Меню

Психическое здоровье дети с ограниченными возможностями здоровья

Социально-психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья

Елена Милкина
Социально-психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья

Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем детям с ограниченными возможностями:

– начать специальное обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития;

– ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников;

– использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии, обеспечивающие реализацию обучения;

– индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка;

– обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;

– максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья характерна повышенная усталость. Они быстро становятся пассивными или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах утрачивают интерес, отказываются от выполнения каких-либо просьб. У некоторых детей в результате переутомления возникает беспокойство. В игровой деятельности ребёнок пытается схватить все игрушки и тут же их бросить, темп речи становится малопонятным для окружающих [1].

Формирование положительных контактов детей с ограниченными возможностями здоровья во взаимодействии со сверстниками Никто не будет спорить с тем, что взаимодействие со сверстниками очень важно и необходимо для особых детей. Оно формирует у них доброжелательный.

Презентация «Психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья» Нормативная документация Постановление Правительства РФ от 12.09.2008 №666 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном.

Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья Ранний детский возраст (второй, третий год жизни, по признанию специалистов всего мира, уникальный период в жизни человека.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья Овладение культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания – важная составляющая часть культуры поведения. Привитые в детстве.

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья Сегодня в нашей стране около двух миллионов детей, которым требуется особый педагогический подход. Из-за особенностей психофизического развития.

Инструментарий психолого-педагогического обследования детей с ограниченными возможностями здоровья Данная методика необходима для того, чтобы составить общую картину развития ребёнка старшего дошкольного и младшего школьного возраста с.

Картотека подвижных игр для детей с ограниченными возможностями здоровья Подвижные игры для слабовидящих или слепых детей «Узнай фигуру» Цель: развитие тактильной чувствительности, обучение навыкам узнавания формы.

Особенности работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья Особенности работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Автор: учитель – логопед – Аникина Ольга Яковлевна.

Педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья Педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья О. Н. Белова город Новочебоксарск Чувашская Республика.

Психолого-педагогическая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья Дети с ограниченными возможностями -это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения.

Источник

Сохранение и укрепление психического здоровья дошкольника с ограниченными возможностями здоровья

Ахметшина Илюса
Сохранение и укрепление психического здоровья дошкольника с ограниченными возможностями здоровья

Проблема психического здоровья дошкольника с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и его сохранения в современном обществе стоит очень остро. Эту задачу, нам взрослым, надо решать системно и сообща с ранних лет жизни дошкольника. Проблема оздоровления детей – это целенаправленная и систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок.

Перед педагогическим коллективом встают задачи поиска наиболее эффективных путей социализации детей с ОВЗ, формирования у детей таких качеств личности, необходимых для адаптации в социуме, как коммуникативность, доброжелательность, самостоятельность, уверенность в своих силах и ответственность.

Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к людям – растет психологически здоровый человек.

Во взаимоотношениях с ребенком с ОВЗ педагог должен тонко подбирать эмоциональные формы воздействия.

Для коррекции и профилактики психоэмоционального напряжения у детей, имеются разнообразные методы.

К ним относятся:

— Песочная терапия. Игры с песком направлены на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и излишней активности. Они ориентированы на повышение концентрации внимания, развитие логики и речи. Стабилизируют эмоциональное состояние детей, наряду с развитием тактильно кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук

Читайте также:  Желать здоровья при встрече

-Арттерапия. Подобная терапия направлена на выражение личности своих подсознательных особенностей с помощью творческого процесса

— Сказкотерапию можно считать одним из самых действенных методов по решению многих проблем в ДОУ. Это одно из направления психологии, которое использует сказку, как основной метод воздействия на ребенка. Сказка всегда была неким «волшебным зеркалом», которое показывало всю сущность человека, указывала на проблему и подсказывала верные пути решения.

— Упражнения на снятие напряжения во время интеллектуальной деятельности; психогимнастика.

