Как поддерживать психическое здоровье ребенка
Сейчас выделяют физическое здоровье, но не менее важно укреплять психическое здоровье детей
Как показывают новейшие исследования, среди детей наблюдается устойчивое снижение психического здоровья, и этот процесс начинается в среднем в 14 лет. Большинство детей хотя бы раз в жизни посещают мысли о суициде, и это сильно влияет на качество их повседневной жизни.
Однако родители, следуя определенным рекомендациям, могут помочь своим детям стать более здоровыми в психическом плане. Рассмотрим эти советы подробнее.
1. Инициируйте общение
Сегодня, когда общение между людьми часто сводится к смс-переписке и сообщениям в социальных сетях, обычное общение может помочь ребенку в укреплении психического здоровья. Спросите ребенка о том, что его беспокоит, поинтересуйтесь, нет ли у него каких-либо проблем. Позвольте ребенку открыться. Дайте ему высказаться, не критикуйте и не давите на него. Ребенок не должен опасаться, что его накажут или осудят.
2. Сохраняйте спокойствие
Родителям бывает больно видеть своих детей несчастными и страдающими от каких-либо отрицательных эмоций, проблем и т.д. В таких случаях родители часто впадают в панику и проявляют неадекватные реакции. Этого делать ни в коем случае не стоит. В любых ситуациях родителям следует сохранять максимальное спокойствие и проявлять терпение. Если какая-либо ситуация ставит вас в тупик, поделитесь своими чувствами с кем-то из близких вам людей и попросите у них совет.
3. Уделяйте ребенку время
Ваш ребенок постоянно нуждается в вашей помощи. Вы можете стать для него лучшим другом. Ваше присутствие в его жизни, готовность выслушать и поддержать поможет ему справиться со всеми трудностями. Разумеется, в современном ритме жизни очень сложно находить баланс между работой и семьей. Но, если ваш ребенок проживает трудный период в жизни, постарайтесь проводить с ним как можно больше времени.
4. Позвольте ребенку почувствовать себя в безопасности
Поддерживайте ребенка и демонстрируйте ему свою любовь – так он будет чувствовать себя в безопасности. Приготовьте ему на ужин его любимое блюдо или поужинайте вместе с семьей в кафе. Многие дети испытывают различные психические нарушения (стресс, тревогу и т.д.), потому что не чувствуют себя в безопасности. Используйте все возможные способы, чтобы дать ощущение безопасности ребенку – и он будет чувствовать себя намного лучше.
5. Успокаивайте ребенка
Людям свойственно беспокоиться и думать, что положение дел гораздо хуже, чем есть на самом деле. Если ребенок переживает по поводу какой-либо ситуации, убедите его, что ничего плохого не случится. Это поможет ребенку успокоиться. Настраивайте ребенка на позитивное восприятие ситуации и убедите, что все будет хорошо.
6. Обращайтесь за помощью
Если все вышеуказанные методы не принесли желаемого результата и вы не видите положительных изменений в поведении и настроении своего ребенка, обратитесь за профессиональной помощью к психологу. Он сможет точно определить, с чем связаны отрицательные эмоции ребенка, и вовремя исправить ситуацию.
Также очень важно, чтобы ребенок получал поддержку от семьи, школьных учителей и друзей.
Долгое время психическому здоровью человека не уделяли должного внимания. Однако это чрезвычайно важно для каждого, особенно для детей. Дети беззащитны, и часто они не могут понять, как следует себя вести в той или иной ситуации. Если ваш ребенок испытывает какие-либо трудности, помогите ему. Это не только поможет ему в конкретной ситуации, но и укрепит психическое здоровье, что, несомненно, принесет огромную пользу в будущем.
Источник
Что нужно знать о психическом здоровье ребёнка. 11 советов специалистов
Блогер Inna Gentle уже переводила для читателей «Мела» подкасты бельгийского психотерапевта Эстер Перель, из которых мы узнали, как вести себя, если у ребёнка биполярное расстройство. На этот раз она перевела статью, в которой детские психологи рассказывают о том, какие сигналы в поведении ребёнка указывают на то, что у него, возможно, нестабильная психика.
1. У детей, как и взрослых, бывают перепады настроения. Но если это начинает разрушительно влиять на повседневную жизнь — время обратиться к специалистам. Проблемы с концентрацией, организованностью, тревогой, сном — каждый сталкивается с этими проблемами, вне зависимости от возраста. В случае возникновения и развития психических расстройств все эти симптомы постепенно (или стремительно) разрушают жизнь человека.
- насколько часто это происходит;
- насколько серьёзно проявляется;
- как это сказывается на жизни ребёнка.
Лучше принять превентивные меры, чем потом разбираться с последствиями запущенных расстройств, на которые наслаиваются травмы отвержения окружающими, непринятия себя. Вполне возможно, что эти проблемы не «рассосутся» со временем, да и распространённость психических расстройств намного выше, чем кажется. Волна подростковых суицидов — это последствие стигматизации темы психического нездоровья.
2. Тревожное или поведенческое расстройство может проявляться у ребёнка с двух лет. Симптомы расстройств могут отличаться, но в случае крайних проявлений эмоций — истерик, агрессии или нездорового избегания людей — стоит обратиться к профессионалу. Это не «мелкие трудности», а то, что в перспективе может обратиться в серьёзную проблему для подростка. Порой дети проявляют неадекватную тревогу в отношении вещей, о которых они вообще не должны беспокоиться. Так, мы видели семилетку, одержимого паникой из-за войны в Афганистане.
3. Поскольку сразу установить конкретное расстройство трудно, для начала специалисты сужают диагностику до одного критерия. Основной вопрос: это расстройство интернализации или экстернализирующее расстройство? Интернализация — это о том, как человек себя ощущает (биполярное расстройство, депрессия, тревожность, проблемы с адаптацией к миру). Экстернализация — это поведенческие расстройства, симптомы которых очевидны окружающим. Психических заболеваний очень много, подгонка симптомов под одну из этих двух категорий даёт общее понимание проблемы.
4. Все бы хотели, чтобы существовал универсальный способ лечения, но его нет. Большинство родителей обращаются к психологам или врачам за конкретными ответами и для решения конкретных проблем (к примеру, «прекратите его или её истерику») но, к сожалению, общая картинка всегда сложнее.
Некоторым детям может потребоваться абсолютно конкретный вид терапии:
- амбулаторная или стационарная;
- семейная терапия (не только для родителей и их ребёнка, но и для братьев и сестёр);
- когнитивно-поведенческая терапия.
Кому-то могут потребоваться и лекарства, и терапия. Для лечения расстройств пищевого поведения, например, есть специализированные программы. Для каждого из них траектория лечения будет строго индивидуальной. Если специалист не смог помочь ребёнку знакомых, возможно, это был специалист с другой специализацией.
4 факта о депрессии подростков
Казалось бы, это очевидно, но многие до сих пор не осознают, что психологи и психиатры — это абсолютно разные специалисты (психолог, например, даже не врач, у него нет медицинского образования). Так же как психиатр и психотерапевт — тоже два разных доктора. Обращайте внимание на квалификацию специалиста, наличие дипломов (высшее образование и прохождение курсов по повышению квалификации в сфере конкретной проблемы).
5. Если вы замечаете в поведении ребёнка симптомы психического расстройства, поговорите с другими значимыми для него взрослыми. Не советуйтесь, а просто соберите информацию. Как правило, специалисты ставят диагноз, анализируя жизнь ребёнка вплоть от его рождения: семья, школа, иные социальные взаимодействия. Именно поэтому важно получить как можно больше информации от других людей, которые наблюдали за ребёнком в других обстоятельствах его жизни. Вас не должно интересовать их субъективное мнение («а нужно ли нам к врачу?»). Просто соберите объективные факты: как ребёнок себя ведёт, как общается с другими. Решение только за вами.
6. Чем больше поддержки от домашних, тем лучше. В идеале, каждый человек в жизни ребёнка — от братьев и сестёр до учителей, нянь и тренеров — должен помогать ему победить в борьбе с заболеванием. Но именно на родителях лежит основная ответственность за поддержку и заботу о ребёнке.
