В подростковом возрасте и в первые взрослые годы происходит много изменений, например, переход в другую школу, начало половой жизни, расставание с родным домом, поступление в вуз или выход на работу.
Для многих это очень интересное время. Но это также время волнений и стрессов. В некоторых случаях такие переживания, не обнаружен и оставлены без внимания, могут приводить к развитию психических заболеваний.
Онлайн-технологии тоже могут создавать дополнительную нагрузку для психического здоровья, ведь все больше людей пользуется виртуальными сетями круглосуточно. К тому же многие подростки живет в условиях гуманитарных чрезвычайных ситуаций — конфликтов, стихийных бедствий, эпидемий. Эти молодые люди особенно подвержены психическим расстройствам и болезням.
По данным ВОЗ, половина всех психических недугов начинается в возрасте около 14 лет, но часто эти заболевания не выявляют и не лечат.
Депрессия является третьей самой распространенной причиной бремени болезней среди подростков.
Самоубийство является второй среди главных причин смерти среди людей в возрасте 15-29 лет.
Употребление алкоголя и запрещенных наркотических препаратов среди подростков является большой проблемой во многих странах и может приводить к рискованному поведению, такой как опасный секс или опасное вождение. Расстройства пищевого поведения также является причиной для беспокойства.
Все больше специалистов признает: необходимо помогать молодежи формировать психическую выносливость с детства, чтобы они умела преодолевать жизненные трудности. Растет число фактических доказательств того, что укрепление и защиту здоровья подростков не только благоприятно как таковое в близкой и отдаленной перспективе, но и полезно для экономики и социума, поскольку здоровые молодые люди могут сделать больший вклад в трудовые ресурсы, свои семьи и общины и общество в целом.
Много можно сделать для раннего формирования психической выносливости с целью предотвращения психических расстройств и заболеваний среди подростков и молодежи, а также для контроля этих недугов и восстановления здоровья.
Профилактика начинается со знания и понимания первых признаков и симптомов психических заболеваний.
Родители и учителя могут способствовать формированию у детей и подростков жизненных навыков, необходимых для преодоления повседневных трудностей дома и в школе. В школах и на других уровнях сообществ можно обеспечить психосоциальную поддержку. Также целесообразно организовывать, улучшать или расширять специальную подготовку работников здравоохранения по выявлению и ведения психических расстройств.
Большое значение имеют инвестиции правительства и привлечение социального, медицинского и образовательного секторов к реализации всеобъемлющих, комплексных, основанных на фактических данных программ по охране психического здоровья молодежи. Эти инвестиции должны быть привязаны к программам по повышению осведомленности подростков и молодых людей о способах поддержания психического здоровья и по информированию подростков, родителей и учителей о том, какую поддержку они могут предоставлять своим друзьям, детям и ученикам.
Источник
Психическое здоровье подростков
Основные факты
Каждый шестой человек находится в возрастной группе 10–19 лет.
На долю нарушений психического здоровья приходится 16% глобального бремени болезней и травматизма среди лиц в возрасте 10–19 лет.
Половина всех нарушений психического здоровья возникают до наступления 14-летнего возраста, однако такие случаи в большинстве своем не выявляются и остаются без лечения (1).
Депрессия является одной из ведущих причин заболеваемости и инвалидности среди подростков во всем мире.
Самоубийства являются третьей по значимости ведущей причиной смертности в возрастной группе 15–19 лет.
Игнорирование нарушений психического здоровья в подростковый период чревато последствиями, которые продолжаются во взрослом возрасте, негативно влияя как на физическое, так и на психическое здоровье и ограничивая возможности для полноценной взрослой жизни.
Подростковый возраст (10–19 лет) является уникальным периодом формирования личности. Самые разнообразные физические, эмоциональные и социальные изменения, в том числе воздействие факторов бедности, жестокого обращения или насилия, могут усиливать уязвимость подростков к проблемам психического здоровья. Повышение уровня психологического благополучия подростков и защита их от тяжелых потрясений и факторов риска, которые могут сказаться на их возможностях успешного развития, имеют важное значение для обеспечения их благополучия в подростковом возрасте, а также их физического и психического здоровья во взрослой жизни.
Детерминанты психического здоровья
Подростковый возраст — это важнейший период развития и закрепления социальных и эмоциональных привычек, имеющих важное значение для психического благополучия. К ним относятся формирование здорового режима сна; регулярная физическая активность; развитие навыков в области преодоления трудных ситуаций, решения проблем и межличностного общения; и воспитание способности к эмоциональному самоконтролю. Важное значение также имеют благоприятные условия в семье, школе и окружающем обществе в целом. Примерно 10–20% подростков во всем мире имеют нарушения психического здоровья, которые не диагностируются должным образом и не получают надлежащего лечения (1).