-Упражнения на снятие мышечного напряжения, релаксация и т. д. «Театр масок» — расслабление мышц лица, снять мышечное напряжение, усталость;

-Су-джок терапия. Массажные шарики способствуют успокоению, снятию мышечного напряжения. Массаж снимает спазм с сосудов головного мозга и физического тела, успокаивает сознание. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию.

— Игротерапия. Используются игры повышающие авторитет, значимость и уникальность детей, сплоченность детского коллектива, поднимает эмоциональный тонус.

Игровая терапия является одним из наиболее эффективных методов коррекции социально-эмоциональной сферы личности ребенка. Чаще всего коррекционно-развивающие игры связаны со снятием мышечного и эмоционального напряжения. С помощью игр, в группе создается эмоционально-положительная, спокойная атмосфера, дети учатся чувствовать, поддерживать, сопереживать друг другу.

«Найди друга»

Упражнение выполняется среди детей или же между родителями и детьми. Одной половине завязывают глаза, дают возможность походить по помещению и предлагают найти и узнать друга (или своего родителя). Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, игроки меняются ролями.

«Секрет»

Всем участникам ведущий раздает по «секрету» из красивого сундучка (пуговицу, бусинку, брошку, старые часы и т. д., кладет в ладошку и зажимает кулачок. Участники ходят по помещению и, разъедаемые любопытством, находят способы уговорить каждого показать ему свой секрет.

ЗАМЕЧАНИЕ: Ведущий следит за процессом обмена секретами, помогает наиболее робким найти общий язык с каждым участником.

«Рукавички»

Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает рукавички одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, по помещению. Дети разбредаются по залу. Отыскивают свою «пару», отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаково рукавички. ЗАМЕЧАНИЕ: Ведущий наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются. Победителей поздравляют.

«Комплименты»

Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу.

1. Некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «сладкое», «цветочное», «молочное» слово.

2. Если ребенок затрудняется сделать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед, скажите комплимент сами.

«На что похоже настроение?»

Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать сравнения лучше взрослому: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?» Упражнение проводится по кругу. Взрослый обобщает какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т. д. Интерпретируя ответы детей, учтите, что плохая погода, холод, дождь, хмурое небо, агрессивные элементы свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.

«Строим цифры»

Играющие свободно двигаются по помещению. По команде ведущего: «Я буду считать до 10, а вы за это время должны выстроить все вместе из себя цифру 1 (2, 3, 5 и т. д.)», — дети выполняют задание.

ЗАМЕЧАНИЕ: Если дети справляются с заданием быстро, то можно считать быстрее, то есть сократить время построения.

Детям предлагается представить, что они вошли в магазин зеркал. Одна половина группы — зеркала, другая — разные зверушки.

Зверушки ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожицы — зеркала должны точно отражать движения и выражение лиц зверушек.

Читайте также:  Электронные кальяны вред здоровью

«Испорченный телефон»

Все участники игры, кроме 2х закрывают глаза(«спят»).

Ведущий молча показывает первому участнику (именно он не закрывают глаза) какую-либо эмоцию при помощи мимики и/или пантомимики. Первый участник,»разбудив»второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он ее понял, тоже без слов.

Далее второй участник «будит» третьего и передает ему свою версию

увиденного. И так до последнего участника игры.

Ведущий опрашивает всех участников игры, начиная с последнего и кончая

первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали.

Вопросы при обсуждении:

1.»По каким признакам ты определил именно эту эмоцию?»;

2.»Как ты думаешь, что помешало тебе правильно понять ее?»;

3.»Трудно ли было тебе понять другого участника?»

Данные игры создают условия для самовыражения, безопасное пространство для общения, объединяют всех детей совместной деятельностью, способствуют повышению уверенности в своих силах, появлению сплоченности, развивают навыки социального поведения.

Консультация для родителей «Сохранение и укрепление здоровья детей» Здоровые дети — это великое счастье. На протяжении веков люди искали панацею от болезней и видели ее секреты то в специфике питания, то.

