Методы и приемы сохранения психологического здоровья дошкольников в условиях ДОО
Светлана Котихина
Методы и приемы сохранения психологического здоровья дошкольников в условиях ДОО
Методы и приемы сохранения психологического здоровья дошкольников в условиях ДОО.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит приоритетной задачей охрану и укрепление физического и психического здоровья детей.
Большинство современных исследований подтверждают взаимосвязь между психическим состоянием человека и его физическим здоровьем. ВОЗ определяет здоровье не только как отсутствие болезней, но и как состояние полного душевного, физического и социального благополучия.
Термин “психологическое здоровье” был введен недавно, однако описываемые этим понятием личностные особенности являлись предметом исследования многих авторов и рассматривались в разных аспектах (Н. Г. Гаранян, А. Г Холмлгорова, О. В. Хухлаева). Дубровина И. В. говорит о том, что “ психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, основу которого составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства” [20; 43].
“Забота о психологическом здоровье, — пишет И. В. Дубровина,— предполагает внимание к внутреннему миру ребенка: к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, сверстникам, взрослым, (выделено мной. — И. М.) к окружающему миру,. к жизни как таковой.
Таким образом, психологическое здоровье включает в себя:
Способность к саморегуляции
Наличие позитивных образов Я и Другого
Владение рефлексией как средством самопознания
Потребность в саморазвитии
Понятно, что представленный образ психологически здорового человека следует рассматривать как идеальный, как эталон. В большинстве своем дети имеют те или иные отклонения от него, и это нормально.
“Сохранение психологического здоровья детей – важнейшая задача детских воспитательных учреждений, активная роль в ее решении принадлежит педагогу-психологу”, — подчеркивает О. В. Хухлаева [29;24]. Поэтому одна из задач работы педагога-психолога — создание условий для сохранения и развития психологического здоровья дошкольников. Реализуется эта задача через непосредственную работу с детьми, а также опосредованно через взаимодействие с родителями и воспитателями.
Сегодня мы предлагаем вашему вниманию рассмотреть методы и приемы работы психолога со старшими дошкольниками в системе психологических занятий.
Метод Значение Примечания
Психологические игры и упражнения Позволяют снять эмоциональное напряжение, отработать коммуникативные, волевые навыки, обогатить эмоциональный опыт, преодолеть страхи и развить способности к эмпатии, самоосознаванию и принятию других. «Король-Солнце», «В царстве Нептуна», «Магнит», «Жужа», «Розовые очки» и др.
Психогимнастические этюды и игры Позволяют ребенку обогащать эмоциональную сферу; ярче выражать эмоции, черты характера, используя выразительные движения и жесты, мимику «Соленый чай», «Новая кукла», «Лисичка подслушивает», «Король Боровик», «Трудолюбивый ежик»
Коммуникативные игры Развивает коммуникативные навыки (внимание к другому, способность самому быть в центре внимания, говорить о своих желаниях, договориваться, решать спорные вопросы) и дружеские взаимоотношения. «Добрые эльфы», «Путанка», «Принцесса, воин и дракон», «Магазин «Попроси», «Мигалки»
Подвижные игры с правилами Развивают произвольность, способность соблюдать правила, адекватно переживать победы и поражения в играх. «Запретное движение», «Да и Нет», «Сова»
Сказкотерапия и мульттерапия Позволяет уточнять знания ребенка об окружающем мире и взаимоотношениях в нем, развивать способность к творческому решению жизненных задач, обогащать эмоциональный мир, поведенческий репертуар ребенка, расширять самосознание. «Белочка – Припевочка», «Как кенгуреныш стал самостоятельным», «Сказка о зайчике, который обиделся на свою маму», «Маленький медвежонок», «Случай в лесу» и др.
Мультфильмы «Варежка», «Он попался», «Приключения Хомы», «Лунтик»
Чтение и обсуждение художественных произведений, беседа Позволяет ребенку приобщиться к нравственно-этическим нормам общества, развивает у ребенка систему ценностных представлений. Маршак С. Я. «Два котенка», Л. Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду», Циферов Г. «Жил на свете слоненок» и др.
