Психическое здоровье для медика
Вопросы сохранения и развития профессионального здоровья в медицине приобретают особую значимость. Повседневная деятельность медицинского специалиста сопровождается негативным воздействием многих вредных факторов, которые могут снижать общий уровень здоровья, а также способствовать формированию профессиональных заболеваний. Медицинский труд характеризуется высоким эмоциональным напряжением, связанным с ответственностью за жизнь и здоровье человека, высокой интенсивностью деятельности, частыми перегрузками. Психологические факторы оказывают как положительное, так и негативное влияние на личность медицинского работника, на сам лечебно-диагностический процесс и на качество оказываемых медицинских услуг. Именно поэтому вопросы здоровья и благополучия медицинских работников являются важными основами эффективной деятельности сферы здравоохранения. Они во многом определяют такую междисциплинарную категорию как «качество жизни» [3], которое в медицине напрямую затрагивает как медицинских работников, так и людей, получающих медицинскую помощь в системе здравоохранения.
Число научных работ, посвящённых изучению вопросам профессионального здоровья, немало. Больший интерес представляет изучение этой темы по двум направлениям: по вопросам профессиональной заболеваемости и проблеме эмоционального выгорания медицинских работников. Если проблема профессиональной заболеваемости находится в ведение специального раздела медицины – профессиональной патологии, то вопросы эмоционального, часто называемого «профессиональным» выгорания» находятся в межпредметной области, затрагивающей и медицину, и психологию [5]. В то же время, вопросы же влияния психологических факторов на профессиональное здоровье медицинского персонала, его сохранение и укрепление ещё остаются малоизученными.
Современные направления дефиниции профессионального здоровья и определения его факторов довольно разнообразны и разнонаправлены. В российской психологической науке категория профессионального представляется через призму компенсаторно-приспособительных механизмов личности, связанных с ее работоспособностью; через установление специфики характеристик, соответствующих профессиональным требованиям и влияющих на ее эффективность; через превенцию профилактике негативных процессов и потребность в обучении основам произвольной саморегуляции.
Профессиональное здоровье часто рассматривается как возможность организма включать компенсаторно-приспособительные механизмы, сохраняющие работоспособность личности при любых условиях профессиональной деятельности. С позиций валеологии, профессиональное здоровье — есть нормативное гомеостатическое состояние психофизиологических и психосоциальных параметров и функций, свойств и качеств, позволяющих человеку эффективно решать задачи своей профессии. В направлении психология здоровья профессиональное здоровье определяется как «интегральная характеристику функционального состояния организма человека по физическим и психическим показателям с целью оценки его способности к определенной профессиональной деятельности с заданными эффективностью и продолжительностью на протяжении заданного периода жизни, а также устойчивость к неблагоприятным факторам, сопровождающим эту деятельность». В качестве критерия профессионального здоровья Шостак В.И. рассматривает как максимально возможную эффективность деятельности специалиста, обусловленная функциональным состоянием его организма с учетом его физиологической стоимости [9].
Ведущим критерием, показателем профессионального здоровья, по мнению специалистов, может быть только профессиональная работоспособность [6]. Исследователи определили несколько групп факторов работоспособности. Первая группа факторов – факторы физического состояния, связанного с физической работоспособностью. Вторая группа факторов – факторы психического состояния, наиболее часто соотносимого с умственной работоспособностью. Третья группа факторов – это психосоциальные и социально-психологические факторы личности и коллектива.
Учёные, рассматривая профессиональное здоровье как совокупность конкретных характеристик специалиста (включая социально-психологические особенности его личности), отвечающих требованиям профессиональной деятельности и обеспечивающих ее высокую эффективность, приходят к выводам, что сохранение профессионального здоровья при одновременном обеспечении эффективности трудовой деятельности непременно связано с процессами психологической профессиональной адаптацией специалиста. Признаками профессиональной дезадаптации являются, как возникновение негативных психических состояний человека, так и снижение эффективности его деятельности. Как показывают исследования, данные показатели тесно связаны между собой [1].
Большинство подходов в вопросе определения профессионального здоровья сходятся в том, профессиональное здоровье неразрывно связанно с результативностью специалиста. Из чего можно сделать вывод, что программа сохранения и укрепления профессионального здоровья должны включать в себя широкий спектр мероприятий, направленных на самые различные факторы, влияющие на результативность и работоспособность специалиста. По роду своей деятельности на профессиональное здоровье медицинского персонал действуют комплекс факторов физической, химической, биологической и психологической природы. Исследования подтверждают высокий уровень профессиональных заболеваний медработников, которые определяются: неблагоприятными и вредными условиями труда, истощающими защитные силы организма; патологиями, вызываемые воздействием несколькими факторами; работой в условиях постоянного нервно-психического напряжения, связанного с высокой ответственностью специалиста за жизнь и здоровье больного; не всегда комфортными условиями труда медицинских работников – совместительством, ночными сменами, дежурствами, другими неблагоприятными факторами [4].
