Особенности нормы и патологии здоровья и болезни.
Категория нормы используется в качестве базового критерия сравнения текущего и постоянного состояния людей. С понятием нормы довольно тесно связано состояние здоровья. Отклонение от нормы рассматривается как патология и болезнь.
В понятие нормы как правило вкладываются два основных содержания. В первом аспекте — статистическое содержание нормы: это уровень или диапазон уровней функционирования организма или личности, который свойственен большинству людей и является типичным, то есть наиболее встречающимся. В данном случае норма представляет собой некоторое объективно существующее явление.
Статистическая норма определяется с помощью вычисления среднеарифметических значений некоторых эмпирических данных.
Во втором аспекте — это оценочное содержание нормы, где под нормой подразумевают некоторый идеальный образец состояния человека. Здесь у образца всегда имеется философское и мировоззренческое обоснование как состояния совершенства, к которому должны стремиться все люди. В данном случае норма выступает в качестве идеальной нормы — субъективного, произвольно устанавливаемого норматива, который принимается за совершенный образец по соглашению каких-либо лиц, обладающих правом установления таких образцов и имеющих власть над другими людьми. В качестве норматива идеальная норма выступает средством упрощения и унификации многообразия форм жизнедеятельности организма и проявлений личности, в результате чего одни из них признаются удовлетворительными, а другие находятся за гранью допустимого.
Таким образом, в понятие нормы включается оценочный, предписывающий компонент и все, что не соответствует идеалу, считается ненормальным.
В понятие «норма» выделяются не только идеальная норма, но также и функциональная, социальная, индивидуальная нормы.
Функциональные нормы — нормы, оценивающие состояние человека с точки зрения их последствий или возможности достижения определенной цели.
Социальные нормы — нормы, контролирующие поведение человека, заставляя его соответствовать некоторому желаемому (предписанному со стороны окружения) или установленному властью образцу.
Индивидуальная норма — норма, предполагающая сравнение человека с состоянием, в котором он пребывал ранее, и которое соответствует его личным целевым установкам, жизненным ценностям, возможностям и обстоятельствам жизни.
Для того чтобы оценить соответствие нормы психологического состояния личности, в зависимости от цели могут применяться любые из перечисленных норм. Поэтому процесс оценки психологического состояния индивида довольно часто приобретает скрытый, подверженный идеологическому влиянию характер.
Всякое отклонение от установленной нормы можно охарактеризовать как патологию. Под патологией обычно подразумевается нарушение на биологическом уровне функционирования организма, но в клинической психологии в содержание этого понятия также включаются и такие отклонения от нормы, в которых нет никаких биологических компонентов. В понятие «патология» акцентуируется внимание на том, что нормальное состояние, функционирование или развитие личности изменяется вследствие морфо-функциональных нарушений (на уровне мозговых, психофизиологических, эндокринных биологических механизмов регуляции поведения).
Термин «патология» происходит от оригинального значения древнегреческого слова patos, означающее страдание. Следовательно, под патологией можно понимать только такие отклонения от нормы, при которых человек чувствует эмоциональный дискомфорт. Однако в области психических, личностных и поведенческих отклонений от нормы у человека зачастую не возникают никакого субъективного дискомфорта и чувства страдания.
Термин «патология» также предполагает существование одной ведущей причины отклонения от нормы. Однако у одного и того же психического состояния может быть несколько противоположных причин биологического и социального происхождения.
Кроме этого в термине «патология» очень выражен оценочный компонент, который позволяет навешивать на любого человека, не соответствующего доминирующим идеальным или статистическим нормам ярлык «больного».
На социальном уровне функционирования человека норма и патология выступают в качестве состояний здоровья и болезни.
В науке существуют два подхода к определению состояния здоровья: негативный и позитивный.
Негативное определение здоровья рассматривается как простое отсутствие патологии и соответствие норме. В данном случае норма рассматривается как синоним здоровья, а характеристика общего самочувствия — как центральное звено разграничения здоровья и болезни. Здоровым человеком является тот, кто благополучно себя чувствует и поэтому может выполнять свои повседневные социальные функции. При этом действительное наличие или отсутствие различных отклонений от нормы на биологическом уровне существования часто не является определяющим для отнесения человека к здоровым или больным.
Позитивное определение здоровья не сводит его к простому отсутствию болезни, а пытается раскрыть его автономное от болезни содержание.
Общее определение здоровья, предложенное Всемирной организацией здравоохранения, включает состояние человека, при котором:
-сохранены структурные и функциональные характеристики организма;
-имеется высокая приспособляемость к изменениям в привычной природной и социальной среде;
-сохраняется эмоциональное и социальное благополучие.
Кроме определения позитивное и негативное здоровья также существуют такие понятия как «психическое здоровье» и «психологическое здоровье».
