Меню

Психическое здоровье личности юнг

Глава 4. ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ЛИЧНОСТИ

Понятие психического здоровья — одно из наиболее остро обсуждаемых в психологии личности, в клинической психологии, в теории психотерапии. Уже в конце XIX в. в связи с ошеломившими современников работами З. Фрейда наметился отход от старых, психиатрических представлений о психическом («душевном») здоровье. Именно в рамках психоаналитической школы стала пересматриваться идея «нормальности» поведения человека, его реакций, побуждений, эмоций. Более того, когда из фрейдовского психоанализа стало выкристаллизовываться новое направление, получившее позже название психотерапии, границей разделения для психоаналитиков послужила именно идея «нормальности»: психоанализ от нее отказался равно, как и от стремлений адаптировать человека к социуму. Это становится понятным, если вспомнить положения психоанализа о том, что бессознательное является «истинной психической реальностью», а также то, что неврозы являются следствием давления общественных запретов (и позволений) на естественные побуждения человека. Именно поэтому одной из главных целей психоанализа как метода стало освобождение ранее недоступного бессознательного материала так, чтобы с ним можно было оперировать сознательно. Фрейд полагал, что бессознательный материал остается бессознательным только при условии значительного и постоянного расходования либидо (сексуальной энергии). Если этот материал становится доступным, энергия высвобождается и может быть использована «Я» на более здоровые цели.

Высвобождение заблокированного материала может уменьшить саморазрушительные тенденции. Потребность быть наказанным или чувствовать себя неадекватным может быть переоценена, например, благодаря выведению в сознание тех действий или фантазий, которые привели к такой потребности. Люди могут быть освобождены от страданий, которые они тем или иным способом постоянно сами себе приносят. Например, по данным опросов, многие американцы полагают, что их сексуальные органы не имеют правильного размера: пенис слишком короткий или слишком тонкий; грудь слишком вялая или слишком маленькая, или слишком большая, или недостаточно сформированная и т. д. Большинство этих предубеждений формируются в переходном возрасте или раньше. Бессознательный их остаток можно наблюдать в беспокойстве по поводу сексуальной адекватности, привлекательности, преждевременной эякуляции, фригидности и множества сходных симптомов. Если бы эти невыраженные страхи были исследованы, проявлены и ослаблены, можно было бы увеличить количество доступной сексуальной энергии и уменьшить общее напряжение.

Психоанализ полагает, что возможно, хотя и трудно, прийти к соглашению с повторяющимися требованиями «Оно». «Анализ стремится к обнажению комплексов, которые подавлялись в результате болезненных чувств, с ними связанных, и которые выказывают сопротивление при попытке вывести их в сознание». «Одна из задач психоанализа . — приподнять покрывало амнезии, обволакивающее ранние годы детства, и дать выражение инфантильной сексуальной жизни, которая спрятана за сознательной памятью». При таком описании целей предполагается, что человек освобождается от запрещений бессознательного, «Я» устанавливает новый уровень удовлетворения на всех областях функционирования.

Из фрейдовского психоанализа развивалось другое крупное направление — аналитическая психология К. Г. Юнга, который считал, что «сознание и бессознательное не обязательно противостоят друг другу, они дополняют друг друга до целостности, которая и есть самость».

По Юнгу, каждый индивидуум обладает тенденцией к индивидуализации или саморазвитию. «Индивидуализация означает становление единым, однородным существом, и поскольку «индивидуальность» — это наша наиболее внутренняя, постоянная и ни с чем не сопоставимая уникальность, то индивидуализация также подразумевает самореализацию».

Индивидуализация — это процесс развития целостности и, таким образом, движения к большей свободе. «Чем более мы сознаем себя посредством самопознания, и действуем в соответствии с этим, тем более слои личного бессознательного, накладывающегося на коллективное бессознательное, уменьшаются. Таким образом возникает сознание, которое не порабощено мелким, излишне чувствительным миром вещных интересов. Расширенное сознание — это уже не тот раздражительный, эгоистичный комок личных желаний, страхов, надежд и амбиций, который всегда нуждается в компенсации или исправлении с помощью противоположных тенденций бессознательного; это функция отношений с миром объективности, вводящая индивидуума в абсолютное, связующее и неразрывное общение с широким миром».

