Меню

Психическое здоровье пожилого человека

ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ

Проблемы психического здоровья в пожилом возрасте становятся все более актуальными для общества. С каждым годом количество пожилых людей в Беларуси увеличивается, отмечается феномен «поседения» общества. Существенно увеличилась средняя продолжительность жизни и границы старости значительно отодвинулись.
В пожилом возрасте происходят физиологические и психологические возрастные процессы, к которым человеку необходимо адаптироваться. Изменяется социальный, профессиональный (выход на пенсию) статус, становится труднее справляться с повседневными задачами из-за снижения познавательные процессов (нарушается память, внимание), ухудшается зрение, слух, координация движений, повышения энергетических затрат на то, что раньше давалось легко, заостряются черты характера, становится трудно принимать новое. Появляется ощущение, что становишься обузой для своих родственников, что несостоятелен в профессиональной деятельности, что одинок и никому такой не нужен. Все эти изменения приводят к психологическому напряжению и стрессу. Возрастные изменения необходимо учитывать при работе с пожилыми людьми. Например, при разговоре с пожилым человеком необходимо соблюдать следующие правила: уважительно обращаться по имени (отчеству), говорить отчетливо, медленно, лицом к лицу с пожилым человеком, при этом держать голову на уровне его глаз, проявлять любовь и душевную теплоту, обнимая, если это его не стесняет, внимательно выслушать, обращать внимание на интонацию и тембр голоса, мимику, позу и движения, попытаться установить, какие жесты и сочетания слов, слова-подсказки необходимы для эффективного поддержания общения, избегать негативной критики, споров, конфликтов; перед тем, как заговорить, проверить, слушает ли Вас человек.
Наиболее частыми формами расстройств, возникающих в старости, является болезнь Альцгеймера и другие формы деменции (слабоумия), депрессия, нарушения сознания.
При деменции у пациентов прогрессируют нарушения памяти и интеллекта, что приводит к беспомощности, потере навыков самообслуживания и в дальнейшем к необходимости постоянного постороннего ухода за такими людьми. К сожалению деменция прогрессирующее заболевание, но на ранних стадиях заболевание можно контролировать и замедлить, поэтому так важна ранняя диагностика таких состояний.
Ранняя стадия обычно проходит незамеченной. Родственники, друзья и зачастую специалисты неверно объясняют симптомы, начинающегося заболевания, считая их нормальной частью процесса старения. Поскольку болезнь развивается постепенно, нередко бывает трудно определить точное время ее начала. Постепенно у человека возникают затруднения при подборе слов в разговоре, ухудшается память на текущие события, возникают серьезные затруднения при принятии самостоятельных решении, нарушается восприятие окружающей среды, узнавание объектов, человек легко теряется, особенно в необычной обстановке, отмечается дезориентация во времени, нарушается понимание сложных и абстрактных мыслей, пропадает инициатива и побуждения действовать, отмечаются безучастность и замкнутость, может развиваться депрессия, появляются признаки агрессии, возникают затруднения при выполнении сложной домашней работы (например, приготовление пищи), пропадает интерес к своим хобби и другим ранее любимым занятиям.
С развитием болезни проблемы становятся очевиднее и существенно ограничивают занятия. Пожилой человек испытывает трудности в повседневной жизни, к примеру, становится чрезвычайно забывчивым, особенно часто забывая недавние события и имена людей, может теряться в знакомой обстановке, у себя дома или в обществе, не может продолжать жить один без посторонней помощи, не может готовить пищу, делать домашнюю уборку, ходить в магазин, нуждается в помощи при посещении туалета, умывании, одевании, перестаёт осознавать своё заболевание; испытывает нарастающие трудности при общении; проявляет аномальное поведение (например, бродяжничество), может страдать зрительными галлюцинациями.
Когда заболевание начинает прогрессировать, нужно использовать любую возможность, чтобы поддержать способность больного к самообслуживанию, уменьшить его внутренний дискомфорт и изоляцию от окружающих. Могут помочь новые, лучше подобранные очки, более совершенный слуховой аппарат, простой в обращении радиоприемник, книги с картинками и крупными буквами. Надо найти больному полезное и доступное занятие, учитывая при этом его потребности и возможности ухаживающего персонала. Больной человек постоянно нуждается в утешении и подбадривании, нельзя его ругать, делать обидные замечания.
При возникновении подозрений на патологический процесс и болезненные проявления необходимо обратиться к врачу — специалисту (психиатру, неврологу) для адекватной помощи таким пациентам. В домашних условиях таким людям необходима помощь своих близких. Вот несколько советов по уходу:

