Задержка психического развития у детей
Статья обновлена: 2020-01-05
Развитие психики ребенка – это очень сложный, генетически обусловленный процесс, который заключается в последовательном формировании основных психологических функций и реализуется под воздействием внешних явлений. Основные психические функции человека это:
- гнозис, означающий восприятие и идентификацию;
- праксис, проявляющийся в виде конкретных действий, имеющих определенную цель;
- речь;
- вычислительные расчеты;
- написание текстов;
- идентификация написанного;
- мыслительный анализ (умение сравнивать, обобщать и т.п);
- воля;
- память;
- поведение;
- эмоциональные реакции;
- самооценка и др.
Особенности детей с задержкой психического развития
Специалисты в области психологии выделяют следующие нарушения развития психики у детей:
- олигофрения – не полностью развитая психика, без возможности обратимости;
- обратимые в полной мере или в некоторой степени замедления развития психики;
- деменция – повреждения в формировании психики, проявившееся после периода нормального психического развития;
- нарушения, возникшие из-за проблемам со зрением, слухом, соматической патологией;
- детский аутизм в раннем возрасте;
- психопатии – дисгармония в формировании психики.
Задержки в формировании психики у детей и способы их корректировки – это серьезная проблема. Впервые обозначение «задержка развития психики» был введен в конце пятидесятых годов прошлого века. Замедление формирования психики – это созревание психики, идущее с замедлениями по сравнению с установленными нормами. Начало замедления психического развития (ЗПР) приходится на ранний детский возраст, без предыдущего отрезка нормального формирования. В отличие от психических расстройств ЗПР протекает стабильно, без обострений и ремиссий. О задержке в формировании психики можно говорить до того, как ребенок пойдет в школу. Если признаки отставания остаются и в школьном возрасте – уже говорят об олигофрении.
Согласно статистическим данным, как самостоятельное состояние, задержка в формировании психики у детей встречаются не более чем у 2 %, и от 8 до 10 % ЗПР — это одно из проявлений общих заболеваний психики.
Механизмы возникновения заболевания изучены мало. По мнению психиатров, главный механизм – это нарушение в формировании сложных мозговых систем, принадлежащих преимущественно к лобным отделам коры больших полушарий, отвечающих за поведение и деятельность человека. ЗПР делят на две категории: первичная и вторичная. Вторичное замедление проявляется на фоне нормального состояния мозга при сопутствующих хронических соматических заболеваниях, сопровождающихся церебральной недостаточностью, например, порок сердца.
Проявление ЗПР у детей
В раннем возрасте нервная система ребенка еще не зрелая, поэтому у детей с ЗПР могут наблюдаться отклонения в двигательных и общих психических функциях. Говорят об общем замедлении психомоторного развития ребенка с выраженными отставаниями функций психики. У детей после трех лет, вероятно проявление более заметных проявлений в отставании формирования психики: отставание в развитии речи, эмоциональное недоразвитие, неадекватное поведение в обществе, недоразвитие моторных навыков и т.п.
О показателях нормального развития ребенка (рост, вес, психомоторное развитие и т.д.) читайте в разделе Развитие ребенка
Недостаток интеллектуально развития в раннем возрасте маскируется неразвитостью речи. Когда дети с ЗПР идут в школу, интеллектуальная недостаточность становится более заметной и проявляется в бедном запасе сведений об окружающем мире; трудностях счета, письма, пересказа текстов; непонимания смысла преподнесенной учителем информации, незрелости поведения.
Причины ЗПР у детей
Причины ЗПР у детей могут быть разными:
- наследственные синдромы и заболевания;
- хромосомные заболевания (синдром Дауна)
- митохондриальные заболевания;
- поражения центральной нервной системы, возникшие в перинатальном периоде (гипоксия плода, инфекции, алкоголизм матери и др.);
- эпилепсия;
- гидроцефалия;
- преждевременное закрытие черепных швов;
- опухоли (кисты) в головном мозге;
- некоторые заболевания кожи нервного происхождения ( туберозный склероз, нейрофиброматоз )
- врожденные заболевания эндокринной системы (гипотиреоз у детей );
- аутизм;
- соматические болезни (пороки сердца);
- нарушения в работе органов слуха и зрения;
- отсутствие педагогического контроля.