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников Люди должны осознать, что здоровый образ жизни – это личный успех каждого. Президент РФ В. В. Путин. В соответствии с ФГОС дошкольного.

Консультация для родителей «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников» Проблема здоровья дошкольников в настоящее время очень актуальна. Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления.

Презентация «Сохранение и укрепление здоровья детей» Презентация «Сохранение и укрепление здоровья детей в МБДОУ ДС «Колокольчик» п. Усть-Уда». Составила: Былинина Ю. И Главная задача детского.

Родительское собрание «Укрепление и сохранение эмоционального здоровья дошкольника» Цель: создание условий для возникновения партнерских отношений между родителями и педагогами. Задачи: • привлечь родителей к активному участию.

Родительское собрание «Укрепление и сохранение эмоционального здоровья дошкольников» Цель: создание условий для возникновения партнерских отношений между родителями и педагогами. Задачи: • привлечь родителей к активному участию.

Родительское собрание в старшей группе «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников» Родительское собрание «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников» (старшая группа) Цель: ознакомить родителей дошкольников с основными.

Сообщение из опыта работы: «Сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей дошкольного возраста» Подготовил: инструктор по физической культуре МДОАУ д/с «Родничок» г. Пыть-Ях Щербакова Н. Н. г. Пыть-Ях, 2017 «Сохранение и укрепление.

Сохранение и укрепление детского здоровья 1. Актуальность темы Не секрет, что дошкольный возраст является решающим в формировании основ физического и психического здоровья ребёнка.

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников через формирование у них представлений о ЗОЖ Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через формирование у них представлений о здоровом.

Источник

Статья «Психическое здоровье детей с ОВЗ. Проблемы адаптации младших школьников». Шарков Е.В.

специалист в области арт-терапии

«Психическое здоровье детей с ОВЗ. Проблемы адаптации младших школьников».

ГБОУ школа-интернат №31

По данным исследователей Института мозга Российской академии наук, в нашей стране каждый третий взрослый нуждается в психологической поддержке. В настоящее время признаётся, что многие психические расстройства произрастают из детского возраста.

Расстройства, возникающие у детей и подростков могут приводить к возникновению более тяжёлых форм психических и поведенческих расстройств и социальной дезадаптации. Школьный период уязвим для формирования нервно психических заболеваний, так как включает по меньшей мере два «возрастных криза», во время которых организм оказывается наиболее чувствительным к различным экзогенным воздействиям.

Мы живём в эпоху социальных и образовательных перемен. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах люди ведут и чувствуют себя по разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающе, приводят к ухудшению здоровья. У других те же проблемы способствуют пробуждению скрытых ранее ресурсов, духовному совершенствованию как бы вопреки экстренным ситуациям.

Ребёнок беспомощен, но мудрость взрослых даёт ему защиту, так как именно окружающие ребёнка люди способны создать приемлемые условия для его полноценного развития. Основой такого развития является психическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье в целом.

Термин «психическое здоровье» был введён Всемирной организацией здравоохранения и определён как резерв сил человека, благодаря которому он может преодолевать неожиданные стрессы или затруднения, возникающие в исключительных обстоятельствах.

Читайте также:  Пожалуйста берегите свое здоровье

Психическое здоровье рассматривается также как состояние, способствующее наиболее полному физическому, умственному и эмоциональному развитию человека. Это состояние равновесия различных психических свойств и процессов, умение ими владеть, адекватно использовать и развивать, что позволяет человеку гармонично функционировать в социуме.

Говоря о здоровье школьника, психологи выделяют психическое развитие на всех этапах детства в проявлении умственных, эмоциональных, личностных показателей.

Исходя из вышесказанного, можно отметить актуальность на сегодняшний день проблемы сохранения и укрепления психического здоровья детей в условиях школы. Какие же препятствия встают на пути успешного его формирования?

Уровень психического здоровья человека определяется многочисленными социальными, психологическими и биологическими факторами.

