Тренинг «Играя, укрепляем психологическое здоровье»
материал
Тренинг для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
тренинг для педагогов | 23.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг «Играя, укрепляем психологическое здоровье»
(в рамках недели психологии «Психологическое здоровье»)
Цель: гармонизировать внутренний мир педагогов.
- познакомить педагогов с некоторыми приемами психологической саморегуляции;
- снижение психоэмоционального напряжения;
- создание благоприятного эмоционального состояния, способствующего сплочению педагогического коллектива.
Форма проведения: тренинг.
Категория : педагоги ДОУ.
Кол-во человек: 20 человек.
Дата: 29 января 2020 г.
Оборудование : цветные лепестки, по количеству участников (синяя, фиолетовая, зеленая, красная, коричневая, желтая, серая, черная); шкатулка, записки с пожеланиями, ватман, клей ПВА, мусорная корзина, 20 ручек, 30 листов бумаги А-4, мольберт, арома лампа, свеча, аромомасла: мелисы, пихты, лаванды, апельсина, бергамота, эвкалипта, аудио запись «Шум моря» и «Небесные цветы», цветные карандаши, краски, кисточки, солнцезащитные очки с розовым стеклом, непроливайка, простые карандаши, ластик, восковые мелки.
Звучит музыка. Участники тренинга садятся в круг.
1.Упражнение «Я рад тебя видеть»
Цель: позитивное настроение, настрой на работу.
Участники тренинга, передавая друг другу солнышко продолжают фразу: «Лена, я рада тебя видеть…»
2.Упражнение «Продолжи фразу»
Цель: повышение работоспособности, позитивного настроения.
Участники тренинга продолжают фразу, перекидывая друг другу мяч и обращаясь ко всем членам группы: «Привет, сегодня замечательный день, потому что…» Следующий участник повторяет высказывание предыдущего и придумывает свое продолжение.
Психолог: Чтобы начать плодотворную работу, посмотрим какое настроение и самочувствие у Вас преобладает.
3.Диагностическое упражнение «Цвет настроения»
Цель: определить эмоциональное состояние педагога в начале занятия.
Психолог предлагает участникам тренинга выбрать лепесток, того цвета, который похож на его настроение, затем комментирует значение выбранного цвета.
Синий цвет – спокойствие, удовлетворённость, умение сопереживать, доверие, преданность.
Фиолетовый – тревожность, страх, огорчения.
Зелёный – уверенность, настойчивость, упрямство, потребность в самоутверждении.
Красный – агрессивность, возбуждение, стремление к успеху, желание властвовать и действовать, добиваясь успеха.
Коричневый – цвет покоя и стабильности, необходимость в домашнем уюте.
Жёлтый – активность, весёлость, стремление к общению, ожидание счастья.
Серый – тревожность и негативное состояние.
Чёрный – защищённость, скрытость, желание «уйти в свой внутренний мир».
4.Коллективный коллаж «Поляна цветов»
Цель: установление контакта между членами группы.
Психолог: А сейчас, я предлагаю вам из своих лепестков сделать коллаж «Поляна цветов»
Педагоги крепят свои лепестки к ватману, создавая коллаж «Поляна цветов»
Посмотрите на эту поляну… Каждый цветок индивидуален, не похож на другие. Так и мы с вами все разные, не похожие друг на друга. У каждого свой характер, свой темперамент, свои взгляды на жизнь. И все мы по разному реагируем на неприятности и справляемся с ними.
Каждому человеку нужны ресурсы, благодаря которым можно противостоять неприятностям, сохранить свою жизнестойкость.
Важное условие сохранения и укрепления психологического здоровья педагога – развитое умение сбрасывать напряжение, усталость и расслабляться.
5.Тест «Способны ли Вы противостоять стрессу» (приложение 12)
Цель: выявить степень стрессоустойчивости педагогов.
Психолог: Природа одарила человека способностью к саморегулированию, то есть никто иной, а вы сами можете управлять своим эмоциональным состоянием.
Я хочу предложить вам несколько техник, которые помогут расслабиться, снять напряжение.
Для снятия эмоционального напряжения следует особое внимание уделять своему дыханию.
6. Упражнение «Полное дыхание»
Психолог : Для снятия эмоционального напряжения следует особое внимание уделять своему дыханию.
Когда вы испытываете эмоциональный дискомфорт, просто проверьте, как вы дышите. Дыхание состоит из трёх фаз вдох — пауза — выдох. При повышенной возбудимости, беспокойстве, нервозности или раздражительности нужно дышать так. Вдох — пауза — выдох. Начните с 5 секунд. Попробуем!
