Меню

Психическое здоровье подростков психотерапия

Психологическое здоровье детей и подростков

Детский и подростковый возраст — это время роста не только физического, но и психоэмоционального. В этот период ребёнок максимально открыт для мира, и именно тогда происходит формирование его личности и в первую очередь под влиянием ближайшего окружения — семьи.

Об особенностях детской и подростковой психики, о признаках, которые требуют обращения за помощью к специалисту, читателям DNA health расскажет заведующая детским диспансерным отделением, врач-психиатр филиала «Психоневрологический диспансер № 13» ГБУЗ «Психиатрическая клиническая больница № 1 им. Н. А. Алексеева» Соловьёва Ольга Анатольевна.

— Подростковый возраст — особенно трудный период в жизни человека. Именно в это время подросток способен к максимальному личностному росту, но его психика весьма уязвима для негативного воздействия внешней среды. Тот факт, что самоубийство является третьей по значимости причиной смертности в возрастной группе 15–19 лет, говорит о том, что мы, родители, в большинстве своём не понимаем их психику. Как же обеспечить психическое здоровье ребёнка?

— Прежде чем ответить на ваш вопрос, хотелось бы дать определение, что такое психическое здоровье. Психическое здоровье — это состояние психической сферы человека, которое характеризуется общим душевным комфортом и обеспечивает адекватную регуляцию поведения, при этом обусловлено потребностями как биологического, так и социального характера. Иначе говоря, психическое здоровье — это здоровое мышление, активные познавательные процессы, хорошая память, хорошая способность к адаптации во внешних обстоятельствах и сформированная коммуникативная сфера.

Ограничения в удовлетворении главных потребностей человека ухудшают здоровье детей и подростков. Плохое материальное положение семьи, неполноценное питание детей и подростков, ощущение безысходности, трудности адаптации, конфликты индивидуума с окружением, неудовлетворённость желаний, одиночество, утомление, сознание неполноценности среди своих сверстников в коллективе — все эти проблемы порождают патологические способы борьбы со этими стрессами, например: алкоголизм, наркоманию, азартные игры, экстремальные формы поведения.

В семьях с достатком дети также часто не получают необходимого внимания, которое родители при своей большой занятости стараются возмещать деньгами и дорогими вещами. Дети без внимания родителей растут эмоционально обездоленными и социально одинокими, порой агрессивными.

Другая крайность — гиперопека. Она порождает безынициативность, несамостоятельность, депрессивные формы поведения, истероидные реакции.

На формирование психики подрастающего поколения влияют, наряду с биологическими предпосылками (наследственность, возраст, пол), факторы социальные: сиротство, нищета, беспризорность, явное и скрытое насилие, педагогическая запущенность, общая и учебная невротизация ребёнка или подростка, ломка национальных традиций, разобщённость поколений, экологическое неблагополучие.

Социум, ближайшее окружение ребёнка и подростка обуславливают рост реактивных состояний, посттравматических стрессовых расстройств, агрессивности, школьной дезадаптации и развитие так называемого компьютерного синдрома.

Таким образом, оценивая причины нарушения психического здоровья, следует отметить, что в некоторых случаях говорят о ведущем значении именно генетического фактора, в других случаях это последствия соматических заболеваний, чаще всего хронических болезней или интоксикаций, а также результат неверного воспитания, которое затрагивает процессы формирования личности. Эти моменты являются основными причинами возникновения и распространения психологических проблем в детском и подростковом возрасте.

— Согласно оценкам ВОЗ до 20 % подростков во всём мире имеют нарушения психического здоровья, но при этом не проходят диагностику и лечение. Какие симптомы могут сигнализировать о том, что ребёнок начинает поддаваться негативному воздействию внешней среды?

— К ранним признакам психических расстройств можно отнести ощущение тревоги, беспокойство по мелочам, состояние напряжения, которое долго держится и тяжело снимается, раздражительность, трудности концентрации внимания, снижение памяти, расстройство сна, быстрая утомляемость. В подростковый период организм претерпевает многочисленные изменения, в том числе и гормональные, что приводит к появлению специфических поведенческих проблем.

К психическим расстройствам, обычно начинающимся в подростковом возрасте, можно отнести депрессивные и маниакальные состояния, психозы, суицидальные расстройства, умышленные самоповреждения. Подростки объясняют это тем, что ощущение физической боли, которую они испытывают, нанося себе самоповреждения, перекрывает душевное и эмоциональное напряжение, что приносит облегчение их душевному состоянию.

К тревожным сигналам следует отнести и расстройства пищевого поведения: анорексию, булимию и компульсивное переедание.