С точки зрения «Я» рост и развитие состоят в интегрировании нового материала в сознание; это обретение знаний о мире и о себе. Рост для «Я» — это, по существу, расширение сознательной осведомленности. Однако индивидуализация — это развитие самости, и с точки зрения самости цель состоит в единении сознания с бессознательным. Как аналитик Юнг отмечал, что те, кто приходит к нему в первой половине своей жизни, относительно мало вовлечены во внутренний процесс индивидуализации; они, как правило, заняты прежде всего внешними достижениями, проявлением себя как индивидуума, достижением целей «Я». Люди более старшего возраста, разрешившие подобные задачи, имеют обычно иные цели — они заняты больше интеграцией, чем внешними достижениями, они ищут гармонии и целостности души. «Самость — наша жизненная цель, потому что это наиболее полное выражение того судьбоносного сочетания, которое мы называем индивидуальностью. ». Самость становится новым центром души. Она приносит единство и интегрирует сознательный и бессознательный материал. «Я» продолжает оставаться центром сознания, но уже не кажется ядром всей личности.

Юнг пишет, что человек должен быть собой, должен найти собственную индивидуальность, тот центр личности, который одинаково удален от сознания и бессознательного; мы должны стремиться к этому идеальному центру, к которому природа, кажется, направляет нас. Только из этой точки могут быть удовлетворены наши нужды.

Необходимо иметь в виду, что хотя индивидуализация и описывается с точки зрения стадий, в действительности она гораздо сложней. Все названные стадии пересекаются, и человек постоянно возвращается к старым проблемам и вопросам (можно надеяться, что на новом уровне). Индивидуализация может быть представлена как спираль, в которой человек продолжает сталкиваться с теми же фундаментальными вопросами, каждый раз в более тонкой форме.

Другой яркий ученик З. Фрейда — А. Адлер на вопросы современников о том, чем можно объяснить его диагностические удачи, отвечал следующим образом: «Может быть, это потому, что мне удается заметить пациента за болезнью». В основу своей теории он положил такие принципы, как целостность личности (холизм), неполноценность и ее компенсация, стремление к превосходству или совершенствованию как мотив поведения человека, творческая сила самости. Так он развил идею о том, что целостные системы часто обладают свойствами, отсутствующими у их частей, что существует тенденция к возрастанию организации, к целостности в каждом индивидууме.

Источник

Психическое здоровье личности юнг

Проблема психического здоровья считается одной из наиболее сложных проблем современной науки, рассматриваемых в трудах зарубежных и отечественных ученых. Понятие «психическое здоровье» не имеет общепринятого определения, что, в свою очередь, и отражает актуальность изучаемой проблемы.

В настоящее время все большее внимание уделяется проблеме «психического здоровья», которая привлекала и привлекает внимание многих исследователей из самых разных областей науки и практики: медиков, психологов, педагогов, философов, социологов и др. Вопрос о здоровье человека ставится сегодня в ряд с такими фундаментальными науками, как физика, химия, биология. Это связано с тем, что современное общество переживает продолжительные социально-экономический, культурный и нравственный кризисы, что пагубно влияет на физическое, психологическое и психическое здоровье не только взрослых, но и детей.

Проблема «психического здоровья» рассматривалась и рассматривается в трудах зарубежных и отечественных ученых (Маслоу А.Г., Роджерс К.Р., Фромм Э., Юнг К.Г., Братусь Б.С., Дубровина И.В., Никифоров Г.С., Пахальян В.Э., Васильева О.С. и др.)

Читайте также:  Мы выбираем здоровье интересное

Анализируя понятие «психическое здоровье», мы сталкиваемся с проблемой о неоднозначности определения рассматриваемых в различных теоретических направлениях, что отражает свою практическую значимость и актуальность данной проблемы не только в современной психологической науке, но и в обществе в целом.

Представители гуманистической психологии и ее отдельных направлений исходили из того, что центральным объектом исследования должна выступать здоровая личность. Психически здоровой личности естественно присущи позитивные силы (потребности в доброте, дружелюбии и самоактуализации, в способности к здоровой адаптивности и ориентация на самого себя (К. Роджерс, А. Маслоу, Ф. Перлз).

