Меню

Психическое здоровье подростков факторы риска

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2013

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РИСКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА

И.В. Дубровина определяет «психическое здоровье» как нормальную работу отдельных психических процессов и механизмов, а термин «психологическое здоровье» относиться к личности в целом, к проявлениям человеческого духа и позволяет отделить психологический аспект от медицинского, социологического, философского. Именно психологическое здоровье делает личность самодостаточной [1]. Эмоциональное здоровье представляет собой системообразующий компонент психологического здоровья, интегративную перспективу развития личности. Это состояние благополучия, при котором человек может реализовывать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

Эмоциональное здоровье и его компоненты являются предметом научного исследования в психологии. Достаточно глубоко изучены отдельные эмоции, состояния, чувства. Наиболее исследованы отрицательно окрашенные эмоциональные проявления: тревога и страхи (К. Хорни, А. Ф. Лазурский, Ч. Спилбергер и многие другие), депрессия, ипохондрическое развитие личности (М. Е. Вартанян, А. Д. Зубарашвили и др.), дистрессы и фрустрация (Г. Селье, Р. Лаза-рус, Н. Д. Левитов), аффекты и агрессивное поведение (К. Г. Ланге, К. Лоренц, А. Р. Лурия). В меньшей мере изучались положительные эмоции и состояния: улыбка, смех, любовь, юмор (Ч. Дарвин, Д. Сёлли, 3. Фрейд, К. Изард, Р. Мэй и др.).

Эмоциональное здоровье базируется на тех эмоциях, которые переживает человек. Оно формируется в детском возрасте, закрепляется в подростковом периоде, шлифуется во время студенчества, после чего можно увидеть нового члена общества с его особенностями эмоциональной системы. От того, как пройдут все важные жизненные периоды, зависит, в конечном счете, будет ли счастлив человек или всю жизнь он будет не доволен собой, другими и жизнь для него будет скверной и неприятной обязанностью.

Условия нестабильного и меняющегося общества расширяют диапазон психологических рисков влияющих на эмоциональное здоровье современного подростка и выстраивают цепочку неблагоприятных последствий становления и развития его личности. Так, в современном мире подрастающему поколению сложно найти для себя «точки опоры», те ориентиры, которые помогли бы разобраться в себе, найти свои интересы и своё место в этой жизни. Но ориентиры установить очень сложно, так как ни дня в нашем мире не проходит без терактов, насилия, политических распрей и экономических кризисов. Островком стабильности, который может помочь современному подростку справиться с его проблемами, самоопределиться, сделать выбор и найти себя, является семья и близкое окружение молодого человека. Но вся опасность стоит в том, что и на взрослых членах семьи также сказываются все макросоциальные изменения, и последствия этих влияний отрицательно влияют на эмоциональное состояние ребёнка [3].

Можно выделить и проранжировать группы психологических рисков (их факторов) эмоционального здоровья подростков по степени их опасности:

Группа семейных факторов:

факторы эмоционально негативного поведения родителей по отношению к ребёнку (эмоциональная холодность, враждебность, недостаток внимания);

противоречивый стиль воспитания;

Факторы, связанные со школьной средой и общением со сверстниками:

непрофессиональное поведение педагога (бестактность, неуважение к личности учащегося, грубость, агрессия);

неудачи в межперсональных отношениях (непринятие со стороны сверстников по различным причинам: наличие внешнего недостатка или дефекта, несоответствие статуса и материального положения и т.д.).

3. Жизненные события как фактор психологического риска (смерть родителей и близких, проблемы с собственным здоровьем, разводы родителей и их повторная женитьба).

4. Психологические риски, связанные с личностными характеристиками подростка (проявление акцентуаций характера, тип темперамента).

Данная классификация групп рисков позволяет сформулировать вопрос: какая профилактика по снижению психологических рисков эмоционального здоровья современного подростка должна иметь место быть?

