Меню

Психическое здоровье конспект урока

Основы безопасности жизнедеятельности
7 класс

Уроки 10 — 11
Психическое здоровье человека

Содержание урока

Показатели психического здоровья и нездоровья

Показатели психического здоровья и нездоровья

Задание

Читая текст, обратите внимание на характеристику понятия «психическое здоровье».

Психическое здоровье — это ощущение благополучия, то есть такое состояние, когда человека не угнетают неразрешимые проблемы. Психически здоровый человек управляет своими эмоциями, не пасует перед трудностями. Если с ним случаются неприятности, он сам, своими силами разрешает возникшие проблемы. Такой человек свободно развивает свои способности, добивается поставленной цели, чувствует себя полезным, нужным для семьи и общества.

Если какой-то элемент психического здоровья нарушен, то у человека начинаются проблемы. Он постоянно пребывает в дурном настроении, неправильно (неадекватно) реагирует на проблемы, то и дело вступает в конфликты с окружающими. Когда всё это становится нормой жизни, можно предположить, что психическое здоровье данного человека находится в расстроенном состоянии.

Психическое состояние во многом зависит от личностных качеств, от умения оценить обстановку, принять правильное решение, убедить себя в том. что поступать нужно именно так. Достичь психического здоровья — значит в какой-то степени победить самого себя!

Вы уже убедились, что психическое здоровье связано с наличием у человека важных личностных качеств — воли, внимательности, целеустремлённости. Именно они помогают сосредоточиться, оценить обстановку и сделать правильный выбор. Если развивать волевые качества. то можно спокойно и рассудительно принимать любые жизненные проблемы.

В одном древнем индийском трактате говорится: «Если бы кто-нибудь в битве тысячекратно победил тысячу людей, а другой победил бы себя одного, то именно этот другой — величайший победитель в битве». Психологи предлагают различные способы работы над собой, приведения своего психического состояния в хорошую форму. Одно из важных условий на этом пути — умение вовремя снимать напряжение, отдыхать. Например, хорошие результаты даёт релаксация — глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Связь между расслаблением мышц и улучшением эмоционального состояния глубоко закономерна. Ведь когда человек возбуждён, взволнован, угнетён, то возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Когда же мы их намеренно расслабляем, мы как бы говорим нашей психике: «Уже всё хорошо». Есть целый ряд упражнений, которые помогают снять мышечное напряжение.

Умение управлять своими эмоциями сохраняет не только ваше психическое здоровье, но и психическое здоровье тех, кто вас окружает.

Вы хорошо знаете, как влияют на людей положительные эмоции: улыбка вызывает ответную улыбку; смех и приятное общение улучшают настроение. Отрицательные эмоции дают противоположный результат. Психическое здоровье напрямую зависит от умения сдерживать свои отрицательные эмоции. Вот несколько советов, которые помогут воспитать это умение.

Вы только что проснулись. Лёжа в постели, потянитесь, улыбнитесь себе. Ваша первая улыбка определит настроение на весь день.
• Подойдите к зеркалу, рассмешите себя любыми шутливыми гримасами. Так вы поднимете своё настроение и притушите отрицательные эмоции.
• Если вас что-то сильно огорчило, постарайтесь посмотреть на ситуацию со стороны, например глазами человека, которого вы очень уважаете. Тогда вы поймёте, стоит ли так сильно расстраиваться.
• Прежде чем отвечать на вопрос или начать беседу, улыбнитесь. Это создаст положительный настрой на общение и вызовет у вашего собеседника такую же реакцию.
• Если ваш собеседник раздражён, и вы чувствуете, что у вас портится настроение, постарайтесь улыбкой и шуткой воздействовать на него. Если это у вас не получается, найдите повод прекратить общение.

Практическая работа

Цель: научиться снимать напряжение с разных групп мышц.

Задание: проделайте следующие упражнения.

1. «Свеча». Сядьте на край стула. Закройте глаза. Глубоко вдохните, набирая в лёгкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдыхайте воздух, как бы дуя на свечу, при этом негромко и протяжно произносите звук «у».

2. «Поза кошки». Поднимите руки вверх, затем вытяните вперёд, потянитесь, как кошка. Почувствуйте, как тянется тело. Замрите на несколько секунд. Затем резко опустите руки вниз, выдохните.

3. «Деревянная кукла». Напрягите мышцы ног, рук, попытайтесь двигаться так. как это делала бы деревянная кукла. Голова, шея и плечи должны быть неподвижны.