Моделирование и анализ проблемных ситуаций Развивает у ребенка представления о конструктивных способах решения проблемных ситуаций, обогащает поведенческий репертуар ребенка. «Шаловливые игры», «Кривляки, хвастунишки и дразнилки», «Злой язычок», «Машина шутка», «Цирк»
Рассматривание рисунков и фотографий, слушание музыки Обогащение эмоционального мира детей, развитие понимания других и себя Пиктограммы эмоций, сюжетные картинки, музыка для релаксации, музыка настроений
Свободное и тематическое рисование, выражение своего эмоционального состояния в рисунках и танцах, сочинение историй, импровизации Развивает у ребенка способность к самопониманию и самовыражению. Позволяет снизить психоэмоциональное напряжение, улучшить эмоциональное самочувствие. «Мои друзья», «Я в будущем», «Варежки» (рисование в парах, «Волшебная страна», рисование на одном листе в парах, тройках и др.
Релаксационные упражнения Развивают способность ребенка чувствовать свое тело, способность произвольно напрягать и расслаблять мыщцы лица и тела, снимают мышечное напряжение. «Солнечный зайчик», «Тихий час для мышат», «Путешествие на Голубую звезду», «Полет птицы»
Огромное значение для сохранения и развития психологического здоровья у детей имеет повседневное развивающее общение с педагогом в разных ситуациях детской жизни. Поэтому каждую возникающую ситуацию в общении необходимо использовать как воспитательную, развивающую.
«Закаливание — фактор укрепления и сохранения здоровья детей». Младшая группа. Фотоотчёт Самый драгоценный дар, который человек получает от природы, — здоровье. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем.
Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.
Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Для повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики, необходимо проводить ее в течение всего дня. Предлагаю Вашему вниманию примерный.
Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Педагогам известно, какую важную роль играет мелкая моторика пальцев рук в развитии речи детей дошкольного возраста. Предлагаю Вашему вниманию.
Консультация для воспитателей «Методы и приемы руководства детским конструированием» Основной формой обучения детей конструированию являются занятия, на которых применяются различные методы и приемы работы: — наблюдение и.
Мастер-класс для педагогов «Традиционные и нетрадиционные методы и приемы лепки». Здравствуйте, уважаемые коллеги!В нашем детском саду получилось так, что за небольшой промежуток времени обновился и «помолодел» наш педагогический.
Методы и приемы привлечения и удержания внимания детей на занятии в детском саду Цель исследования: — выявить методы и приемы привлечения внимания детей на занятиях в детском саду. Задачи: — изучить литературу по данной.
Выступление на семинаре-практикуме по теме «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников» Тема: «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников» Подготовила: Альфия Нуриева. Цель: -повысить компетентность и успешность.
Источник
Формы работы по сохранению и укреплению психологического здоровья детей в детском саду
презентация на тему
Родители и педагоги дошкольного образования – люди, окружающие ребенка с первых его шагов. Через нас, взрослых, ребенок постигает мир, от нас зависит, насколько легко войдет ребенок в сложный взрослый мир. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности.
Если составить обобщенный портрет психологически здорового человека, то мы увидим спонтанного, творческого, жизнерадостного, открытого, познающего себя и окружающий мир человека не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Он находится в постоянном развитии и способствует развитию других людей. Такой человек берет ответственность за свою жизнь, прежде всего на себя и извлекает уроки из неблагополучных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом. Это человек, находящийся в гармонии с самим собой и окружающим его миром.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_raboty_po_sohraneniyu_i_ukrepleniyu_psihologicheskogo_zdorovya_detey_v_detskom_sadu.docx | 22.32 КБ |
formy_raboty_po_ukrepleniyu_psihicheskogo_zdorovya_v_dou.pptx | 1.72 МБ |
Предварительный просмотр:
Понятие «психологическое здоровье человека»
Родители и педагоги дошкольного образования – люди, окружающие ребенка с первых его шагов. Через нас, взрослых, ребенок постигает мир, от нас зависит, насколько легко войдет ребенок в сложный взрослый мир. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности.