  • Установите режим пациенту, пытаясь сохранить его привычные занятия. Благодаря режиму повседневная жизнь больного становится более организованной, упорядоченной. Режим становится источником уверенности, защищенности, он должен как можно больше сохранять заведенный прежде порядок жизни больного.
  • Поддерживайте независимость. Пожилой человек должен как можно дольше оставаться независимым. Это облегчает вашу работу и помогает сохранять чувство уважения к себе.
  • Помогайте сохранять чувство собственного достоинства. Человек, за которым вы ухаживаете, является личностью, не лишенной чувств. Ваше отношение к пожилому человеку, ваши поступки оказывают влияние на него. Будьте терпимы, уважайте чувства, не обсуждайте болезненное состояние в его присутствии.
  • Воздерживайтесь от конфликтов. Конфликты вызывают стресс, как у пожилого человека, так и у вас. Пытайтесь сохранять спокойствие в любой ситуации. Не проявляйте гнев, разочарование и раздражительность. Всегда помните — виновата болезнь, а не человек.
  • Пытайтесь постоянно привлекать внимание, давая своему близкому простые задания. Он должен чем-то заниматься, однако, занятия должны быть легкими и доступными. Нельзя давать слишком трудные задания, а так же их выбор должен быть ограничен. Невыполнимые задания вызывают стресс и способствуют ухудшению состояния.
  • Создавайте условия для максимального проявления имеющихся у пожилого человека способностей. Занятия должны быть тщательно продуманы. Они повышают уважение и чувство собственного достоинства. Это нужно поддерживать постоянно. Занятость в доме придает жизни пациента цель и значение. Способности таких людей с течением заболевания могут меняться. Ухаживающий за пациентом должен быть наблюдательным и готовым изменить природу занятий, чтобы не вызвать у него стресс.
  • Позаботьтесь о безопасности в доме. Проявления заболевания такие, как потеря памяти и нарушение координации движений повышают риск травмирования пациента. Необходимо сделать ваш дом как можно более безопасным.
  • Поддерживайте общение со своим близким.
Читайте также:  Желаю тебе добра благополучия успеха здоровья верных друзей

Понимание, и поддержка лучший способ показать своё уважение к пожилым людям.

Врач-психиатр-нарколог
УЗ «Минского областного клинического центра «Психиатрия-наркология» Катаргина Е.Л.

Источник

Особенности психического здоровья в пожилом возрасте

Понятие психического здоровья приобретает особую актуальность в период старости, когда человек, осознавая неизбежность угасания своих физиологических и психических функций, выбирает особую стратегию поведения, которая может характеризоваться как продолжением полноценной жизни, так и отказом от нее. На этом этапе большинство людей критически оценивают свой жизненный опыт, что не всегда связано только лишь с положительными переживаниями.

Сегодня следует отметить наличие тенденции передвижения рамок старческого периода более чем на 20 лет. Если, еще в начале 20 века пожилым считался 50-летний. То в настоящее время к этой категории относятся люди, начиная с 70 лет. Причем, совершенно очевидно, что многие люди, являющиеся пожилыми по паспорту, имеют более низкий биологический возраст, для определения которого немаловажное значение имеет психологический возраст.

Вступая в период старости, человек подвергается физическим и психическим изменениям.

Так, выделяются следующие основные психологические проблемы, характерные для людей преклонного возраста:

  • Снижение физиологических возможностей и общего состояния здоровья вследствие возрастных изменений в организме.
  • Уменьшение физической выносливости.
  • Изменения в социальном статусе (утрата деловых связей).
  • Сужение сферы общения, связанное с потерей близких людей (супруга, родственников, друзей).
  • Переосмысление и изменение взаимоотношений с собственными детьми, живущими автономной жизнью.
  • Необходимость поиска новой сферы общения и способов времяпровождения.
  • Необходимость пересмотра материального удовлетворения собственных возможностей из-за сокращения семейного бюджета.

От желания и умения решать перечисленные психологические проблемы во многом зависит качество жизни в преклонном возрасте. А это, в свою очередь, определяется спецификой жизненного опыта и личностными особенностями пожилого человека.

Существующий в обществе стереотип, связывающий выход на пенсию с бесполезным времяпровождением и одиночеством, легко опровергнуть, если решить для себя некоторые важные вопросы заранее.

  • Какой я представляю свою роль в семье и обществе после выхода на пенсию?
  • Какие виды деятельности будут для меня интересны и полезны?
  • Какие материально-жилищные проблемы могут возникнуть, и как я буду их преодолевать?
  • Каким образом я буду решать вопросы наследования?

