Меню

Психическое здоровье ребенка раннего возраста

Психическое здоровье младенцев и детей раннего возраста
статья на тему

Психическое здоровье младенцев и детей раннего возраста

-Это способность маленького ребенка переживать, регулировать и выражать эмоции, находясь в близких и безопасных отношениях, а также способность исследовать окружение и обучаться. Все эти способности лучше всего проявляются в контексте заботящегося окружения ребенка, которое включает в себя семью, сообщество и культуру.

Откуда берется психическое здоровье

Опыт отношений привязанности с близким взрослым

Качество отношений привязанности, которое определяется :

— постоянством и стабильностью,

— эмоциональной доступностью близкого взрослого,

— соответствием его поведения возрасту ребенка

Признаки глубокого нарушения психического здоровья у ребенка

2. Самостимуляция (раскачивание, сосание рук и предметов)

3.Состояние глубокой депрессии (отказ от всякой деятельности, паралич , оцепенение

4.Выраженное беспорядочное дружелюбие, постоянная демонстрация позитивного аффекта.

5. А также: Устойчивое нарушение сна и питания.

отсутствие игры и любой активности,

выраженные проявления агрессивного поведения,

проявления пассивного и/или гиперактивного поведения;

рискованное, опасное для здоровья ребенка поведение

7.Выраженное отставание в развитии,

8.Отсутствие речи и навыков коммуникации.

9.Особенности эмоционального состояния ( печаль или серьезность, ровный, уплощенный аффект).

10.Послушность, отсутствие инициативы и отстаивания своих интересов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данная разработка может использоваться в практической деятельности педагогов ДОУ при реализации образовательной области «физическое развитие».

Важное место в здоровьесбережении дошкольников занимает просветительско-воспитательная работа, направленная на формирование у них ценности здоровья и здорового образа жизни, их интеллектуального и соц.

Интегрированное занятие с использованием здоровьесберегающих технологий как средство формирования здорового образа жизни детей раннего возраста «Приключения колобка&raquo.

Конспект совместной образовательной деятельностис использованием здоровьесберегающих технологий как средство формирования здорового образа жизни детей раннего возраста. Тема: «Зи.

Перспективный план образовательной деятельностис детьми общеразвивающей направленности от 2 до 3 лет по направлению « Использование здоровьесберегающих технологийкак средство формирова.

ОБОБЩЕНИЕ опыта работы воспитателя Плаховой Н.А.на тему: «Использование здоровьесберегающих технологийкак средство формирования здорового образа жизни детей раннего возраста&raquo.

Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития л.

Источник

Психическое здоровье детей от матерей с послеродовыми депрессиями: ранний и дошкольный возраст

Г.В. Скобло, Научный центр психического здоровья РАМН, г. Москва, Россия, Вопросы охраны психического здоровья в детско-подростковом возрасте материалы междисциплинарного симпозиума, 2005 г.

Изучение психических нарушений у детей, чьи матери перенесли послеродовую депрессию (ПД) непсихотического уровня, в последние 30 лет составили отдельное направление, активно разрабатываемое во многих странах (Murray L.,1989, 1992; Murray L., Cooper P.J., 1997; Tronic E.Z., Weinberg M.K.,1997 и др). Актуальность его связана, с одной стороны, с повсеместно широкой распространенностью такого рода ПД (10-15%), с другой стороны, – с обнаруженным фактом высокой чувствительности младенцев к качеству ранних контактов с матерью, которые при этом состоянии признаются значительно нарушенными. Вместе с тем, результаты многочисленных исследований влияния ПД на психическое здоровье детей до настоящего времени являются достаточно противоречивыми, вследствие чего представляются необходимыми новые шаги в этом направлении. Данная работа, впервые проведенная в России, осуществлена в НЦПЗ РАМН, в отделе изучения состояний риска функциональных психических расстройств (рук.-проф.С.Ю. Циркин).

Целью исследования было изучение клинических особенностей ПД и вопросы их влияния на психическое здоровье детей. Последнее и является предметом этого сообщения, хотя ряд результатов, полученных в отношении ПД, также приведен для характеристики материала и его обсуждения.

Задачи данного подраздела исследований были следующими: 1) динамическая оценка психического здоровья детей от матерей с ПД на первом году жизни, 2) катамнестическое обследование этих детей в дошкольном возрасте (5-6 лет), 3) определение стилей материнско-детских отношений в раннем и дошкольном детстве.

