Институт клинической психиатрии и психологии
Психическое здоровье – важнейшая ценность человека
Владивосток, ул. Лазо, 6-б, 8(42З)22-60-888; 259-30-06
ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ – ВАЖНЕЙШАЯ ЦЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ИЛИ ОНО НИКОМУ УЖЕ НЕ НУЖНО?
О психиатрии и обществе
— 10 октября — Всемирный День психического здоровья. Зачем он в календаре?
— Хорошее качество жизни – вот к чему стремится весь цивилизованный мир. И совершенно очевидно, что психическое здоровье не должно оставаться на втором плане во внимании людей, это важнейшая предпосылка для высокого качества жизни, продуктивной деятельности личности, семьи, целого народа, да и всей человеческой популяции. В то же время, по последним данным, более 30% людей на планете имеют расстройства психики разной степени выраженности. При этом большая часть нарушений относится к так называемым пограничным психическим расстройствам.
Всемирный день психического здоровья имеет целью повышение общественной осведомленности в отношении вопросов психического здоровья. Чему уделяет большое внимание и наше краевое общество психиатров, объединяющее психиатров, наркологов, психотерапевтов и психологов Приморского края.
— Однако традиционно у граждан нашей страны психиатры вообще не вызывают доверия. Почему?
— Это уже не совсем так, но для значительной части населения поход к психиатру пока остается чем-то из области фантастики. Как-то мне пришла на ум грустная шутка: у нас к психиатру порой приходят, когда все равно – либо в петлю, либо уж к психиатру. И этому есть объяснение: отсутствие информированности и просвещенности у населения. Ведь многие по сей день ошибочно полагают, будто психические расстройства не обратимы, а лечиться у психиатра опасно помещением в жесткие условия психиатрической клиники, отвержением общества и так далее. То есть, слухи, невежество и, конечно, ограниченные возможности соответствующей государственной службы делают свое дело в России.
Кроме того, образ психиатра дискредитирован самой отечественной системой здравоохранения. По моим наблюдениям, в XXI век перекочевали многие устои еще из XIX века. Имею ввиду тот самый полутюремный дух многих психбольниц, зачастую церберские методы работы медперсонала, унижающие личностное достоинство человека. Нищенский бюджет здравоохранения и крохи, остающиеся для психиатрии, платная специализация по психиатрии в интернатуре могут привести к тому, что врачи-психиатры просто исчезнут. К тому же о зарплате западных медиков и психиатров наши специалисты могут только мечтать.
Диспансерное наблюдение, во многих случаях необходимое, пожалуй, одно из самых страшных для наших сограждан препятствие для обращения к психиатру. И в чем-то они правы. Ограничения на профессию недавно коснулись и госслужащих – теперь их будут увольнять, если узнают, что кто-то перенес, например, депрессию.
Между тем, достижения современной психиатрии и фармакологии потрясающие. Современная психиатрия располагает средствами, которые помогут при самых тяжелых расстройствах. Даже при шизофрении до 15% пациентов после адекватного лечения могут забыть о том, что когда-то болели. В большинстве случаев можно добиться выздоровления или стойкой ремиссии. Главное, чтобы этим вовремя занялся хороший врач, а больной находился в человеческих условиях. И тогда бывшему пациенту не надо будет стесняться того, что он лечился у психиатра. Потому, хочу это подчеркнуть, совершенно неверно складывать впечатление о возможностях психиатрии, указывая пальцем на нескольких тяжело больных чудаков, которых можно увидеть на улице. Конечно же, и психиатрия не всесильна, как, впрочем, и другие отрасли медицины.
— Опыт каких страны, на ваш взгляд, достоин внимания?
— Думаю, очень интересен опыт Великобритании и Италии. Он интересен, прежде всего, организацией психиатрической помощи. Сегодня в этих государствах больниц для душевнобольных нет. Сами больные, конечно, есть. Только лечат их, и вполне успешно амбулаторно. А когда необходима госпитализация, то больных помещают в обычные многопрофильные клиники для нормальных людей. Таким образом, пациенты не ощущают себя изгоями. Это так же способствует их скорейшему выздоровлению.