Читайте также:  Очень боюсь за здоровье ребенка

4. «Тряпичная кукла». Расслабьте руки, ноги. Двигайтесь, подражая воображаемым движениям тряпичной куклы.

Оцените себя. Определите, есть ли у вас признаки стресса?

Ответьте на вопросы:

1) Часто ли вам хочется плакать?

2) Имеете ли вы привычку грызть ногти? Накручивать на палец волосы? Щёлкать пальцами?

3) Часто ли вы раздражаетесь и злитесь?

4) Успокаивает ли вас еда? Тянет ли вас поесть, когда вы взволнованы?

5) Просыпаетесь ли вы ночью без видимой причины?

6) Часто ли у вас бывает плохое настроение?

Оцените себя. Если на все вопросы вы ответили положительно — значит, вы подвержены стрессу. Если половина ответов положительна, обратите внимание на своё психическое здоровье. Если на все вопросы дан отрицательный ответ — состояние вашей нервной системы хорошее.

Задание

1. Объясните, как вы понимаете высказывание древних: «Легче устранить причину, порождающую зло, чем бороться с ним».

2. Оцените эмоциональное состояние детей на фотографиях. Какие эмоции свидетельствуют о том, что они находятся на грани стресса? В состоянии стресса?

Домашнее задание

Проведите сеанс самовнушения. Примите удобную позу, представьте, что вы находитесь в приятном для вас месте: на берегу моря, на лугу, в цветущем саду. Мысленно внушайте себе: «Я совершенно спокоен. », «Меня ничего не тревожит. », «Я отдыхаю. *. Повторяйте так до тех пор, пока действительно не почувствуете расслабления. Думайте только о том, что вы произносите, и о том месте, куда вы мысленно перенеслись.

Перед тем, как сесть за домашние задания, подойдите к зеркалу, улыбнитесь себе, скажите с улыбкой и уверенно: «У меня всё получится», «Я работаю быстро и хорошо», «У меня хорошее рабочее настроение».

Практическая работа

Цель: определить, насколько развиты ваши волевые качества.

Задание: ответьте на вопросы и самостоятельно сделайте выводы.

1. Всегда ли вы доводите до конца работу, которая вам не интересна?

2. Умеете ли вы преодолевать внутреннее сопротивление, когда нужно сделать что-то неприятное?

3. Можете ли вы объективно оценить конфликтную ситуацию с другом (учителем)?

4. Можете ли вы подняться утром с постели раньше обычного?

5. Всегда ли вы держите данное слово?

6. Соблюдаете ли вы режим дня? Насколько строго вы придерживаетесь намеченного распорядка?

7. Представьте, что вы выполняете важное и срочное задание, и как раз в этот момент начинается интересная телепередача. Как вы поступите? Будете продолжать работу или отложите её?

Оцените себя. Положительные ответы на все вопросы свидетельствуют, что с волей у вас всё в порядке; если большинство ответов — «не знаю» («бывает», «случается»), то вам необходимо воспитывать у себя волевые качества.

Задание

Объясните слова Сенеки «Сильнее всех — владеющий собой».

Приглашаем к дискуссии

Обсудим высказывания: «Не стоит бояться ошибок», «Неудача обязательно приведёт вас к успеху, если вы проанализируете её причины», «Не ошибается только тот, кто ничего не делает».

Сделаем вывод и запомним его

Человеку вредят не столько его ошибки или неудачи, сколько нежелание эти ошибки устранять, а также страх перед новыми неудачами. Пословица гласит: «Кто не падает, тот не поднимается». Следуйте примеру великих учёных, которые много раз ошибались, но никогда не отступали перед неудачами. Почаще говорите себе: «Я способен добиться своей цели, и я сделаю это!»

Как вы организуете свою жизнь и деятельность?

Приглашаем к дискуссии

Обсудим высказывание. Справедливо ли оно? Приведём доказательства.

К нашему физическому и психическому здоровью непосредствентое отношение имеет ответ на вопрос «Как мы организуем свою повседневную жизнь и деятельность?».

Вспомните:

Что такое режим дня? Какова его роль в поддержании здоровья?

Задание

Проанализируйте приведённые ниже утверждения. Какие из них вы относите к истинным, а какие — к ложным?

1. Исследования показывают, что шум наносит существенный вред нервной системе. Вам трудно отгородиться от городского шума. Однако в ваших силах сделать тише музыку в наушниках, приглушить телевизор.

Читайте также:  Причины возникновения проблем здоровья людей

2. Некоторые настолько привыкают к включенному телевизору, что почти не замечают его. Отсюда можно сделать вывод, что шум не вредит здоровью.

