Меню

Психическое здоровье как элемент здоровья детей

Психологическое здоровье как основа успешной жизнедеятельности дошкольника

Анна Ерохина
Психологическое здоровье как основа успешной жизнедеятельности дошкольника

[u]«…Ребенок беспомощен, но мудрость взрослых дает ему защиту, так как именно окружающие ребенка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития. Основа такого развития — психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье человека в целом» Хухлаева О. В. [/u]

Современные исследования показывают, что наличие у человека качеств психологического здоровья зачастую становится более прочной основой долгой и активной жизни, нежели прямая забота о физическом здоровье. Поэтому вопрос о необходимости поддержании и формировании психологического здоровья детей дошкольного возраста стоит достаточно остро.

Современная жизнь изобилует трудными или критическими ситуациями, с которыми ребенок не всегда может справиться самостоятельно, и ввиду своей беспомощности, поэтому практически все дети требуют той или иной психологической поддержки. Через взрослых, ребенок постигает мир, от него зависит, насколько легко войдет ребенок в сложный взрослый мир. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности.

В энциклопедическом словаре медицинских терминов понятия «психическое здоровье» нет, есть просто слово «здоровье», и им обозначается состояние полного душевного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Отличие психологического здоровья от психического, главным образом заключается в том, что психическое здоровье имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам, а психологическое – относится к личности в целом и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы.

Если говорить о взрослом человеке, то портрет психологически здорового человека,выглядит следующим образом: спонтанный, творческий, жизнерадостный, веселый, открытый, познающего себя и окружающий мир человек не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Он находится в постоянном развитии и способствует развитию других людей. Такой человек берет ответственность за свою жизнь прежде всего на себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом. Это человек, находящийся в гармонии с самим собой.

Ключевым словом для описания психологического здоровья является слово «гармония»,выражающаяся в гармонии между различными аспектами: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими.

Специфика психологического здоровья дошкольников проявляется в иных проявлениях. Условно состояние психологического здоровьяребенка можно разделить на три уровня:

К высокому уровню – креативному – можно отнести детей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности. Такие дети не требуют психологической помощи.

К среднему уровню – адаптивному – относятся дети в целом адаптированные к социуму, однако имеющие некоторую повышенную тревожность.

К низкому уровню — дезадаптивному – можно отнести детей, чей стиль поведения характеризуется, прежде всего, стремлением приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям или возможностям, или, наоборот, используя активную наступательную позицию, подчинить окружение своим потребностям.

Разрушающееся воздействие на психологическое здоровье оказывает ряд факторов, которые можно разделить на две основные группы: средовые (все, что окружает ребенка) и субъективные (его индивидуальные личностные особенности).

К средовым факторам можно отнести неблагоприятные семейные условия и неблагоприятные условия, связанные с детским учреждением. Так в детском саду психотравмирующей может стать ситуация первой встречи с воспитателем, которая во многом определит последующее взаимодействие ребенка со взрослыми. Проведенные исследования показали, что в случае, когда педагог не замечает направленных к нему обращений детей, это может, с одной стороны, привести к росту самостоятельности ребенка, снижению его эгоцентризма. С другой – к фрустрации потребности безопасности, развитию тревожности, психосоматизации ребенка. Кроме того, в детском саду ребенок получает возможность появления конфликтных отношений со сверстниками, что нарушает эмоциональный комфорт, тормозит формирование его личности.

К внутриличностным (субъективным) факторам относятся характер, темперамент, самооценка. Учет индивидуальных особенностей ребенка при построении работы, особенно оздоровительной, создаст благоприятную почву для эффективного созидания психологического комфорта и формирования психологического здоровья каждого конкретного ребенка.

Читайте также:  Факторы риска окружающей среды влияющие здоровье человека

В целом можно сделать вывод, что психологическое здоровье формируется при взаимодействии внутренних и внешних факторов. Основным условием нормального психосоциального развития (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или воспитателей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение за ребенком. Следует предоставлять ребенку больше самостоятельности и независимости.