О людях и душевных болезнях
— Как Приморье выглядит на общероссийском фоне в плане психического здоровья?
— Важнейшая особенность Приморья – это «реликтовая» психиатрическая больница во Владивостоке, 35 лет назад размещенная в аварийном здании после того, как прежняя стала тонуть в болоте на 2-й речке. В больнице из-за тесноты и скученности нет элементарных возможностей для дифференциации больных тяжелыми формами психических расстройств и теми, для кого помещение в стационар было единственным в жизни. Отсутствуют условия для полноценной психотерапии и реабилитации. Требуется скорейшее строительство типовой больницы, которое, слава Богу, уже запланировано администрацией края.
Не могу сказать, что по статистическим показателям мы чем-то очень выделяемся. Реакции на стресс, невротические и депрессивные расстройства, пожалуй, также часты, как и в Москве. Между тем средние показатели края несколько выше общероссийских в отношении алкоголизма и наркомании. Шизофрения и прочие эндогенные заболевания так же возникают у приморцев чуть чаще, чем у остальных россиян.
— С чем это связано, по-вашему?
— Вероятно, подобная предрасположенность была еще у переселенцев первых волн. Сюда ведь ехали люди неординарные, с определенным авантюристским складом характера, который часто сопряжен с психическими аномалиями. Добавьте сюда каторжан и огромную плотность исправительных учреждений для преступного мира. Среди них не менее 80% нуждается в психиатрической помощи.
— Бытует мнение, что психиатры сами становятся не вполне здоровыми, при многолетней работе с пациентами. К тому же еще Чехов подогрел это воззрение своей «Палатой № 6».
— Неужели я произвожу впечатление человека с отклонениями? Психиатры – обычные люди, могут, как и все, страдать различными заболеваниями. Но никто за всю историю психиатрии не заметил закономерности, о которой говорит расхожий стереотип. Безусловно, профессия накладывает отпечаток на мировоззрение личности – но это касается любой сферы деятельности, а не только нашей.
Вообще на разных стадиях приобретения профессионального и жизненного опыта психиатр воспринимает окружающих людей по-особенному. К примеру, начинающий специалист зачастую не видит у пациентов признаков психического заболевания. После этого периода, как правило, молодой психиатр начинает автоматически ставить психиатрические диагнозы всем, с кем общается просто за чашкой чая. А затем приходит в итоге к тому, что границы психической нормы очень широкие. А к пациенту, как и к любому человеку надо с уважением и терпимо, принимая во внимание его инаковость. И заниматься диагностикой и лечением тогда, когда действительно есть болезнь.
— Надо ли бывать на осмотре у психиатра так же регулярно, как и у стоматолога?
— Зачем? Нет! Просто необходимо бережно относиться к собственному психическому здоровью и посетить специалиста в случае, если действительно что-то беспокоит. К примеру, чувство психического дискомфорта, повышенная раздражительность, тревога, страхи, затяжная апатия, нарушения сна или возникшее нежелание общаться с людьми и тому подобные признаки дисфункции нервной системы. Не вредно появиться на консультации и тем пациентам, которые страдают от болей в области сердца, желудка или в других областях, но у них не обнаруживают телесных заболеваний. Впрочем, если и обнаруживают то, еще консультация еще важнее. Любое заболевание сопровождается психическими расстройствами. Не говоря уже о том, что повторят без конца — все болезни от нервов. Довериться врачу-психиатру так же логично, как и при проблемах с зубами. Мы ведь не пытаемся накладывать пломбы себе самостоятельно.
— Что нужно для поддержания психического здоровья вообще?
— Важные дела и постоянное наличие задач, требующих обязательного решения. Это мобилизует наши душевные и интеллектуальные ресурсы, заставляет жить полнокровной жизнью, которая и есть непременное условие всякого здоровья. Кстати, часто говорят, будто главное — здоровье (имея в виду физическое), а все остальное приложится. А что будет прикладываться? Я уверен, что все наоборот: будет интерес к жизни, цели, стремление к ним и тепло близких людей – вот тогда и физическое здоровье сохранится, и психическое.