Материал и методы исследования

Работа проводилась на базе детской поликлиники №133 г. Москвы, где было осуществлено скрининг-изучение популяционной выборки первородящих женщин через 1,5-2 месяца после родов для формирования основной и контрольной детско-материнских групп. В исследование вошли женщины, которые к началу скрининга были замужем или находились в длительной устойчивой связи с отцом ребенка. Обе сформированные детско-материнские группы наблюдались затем по одной и той же программе с неоднократным посещением на дому в течение первого года жизни ребенка, а также на 5-6-ом году жизни. В первоначальном скрининг-исследовании находилось 395 первородящих женщин, среди которых у 46 (11,6%) послеродовая депрессия, выявленная анкетированием по опроснику Зунга, была верифицирована затем полным клиническим обследованием. Таким образом, частота ПД в изученной популяции соответствовала цифрам, приводимым в литературе. Позже 3 женщины из 46 оказались недоступными для наблюдения, и окончательную основную группу составили 43 диады. 25 женщин той же популяции без ПД, согласившихся принять участие в исследовании, вместе со своими детьми составили контрольную группу. На основании клинической картины и учета клинико-генеалогических данных выявленные ПД в подавляющем большинстве случаев (83,3%) были расценены как эндогенные расстройства, преимущественно в рамках циклотимии, согласно отечественной систематике. Степень выраженности ПД оценивалась по критериям МКБ-10: у 35% женщин был диагностирован умеренный депрессивный эпизод, у 65%-легкий. (Популяционные соотношения легких и умеренных ПД в нашем материале согласуются с приводимыми в других исследованиях.) Длительность ПД составляла от 2-х до 6-8 месяцев, 57,3% эпизодов продолжались свыше 3-х месяцев. Разделение ПД по ведущему клиническому радикалу показало преобладание тревожных депрессий (41,3%) и мягких адинамических (32,3%), а при дополнительном измерении материнской тревоги по шкале Тейлор выявилось статистически достоверное ее повышение у 93,5% женщин с ПД в первом полугодии жизни и у 91,3% во втором. Высокий уровень тревоги оказался характерным для матерей, перенесших ПД, и в период катамнестического обследования, т.е. на 5-6-ом году жизни ребенка (75% наблюдений против 30% в контроле).

Читайте также:  Страхование здоровья от вакцинации

Детям 1-го года жизни проводилось клиническое психоневрологическое обследование, а также психологическое с определением уровня психического развития по методике О.В.Баженовой (выполнено канд.психол.наук Л.Л.Баз ). Детям 5-6-ти лет – клиническое психопатологическое обследование с диагностикой по МКБ-10. Клиническое полуструктурированное наблюдение материнско-детского взаимодействия и опросник родительского отношения (Эйденмиллер Э.Г, 1996).

Результаты и обсуждение

Подробная оценка психического здоровья детей от матерей с ПД в течение первого года жизни изложена нами ранее (Скобло Г.В., Баз Л.Л.,1998, Скобло Г.В., 2000). Ее основные результаты следующие. В состоянии детей основной группы после родов и в первые 2-4 месяца не было значимых отличий от контрольных, но затем они появились у большинства детей и прогрессировали в течение годичного наблюдения. Выраженность нарушений психического здоровья ранжировалась посредством суммарного балльного учета стабильных «фоновых» симптомов (эмоционально-поведенческих, расстройств сна, аппетита и др.), патологических реакций (повышенной сепарационной тревожности, дезадаптационных реакций при выработке какого-либо навыка и др.), фаз («резонансных микродепрессий» и др.), а также отклонений показателей психического развития (преимущественно в сферах развития эмоций, предметной деятельности и взаимодействия со взрослым). К концу 1-го года жизни дети депрессивных матерей имели достаточно значимые нарушения психического здоровья в 41,9% случаев, легкие – в 30,2% и минимальные – в 27.9%. В контрольной группе отмечались только легкие (12%) и минимальные (48%) нарушения, 34% детей были психически здоровы. Однако коэффициенты корреляции степени выраженности отклонений психического здоровья детей депрессивных матерей с глубиной материнской ПД, ее продолжительностью и клиническим типом были умеренными: 0,46; 0,45; 0,42 при р материалы

Источник

психическое здоровье детей
статья на тему

Осложнённые варианты психического развития детей. Рекомендации по совместной деятельности родителей с детьми

от 3 до 6 лет

Скачать:

Вложение Размер
psihicheskoe_zdorove.docx 17.28 КБ
zdorove1.docx 20.07 КБ
test_zdorove.docx 17.81 КБ

Предварительный просмотр:

Психическое здоровье – что это такое?