Состояние психического здоровья подростка определяется целым рядом факторов. Увеличение числа воздействующих на подростка факторов риска усугубляет их потенциальные последствия для его психического здоровья. Факторы, способные повышать уровень стресса в подростковом возрасте, включают в себя стремление к большей самостоятельности, желание соответствовать ожиданиям сверстников, поиск сексуальной идентичности и возрастающую доступность и применение технических средств. Влияние СМИ и гендерных норм может усугублять несоответствие между действительностью, в которой живет подросток, и его устремлениями или представлениями о будущем. Другими значимыми детерминантами психического здоровья подростков являются качество их жизни в семье и их взаимоотношения со сверстниками. Признанными рисками для психического здоровья являются насилие (в том числе жесткие методы родительского воспитания и издевательства со стороны сверстников) и социально-экономические проблемы. Дети и подростки особенно уязвимы к сексуальному насилию, которое несомненно влечет за собой ухудшение психического здоровья.
Некоторые подростки подвергаются повышенному риску нарушений психического здоровья из-за условий жизни, стигматизации, дискриминации или социальной изоляции, либо отсутствия доступа к качественной помощи и услугам. Это относится к подросткам, живущим в условиях гуманитарных кризисов и нестабильности; подросткам, страдающим хроническими заболеваниями, расстройством аутистического спектра, умственной отсталостью или другими неврологическими расстройствами; беременным подросткам, подросткам, ставшим родителями или вступившим в ранний и/или принудительный брак; сиротам; и подросткам из числа этнических или сексуальных меньшинств либо других дискриминируемых групп населения.
Подростки с нарушениями психического здоровья, в свою очередь, особенно уязвимы перед лицом таких явлений, как социальная изоляция, дискриминация, стигматизация (ограничивающая их готовность обращаться за помощью), трудности в учебе, рискованные формы поведения, физическое нездоровье и нарушения прав человека.
Эмоциональные расстройства
В подростковом возрасте нередко развиваются эмоциональные расстройства. Помимо депрессии или тревожности подростки с расстройствами эмоциональной сферы могут также испытывать повышенную раздражительность, неудовлетворенность или гнев. Симптомы могут напоминать сразу несколько эмоциональных расстройств и характеризоваться быстрыми и неожиданными сменами настроения и вспышками эмоций. У подростков младшего возраста могут дополнительно возникать эмоционально обусловленные физические симптомы, такие как боль в животе, головная боль или тошнота.
Депрессия занимает четвертое место в мире среди ведущих причин заболеваемости и инвалидности подростков в возрасте 15–19 лет и пятнадцатое место в возрасте 10–14 лет. Тревожные расстройства являются девятой по значимости причиной нарушений психического здоровья среди подростков в возрасте 15–19 лет и шестой в возрасте 10–14 лет. Эмоциональные расстройства могут сильно влиять, например, на посещаемость и успеваемость в школе. Изоляция и ощущение одиночества могут усугубляться социальной отчужденностью. В наиболее тяжелых случаях депрессия может приводить к самоубийству.
Поведенческие расстройства в детском возрасте
Поведенческие расстройства в детском возрасте являются второй по значимости ведущей причиной бремени болезней среди подростков в возрасте 10–14 лет и занимают одиннадцатое место среди подростков в возрасте 15–19 лет . К поведенческим расстройствам поведения в детском возрасте относятся синдром дефицита внимания и гиперактивности (который характеризуется проблемами с концентрацией внимания, гиперактивностью и действиями без учета последствий, которые неприемлемы в таком возрасте) и расстройства поведения (с симптомами деструктивного или вызывающего поведения). Поведенческие расстройства в детском возрасте могут негативно влиять на обучение подростков и могут являться причиной противоправного поведения.
Расстройства пищевого поведения
Расстройства пищевого поведения обычно возникают в подростковом и юношеском возрасте. Расстройства пищевого поведения чаще возникают у девочек, чем у мальчиков. Такие расстройства, как нервная анорексия, нервная булимия и компульсивное переедание, характеризуются вредными для здоровья формами поведения, связанными с питанием, в частности ограничением потребления калорий или бесконтрольным поглощением пищи. Расстройства пищевого поведения пагубно влияют на здоровье и нередко сопровождаются депрессией, тревожными расстройствами и/или злоупотреблением психоактивными веществами.
Психотические расстройства
Расстройства, характеризующиеся психотическими симптомами, чаще всего возникают в позднем подростковом или юношеском возрасте. Симптомы психозов могут включать в себя галлюцинации или бредовые расстройства. Психотические эпизоды могут серьезно нарушать способность подростка участвовать в повседневной жизни и получать образование. Во многих случаях они приводят к стигматизации или нарушениям прав человека.