Поскольку психическое здоровье предполагает наличие динамического равновесия между личностью ребёнка и средой, то ключевым критерием становится адаптация ребёнка к социуму. Можно выделить несколько уровней психического здоровья ребёнка.

Ирина Владимировна Дубровина, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, выделяет три уровня психологического здоровья ребенка.

К первому уровню относятся дети, которые не нуждаются в психологической помощи. Они устойчиво адаптированы к любой среде, обладают резервом для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношениям к действительности (5-7%).

Ко второму адаптивному уровню относится большинство относительно «благополучных» детей, в целом адаптированных к социуму, но по результативности диагностических исследований проявляющих отдельные признаки дезадаптации, обладающих повышенной тревожностью (80% учащихся). Такие дети не имеют достаточного запаса прочности психического здоровья и нуждаются в групповых занятиях профилактически развивающей направленности. Эта группа относительного риска, она довольно многочисленна.

К третьему низкому уровню психического здоровья, ассимилятивно аккомодативному, относятся дети с нарушением баланса процессов ассимиляции и аккомодации, т.е. либо не способные к гармоничному взаимодействию, либо проявляющие глубинную зависимость от факторов внешнего воздействия, не владея механизмом защиты, отделением себя от травмирующих влияний среды. У этих детей дезадаптация активно проявляется в эпатажном поведении, конфликтах со сверстниками, домашних аффективных капризах и т.д. Для детей с преобладанием процессов аккомодации, напротив, характерно наблюдается приспособление к требованиям внешнего мира в ущерб собственным потребностям и интересам. Это «удобные», тихие дети, прилежные и старательные, которыми гордятся родители. Их ставят в пример педагоги, которые не всегда замечают, что они пребывают в состоянии стойкого эмоционального дискомфорта.

Выделенные уровни позволяют дифференцировать психолого педагогическую помощь. С детьми первой группы достаточно проводить лишь развивающую работу, обеспечивающую «зону» ближайшего развития. Детям второй группы необходима целенаправленная, психопрофилактическая помощь с использованием групповой работы. Детям, попадающим в третью группу, необходима серьезная индивидуальная коррекционная помощь».

Таким образом, прежде всего, необходимы достаточная компетентность и неравнодушие педагогов, умение замечать, видеть и чувствовать каждого ученика для своевременного отслеживания состояния психического развития учащихся.

На примере нашей коррекционной школы достаточно трудно размышлять о сохранении психического здоровья, поскольку все учащиеся изначально имеют сенсорные и органические нарушение центральной нервной системы, которые существенно влияют на все стороны развития. Большинство из них относится к третьему уровню психического здоровья, что затрудняет не только работу педагогов, усвоение учебного материала, но и затормаживает весь процесс адаптации. Для каждого из них требуются определённые условия, индивидуальный подход. А в связи с интеллектуальными и сенсорными нарушениями также затруднена диагностика общего психического развития. Поэтому для достоверности полученных результатов чаще всего требуется значительно больше времени, чем при работе с другими детьми.

Результаты исследования адаптации учащихся 1-х классов.

В исследовании приняло участие 26 первоклассников

Оценка актуального психоэмоционального состояния ребенка дала следующие результаты (Диаграмма ):

В этом задании ребенок производит простое ранжирование цветов по степени предпочтения каждого цвета, что дает цветовую шкалу приемлемости шести цветов (цветовой градусник):

— у 88% учащихся (23 чел.) цветовой градусник не содержит инверсии – преобладают положительные эмоции, эмоциональное состояние в норме, дети находятся в состоянии психофизического благополучия, которое характеризуется оптимизмом и активностью в преодолении трудностей. Адаптация протекает нормально.

— у 12% учащихся (3 чел.) цветовой градусник содержит инверсии – преобладание отрицательных эмоций, доминирует плохое настроение и неприятные переживания, причину которых необходимо выяснить. Плохое настроение может свидетельствовать о нарушении адаптационного процесса.

Оценка актуального психоэмоционального состояния уч-ся 1-х классов.

Источник

Adblock
detector