Э. Фромм проповедуя ценность позитивной свободы (приоритета принципа бытия над принципом обладания в мотивах и поступках людей), создал образ «нового Человека» с продуктивным характером (Фромм Э., 1992). Г. Олпорт составил образ психологически зрелой личности (Олпорт Г.). В. Франкл утверждал, что залогом жизнеспособности и психологического благополучия человека является стремление (воля) к поиску и реализации смысла своей жизни (Франкл В., 1990).

Представители психоаналитического, психодинамического направления в психологии еще раньше, чем гуманистически ориентированные психологи, обратили свое внимание на психическое здоровье личности. З. Фрейд считал, что психически здоровый человек — это тот, кто способен согласовать принцип удовольствия с принципом реальности. По К.Г. Юнгу, здоровым может быть человек, ассимилировавший содержание своего бессознательного и свободный от захвата каким-либо архетипом. С точки зрения В. Райха, невротические и психосоматические нарушения трактуются как следствие застоя биологической энергии, следовательно, здоровое состояние характеризуется свободным протеканием энергии.

В ряде работ современных отечественных исследователей представлено целостное видение сущности того, что обозначается как психическое здоровье (Братусь Б.С., Дубровина И.В., Григорьева С.И., Демина Л.Д., Слободчиков В.И., Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г., Озеров В.П. и др.)

Б.С. Братусь рассматривает психическое здоровье как структуру, имеющую сложное, уровневое строение. Высший уровень психического здоровья — личностно-смысловой, или уровень личностного здоровья. Следующий уровень — уровень индивидуально-психологического здоровья, оценка которого зависит от способностей человека построить адекватные способы реализации смысловых устремлений. Наконец, уровень психофизиологического здоровья определяется особенностями внутренней, мозговой, нейрофизиологической организации актов психической деятельности.

Согласно Пахальян В., Дубровиной И.В. психическое здоровье «есть собственная жизнеспособность индивида, обеспеченная полноценным развитием и функционированием психического аппарата. », «. критерием психического здоровья является феномен психического равновесия, включает гармонию взаимодействия различных сфер личности — эмоциональной, волевой, познавательной. Нарушение одной из сфер приводят к личностной деградациям, деструкциям, социальной и персональной дезадаптации» (Григорьева С.И., Демина Л.Д.).

В ряде психологических работ «психическое здоровье» соотносится с переживаниями психологического комфорта и психологического дискомфорта.

Однако следует подчеркнуть, что в конце двадцатого столетия представления о психическом здоровье в мировой практике в значительной степени основаны на данных о том, что практически в каждом человеке и, несомненно, в каждом новорожденном ребенке заложено активное стремление к здоровью, заложена тяга к развитию, к актуализации человеческого потенциала.

Источник

Журнал Практической Психологии и Психоанализа

Комментарий: Глава из книги Герта Зауэра «Сибирские лекции по аналитической психологии», Когито-Центр, 2018.

Слушатель: Я работала с ребенком, в рисунках которого основной темой была отравленная пища. Что это может означать?

Я могу предположить, что это развивалось с самого начала жизни, с кормления грудью уже тогда оказалась, что из груди матери идет что-то плохое. Еда, таким образом, связана с восприятием матери. А это связано еще и с процессом становления, когда маленький человек стремится к независимости. Были у меня в практике такие ситуации, когда мать обижалась, если ребенок отказывался пить молоко, и принимала это слишком близко к сердцу, проецировала на себя. Возможно, это связанно еще и с семейной атмосферой.

Слушатель: А если дети взрослые, но мать постоянно стремится их накормить, таким образом проявляя свою любовь, – это ощущается как что-то холодное?

Выражение «холодная мать» относится, в общем, и к гиперопекающим матерям. Когда дети этих матерей приходят к вам на терапию, они говорят о матерях с холодными руками. Внешне все, кажется, в порядке, а внутренне так не ощущается.

Слушатель: У нас, мне кажется, есть поколение женщин, которые любовь через еду проявляют. Вообще, еда – это самый древний способ выразить свою любовь. Как в русских сказках – накорми, спать уложи. А если еда снится во сне?