Согласно оценкам, в 2016 г. самоповреждения стали причиной смерти 62 000 подростков. Самоубийства стоят на третьем месте среди ведущих причин смертности подростков старшего возраста (15–19 лет). Почти 90% подростков в мире проживают в странах с низким или средним уровнем дохода, и более 90% случаев подростковых самоубийств происходят среди подростков, проживающих в этих странах. Факторы риска самоубийств разнообразны и включают в себя вредное употребление алкоголя, жестокое обращение в детстве, стигматизацию при обращении за помощью, препятствия к получению помощи и доступность средств совершения самоубийства. С данной возрастной группой связана растущая обеспокоенность распространением информации о суицидальном поведении через электронные СМИ.
Рискованные формы поведения
Многие формы поведения, связанные с риском для здоровья, такие как употребление психоактивных веществ или рискованное сексуальное поведение, берут свое начало в подростковом возрасте. Рискованные формы поведения могут быть как неудачными попытками справиться с проблемами психического здоровья, так и негативным фактором, имеющим тяжелые последствия для психического и физического благополучия подростка.
В 2016 г. распространенность тяжелого эпизодического употребления алкоголя среди подростков в возрасте 15-19 лет во всем мире составляла 13,6%, представляя наибольшую угрозу для мальчиков и юношей.
Особую обеспокоенность вызывает также употребление табака и конопли. Конопля – наиболее распространенный наркотик среди молодежи, который хотя бы раз употребляли 4,7% молодых людей в возрасте 15-16 лет в 2018 году. Многие взрослые курильщики попробовали свою первую сигарету в возрасте до 18 лет.
Совершение насилия представляет собой рискованную форму поведения, которая может повышать вероятность низкого уровня образования, травматизма, вовлечения в противоправную деятельность или смерти. В 2016 г. межличностное насилие было признано второй по значимости причиной смертности юношей старшего подросткового возраста.
Укрепление психического здоровья и профилактика
Меры укрепления психического здоровья и профилактики призваны усилить способность человека контролировать свои эмоции, расширить круг альтернатив рискованным формам поведения, выработать жизнестойкость, позволяющую успешно справляться с трудными ситуациями или неблагоприятными факторами, а также способствовать формированию благоприятной социальной среды и системы социальных взаимоотношений.
Эти программы должны осуществляться на многих уровнях с использованием самых различных платформ, например через электронные СМИ, в учреждениях здравоохранения и социальной сферы, на базе учебных заведений или среди местного населения, а также различных стратегий, обеспечивающих охват ими подростков, особенно из числа наиболее уязвимых групп населения.
Раннее выявление и лечение
Реагирование на нужды подростков с установленными нарушениями психического здоровья имеет крайне важное значение. Основные принципы работы с подростками заключаются в том, чтобы избегать направления их в специализированные учреждения, в первоочередном порядке использовать нефармакологические методы и обеспечивать соблюдение прав детей в соответствии с Конвенцией Организации Объединенных Наций о правах ребенка и другими документами по правам человека. Программа действий ВОЗ по ликвидации пробелов в области психического здоровья (mhGAP) содержит основанные на фактических данных руководящие указания для неспециалистов, позволяющие им более эффективно выявлять серьезные расстройства психического здоровья и оказывать помощь в условиях низкой обеспеченности ресурсами.
Действия ВОЗ
ВОЗ разрабатывает стратегии, программы и инструменты для оказания содействия правительствам в предоставлении подросткам необходимой медицинской помощи. Основными ресурсами в этом отношении являются:
Для деятельности в условиях чрезвычайных ситуаций ВОЗ разработала инструменты в отношении:
Все эти публикации касаются вопросов, затрагивающих молодых людей.
(1) Kessler RC, Angermeyer M, Anthony JC, et al. Lifetime prevalence and age-of-onset distributions of mental disorders in the World Health Organization’s World Mental Health Survey Initiative. World Psychiatry 2007; 6: 168–76.