Сядьте удобно. Сосредоточьте своё внимание на дыхании. Сделайте глубокий вдох. Приподнимается живот, затем грудь, плечи. Воздух занимает все лёгкие. Задержите дыхание, сосчитав до 5. Выдох. Медленно через рот, сопровождая звуком с-с-с так, чтобы вышел весь воздух. Расслабьтесь. Вы почувствуете, как грудная клетка сама наполнится свежим воздухом. (Повторите упражнение несколько раз, постепенно увеличивая время паузы)
Цель: снижение мышечного и эмоционального напряжения.
Сядьте удобно: руки положите на колени ладонями вверх, плечи и голова опущены. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинаем медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь, представьте себе, что лимон находится в левой руке. Начинаем медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте, что у вас в каждой руке лимон. Начинаем медленно сжимать их до тех пор, пока не почувствуете, что выжали весь сок. Расслабьтесь.
8. Упражнение «Бумажный мяч»
Цель: снижение психоэмоционального напряжения.
Участники тренинга сидят в кругу, в центре стоит мусорная корзина.
Психолог раздает каждому участнику по листу бумаги. Педагоги на счет три делают из бумаги мяч, на счет три бросают в корзину.
9. Аутотренинг и ароматерапия.
Ароматерапия благоприятно воздействует на человека, улучшает душевное состояние и оказать благотворное действие на весь организм.
Эфирные масла «Мелисы», «Лаванды» – успокаивают и способствуют расслаблению.
Эфирное масло «Апельсин» и «Бергамота» — стабилизирует настроение, устраняет депрессию, печаль, тревогу.
Эфирное масло «Эвкалипта »- антисептическое, противовоспалительное, иммуномодулирующие, улучшает умственную деятельность, повышает настроение, снижает утомляемость.
Эфирное масло «Пихты » — является одним из самых сильных тонизирующих ароматов. Оно позволяет достичь глубокой релаксации, при стрессе или нервном истощении, развивает стойкость и выносливость в эмоциональном плане, но при этом не несет пассивных установок, а наоборот стимулирует активность.
Звучит аудио запись «Шум моря». Психолог зажигает аромо лампу. Участники группы принимают расслабленную позу «кучера», закрывают глаза и слушают:
10.Упражнение «На берегу моря»
Цель: снижение психоэмоционального напряжения.
Психолог проговаривает слова.
«Сядьте удобно. Закройте глаза. Расслабьтесь. Ничто не должно сковывать дыхание. Сделайте глубокий вдох, Задержите дыхание. Медленно выдохните. Дышите спокойно. Вдох – выдох. С каждым вдохом расслабляется ваше тело. Вдох-выдох. Вам приятно находиться в состоянии покоя.
Представьте себе, что Вы сидите на берегу моря. Окружающий тебя песок сухой и мягкий. Ты чувствуешь его тепло. Оглянись вокруг и ты обнаружишь, что на берегу моря ты совсем один… Рассмотри это место внимательно. Что ты видишь…. Запомни его… Запомни свои ощущения, свое настроение….
Сделай глубокий вдох и ощути запах моря. Морской воздух свежий и немного влажный. Ты чувствуешь себя совершенно спокойно. Пусть волны смоют и унесут твои заботы и всё, что тебя напрягает.
Я постепенно ухожу от своих переживаний. Я совершенно спокоен.
Постепенно образ моря исчезает. Образ моря исчез.
3-2-1 Откройте глаза. Потянитесь. Вы бодры и полны сил.»
12. Арт терапия. Рисунок «мое эмоциональное состояние»
Цель: выявить эмоциональное состояние педагогов в конце занятия.
Психолог: Уважаемые педагоги! Я предлагаю вам нарисовать берег моря, на котором вы сейчас побывали, постарайтесь выразить свое эмоциональное состояние.
Педагоги под релаксационную музыки «Небесные цветы» рисуют.
13.Упражнение «Приветственное письмо»
Цель: установление психологической поддержки.
Педагоги пишут письмо своему коллеги. Письмо должно иметь позитивное содержание, личностную обращенность, пожелания, положительные личностные качества.
Цель: обратная связь.
Психолог: Наш тренинг подошел к концу. Я надеюсь, что эти способы самоконтроля вам помогут в стрессовых ситуациях.
— Ваши ощущения после тренинга?
-Что понравилось? Что не понравилось?
— Что было полезным?
