Меню

Психическое здоровье медицинских сестер

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2021

Присоединяюсь, довольно интересный вопрос.

Как вы считаете как есть ли необходимость интеграции в школьные учебные заведения робототехники?

Советую опубликоваться в МЦИИ Омега Сайнс https://os-russia.com Быстро, качественно, недорого

Я являюсь студентом ВУЗа, подскажите где я могу опубликовать свою статью в коротки сроки?

Усложняется термообработка, также и механическая обработка данных сплавов

Инагамов С.Я. — д.т.н., проф. Очень интересная работа. Влияние климатических условий на содержание белка в листьях лекарственного растения полыни беловатого. Желаю удачи.

Спасибо ,очень интересна ваша работа .

Организация психоэмоциональной разгрузки медицинских сестер как средство сохранения психического здоровья

Проблема обеспечения здоровья медицинских работников требует поиска путей оптимизации и сохранения здоровья. В «Энциклопедическом словаре медицинских терминов» понятие «здоровье» определяется как «… состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков». В основу данного определения положена категория состояния здоровья, которая оценивается по трем основным уровням:

— физическому (совершенствование саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде);

— психическому (основная стратегия жизни человека, степень господства человека над обстоятельствами);

— социальному (мера трудоспособности, социальной активности человека; его активное, деятельное отношение к миру).

Психическое здоровье тесно связано с базисными характеристиками, в том числе наследственно обусловленными и описанными в литературе явлениями, темпераментом, личностными особенностями, духовным миром, самопониманием. На него обязательно будут влиять проявления аффективных состояний, которые невозможно избежать в профессиональной сфере для медицинской сестры, например, расстройств депрессивного спектра. Крайне важно понятие удовлетворенности своим состоянием, мотивация к успеху как на работе, так и в семейных делах, философское понимание жизни, медицины и своей роли в ней, действия, которые осуществляет медицинская сестра для поддержания и укрепления своего здоровья.

Для того, чтобы медицинская сестра профессионально работала на высоком уровне, необходимо физическое и психическое здоровье, положительные эмоции и адаптационные возможности: как физиологические, так и поведенческие. В связи с тем, что среда для медицинской сестры часто меняется, а условия работы предполагают постоянную встречу с непредвиденными ситуациями, болезнями пациентов, критическими состояниями, то и адаптация может быть разноплановой. В зависимости от соотношения резервных возможностей и режима работы функциональных систем выделяют три состояния адаптации:

Истощение резервов приводит к состоянию истощения и дезадаптации, которая также может быть как физической, так и психоэмоциональной.

Медицинская сестра — это медицинский работник, который больше всего времени уделяет непосредственной работе с пациентами, часто дежурит без права ночного сна в период дежурства и первым встречается с больными, в том числе с тяжелобольными в стационаре.

Медицинские сестры в профессиональной деятельности могут подвергаться воздействию различных неблагоприятных факторов производственной среды и трудового процесса. В большей степени профессиональные риски среднего медицинского персонала присутствуют в повседневном труде сестер онкогематологических, онкологических, реанимационных, инфекционных, реабилитационных, психиатрических отделений, а также скорой помощи.

Научные исследования в сфере рисков здоровья среднего медицинского персонала, возникающих в процессе профессиональной деятельности, позволяют выделить определенные группы факторов риска:

1. Социально-психологический фактор характеризуется наличием утомления, напряженности во время трудового процесса; в результате появляется снижение работоспособности, что приводит к эмоциональному выгоранию и иногда к деформации личности.

2. Санитарно-эпидемиологический фактор (лекарственные препараты, моющие и дезинфицирующие вещества, загрязнение воздуха в помещениях для работы).

3. Химический фактор связан с взаимодействием с различными химическими веществами, что приводит к физиологическим изменениям в организме.

4. Биологический фактор (риск заражения различными инфекциями).

5. Физический фактор (несчастные случаи, травмы, порезы, проколы).

6. Преформированный фактор связан с облучением медицинских сестер электромагнитными токами и полями.

7. Постуральный фактор (нарушения, связанные с заболеваниями опорно-двигательного аппарата).

Высокая степень утомляемости среднего медицинского персонала, трудовая деятельность в условиях эмоциональной напряженности приводят к истощению нервной системы и, как следствие, развитию синдрома профессиональной деформации личности, «невозможности сострадать».