На фоне генерализованного тревожного расстройства могут быть панические атаки. Иногда встречаемся с последствиями злоупотребления психоактивными веществами и подростковой делинквентностью, т. е. антиобщественным поведением.

Что может указывать на появление мыслей о суициде? Прежде всего, это перемена в поведении ребёнка-подростка. Например, был активным, живым, позитивным ребёнком и вдруг стал грустным, молчаливым, отстранённым, и наоборот, он был молчаливым, замкнутым, отстранённым от всех и вдруг изменился: прибрался у себя в комнате, на своём письменном столе, позвонил тем людям, с кем давно не разговаривал, стал более возбуждённым. Эти перемены в состоянии и поведении ребёнка должны насторожить родителей и педагогов: что-то с ребёнком не так, что-то он мог замыслить, поведение не соответствует его личности. Если подросток весь в своих мыслях, если у него нет интереса ни к чему и нет желания чем-либо заниматься, это должно обеспокоить родителей. В этом случае следует срочно обратиться с подростком к психологу, психотерапевту, поговорить с ним, проявить к нему внимание, попытаться вызвать его на откровенный разговор. Чаще всего это уже требует комплексного подхода: психотерапевтического, педагогического, медикаментозного.

Читайте также:  Группы состояния здоровья при диспансеризации взрослого населения

— Почему возникают и как проявляются подростковые расстройства поведения?

— В детском возрасте проявления расстройств поведения обусловлены несогласованностью требований к ребёнку дома и в детском саду. Так, очень частой причиной, причём как в детском, так и в подростковом возрасте, являются случаи интеллектуальной перегрузки, когда родители ребёнку пытаются дать больше информации, чем он может усвоить в своём возрасте, избыток информации, получаемой ребёнком.

Другая группа распространённых причин: неблагополучное положение в семье, конфликтная ситуация между родителями, бракоразводные процессы. Дети всё чувствуют, это отражается на их эмоциональном реагировании и поведении.

Ещё следует назвать такие причины, как чрезмерная строгость родителей, когда ребёнок боится что-то сделать не так, боится наказания со стороны родителей. Также причиной может быть снижение двигательной активности, гиподинамия. Дети много времени проводят за уроками, занятиями музыкой, а на двигательную активность у них уже не остаётся ни времени, ни сил, в то время как моторное развитие, двигательные тренинги способствуют и интеллектуальному развитию в том числе.

Физиологическая перестройка подросткового организма сопровождается возникновением у них повышенной утомляемости и раздражительности. Они более страстные, более вспыльчивые, более возбудимые. У них процессы возбуждения превалируют над процессами торможения. Они более остро начинают переживать неодобрение своих товарищей, взрослых, педагогов. Появляется страх быть отверженными группой. Они предъявляют очень высокие требования к дружбе, которая строится уже не на совместной игре, как раньше, а на общности интересов, нравственных чувств. Характерна для подростков предрасположенность именно к отрицательным эмоциям. Это физиологические моменты в подростковом развитии. Эмоциогенными становятся только те ситуации, которые они считают значимыми для них.

Очень важна для них каузальная атрибутика: своеобразная одежда, цвет волос, ногти, серьги, пирсинги и прочее. Это демонстрация своей личности, привлечение к себе внимания, становление своего «Я», повышение самооценки.

— Как на это реагировать? Просто переждать этот переходный период?

— Реагировать надо спокойно, с пониманием психологических процессов в жизни подростка в этом периоде. Не вступать в конфликт, потому что это усиливает негативную реакцию и реакцию протеста. Подросток пытается осмыслить как самого себя, так и своих друзей, родителей, взрослых, он пытается найти своё место в обществе. Часто это бывает длительно и мучительно. Они испытывают чувство ненужности, бесполезности в этом обществе.

Следует строить с ребёнком диалог, заниматься формированием здоровой внутрисемейной среды, правильной организацией быта ребёнка. Очень много зависит от уклада семьи и образования. Чем выше интеллект у подростка, тем меньше у него метаний, тем лучше он способен анализировать, прогнозировать, синтезировать, тем лучше у него работает мышление, тем лучше и быстрее он находит ответы на свои вопросы.

Нарушения в сфере эмоций у подростков с девиантным поведением обычно характеризуются депрессиями и повышенной тревожностью. В этом случае своевременное обращение к психологам и применение психотерапевтических методов, таких как ценностно-ориентированная психотерапия, рациональная психотерапия, семейная психотерапия, играют огромную роль.