Важно отметить, что в эмоциональной сфере личности подростка главными являются самоутверждение, самовыражение и связанные с ними чувства, необходимо создать социальные и психологически благоприятные условия для поддержания и развития этих процессов. Ведь причины непослушания, плохого поведения следует искать в глубине психики ребёнка, как правило, это эмоциональные причины (борьба за внимание, борьба за самоутверждение, желание отомстить, потеря веры в собственный успех).

Борьба за внимание.

Ребёнку необходимо внимание для нормального развития и эмоционального благополучия. Если он ощущает недостаток внимания, то будет добиваться его всеми доступными ему методами: забросит учёбу, начнёт грубить, на любую просьбу о помощи будет отказывать. Кроме того, ребёнок, лишённый достаточного внимания, чувствует себя нелюбимым.

Борьба за самоутверждение.

Самоутверждение ярко выражено в подростковом возрасте. Дети не любят, когда с ними говорят резким тоном, часто приказывают, а крик они вообще воспринимают, как насилие над личностью.

Читайте также:  Здоровье чем лечат дерматит

Очень часто подростки обижаются на родителей, ведь они не всегда берут на себя труд давать подробные и понятные объяснения тех или иных решений. Просто запрещают, на основании того, что им лучше знать, что нужно делать. В каждой семье свои причины для обид детей, кто-то ревнует к младшим детям, кто-то родителей, иногда в доме появляется отчим или мачеха, которые не могут найти общего языка с ребёнком, то между родителями происходят постоянные ссоры и конфликты и т.д. Ребёнок чувствует себя ненужным, скрывает свои переживания, иногда не может их толком объяснить, а внешне это выражается тем же плохим поведением, снижением успеваемости в школе, появлением непонятных страхов, проявлением тревожности и отрицательных эмоций, на него навешивают ярлык «трудного ребёнка». А подростку просто очень плохо, он кричит о помощи, но его не хотят слышать, и чем хуже будет становиться ребёнок, по принципу «мне плохо — пусть вам тоже будет плохо», и всё накладывается на неустойчивую в данный период психику и тем самым наносит ущерб его эмоциональному здоровью.

Потеря веры в собственный успех.

Если ребёнок постоянно получает замечания, причём необоснованные от родителей, учителей, то постепенно ребёнок начинает чувствовать неуверенность в своих силах. У него происходит смещение понятий, где он может всё сделать, а где нет. Ребёнку начинает казаться, что всё вокруг него рушиться, к чему бы он не притронулся, он впадает в панику и вообще перестаёт верить в собственные силы. В школе тоже не очень стараются разобраться, что происходит с ребёнком, ведь гораздо легче прикрепить ярлык «трудного ребёнка».

Немалую ответственность за это несёт школа и, несомненно, семья. В школе квалифицированные специалисты должны понимать причину появления неблагоприятных факторов, влияющих на эмоциональное здоровье подрастающего поколения и приложить все усилия для их преодоления. Именно гуманный подход к подросткам, видения в них Человека, Личности, Индивидуальности, способной принимать решения самостоятельно и отвечать за эту самостоятельность [2]. В результате такой социализации подростки иначе будут воспринимать мир и себя в нём, становиться социально ответственными, добрыми и чуткими, терпеливыми и умными. В этом процессе им должны помогать родители, учителя, воспитатели.

Важную роль в процессе формирования эмоционального здоровья играет психолог-педагог, осуществляя психолого-педагогическую поддержку подростка, ориентируя педагогов и родителей на гуманистические принципы воспитания. Например, психолог может предложить следующие рекомендации по снижению психологических рисков эмоционального здоровья:

Необходимо уделять внимание ребёнку, проявлять положительные эмоции и ласку;

Уметь скрывать собственные отрицательные эмоции (гнев, враждебность) по отношению к ребёнку;

Создать семейный совет, на котором мнение подростка, рассматривается, как мнение личности, взвешиваются и объясняются все «за» и «против»;

Необходимо давать логическое объяснение запретам;

Научить ребёнка позитивному самовосприятию, помочь вспомнить его личные сильные стороны и качества;

Необходимо проникнуться всей драматичностью подросткового кризиса ребёнка [4].