Для поддержания психологического здоровьядетей педагоги должны в своем взаимодействии с ребенком осуществить ряд задач:

1) Обучение положительному самоотношению и принятию других людей.

2) Обучение рефлексивным умениям (умение осознавать свои чувства, причины поведения).

3) Формирование потребности в саморазвитии (умение находить в трудных ситуациях силы внутри себя).

Для осуществления профилактических мер по формирования психологическогонеблагополучия в развитии ребенка педагогам рекомендовано:

• Создавать в учреждении спокойную, жизнерадостную обстановку.

• Проявлять искренний интерес к личности каждого ребенка, его состоянию, настроению.

• Организовывать жизнедеятельность детей таким образом, чтоб у них накапливался положительный опыт добрых чувств.

• Собственным поведением демонстрировать уважительное отношение ко всем детям.

• В ходе обучающих занятий учитывать возрастные особенности и интересы детей.

• Создавать условия для формирования у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, привязанности и доверия ко взрослым.

• Учить детей осознавать свои эмоциональные состояния, настроения и чувства окружающих людей.

• Учить детей устанавливать связь между поступками, событиями, настроением и самочувствием людей.

• При организации взаимодействия чаще пользоваться поощрением, поддержкой детей, чем порицанием и запрещением.

• Создавать условия для эффективного доверительного сотрудничества с родителями воспитанников.

Консультация для родителей дошкольника «Как сохранить и укрепить психологическое здоровье детей» Для начала давайте определим, что же такое Психологическое здоровье? Это основа жизнеспособности ребенка, которому в процессе детства и.

Консультация для родителей «Психологическое здоровье дошкольника» В наше современное, насыщенное инновациями время мы – родители, порой не успеваем за всеми понятиями, что касается сохранения здоровья наших.

Круглый стол для родителей «Психологическое здоровье детей» «Психологическое здоровье детей» (совместно с воспитателем группы) Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей, формирование.

Круглый стол с родителями «Психологическое здоровье воспитанников» .

Психологическое здоровье детей Как цель и критерий успешной работы ДОУ Здоровье человека всегда было, есть и будет одним из основных ценностей, которые характеризуют развитость цивилизации. В современной ситуации.

Психологическое здоровье дошкольников в ДОУ В современных условиях развития общества проблема психологического здоровья детей является актуальной, как никогда ранее. Социальные перемены,.

Тематический педсовет «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника» Дошкольное детство — возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Л. И. Божович, Г. М. Бреслав, К. Бюлер,.

Тренинг для родителей второй младшей группы «Психологическое здоровье дошкольника» Цель: донести до родителей второй младшей группы информацию о сохранении и укреплении психологического здоровья младших дошкольников. Оборудование:.

Тренинг. Психологическое здоровье педагогов. Цель: профилактика эмоционального выгорания, обучение навыкам саморегуляции и расслабления, формирование положительного эмоционального состояния,.

Здоровье воспитанника и воспитателя-основа успешной совместной деятельности (фотоотчёт) Добрый день. Представляю вашему вниманию краткосрочный проект по здоровьесбережению: «Здоровье воспитанника и воспитателя — основа успешной.

Источник

Психологическое здоровье детей как цель и критерий успешности психологической поддержки детей

Надежда Мурашкина
Психологическое здоровье детей как цель и критерий успешности психологической поддержки детей

Психологическое здоровье детей как цель и критерий успешности психологической поддержки детей

Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребёнка в процессе его жизнедеятельности.

Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что практически все дети требуют той или иной психологической поддержки, поскольку находятся под воздействием ряда неблагоприятных факторов.

Читайте также:  По рекомендации воз принято выделять 4 уровня изучения здоровья что относится ко второму уровню

Важнейший фактор, неблагоприятно влияющий на детей сегодня,— это нестабильность: экономическая, политическая, ценностная.