Об Эрмитаже и улице Шепеткова
— Почему у вас когда-то возникло желание стать психиатром?
— Это произошло случайно. В школе я отдавал предпочтение точным наукам и долгое время думал, что больше всего мне интересна именно физика. Но затем учиться в вузе Владивостока смысла не видел, а содержание студента в Москве мои родители не потянули. Поступил в медицинский вместе с другом, предполагая, что будет интересно работать врачом. На третьем курсе задумался, насколько это мое, хотел бросить, несмотря на нормальную успеваемость. Один из преподавателей тогда дал мне мудрый совет уйти в академический отпуск и за год все обдумать основательно.
Помимо этого, я увлекался живописью, и одно время намеревался связать с ней свою жизнь. Продолжал, учась в мединституте. Вот в «академе» я и занялся именно этим, работая художником-оформителем. Неизгладимое впечатление на меня произвело первое посещение Эрмитажа. Вспоминая шедевры музея, я осознал, что у меня нет каких-то идей, которые мне хотелось бы осуществить в живописи. Вернулся к медицине, полагая, что мне будет интересна терапия или неврология. Лишь однажды брал в руки кисть для «халтуры» — это произошло, когда учился в ординатуре и просто не на что было жить.
Однако когда в мединституте я познакомился с психиатрией и психотерапией, понял, что здесь огромное количество захватывающих и трудно решаемых задач. И после института 35 лет моей жизни были связаны с психиатрической больницей на улице Шепеткова.
— Теперь не жалеете о своем выборе?
— О выборе профессии не сожалел никогда. Более того, моя дочь тоже стала психиатром, и я поддержал ее выбор, потому что не знаю ничего более интересного, чем работа с людьми и человеческой психикой. Разочарован только тем, что психиатрию втиснули в эти нечеловеческие условия, что врачи и больные вынуждены выдерживать все эти тяготы. Со временем пришло понимание, что терапия лекарствами должна сочетаться с психотерапией, что для психиатра важны психология и философия. И как говорил Карл Ясперс, психиатр должен думать.
— Как вы предпочитаете отдыхать?
— В одиночестве и в тайге. Уйти в какую-нибудь приморскую глушь, поставить палатку, рыбачить, готовить пищу на костре и не произнести ни слова за несколько дней – вот, что дает затем сил на весьма продолжительное время. После, возвратившись в город, еще долго остаешься нечувствительным к суете и грузу обыденности, не прибегая к медитации.
— Самая увлекательная книга, по вашему мнению?
— Их много. Чаще читаю книги по специальности. Сейчас читаю «Этологию в психиатрии». Второй раз пытаюсь дочитать «Чапаев и пустота» Пелевина, но воодушевления не испытываю. Что-то с психиатрией здесь ассоциировано. Впрочем, мне редко нравятся книги, где изображены мои коллеги или пациенты.
— «Полет над гнездом кукушки» — единственный, который мне понравился, если говорить о нашей тематике. Он явился поистине революционным и, думаю, повлиял на мировоззрение в западном мире. В 60-70 годы предшествующего столетия начались главные организационные изменения в психиатрии, которые развеяли кошмарный страх перед ней у большинства населения.
Александр Коломеец, директор Института клинической психиатрии и психологии. Родился в 1950 году в Приморском крае. В 1975 году окончил лечебный факультет Владивостокского государственного медицинского института. Работал врачом-психиатром, учился ординатуре и аспирантуре, был ассистентом и доцентом кафедры психиатрии ВГМИ, главным психиатром города, зам. главного врача психиатрической больницы. С августа 2010 года – директор Института клинической психиатрии и психологии. Женат, имеет дочь и внучку.
Источник
Здоровье как социальная ценность
Проблема исследования: здоровья как социальной ценности.
Объект исследования: здоровье как универсальная ценность.
Предмет исследования: здоровье человека и общества как социальная ценность, взаимосвязь в ней витального и социального содержания как основания для формирования научной концепции здоровья человека в современных условиях.
