Психологическое здоровье дошкольника на современном этапе
консультация на тему
Информация для педагогов и родителей о состоянии психологического здоровья, факторах риска психологическое здоровье дошкольника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskoe_zdorove_na_sovremennom_etape.docx | 21.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическое здоровье дошкольника на современном этапе
На сегодняшний день очень важно знать, что такое психологическое здоровье. О поддержании и формировании психологического здоровья рассуждают педагоги дошкольного образования – люди, которые окружают ребенка с первых его шагов. Через нас – взрослых, ребенок постигает мир, от нас зависит, насколько легко войдет ребенок в сложный взрослый мир. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности.
Сегодня не вызывает сомнения тот факт. Что практически все дети требуют той или иной психологической поддержки, поскольку находятся под воздействием рядом неблагоприятных факторов. В современной российской действительности мы живем в условиях недостатка, а иногда отсутствия материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания, полноценного развития и социализации детей. Это может приводить к ухудшению здоровья детей – психологического, физического и социального.
Термин «психологическое здоровье» был введён в научный лексикон не так давно автором Дубровиной, которая считает, что психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности.
Психологическое здоровье – это оптимальное функционирование всех психических структур, необходимых для текущей жизнедеятельности. Это не только душевное, но и личностное здоровье. Это состояние, когда душевое здоровье сочетается с личностным, у человека всё светло и хорошо, и при этом он в состоянии личностного роста и готовности к такому росту.
Отличие психологического здоровья от психического, главным образом, заключается в том, что психическое здоровье имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам, позволяющим человеку быть адекватным и успешно адаптироваться к среде, а психологическое здоровье – относится к личности в целом.
Для психологически здорового человека характерны следующие качества:
- оптимизм
- разумность
- эмоциональное спокойствие
- открытость
- способность радоваться
- самодостаточность
- умение адаптироваться к сложным жизненным обстоятельствам
Если составить обобщенный портрет психологически здорового человека, то мы увидим жизнерадостного, творческого, весёлого, открытого, познающего себя и окружающий мир человека не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает себя и при этом признаёт ценность и уникальность окружающих его людей. Он находится в постоянном развитии и способствует развитию других людей. Такой человек берет ответственность за свою жизнь. Прежде всего, на себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь полна смыслом. Это человек, находящийся в гармонии с самим собой и окружающим миром.
Таким образом, можно сказать, что ключевым словом для описания психологического здоровья является слово «гармония». Это гармония между различными аспектами: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими.
Специфика психологического здоровья ребёнка
Состояние психологического здоровья ребенка можно разделить на 3 уровня:
К высокому уровню – креативному – можно отнести детей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности.
К среднему уровню – адаптивному – относятся дети в целом адаптированные к социуму, однако, имеющие некоторую повышенную тревожность.
К низкому уровню – дезадаптивному – относятся дети, чей стиль поведения характеризуется, прежде всего, стремлением приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям или возможностям, или, наоборот, используя активную наступательную позицию, подчинить окружение своим потребностям.
К данному уровню относятся дети с невротическими заболеваниями, психопаты, социопаты, а так же, имеющие ряд внутренних личностных проблем: агрессивность, повышенная демонстративность, сильная психотравма и страх, любители жить в позиции жертвы.
Существуют факторы риска психологического здоровья детей:
Их можно разделить на 2 основные группы: средовые и субъективные
К средовым факторам можно отнести всё, что окружает ребёнка: неблагоприятные семейные условия, неблагоприятное общество, телепередачи и компьютерные игры, способствующие появлению агрессии и других личностных отклонений, учреждения, при посещении которых ребёнок испытывает сильную тревогу и страх.
К субъективным, то есть внутриличностным факторам относятся характер, темперамент, самооценка.
Можно сделать вывод, что психологическое здоровье формируется при взаимодействии внутренних и внешних факторов. Основным условием нормального психосоциального развития (помимо здоровой нервной системы) признаётся спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или воспитателей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребёнка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение за ребёнком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблема нравственно – патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Идеи патриотизма возвышены; задачи, сформулированные в различных нормативных и методических источниках, звучат .