Как правило, нахождение на пенсии вызывает у человека чувство удовлетворения в том случае, если материальные и физические возможности позволяют ему заниматься любимыми видами деятельности и поддерживать комфортный уровень активности.
После выхода на заслуженный отдых женщины легко решает проблему свободного времени, посвятив его бытовым делам и воспитанию внуков. Мужчины, не найдя себя на поприще наставничества молодого поколения, не знают часто, чем себя занять. Внимательное отношение близких людей, их обращение к положительному опыту пожилого мужчины способны предотвратить у него возникновение разрушительного чувства ненужности.

Читайте также:  Специалисты для детей с ограниченными возможностями здоровья

Социальная изоляция пожилого человека – достаточно серьезная проблема, требующая решения, как в домашних условиях, так и в процессе пребывания в лечебном учреждении. Это явление может возникнуть в результате потери близкого (особенно супруга), инвалидизации, нахождения вдали от семьи, конфликтных отношений с окружающими, неприглядного внешнего вида престарелого человека. Чувство одиночества, как понимание собственной отдаленности от деятельности и интересов других людей, является наиболее тяжелым симптомом социальной изоляции. Длительное переживание одиночества и тоски ведет к снижению умственных возможностей и формированию устойчивого эгоцентризма, делающего невозможными продуктивные контакты с окружающими. Следует помнить, что чувство одиночество можно испытывать не только в ситуации полного уединения, но и в присутствии других людей, не проявляющих участия.

Переход к возрасту старения – неизбежный процесс, который может быть воспринят по-разному. Некоторые люди оказываются внутренне готовыми к возрасту мудрой зрелости. У некоторых необратимые изменения физиологического и психического плана сопровождаются острыми негативными чувствами, исчезающими лишь через определенное время. А часть пожилых людей переживают свое старение столь драматично, что у них развиваются симптомы психических расстройств, требующих вмешательства специалистов.

Источник

Занятие №4. Психическое здоровье пожилого человека

ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ

Люди неодинаково переносят сложности жизни, различные потрясения и неприятности. Возникшее при этом нервное перенапряжение может стать причиной срыва, который нередко происходит именно в пожилом возрасте, характеризуется определенным снижением защитных сил организма. Как выстоять, уберечь нервную систему от этого срыва? Огромное значение здесь имеет жизненная позиция человека.

Каждый человек обладает определенным социальным статусом — положением, которое он занимает в обществе, семье, трудовом коллективе. И характер статуса, и характер приемов, разумеется, во многом зависят от индивидуальности человека, его личности. Понятно, что какая-то серьезная болезнь вызывает нарушение сложившегося статуса, особенно у лиц пожилого возраста. Важно при этом заметить, что пожилого человека, прежде всего, пугают не столько физические неудобства, связанные с постигшей его болезнью, сколько изменившееся отношение окружающих, преувеличенные представления о собственной ущербности; Эти отрицательные эмоции, с которыми не каждому удается справиться самостоятельно, могут в будущем вызвать изменения в личностных реакциях данного человека, его отношении к себе, жизни, людям и в конце концов привести к возникновению невроза.

Психические изменения могут наступить довольно рано. Наиболее ранним и частым симптомом является астения. У больных снижается работоспособность, появляется быстрая утомляемость, им становится трудно переключиться с одного вида деятельности на другой и еще труднее осваивать новое дело. Астеническое состояние развивается очень медленно и имеет волнообразное течение: иногда состояние больного улучшается на длительный промежуток времени. Астеническое состояние сопровождается явлениями раздражительной слабости, больные чувствительны, обидчивы, склонны к слезливости. Постепенно развивается снижение памяти, которое выражается в том, что больному трудно вспомнить даты, имена, термины. Вначале нарушения памяти проявляются лишь эпизодически, наиболее отчетливо при переутомлении. Однако постепенно возникают все чаще. В течение нескольких лет больные справляются со своими привычными обязанностями, однако затрачивают на их выполнение больше усилий и времени. В дальнейшем расстройства памяти выражаются в том, что больной с трудом запоминает и усваивает новые, вновь приобретенные знания, а память на прошлое длительное время остается сохранной.

Настроение больного обычно пониженное. Иногда оно углубляется до состояния депрессии со слезоточивостью, самоупреками. Развиваются выраженные нарушения памяти. Изменяется все поведение больного — он становится многоречивым, навязчивым, раздражительным, эгоистичным. Круг интересов сужается и сосредотачивается на мелочах.

Беда большинства людей пожилого возраста в том, что у них скудеет арсенал психологической защиты; менее доступным становится спорт, сужается круг друзей, исчезает интерес к прежним увлечениям. Однако каждый должен постараться найти ‘ новые приятные ему занятия. Одни, например, с удовольствием проводят время с внуками; другие увлекаются рукоделием, поделками, столярными и прочими работами; третьи — чтением, музыкой, общественной работой, «малым туризмом» — прогулками в ближайшем пригороде или парке.