Если составить обобщенный портрет психологически здорового человека, то мы увидим спонтанного, творческого, жизнерадостного, открытого, познающего себя и окружающий мир человека не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Он находится в постоянном развитии и способствует развитию других людей. Такой человек берет ответственность за свою жизнь, прежде всего на себя и извлекает уроки из неблагополучных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом. Это человек, находящийся в гармонии с самим собой и окружающим его миром.
Таким образом, можно сказать, что ключевым словом для описания психологического здоровья является слово «гармония». Это гармония между различными аспектами: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими.
Все вышесказанное мы относим к человеку взрослому, конечно же, психологическое здоровье детей имеет свою специфику.
Специфика психологического здоровья ребенка.
Условно состояние психологического здоровья ребенка можно разделить на три уровня:
— к высокому уровню – креативному – можно отнести детей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва, сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности. Такие дети не требуют психологической помощи.
— к среднему уровню – адаптивному – отнесем детей в целом адаптированных к социуму, однако имеющих некоторую повышенную тревожность.
— к низкому уровню – дезадаптивному — отнесем детей, чей стиль поведения характеризуется, прежде всего, стремлением приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям или возможностям, или наоборот, используя активную наступательную позицию, подчинить окружение своим потребностям. Дети, отнесенные к данному уровню психологического здоровья, требуют индивидуальной психологической помощи.
Факторы риска психологического здоровья детей.
Для эффективного ее оказания необходимо определить факторы риска.
Их можно разделить на две основные группы: средовые (все, что окружает ребенка) и субъективные (его индивидуальные личностные особенности).
Средовые факторы : неблагополучные семейные условия и неблагоприятные условия, связанные с детским учреждением. В детском учреждении психотравмирующей может стать ситуация первой встречи с воспитателем, которая во многом определить последующее взаимодействие ребенка с взрослыми. Для примера: проведенные исследования показали, что педагог обычно не замечает 50% направленных к нему обращений детей. С одной стороны, это может привести к росту самостоятельности ребенка, снижению его эгоцентризма. С другой – к фрустрации потребности безопасности, развитию тревожности, психосоматизации ребенка. Кроме того, в детском саду ребенок получает возможность появления конфликтных отношений со сверстниками, что нарушает эмоциональный комфорт, тормозит формирование его личности.
Субъективные (внутриличностные) факторы: характер, темперамент, самооценка. Учет индивидуальных особенностей ребенка при построении работы, особенно оздоровительной, создаст благоприятную почву для эффективного созидания психологического комфорта и формирования психологического здоровья каждого конкретного ребенка.
Основным условием нормально психосоциального развития признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или воспитателей, которая внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение за ребенком. Следует предоставлять ребенку больше самостоятельности и независимости.
Рекомендации педагогам дошкольного учреждения для сохранения и укрепления психологического здоровья ребенка .
- Создавайте в учреждении спокойную, жизнерадостную обстановку.
- Проявляйте искренний интерес к личности каждого ребенка, его состоянию, настроению.
Для знакомства с детским садом малышу и его маме можно предложить посмотреть альбом «Здравствуй, малыш!» , который содержит фотографии и методические рекомендации по адаптации ребенка к детскому саду. Открывает альбом фотографии воспитателей с надписью «Это моя воспитательница. Её зовут Валентина Ивановна. Она очень добрая. Это Эльвира Леонидовна. Она такая веселая и смешная». Далее следуют фотографии группы, спальни, игровых центров, самого детского сада, рисунков, игрушек и т.д.
Можно использовать альбом – презентацию «А вот и Я!» , с целью показать, что ребенок является центральной фигурой воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и вызвать интерес к каждому ребенку группы. В период адаптации оформляется папка на каждого ребенка группы по следующим вопросам:
- Как меня зовут?