Под психическим здоровьем понимают меру способностей человека реализовать свою биологическую и социальную сущность, выступая активным субъектом собственной жизни в изменяющемся мире.
Психическое здоровье зависит от соматических заболеваний и дефектов физического развития, также включая сюда и влияние социальной среды. При этом социальное воздействие может выступать в данном случае в качестве основного психотравмирующего фактора.
Психологическое здоровье является более широким понятием, которое относится к личности в целом, охватывая психические процессы и механизмы, определяющие психическое здоровье и духовность человека, как высшее проявление человеческой реальности.
Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, основой которого является психическое развитие человека на всех его этапах становления.
Существуют определенные критерии психического здоровья по определению Всемирной организации здравоохранения:
-осознание и чувство непрерывности, постоянство своего «Я»;
-чувство постоянства переживаний в однотипных ситуациях;
-критичность к себе и к результатам своей деятельности;
-соответствие психических реакций силе и частоте средовых воздействий;
-способность управления своим поведением в соответствие с общепринятыми нормами;
-способность планировать всю жизнь и реализовывать свои планы;
-способность изменять поведение в зависимости от жизненных ситуаций и обстоятельств.
Таким образом, здоровье вообще и психическое здоровье, и психологическое здоровье в частности представляют собой динамическое сочетание различных показателей.
В определение болезни существуют две точки зрения: болезнь — это любое состояние, диагностированное профессионалом; и болезнь — это субъективное ощущение себя больным.
В первом случае болезнь рассматривается как оцениваемое по объективным признакам расстройство функционирования, но при этом не существует объективных стандартов функционирования человека.
Во втором случае также имеются свои ограничения: сообщаемые пациентом состояния скорее отражают проблему пациента, а не само расстройство.
Таким образом, понятие «болезнь» представляет собой отражение объективного состояния человека, выступая общим теоретическим и социальным конструктом, с помощью которого обычные люди и специалисты пытаются определить и понять возникающие состояния здоровья. Содержание этого конструкта определяет видение причин и проявлений болезни, направление исследований и лечения различных расстройств.
В современной медицине существуют две модели болезни: биомедицинская и биопсихосоциальная.
Биомедицинская модель болезни существует с XVII века, она сосредоточена на изучение природных факторов как внешних причин заболевания.
В рамках этой модели нет места социальным, психологическим и поведенческим причинам развития болезни. Дефект в данном случае всегда имеет соматическую природу. Поэтому и ответственность за лечение полностью возлагается на врача, а не на больного.
Биопсихосоциальная модель болезни возникла в конце 70-х гг. ХХ века. Она основывается на системной теории, по которой любая болезнь это иерархический континуум от элементарных частиц до биосферы, в котором каждый нижележащий уровень выступает компонентом вышележащего уровня, включает его характеристики и испытывает на себе его влияние. В центре этого континуума находится личность с ее переживаниями и поведением. Ответственность за выздоровление полностью возлагается на больных людей.
В биопсихосоциальной модели болезнь рассматривается как расстройство, угрожающее дисфункцией. При этом не каждое расстройство функционирования однозначно является болезнью, а только такое, которое становится причиной значимой для личности угрозы существования в конкретных условиях среды.
Таким образом, болезнью в данном случае является не любое расстройство, а только такое, которое нуждается в изменении, в потребности лечения.
Из всего сказанного можно отметить, что, во-первых, психические и поведенческие отклонения можно интерпретировать как выражение нарушенных процессов в системе социального взаимодействия. Во-вторых, психические и поведенческие отклонения можно рассматривать как крайнюю степень выраженности отдельных психических функций у конкретных индивидов. В-третьих, психические и поведенческие отклонения могут быть рассмотрены как следствие задержки естественного процесса личностного роста.
Все это акцентирует внимание на том, что граница между состояниями здоровья и болезни, нормы и патологии, а также видение причин отклонений от норм устанавливаются произвольно в соответствии в доминирующей в обществе и науке моделью болезни.
Источник
Норма и отклонения от нормы в психическом здоровье
Краткое обзорное эссе, как ответ на данный вопрос.
Для начала нужно понять, что мы подразумеваем под понятием нормы в психологии? Здесь есть определенно две стороны, первая это норма психически здорового человека, а вторая это социальная норма и её соблюдение в обществе.
Как определить, здоров ли человек или нет, нормален ли он или ненормален?
Для начало давайте разберемся, какие есть критерии у здорового человека, для их выявления можно использовать в первую очередь статистический метод, подобрать подходящий инструментарий из тестов и собрав данные сравнить с нормой, то есть грубо говоря показать на цифрах или графиках, есть ли отклонения от нормы.