Таким образом, эмоциональное здоровье подростка подвергается большему количеству рисков, но их воздействие возможно снизить до минимума, при условии создания гармоничной социальной среды.

Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 464 с.

Казанская В. Подросток: социальная адаптация: книга для психологов, педагогов и родителей. – СПб.: Питер, 2011. – 288 с.: ил.

Подольский А. И., Идобаева О. А., Идобаев Л. А. Подросток в современном мире: Заметки психолога. – СПб.: КАРО, 2007. – 272 с.

Простакова Т. М. Кризис подросткового возраста / Т. М. Простакова. – Ростов н/Д : Феникс, 2009. – 244, [1] с. – (Сердце отдаю детям)

Источник

Психическое здоровье подростков

Основные факты

  • Каждый шестой человек находится в возрастной группе 10–19 лет.
  • На долю нарушений психического здоровья приходится 16% глобального бремени болезней и травматизма среди лиц в возрасте 10–19 лет.
  • Половина всех нарушений психического здоровья возникают до наступления 14-летнего возраста, однако такие случаи в большинстве своем не выявляются и остаются без лечения (1).
  • Депрессия является одной из ведущих причин заболеваемости и инвалидности среди подростков во всем мире.
  • Самоубийства являются третьей по значимости ведущей причиной смертности в возрастной группе 15–19 лет.
  • Игнорирование нарушений психического здоровья в подростковый период чревато последствиями, которые продолжаются во взрослом возрасте, негативно влияя как на физическое, так и на психическое здоровье и ограничивая возможности для полноценной взрослой жизни.
Читайте также:  Семья друзья карьера здоровье

Подростковый возраст (10–19 лет) является уникальным периодом формирования личности. Самые разнообразные физические, эмоциональные и социальные изменения, в том числе воздействие факторов бедности, жестокого обращения или насилия, могут усиливать уязвимость подростков к проблемам психического здоровья. Повышение уровня психологического благополучия подростков и защита их от тяжелых потрясений и факторов риска, которые могут сказаться на их возможностях успешного развития, имеют важное значение для обеспечения их благополучия в подростковом возрасте, а также их физического и психического здоровья во взрослой жизни.

Детерминанты психического здоровья

Подростковый возраст — это важнейший период развития и закрепления социальных и эмоциональных привычек, имеющих важное значение для психического благополучия. К ним относятся формирование здорового режима сна; регулярная физическая активность; развитие навыков в области преодоления трудных ситуаций, решения проблем и межличностного общения; и воспитание способности к эмоциональному самоконтролю. Важное значение также имеют благоприятные условия в семье, школе и окружающем обществе в целом. Примерно 10–20% подростков во всем мире имеют нарушения психического здоровья, которые не диагностируются должным образом и не получают надлежащего лечения (1).

Состояние психического здоровья подростка определяется целым рядом факторов. Увеличение числа воздействующих на подростка факторов риска усугубляет их потенциальные последствия для его психического здоровья. Факторы, способные повышать уровень стресса в подростковом возрасте, включают в себя стремление к большей самостоятельности, желание соответствовать ожиданиям сверстников, поиск сексуальной идентичности и возрастающую доступность и применение технических средств. Влияние СМИ и гендерных норм может усугублять несоответствие между действительностью, в которой живет подросток, и его устремлениями или представлениями о будущем. Другими значимыми детерминантами психического здоровья подростков являются качество их жизни в семье и их взаимоотношения со сверстниками. Признанными рисками для психического здоровья являются насилие (в том числе жесткие методы родительского воспитания и издевательства со стороны сверстников) и социально-экономические проблемы. Дети и подростки особенно уязвимы к сексуальному насилию, которое несомненно влечет за собой ухудшение психического здоровья.