Цель исследования: рассмотрение социально-философских проблем здоровья в их аксиологическом аспекте, исследовании сущности здоровья и тенденций в динамике его ценностных характеристик, анализе причин, приведших к «обесцениванию здоровья», и обосновании путей их устранения.
Методы исследования:принципы диалектической взаимосвязи общего и частного, целого и его части; использование системно-исторического подхода и его синергетических вариантов, применительно к анализу здоровья человека и социума как открытых систем. В исследовании ряда аксиологических проблем автор использовал «теорию социальных эстафет» М.А.Розова. В своей работе автор опирался также на методы и модели генерализации знания, приемы экспликации общетеоретических положений при анализе конкретных проблем. Особое место в исследовании занимает аксиологический подход как мировоззренческая ориентация на рассмотрение здоровья как высшей ценности.
Положения, вынесенные на защиту:
1. По своей социально-ценностной сущности здоровье — это универсальное благо, имеющее смысложизненное значение для людей, обеспечивающее жизнь как высшую ценность. Ценностное содержание здоровья выражается в отношении человека (общества) к своему состоянию, детерминирующему определенные ценностные ориентации и предпочтения. Особую актуальность ценностные характеристики приобретают в условиях возрастания угрозы здоровью на планетарном уровне, динамизма в развитии человеческой популяции, специфической ситуации со здоровьем, сложившейся в современной России.
2. Здоровье как индивидуальная ценность — это значимость меры возможного осуществления человеком целенаправленных и осознанных действий без ухудшения своего физического, духовного и социального состояния, без потерь в степени своей социализации.
3. Здоровье как социальная ценность — это значимость для социальной группы степени реализации смысложизненных возможностей ее членов. Социальность, как ценностная характеристика здоровья, выражает значение определенных социальных связей, места и роли человека в решении общественных задач, что обеспечивает личности достаточный уровень социальной адаптивности.
4. Существует закономерная зависимость между здоровьем общества и здоровьем индивида. В здоровом обществе гармонично формируется физическое, психическое и духовное здоровье индивидов, а наличие здоровых индивидов обеспечивает достаточный уровень общественного здоровья в экономической, социально-политической и духовной сферах.
5. На протяжении всей истории человечества здоровье рассматривалось как высшая универсальная ценность. Однако значимость физической, духовной и социальной составляющих этой ценности для общества и индивида в различные исторические эпохи была различна. Тенденция в динамике значимости названных составляющих здоровья такова: от физического через духовное к социальному.
6. В современных условиях переход от аспектного к целостному (интегральному) подходу к здоровью человека в значительной степени сдерживается преувеличением в существующих естественнонаучных и социобиоло-гических теориях какого-либо одного аспекта здоровья (физического или социокультурного), отсутствием социально-философских и методологических оснований его исследования. Преодоление фрагментарности в исследовании здоровья и его ценности возможно на пути использования философско — аксиологического метода — подхода и опоры на интегративные концепции. Такой путь формирует мировоззренческие и теоретические основы комплексной концепции ценности здоровья.
7. Гармоничность физического, психического и социального здоровья выступает одним из главных факторов личной и общественной жизни, создания высокой гуманистической культуры, рационального отношения человека к окружающей среде, формирования социальной политики государства в области сохранения и укрепления здоровья, усиления нацеленности общества на культивирование здоровья как высшей ценности.
8. Здоровье конкретного общества относительно, но степень его относительности ограничена определенными пределами: объективностью функций здоровья, его зависимостью от исторической эпохи, соотношением с другими ценностями, психической организацией человека. Основными принципами научной организации деятельности по укреплению здоровья выступают: целостность, историзм, преемственность, сочетание общечеловеческого и национального, принцип главного звена и др.
9. По показателю отношения общества к индивидуальному здоровью его членов, можно утверждать, что для современной России характерно противоречие между всё большим осознанием его как высшей ценности и фактическим «обесцениванием здоровья как ценности». Это является следствием снижения социальной нацеленности политики государства, уменьшения расходов на здравоохранение, имущественной дифференциации населения и других социокультурных факторов, доля и роль которых значительно возрастает по сравнению с природными факторами. Это свидетельствует о росте влияния социальных причин на ценностное отношение к здоровью и личности, и общества.