Среди возможных психотравмирующихфакторов можно выделить :

— быстроту трансформации социальной ситуации. В особенности это касается изменения социального статуса и благосостояния людей;

— возрастающий информационный поток, в котором находятся современные дети;

— проблема кризисности развития детей. Многие психологи говорят, что современные дети отличаются от детей, которых изучали Ж. Пиаже, Л. С. Выготский. Стали другими внешние формы активности, например, заметно потускнела сюжетно-ролевая игра, распались многие социально- культурные механизмы (многопоколенная и многодетная семья, разновозрастное сообщество ребят в деревне или в городском дворе).

Сказывается и кризис семьи. Распад семьи наиболее характерен для семей с очень низким и очень высоким уровнем доходов. Процесс социализации ребёнка в однодетной семье происходит при дефиците общения со сверстниками. Внедрение раннего обучения приводит к перераспределению темпов развития познавательных процессов, являющегося фактором риска нарушения здоровья детей. Это может приводить к ухудшению здоровья детей – психического, физического, социального.

Здоровье – это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создаёт фундамент будущего благополучия личности.

Что понимается под психологическим здоровьем?

Термин «психологическое здоровье введён И. В. Дубровиной, которая считает, что психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Психологическое здоровье тесно связано с физическим здоровьем, т. к. достаточно очевидна, по мнению медицины, возможность влияния психологических факторов на развитие и течение болезней.

Что же характеризует психологически здорового человека?

В качестве иллюстрации можно привести результаты исследования Джюэтта, изучавшего психологические характеристики людей, благополучно доживших до 80-90 лет. Оказалось,что всем им характерны следующие качества: оптимизм, эмоциональное спокойствие, способность радоваться, самодостаточность и умение адаптироваться к сложным жизненным ситуациям.

Если составить обобщённый портрет психологически здорового человека, то мы увидим спонтанного, творческого, жизнерадостного весёлого, открытого, познающего себя и окружающий мир человека не только разумом, но и чувствами, интуицией. Его жизнь наполнена смыслом. Это человек, находящийся в полной гармонии с самим собой и окружающим его миром. Таким образом, можно сказать, что ключевым словом для описания психологического здоровья является слово «гармония».Это гармония между различными аспектами: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими. Всё сказанное больше подходит к взрослому человеку.

К психологическому здоровью детей относится:

— интеллектуальное – проявление умственных способностей, любознательности, высокого уровня обучаемости;

— социально-нравственное – честность, эмпатичность, коммуникабельность, терпимость, сформированность навыков общения;

— эмоциональное – уравновешенность, высокая самооценка, эмоционально-эстетическая отзывчивость на прекрасное, способность удивляться и восхищаться.

Условно состояние психологического здоровья ребёнка можно разделить на три уровня:

— к высокому – креативному- можно отнести детей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности. Такие дети не требуют психологической помощи.

— к среднему уровню – адаптивному- отнесём детей в целом адаптированных к социуму, но по результатам диагностических методик имеют тревожность и проявляют определённые признаки дезадаптации. Такие дети нуждаются в групповых занятиях профилактически-развивающей направленности.

— к низкому уровню – дезадаптивному – отнесём детей, которые используя активную наступательную позицию, стремятся подчинить окружение своим потребностям, не готовые измениться сами или, наоборот, стиль поведения характеризуется прежде всего стремлением приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям и возможностям.

Для организации психологической поддержки необходимо определить факторы риска нарушения психологического здоровья детей.Их можно разделить на две группы:

— средовые (всё, что окружает ребёнка);

— субъективные (его индивидуальные личностные особенности)

К средовым факторам относятся неблагоприятные семейные условия и неблагоприятные условия, связанные с детским учреждением. К семейным факторам риска можно отнести нарушения психологического здоровья самих родителей (повышенная тревожность, эмоциональная холодность, неадекватный стиль воспитания (гиперопёка или сверхконтроль, нарушения механизмов функционирования семьи (скандалы, конфликты между родителями или отсутствие одного из родителей). В детском учреждении психотравмирующей может стать ситуация первой встречи с воспитателем, которая во многом определит последующее взаимодействие ребёнка со взрослым. Проведённые исследования показали, что педагог обычно не замечает 50% направленных к нему обращений детей. С одной стороны это может привести к росту самостоятельности ребёнка, с другой – к негативному психическому состоянию, обусловленному невозможностью удовлетворения тех или иных потребностей. Кроме того, в детском саду ребёнок может попасть в конфликтные отношения со сверстниками, что нарушает эмоциональный комфорт, тормозит формирование его личности.