Когда вам снится еда, вы имеете дело с материнским комплексом. Не важно, хлеб это или другое блюдо в любом случае речь идет именно об этом. Таким образом, мы подошли к нарушению приема пищи булимии и анорексии. Что вы можете сказать по этому поводу?

Слушатель: У меня была клиентка, девушка 17 лет, так у нее подобным образом выразилось стремление отделиться от матери, отстоять свою самостоятельность.

Говоря о пищевых нарушениях, очень важно учитывать, что это не только материнский комплекс, но и связь с тем, как мы относимся к другим людям. И потом, необходимо помнить, что тело является точкой проекции материнского комплекса. Вечером очень важно лечь в кровать и чувствовать себя защищенным, потому что подушка символ материнской груди. Материнским символом является пища, материнским символом могут быть и объятия.

В Германии, например, считают, что похудение может привести к анорексии, но при этом все же следует поставить большой «психологический» вопросительный знак. Мы можем спросить у себя и клиента: как действует на человека курс похудения и каковы его последствия? Есть целый ряд западных манекенщиц, которые ведут борьбу с телом, тем самым борьбу с женственностью, борьбу с материнским. И это уже заметили органы здравоохранения, что привело к тому, что от многих кутюрье потребовали, чтобы они не заставляли манекенщиц ходить на подобные курсы. Еще хотелось бы подчеркнуть, что, если к вам приходит пациентка, которая прошла курсы похудения, она может быть и вполне нормальной, но иногда это может приводить к патологии. А сейчас есть еще проблемы и с теми, кто ходит на курсы медитации, где некоторые считают, что голод способствует озарению и просветлению. И здесь нужно быть внимательным: различать, озарение это или обычное предупреждение. Есть ли вопросы по этой теме?

Слушатель: Еще раз можно про медитацию?

У меня была одна пациентка с негативным материнским комплексом, и во время терапии она пошла в группу медитации, где постятся и голодают, после чего у нее возникли образы негативного материнского комплекса (драконы, пропасти). Но она смотрела на это формально и не видела в них смысла. Тогда я ей сказал, что к этим образам стоит отнестись внимательно, иначе она навредит своему здоровью; и я оказался прав. Я рад, что она потом все-таки смогла решить свою проблему.

Слушатель: Моя подруга – вегетарианка. Она бережет свое здоровье, буквально помешана на здоровом питании, сейчас голодает. С одной стороны, я понимаю ее потребность быть вегетарианкой и голодать, но, с другой стороны, здесь есть повод для серьезного беспокойства.

К этому, конечно, нужно подходить весьма осторожно, чтобы не задеть убеждений человека. В вегетарианстве есть польза, но истина в том, что любое одностороннее питание вредно. Есть в этом и психологический момент: комплексы могут становиться автономными и неуправляемыми, что может представлять опасность для жизни. Если, скажем, материнский комплекс голода вдруг станет автономным, это может привести к булимии или анорексии, и возникнут ножницы между голодом и перееданием. Что касается анорексии, то здесь мощнейший урон наносит и отцовский комплекс. В этом случае анорексия попытка убить в себе женское тело для того, чтобы приобрести мужское или что-то похожее на него. Также здесь может быть что-то параноидальное, связанное с комплексом смерти, который пугает. Тогда формируется представление, что смерть «сидит в еде».

Читайте также:  Интенсивные тренировки для здоровья

Напомню в связи со сказанным, что мы различаем соматоформные расстройства (соматизированная психическая реакция), психосоматические и собственно органические расстройства.

Слушатель: Я хотела уточнить: что значит органическое расстройство?

Органическое расстройство это органическая болезнь, не имеющая никаких сопутствующих психологических причин. Хотя все, кто занимаются психосоматикой, говорят, что любая болезнь содержит психический компонент. Но наша задача ваша и моя состоит в том, чтобы знать, как работать и сопровождать пациента. Помните: К.Г. Юнг придерживался мнения, что болезнь это словно произведение искусства. Она показывает способность человека преодолевать сложности, чтобы жизнь продолжалась. В болезнях проявляется креативность, творческая сторона человека.

Слушатель: Я сейчас читаю книжку, в которой меня поразила одна фраза: «Иногда болезнь исцеляет, но человек не исцеляется».