- Как мне хотелось бы, чтобы меня звали?
- Кто со мной живет?
- Что мне нравится?
- Что я хочу сказать другим?
С этой же целью можно изготовить конверты любви , которые помогают рассказывать друг другу о том, как мы друг друга любим, как важны друг для друга – именно то, что так редко, получается, сказать словами. Для этого нужно изготовить персональные конверты для каждого ребенка. На каждом конверте написать имя владельца и пометить его рисуночный портрет или фотографию. Такие конверты можно прикрепить на каждом шкафчике в группе. В конверты можно класть записки друг другу, забавные открыточки, конфетки, рисунки. И все это делается тогда, когда хочется друг другу что-то сказать, поддержать кого-то из ребят или просто побаловать. Привлекайте родителей к созданию конвертов и не забудьте следить за тем, что бы все дети получали письма (рисунки, открытки). Научите детей дарить радость друг другу.
- Организовывайте жизнерадостность детей таким образом, чтобы у них накапливался положительный опыт добрых чувств.
Можно начинать утро с минутки добротолюбия . Дети рассказывают, какие добрые дела они сделали после или перед тем, как пришли в детский сад. Это способствует формированию доброжелательного отношения к миру, показывает детям, как просто и приятно делать добрые дела.
- Собственным поведением демонстрируйте уважительное отношение ко всем детям.
- В ходе обучающих занятий учитывайте возрастные особенности и интересы детей.
- Создавайте условия для формирования у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, привязанности и доверия к взрослым.
Можно изготовить «Мешочек добрых дел» : обыкновенный, но симпатичный, яркий, с аппликацией или вышивкой. Рядом поставьте коробочку с мелкими предметами: камушками, ракушками. В течение недели за каждое сделанное доброе дело помещайте в мешочек мелкий предмет, а в пятницу подведите итоги.
- Учите детей осознавать свои эмоциональные состояния, настроения и чувства окружающих людей.
Для этого можно использовать дневник настроения (для детей 5-7 лет), задача которого научить родителей и детей быть внимательными друг к другу. Каждое утро родители и дети цветными фишками отмечают настроение друг друга: красный — веселое, желтый – спокойное, голубой – грустное. Вести такой календарь очень полезно. С его помощью педагог сможет лучше оценить атмосферу в группе, сконцентрировать внимание на детях, у которых часто бывает плохое настроение и выяснить причину этого.
Для знакомства с разнообразием человеческих эмоций можно изготовить игру «Коврик эмоций» (для детей 6-7 лет). Шьется тканевый коврик с яркими разноцветными квадратами. Все сорок квадратов пронумерованы. В некоторых из них размещены (пришиты) символы лиц с разными эмоциями (лица также сделаны из ткани, глаза и нос заменяют пуговицы, а брови и рот обозначены тесьмой). В самом последнем квадрате находятся ягоды (пуговицы) – любимая пища медведя. В игре могут участвовать не менее 2 человек (обычно 2-6). Перед ребенком ставится задача; как можно быстрее провести «медведя» по дорожкам к заветным ягодам. Фишки устанавливаются в начале пути на квадрате с цифрой 1. Бросая по очереди кубик, участники продвигаются вперед на столько квадратов, сколько очков покажет кубик. Если фишка останавливается на:
☺ — вы получаете дополнит. ход,
☹ — начинаете игру с начала,
☺ — продвигаетесь по стрелке.
Чтобы не спуститься по стрелке вниз, нужно придумать ситуацию, в которой настроение человек может измениться так, как показано на схеме, в противном случае придется возвращаться.
- Учите детей устанавливать связь между поступками, событиями, настроением и самочувствием людей.
- При организации взаимодействия чаще пользуйтесь поощрением, поддержкой детей, чем порицанием и запрещением.