7. Если пункт 6 звучит для вас пугающе, то задача психолога или психотерапевта как раз состоит в том, чтобы помочь вам научиться адекватно помогать своим детям. Дети не живут в изоляции от остального мира, поэтому детский психолог/ психотерапевт работает и с родителями. В идеале родители должны узнавать о болезни, учиться слышать, не отрицать произошедшее, работать над собой.
8. Основные навыки, которым стоит обучать ребёнка — это не владение иностранными языками, а умение выстраивать здоровые отношения и решать проблемы без истерик. Когда ребёнок маленький, родители способны заложить в него основы тех качеств, которые помогут ему, будущему взрослому, в коммуникации с окружающими. Прислушивайтесь к ребёнку и пытайтесь понять его истинные посылы. Только так он научится открыто и смело говорить о том, что его беспокоит. Невероятно важно слушать ребёнка, давать его мнению сформироваться, а не навязывать свою позицию (даже косвенно). Вне зависимости от того, о чём разговор и кто его начал.
Многие родители считают, что их задача — решить проблемы за ребёнка. Это нездоровая установка. В определённый момент человек должен научиться находить собственные решения возникаюших проблем. Ребёнок должен справиться (или не справиться, но в пределах разумного) самостоятельно. Суть не в исходе конкретной ситуации, а в том, чтобы он научился стойкости.
9. Специалисты не ожидают от ребёнка особых навыков в формулировании своих эмоций. Маленькие дети ещё не способны рассуждать об абстрактных понятиях, говорить сложными терминами. Их способность к самоанализу ограничена, как и способность воспринимать окружающий мир. Но это нормально — грамотный специалист всё поймёт. Игры, рисование — информацию возможно получить альтернативными способами. Если ребёнок неспособен выразить что-то словами, это не значит, что этих эмоций он не испытывает.
10. Диагноз ребёнка может меняться. И нет, психологи не выписывают лекарства (психиатры тоже не станут это делать без необходимости). Ребёнок растёт, и вместе с его ростом меняются симптомы его заболевания (если оно имеет место). Проблема не в изначальной ошибке врача, а в развитии структур мозга. В зависимости от диагноза, может меняться план лечения. И да, совершенно не факт, что у вашего ребёнка есть психическое расстройство. Но важно помнить следующее:
- Даже если вашему ребёнку поставлен диагноз, это не так страшно, как вам кажется в данную минуту. Расстройство не лишает его шанса на счастливую жизнь, и это по-прежнему ваш ребёнок — самый любимый и самый лучший. Просто ему нужна помощь.
- Лучше предотвратить проблему, чем потом лечить болезнь.
11. Да, дети (особенно подростки) могут быть раздражительными и язвительными. Но симптом болезни — это более радикальные отклонения в поведении. Подростковый период — это постоянная борьба взрослеющего ребёнка за независимость. Сложно отличить, где норма, а где повод обратиться к врачу, но есть общий список тревожных сигналов для родителей. Вот он.
1. Неконтролируемая тоска, грусть, отсутствие желания вставать по утрам на протяжении более двух недель.
2. Самоповреждение или планирование самоубийства/суицидальные мысли (в эту группу входят фразы «лучше бы я не родился» и «было бы здорово, если бы я исчез»).
3. Неконтролируемое рискованное поведение.
4. Резкие беспричинные приступы страха, сопровождающиеся соматическими симптомами.
5. Отказ от еды или радикальное изменение пищевых привычек, вызывание рвоты, потеря или набор веса.
6. Резкие перепады настроения, которые сказываются на отношениях с окружающими.
7. Чрезмерное употребление алкоголя или употребление наркотиков.
8. Резкие изменения в поведении, личностных чертах, проблемы со сном (бессонница или нездорово длительный сон).
9. Проблемы с концентрацией или способностью сидеть на месте спокойно.
10. Чрезмерные страхи из-за предстоящих событий, тревожность, слёзы из-за школы или перед контрольной.
Источник
психическое здоровье детей
статья на тему
Осложнённые варианты психического развития детей. Рекомендации по совместной деятельности родителей с детьми
от 3 до 6 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihicheskoe_zdorove.docx | 17.28 КБ |
zdorove1.docx | 20.07 КБ |
test_zdorove.docx | 17.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Психическое здоровье – что это такое?