В статье освещена необходимость воспитания патриотизма у молодого поколения.
Материал описывает практическое применение процесса эстетического воспитания в формировании личности ребенка в МКДОУ «Ласточка».
Вся жизнь ребенка — дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя.
Методические рекомендации для воспитателей и родителей на тему: » Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе».
Психическое здоровье – это состояние, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятел.
Термин «психическое здоровье» был введен Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Термин неоднозначен, он связывает собою две науки и две области практики .
Источник
Психологическое здоровье дошкольников в ДОУ
Ольга Попкова
Психологическое здоровье дошкольников в ДОУ
В современных условиях развития общества проблема психологического здоровья детей является актуальной, как никогда ранее. Социальные перемены, которые происходят в обществе, накладывают свой отпечаток на страны, народы и каждого человека в отдельности. Разные люди совершенно по-разному относятся к тем или иным переменам и преобразованиям.
Ребенок постигает мир через нас, взрослых и от нас зависит насколько легко он войдет в этот сложный мир. Психологическое здоровье является очень важным условием полноценного развития дошкольника. Целью практической психологической работы с детьми должно быть психическое здоровье ребенка. Что же включает в себя понятие «психологическое здоровье»? Этот термин в научный лексикон был введен И. В. Дубровиной, которая считает, что психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития и функционирования человека в процессе его жизнедеятельности. Использование термина «психологическое здоровье» подчеркивает неразделимость телесного и физического в человеке, необходимость того и другого для полноценного функционирования. В качестве примера можно взять исследования Джюэтта, который изучал психологические характеристики людей, благополучно доживших до 80-90 лет. Оказалось,что всем этим людям характерны такие качества: эмоциональное спокойствие, оптимизм, самодостаточность, способность радоваться, умение адаптироваться к сложным ситуациям.
Психологическое здоровье ребенка формируется при взаимодействии внутренних и внешних факторов. Основным условием нормального психосоциального развития признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или воспитателей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, осуществляют необходимое наблюдение за ребенком, играют и беседуют с ним, поддерживают дисциплину. Ребенку нужно предоставлять больше независимости и самостоятельности.
Одним из важных условий укрепления психического здоровья детей в ДОУ является система специальных психолого-педагогических коррекционных занятий, целью которых является обучение положительному самоотношению и принятию других людей, обучение рефлексивным умениям, а так же формирование потребности в саморазвитии.
С целью сохранения и укрепления психического здоровья дошкольников в нашем детском саду я провожу коррекционно-развивающие занятия. В основе данных занятий лежит программа групповых занятий с дошкольниками, разработанная О. В. Хухлаевой, О. Е. Хухлаевым и И. М. Первушиной, изложенная в книге «Тропинка к своему Я». Согласно данной программе дети младшего дошкольноговозраста на занятиях знакомятся с различными чувствами: полезными и вредными, говорят о том какие чувства живут в природе, какие чувства приводят к ссоре, учатся жалеть обиженного, учатся мириться. Дети среднего дошкольного возраста на занятиях учатся любить свою семью, учатся не драться, не обзывать других, управлять своими чувствами. Старшие дошкольники говорят на занятиях о дружбе, о том, кто же такой настоящий друг, о том, как можно изменить чувства другого человека, о том, что школа – это трудный и радостный путь к знаниям.
Занятия включают в себя коммуникативные, психогимнастические, ролевые игры, игры направленные на развитие произвольности, терапевтические сказки. На занятиях дети с удовольствием принимают участие в играх, слушают сказки. Использование сказок в работе с детьми имеет большое значение. Ведь именно сказка так близка и понятна маленькому ребенку, с ее помощью он может поставить себя на место героя, и найти выход из той или иной затруднительной ситуации. В сказках поднимаются важные проблемы для детского мировосприятия, в них дети находят отголоски своей собственной жизни. Сказки дают детям множество вариантов выхода из различных жизненных ситуаций, а так же они рождают у ребенка ощущение, что взрослые его понимают и готовы ему помочь. Ролевые игры обеспечивают необходимое ролевое развитие ребенка. С помощью психогимнастических упражнений дети изучают различные эмоции, что помогает им преодолевать барьеры в общении, лучше понимать себя и других.