Профессиональный стресс снижает качество работы, удовлетворение профессиональной деятельностью и благополучие работника, увеличивает количество дней нетрудоспособности и порождает личностную профессиональную стагнацию. В медицинских организациях профессиональный стресс является определяющим фактором снижения качества медицинской помощи, увеличения медицинских ошибок и финансовых затрат. Стресс является одним из главных факторов психосоциального риска, специфика которого связана с повышенной напряженностью профессиональной деятельности, постоянным характером взаимодействия с пациентами, особенностями профессионального положения и организации процесса сестринского труда. Профессиональная группа среднего медицинского персонала, как отмечают многие исследователи, подвергнута высокому уровню давления и стресса.

Комплексное междисциплинарное изучение профессиональных рисков среднего медицинского персонала возможно при условии интеграции теоретических и эмпирических данных как естественнонаучного, так и гуманитарного знания. При этом как на этапе оценки, так и этапе управления риском необходимо осуществление социологической оценки риска здоровью (специфики профессии, социально-демографических и социально-экономических условий осуществления труда); психологического анализа личностных качеств и подверженности сотрудника стресс-факторам; эпидемиологической оценки внешних условий трудовой деятельности; медико-биологического анализа риск-индикаторов потенциальной угрозы здоровью.

Понимание человеком собственных эмоциональных переживаний и переживаний других людей, способность регулировать свои эмоциональные состояния, контролировать их внешние проявления, влиять на интенсивность эмоций и актуализировать те или иные эмоции в ситуациях взаимодействия лежат в основе эмоциональной компетентности личности.

Анализ факторов стресса, снижающих эффективность профессиональной деятельности сестринского персонала, указывает на ряд имеющихся у медицинских сестер трудностей: недостаток психических и физических ресурсов, дефицит коммуникативных умений, высокую напряженность рабочей смены. Все это приводит к нестабильности психоэмоционального состояния медсестры, негативно отражается на ее общении с пациентами и качестве выполняемых медицинских манипуляций. Действенной помощью медицинской сестре в направлении профилактики стресса и повышения качества профессиональной деятельности является обучение ее навыкам управления своим психологическим состоянием, здоровьесберегающему (саногенному) поведению.

Профилактика психического стресса (психопрофилактика) заключается в следующих мероприятиях:

— повышении устойчивости к стрессу заключается в психологической подготовке человека к встрече со стрессовыми ситуациями, вооружение его соответствующей философией, приобретение навыков управления состоянием психики;

— отреагирование отрицательных эмоций может быть непосредственным либо в позже смоделированной ситуации. Формы реагирования: агрессия с двигательным возбуждением (чаще у холериков), речевое возбуждение с руганью (чаще у сангвиников), слезы (у людей меланхолического склада).

Среди основных средств и методов саморегуляции психических состояний можно выделить:

методы прямой регуляции психического состояния;

трудотерапию, деловые игры как методы опосредованной регуляции;

методы психического самоуправления — нервно-мышечная (прогрессивная) релаксация; аутогенная тренировка; идеомоторная тренировка; сенсорная репродукция (метод образных представлений).

Техники психической регуляции для поддержания психологической устойчивости и оптимальной активности — это метод отвлечения, метод самоубеждения, метод самоприказа, метод самовнушения.

К первой группе методов можно отнести различные фармакологические средства, имеющие успокоительный эффект; музыкотерапия, чтение литературы или библиотерапия; ароматерапия; цветотерапия.

Во вторую группу методов входят имитационные игры: ролевые, деловые. Их суть заключается в проигрывании человеком определенных ролей и ситуаций, благодаря чему снижается уровень напряжения, человек прорабатывает возможные варианты действий в разных ситуациях. Также в эту группу относят трудотерапию или физические нагрузки.

В третьей группе методов особое значение принадлежит аутогенной тренировке, прогрессивной релаксации из-за их нарастающей популярности. Наряду с аутогенной тренировкой большую популярность приобрела так называемая «прогрессивная релаксация» (мышечное расслабление) для снятия эмоциональной напряженности (тревоги, страха) предлагает расслаблять мышцы.

