне велико. Можно выделить, по меньшей мере, три аспекта такого влияния:
1. Стиль семейного воспитания, который во многом формирует личность ребенка. Так, психологами выделены 3 группы детей, склад характера которых соответствовал определенным типам воспитательных воздействий, практикующихся в семье.
Были установлены следующие зависимости:
А) авторитетные родители – инициативные, общительные, добрые дети;
Б) авторитарные родители – раздражительные, склонные к конфликтам дети;
В) снисходительные родители – импульсивные, агрессивные дети.
2. Собственное поведение родителей в различных трудных ситуациях, которое ребенок (сознательно или бессознательно) принимает для себя в качестве примера для подражания.
3. Целенаправленное обучение детей конструктивным способам преодоления трудных ситуаций [14].
Естественное желание всех родителей – уберечь, предостеречь своего ребенка от возможных неприятностей в жизни. Однако постоянно контролировать и поправлять каждый его шаг, решать за него его собственные проблемы – дело нереальное и совершенно неэффективное. Поэтому единственное и наиболее разумное, что могут сделать родители – это подготовить своих детей самостоятельно преодолевать трудности жизни [19].
1. Андреева А.Д., Вохмянина Т.В., Воронова А.П., Чуткина Н.И. /под ред. Дубровиной М.В./. Руководство практического психолога. Психическое здоровье детей и подростков. М., 1995 г.
2. Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы, как средство диагностики развития личности ребенка. М., 1987 г.
3. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. М., 1998
4. Гарбузов В.А., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение. Л., 1977 г.
5. Доклад Комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) 1979 года: Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей.
6. Журнал. Вопросы психологии, № 2, 1996 г.
7. Захаров А.И. Детские неврозы. С-Пб., 1997 г.
8. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. С-Пб., 1998 г.
9. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. С-Пб., 1997 г.
10. Исаев Д.Н. Психопрофилактика в практике педиатра. Л., 1984 г.
11. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М., 1985 г.
12. Краткий словарь по социологии, М., 1993 г.
13. Кулагина И.Ю., Возрастная психология, М., 1998 г.
14. Лисина М.И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. М., 1974 г.
15. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. М., 1997 г.
16. Петровский А.В., Ярошевский М.Г., Психологический словарь, 1990 г.
17. Психологическая диагностика. /под ред. Гуревича К.М., Борисовой Е.М./, М., 1997 г.
18. Платонов К.К. психологический практикум. М., 1980 г.
19. Флейк-Хобсон К. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М., 1993 г.
20. Шевандрин Н.Н. Психология, коррекция и развитие личности М., 1988
21. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды /под ред. Давыдова В.В. и Зинченко В.П./, М., 1989 г.
22. Энциклопедический словарь медицинских терминов, Т 1, Л., 1986 г.
Результаты вычисления значения коэффициента ранговой корреляции психологического климата в семье и уровнем психического развития
Источник