Источник
Психологическое здоровье молодежи в условиях социокультурных трансформаций современного общества
Шутенко Елена Николаевна
кандидат психологических наук
доцент, кафедра общей и клинической психологии, Белгородский государственный национальный исследовательский университет
308012, Россия, Белгородская область, г. Белгород, ул. Костюкова, 34, оф. 34
Shutenko Elena Nikolaevna
PhD in Psychology
Associate Professor of the Department of General and Clinical Psychology at Belgorod National Research University
308012, Russia, Belgorodskaya oblast’, g. Belgorod, ul. Kostyukova, 34, of. 34
avalonbel@mail.ru
Другие публикации этого автора
Просмотров статьи: 7165 c 5.5.2015
Дата направления статьи в редакцию:
Аннотация: Статья посвящена проблеме укрепления психологического здоровья молодежи в кризисно-трансформационной ситуации развития общества. Цель исследования заключалась в идентификации особо серьезных социокультурных деформаций, негативно отражающихся на психологическом статусе современной российской молодежи. Предметом исследования выступало психологическое здоровье как феномен институциональной и ментальной целостности социума. В отношении развития молодежи данный феномен рассматривался как эффект и результат ее продуктивной социализации, формирования адекватной картины мира, позитивного самосознания и конструктивных паттернов жизнедеятельности. Научная рефлексия проблемы выполнена на основе методологии социокультурной детерминации психологического развития личности и социальных групп. Представлен анализ исследований и подходов в области психологии здоровья. Показаны ведущие тенденции деформации писхосферы и молодежного сознания. Описаны основные уровни идентификации социокультурных вызовов здоровью молодого поколения: гео-культурный, исторически-формационный, социально-политический, политико-экономический, социологический, психологический. Новизна работы заключается в концептуальном переходе от эгоцентрической парадигмы понимания психологического благополучия и здоровья к культуроцентрической парадигме с опорой на жизненно-деятельный план личности как полноценного субъекта. Полученные результаты могут служить важным теоретическим подспорьем для анализа культурогенных факторов психологического здоровья молодежи и разработки комплексных мер по его укреплению и поддержанию в современных условиях
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-013-01151 «Самореализация студенческой молодежи как показатель и фактор ее психологического здоровья в условиях социокультурных вызовов российскому обществу» на 2018-2020 годы.
Abstract: The article is devoted to the problem of strengthening the psychological health of young people in a crisis-transformational situation of the development of society. The purpose of the study was to identify particularly serious sociocultural deformations that negatively affect the psychological status of modern Russian youth. The subject of the research is the psychological health as a phenomenon of the institutional and mental integrity of society. With regard to the development of youth, this phenomenon was considered as an effect and result of its productive socialization, the formation of an adequate picture of the world, positive self-awareness and constructive patterns of life activity. The scientific reflection of the problem is made on the basis of the methodology of sociocultural determination of the psychological development of a person and social groups. The analysis of research and approaches in the field of health psychology is presented. The leading tendencies of deformation of the pisosphere and youth consciousness are shown. The basic levels of identification of sociocultural challenges to the health of the young generation are described: geo-cultural, historical-formational, sociopolitical, political-economic, sociological, psychological. The novelty of the work is caused by the author’s conceptual transition from the egocentric paradigm of understanding psychological well-being and health to a culture-centric paradigm based on the life-activity plan of the individual as a full-fledged subject. The obtained results can serve as an important theoretical tool for the analysis of cultural-genetic factors of the psychological health of young people and the development of comprehensive measures to strengthen and maintain it under modern conditions.
information addiction, consumer society, full-fledged subject, self-realization, deformation of the psychosphere, egocentric dominant, youth, psychological health, devaluation of values, socio-cultural challenges
Введение
Психологическое здоровье современной молодежи все более тревожит прогрессивную часть общества, волнует многих видных исследователей и мыслителей. Будущее страны во многом зависит от того, насколько дееспособным и жизнеспособным будет молодое поколение, какой образ мышления и поведения сложится сегодня в молодежной среде, в какой мере оно сможет впитать опыт культуры, воспринять живую традицию и ценности народа, стать полноценным субъектом, реализующим свой личностный потенциал.
Происходящие на рубеже двух последних веков системные социокультурные трансформации общества большей частью негативно отражаются на молодом поколении, которое мучительно ищет свой путь обретения достойной жизни в условиях нарастающей неопределенности. Сегодняшняя российская молодежь, помимо собственных возрастных проблем в локальном социальном контексте, оказывается под прицелом действия различных деструктивных сил в глобальной информационной войне против нашей страны со стороны коллективного Запада. Используя изощренные социальные и психологические технологии при помощи современных масс- медиа, Интернет- ресурсов, социальных сетей, различных НКО и пр., эти силы навязывают молодому сознанию искаженные формы идентичности и самореализации, прививают культ вседозволенности и смерти, эстетику уродства и моду на безобразное. Особую силу обрели мистически-иррациональные, трансгуманитарные и патологические практики самосознания, архаичные формы мышления и поведения, и т.п. Вместо полноценной жизнедеятельности культивируется банальное самоутверждение в рамках культуры потребления-пользования, в которой окружающий мир и общество предстают как сфера услуг для удовлетворения эгоистических желаний.