Дети 3-4 лет на занятиях с помощью картинок знакомятся с такими чувствами, как злость, радость, страх. Затем мы вместе с детьми показываем эти чувства руками, пальчики прыгают по столу – радуются, толкают, кусают друг друга – злятся, сжимаются в кулачки и дрожат – боятся. Очень нравится детям упражнение «Пожалей птичку». Один из детей превращается в птичку, у которой болит крылышко. Старается показать, как он грустит. Я предлагаю ребятам пожалеть птичку. Все подходят и жалеют птичку, гладят ее и говорят «Птичка Маша – хорошая».
На занятии со старшими детьми проводилась игра «Мы потерялись». Я просила детей представить, что они потерялись в глухом лесу и очень испугались. И тут появляется страшная Баба Яга (ведущий). Куда детям деваться?Они просят ее: «Покажи, куда нам надо идти?»А Баба Яга отвечает: «Ладно, покажу, если вы скажите, в чем каждый из вас самый-самый». Далее ребенок называет вслух какое-либо свое хорошее качество. В начале этой игры некоторые дети затруднялись говорить свои хорошие качества. Но когда мы поиграли в эту игру несколько раз, это уже не вызывало у детей затруднений.
Результативность данных занятий отслеживается в системном мониторинге сопровождения детей. Анализ диагностических исследований показал, что признаки агрессивности снизились у 15% детей, внимание у гиперактивных детей улучшилось на 18%, тревожность снизилась на 9% .
Таким образом, данные занятия способствуют сохранению и укреплению психического здоровья детей, что является одной из важнейших задач в работе психолога ДОУ.
Психологическое здоровье ребенка. Психогимнастика в детском саду Инновационный педагогический опыт Фадеевой Оксаны Александровны по теме «Психологическое здоровье ребенка. Психогимнастика в детском саду».
Инновационный педагогический опыт «Психологическое здоровье ребенка. Психогимнастика в детском саду» «Дети святы и чисты. Нельзя делать их игрушкою своего настроения» Антон Павлович Чехов. Актуальность. «Здоровье – это состояние полного.
Консультация для родителей «Эмоциональное здоровье дошкольников» Жизнь без эмоций также невозможна, как и без ощущений. Что же такое эмоциональное здоровье дошкольников? Эмоциональное здоровье напрямую.
Консультация «Психологическое здоровье дошкольника» Одной из главных задач ДОУ и семьи является охрана нервно-психического здоровья детей. Укрепление нервной системы ребенка посредством создания.
«Оздоравливающее воздействие работы с солёным тестом на психологическое здоровье ребёнка». В помощь педагогам-психологам Оздоравливающее воздействие работы с солёным тестом на психологическое здоровье ребёнка. Целительное влияние пшеничных зёрен, муки, соли,.
Психологическое сопровождение дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи. Важно, чтобы каждый ребёнок перед поступлением в школу имел равные стартовые возможности – это является воплощением идеи гуманистического.
Консультация для родителей «Психологическое здоровье детей дошкольного возраста» Психологическое здоровье является необходимым условием функционирования и развития ребенка в процессе его жизнедеятельности; Оно представляет.
«Здравствуйте, дети». Психологическое здоровье дошкольников. Планирование тематической недели Понедельник «Вежливость на каждый день» Цели: — обучить детей употреблять слова-приветствия, произносить их с соответствующей интонацией;.
Семинар-практикум для педагогов «Влияние игры на психологическое здоровье ребенка» Семинар-практикум для педагогов на тему: «Влияние игры на психологическое здоровье ребенка» Цель: расширение знаний педагогов об особенностях.
Консультация «Здоровье дошкольников» ЗДОРОВЬЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ««Здоровье – это главное жизненное благо», — так гласит народная мудрость. Здоровый, крепкий и развитый ребёнок.
Источник