Читайте также:  День здоровья беседа для детей 3 4 лет

К субъективным (внутриличностным) факторам относятся характер, темперамент, самооценка ребёнка. Учёт индивидуальных особенностей ребёнка при построении работы, особенно оздоровительной, создаёт благоприятную почву для эффективного созидания психологического комфорта и формирования психологического здоровья каждого конкретного ребёнка.

Психологическое здоровье формируется при взаимодействии внутренних и внешних факторов. Основным условием нормального психосоциального развития (помимо здоровой нервной системы) признаётся спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или воспитателей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребёнка, беседуют, играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение за ребёнком, предоставляют больше самостоятельности и независимости.

Для эффективной психологической поддержки детей необходимо использовать как групповые, так и индивидуальные формы работы в зависимости от выраженности нарушений психологического здоровья.

Задачи психологической поддержки:

1. Обучение положительному самоотношению и принятию других людей;

2. Обучение рефлексивным умениям (умение осознавать свои чувства, причины поведения);

3. Формирование потребности в саморазвитии (умение находить в трудных ситуациях силы внутри себя).

Работа по формированию психологического здоровьясостоит из следующих этапов:

1. Диагностика тревожности и адаптированности детей к ДОУ и семье, наблюдение за детьми и последующее определение их психологического здоровья

2. Организация развивающих занятий с детьми первого уровня

3. Включение детей, отнесённых ко второму уровню психологического здоровья, в групповые занятия развивающе- профилактической направленности.

4. Коррекционная работа с детьми, относящимися к третьему уровню психологического здоровья (индивидуальные занятия и занятия в малых группах)

5. Консультирование воспитателей и родителей по формированию психологического здоровья.

В процессе индивидуальной и групповой работы используются методы:

психогимнастика М. И. Чистяковой. Занятия по психогимнастике включают в себя ритмику, пантомиму, коллективные танцы и игры;

Сюжетно-ролевые игры способствуют коррекции самооценки ребёнка, формированию у него позитивных отношений со сверстниками и взрослыми;

Подвижные игры- обеспечивают эмоциональную разрядку, снимают торможение, связанное со страхом, способствуют гибкости поведения и усвоению групповых норм, развивают координацию движений;

— изобразительное творчество- один из ведущих методов психокоррекции эмоциональных нарушений у детей. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребёнка.

Общеизвестен факт влияния педагога на своих воспитанников в процессе педагогического общения и деятельности. Чему научатся дети, каким будет их эмоциональное состояние, зависит от вашего настроения, от вашего умения управлять собой, от вашей способности решать различные проблемы.

— Создавайте в группе спокойную, жизнерадостную обстановку;

— Создавайте условия для формирования у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, доверия ко взрослым,

— Создавайте условия для эффективного доверительного сотрудничества с родителями ;

— Проявляйте искренний интерес к личности каждого ребёнка, его состоянию, настроению;

— Демонстрируйте своим поведением уважительное отношение ко всем детям;

— Организовывайте жизнедеятельность детей таким образом, чтобы у них накапливался положительный опыт добрых чувств;

— Учитывайте возрастные особенности и интересы детей;

— Чаще используйте поощрение и поддержку, чем порицание и запрет;

— Учите детей осознавать свои эмоциональные состояния, настроения и чувства окружающих людей;

— учите детей устанавливать связь между поступками, событиями, настроением и самочувствием людей.

Главное, чтобы ребёнок вырос весёлым, активным, самостоятельным, доброжелательным, любознательным, уверенным в себе, инициативным, открытым и сопереживающим, а значит психологически здоровым.

Источник

Adblock
detector