К сожалению, современная культура и образование не успевают дать нужный ответ этим трансформациям, и молодежь оказывается один на один со своими проблемами. Как следствие в молодежной среде отмечается рост таких явлений как апатия, инфантилизация, аддикция, дерационализация сознания, примитивизация мышления, наркотизация, информания и пр. Для подготовки жизнеспособной молодежи необходима определенная система мер и действий общества по организации соответствующих условий роста и развития полноценной и здоровой личности.
Состояние научной разработки проблемы. Проблематика психологического здоровья выступает в числе ведущих областей психологической науки и находится в сфере приложения усилий смежных научных отраслей (Б.С. Братусь, 1988; И.И. Брехман, 1990; A.A. Бодалев, Г.Т. Ганжин, A.A. Деркач, 2000; И.М. Быховская, 2000; Д. Вутулкас, 1997; С. Ганеман,1992; O.Л. Даниленко, 2000; В.П. Казначеев, Е.А. Спирин, 1991; Е.Р. Калитеевская, 1999; В.П. Петленко, Д.Н. Давиденко,1998; А.Б. Холмогорова, Н.Г. Гараян, 1999; U. Flick, 2000; J. Gordon; 1996, M. Murray, К. Chamberlain, 1998; R. Schwarzer, R. Fuchs, 1995; H. Stam, 2000 и др.).
При этом долгое время большая часть исследований ограничивалась рамками проблемы психического здоровья, в трактовках которой преобладало понятие о сложном, многофакторном явлении, определяющем репродуктивные и созидательные функций, как отдельных индивидов, так и целых сообществ (Б.Г. Юдин, 2000; В.М. Розин, 2000; Э. Фромм, 1998; D. Marks, M. Murray, В. Evans, 2000; H. Stam, 2000; К.С. Schou, J. Hewison, 1998; S. Wilkinson, 1998). Основным признаком психического здоровья признавалось отсутствие болезненных проявлений (А.Е. Личко, Ю.А. Александровский, П.Б. Ганнушкин, С.Ю. Головин, Г.К. Ушаков и др.) [12] .
Вместе с тем, многие значимые аспекты проблематики здоровья личности были раскрыты явно недостаточно. В доминирующих концепциях и объяснительных схемах давалось редукционистское понимание феномена здоровья, в котором все многообразие его проявлений сводилось к биологическим или психофизиологическим аспектам. Эти подходы сегодня признаются недостаточными для адекватного понимания всей совокупности феноменов и факторов обеспечения целостного здоровья человека (И.В Дубровина, 1997, 2000; О.С. Васильева, 1998; Д. Вутулкас, 1997; В.П. Казначеев, Е.А. Спирин, 1991; В.М. Розин, 2000 и др.).
Продвижение исследований в данной области связано с преодолением медико-психиатрической доминанты и переходом к собственно личностной трактовке в рамках понятия «психологическое здоровье» (Б.С. Братусь, И.В. Дубровина и др.). Если термин « психическое здоровье » фактически охватывает лишь отдельные психические процессы и механизмы; то « психологическое здоровье », как отмечает И.В. Дубровина, характеризует личность в целом, указывает на «… свойство развитой личности. Оно представляет собой одно из важнейших состояний личности и связано с нравственным развитием человека» [5, с. 69] .
Новые исследования исходят из принципиального положения о том, что человек, будучи вполне психически здоровым (обладает хорошей памятью и развитым мышлением, ставит сложные цели, весьма деятелен, руководствуется осознанными мотивами, достигает успехов, избегает неудач и т.п.) может при этом быть личностно ущербным, неполноценным и больным (не координирует и не направляет свою жизнь на достижение человеческой сущности, разобщен с ней, удовлетворяется суррогатами и т.п.) [4] .
Многие эвристичные исследования психологического здоровья ведутся с позиций антропологического подхода (А.В. Шувалов), экологической психологии С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин), эвдемонического подхода (Э. Деси, Р. Райан, Э. Динер, С. Рифф, Б. Сингер), валеологии, герменевтической психологии, синергетики и других общенаучных и междисциплинарных подходов. Исследования в области развития личности большую роль в психологическом здоровье отводят процессу самосознания (В.С. Мухина, A.M. Прихожан, Е.А. Серебрякова, Л.С. Славина, Т.Н. Юферева, С.Г. Якобсон и др.).