Среди психологических факторов, более всего влияющих на ухудшение здоровья, определяются: высокая перегрузка, психоэмоциональное напряжение; объективная трудность выполняемого рода деятельности, связанная с нехваткой информации, высокими требованиями в деятельности, нехваткой времени для принятия правильного решения, тревога в связи с опасениями совершить ошибку; нехватка профессиональных знаний, умений и навыков; постоянное отвлечение внимания по причине посторонних раздражителей и помех, нарушенные отношения в трудовом коллективе.
В группу риска в первую очередь включаются специалисты, чья ежедневная профессиональная деятельность связана с высоким уровнем ответственности за принимаемые решения в связи с жизнью людей, а также высокой интенсивностью влияния негативных психологических факторов. Длительное влияние подобных стрессовых факторов может повлечь за собой не только хроническое психоэмоциональное напряжение, но также статья причиной формирования профессиональных заболеваний, которые ведут к необходимости принятия решения о смене профессии или специальности в медицине.
Медицинские специалисты, имея непосредственное отношение к здоровью других, не являются гораздо более здоровыми, чем остальное население. И даже по своему отношению к нетрадиционным подходам оздоровления и лечения они мало чем отличаются от своих пациентов [8]. Именно поэтому вопросы укрепления профессионального здоровья имеют для медицинских работников первостепенное значение.
Работодатель также ответственен за создание системы укрепления здоровья медицинских специалистов, учитывающей специфику медицинского труда. Помочь сотрудникам справиться с негативными психическими состояниями и организовать условия для качественного выполнения стандартов работы и оказания медицинской помощи поможет работа с персоналом в направлении развитии навыков и личных качеств, помогающих справляться со стрессом. Программа профилактики для медицинских работников должна сочетать в себе системность, комплексность и индивидуальность. Профилактические мероприятия должны быть направлены на все группы факторы влияющих на здоровье работников: физические, психологические, социальные.
Важную роль в охране здоровья играют личностно-ориентированные стратегии, что находит подтверждение на многих уровнях здравоохранения [7]. Особое место для здоровья и благополучия медицинского работника имеет система духовно-нравственных ориентиров, помогающих лучше понять своё предназначение как профессионала с духовных позиций [2]. Немалое значение имеет и регулярное вовлечение специалиста в программы дополнительного образования, которые помогают эффективно совершенствовать свои профессиональные знания и расширять не только профессиональный, но и личностный кругозор, способствуя повышению адаптивных способностей личности медицинского специалиста.
Источник
Рекомендации для медиков по сохранению ментального и физического здоровья в условиях пандемии
Сегодня, во время пандемии, врачи, медсестры, фельдшеры, санитары трудятся в условиях постоянного стресса, что может стать причиной появления негативных эмоциональных состояний и психоэмоционального переутомления. Такие последствия объяснимы. ВОЗ назвала вспышку коронавируса чрезвычайной ситуацией общественного здравоохранения международного масштаба. Ситуацию усугубляет высокая неопределенность методов лечения и сложность прогнозирования течения заболевания, невозможность сразу взять ситуацию под контроль, высокая степень риска тоже оказаться зараженным. Медики работают сегодня напряженно и самоотверженно и особенно нуждаются в психологической помощи и поддержке.
Рекомендации Минздрава России для медработников и не только
Чтобы помочь сохранить психическое и физическое здоровье и справиться с эмоциональной нагрузкой, Минздравом России были подготовлены «Рекомендации по предупреждению психологического неблагополучия у медицинских работников в период пандемии COVID-19» и «Рекомендации для медицинских работников по совладанию со стрессом в условиях пандемии COVID-19».
В документе указано, что «врачи и медицинские работники относятся к числу самых “выгорающих” профессий». И работая в условиях пандемии COVID-19, они могут почувствовать эмоциональное и физическое истощение, деперсонализацию, беспокойство из-за снижения профессиональных достижений. Симптомы выгорания могут усугубляться большой нагрузкой, чувством страха заразиться, ощущением беспомощности из-за невозможности защитить близких, постоянной тревогой и апатией.
В рекомендациях Минздрава России подчеркивается, что в этих непростых условиях при обнаружении у себя симптомов профессионального выгорания целесообразно обращаться за профессиональной психологической помощью.
– Обращение к психологу и участие в группах психологической поддержки и разгрузки, звонок на телефон доверия или знакомому психологу не может и не будет расцениваться как показатель Вашей слабости или профессиональной несостоятельности. В появившихся публикациях зарубежных психологов по проблеме COVID-19 приводятся доказательные данные об эффективности психологической поддержки, своевременно полученной врачами и медицинскими работниками, – говорится в рекомендациях.
Медицинским работникам напоминают, что обращаться к психологам нужно без стеснения и сомнений, потому что «поддержание своего психического здоровья и психологического благополучия в условиях пандемии COVID-19 чрезвычайно важно для сохранения Вашего физического здоровья».
