Критерии психического и социального здоровья
Выявление состава и раскрытие содержания критериев психического и социального здоровья — один из тех ключевых вопросов, от степени разработанности которого будет во многом зависеть мера практической востребованности психологии здоровья как научного направления. Если оценка выраженности здоровья на уровне организма находит в современной медицине достаточно удовлетворительное решение, то в отношении психического и особенно социального здоровья об этом говорить преждевременно. Предлагаемые в этом плане решения нередко оказываются уязвимыми для критики. Понятно, что такое положение дел обусловлено прежде всего необычайно сложной организацией психического мира человека. В понимании связанных с ним закономерностей функционирования мы все еще далеки от желаемых ответов. Ясно одно: каким-то одним критерием не исчерпать всей сути вопроса. Скорее всего, решение будет найдено при комплексном подходе к оценке психического и социального здоровья. Вместе с тем в литературе немало примеров, когда для характеристики их выраженности, причем главным образом психического здоровья, предлагаются какие-то отдельные признаки. Приведем некоторые из примеров.
В способности познавать истину Декарт видел здоровье души. Другой известный философ, Гельвеций, считал, что отличительный признак здорового ума заключается в его способности правильно осуществлять сравнение сходств и различий, соответствий и несоответствий между различными предметами. Если в здоровом человеке между его двумя «Я» — субъективным и объективным — существует правильное, нормальное отношение, то в больном эта связь нарушена. Одним из определяющих критериев психического здоровья, довольно часто применяемых в современных психотерапевтических методиках разной направленности, служит сопоставление образов реального и идеального «Я» (представление о том, каким человек хотел бы быть). Высокую степень совпадения реального «Я» с идеальным принято считать хорошим показателем психического здоровья. Для психически здорового человека неприемлемы идеи заброшенности, одиночества, пессимистические настроения. Он обладает достаточным запасом жизненных сил, позволяющих ему поддерживать духовную бодрость и придерживаться оптимистических идеалов. «Смех — здоровье души», — учит армянская пословица. Человек здоровой психики — это прежде всего человек воспитанный, социально хорошо адаптированный, не совершающий действий, противоречащих принятым в обществе нормам поведения. Современные западные психологи считают, что самоуважение и степень выраженности тревожности относятся к самым информативным показателям психического здоровья. Позитивно настроенные люди, которые имеют ясные цели в жизни и, соответственно, не склонны мучить себя вечными сомнениями, неуверенностью, дурными предчувствиями и пессимизмом, имеют хорошие перспективы на укрепление и поддержание собственного здоровья.
Если задаться вопросом, а можно ли все-таки попытаться выделить среди уже известных критериев психического здоровья наиболее важный, то мы бы отдали предпочтение психическому равновесию. С его помощью можно судить о характере функционирования психической сферы человека с различных сторон (познавательной, эмоциональной, волевой). Этот критерий органично связан с двумя другими: гармоничностью организации психики и ее адаптивными возможностями. В общем смысле под гармонией понимается согласованность, стройность в сочетании чего-нибудь. Известный немецкий ученый и врач Р. Вирхов сделал следующее пояснение по этому поводу: мы можем вместо «гармония» сказать «равновесие», а вместо «дисгармония» — «нарушение равновесия» (О целительных силах организма. — СПб., 1896). Здоровый человек — это человек гармоничный. Соответственно аномалии в развитии личности наиболее ярко заявляют о себе в проявлениях ее дисгармонии, утрате равновесия с социальным окружением, т. е. в нарушение процессов социальной адаптации, сопряжения с социумом.
От степени выраженности психического равновесия зависит мера уравновешенности человека и объективных условий, его приспособленность, адаптированность к ним. Однако сама по себе уравновешенность, как подчеркивал В. Н. Мясищев, это не какое-то мертвое, застывшее в своем проявлении равновесие, а динамический процесс, поступательное движение жизненно важных биологических и психических процессов. При этом уравновешенность человека и адекватность его реакций на внешние воздействия имеют большое значение в плане разграничения нормы и патологии. У неуравновешенного, неустойчивого человека фактически нарушено равновесие, гармоничное взаимодействие между свойствами, лежащими в основе его личностного статуса. И наоборот, только у психически здорового, т. е. уравновешенного, человека мы наблюдаем проявления относительного постоянства поведения и адекватности его внешним условиям.
По понятным причинам особый интерес представляют те работы, авторы которых предпринимают попытку как бы «собрать» вместе наиболее значимые, по их мнению, критерии, представить их совокупность; иными словами, с той или иной степенью успеха реализовать идею комплексного подхода к оценке психического и социального здоровья.
Например, О. Н. Кузнецов и В. И. Лебедев, анализируя представления Ф. М. Достоевского о психическом здоровье и болезни человека, называют некоторые признаки, которые могут, на их взгляд, рассматриваться в качестве критериев психического здоровья. К их числу авторы относят способность адекватного восприятия окружающей среды и осознанного совершения поступков, целеустремленность, работоспособность, активность, полноценность семейной жизни (Достоевский о тайнах психического здоровья. — М, 1994).
Но, пожалуй, наиболее полно перечень критериев психического здоровья представлен в работе Н. Д. Лакосиной и Г. К. Ушакова. В первую очередь авторы относят к ним:
- причинную обусловленность психических явлений, их необходимость, упорядоченность;
- соответствующую возрасту человека зрелость чувств, постоянства места
обитания; - максимальное приближение субъективных образов отражаемым объектам действительности;
- гармонию между отражением обстоятельств действительности и отношением человека к ней;
- соответствие реакций (как физических, так и психических) силе и частоте внешних раздражений;
- критический подход к обстоятельствам жизни;
- способность самоуправления поведением в соответствии с нормами, установившимися в разных коллективах;
- адекватность реакций на общественные обстоятельства (социальную среду);
- чувство ответственности за потомство и близких членов семьи;
- чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных обстоятельствах;
- способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций;
- самоутверждение в коллективе (обществе) без ущерба для остальных его членов;
- способность планировать и осуществлять свой жизненный путь.
Рассмотрим теперь взгляды некоторых зарубежных специалистов на оценку психического здоровья. Так, в рамках гуманистического направления предлагались, согласно И. Н. Гурвичу, следующие критерии позитивного психического здоровья:
- аттитюды к «Я»;
- рост, развитие и самоактуализация личности;
- интеграция личности; автономия;
- адекватность восприятия реальности; мастерство и компетентность в отношении окружения.
Правда, замечает автор, с одной стороны, приведенные критерии недостаточно полно охватывали само понятие психического здоровья, а с другой — вызывали определенные затруднения их использования в исследовательской практике.
Один из представителей гуманистического направления, американский психолог А. Маслоу полагает, что здоровый человек — это прежде всего человек счастливый, живущий в гармонии с самим собой, не ощущающий внутреннего разлада, защищающийся, но не нападающий первым ни на кого и пр. Им же сформулированы и основные потребности здорового человека, к которым Маслоу относит:
- физиологические потребности;
- потребность в безопасности;
- потребность в привязанности и любви;
- потребность в уважении;
- потребность в самоактуализации, т. е. в выражении присущих личности
способностей.
Еще один пример попытки очертить совокупность критериев психического и социального здоровья принадлежит американскому психологу А. Эллису. Он выделяет:
- интерес к самому себе;
- общественный интерес;
- самоуправление (самоконтроль);
- высокую фрустрационную устойчивость;
- гибкость;
- принятие неопределенности;
- ориентацию на творческие планы;
- научное мышление;
- принятие самого себя;
- риск;
- длительный гедонизм;
- нон-утопизм;
- ответственность за свои эмоциональные нарушения.
Полагаем, что уже приведенных примеров достаточно, чтобы сделать некоторые выводы.
Во-первых, наряду с очевидным разбросом мнений просматривается и определенная повторяемость в выборе ряда критериев психического и социального здоровья. Это можно воспринимать как свидетельство их особой значимости, неслучайности.
Источник
7 критериев психического здоровья
Всемирная организация здравоохранения определяет психическое здоровье как состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия и эффективного функционирования для человека и для сообщества.
Итак, каковы же эти критерии психического здоровья.
1. Осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я».
«Я Вася Пупкин, здоровый 55-летний мужик из Грибосолово».
При полном отсутствии этого критерия возникают деперсонализация и дереализация, когда собственное тело или его части кажутся чуждыми, мир и себя видишь как будто со стороны.
2. Чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях.
«Когда я очень недоволен своей женой, я терплю, молчу и звоню тренеру по боксу». Другими словами, если ваше поведение в однотипных ситуациях предсказать невозможно – что-то не так с вашим психическим здоровьем.
3. Критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам.
«Я знаю, что я ипохондрик и по любому поводу мне легче пойти к врачу, чем заниматься самоуспокоением. Я не верю в психотерапию, хотя знаю, что физически здоров. Я готов платить за консультации и анализы, а эти люди в белых халатах с внимательными глазами – моя самая действенная психотерапия. И это цена моей ипохондрии».
Этот критерий можно обозначить как способность к самонаблюдению и самоанализу, к рефлексии. Способность оценивать то, что он говорит и делает, и оценивать последствия этих слов и дел.
И, наоборот: «Я не знаю, что на меня нашло, это неподвластно мне, наваждение! Я не отвечаю за себя!».
4. Соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям.
Вот тут есть некоторые трудности, связанные с разностью средовых и социальных воздействий. Иногда сама среда может быть психически нездоровой: в советское время в психиатрическую клинику определяли людей с не соответствующими власти взглядами.
В целом, критерий можно объяснить так: если на ваш мягкий критический комментарий человек набросился на вас с воплем «убью, сволочь!», то адекватность его психической реакции на ваше «средовое» воздействие под большим вопросом.
5. Способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами.
Помните производственные зарядки на предприятиях в советские годы? Здесь та же ситуация, что и с предыдущим критерием. Нормой может стать что угодно. Если нормой станет «приносить на работу домашних питомцев», то тогда тот, кто отказывается вести в соответствии с этой нормой, будет считаться психически нездоровым.
6. Способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы.
Лобные доли мозга отвечают за умение планировать и действовать в соответствии с этими планами. Люди, не способные к планированию и реализации планов, очень внушаемы, ведомы, ими легко управлять, они не обладают собственной волей.
7. Способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.
Хоть и последний в списке, но один из наиболее очевидных критерий психического здоровья. Умение быть адаптивным, обладание гибкостью мышления и поведения – важные функции здоровой психики человека.
Поведение невротика отличается от здорового человека тем, что невротик в различных жизненных ситуациях использует одну и ту же заученную стратегию поведения. Например, ко всем женщинам относится так, как будто они его мать, и ведет себя соответственно.
Источник
«Критерии психологического здоровья ребёнка» Доклад
специалист в области арт-терапии
КРИТЕРИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА
1-й слайд. Сегодняшняя тема, бесспорно, является актуальной. И особенно хорошо, что о поддержании и формировании психологического здоровья рассуждают педагоги дошкольного образования – люди, окружающие ребенка с первых его шагов. Через нас, взрослых, ребенок постигает мир, от нас зависит, насколько легко войдет ребенок в сложный взрослый мир. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности. В нашей современной действительности практически все дети нуждаются в психологической поддержке из-за воздействия ряда негативных факторов.
2-й слайд. Важнейший фактор, неблагоприятно влияющий на детей сегодня, — это нестабильность: экономическая, политическая, ценностная.
Среди возможных психотравмирующих факторов можно выделить:
— быстроту трансформации социальной ситуации. В особенности это касается изменения социального статуса и благосостояния людей;
— возрастающий информационный поток, в котором находятся современные дети;
— проблема кризисности развития детей.
Многие психологи говорят, что современные дети отличаются от детей, которых изучали Ж. Пиаже, Л. С. Выготский. Стали другими внешние формы активности, например, заметно потускнела сюжетно-ролевая игра, распались многие социально- культурные механизмы (многопоколенная и многодетная семья, разновозрастное сообщество ребят в деревне или в городском дворе).
Сказывается и кризис семьи. Распад семьи наиболее характерен для семей с очень низким и очень высоким уровнем доходов. Процесс социализации ребёнка в однодетной семье происходит при дефиците общения со сверстниками. Внедрение раннего обучения приводит к перераспределению темпов развития познавательных процессов, являющегося фактором риска нарушения здоровья детей. Это может приводить к ухудшению здоровья детей – психического, физического, социального.
Здоровье – это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создаёт фундамент будущего благополучия личности.
Термин «психологическое здоровье введён Ириной Владимировной Дубровиной, которая считает, что психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Психологическое здоровье тесно связано с физическим здоровьем, т. к. достаточно очевидна, по мнению медицины, возможность влияния психологических факторов на развитие и течение болезней.
Что же характеризует психологически здорового человека? (ответы педагогов)
Психологически здоровому человеку характерны следующие качества: оптимизм, эмоциональное спокойствие, способность радоваться, самодостаточность и умение адаптироваться к сложным жизненным ситуациям.
Если составить обобщённый портрет психологически здорового человека, то мы увидим спонтанного, творческого, жизнерадостного весёлого, открытого, познающего себя и окружающий мир человека не только разумом, но и чувствами, интуицией. Его жизнь наполнена смыслом. Это человек, находящийся в полной гармонии с самим собой и окружающим его миром. Таким образом, можно сказать, что ключевым словом для описания психологического здоровья является слово «гармония». Это гармония между различными аспектами: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими. Всё сказанное больше подходит к взрослому человеку.
К психологическому здоровью детей относится:
интеллектуальное – проявление умственных способностей, любознательности, высокийуровнь обучаемости;
социально-нравственное – честность, эмпатичность, коммуникабельность, терпимость, сформированность навыков общения;
эмоциональное – уравновешенность, высокая самооценка, эмоционально-эстетическая отзывчивость на прекрасное, способность удивляться и восхищаться.
Условно состояние психологического здоровья ребенка можно разделить на три уровня:
К высокому уровню – креативному – можно отнести детей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности. Такие дети не требуют психологической помощи.
К среднему уровню – адаптивному – отнесем детей в целом адаптированных к социуму, однако имеющих некоторую повышенную тревожность.
К низкому уровню – дезадаптивному – отнесем детей, чей стиль поведения характеризуется, прежде всего, стремлением приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям или возможностям, или, наоборот, используя активную наступательную позицию, подчинить окружение своим потребностям. Дети, отнесенные к данному уровню психологического здоровья, требуют индивидуальной психологической помощи.
Для эффективного ее оказания необходимо определить факторы риска
Факторы риска психологического здоровья детей
можно разделить на две группы:
средовые (всё, что окружает ребёнка);
субъективные (его индивидуальные личностные особенности)
К средовым факторам относятся неблагоприятные семейные условия и неблагоприятные условия, связанные с детским учреждением. К семейным факторам риска можно отнести нарушения психологического здоровья самих родителей (повышенная тревожность, эмоциональная холодность, неадекватный стиль воспитания (гиперопёка или сверхконтроль, нарушения механизмов функционирования семьи (скандалы, конфликты между родителями или отсутствие одного из родителей). В детском учреждении это принятие педагога ребёнком, конфликтные ситуации с детьми.
К субъективным (внутриличностным) факторам относятся характер, темперамент, самооценка ребёнка. Учёт индивидуальных особенностей ребёнка при построении работы, особенно оздоровительной, создаёт благоприятную почву для эффективного созидания психологического комфорта и формирования психологического здоровья каждого конкретного ребёнка
В целом, можно сделать вывод, что психологическое здоровье формируется при взаимодействии внутренних и внешних факторов. Основным условием нормального психосоциального развития (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или воспитателей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение за ребенком. Следует предоставлять ребенку больше самостоятельности и независимости.
Рекомендации педагогам дошкольного учреждения в сфере профилактики формирования психологического неблагополучия в развитии ребенка:
· Создавайте в учреждении спокойную, жизнерадостную обстановку.
· Проявляйте искренний интерес к личности каждого ребенка, его состоянию, настроению.
· Организовывайте жизнедеятельность детей таким образом, чтоб у них накапливался положительный опыт добрых чувств.
· Собственным поведением демонстрируйте уважительное отношение ко всем детям.
· В ходе обучающих занятий учитывайте возрастные особенности и интересы детей.
· Создавайте условия для формирования у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, привязанности и доверия ко взрослым
· Учите детей осознавать свои эмоциональные состояния, настроения и чувства окружающих людей.
· Учите детей устанавливать связь между поступками, событиями, настроением и самочувствием людей.
· При организации взаимодействия чаще пользуйтесь поощрением, поддержкой детей, чем порицанием и запрещением.
· Создавайте условия для эффективного доверительного сотрудничества с родителями воспитанников
Общеизвестен факт влияния педагога на своих воспитанников в процессе педагогического общения и деятельности. Чему научатся дети, каким будет их эмоциональное состояние, зависит от вашего настроения, от вашего умения управлять собой, от вашей способности решать различные проблемы.Таким образом, чтобы не оказывать пагубного влияния на детей, нужно в первую очередь разобраться с собой, со своими эмоциональными проблемами, причинами, их вызывающими, найти выход из стрессовых ситуаций, а только затем – с причинами детских эмоциональных проблем и путями их коррекции.
Начнем с себя. ПРЕДЛАГАЮ Вам поиграть в игру « Ассоциации»
основным условием нормального психологического развития ребенка (кроме нормально функционирующей нервной системы) будет спокойная обстановка, с постоянным присутствием взрослых (родителей, воспитателей), которые играют с ним или беседуют, дают ему возможность проявить свою самостоятельность.
Различие психического и психологического здоровья состоит в том, что психическое – относится к отдельным психическим процессам. Тогда как психологическое – характеризует личность в целом и дает возможность выявить психологический аспект проблемы психического здоровья. Психологическое здоровье – необходимое условие развития человека в процессе жизни и тесно связано с физическим.
Основные критерии психологического здоровья ребенка это:
— состояние душевного комфорта ребенка, его психическое развитие;
— приемлемое социальное поведение;
— умение понимать не только окружающих, но и себя;
— реализация потенциала в различных видах деятельности;
— умение выбирать и быть ответственным за свой выбор.
Состояние психологического здоровья ребенка делится условно на уровни.
Первый – креативный – к нему относятся дети с устойчивой адаптации к окружающей среде, силами для борьбы со стрессовыми ситуациями и творческим отношением к реальности. Такие дети не нуждаются в психологической помощи.
Второй – адаптивный – дети, которые в целом адаптированы к обществу, но у них существует повышенная тревожность.
Третий, считается самым низкий, – дезадаптивный – к нему относятся дети, которые стремятся приспособиться к внешним обстоятельствам, жертвуя своими возможностями или желаниями. Или же используя активную наступательную позицию, подчиняя окружающих своим потребностям. Отнесенные к этому уровню дети нуждаются в индивидуальной психологической помощи.
Существуют факторы риска, которые влияют на психологического здоровье ребенка. Это:
средовые (окружение). К ним относятся неблагоприятные условия проживания в семье или связанные с детским садом. К примеру, в последнем травмой может стать и первая встреча с воспитателем, от которой, надо сказать, зависит дальнейшее взаимодействие ребенка с взрослыми.
Субъективные (индивидуальные особенности) включают в себя характер, самооценку и темперамент.
Другими словами, основным условием нормального психологического развития ребенка (кроме нормально функционирующей нервной системы) будет спокойная обстановка, с постоянным присутствием взрослых (родителей, воспитателей), которые играют с ним или беседуют, дают ему возможность проявить свою самостоятельность.
Если педагог – это цвет, то какой?
Если педагог – это настроение, то какое?
Если педагог – это праздник, то какой?
Если педагог – это сказочный герой, то какой?
Если педагог – это фильм, то название этого фильма.
Если педагог – это песня, то какая?
Если педагог – это танец, то какой?
Если педагог – это вид спорта, то какой?
Если педагог – это цветок, то это…..
Если педагог – это книга, то это….
Если педагог – это дерево, то какое?
Если педагог – это геометрическая фигура, то какая?
Если педагог – это драгоценный камень, то какой?
Если педагог – это напиток, то какой?
Если педагог – это сладкое, то какое?
Если педагог – это игрушка, то какая?
Если педагог – это фрукт, то какой?
Если педагог – это транспорт, то какой?
Если педагог – это природная стихия, то какая?
Источник