Некоторые подростки подвергаются повышенному риску нарушений психического здоровья из-за условий жизни, стигматизации, дискриминации или социальной изоляции, либо отсутствия доступа к качественной помощи и услугам. Это относится к подросткам, живущим в условиях гуманитарных кризисов и нестабильности; подросткам, страдающим хроническими заболеваниями, расстройством аутистического спектра, умственной отсталостью или другими неврологическими расстройствами; беременным подросткам, подросткам, ставшим родителями или вступившим в ранний и/или принудительный брак; сиротам; и подросткам из числа этнических или сексуальных меньшинств либо других дискриминируемых групп населения.

Подростки с нарушениями психического здоровья, в свою очередь, особенно уязвимы перед лицом таких явлений, как социальная изоляция, дискриминация, стигматизация (ограничивающая их готовность обращаться за помощью), трудности в учебе, рискованные формы поведения, физическое нездоровье и нарушения прав человека.

Эмоциональные расстройства

В подростковом возрасте нередко развиваются эмоциональные расстройства. Помимо депрессии или тревожности подростки с расстройствами эмоциональной сферы могут также испытывать повышенную раздражительность, неудовлетворенность или гнев. Симптомы могут напоминать сразу несколько эмоциональных расстройств и характеризоваться быстрыми и неожиданными сменами настроения и вспышками эмоций. У подростков младшего возраста могут дополнительно возникать эмоционально обусловленные физические симптомы, такие как боль в животе, головная боль или тошнота.

Депрессия занимает четвертое место в мире среди ведущих причин заболеваемости и инвалидности подростков в возрасте 15–19 лет и пятнадцатое место в возрасте 10–14 лет. Тревожные расстройства являются девятой по значимости причиной нарушений психического здоровья среди подростков в возрасте 15–19 лет и шестой в возрасте 10–14 лет. Эмоциональные расстройства могут сильно влиять, например, на посещаемость и успеваемость в школе. Изоляция и ощущение одиночества могут усугубляться социальной отчужденностью. В наиболее тяжелых случаях депрессия может приводить к самоубийству.

Поведенческие расстройства в детском возрасте

Поведенческие расстройства в детском возрасте являются второй по значимости ведущей причиной бремени болезней среди подростков в возрасте 10–14 лет и занимают одиннадцатое место среди подростков в возрасте 15–19 лет . К поведенческим расстройствам поведения в детском возрасте относятся синдром дефицита внимания и гиперактивности (который характеризуется проблемами с концентрацией внимания, гиперактивностью и действиями без учета последствий, которые неприемлемы в таком возрасте) и расстройства поведения (с симптомами деструктивного или вызывающего поведения). Поведенческие расстройства в детском возрасте могут негативно влиять на обучение подростков и могут являться причиной противоправного поведения.

Читайте также:  Как состояние здоровья дочери андрона кончаловского

Расстройства пищевого поведения

Расстройства пищевого поведения обычно возникают в подростковом и юношеском возрасте. Расстройства пищевого поведения чаще возникают у девочек, чем у мальчиков. Такие расстройства, как нервная анорексия, нервная булимия и компульсивное переедание, характеризуются вредными для здоровья формами поведения, связанными с питанием, в частности ограничением потребления калорий или бесконтрольным поглощением пищи. Расстройства пищевого поведения пагубно влияют на здоровье и нередко сопровождаются депрессией, тревожными расстройствами и/или злоупотреблением психоактивными веществами.

Психотические расстройства

Расстройства, характеризующиеся психотическими симптомами, чаще всего возникают в позднем подростковом или юношеском возрасте. Симптомы психозов могут включать в себя галлюцинации или бредовые расстройства. Психотические эпизоды могут серьезно нарушать способность подростка участвовать в повседневной жизни и получать образование. Во многих случаях они приводят к стигматизации или нарушениям прав человека.