В четвертую группу методов входят метод отвлечения, самоубеждения, самоприказа и самовнушения. Метод отвлечения заключается в переключении внимания на деятельность, не имеющую отношения к проблемным ситуациям; метод самоубеждения основан на представлении человеком предстоящей ситуацию и мысленной проработке вариантов действий.

Для успешного выполнения профессиональной трудовой деятельности должна быть развитой способность к актуальному «включению» адекватных конкретных рабочих ситуаций, способствующих формированию профессионально важных качеств в процессе обеспечения профессиональной деятельности. Такая возможность возникает благодаря эффективному функционированию системы, состоящей из средств саморегуляции, что и способствует формированию соответствия человека самым объективным требованиям профессиональной должности.

Читайте также:  Полезно ли хрустеть пальцами для здоровья

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Акимова, Н.А. Психосоциальные факторы риска профессиональной деятельности среднего медицинского персонала / Н.А. Акимова, Е.А. Андриянова, Р.Ю. Девличарова, Е.Н Медведева. // Вестник. – 2018. — №4. – С. 420–438.

Липатова, Е.Е. Психологическое здоровье сестры стационара / Е.Е. Липатова, Э.Н. Ахмадеева, Л.Р. Ахмадеева. // Медико-фармацевтический журнал «Пульс». – 2018. – № 7. – С. 57–61.

Марищук, В.Л. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса: учеб. пособие / В.Л. Марищук, В. И. Евдокимов. – СПб.: Сентябрь, 2001. – 259 с.

Масляков, В.В. Организация создания благоприятного микроклимата в коллективе медицинских сестер с целью предупреждения конфликтных ситуаций / В.В. Масляков, В.А. Левина, И.В. Романова, Н.М. Нехотящая. // Вестник новых медицинских технологий. – 2014. – № 1. – 168 с.

Никифоров, Г.С. Практикум по психологии здоровья / Г.С. Никифоров. – СПб.: Питер, 2005. – 350 с.

Овчинников Б.В, Профессиональный стресс и здоровье. Психология профессионального здоровья. / Б.В. Овчинников, А.И. Колчев. – СПб.: Речь, 2015. – 437 с.

Покровский В.И Энциклопедический словарь медицинских терминов / В.И. Покровский. — М.: Медицина, – 2005. – 960 с.

Программа развития сестринского дела в Российской Федерации на 2010 –2020 годы [Электронный ресурс] / Электронный фонд правовой и нормативно технической документации. – 2020. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901786320 (дата обращения: 20.12.2020).

Скворцов, В.В. Профилактика нарушений психического здоровья в работе медицинской сестры. / В.В. Скворцов, А.В. Тумаренко, Е.М. Скворцова, А.А. Луговкина. // Медсестра – 2017. – № 2. – С. 10–13.

Спивак, И.М. Обучение сестринского персонала здоровьесберегающему (саногенному) поведению / И.М. Спивак, Е.Г. Бирюкова, И.Л. Артамонова. // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2014. – №43. – С. 139–148.

Шилова, Л.С. Ресурсы модернизации здравоохранения // Риск исследования и социальная практика. — М.: ИС РАН, 2011. – С. 69–89.

Источник

Психологические особенности сестринского процесса

Изучение психологического аспекта в работе медицинских сестер. Основные факторы сестринского процесса, значение правильного подхода к больному, его родным и близким. Психологические особенности выполнения сестринских манипуляций и отношение к пациенту.

Рубрика Медицина
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 08.03.2012
Размер файла 24,4 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

    Введение. 2
  • 1.Психология сестринского дела 4
  • 2.Психологические особенности выполнения сестринских манипуляций. 7
  • Заключение. 14
  • Список литературы 15
  • Введение

Труд медицинских работников, полный психического, морального и этического напряжения, принадлежит к числу наиболее сложных и ответственных видов деятельности человека; работники здравоохранения — это одна из социальных групп населения, которая не только испытывает на себе все реальные проблемы современной общественной жизни, но и сталкивается с самыми разнообразными проблемами своих пациентов и их родственников, что в конечном итоге обуславливает значительную социально-психологическую нагрузку.