Оценка психического развития детей
Оценка психического развития ребенка включает:
- развитие речи;
- формирование восприятия (понятия о предметах, их объеме и формах, ориентация в пространстве);
- развитие памяти (пересказ увиденного и прочитанного, заучивание стихов);
- формирования мыслительных процессов (понятия об окружающем пространстве – дне и ночи, сезонах, мыслительный анализ, способность сравнивать, обобщать и группировать);
- формирование внимания (концентрация);
- формирование игровых навыков;
- формирование художественных навыков (лепка из пластилина и рисование);
- формирование способностей к самообслуживанию (гигиена, приготовление пищи);
- формирование воли и проявление эмоциональных реакций (эмоциональная уравновешенность, способность к самокритике, регулирование своего поведения);
- развитие коммуникативных навыков (коммуникабельность и адекватные поступки при контакте с другими людьми, заинтересованность поведением взрослых, привлечение внимания старших, реакция на поведение родителей и педагогов);
- формирование самосознания (информация о себе, как о личности – ФИО, место жительства);
- формирование школьных навыков
При ЗПР часто присутствуют другие расстройства эмоционального и поведенческого характера, например:
- расстройства активности и концентрации;
- фобии (страхи);
- нервные тики;
- недержание мочи при отсутствии заболеваний физического характера;
- заикание.
Для анализа психического развития детей применяются специальные тесты, например, денверовский тест, шкала Бейли и другие.
Лечение детей с задержкой психического развития
Лечение детей с задержкой психического развития должно быть комплексным, с привлечением неврологов, специалистов в области психологии и психиатрии, педиатров, логопедов. Коррекция при ЗПР требуется длительная. Используются психолого — педагогические коррекционные методы, заключающиеся в улучшении эмоционального развития и овладевания ребенком коммуникативными навыками.
Если этого оказывается недостаточно, прибегают к медикаментозному лечению. При медикаментозном лечении используют преимущественно препараты, обладающие ноотропным эффектом (noos в переводе с греческого, означает мышление; tropos переводится как направление). По мнению специалистов, ноотропные препараты оказывают стимулирующие действие на развитие центральной нервной системы, способствуют улучшению памяти, увеличивают устойчивость головного мозга к нехватке кислорода и вредным воздействиям внешних факторов, оказывают положительное влияние на способность к запоминанию, восприятию, мышлению, общению, проявлению эмоций и воли.
Для лечения ЗПР применяется целый ряд препаратов:
- витамины группы В и витаминоподобные средства (B1, B6,B12, Нейромультивит, Магне В6).
- производные пирролидона: Биотредин, Энцефабол.
- производные пирролидона, например, пирацетам и др.
- производные и аналоги гамма-аминомасляной кислоты: Фенибут, Аминалон, Пикамилон, Пантогам и др.
- препараты, усиливающие холинергические процессы: Энцефабол, Церебролизин, Глиатилин, Цераксон и др.
- глутаматергические препараты: Глицин, Акатинол Мемантин и др;
- препараты, оказывающие биорегулирующее влияние на клетки мозга: Церебрамин, Церебролизин, Актовегин, Кортексин, Семакс и др.
- цереброваскулярные препараты: Циннаризин, Инстенон, Вазобрал и др.
- общетонизирующие препараты (Лецитин, Когитум и др.);
- гомеопатические препараты: Церебрум композитум H;
Подбор лекарственного препарата осуществляется с учетом состояния ребенка и индивидуальных особенностей его организма. Главным фактором выступает степень возбудимости ЦНС. Если у ребенка повышенная степень возбудимости назначают средства не обладающие возбуждающим действием (Пикамилон, Пантогам, Глицин, Мексидол, Кортексин, Фенибут, Церебрум композитум Н, Фезам, Энцефабол) или назначают ноотропные препараты в комплексе с седативными (Магне В6, Валерианахель, Нервохель, Лецитин). В случае отсутствия эпилептиформной активность назначают ноотропные препараты. Желательно применять монотерапию.
КOММЕНТАРИИ
Источник
Задержка психического развития (F 83)
- Задержка психического развития у детей (заболевание часто обозначается как ЗПР) — медленный темп совершенствования некоторых психических функций: мышления, эмоционально-волевой сферы, внимания, памяти, который отстаёт от общепринятых норм для конкретного возраста.
Заболевание диагностируется в дошкольном или младшем школьном периоде. Чаще всего обнаруживается на предварительном тестировании перед поступлением в школу. Выражается в ограниченности представлений, нехватке знаний, неспособности к интеллектуальной деятельности, преобладании игровых, чисто детских интересов, незрелости мышления. В каждом индивидуальном случае причины заболевания бывают разными.