Болезнь – это неоднозначная ситуация, когда нелегко осознать, что это: путь к пониманию чего-то более сложного или горький опыт. У пациента могут быть и другие глубинные сомнения. Но в этом есть смысл, и болезнь требует нашего присутствия и любви. Готовность объединить свои интересы ради выздоровления это желание показать: «Смотрите, что произошло в вашей жизни, а что было раньше». Это трудно, поэтому хочу напомнить, что работа аналитика похожа на работу шахтера.

Слушатель: Расскажите, как проявляется энергия комплекса.

Нужно различать комплекс, который на поверхности, и комплексы, уже сформировавшиеся. Тогда вы увидите, что одни из них заряжены сильнее, чем другие. Например, представим человека, у которого мало сил для проявления собственной энергии, посмотрим на его бессознательное. Мы увидим сильный материнский комплекс, комплекс сильно заряженной энергии, собирающий в себя все вокруг, и поэтому у этого человека слабое Эго, ему не хватает энергии. Получается, что его психическая жизнь событие, которое происходит за пределами внутреннего потенциала. Представлю случай, описанный Юнгом. В 1952 г. он написал ответ на письмо Линде Виангиле, которая работала детским психологом, специализировалась на детях с детским параличом: «В своей практике я сталкивался с одним-единственным случаем детского паралича. Это был молодой человек, который заболел тяжелой формой полиомиелита в возрасте 4 лет. Он рассказал мне об одном повторяющемся сне, который снился ему перед вспышкой болезни. Ему снилось, что он играет с матерью в свои игрушки, вдруг с ее стороны летит оса, кусает его, и он чувствует, как будто по всему телу начинает растекаться яд. Я был знаком с матерью этого ребенка. Это властная, подавляющая своих детей женщина».

Давайте проанализируем, что означает этот сон. Во времена Юнга, в 1960-е годы, была тенденция приписывать вину за проблемы детей их матерям. Это одно из проявлений коллективного сознания того времени. Но давайте посмотрим на этот сон, используя современный метод, с которым Юнг был бы согласен. Здесь, наверное, лучше будет напомнить, что сны говорят на языке символов. Попытаемся понять этот сон на субъектном уровне, ведь все, что происходит во сне, является частичкой сновидца. Во сне присутствует слабый эго-комплекс и комплекс Великой матери, а также оса, которая появляется, летает и кусает. Мать в сновидении является символом материнского комплекса сновидца, заряженного мощнейшей энергией и желанием находиться под опекой. Оса со своим ядом представляет мощнейшую эмоцию, которая парализует нервную систему. С точки зрения смысла это то, что сопровождает процессы, происходящие в теле человека. А теперь я хотел бы спросить: как вы понимаете символ осы?

Слушатель: Это насекомое, которое выражает собой области, очень отдаленные от человека и связанные с образом смерти. Мы можем спроецировать на них страх смерти или разрушения.

Есть еще мнение?

Слушатель: Как мне кажется, сон дает подсказку, что молодой человек находится в пределах материнского комплекса, и он его парализует.

Да, это происходит в период инициационного перехода, и ему необходимо оторваться от матери. Хотя мы не можем однозначно сказать, что для мальчика хорошо, мы в любом случае помним о том, как в детстве нам говорили, что нужно бояться ос. Опасно, если она укусит, это может привести к смерти.

Поговорим об осах… Когда Юнг пишет о психосоматике, он упоминает про ос, обращая внимание на то, что они появляются в снах, если человека и его сознание предупреждают об опасности. Таким образом, мы обрисовали символ, и теперь нам нужно структурировать материнский комплекс и посмотреть, как он выглядит в этом сне.

Слушатель: Оса, как мне кажется, символизирует бессознательное, и в этом сне материнский комплекс активизируется и становится коллективным…

Это значит, что в данном случае материнский комплекс негативный. Давайте вспомним, что материнский комплекс несет в себе значение и жизни, и смерти. Есть ли еще идеи?

Слушатель: Мне кажется, в этом сне взаимосвязаны мать и оса. Оса имеет жало, это бессознательная мать. Кусая, она пытается предупредить об опасности, но не осознает, что жало содержит яд.