Продолжая разговор о здоровье, давайте ещё раз вспомним, что такое «Здоровье»?

По определению Всемирной Организации Здравоохранения здоровье рассматривается «как состояние физического, умственного, социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических недостатков».

Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от рождения к моменту поступления в школу ухудшается, что отрицательно влияет на процесс усвоения школьной программы.

Сегодня мы поговорим о психическом здоровье детей.

Психическое здоровье рассматривается, с одной стороны, как реализация того, что заложено в человеке от природы, с другой стороны, стремление к гуманистическим ценностям.

Нервно – психическое здоровье ребёнка – это один из критериев здоровья в целом. На современном этапе развития общества жизненный уровень большинства населения понизился, ускорился темп жизни. В связи с этим повысилась агрессивность людей, от этого страдают, в первую очередь, наши дети. Многие родители загружены работой, учёбой – вследствие этого дети часто остаются без внимания. Они испытывают дефицит общения с близкими им людьми, переживают постоянные стрессы, потому что не удовлетворяются их базовые потребности: в родительской любви, ласке, защищённости.

В результате этого нарастает напряжённость, появляется агрессивность и озлобленность – сначала на родителей, потом на всех окружающих. Поэтому необходимо на ранних стадиях развития личности обучать детей цивилизованным способам выхода гнева и саморегуляции поведения, чтобы к 5-6 годам у ребёнка сформировалась правильная социальная ориентация, развилась способность к адаптации и саморегуляции.

Осложнённые варианты психического развития детей:

невротические состояния – проявляются в эмоциональных срывах, неустойчивости поведения, агрессивности или же вялости, апатичности. Они связаны иногда с плохим самочувствием, усталостью или с конкретной эмоциогенной ситуацией (отобрали любимую игрушку, обидели). Разрешается ситуация, поправляется здоровье, и нежелательные проявления проходят. Однако дети с подобными реакциями входят в «группу риска», у них может развиться невроз;

аутизм – проявляется в замкнутости, отстранённости, в погружённости в собственный, непонятный для окружающих, мир. Эмоции стёрты, мимика невыразительна, с детьми трудно, а порой невозможно вступить в общение. Такие дети мало разговаривают, не играют со сверстниками. Им совсем не свойственны ни эмоциональное сопереживание, ни сочувствие кому-либо;

гиперактивность с нарушением внимания – носит характер синдрома, то есть целого блока специфических проблем. Дети подвижны, расторможены, импульсивны, у них недостаточно развиты процессы внимания, им трудно сосредоточиться, снижена работоспособность, повышена утомляемость, плохо развиты движения руки. Такие дети, несмотря на достаточно высокий уровень способностей, плохо учатся, постоянно конфликтуют со сверстниками, им невыносимо трудно что-либо делать совместно с другими.

Основным и ведущим способом снижения всех этих состояний в дошкольном возрасте является – игра.

Остановимся подробнее. Игра для ребёнка – это естественное состояние, играми он удовлетворяет непреодолимую потребность в движении, проявляет творческие силы, развивает свои способности, воспитывается с нравственной стороны и, наконец, массу всевозможных знаний.

Игры очень разнообразны: дети играют в одиночку и группами; игры со строительным материалом, настольные игры, сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные, хороводные и музыкальные.

Все эти игры могут быть как свободными, когда дети играют во что хотят и как хотят, — эти игры дают материал для наблюдений: в них ярко выступают индивидуальные черты каждого ребёнка; так и организованными, которые тоже знакомят с детьми и не только, они служат для развития внимания, находчивости, умения управлять собой и подчиняться правилам, а главное – для развития чувства товарищества. Игры заменяют порой гимнастику, давая детям возможность воспроизводить массу разнообразных движений.

И мой призыв на сегодняшнем собрании к вам: играйте вместе с детьми – это замечательно оздоравливает взаимоотношения! Играя и смеясь вместе, мы можем построить и оздоровить наши взаимоотношения. В игре лучше всего создаётся безопасная обстановка для общения людей, независимо от их характера и возраста. Шутки и веселье рождают сердечность, совместная игра может совершенно неожиданно перейти в наполненную ощущением праздника жизнь.

Источник

Психологическая безопасность и психическое здоровье ребёнка раннего возраста

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

МБДОУ №24 присмотра и оздоровления

Психологическая безопасность- — это защищенность от угроз, психологического насилия, унижения и оскорбления, от того, что человека заставляют делать против его желания, от пренебрежения, заброшенности и недоброжелательного обращения.