Высокий уровень нервно-психического напряжения в ряде профессий (в первую очередь, в хирургии, анестезиологии и реаниматологии, нейротравматологии, онкологии) подчеркивается многими исследователями, но не уточняется, а что как это отражается на самих медицинских работниках с учетом принятых в настоящее время подходов к оценке негативных эффектов социальной и медико-психологической рефлексии экстремальных ситуаций, которые особенно типичны для работающих в отделениях с высоким уровнем летальности (например, не оцениваются возможности развития проявлений посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) у медицинского персонала; не рассматривается специфика их взаимоотношений с тяжелобольными и их родственниками, в том числе и с родственниками умерших пациентов, особенно с учетом происшедшей трансформации биоэтических подходов в медицине и новых форм организации медико-психологической и социальной помощи (появления в штатах лечебных учреждений клинических психологов / психотерапевтов, организации молитвенных мест в медицинских учреждениях, создания хосписов и т.д.), хотя современная трактовка здоровья индивида (в том числе врача, медицинской сестры) подразумевает его физическое, духовное и социальное благополучие.

Цель моей работы: изучить психологические особенности сестринского процесса.

1. Психология сестринского дела

Психологический аспект в работе медицинских сестер заключается в умении подойти к каждому больному, найти ключ к его личности, создать контакт с ним. Следовательно, чем выше уровень психологической подготовки сестры, тем выше уровень ее работы в целом. В работе с больными большое значение имеет и личность сестры, и ее отношения с коллегами, и личность больного. Продуктивный стиль обращения с больными, умелое владение техникой психологической работы с пациентами уже сами по себе могут оказать исцеляющее действие. Невротические особенности личности медицинской сестры могут послужить источником отчужденности, непонимания больных. Психические факторы имеют большое значение в повседневной лечебной деятельности. Целью заботы медицинской сестры должно быть не только физическое здоровье больного, но и его психическая уравновешенность.

Одним из самых важных умений, которыми должна обладать медицинская сестра, является умение понять больного. О личности больного может многое рассказать не только содержание его речи, но и мимика, жестикуляция, поза, стиль разговора. Необходимо такое понимание больного, которое основано на связях впечатлений и поведения больного с его заболеванием. Медицинский работник должен уметь вжиться, вчувствоваться в то, что волнует больного. Необходимым условием контакта с больным является умение выслушать его. Сестра должна слушать с интересом, адекватно реагируя на услышанное. Лучше поближе расположиться к больному, так как чем меньше расстояние между собеседниками, тем теснее и доверительнее контакт. Необходимо поощрять желание пациента высказаться о своих проблемах, опасениях, беспокойстве. В этом медицинской сестре могут помочь различные психологические навыки. Сестра должна принять свободную, располагающую к разговору позу, вовремя задать вопросы. Также располагают к разговору улыбка, одобрительный кивок головой. Доверительная беседа приносит больному значительное облегчение. Одной из самых главных задач в деятельности медицинской сестры является умение рассеять страхи, опасения больных, тревогу и чувство неуверенности. Для больного человека забота и внимание необходимы как физически, так и психически. Человек, желая выздороветь, ищет помощи, поддержки, заботы. Если больной не получает нужных ему эмоций и действий со стороны медицинской сестры, то он может стать обидчивым, замкнутым, испытать чувство неудовлетворенности, которое отрицательно сказывается на процессе лечения. Забота сестры заключается не только в ее действиях, но и в ее словах. Помимо содержания слов сестры, очень важно как их говорят, эмоциональная окраска речи. Терпение, вежливость и ласковость являются неотъемлемыми составляющими хорошего стиля работы. Такой подход, безусловно, помогает гораздо продуктивнее решить проблемы пациента. Подготовка больного, необходимые советы, направления его поведения, действий во время болезни оказывают нужную помощь.

Важным фактором в работе медицинских сестер является доверие больных и вера в свое выздоровление. Невнимательность, запаздывание сестры, неудовлетворенность просьб больного усугубляют у больного чувство беззащитности, беспомощности, зависимости.