Отмечу, что большую помощь в таких случаях оказывает Городской центр психологической помощи детям и подросткам. На первом месте для коррекции эмоциональных нарушений у детей и подростков стоят психотерапевтические методы. В детском возрасте, в дошкольном, хорошо работает проигрывание различных сценариев. Моторная реакция, активные мимические, пантомимические проявления помогают предотвратить перерастание некоторых эмоций в патологические. Проигрывая какие-то ситуации, дети расслабляются, снимается эмоциональное напряжение.

Арт-терапия, рисование, музыка оказывают целебное воздействие на психику подрастающего поколения. Посещение детских музыкальных программ в консерватории, филармонии, прослушивание классической музыки вносит неоценимый вклад в формирование эмоционального и социального интеллекта ребёнка.

— Расстройство приёма пищи, в первую очередь у девушек, сегодня в топах новостей СМИ. Чем опасна анорексия, булимия и компульсивное переедание? Почему они возникают? Как их предупредить и как лечить?

— Расстройства пищевого поведения бывают как самостоятельные проявления патологии, так и в рамках других психических расстройств.

Анорексия характеризуется стремлением во что бы то ни стало похудеть посредством отказа от пищи и вызовом рвоты, если всё-таки произошёл приём пищи, по их мнению, в большом количестве. На самом же деле определение порции пищи у таких людей не совсем объективно. И такая сверхценность этой идеи сопровождается изменённое восприятие собственного тела, изменённое сознание. Это расстройство, которое требует специального лечения.

К сожалению, мы очень часто сталкиваемся со случаями позднего обращения за помощью, когда мы наблюдаем уже дистрофические процессы в органах. Часто требуется госпитализация в стационар для активного лечения, обеспечения калорийного дробного питания, которое осуществляется совместными усилиями врачей и родителей ребёнка.

Булимия характеризуется приступами переедания с последующим очистительным поведением (вызывание рвоты, приём слабительных и мочегонных), чтобы избежать набора веса. Это опасное для жизни состояние требует внимания специалистов.

При компульсивном переедании приступы неумеренности в еде сопровождаются бесконтрольным употреблением большого количества пищи, в том числе и по ночам.

Интересно, что все эти расстройства пищевого поведения могут переходить один в другой. Нервная анорексия плавно переходит в булимию и в компульсивное переедание, переплетаясь друг с другом.

— Их лучше госпитализировать?

Читайте также:  Здоровье у китайской хохлатой

— Да, на начальном этапе лечения часто нужна госпитализация. Сейчас есть центры пищевых расстройств, там работают врачи-психиатры. И наш стационар, Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков им. Г. Е. Сухаревой, также имеет отделение, где лечат расстройства пищевого поведения.

Через зависимое поведение наши пациенты ищут удовлетворения и чувства безопасности. Они должны лечиться у врачей-психиатров, получать помощь психологов, психотерапевтов с применением психотерапии, которая помогает регулировать свои эмоции, с регуляцией образа жизни, с медикаментозным лечением. И это очень сложный и длительный процесс, который может занимать несколько лет.

— Есть положительные случаи такого лечения?

— Да, конечно, это подвергается лечению. Важно иметь желание вылечиться и поддержку родных и близких людей.

Источник

Психическое здоровье подростков

Основные факты

  • Каждый шестой человек находится в возрастной группе 10–19 лет.
  • На долю нарушений психического здоровья приходится 16% глобального бремени болезней и травматизма среди лиц в возрасте 10–19 лет.
  • Половина всех нарушений психического здоровья возникают до наступления 14-летнего возраста, однако такие случаи в большинстве своем не выявляются и остаются без лечения (1).
  • Депрессия является одной из ведущих причин заболеваемости и инвалидности среди подростков во всем мире.
  • Самоубийства являются третьей по значимости ведущей причиной смертности в возрастной группе 15–19 лет.
  • Игнорирование нарушений психического здоровья в подростковый период чревато последствиями, которые продолжаются во взрослом возрасте, негативно влияя как на физическое, так и на психическое здоровье и ограничивая возможности для полноценной взрослой жизни.

Подростковый возраст (10–19 лет) является уникальным периодом формирования личности. Самые разнообразные физические, эмоциональные и социальные изменения, в том числе воздействие факторов бедности, жестокого обращения или насилия, могут усиливать уязвимость подростков к проблемам психического здоровья. Повышение уровня психологического благополучия подростков и защита их от тяжелых потрясений и факторов риска, которые могут сказаться на их возможностях успешного развития, имеют важное значение для обеспечения их благополучия в подростковом возрасте, а также их физического и психического здоровья во взрослой жизни.