Исследователи, анализирующие феномен психологического здоровья в онтогенетическом измерении, делают акцент на таких показателях как: характеристики общения со сверстниками, замкнутость, тревожность, агрессивность, искаженная мотивация, неадекватная самооценка и т. п. (И.В. Дубровина, А.В. Шувалов, В.Э. Пахальян и др.). В качестве критериев здоровой личности рассматриваются такие характеристики, как стремление к самоактуализации, позитивные смысложизненные ориентации, адекватное самоотношение, оптимизм и т.п. (Н. Брэдберн, М. Багери, О.И. Лелякова, Г. Олпорт, А.А. Печеркина и др.) [21] .
Преодоление эгоцентрической доминанты. Проблема психологического здоровья выступает одной из приоритетных в западной психологии, и представляет самостоятельную отрасль — «Health psychology» (J. Gordon, 1996; R.S. Silver, V. Elderkin, H. Waitzkin,1998; M. Murray, K. Chamberlain, 1998; J. Hewison, K.C. Schou, 1998, U. Flick, 2000; R. Schwarzer, R. Fuchs, 1995; H. Stam, 2000; S. Wilkinson, 1998; H. Stam, 2000). Весте с тем, в этом направлении также отмечался длительный психиатрический и психофизиологический уклон, который уступил тенденции к расширению и углублению научных знаний в области здоровой личности в рамках конкретных задач равно как медицинской, так и психологической практики. В современных работах предпринимаются усилия заполнить существующий пробел, выявить неучтенные или мало исследованные стороны и измерения здоровья, сопряженные с фундаментальными аспектами человеческого существования [18] .
В отношении развития молодежи многие исследования связывают психологическое здоровье с процессом ее полноценной самореализации. Эти работы в большинстве случаев сложились под влиянием научной традиции, заложенной в русле гуманистической психологии (А. Маслоу, Г. Оллпорт, Э. Фромм, В. Франкл, Р. Мэй, Э. Эриксон и др.). Согласно данной традиции, феномен здоровья рассматривается как атрибутивный признак полноценно функционирующей личности, беспрепятственно реализующей свою самость ( Self ) [13] . Представители этого направления базовыми в психологическом здоровье считают аутентичность личности, ее зрелость, самоактуализацию, самопринятие и пр.
Между тем, развитие новых направлений связывается с пересмотром эгофильных положений гуманистической психологии. Новые подходы формируются по линии преодоления само-центрической доминанты (от «самость») в пользу социокультурной детерминации. Как писал Д.А. Леонтьев: «Громадную ошибку допустил великий психолог Карл Роджерс, который отождествил человеческий потенциал с тем, что в нас заложено от природы. Наш природный потенциал не есть наш человеческий потенциал. Человеческий потенциал не внутри нас, он в наших отношениях с миром» [9] .
В этой связи, неслучайно на первый план выходят комплексные, гуманитарно-центрические работы, стремящиеся раскрыть многообразие форм, путей и механизмов реализации личности ее сущности как здорового социального субъекта в его бытии с миром [23] .
Мы рассматриваем психологическое здоровье молодежи как эффект и результат ее продуктивной социализации, формирования адекватной картины мира, позитивного самосознания и конструктивных паттернов жизнедеятельности. В процессуальном плане психологическое здоровье отражается и укрепляется в ходе самореализации, достигающей своей главной задачи, а именно развития личностного потенциала молодого человека как дееспособного субъекта разносторонней деятельности (трудовой, учебной, научной, профессиональной, спортивной, культурной, досуговой, и др.). Успешная самореализация студенческой молодежи может служить ресурсом и показателем качественного построения образовательной практики и жизненной среды, обеспечивающей полноценное психологическое здоровье будущего поколения [15] .
Новизна предлагаемой постановки проблемы заключается в концептуальном переходе от эгоцентрической парадигмы понимания психологического благополучия и здоровья к культуроцентрической парадигме с опорой на жизненно-деятельный план личности как полноценного субъекта.
Психологическая деформация общества. Психологическое здоровье молодежи зависит от состояния психосферы, от доминирующих в обществе отношений. Сегодня молодое поколение вступает в мир, переполненный противоречиями и деформациями, в мир спланированного абсурда и хаоса, неопределенности и разобщенности, глубинного распада культурных норм и традиционных ценностей [1; 2; 8; 22] .
В социо-культурном измерении современное общество все больше погружается в пучину иррациональных страстей, постмодернистского дурмана и глобальной деконструкции ментальных основ цивилизации [10] . Будущее как никогда прежде не представляется таким пугающим, неопределенным и обрывистым. Нарастающая неосознанность происходящего препятствует движению общества вперед, поскольку сознание и культура оказываются опрокинутыми в сегодняшний день и будущее уже остается за гранью рефлексии. Для бóльшей массы людей и, прежде всего, молодежи, время свернулось до пределов видимой жизни, прежнее ощущение далекого (но достижимого) светлого будущего сменилось разочарованием и ощущением беспросветного настоящего, не дающего смысла и надежды на завтрашний день. Чувство тупика, конца истории, эпохи разобщенности, грядущей пустоты и др. доминирует сегодня в гуманитарных исследованиях [2] . В свое время выдающийся психолог-гуманист В. Франкл описал ноогенный невроз как типичный психологический недуг человека западного общества, вызванный ценностным вакуумом и потерей смысла жизни, сегодня этот недуг стал также реальностью и для российского общества [17] .