Сестринский процесс должен включать в себя обсуждение с пациентом и его близкими всех возможных проблем, с которыми он может столкнуться вследствие своего заболевания, помощь в их решении, естественно в пределах сестринской компетенции. Общаясь с родственниками больных, внимательно их выслушивая, медицинский работник получает возможность рассеять их страхи, опасения, смягчить напряженность. Правильный подход к родным и близким больного способствует выздоровлению пациента. Медицинской сестре в ходе своей работы приходится осуществлять воспитательную и просветительскую деятельность. Сестра рассказывает больному о его болезни, о процессе лечения, о целесообразности тех процедур и манипуляций, которым он подвергается. При необходимости сестра обучает больного нужным манипуляциям, например, важно научить больного сахарным диабетом самому правильно делать себе инъекции инсулина. Перед обучением сестра должна определить способность пациента к обучению, желание обучаться. Также важно объяснить больному:

1) цель приема назначенного лекарственного препарата;

2) какие могут быть побочные эффекты и как поступить в случае их возникновения;

3) время и способ приема препарата;

4) продолжительность лечения;

5) какие могут быть последствия в случае несоблюдения режима лечения.

При определенных заболеваниях пациент должен постоянно иметь при себе назначенный ему лекарственный препарат, например, при некоторых заболеваниях сердца. В обязанности сестры входит обучение больного правилам хранения и приема этого лекарственного средства. Медицинская сестра разъясняет больному, какой образ жизни целесообразно вести при его заболевании, от каких привычек стоит отказаться, каких ограничений следует придерживаться. Так, заядлым альпинистам с тяжелым заболеванием сердца придется отказаться от своего увлечения. При этом сестра должна учитывать особенности личности больного, его деятельности, религиозных воззрений (если таковые имеются), местных обычаев. Сестра способствует осуществлению на практике здорового образа жизни.

Медицинская сестра способна и должна играть важную роль в лечебном процессе, в деле просвещения и обучения больных самопомощи, искусству жить со своим заболеванием.

2. Психологические особенности выполнения сестринских манипуляций

Сестринское дело представляет собой диалог — межличностное общение человека с человеком, медсестры с пациентом. При госпитализации пациента, его переводе или выписке из больницы, в процессе до- и послеоперационного ухода, обучения и подготовки пациента к различным процедурам медсестре необходимо уметь налаживать, поощрять и поддерживать соответствующее общение с пациентом.

У пациентов могут быть самые различные потребности в общении. Они могут нуждаться в совете, утешении, консультации или обычном разговоре. То, насколько медсестра способна удовлетворять эти потребности, зависит от ее навыков общения и опыта. Важно понимать, когда пациент нуждается в информации, социальном контакте или каком-то ином общении. Устанавливать эффективное общение нелегко, для этого требуются специальные навыки, умение слушать, задавать вопросы, поддерживать и проявлять теплоту и заботу. Коммуникация лежит в основе гуманистической сестринской помощи. Для того, чтобы понимать человека и общаться с ним, требуются уважение и вера в значимость, ценность, уникальность, доброту, силу этого человека, а также в его способность самому руководить своими действиями и признание его права на это. Однако сестринское дело — это больше, чем доброжелательное и технически грамотное оказание помощи. Это также ответственные, заботливые взаимоотношения и значимость этих взаимоотношений требует осмысленности, основанной на осознании самого себя и индивидуальности другого человека. Любая встреча медицинской сестры с пациентом имеет важное значение для установления и поддержания оптимального психологического контакта. Особенно важно психологически обосновано провести с пациентом первую встречу и беседу, с которой и начинается осуществление сестринского ухода. К первой встрече с пациентом необходимо готовиться и организовать ее обдуманно. Она имеет не только диагностическое значение, но важна как психотерапевтический фактор. Пациент должен увидеть внимательное отношение к себе и искреннее желание помочь ему.

Очень важно уметь выслушать пациента и отметить, что для него является самым важным, что впоследствии будет необходимо для постановки и формулировки внутренней картины болезни. В беседе следует избегать требовательности тона голоса и игнорирования жалоб. Отличительной чертой профессиональной деятельности медицинской сестры является насыщенный психологический фон, затрудняющий какую-либо технологическую регламентацию деятельности. Поэтому в каждом конкретном случае наиболее удобный способ избирается медицинской сестрой в зависимости от состояния пациента и ее профессионального опыта.