В медицине определяются разные причины задержки психического развития у детей:
1. Биологические:
- патологии беременности: тяжёлый токсикоз, интоксикация, инфекции, травмы;
- недоношенность;
- внутриутробная гипоксия плода;
- асфиксия при родах;
- инфекционные, токсические, травматические заболевания в раннем возрасте;
- генетическая предрасположенность;
- травмы при родах;
- отставание от сверстников в физическом развитии;
- соматические заболевания (нарушения в работе различных органов);
- поражение отдельных участков центральной нервной системы.
2. Социальные:
- ограничение жизнедеятельности в течение длительного времени;
- психические травмы;
- неблагоприятные условия жизни;
- педагогическая запущенность.
В зависимости от факторов, которые привели в итоге к задержке психического развития, выделяют несколько видов заболевания, на основании чего составлен ряд классификаций.
Виды задержки психического развития
В медицине есть несколько классификаций (отечественных и зарубежных) задержки психического развития у детей. Самые известные — М. С. Певзнер и Т. А. Власовой, К. С. Лебединской, П. П. Ковалёва. Чаще всего в современной отечественной психологии пользуются классификацией К. С. Лебединской.
- Конституциональная ЗПР определяется наследственностью.
- Соматогенная ЗПР приобретается в результате перенесённого заболевания, которое повлияло на мозговые функции ребёнка: аллергия, хронические инфекции, дистрофия, дизентерия, стойкая астения и др.
- Психогенная ЗПР определяется социально-психологическим фактором: такие дети воспитываются в неблагоприятных условиях: однообразная среда, узкий круг общения, недостаток материнской любви, бедность эмоциональных отношений, обделённость.
- Церебрально-органическая ЗПР наблюдается в случае серьёзных, патологических отклонений в развитии мозга и определяется чаще всего осложнениями в период беременности (токсикоз, вирусные заболевания, асфиксия, алкоголизм или наркомания родителей, инфекции, родовые травмы и пр.).
Каждый из видов по данной классификации отличается не только причинами заболевания, но и симптоматикой и курсом лечения.
- отставание умений и способностей от сверстников: ребёнок не может совершать простейшие действия, характерные для его возраста (обувание, одевание, навыки личной гигиены, самостоятельная еда);
- нелюдимость и излишняя замкнутость: если он сторонится других детей и не участвует в общих играх, это должно насторожить взрослых;
- нерешительность;
- агрессивность;
- тревожность;
- в период младенчества такие детки начинают позже держать головку, делать первые шаги, говорить.
При задержке психического развития у детей одинаково возможны проявления умственной отсталости и признаки нарушения в очень важной для ребёнка эмоционально-волевой сфере. Нередко встречается их комбинация. Бывают случаи, когда малыш с ЗПР практически не отличается от одногодок, но чаще всего отсталость является достаточно заметной. Окончательный диагноз ставится детским неврологом при целенаправленном или профилактическом осмотре.
Отличия от умственной отсталости
Если к окончанию младшего (4 класс) школьного возраста признаки ЗПР остаются, врачи начинают говорить либо об умственной отсталости (УО), либо о конституциональном инфантилизме. Эти заболевания отличаются:
- при УО психическое и интеллектуальное недоразвитие имеет необратимый характер, при ЗПР всё исправимо при надлежащем подходе;
- дети с ЗПР отличаются от умственно отсталых способностью использовать помощь, которая им оказывается, самостоятельно переносить её на новые задания;
- ребёнок с ЗПР пытается понять прочитанное, тогда как при УО такое желание отсутствует.
При постановке диагноза не нужно опускать руки. Современная психология и педагогика могут предложить комплексную помощь таким деткам и их родителям.
Лечение задержки психического развития у детей
Практика показывает, что дети с задержкой психического развития вполне могут стать учениками обычной общеобразовательной школы, а не специальной коррекционной. Взрослые (педагоги и родители) должны понимать, что трудности обучения таких детей в самом начале школьной жизни — вовсе не результат их лени или нерадивости: они имеют объективные, достаточно серьёзные причины, которые должны быть совместно и успешно преодолены. Таким детям должна быть оказана комплексная помощь родителей, психологов, педагогов.
Она включает в себя:
- индивидуальный подход к каждому ребёнку;
- занятия с психологом и сурдопедагогом (который занимается проблемами обучения детей);
- в отдельных случаях — медикаментозную терапию.
Многим родителям трудно принять тот факт, что их ребёнок в силу особенностей своего развития будет обучаться медленнее остальных детей. Но это нужно сделать, чтобы помочь маленькому школьнику. Родительские забота, внимание, терпение вкупе с квалифицированной помощью специалистов (педагога-дефектолога, врача-психотерапевта) помогут обеспечить ему целенаправленное воспитание, создать благоприятные условия для обучения.
Источник