Психологическими угрозами для развития ребенка в раннем возрасте являются: нецелесообразное удовлетворение естественных потребностей (в пище, отдыхе), нарушение режима дня; игнорирование потребностей в сенсомоторной активности, доброжелательном внимании взрослого и его помощи; ограничения самостоятельности; выбор неадекватных возрасту форм общения, не предполагающих возможности сотрудничать со взрослым; игнорирование особенностей нервной системы ребенка; стремление к раннему обучению не свойственным возрасту видам деятельности: чтению, счету, английскому языку; бедность или, наоборот, избыточность, перенасыщенность предметной среды, в которой растет ребенок; слабость эмоциональных контактов с ребенком, невнимание к его эмоциональным состояниям.

психоэмоциональное напряжение — порождает поиск суррогатных выходов в виде вредных привычек, протестных действий, аффектов, нарушения правил поведения. гиперсоциальный тип или тип неприятия — Вредные привычки — сосание пальца, языка, губ, одежды, постельного белья, выкручивание и выдергивание волос, раскачивания, биение головой о подушку, грызение ногтей, онанизм имеют происхождение одной и той же природы. надолго оставляли без внимания, ему отказывали в соске и редко брали на руки, не укачивали, когда он не мог уснуть. Малыш, предоставленный сам себе, постоянно ощущал недостаток тепла и ласки, приятных впечатлений.

Наследственность Хронические заболевания матери Алкоголизация и приём токсических веществ Инфекции и вирусные заболевания Резус фактор

Ранний период Неправильно выбрана стратегия воспитания

Депривация – это лишение или ограничение возможностей для удовлетворения потребностей, определённых впечатлений Сенсорная депривация – бедность окружающей среды. Двигательная депривация – ограничение или лишение потребности в движениях. Материнская депривация- отсутствие физической и эмоциональной заботы о малыше. Социальная депривация – психологически и физически отчуждён от семейной микросреды(предоставлен сам себе, не принимает участия в жизни семьи.

Фрустрация – одна из форм психического стресса связанного с переживанием не удачи, наличие препятствий на пути к достижению целей. Предполагает навязывание взрослым ребёнку способа реализации удовлетворения ведущих потребностей.

Стресс – давление, напряжение. Факторы, которые могут вызвать стресс: Строгие и многочисленные правила. Непоследовательность в воспитательных воздействиях длительное пребывание в коллективе детей, длительное психическое напряжение, неудачи, страхи, чувство опасности, недостаток информации, ситуация неопределённости.

Дидактогении – неблагоприятное последствие педагогических ошибок, отрицательного воспитательного воздействия.

Типология эмоционального отношения взрослого к детям: Устойчиво – положительный тип Пассивно – положительный тип Неустойчивый тип Открыто – отрицательный тип Пассивно – отрицательный тип

Направления деятельности педагога в отношении детей раннего возраста включают: Содействие ребёнку в адаптации к новым условиям жизнидеятельности в ДОУ; Психологическое обеспечение реализации основной общеобразовательной программы; Психопрофилактика дидактогений

Психологическая безопасность сегодня рассматривается как одно из требований безопасности образовательного процесса и один из показателей качества образования.

Психологическая безопасность — это защищенность от угроз, психологического насилия, унижения и оскорбления, от того, что человека застав­ляют делать против его желания, от пренебрежения, заброшен­ности и недоброжелательного обращения.

В качестве показателей психологической безопасности ма­ленького ребенка можно рассматривать его высокую приспо­собляемость в природной и социальной среде и сохранность привычного позитивного самочувствия. Основная задача педагога, состоит в том, чтобы обеспечить психологическую безопасность детей в группах ран­него возраста, поскольку именно в этот период ребенок особен­но уязвим, не имеет механизмов психологической защиты, не толь­ко не может сам удовлетворить свои нужды, но и даже понять их.

Номер материала: ДБ-1335092

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Минпросвещения готово рассмотреть альтернативы ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Ученые сделали мармеладки в форме белков, чтобы помочь слепым детям изучать химию

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения подготовило концепцию проекта цифрового профиля учащихся

Время чтения: 1 минута

Для школ с модульным графиком каникулы в новом учебном году сократят на неделю

Время чтения: 2 минуты

Каждый третий школьник отстает в учебе

Время чтения: 3 минуты

Низкие способности к самостоятельному выполнению заданий приводят к трудностям в обучении

Время чтения: 3 минуты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Adblock
detector