Психологический контакт означает встречу одной личности с другой. Такая встреча волнует, в чем-то она неожиданна, содержит какую-то тайну. Если медсестра занимает строго ролевую позицию, не проявляя себя как личность, то установление психологического контакта будет затруднено, встреча не состоится и рассчитывать можно только на формально ролевое общение. Раскроются ли партнеры друг другу — зависит от того, насколько между ними успешно создается атмосфера доверия и безопасности. наличие психологического контакта между медсестрой и пациентом — одно из важнейших условий эффективного сотрудничества. Чтобы психологический контакт состоялся необходимо применять ряд психологических технологий:

1. Понимающее общение

ориентировано на установление и развитие контакта, положительных взаимоотношений и на выявление точки зрения собеседника. В первую очередь, внимание обращается на внутреннюю «систему отчета» собеседника, а не на собственную: его критерии оценок, ценности, мотивы поведения, проблемы, образы, картину мира. Это необходимо для получения информации о том, как пациент сам себе представляет свою ситуацию, какие переживания испытывает в связи с этим, как прогнозирует свое будущее. Понимающее общение возможно только тогда, когда медсестра проявляет уважение к личности пациента и может не оценочно реагировать на его высказывания и эмоциональные состояния. Главное в психологическом контакте — увидеть другого таким, какой он есть, начать общаться с ним реальным, не пытаясь его «переделывать». Важно, чтобы медработник был в хорошей физической и психологической форме, постоянно рос как личность. Иначе свои психологические проблемы она будет переносить на общение с пациентом.

2. Отношение к партнеру.

В процессе возникновения контакта отношение к партнеру оценивается как «нравиться — не нравиться». Оценка зависит: от партнера, от установок и взглядов самого человека, мотивов и эталонов. Реакция приятия или неприятия проявляется в мимике, жестах, позе, взгляде: если человек вам нравиться, то ему легко общаться с вами, если — нет — ему придется преодолеть ваше отрицательное отношение. Чтобы добиться взаимного доверия, поддерживайте у себя установку на общение, доверяйте своему собеседнику. Если хотите добиться более высокого уровня доверия, старайтесь говорить на языке собеседника, умейте слушать, обратите внимание на ваше взаимное расположение в пространстве, дайте собеседнику подкрепление (имя, улыбка, комплимент).

3. Искусство слушать собеседника.

Внимательное слушание способствует установление психологического контакт, снижает у партнера напряжение, поощряет сотрудничество. Если кто-то тебя внимательно слушает, значит, что тебя ценят, ты достоин внимания. Такие отношения вызывают положительные эмоции. Медсестра слушает внимательно, глядя на собеседника, ее поза свидетельствует об открытости, интересе, поощряет к разговору. Умение слушать требует дисциплины и затрат энергии. У слушающего могут возникнуть психологические барьеры, мешающие правильному, четкому восприятию информации:

-Влияние слов и фраз говорящего, которые обладают негативным зарядом

-Затрагиваются темы, которые эмоционально затрагивают слушающего, возвращают его к собственным проблемам

-Каждый человек придает словам собственный смысл — медсестра должна четко своими словами подвести итог услышанного и получить от пациента подтверждение или уточнение;

-Физиологические барьеры: на процесс слушанья влияет свойство слухового внимания, время, суток, усталость

-Внешние отвлекающие моменты: собеседник говорит громко, плохая акустика, шум, некомфортная температура, телефонные звонки, ограниченность времени, загрузка по работе.

4. Пространственная организация общения.

Самое важное при разговоре, чтобы собеседники чувствовали себя комфортно. Если предпринимается попытка установить психологический контакт с пациентом, нельзя «вламываться» в его интимную зону (0,5 м) без разрешения, как нельзя терпеть и этого по отношению к себе, без видимых на то оснований. В личную зону (0,5-1,2 м) мы допускаем тех, с кем охотно общаемся. Медсестра и пациент должны общаться в личной зоне. Сближаться нужно постепенно и согласованно. При выборе пространственной позиции необходимо учитывать, чтобы ваши глаза были на одном уровне с партнером.

Быть в состоянии эмпатии — значит, на какое-то время войти в мир другого. При этом сохраняется способность в любой момент вернуться в свой реальный мир. Если такая способность теряется, и у медсестры возникает состояние, схожее эмоциональному состоянию пациента, то она теряет способность профессионально работать и ей самой потребуется психологическая помощь. Это может привести к различным видам психологических и неврологических заболеваний, вызванных эмоциональным напряжением.