Самоубийство и самоповреждение

Согласно оценкам, в 2016 г. самоповреждения стали причиной смерти 62 000 подростков. Самоубийства стоят на третьем месте среди ведущих причин смертности подростков старшего возраста (15–19 лет). Почти 90% подростков в мире проживают в странах с низким или средним уровнем дохода, и более 90% случаев подростковых самоубийств происходят среди подростков, проживающих в этих странах. Факторы риска самоубийств разнообразны и включают в себя вредное употребление алкоголя, жестокое обращение в детстве, стигматизацию при обращении за помощью, препятствия к получению помощи и доступность средств совершения самоубийства. С данной возрастной группой связана растущая обеспокоенность распространением информации о суицидальном поведении через электронные СМИ.

Рискованные формы поведения

Многие формы поведения, связанные с риском для здоровья, такие как употребление психоактивных веществ или рискованное сексуальное поведение, берут свое начало в подростковом возрасте. Рискованные формы поведения могут быть как неудачными попытками справиться с проблемами психического здоровья, так и негативным фактором, имеющим тяжелые последствия для психического и физического благополучия подростка.

В 2016 г. распространенность тяжелого эпизодического употребления алкоголя среди подростков в возрасте 15-19 лет во всем мире составляла 13,6%, представляя наибольшую угрозу для мальчиков и юношей.

Особую обеспокоенность вызывает также употребление табака и конопли. Конопля – наиболее распространенный наркотик среди молодежи, который хотя бы раз употребляли 4,7% молодых людей в возрасте 15-16 лет в 2018 году. Многие взрослые курильщики попробовали свою первую сигарету в возрасте до 18 лет.

Совершение насилия представляет собой рискованную форму поведения, которая может повышать вероятность низкого уровня образования, травматизма, вовлечения в противоправную деятельность или смерти. В 2016 г. межличностное насилие было признано второй по значимости причиной смертности юношей старшего подросткового возраста.

Укрепление психического здоровья и профилактика

Меры укрепления психического здоровья и профилактики призваны усилить способность человека контролировать свои эмоции, расширить круг альтернатив рискованным формам поведения, выработать жизнестойкость, позволяющую успешно справляться с трудными ситуациями или неблагоприятными факторами, а также способствовать формированию благоприятной социальной среды и системы социальных взаимоотношений.

Эти программы должны осуществляться на многих уровнях с использованием самых различных платформ, например через электронные СМИ, в учреждениях здравоохранения и социальной сферы, на базе учебных заведений или среди местного населения, а также различных стратегий, обеспечивающих охват ими подростков, особенно из числа наиболее уязвимых групп населения.

Раннее выявление и лечение

Реагирование на нужды подростков с установленными нарушениями психического здоровья имеет крайне важное значение. Основные принципы работы с подростками заключаются в том, чтобы избегать направления их в специализированные учреждения, в первоочередном порядке использовать нефармакологические методы и обеспечивать соблюдение прав детей в соответствии с Конвенцией Организации Объединенных Наций о правах ребенка и другими документами по правам человека. Программа действий ВОЗ по ликвидации пробелов в области психического здоровья (mhGAP) содержит основанные на фактических данных руководящие указания для неспециалистов, позволяющие им более эффективно выявлять серьезные расстройства психического здоровья и оказывать помощь в условиях низкой обеспеченности ресурсами.

Действия ВОЗ

ВОЗ разрабатывает стратегии, программы и инструменты для оказания содействия правительствам в предоставлении подросткам необходимой медицинской помощи. Основными ресурсами в этом отношении являются:

Для деятельности в условиях чрезвычайных ситуаций ВОЗ разработала инструменты в отношении:

Все эти публикации касаются вопросов, затрагивающих молодых людей.

(1) Kessler RC, Angermeyer M, Anthony JC, et al. Lifetime prevalence and age-of-onset distributions of mental disorders in the World Health Organization’s World Mental Health Survey Initiative. World Psychiatry 2007; 6: 168–76.

Источник

Adblock
detector