Приведем некоторые рекомендации Минздрава РФ, которые могут взять на вооружение абсолютно все, а не только медицинским работникам. Их исполнение поможет справиться со стрессом, легче пережить стрессовые ситуации, будет являться профилактикой суицидов и психических заболеваний.
1. Отслеживайте симптомы перенапряжения: обратите внимание на определенные группы мышц: шейный отдел, икроножные мышцы, область поясницы и малого таза — именно они сигнализируют об эмоциональном напряжении первыми.
2. В экстремальных условиях важно обеспечить удовлетворение базовых потребностей: достаточные перерывы в трудовой деятельности, режим питания и физической активности. Сохраняйте привычную рутину, насколько это возможно (например, вставайте и ложитесь спать вовремя; выполняйте привычные задачи).
3. Избегайте употребления психоактивных веществ, алкоголя в качестве стратегии преодоления стресса. В долгосрочной перспективе они могут ухудшить ваше психическое и физическое благополучие.
4. Не изолируйтесь эмоционально. Диалог/обсуждение ситуации с коллегами, которые испытывают аналогичный стресс, может помочь снизить эмоциональное напряжение. Оставайтесь в контакте с семьей, близкими родственниками и друзьями.
5. Помните о значимости и уникальности выполняемой вами деятельности. Не обесценивайте выполняемые задачи в сравнении их с деятельностью других медицинских работников.
6. Определите свою зону ответственности в отношении выполняемой деятельности. Не берите дополнительные задачи сверх необходимой к выполнению деятельности, если чувствуете, что вы физически или психически истощены.
7. Сосредоточьтесь на выполнении деятельности и обращайте поменьше внимания на излишнюю информацию, связанную с пандемией.
8. Отслеживайте переживания чувства вины, раздражительности, страха в связи с ограничением ваших возможностей. Не требуйте от себя больше, чем вы можете. Обращайтесь за помощью к коллегам, если у вас возникают затруднения при выполнении профессиональной деятельности.
9. Разграничивайте работу и дом, насколько это возможно. Отвлекайтесь на домашнюю рутину, социально-бытовые задачи, будучи дома: будьте заняты, если бездействие актуализирует чувство тревоги, злости, вины, сохраняя при этом приемлемый для вас уровень психофизического функционирования.
10. Если вам не удается совладать со стрессом самостоятельно, обратитесь за помощью к специалистам психолого-психиатрического профиля. Это позволит избежать долгосрочных последствий стресса и патологизации возникающих реакций.
Источник
Психиатрия Психиатрия и психофармакотерапия им. П.Б. Ганнушкина
№03 2020
Психическое здоровье медицинских работников в период пандемии COVID-19 в России: результаты перекрестного интернет-опроса №03 2020
1 директор АНО ДПО «Научно-образовательного центра психотерапии и клинической психологии», Союза охраны психического здоровья, к. м. н. E-mail: egor.bachilo@mail.ru; orcid.org/0000-0002-7446-820X. 2 зав. кафедрой психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава РФ, профессор, д. м. н. E-mail: juljab@yandex.ru; orcid.org/0000-0001-6837-5894. 3 зав. кафедрой инфекционных болезней ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского» Минздрава РФ, профессор, д. м. н. E-mail: egor.bachilo@mail.ru; orcid.org/0000-0002-3009-9262. 4 магистр прикладных математики и физики, инженер ООО «Энергетические Технологии». E-mail: egor.bachilo@mail.ru. 5 старший преподаватель кафедры фармакологии ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава РФ. E-mail: denovikov@mail.ru; orcid.org/0000-0003-2743-1727.
Резюме
Цель работы заключалась в оценке распространенности тревожных и депрессивных симптомов среди медицинских работников в России в период пандемии. Исследование было проведено посредством опроса 812 респондентов в сети Интернет. У медицинских работников в период пандемии COVID-19 в России отмечаются нарушения в психическом здоровье, что согласуется с результатами обследований медицинских работников из Китая и Италии. Общая распространенность симптомов тревоги составила 48,77 % (5 и более баллов по шкале ГТР-7), а симптомов депрессии — 57,63 % (5 и более баллов по шкале PHQ-9). Не отмечено достоверной разницы в распространенности симптомов тревоги и депрессии в зависимости от пола. Более высокие уровни тревоги и депрессии были характерны для молодого возраста, в основном в диапазоне 20–39 лет. Медицинские работники нуждаются в поддержке психического здоровья в периоды пандемий, когда психоэмоциональные нагрузки значительно возрастают. В России предприняты первые шаги в этом направлении, однако множество вопросов до сих пор не решено.
Ключевые слова: психическое здоровье, COVID-19, тревога, депрессия, медицинские работники.
Для цитирования: Бачило Е. В., Барыльник Ю. Б., Шульдяков А. А. и др. Психическое здоровье медицинских работников в период пандемии COVID-19
в России: результаты перекрестного интернет-опроса. Психиатрия и психофармакотерапия. 2020; 3: 49–55.
Источник