Психологический контакт предполагает равноправие психологических позиций партнеров. Если уважение, то взаимное, если доверие, то тоже взаимное. И взаимное право выражать свои чувства. Чтобы психологический контакт состоялся, медсестра должна научиться свободно выражать свое «Я» (в определенных границах). Это будет повышать уровень доверия пациентов к ней. Обычно открытому самовыражению мешают страхи: «Ко мне станут относиться хуже», «Меня раскритикую». Эти страхи вынуждают медсестру оставаться узницей закрытого чисто ролевого общения. Чтобы контакт был искренним, открытым с медсестрой, он должен видеть искренность и с ее стороны. Медсестра завоюет доверие пациента, демонстрируя свою аккуратность, пунктуальность, осведомленность о положении дел пациента, опыт, подготовленность, честность, способность работать в его интересах, свою энергичность, решимость, добиться поставленной цели.

Медсестра, установив с пациентом психологический контакт, оказывает ему помощь. Предварительно она определяет его внутреннюю картину болезни. Основными методами психологической диагностики являются наблюдение и беседа.

Осуществляя уход за пациентом, медсестра слушает и наблюдет, реагируя на наличие у пациента психологической напряженности в отношениях с самим собой (неудовлетворенность собой, чувство стыда и т.д.). Медсестра также отмечает динамику эмоциональной сферы пациента в процессе лечения, поскольку эмоции влияют не только на настроение и поведении, но и на состояние организма, в частности на иммунитет. Такая информация передается лечащему врачу, который сам оказывает психологическую помощь, или дает предписание по психологическому уходу за пациентом, или вызывает психолога для оказаний профессиональной психологической помощи. Работать с пациентом должна команда единомышленников — врач, медсестра, психолог. Руководствоваться профессиональными кодексами, а возглавляет эту работу врач.

Медсестра обобщает психологическую информацию в виде ВКБ — указывает на те сферы жизни пациента, которые вызывают эмоциональную напряженность — это может быть причиной заболевания или отрицательно сказывается на его течение. Собирает информацию медсестра о психологическим равновесии, балансе у пациента, приобретенных нервно-психологические или психологические расстройства. Именно на выявлении таких проблем и направлена психологическая диагностика, проводимая медсестрой. Наблюдает медсестра за словами, фразами, сменой настроения пациента, неадекватность реакции, специфическими жестами, мимикой, несоответствие содержания и эмоциональной стороны беседы.

Наблюдательность — профессионально значимая черта специалиста, которую полезно тренировать. Наблюдая за пациентом, медсестра соотносит его действия и эмоции с известными ей нормами: возраст, пол, профессия, которые у нее сформировались на основании личного опыта. Сбор информации начинается с восприятия другого человека и наблюдая за ним в ходе обследования или оказания помощи. Движения человека, его мимика, тембр голоса, темп речи, словарный запас дают много разнообразной психологической информации нем. Известно, что необычайные изменения цвета кожи отражают происходящее в организме физиологические изменения. Испуг — бледность. Состояние нерешительности — движение руки к носу. Люди часто касаются своих волос — смущение. Желание что-либо скрыть — рука ко рту. Существует и язык красок. Люди предпочитающие серый цвет — отражают себя от окружающего мира. Синий цвет способствует снижению кровяного давления — потребность в этом цвете возникает в случае болезни, упадка сил, при повышенной чувствительности. Тот кто отдает предпочтение красному цвету, перевозбужден, легко раздражается, чувствует, что окружение — это опасность. Следует помнить о культурных традициях (различиях) при расшифровке невербальных знаков. Так же человек может сознательно подавать себя (имидж), вместо того, чтобы быть собой. Контроль достоверности получаемой информации опирается на множество поступающих сигналов о той или иной эмоциональной реакции пациента. Один сигнал — не доказательство.