Вообще в клинической психологии нормой, является то, что не является патологией, всё достаточно просто. Также можно применить и ряд других методов, например, наблюдения за поведением. В поведении больного человека часто есть отклоняющиеся от нормы действия и паттерны. То есть суть данной нормы – это выявления отклонений независимо от индивидуальных особенностей социума, в котором сосуществует индивид, а рассматривать исключительно норму, как совокупность черт характерных для здорового вида, не имеющего патологий.
Вторую норму и отклонение от неё можно и нужно рассматривать в рамках социума. Так называемая социальная норма, имеющая больше критериев и особенностей. Норма в обществе, это то, что принято большинством. Норма в социуме – это более гибкое понятие, потому что характеристики одной социальной группы, могут быть противоположными другой, но также и существуют общие черты. Чтобы было понятнее рассмотрим для примера разные социальные группы. Например, в европейских странах, если вы будете носить короткую юбку, то вас не осудят за это, а в странах ближнего востока вас могут ждать достаточно суровые социальные или даже правовые санкции. Повторюсь, что для одних социальных групп норма, для других может быть отклонением. Кратко разберем отклонения в социологическом подходе, отклонения от общего поведения называют девиантным. Девиантное поведение имеет, как и хорошую сторону для общества, так и плохую. Рассмотрим положительную, например, толпа стоит перед горящим домом и слышно, как воет в нём собака, которая явно просит о помощи, вдруг человек выбегает из толпы и забегает в дом, спасает собаку, в данной ситуации само проявление геройства, где толпа проявляет малодушие, поведение одного человека можно расценить как девиантное с положительной стороны. Рассмотрим с плохой стороны, во время урока один из учеников начинает с кем-то громко разговаривать, это явно можно рассматривать как отклонение от нормы. Девиантное поведение с отрицательной стороны ещё называют делинквентным. Исходя из данного подхода можно выявить, что поведение человека, либо асоциальное, которое выходит за рамки нормы, но необязательно с плохой стороны или же антисоциальное, которое противопоставлено нормам общества.
То есть можно сделать следующий вывод, что понятие нормы рассматривают с двух основных позиций это психического здоровья и той нормы, которая принята в обществе.
Источник
Критерии психического здоровья. Психическая норма
2. Критерии психического здоровья. Психическая норма
Проблема определения понятий «болезнь–здоровье», «норма–патология», судя по истории вопроса, относится к вечным проблемам. Многовековое стремление раскрыть содержательную сущность здоровья и дать количественную оценку этой сложной социальной категории пока что не имели успеха. В мировой научной литературе насчитывается около 80 определений понятия «здоровье» как сущностного качества человека. Однако ни одно из них не стало общепринятым прежде всего потому, что не нашло конкретной реализации в практике.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) сформулировала критерии психического здоровья:
– У человека должно быть осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я».
– Чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях.
– Критичность к себе и своей собственной психической деятельности и к её результатам.
– Соответствие психических реакций силе и частоте средовых воздействий социальным обстоятельствам и ситуациям.
– Способность к самоуправлению в соответствии с социальными нормами, правилами и законами.
– Способность планировать и реализовывать собственную жизнь.
– Способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.
У этих критериев нет иерархии и нет их точного количества. Их границы вычерчиваются интуитивно.
Продолжая разрабатывать проблему «психической нормы», ВОЗ описывает уровни психического здоровья:
Эталонное здоровье (идеальное) – полная адаптация индивида, гармоническое развитие, позитивно представлены все критерии психического здоровья, не просматривается вероятность психических расстройств.
Среднестатистический уровень – состояние показателей психики соответствует популяционным с учетом пола, возраста, социального положения, социокультурных условий и прочего. На этом уровне есть вероятность расстройств поведения и психики (кризисы индивидуального развития).
Конституциональный уровень – связан с типологиями устройства психики и тела. На этом уровне существует группа риска по причине телосложения.
Уровень акцентуаций – заострение личностных черт характера. В результате этого человек делается уязвимым.
Предболезнь – наличие отдельных симптомов психического расстройства.
С вероятностью в 92% такие симптомы, как головная боль, расстройства сна, утомляемость, раздражительность, вспыльчивость, эмоциональная лабильность, тревожность, могут перейти в болезнь.
Братусь выделяет 3 уровня психического здоровья:
– высший или индивидуально-исполнительный, т.е. уровень реализации деятельности;
– психофизиологический уровень (особенности нервных процессов).
Включённость человека в «ансамбль общественных отношений в соподчинённости и иерархии его составляющих» и движение человека к самоосуществлению в этой включённости – критерий нормы (по Б.С. Братусю). В этом подходе доминирует социально-психологический спектр параметров нормы.