В социально-экономическом измерении к концу минувшего столетия ученые констатируют наличие системной трансформации социальной структуры в связи с демонтажем модели «общества социального благосостояния» («Welfare state») с опорой на крепкий средний класс производителей и заменой ее на модель «общества потребления», основу которого составляет массовый потребитель-пользователь [3] . На психологическом уровне такая трансформация вызывает ряд изменений в структуре личности, которые приводят к непомерному разрастанию потребностной сферы за счет уменьшения вершинной ценностно-смысловой сферы. Отмечается сдвиг потребностей на ценности [14] . Жизнь человека становится зависимой от потребления различных «благ» в условиях умело сфабрикованного рынка спроса и предложений. Индивид осознает свою весомость и значимость, свое достоинство, если продуцирует определенный тип потребительского поведения, а не знания, умения, личные убеждения, идеалы и ценности. Последние также предлагаются ему в виде готового товара за сходную цену.
В литературе отмечается важное следствие общества потребления, деформирующее ведущую деятельность, а именно подмена понятий «труд» и «творчество» категорией «услуги». Производительный труд сходит на нет. Жизненный успех индивида измеряется не тем, сколько он сделал или произвел, а тем, сколько он потребил [3] .
Особо болезненно происходящие трансформации отражаются на молодом поколении, которое стремится занять свое место в жизни в условиях неосознанности происходящего [7] . В этих условиях современная молодежь как никогда нуждается в понимании того, что происходит и как с этим жить, на что можно опереться в этой жизни, чтобы не только обрести, но и не потерять себя. На современном этапе молодым людям жизненно важно, чтобы кто-то объяснял им суть происходящего, передавал опыт решения проблем, открывал пути развития. Во все времена эту роль выполняла система образования, воспитания и культура в целом [19] .
К сожалению, современная культура и воспитательные институты, будучи сами мишенями в глобальной игре влияния, не могут дать внятные убедительные объяснительные концепты и привлекательные примеры для жизни молодежи. В надежде найти для себя нужные ответы сегодняшняя молодежь массово уходит в параллельный мир информационных технологий и социальных сетей, становясь легкой добычей для различного рода асоциальных проектов.
Информатизация как инструмент ценностного опустошения молодежного сознания. Как уже отмечалось, в обществе массового потребления мир ценностей подменяется «корзиной потребностей», а пространство живого социального общения заменяется сетью удаленных коммуникаций [8] , предвещающей «конец социального» [21] . Для воспроизводства потребностей в таком сетевом квазиобществе надобность в услугах образовательных и воспитательных учреждений отпадает, поскольку продвигаются более эффективные инструменты воздействия, и прежде всего, СМИ и различные коммуникативные Интернет-технологии. Именно они сегодня реально воспитывают и формируют сознание современной молодежи, эксплуатируя одну из главных потребностей человека, его познавательную потребность, выражающуюся в любознательности. Как известно, И.П. Павлов связывал эту потребность с рефлексом «Что такое?», которому отводил важнейшую функцию в формировании поведения как животных, так и человека [11] . Современные СМИ и Интернет, используя всю мощь новейших информационно-коммуникационных технологий, прочно оседлали данный рефлекс. Замкнув на себя любопытство и любознательность молодежи, они уводят ее неискушенное сознание в мир бесконечных и непрерывных информационных потоков, готовых ответов и решений всех проблем.
Завладевая сенсорно-перцептивным аппаратом психической деятельности, современные СМИ и Интернет стали частью человеческого восприятия. Создав видимость объективного отражения реальности, они заслонили собой реальность и создали свою реальность, в которой действуют иные законы и в которую проваливаются сегодня миллионы подключенных пользователей, и прежде всего молодежь [6] .