— Удалось ли вам расслабиться? Снять напряжение?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наша жизнь набрала такой бешеный темп, что это начинает угрожать не только нервно-психическому, но и физическому здоровью людей. Здесь перечислены некоторые советы, которые могут помочь выйти из состо.
Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка.
Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое.
Не только воспитанники, но и педагоги нуждаются в отдыхе и эмоциональной разгрузке. Подготовка к аттестации, участие в профессиональных конкурсах, конфликтные ситуац.
Цели и задачи данного семинара-тренинга:-ознакомить педагогов с понятиями «Психологическое здоровье», «Синдром эмоционального выгорания»,-способствовать осознанию педагогами своего.
Психологический практикум поможет педагогам ослабить психическую напряженность, снять некоторые невротические реакции, отдохнуть и переключиться от повседневных забот, связанных как с работой, так и с.
Источник
Как физические упражнения помогают в борьбе с хандрой и депрессией
Редакция просит обратить внимание, что стоит различать клиническую депрессию и хандру, сплин (плохое настроение, подавленность и упадок сил).
Депрессия — это психическое расстройство, характеризуется «депрессивной триадой»: снижением настроения и утратой способности переживать радость, нарушениями мышления (негативные суждения, пессимистический взгляд на происходящее и т. д.), двигательной заторможенностью. При депрессии снижена самооценка, наблюдается потеря интереса к жизни и привычной деятельности. В некоторых случаях человек, страдающий ею, может начать злоупотреблять алкоголем или иными психотропными веществами. Если вы заметили у себя все перечисленные симптомы, помимо занятий спортом, обратитесь за квалифицированной помощью.
Об исследованиях влияния упражнений на психическое здоровье
Международная группа ученых собрала данные предыдущих исследований влияния физических упражнений на психическое здоровье, а затем провела их повторный анализ. Они посчитали, что многие исследования прошлых лет зачастую основывались лишь на субъективных данных от пациентов, поэтому для нового мета-анализа были отобраны лишь те, где были использованы объективные методы измерений, а время наблюдения за пациентами после завершения исследования должно было быть не менее одного года. В конечном итоге, нашли несколько исследований, отвечающих заданным критериям — база данных составила более 1 140 000 пациентов.
Взаимосвязь между уровнем физической активности и состоянием психического здоровья оказалась существенной: мужчины и женщины с наиболее низким уровнем физической активности имеют более высокий риск развития депрессии, чем пациенты с высоким уровнем. Испытуемые из средней группы имели риск развития депрессии на 25% больше, чем люди, ведущие активный образ жизни.
Исследователи изучили можно ли использовать физические упражнения для лечения депрессии. Они собрали данные из 25 исследований прошлых лет. В каждом исследовании была контрольная группа пациентов, не занимающихся физическими упражнениями.
Результаты однозначно утверждают, что регулярные упражнения, особенно средней степени сложности и нагрузки (ходьба или бег трусцой), эффективны при лечении депрессии. Психическое здоровье людей значительно улучшалось, если они были физически активны.
Как именно физические упражнения влияют на психическое состояние
Ученые проанализировали данные 20 исследований, где у пациентов с депрессией брали анализы крови до и после упражнений: упражнения значительно снижали показатели различных маркеров воспаления и увеличивали уровень гормонов и других биологически активных веществ, имеющих отношение к психическому статусу.
Однако отметим, что большинство проведенных физиологических тестов имели слишком малый масштаб для получения твердых заключений. Требуется проведение новых экспериментов и исследований для изучения «идеального» набора упражнений, способного предотвращать и лечить депрессию.
Джаспер Смитс, руководитель программы по исследованию и лечению тревоги при Южном методистском университете Далласа:
«Люди, которые занимаются физическими упражнениям, имеют меньше симптомов беспокойства и депрессии, и меньшие уровни стресса и раздражительности. Упражнения начинают воздействовать как антидепрессанты на определенные нейромедиаторные системы в мозге, и они помогают пациентам с приступами депрессии восстановить положительное отношение к жизни. Для пациентов с тревожными расстройствами, физические упражнения уменьшают страхи и сопутствующие симптомы, такие как учащенное сердцебиение и дыхание».
А теперь подробнее:
Уровень сахара
Дозированные (!) нагрузки выравнивают уровень сахара в крови и снимают мышечное напряжение, которое случается у постоянно нервничающих людей. Это позволяет справляться с тревогой, способствует выплеску накопившейся агрессии во вне и без вреда для отношений.
Эндорфины
Во время занятий спортом организм вырабатывает эндорфины — химические соединения, по структуре сходных с опиатами, которые естественным путем вырабатываются в нейронах головного мозга.