3. Нормоцентристский и нозологический подходы в психологии акцентуаций личности
Существуют два подхода к оценке нормальной и измененной психики – нозоцентрический (нозос – болезнь) и нормоцентрический. Особую важность это приобретает при оценке особенностей пограничных состояний, занимающих промежуточное положение между устойчивой нормой и ярко проявившейся психической болезнью.
Нозоцентрический подход, естественно и органично присущ специалистам по аномальным и болезненным изменениям психической деятельности – психиатрам. Он подразумевает оценку поведения, поступков, деятельности человека с позиций поиска и обнаружения отклонений от нормы, выявления симптомов болезни. Необходимой предпосылкой при этом является знание этих симптомов, закономерностей их проявления и развития с целью наиболее ранней диагностики патологии и ее коррекции. Степень выраженности патологических изменений при этом может быть отражена показателями от нуля (при «идеальной норме») до крайне тяжелых расстройств, свойственных психической болезни. При этом имеется в виду необходимость оценки изменений психики (симптомов болезни) в динамке, в развитии, с учетом их актуальной и потенциальной значимости. Легитимность нозоцентрический подход получил с признанием идеи Э. Крепелина о выделении из массы психических расстройств отдельных психических заболеваний на основании триады признаков: клиники, течения и исхода. Именно эта идея и определила главные направления научных исследований: уточнение границ между заболеваниями, т.е. поиск дифференциально-диагностических критериев, и попытки найти этиологию психозов. Хотя исследования в этих направлениях не увенчались успехом до настоящего времени, нозологическая парадигма актуализировала проблему поиска границ не только между нозологическими формами психических болезней, но и между ними и психическим здоровьем.
Не достигнув успеха в попытках определения понятия болезни, психиатрия обращается к понятию здоровья. Нормоцентрический подход, который свойственен специалистам по «нормальной» психике – психологам, напротив, предполагает видение и оценку психической деятельности конкретного человека с позиции ее соответствия норме. Имеющиеся возможные отклонения от некоей «стреднестатистической нормы» расцениваются, прежде всего, как варианты нормы, проявления индивидуальных особенностей характера, личности, как уникальный результат взаимодействия индивидуальности и специфических особенностей ситуации (например, акцентуации характера).
Проблема определения нормы и патологии – одна из центральных в клинической психологии. Чаще всего знакомство с отклонениями в развитии ограничивается медицинскими сторонами, тогда как область аномалий ставит перед психологами целый ряд вопросов, ответы на которые приходится искать уже за гранью самой психологической науки – в философии, этике, теологии, культурологии, праве, и др.
Каждый психолог, занимаясь практической деятельностью, в той или иной мере сталкивался с проблемой определения нормы и отклонения от нее в поведении человека. Так что же считать нормой и как квалифицированно определить аномальное поведение?
Под нормой в настоящее время понимают принятые в данном обществе на определенном этапе его развития правила и требования по отношению к различным параметрам проявлений психической активности человека. Данное понятие субъективно, оно зависит исключительно от тех критериев, которые приняты у представителей данной культуры в определенную историческую эпоху. То, что вчера считалось ненормальным, завтра, возможно, будет казаться нормальным, а то, что нам представляется неприемлемым, иногда очень хорошо вписывается в жизнь других народов. Например, гомосексуализм раньше считался болезнью, а теперь это норма; раньше страсть к азартным играм считалась здоровьем, теперь это болезнь.
Необходимо также различать критерии, которыми пользуются другие люди, определяя поведение раздражающего или вызывающего у них недоумение человека как «ненормальное», от тех критериев, которыми при этом пользуется сам этот человек, характеризуя, например, свое состояние, когда он не способен преодолеть собственное расстройство или даже просто сообщить о нем.
Таким образом, в настоящее время однозначных показателей аномального поведения и четких границ нормы не существует. Чаще всего это динамические параметры. Психически ненормальным (аномальным) считается поведение, которое идет вразрез с ценностями, привычками или мнениями большинства людей в обществе. Оно будет казаться тем неприемлемее, чем больше опасности представляет для самого человека или окружающих.
Выдающийся отечественный исследователь пограничных состояний П.Б. Ганнушкин не раз подчеркивал относительность границ нормы: «В таком, с одной стороны, хрупком и тонком, а с другой – в таком сложном аппарате, каким является человеческая психика, можно у каждого найти те или иные, подчас довольно диффузные конституционально-психологические черты»; «гармонические натуры по большей части есть плод воображения».
1. Братусь Б.С. Аномалии личности. М., Мысль, 1988
2. Ганнушкин П.Б. Избранные труды, М., Медицина, 1964
3. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., изд-во МГУ, 1999
4. Леонгард. Акцентуированные личности. М. 1981
5. Психология / Под ред. А.А. Крылова. СПб, 1998
6. Практикум по патопсихологии. М., изд-во МГУ, 1987
Источник