Можно завести «Календарь Радости». Откройте чистую тетрадь и попытайтесь вспомнить все радостное, что произошло сегодня. Это может быть встреча с друзьями, ласковое слово, маленькая удача. Заполнять «Календарь Радости» надо каждый день, вспоминая все события, которые приятно тронули малыша. Ищите мига счастья, и с каждым днем радостных событий будет все больше, они наполнят жизнь и украсят её. Что произойдет в итоге? Ребенок «напитается» радостью, станет уверенней, счастливей.
- Создавайте условия для эффективного доверительного сотрудничества с родителями воспитанников.
Можно использовать семейный альбом группы (для детей 6-7 лет), для того чтобы познакомить детей группы с семьями друг друга и показать им, как много общего объединяет людей, привнести часть семейного тепла в стены детского сада. В уголке уединения положить семейный альбом. Если ребенку становится грустно, он всегда может взять его и посмотреть на фотографию своей семьи. Как правило, это обязательно привлекает кого-нибудь из других детей, и начинается диалог о своих семьях. Можно изготовить альбом с подбором детских фотографий на различных занятиях, который используется для составления детьми рассказов о дружеских взаимоотношениях в группе.
Можно также вывесить на стенд для родителей записанные воспитателем интересные, забавные или остроумные высказывания, вопросы, шутка детей с указанием авторства, подчеркивая проявления индивидуальности ребенка, привлекая к нему внимание других детей и взрослых, способствуя развитию чувства собственной значимости.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Формы работы по сохранению и укреплению психологического здоровья детей в детском саду Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – центр развития ребенка — детский сад № 18 143980, Московская область, г.о. Балашиха , мкр . Железнодорожный, ул. Пионерская, д.13 а, тел. (495) 522-81-49 Презентацию подготовил : педагог-психолог МАДОУ 18 Серебрякова Я.А.
Основные понятия Психическое здоровье – состояние душевного благополучия, характеризующиеся отсутствием психических отклонений и обеспечивающее адекватную регуляцию поведения в окружающих условиях.
Ключевым словом для описания психологического здоровья является слово « гармония »
Специфика психологического здоровья ребенка Три уровня: Высокий( креативный )–дети с устойчивой адаптацией к среде. — Средний( адаптивный) –дети в целом адаптированные к социуму, однако имеющих повышенную тревожность. — Низкий( дезадаптивный ) — дети, чей стиль поведения характеризуется стремлением приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям или возможностям.
Факторы риска психологического здоровья детей. Средовые -все, что окружает ребенка Субъективные -его индивидуальные личностные особенности
Средовые факторы неблагополучные семейные условия неблагоприятные условия, связанные с детским учреждением
Субъективные ( внутриличностные ) Характер Темперамент Самооценка
Создавайте в учреждении спокойную, жизнерадостную обстановку. Проявляйте искренний интерес к личности каждого ребенка, его состоянию, настроению.
альбом «Здравствуй, малыш!» фотографии и методические рекомендации по адаптации ребенка к детскому саду Фотографии воспитателей Фотографии группы
минутки добролюбия Способствует формированию доброжелательного отношения к миру, показывает детям, как просто и приятно делать добрые дела.
«Мешочек добрых дел» За каждое сделанное доброе дело помещайте в мешочек мелкий предмет, а в пятницу подведите итоги.
дневник настроения Каждое утро родители и дети цветными фишками отмечают настроение друг друга: красный — веселое, желтый – спокойное, голубой – грустное.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют всё новые, более высокие требования.
Консультация для воспитателей : «Сохранение психического здоровья детей в детском саду и дома».
В последнее время все чаще и острее ставится проблема несоответствия возможностей человеческой психики темпу жизни, информационным нагрузкам, высокой стрессогенности социальной обстановки. В частности.
Применение здоровьесберегающих технологий для сохранения психического и физического здоровья детей в детском саду.
Психическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Таким образом, с одной стороны, оно является условием адекватного.
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников.В качестве одной из составляющих здоровья человек.
Основная цель деятельности современного педагога — психолога ДОУ — это охрана психологического здоровья детей на основе создания условий , способствующих эмоциональному благополучию и развитию каждого.
Источник