Кислород
Физиотерапевты объясняют благотворное воздействие спорта при депрессиях тем, что физическая активность вызывает активный приток кислорода ко всем органам тела, в том числе и к мозгу.
Психологические плюсы
Когда человек хандрит, то, чаще всего, стремится отгородиться от окружающего мира, что в последствии затягивает в пучины депрессии еще глубже. Поэтому специалисты советуют заниматься спортом на свежем воздухе, вдвоем с товарищем или с группой в спортивном зале.
Здесь много факторов, объективных и субъективных: расширение круга общения, новые интересы, знания и цели, смена обстановки и переключение с угнетающих мыслей, экологичное избавление от агрессии, злобы и прочих деструктивных эмоций. Повышение самооценки: если у человека получается выполнить упражнение, он становится увереннее в себе, и это отодвигает на задний план мрачные мысли, позволяет не впадать в отчаяние. Важно и индивидуальные восприятия: например, вам очень нравится ваша новая форма, а прыжки со скакалкой напоминают о детстве.
Какой спорт выбрать для борьбы с депрессией?
Любые физические упражнения, любая нагрузка помогают облегчить симптомы депрессии, даже если это прыжки на месте. Главное, чтобы они нравились вам, и вы не заставляли себя их делать.
Что вам нравится больше?
- езда на велосипеде,
- танцы,
- пешие прогулки или спортивная ходьба,
- оздоровительный бег на не большие дистанции,
- утренняя или вечерняя пятиминутная зарядка,
- занятия аэробикой средней сложности,
- силовые тренировки,
- теннис,
- плавание,
- аква-аэробика,
- йога,
- керлинг,
- прыжки со скакалкой?
Кому-то подойдут и занятия триатлоном, бодибилдингом, пауэрлифтингом или кроссфитом. Это индивидуально. Выбирайте то, что нравится и приносит удовольствие. Ведь важно — развеселить себя и чувствовать прилив сил.
Важно ставить себе цели и заниматься регулярно
Например: проплыть 300 метров, пройти 5 километров, смочь сделать 5 подтягиваний или отжиманий. Да, это маленькие цели. Главное, что они достижимы. И каждый раз это победа: и над собой, и над плохим настроением.
Как часто необходимо заниматься спортом, чтобы избавиться от стресса и поднять настроение? Утреннюю зарядку и йогу можно делать каждый день. Это же относится к прогулкам. Если тренировки требуют нагрузок (аэробика, зал, бег, плавание) — один-три раза в неделю, отдавайте тренингу 30-60 минут.
Телу и мозгу нужен отдых, не нужно тренироваться слишком много!
Постарайтесь заниматься как минимум 15-30 минут три раза в неделю. Начинайте делать упражнения с 20 минут, постепенно увеличивая время до 30, а потом и до 40, и до 60 минут. Когда вы привыкните к занятиям спортом, и они превратятся в привычку для вас, вы можете менять время и комплекс упражнений для большего удобства и интереса (тренировки не должны надоедать).
Мастер спорта СССР по художественной гимнастике, кандидат биологических наук, профессор кафедры теории и методики гимнастики РГУФКСиТ, старший тренер сборной команды по СССР по аэробике Татьяна Лисицкая предлагает делать вот такой комплекс:
- Сядьте спокойно на стул в офисе или в свое любимое домашнее кресло. Положите руки на бедра ладонями вверх. Ноги не перекрещивайте, не кладите ногу на ногу.
- Посмотрите вверх. Улыбнитесь. После этого смотрите вдаль, стремясь взглядом пройти сквозь стены, дома, уйти далеко за горизонт (можно закрыть глаза, мысленно расширяя пространство вокруг).
- Медленно несколько раз (4-8) сжимайте и разжимайте кисти рук. Вы почувствуете, как без вашего контроля дыхание становится ровным, спокойным, ритмичным. А теперь мягкие (слегка согнутые в локтях) руки поднимите перед собой вверх и, не меняя положения, опустите вниз (повторите 4-8 раз).
- Приложите ладони к глазам, и держите глаза закрытыми в течение 2-3 минут. А теперь накройте уши ладонями, чтобы локти были направлены в стороны, а пальцы — назад. Удерживайте позу одну минуту, чуть сжимая уши, затем резко отпустите руки.
- Закончив мини-программу против стресса, улыбнитесь.
Источники: nytimes.com, molnet.ru, medportal.ru, altermedica.ru
Опубликовано в журнале «Зожник», 04.10.2017
Источник