Существует известный общебиологический закон: старение меньше всего поражает и позже всего захватывает тот орган, который больше всего работает. В отличие от неживой природы все структуры живого тела не только постепенно разрушаются, но и непрерывно восстанавливаются. Для нормального самообновления этих структур нужно, чтобы они непрерывно функционировали. Поэтому все выключенное из действия обречено на вырождение и гибель. Атрофия наступает от бездействия! Ни один лентяй не достиг активного долголетия, почти все достигшие ее вели деятельный образ жизни.

Читайте также:  Наше здоровье фрунзе 39

Можем ли мы заставить головной мозг работать больше, таким путем задержать, «отсрочить» его старение?

Да, можем. Всякая работа, требующая участия мозга, улучшает, укрепляет его функцию. В результате его деятельность усиливается.

Исследования последнего времени убедительно показывают, что у людей пожилого возраста, головной мозг которых находится в активном состоянии, не снижаются умственные способности, имеющие решающее значение для человека. А то незначительное ухудшение, которое порой все же приходится наблюдать, несущественно, оно не мешает — нормальному функционированию. Как и любой другой орган, мозг нуждается в постоянной тренировке. Даже больные, перенесшие инсульт, и люди с серьезными повреждениями мозга в результате несчастных случаев добиваются улучшения своего здоровья с помощью упражнений — займитесь устным счетом, начните учить иностранный язык, разгадывайте кроссворды, головоломки, попробуйте освоить какое-то совершенно новое занятие: живопись, игра на музыкальном инструменте и т. д

Пишите себе письма. Расписание дел на неделю, на день, листок со всеми памятными датами, список покупок — такая же необходимость, как телефонная книжка. Сделайте памятку в прихожей, не забудьте взять ключи, выключить электроутюг, не остался ли ‘проездной в кармане другого пальто и т. д.

Положите на видном месте листок бумаги и карандаш, чтобы записывать дела и соображения сразу, как только они приходят в голову, пока их не вытеснили новые заботы. Еще один листок положите для записи о том, кто звонил и что говорил.

Организованность и вовремя заведенные полезные привычки, помогают ничего не упускать независимо от состояния вашей памяти, и все успевать.

Хороший поливитаминный препарат с минералами поможет вам обеспечить свой мозг «строительными материалами», необходимыми ему для работы. В частности, это витамины группы В (фолиевая кислота, В1, В6, В15). Разнообразное и полноценное питание плюс эмоции тоже дадут положительный эффект.

Большинство людей считают себя совершенно здоровыми , если у них более менее нормально функционируют физиологические системы. Тем не менее они могут быть больны вплоть до неизлечимых хронических болезней, которые не выявляется тестами оценки физического здоровья и связаны с нарушением их психики .

Психически здоровый человек, это человек, у которого нормально развиты психические функции, отмечается физиологическое, духовное и социальное благополучие, а также сохранена возможность адекватной адаптации к окружающей природной и социальной среде, активной производственной и другой деятельности, что совершенно необходимо для здорового образа жизни .

Наиболее важным критерием психического здоровья исследователи считают психическое равновесие . Этот критерий органично связан с двумя другими: гармоничностью организации психики и ее возможностями адаптироваться к окружающим условиям. От степени выраженности психического равновесия зависит мера уравновешенности человека и условий его жизни, его приспособленность к ним.

К другим критериям психического здоровья принято относить:

способность адекватного восприятия окружающей среды и осознанного совершения поступков;

целеустремленность, работоспособность, активность;

полноценность семейной жизни, способность самоуправления поведением в соответствии с нормами, чувство ответственности за потомство и близких членов семьи;

критический подход к обстоятельствам жизни;

автономию личности, компетентность в отношении окружения, самоактуализацию, уверенность в себе, необидчивость (умение освобождаться от затаенных обид);

независимость и естественность поведения;

чувство юмора, доброжелательность, способность к адекватной самооценке;

самообладание и способность радоваться.

Расстройство психики очень распространенное явление среди населения, но, к сожалению, большинство таких больных считают себя совершенно здоровыми и даже приверженцами Здорового образа жизни. Реально оцените адекватность восприятия действительности Вами и Вашими близкими. Наиболее распространенные расстройства психики : иллюзии (искаженное восприятие существующих явлений), галлюцинации (восприятие несуществующих явлений), деперсонализация (нарушение восприятия своего тела), диреализация (нарушение восприятия пространства и времени), символическое мышление (придание обычному особого значения), аутистическое мышление (оторванность от внешнего мира), навязчивые состояния (мании и фобии), сверхценные идеи (придание обыденным мыслям особой ценности), парамнезия (ложные воспоминания), парабулия (нарушение природных влечений и инстинкта самосохранения), эйфория, раздвоение личности.

Источник

Adblock
detector