Продолжая разговор о здоровье, давайте ещё раз вспомним, что такое «Здоровье»?
По определению Всемирной Организации Здравоохранения здоровье рассматривается «как состояние физического, умственного, социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических недостатков».
Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от рождения к моменту поступления в школу ухудшается, что отрицательно влияет на процесс усвоения школьной программы.
Сегодня мы поговорим о психическом здоровье детей.
Психическое здоровье рассматривается, с одной стороны, как реализация того, что заложено в человеке от природы, с другой стороны, стремление к гуманистическим ценностям.
Нервно – психическое здоровье ребёнка – это один из критериев здоровья в целом. На современном этапе развития общества жизненный уровень большинства населения понизился, ускорился темп жизни. В связи с этим повысилась агрессивность людей, от этого страдают, в первую очередь, наши дети. Многие родители загружены работой, учёбой – вследствие этого дети часто остаются без внимания. Они испытывают дефицит общения с близкими им людьми, переживают постоянные стрессы, потому что не удовлетворяются их базовые потребности: в родительской любви, ласке, защищённости.
В результате этого нарастает напряжённость, появляется агрессивность и озлобленность – сначала на родителей, потом на всех окружающих. Поэтому необходимо на ранних стадиях развития личности обучать детей цивилизованным способам выхода гнева и саморегуляции поведения, чтобы к 5-6 годам у ребёнка сформировалась правильная социальная ориентация, развилась способность к адаптации и саморегуляции.
Осложнённые варианты психического развития детей:
невротические состояния – проявляются в эмоциональных срывах, неустойчивости поведения, агрессивности или же вялости, апатичности. Они связаны иногда с плохим самочувствием, усталостью или с конкретной эмоциогенной ситуацией (отобрали любимую игрушку, обидели). Разрешается ситуация, поправляется здоровье, и нежелательные проявления проходят. Однако дети с подобными реакциями входят в «группу риска», у них может развиться невроз;
аутизм – проявляется в замкнутости, отстранённости, в погружённости в собственный, непонятный для окружающих, мир. Эмоции стёрты, мимика невыразительна, с детьми трудно, а порой невозможно вступить в общение. Такие дети мало разговаривают, не играют со сверстниками. Им совсем не свойственны ни эмоциональное сопереживание, ни сочувствие кому-либо;
гиперактивность с нарушением внимания – носит характер синдрома, то есть целого блока специфических проблем. Дети подвижны, расторможены, импульсивны, у них недостаточно развиты процессы внимания, им трудно сосредоточиться, снижена работоспособность, повышена утомляемость, плохо развиты движения руки. Такие дети, несмотря на достаточно высокий уровень способностей, плохо учатся, постоянно конфликтуют со сверстниками, им невыносимо трудно что-либо делать совместно с другими.
Основным и ведущим способом снижения всех этих состояний в дошкольном возрасте является – игра.
Остановимся подробнее. Игра для ребёнка – это естественное состояние, играми он удовлетворяет непреодолимую потребность в движении, проявляет творческие силы, развивает свои способности, воспитывается с нравственной стороны и, наконец, массу всевозможных знаний.
Игры очень разнообразны: дети играют в одиночку и группами; игры со строительным материалом, настольные игры, сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные, хороводные и музыкальные.
Все эти игры могут быть как свободными, когда дети играют во что хотят и как хотят, — эти игры дают материал для наблюдений: в них ярко выступают индивидуальные черты каждого ребёнка; так и организованными, которые тоже знакомят с детьми и не только, они служат для развития внимания, находчивости, умения управлять собой и подчиняться правилам, а главное – для развития чувства товарищества. Игры заменяют порой гимнастику, давая детям возможность воспроизводить массу разнообразных движений.
И мой призыв на сегодняшнем собрании к вам: играйте вместе с детьми – это замечательно оздоравливает взаимоотношения! Играя и смеясь вместе, мы можем построить и оздоровить наши взаимоотношения. В игре лучше всего создаётся безопасная обстановка для общения людей, независимо от их характера и возраста. Шутки и веселье рождают сердечность, совместная игра может совершенно неожиданно перейти в наполненную ощущением праздника жизнь.
Источник