Предметом беседы медицинской сестры и пациента обычно бывает психологическая реальность последнего (мысли, переживания, особенности семейной жизни, профессиональной жизни, система ценностей, убеждений). Профессиональная наблюдательность медсестры состоит в искусстве замечать в процессе беседы с пациентом то, чего не видят другие. Важно уметь интерпретировать информацию полученную от собеседника, уметь видеть психологическую сторону ситуации и оценивать их с точки зрения потребности пациента в психологической помощи. При проведении беседы необходимо придерживаться принципа уважения к личности пациента, избегать каких-либо оценочных суждений, принимать пациента таким, какой он есть, гарантировать конфиденциальность получаемой информации. Пациент, решивший говорить о сокровенном, хочет чтобы его выслушали. И только после установления психологического контакта можно начать задавать вопросы. Медсестра может задавать прямые и косвенные вопросы о ходе событий, об участниках и их действиях, что думает и чувствует пациент, какие действия он собирается предпринять. При этом важно уловить эмоциональное состояние пациента в процессе беседы полезно выявить стрессовые для пациента слова.

Заключение

медицинская сестра больной психологический

Таким образом, в результате проведенного исследования, я выяснила, что психологический аспект в работе медицинских сестер заключается в умении подойти к каждому больному, найти ключ к его личности, создать контакт с ним. Также психические факторы имеют большое значение в повседневной лечебной деятельности. Целью заботы медицинской сестры является не только физическое здоровье больного, но и его психическая уравновешенность. Забота сестры заключается не только в ее действиях, но и в ее словах. Помимо содержания слов сестры, очень важно как их говорят, эмоциональная окраска речи. Важным фактором в работе медицинских сестер является доверие больных и вера в свое выздоровление. Медицинская сестра способна и должна играть важную роль в лечебном процессе, в деле просвещения и обучения больных самопомощи, искусству жить со своим заболеванием.

1. Абдуллаева М.М. Семантические характеристики профессиональной направленности медиков. Автореф. дисс… канд. психол. наук. М., 1993. — 24 с.

2. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. — СПб.: Речь, 2003. — 444 с.

3. Соложенкин В.В. Психологические основы врачебной деятельности. М.: Академический Проект, 2003. — 304 С.

4. Урванцев Л.П. Психологические аспекты оптимизации деятельности врача: проблемы и перспективы // Научные основы прикладной психологии. М., 1989 — С. 29-30.

5. Ясько Б.А. Психология личности и труда врача. Курс лекций. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. — 304 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Сущность и основные положения изучения опыта организации сестринского дела в медицинском училище и на факультете высшего сестринского образования (ВСО). Факторы, влияющие на внедрение процесса сестринского ухода в практической деятельности медсестры.

курсовая работа [87,5 K], добавлен 16.09.2011

Анализ заболевания раком легкого: этиология, патогенез, клиническая картина, психологические особенности. Особенности работы онкологического отделения. Результаты анкетирования пациентов и сестринского персонала торакального хирургического отделения.

курсовая работа [114,4 K], добавлен 16.09.2011

Международный совет медицинских сестер как координирующий орган в сфере международного сестринского дела. Программы, направленные на повышение благосостояния медицинского персонала. Учреждение профессионального праздника — Международного дня медсестры.

реферат [26,2 K], добавлен 07.10.2016

Сестринское дело. Сестринская теория и сестринский процесс. Организация сестринского процесса в реанимации. Задачи медсестры реанимационного отделения. Стандартизация в профессиональном деле медсестры. Выявление проблем пациента. Карта сестринского ухода.

контрольная работа [25,0 K], добавлен 11.12.2003

Анализ деятельности медицинских сестер при проведении сестринского процесса при паразитарных болезнях кожи. Причины роста паразитарных заболеваний в России. Проведение сестринского обследования. Проблемы пациента и его семьи. Организация помощи и ухода.

курсовая работа [1,8 M], добавлен 18.12.2014

Становление ухода на Руси в X-XVII вв. Организация сестринских общин, больниц для неимущих. Создание в 1707 году в Москве первого гражданского госпиталя. Крестовоздвиженная община сестер милосердия. Участие в развитии сестринского дела Н.И. Пирогова.

презентация [544,0 K], добавлен 09.02.2014

Изучение профилактической деятельности медицинских сестер амбулаторно-поликлинического и стационарного звена. Анализ роли сестринского персонала в проведении санитарного просвещения населения. Владение компетенциями. Принцип работы медицинской сестры.

презентация [432,9 K], добавлен 22.10.2014

Источник

Adblock
detector