3. Смотреть следует только те передачи, которые действительно интересны, но в любом случае в будни нельзя проводить у телевизора больше двух часов в день.

4. Грипп, простуда — враги нервной системы. Если заболели, обеспечьте себе полный покой, ни в коем случае не переносите болезнь на ногах.

5. Если у вас насморк, кашель, небольшой жар и чуть-чуть болит горло, можно продолжать ходить в школу, чтобы не запускать учёбу. Достаточно принять какое-нибудь жаропонижающее лекарство.

6. Сильный ушиб или неудачное падение? Не беда! «До свадьбы заживёт!»

7. Сильный ушиб или неудачное падение — повод обратиться к врачу.

8. Если компьютерная игра интересная, нельзя прерываться. Надо довести её до конца.

9. Время, проводимое перед компьютером, должно быть строго регламентировано.

Оцените себя. Какие суждения имеют место в вашей жизни?

К истинным относятся утверждения: 1, 3, 4, 7, 9.

Домашнее задание

Каждая группа предлагает свой план организации жизни и деятельности старшего подростка — школьника 7—9 классов. Выбирается экспертная группа, которая оценивает качество плана.

Подсказка

Используйте следующие советы.

• Точно определяйте время, когда будете заниматься тем или иным делом.
• Устанавливаете важность (приоритетность) и очерёдность дел.
• Не пытайтесь сделать сразу много, но и не откладывайте на завтра то. что можно сделать сегодня. Оценивайте свои силы и возможности!
• Учитывайте свою индивидуальность: в какое время дня вы наиболее активны.
• Планируйте свои дела так, чтобы неприятная работа чередовалась с приятной.

Следующая страница Человек и мир звуков: влияние городской экологии на здоровье

Источник

Как сохранить психическое здоровье
план-конспект занятия

Данное занятие продолжает цикл занятий по здоровому образу жизни. Дети знакомятся с психическим здоровьем, со способами сохранения душевного равновессия.

Скачать:

Вложение Размер
zozh_1.docx 705.01 КБ

Предварительный просмотр:

Как сохранить психическое здоровье ?

— дать детям представление о душевном здоровье человека;

— учить мыслить позитивно;

— развить желание укреплять свое здоровье;

— Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем работать по теме ЗОЖ. Вчера вы обсуждали правильное, здоровое питание. А сегодня мы поговорим о психическом здоровье. Как вы думаете, что такое психическое здоровье? Психическое здоровье — это душевное здоровье, благодаря которому человек реализует свои способности, может противостоять стрессам, продуктивно работать.

Для начала, давайте посмотрим с каким настроением, а значит с душевным состоянием вы пришли на занятие.

На этой радуге напишите свои имена на тех цветах, которые соответствуют вашему настроению.

Я вижу, что у многих настроение хорошее, работоспособное. Но есть и ребята, которые чувствуют себя некомфортно. А ведь наше психическое здоровье зависит в первую очередь от настроения. А как вы улучшаете свое настроение? Я слушаю приятную музыку, встречаюсь с друзьями, занимаюсь творчеством.

Вы замечали, что похвала, комплимент, сказанные посторонними людьми улучшают наше настроение, повышают нашу самооценку. Я приготовила вам листочки с комплементами. (Какой ты хороший; У тебя замечательная улыбка; Сегодня у тебя все получается; Поздравляю). Дети зачитывают комплименты.

Скажите, что чувствуете сейчас? Вы стали более радостными? Вам хочется улыбаться?

А ведь улыбка является хорошим инструментом поднятия настроения. Когда вам искренне улыбаются, вы улыбаетесь в ответ. А помните слова замечательной песни: «От улыбки хмурый день светлей». Давайте подарим улыбку соседу сидящему с права от вас, а теперь улыбнемся соседу слева.

Упражнение «Дом здоровья»

В начале занятия каждый от меня получил карточку с комплиментами. Эти карточки разного цвета. Объединитесь с теми, у кого такой же цвет. На обратной стороне есть слова. Прочитайте их. Это важные составляющие психического здоровья: настроение, самоконтроль, мозговая активность, релаксация.

О настроении мы с вами уже говорим. Чтобы быть здоровым, необходимо иметь хорошее настроение. Ведь все негативные эмоции влияют на наше здоровье. Они отражаются на нашем организме. Многие хронические заболевания – это следствие негативных чувств и эмоций, которые мы проживаем каждый день. Если вам плохо или вы раздражены необходимо сказать себе: «Стоп, эта эмоция мне не нужна». Представьте перед собой дорожный знак «Stop» или включите самоконтроль.