Это отличное замечание! Часть психической энергии хочет прогресса, дальнейшего движения, но есть и такая энергия, которая стремится оставаться на месте. Ситуация, в которой одно станет превалировать над другим, опасна. В данном случае перед нами картина, когда что-то оказывается более сильным и парализует мальчика. Он хочет остаться со своей матерью, и если мы привлечем сюда эдипов комплекс, то увидим, что следующим желанием будет, чтобы мать была его возлюбленной, но это для него опасно.

Проведу еще одну параллель, которая основана на собственном опыте. Ко мне пришел мужчина, у которого была сильная агорафобия. Примерно в 4 года ему приснился следующий сон: «Я стою у двери нашего дома, передо мной на лугу друзья играют футбол. У меня сильное желание побежать и играть вместе с ними. Открывается дверь, на пороге появляется мать в образе ведьмы. Она заколдовывает меня, я не могу сдвинуться с места, я парализован». Вы видите, что проблемы ведут не к физическому параличу, а к параличу психическому. Если бы у нас был такой случай, о котором рассказал Юнг, то пациенту нужно было бы рассказать о своей собственной жизненной истории, а не о превращении матери. И не важно, какая у него была мать инфантильная или какая-либо еще, самое главное психодинамика пациента.

Можно предположить, что маленький мальчик не хотел стать большим, в результате чего он оказался во внутреннем конфликте, во время которого израсходовал огромное количество психической энергии. Из-за этого произошло ослабление иммунной системы, он подхватил вирус, который вызвал полиомиелит. Это, по-моему, самое вероятное толкование сна. Поэтому вам нужно постоянно искать, в чем может состоять внутренний конфликт. Бывают и внешние конфликты, которые приводят к заболеванию любая стрессовая ситуация ослабляет иммунитет.

Читайте также:  Модели интегрированного образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Слушатель: Мать бессознательно использует ребенка и удерживает его?

Существует исследование по данной теме, хотя название его несколько утрированно и звучит «Мать это судьба». Конечно, мы можем его принять, однако можем сказать, что и отец это судьба, а также брат, сестра это судьба. У меня не так давно была пациентка, которая росла вместе с пятью братьями и сестрами. Она была младшей и чувствовала себя лишней, всю жизнь стремилась к тому, чтобы обратить на себя внимание. Это очень тяжело на ней сказалось.

С объектной точки зрения мы можем увидеть множество причин для того, чтобы оценить судьбу пациента, но здесь проявляется то, о чем я вам много раз говорил, только пациент может сказать: «Да, это так». В научных исследованиях оснований может быть много, но последнее слово за пациентом. Есть ли еще вопросы, дополнения или высказывания?

Слушатель: Да, кто-то отказывается взрослеть, и вот что-то должно щелкнуть внутри психики, должна активизироваться энергия, как в зерне, и тогда вырастет растение. Но вдруг почему-то потребность сохранения энергии становится сильнее потребности в развитии, что тогда делать?

Здесь есть определенная трудность, которую не надо упускать из виду. У комплексов тоже есть активность самосохранения, и комплексы тоже не хотят исчезать. Мы говорили с вами о мужчине с комплексом Великой матери. И этот мужчина ищет себе женщин, которые ему гарантируют материнское тепло. И с ним происходит следующий процесс. Когда-то в один прекрасный момент ему захочется стать взрослым мужчиной и отделиться от матери тогда появляется любовница, и брак распадается. Но другая женщина не спасает, и через некоторое время происходит то, что было раньше, он остается один и т. д. И тогда мужчина спрашивает себя: «Почему это происходит?». Вот в этот момент можно приступить к психологической работе. Это говорит о том, что, к сожалению, наше Эго учится не через понимание, а через страдание. Негативный комплекс может привести к взрослению.

Слушатель: Одни дети уходят в болезнь, а другие не уходят, хотя имеют такой же негативный комплекс. От чего это зависит?

Мы можем еще раз посмотреть на это с точки зрения энергии комплекса. Если перед нами семья, которая способствует развитию Эго и его автономии, тогда эго-комплекс будет позитивно наполняться энергией, и самость станет стимулировать развитие. Если же, наоборот, автономия Эго не сформировалась, то у Эго нет энергии, и возникают конфликты. Объяснение, с психической точки зрения, является хорошей моделью, но эта модель не может быть принята всеми. Это попытка понимания и, возможно, мы подошли к границе понимания.