Детерминанты психического здоровья

Подростковый возраст — это важнейший период развития и закрепления социальных и эмоциональных привычек, имеющих важное значение для психического благополучия. К ним относятся формирование здорового режима сна; регулярная физическая активность; развитие навыков в области преодоления трудных ситуаций, решения проблем и межличностного общения; и воспитание способности к эмоциональному самоконтролю. Важное значение также имеют благоприятные условия в семье, школе и окружающем обществе в целом. Примерно 10–20% подростков во всем мире имеют нарушения психического здоровья, которые не диагностируются должным образом и не получают надлежащего лечения (1).

Состояние психического здоровья подростка определяется целым рядом факторов. Увеличение числа воздействующих на подростка факторов риска усугубляет их потенциальные последствия для его психического здоровья. Факторы, способные повышать уровень стресса в подростковом возрасте, включают в себя стремление к большей самостоятельности, желание соответствовать ожиданиям сверстников, поиск сексуальной идентичности и возрастающую доступность и применение технических средств. Влияние СМИ и гендерных норм может усугублять несоответствие между действительностью, в которой живет подросток, и его устремлениями или представлениями о будущем. Другими значимыми детерминантами психического здоровья подростков являются качество их жизни в семье и их взаимоотношения со сверстниками. Признанными рисками для психического здоровья являются насилие (в том числе жесткие методы родительского воспитания и издевательства со стороны сверстников) и социально-экономические проблемы. Дети и подростки особенно уязвимы к сексуальному насилию, которое несомненно влечет за собой ухудшение психического здоровья.

Некоторые подростки подвергаются повышенному риску нарушений психического здоровья из-за условий жизни, стигматизации, дискриминации или социальной изоляции, либо отсутствия доступа к качественной помощи и услугам. Это относится к подросткам, живущим в условиях гуманитарных кризисов и нестабильности; подросткам, страдающим хроническими заболеваниями, расстройством аутистического спектра, умственной отсталостью или другими неврологическими расстройствами; беременным подросткам, подросткам, ставшим родителями или вступившим в ранний и/или принудительный брак; сиротам; и подросткам из числа этнических или сексуальных меньшинств либо других дискриминируемых групп населения.

Подростки с нарушениями психического здоровья, в свою очередь, особенно уязвимы перед лицом таких явлений, как социальная изоляция, дискриминация, стигматизация (ограничивающая их готовность обращаться за помощью), трудности в учебе, рискованные формы поведения, физическое нездоровье и нарушения прав человека.

Эмоциональные расстройства

В подростковом возрасте нередко развиваются эмоциональные расстройства. Помимо депрессии или тревожности подростки с расстройствами эмоциональной сферы могут также испытывать повышенную раздражительность, неудовлетворенность или гнев. Симптомы могут напоминать сразу несколько эмоциональных расстройств и характеризоваться быстрыми и неожиданными сменами настроения и вспышками эмоций. У подростков младшего возраста могут дополнительно возникать эмоционально обусловленные физические симптомы, такие как боль в животе, головная боль или тошнота.

Депрессия занимает четвертое место в мире среди ведущих причин заболеваемости и инвалидности подростков в возрасте 15–19 лет и пятнадцатое место в возрасте 10–14 лет. Тревожные расстройства являются девятой по значимости причиной нарушений психического здоровья среди подростков в возрасте 15–19 лет и шестой в возрасте 10–14 лет. Эмоциональные расстройства могут сильно влиять, например, на посещаемость и успеваемость в школе. Изоляция и ощущение одиночества могут усугубляться социальной отчужденностью. В наиболее тяжелых случаях депрессия может приводить к самоубийству.

Читайте также:  Ходьба для здоровья сотникова

Поведенческие расстройства в детском возрасте

Поведенческие расстройства в детском возрасте являются второй по значимости ведущей причиной бремени болезней среди подростков в возрасте 10–14 лет и занимают одиннадцатое место среди подростков в возрасте 15–19 лет . К поведенческим расстройствам поведения в детском возрасте относятся синдром дефицита внимания и гиперактивности (который характеризуется проблемами с концентрацией внимания, гиперактивностью и действиями без учета последствий, которые неприемлемы в таком возрасте) и расстройства поведения (с симптомами деструктивного или вызывающего поведения). Поведенческие расстройства в детском возрасте могут негативно влиять на обучение подростков и могут являться причиной противоправного поведения.

Расстройства пищевого поведения

Расстройства пищевого поведения обычно возникают в подростковом и юношеском возрасте. Расстройства пищевого поведения чаще возникают у девочек, чем у мальчиков. Такие расстройства, как нервная анорексия, нервная булимия и компульсивное переедание, характеризуются вредными для здоровья формами поведения, связанными с питанием, в частности ограничением потребления калорий или бесконтрольным поглощением пищи. Расстройства пищевого поведения пагубно влияют на здоровье и нередко сопровождаются депрессией, тревожными расстройствами и/или злоупотреблением психоактивными веществами.