В чем состоят основные функции СМИ и Интернета в современном мире потребления и глобальной информационной войны? Ученые говорят, что сегодня мы имеем дело с беспрецедентными средствами массовой рекламы, дезинформации, манипуляции и «промывания мозгов». Специалисты психологи, физиологи, врачи говорят о пагубности влияния информационных технологий на развитие психики современной молодежи [15; 16] . Уже отмечаются массовые случаи информационной зависимости, интоксикации и информомании. Бесконтрольный, неограниченный Интернет приводит к массовым психическим заболеваниям, человек не может существовать без постоянных информационных инъекций, нарушается его способность самостоятельно мыслить, познавать, принимать решения и т.д.. Логика информационного потребления требует нарастающих информационных впечатлений, которыми постоянно бомбардируется мозг, что приводит в итоге к деградации сознания, в котором задействуются только функции рецепции и восприятия, и атрофируются другие, высшие психические функции памяти, мышления, воображения, они просто не успевают включаться.
Таким образом, мир информационных технологий в обществе потребления – это мир массовой зависимости, манипуляции и деградации. Между тем, именно в этом мире происходит сегодня реальное воспитание и формирование подрастающих поколений.
Уровни рефлексии социокультурных трансформаций в молодежной среде. Ученые различных отраслей находят веские объяснительные версии происходящим социокультурным деформациям в молодежном сознании на разных уровнях гуманитарной рефлексии.
На геополитическом и гео-культурном уровнях происходящие трансформации объясняются попыткой однополярной глобализации мира, направленной на уничтожение национальных государств, традиционных институтов и ценностей, стирание суверенитетов и растворение основ культуры.
На исторически-формационном уровне гуманитарные вызовы современности объясняются распадом советской системы (как мировой антикапиталистической системы), когда весь мир стал капиталистическим и необходимость поддержания «ценностных рамок» прежнего традиционного баланса сил отпала за ненадобностью.
На социально-политическом уровне ученые говорят о необъявленной, но методичной и разноплановой психо-исторической войне коллективного запада против нашей страны, направленной на уничтожение духовного кода нации и идентичности подрастающего поколения.
На политико-экономическом уровне речь идет об установлении диктатуры транснациональных корпораций и мировой корпоратократии, свертывании института демократии и рыночной экономики, и переходе к новой форме иерархии и системе распределения.
На социологическом уровне возникшие противоречия и трансформации в последнюю четверть века объясняются сменой парадигм общественного устройства, когда вместо модели общества «социального благосостояния» активно продвигается модель «общества потребления» со всеми вытекающими последствиями.
На психологическом уровне происходящие изменения связаны с переделкой самого человека, превращение его из носителя культурных ценностей в носителя потребностей с набором необходимых компетенций для обслуживания других и самого себя. На данном уровне речь идет о проекте дегуманизации личности, направленном на утрату ее способности быть субъектом. По сути, в психологическом смысле мы имеем дело с целенаправленным, незаметным, широкомасштабным гуманитарным экспериментом. По своей глубине и размаху этот эксперимент еще не имел себе равных в истории, к нему подключена вся мощь современных западных масс- медиа, СМИ, Интернет- ресурсов, социальных сетей, различных НКО, общественных и благотворительных организаций и фондов, всевозможных гуманитарных служб и агентств и пр. В этот эксперимент осуществляются громадные финансовые вливания, обеспечивается его научно-теоретическая и прикладная разработка, политико-правовая поддержка и информационные прикрытия, к нему подключены тысячи и десятки тысяч интеллектуалов со всего мира. Одна из ключевых задач этого проекта по дегуманизации личности заключается в изъятии из сознания традиционных ценностей и замене их различного рода потребностями.
В целом для развития психологически здоровой молодежи необходима ценностно-смысловая и нормативная реконструкция социо- культурного пространства функционирования отечественной культуры и системы образования современного российского общества. Необходимо преодолеть ценностный вакуум, который разъедает культуру, стирает временную перспективу и смысловую конструкцию общества. Но для этого само общество должно пройти нелегкий путь самосознания, понять самое себя, осознать свой цивилизационный путь и выбор, понять, каким ему быть. Для современной молодежи наличие ценностной шкалы – это гарантия ее национальной и социокультурной идентичности, а для общества и страны – это гарантия будущего.
В том случае, если общество осознает и примет свой ценностный импульс, найдет для себя систему нужных смысловых координат, то для подготовки здоровой, жизнеспособной молодежи может быть найдена адекватная система мер и действий по организации соответствующих условий роста и развития личности. Во все времена немаловажная роль в этом отводилось системе образование. Для студенческой молодежи современный вуз должен стать сферой продуктивной самореализации, в которой каждому студенту даются равные возможности и условия сформировать свой профессиональный, культурный, гражданский образ, выстроить свое будущее. При этом сама высшая школа нуждается в существенном усилении своей социализирующей функции в соответствии с новыми вызовами времени, в условиях развития новых форм и практик формирования сознания, в том числе на базе новейших гуманитарных и коммуникативно-информационных технологий.