Слушатель: О насекомых. Исходя из теории, рассказанной вами, у пациента был негативный комплекс, который активизировался при укусе осы. Но возможно ли, чтобы система отреагировала иначе?

Возможно. Но в данном случае эго-комплекс был слабым. Иногда возникает динамика в связи с другими комплексами, и это может привести к физическим болезням. Я хотел бы рассказать об одном человеке, которого в детстве била бабушка. Он был талантливым, энергичным. Повзрослев, стал успешным и уважаемым человеком. Он был довольно любезным, и все было бы хорошо, если бы у него периодически не возникали боли в нижней части позвоночника. И казалось, что чем более успешным он становился, тем сильнее становились боли. Когда он подошел к середине жизни, боли стали невыносимыми. Мы начали с ним работать, анализировать жизнь, конфликты и в ходе этой работы поняли, что боли усиливались в тот момент, когда ему приходилось сталкиваться с людьми, имеющими социальный авторитет, т. е. с теми, кому он не мог противостоять. В снах проявились уже забытые сцены, как его била бабушка, холодно и властно требовавшая от него отдать свою душу. Она наказывала его за все, что ей не нравилось. И вот после нашей работы боли частично прошли, а частично перебрались в верхнюю часть плеча. Ему пришлось взять новый старт и сделать что-то новое для того, чтобы разобраться, какое бремя ему нужно нести. Оказалось, что в снах стала проявляться семейная драма, которую он отрицал: прабабушка родила его бабушку вне брака. Прабабушка себя за это ненавидела и не смогла справиться с ситуацией, которую воспринимала как позор. Все это было спроецировано на бабушку и превратилось в комплекс неполноценности, а далее было передано внукам. Перед нами пример психосоматического заболевания и трансгенерационной проблемы, связанной с несколькими поколениями. Почему именно позвоночник? Как вы думаете, что означает этот образ?

Слушатель: Это опора, то, что держит и, может быть, это продолжение материнского комплекса. У меня возникла ассоциация с деревом: нижние части позвоночника – корни, а когда боль перешла на левое плечо, возникло ощущение, что это женская проблема.

Все части тела обладают памятью, а если человек не научился ходить или стоять прямо, т. е. быть свободным, это может привести к боли в позвоночнике.

Ортопеды говорят о неправильной осанке, но не говорят, откуда она появляется. Мы утверждаем, что на позвоночник влияет психика, а большинство ортопедов скажут, что это бессмысленно. Но мы наблюдаем, как человек меняет осанку, и боль исчезает. Нам с этим пациентом приходится перерабатывать много конфликтов, работать со снами, и это приводит к тому, что у него меняется не только поведение, но и осанка, происходят значимые изменения в жизни.

Слушатель: Вы корректировали его поведение?

Это не моя задача. Я же не учитель. Пациент сам скорректировал свое поведение. Если мы посмотрим на динамику, то в конце терапии он пришел и сказал: «Четыре недели у меня вообще ничего не болело, а теперь опять боли появились». Я улыбнулся. Просто в течение этого времени не было конфликтов. Получается, что, если происходил конфликт, у него появлялись боли. Говоря образно, каждый раз его снова «била бабушка».

Слушатель: А если брать восточную медицину и чакры?

Это интересная модель, вы можете применять ее в практике, от нее много пользы. Но если пациент скажет: «Это ни при чем, мне это не надо», то лучше привести символ из православного богословия, шаманизма или чего-то другого.

Слушатель: Вы говорите о менталитете?

О коллективном сознании…

Слушатель: Я читала, что существует архетип инвалида. Расскажете об этом?

Вопрос очень интересный. В славянской и русской мифологиях существует образ инвалида Ильи Муромца. И какую бы мифологию мы ни смотрели, везде есть архетипические образы инвалидов, за исключением христианства. В христианской мифологии все инвалиды исцеляются благодаря встрече с самостью. Есть древний трактат о греческом боге Гефесте. Рекомендую его прочитать в больше узнаете об архетипе инвалида.

Источник

Adblock
detector