Психотические расстройства

Расстройства, характеризующиеся психотическими симптомами, чаще всего возникают в позднем подростковом или юношеском возрасте. Симптомы психозов могут включать в себя галлюцинации или бредовые расстройства. Психотические эпизоды могут серьезно нарушать способность подростка участвовать в повседневной жизни и получать образование. Во многих случаях они приводят к стигматизации или нарушениям прав человека.

Самоубийство и самоповреждение

Согласно оценкам, в 2016 г. самоповреждения стали причиной смерти 62 000 подростков. Самоубийства стоят на третьем месте среди ведущих причин смертности подростков старшего возраста (15–19 лет). Почти 90% подростков в мире проживают в странах с низким или средним уровнем дохода, и более 90% случаев подростковых самоубийств происходят среди подростков, проживающих в этих странах. Факторы риска самоубийств разнообразны и включают в себя вредное употребление алкоголя, жестокое обращение в детстве, стигматизацию при обращении за помощью, препятствия к получению помощи и доступность средств совершения самоубийства. С данной возрастной группой связана растущая обеспокоенность распространением информации о суицидальном поведении через электронные СМИ.

Рискованные формы поведения

Многие формы поведения, связанные с риском для здоровья, такие как употребление психоактивных веществ или рискованное сексуальное поведение, берут свое начало в подростковом возрасте. Рискованные формы поведения могут быть как неудачными попытками справиться с проблемами психического здоровья, так и негативным фактором, имеющим тяжелые последствия для психического и физического благополучия подростка.

В 2016 г. распространенность тяжелого эпизодического употребления алкоголя среди подростков в возрасте 15-19 лет во всем мире составляла 13,6%, представляя наибольшую угрозу для мальчиков и юношей.

Особую обеспокоенность вызывает также употребление табака и конопли. Конопля – наиболее распространенный наркотик среди молодежи, который хотя бы раз употребляли 4,7% молодых людей в возрасте 15-16 лет в 2018 году. Многие взрослые курильщики попробовали свою первую сигарету в возрасте до 18 лет.

Совершение насилия представляет собой рискованную форму поведения, которая может повышать вероятность низкого уровня образования, травматизма, вовлечения в противоправную деятельность или смерти. В 2016 г. межличностное насилие было признано второй по значимости причиной смертности юношей старшего подросткового возраста.

Укрепление психического здоровья и профилактика

Меры укрепления психического здоровья и профилактики призваны усилить способность человека контролировать свои эмоции, расширить круг альтернатив рискованным формам поведения, выработать жизнестойкость, позволяющую успешно справляться с трудными ситуациями или неблагоприятными факторами, а также способствовать формированию благоприятной социальной среды и системы социальных взаимоотношений.

Эти программы должны осуществляться на многих уровнях с использованием самых различных платформ, например через электронные СМИ, в учреждениях здравоохранения и социальной сферы, на базе учебных заведений или среди местного населения, а также различных стратегий, обеспечивающих охват ими подростков, особенно из числа наиболее уязвимых групп населения.

Раннее выявление и лечение

Реагирование на нужды подростков с установленными нарушениями психического здоровья имеет крайне важное значение. Основные принципы работы с подростками заключаются в том, чтобы избегать направления их в специализированные учреждения, в первоочередном порядке использовать нефармакологические методы и обеспечивать соблюдение прав детей в соответствии с Конвенцией Организации Объединенных Наций о правах ребенка и другими документами по правам человека. Программа действий ВОЗ по ликвидации пробелов в области психического здоровья (mhGAP) содержит основанные на фактических данных руководящие указания для неспециалистов, позволяющие им более эффективно выявлять серьезные расстройства психического здоровья и оказывать помощь в условиях низкой обеспеченности ресурсами.

Действия ВОЗ

ВОЗ разрабатывает стратегии, программы и инструменты для оказания содействия правительствам в предоставлении подросткам необходимой медицинской помощи. Основными ресурсами в этом отношении являются:

Для деятельности в условиях чрезвычайных ситуаций ВОЗ разработала инструменты в отношении:

Все эти публикации касаются вопросов, затрагивающих молодых людей.

(1) Kessler RC, Angermeyer M, Anthony JC, et al. Lifetime prevalence and age-of-onset distributions of mental disorders in the World Health Organization’s World Mental Health Survey Initiative. World Psychiatry 2007; 6: 168–76.

Источник

Adblock
detector