Теоретическая значимость: в диссертации представлена авторская концепция здоровья как социальной ценности. В рамках этой концепции: предложено аксиологически ориентированное понимание сущности здоровья как потенциальной совокупности биопсихосоциальных возможностей человека, реализуемых в конкретных условиях без потерь в адаптации к жизненной среде, как гармоничная совокупность физического, духовного и социального состояния человека, в которой утраты в адаптации к среде в физическом отношении могут быть компенсированы духовной и социальной его составляющими; в динамике ценности и оценке здоровья в развитии человечества выявлена закономерная тенденция последовательного перехода от доминирования физической составляющей здоровья к его социальной составляющей, зависимость этой тенденции от экономической, социально-политической и духовной жизни общества, уровня цивилизованности и социальной ориентации государства; на основе новейших достижений в области естественнонаучного знания уточнены ценностные характеристики здоровья человека, раскрыты новые аксиологические аспекты здоровья в связи с появлением современных биотехнологий, развитием геномных исследований, возможностью разных видов клонирования, свидетельствующие об актуализации социокультурных проблем ценности здоровья, его сохранения как на индивидном, социумном так и на планетарном уровнях; с позиции ценностного подхода проведен анализ существующих медицинских и социобиологических теорий (анамнестической, артритической, стрессорной, евгенической, валеологической). В качестве одной из последних рассмотрена соединительнотканная теория, показан ее интегра-тивно-синергетический характер, позволяющий с большей степенью комплексности рассматривать здоровье; выявлена и сформулирована закономерная взаимозависимость здоровья индивида и здоровья социума, при которой в здоровом обществе здоровье отдельного индивида является высшей ценностью, а уровень здоровья индивидов формирует устойчивые характеристики здоровья общества. Типологизирована система факторов, обусловливающих ценностное отношение к здоровью в физической, духовной и социальной сферах; обосновано и введено в научный оборот понятие «здоровье общества» как социальной ценности, выражающейся в таком состоянии (т.е. доминирующем способе его бытия), при котором социум наиболее полно обеспечивает реализацию биопсихосоциальных возможностей своих членов как принципа их жизнедеятельности; определены пределы относительности здоровья и факторы, обусловливающие его динамику от относительной ценности к ценности абсолютной. Эта динамика позволяет давать как сравнительные, так и прогностические оценки здоровью конкретной социальной системы, на основе которых можно определить меры по повышению его ценности; выявлены основные причины, обусловливающие отклонение современной России от тенденции повышения ценности здоровья в развитых странах (трудности в реализации социальной политики государства, социально-экономическое расслоение населения, механический перенос норм и ценностей других культур и др.) и сформулированы принципы деятельности по предотвращению его обесценивания.
Практическая значимость:
Анализ проблемы здоровья в новых его аспектах позволил проследить методологическую роль социально-философских принципов в определении направлений теоретического исследования в науке и формировании новых научных концепций. Это позволило конкретизировать и подтвердить положение о плодотворном взаимодействии философии и естествознания, по-новому оценить идею создания единой науки о человеке.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается также в том, что оно определяет пути решения задач синтеза биологических, медицинских и социологических концепций в построении аксиологической теории здоровья, на которую можно опираться в практике организации здравоохранения. Сформулированная в диссертации концепция и вытекающие из нее принципы методологического и теоретического характера могут служить основой для разработки политических, социальных, медицинских, а также комплексных научно-исследовательских программ в медико-экологической, медико-культурологической, медико-социологических областях, и в этом смысле быть полезной для профилактики социальных патологий.
Представленная работа имеет определенное значение и как связуюmee звено между социально-философской теорией ценностей, с одной стороны, и философскими проблемами медицины, с другой.
Материалы диссертации могут быть использованы в образовательных программах по философии, социологии, биологии, медицине, социальной антррпологии, культурологии и многим другим дисциплинам, в первую очередь в медицинских и социальных учебных заведениях.
Источник