Что такое самоконтроль? Это когда человек сам себя контролирует, включает волевые усилия в любой ситуации. Вы умеете себя контролировать? Давайте проверим. Игра называется «Светофор». Вы будете ходить по этой комнате и по моему сигналу выполнять различные действия. На сигнал «зеленый» вы бегаете по комнате, на сигнал «желтый» — спокойно ходите, а на сигнал «красный» — вы замираете в той позе, в которой вас застал сигнал.

Расскажите, что было сложно?

Рекомендации: для развития самоконтроля хорошо помогают игры с правилами (шашки, шахматы, настольные игры, спорт)

Упражнение «Реши ребус»

Мы рассмотрели два составляющих психического здоровья. Переходим к следующему. Это мозговая активность. Для того, чтобы жить долго и в здравом уме, чувствовать интерес к жизни, нужно напрягать свой мозг, заставлять его работать: больше читать познавательной литературы, решать головоломки, ребусы, логические задачи, кроссворды. Это нужно делать каждый день. Сегодня я предлагаю вам решить ребусы.

Упражнение «Перекрестные упражнения»

Для хорошей работы нашего мозга необходимо каждый день выполнять упражнения на развитие связей между полушариями. Давайте проведем конкурс, кто из вас самый внимательный и ловкий. Выигрывает тот кто без ошибок выполнит все упражнения. Итак, повторяем за мной: «Лягушка», «Р-Л-К», «Лезгинка», «Ухо-нос», «Глаза-язык», «Зайцы», «Прятки», «Коза-заяц» и т.д.

Упражнение «Мышечная релаксация»

Устали? Теперь предлагаю вам отдохнуть. Ведь релаксация, расслабление является четвертой составляющей психического здоровья.

  • «Маска удивления». Исходное положение – сидя. Медленно глубоко вдохните и одновременно поднимите брови так высоко, как только возможно. На пределе вдоха задержите на секунду дыхание и с выдохом опустите брови.
  • «Маска гнева». Медленно вдыхая, нахмурьте брови, как будто хотите соединить их, задержите на секунду дыхание и с выдохом расслабьтесь.
  • «Жмурки». Медленно выдыхая, мягко опустите веки, постепенно напрягая круговые мышцы глаз. Прикрыв глаза, зажмурьте их как можно сильнее, задержите на секунду дыхание и, свободно выдыхая, откройте глаза.
  • «Маска поцелуя». На вдохе постепенно с усилием сожмите губы до предела, на секунду задержите дыхание, а затем на выдохе расслабьте мышцы.
  • «Жвачка». Постепенно сжимайте и резко разжимайте зубы (так чтобы нижняя челюсть «отваливалась»), чередуя вдохи и выдохи соответственно движениям жевательных мышц. Это упражнение можно выполнять с жевательной резинкой.
  • «Маска недовольства». Со вдохом энергично, но не сразу сожмите губы, напрягите мышцы подбородка и опустите углы рта. На выдохе расслабьтесь.
  • «Маска смеха». Слегка прищурьте глаза. На вдохе чуть сожмите губы и поднимите уголки рта. Выдыхая, расслабьте мышцы лица.

Упражнение «Чему я научился сегодня»

Вот мы и познакомились со всеми составляющими психического здоровья. Кто их назовет? Правильно, это хорошее настроение, самоконтроль, мозговая активность, релаксация. А закончить занятие я предлагаю следующим заданием. Вам необходимо закончить предложение: «Я сегодня научился…» Что понравилось?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

10 октября отмечается Всемирный день психического здоровья. День установлен по решению Всемирной федерации психического здоровья при поддержке Всемирной организации здравоохранения в 1992 году.Целью В.

Материал подготовлен с учетом особенностей воспитанников детского дома, Речь идет о «Семье» в детском доме об условиях их роживания.

Детская игра — это собирание своего «Я», сфера самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореализации, так считает американский психолог Джорж Мид. Другими словами в игре наибо.

Реабилитация при психических заболеваниях.

Буклет содержит практические рекомендации для проведения мышечной релаксации и медитативных, дыхательных упражнений.

Данная разработка составлена с учетом программы для СПО и относится к внеурочной деятельности.Рекомендую проводить экологический турнир с первыми курсами. При подготовке и проведении желаю всем .

Работу выполнил ученик 10 класса и посвящена она проблеме плоскостопия. Проектным продуктом является презентация и буклет.

Источник

Про здоровье и витамины © 2022
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector