Журнал «Вопросы психического здоровья
детей и подростков»
О Журнале
Журнал «Вопросы психического здоровья детей и подростков» издается Ассоциацией детских психиатров и психологов (АДПП) с 2001 г. и является единственным, как в прошлом, так и в настоящее время, в отечественной научной периодике изданием, посвященным проблемам психического и социально-психологического здоровья подрастающего поколения России.
Журнал «Вопросы психического здоровья детей и подростков» является мультидисциплинарным изданием, предоставляющем свои страницы специалистам всех направлений (психиатрам, наркологам, психологам, коррекционным и социальным педагогам, представителям биологических наук и др.), связанных в своей профессиональной деятельности с решением проблем профилактики, диагностики, коррекции нарушений развития, поведения, психического здоровья детей и подростков в комплексе с решением проблем семей, воспитывающих таких детей.
Помимо публикации материалов, посвященных современным научно-практическим достижениям в указанных областях, журнал выполняет и образовательно-информационную функцию, публикуя работы выдающихся отечественных и зарубежных ученых, ранее не освещавшихся в отечественной литературе, научные обзоры, информацию о наиболее значимых событиях в российском и международном научном сообществе.
Все научно-практические работы, допускаемые к публикации в журнале, проходят рецензирование, осуществляемое членами редколлегии журнала. Состав редколлегии полностью отражает мультидисциплинарный характер издания, в нее входят академики, профессора, доктора и кандидаты наук, руководители научных учреждений и ведущие специалисты научных направлений, освещаемых в журнале (психиатры, наркологи, психотерапевты, психологи, социальные и коррекционные педагоги).
Журнал «Вопросы психического здоровья детей и подростков» является некоммерческим изданием, выпускается на средства учредителя — Ассоциации детских психиатров и психологов при поддержке Института Гармоничного Развития и Адаптации («ИГРА»).
Journal Information
Journal of «Mental Health of Children and Adolescent» is the official journal of the Association of Child Psychiatrists and Psychologists (ACPP) in Russia and has been published since 2001. Journal is the only one publication in the past and at the present in the domestic scientific periodicals with focus on mental and social- psychological health of the younger generation of Russia.
Journal of «Mental Health of Children and Adolescent» is a multidisciplinary publication and consist of original contributions of contemporary fundamental and applied works from psychiatrists, psychologists, social and special education teachers, representatives of biological sciences, and others. Topics areas include, but not limited to: problems of prevention, diagnostics, correction of development disorders, behavior problems, mental health of children and adolescents in conjunction with the problems of families with special needs children.
The journal has an educational and informational mission and publishes corresponding original articles, reviews, brief reports, case studies, commentaries, book reviews and information about the most significant events in Russian and international scientific community.
All fundamental and applied contributions in the journal are peer reviewed. Members of the editorial board consolidate experts from academic (academics, professors, doctors and candidates of sciences, heads of scientific institutions) and professional communities (psychiatrists, narcologists, psychotherapists, psychologists, social and special education teachers).
«Mental Health of Children and Adolescent» is a noncommercial journal and publishes at the expense of the founder — the Association of Child Psychiatrists and Psychologists with the support of the Institute of Harmonious Development and Adaptation.
Источник
К вопросу о сохранении психического здоровья детей и подростков
Дата публикации: 30.11.2015 2015-11-30
Статья просмотрена: 350 раз
Библиографическое описание:
Фортова, Л. К. К вопросу о сохранении психического здоровья детей и подростков / Л. К. Фортова, Е. В. Усенкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 23 (103). — С. 1018-1020. — URL: https://moluch.ru/archive/103/24022/ (дата обращения: 09.06.2021).
В данной статье авторы анализируют значение психического здоровья для несовершеннолетних и предлагают конкретные пути его укрепления.
Ключевые слова: здоровье, психическое здоровье, мотивация, личность, превенция.
Здоровье — это важнейшая витальная категория, характеризующая физическое, психическое и социальное благополучие человека. В контексте нашего исследования, мы анализируем психическое здоровье индивида, как состояние благополучия, в котором человек реализует свои способности, а также может противостоять жизненным проблемам и стрессам без ущерба для своей психики. Дети и подростки, находящиеся в условиях микросоциального конфликта в школе и дома, входят в группу риска по срыву процессов высшей нервной деятельности (ВНД) и попадания в когорту психически уязвимых страт населения. На наш взгляд, задача родителей и педагогов — позаботиться о состоянии эмоционального, физического, психического и социального благополучия ребенка. Сделать это можно только через познание личности растущего человека, его способностей, возможностей и принятие его таким, какой он есть.
Нам представляется, что в этом направлении большую помощь могут оказать труды А. Маслоу, в частности, его исследование мотивации личности. Мы разделяем постулат ученого в том, что мотивы бывают у человека в целом, а не у какой-то его отдельной части. Исходя из этого, родители и педагоги должны уделять внимание роли удовлетворения потребностей в формировании характера ребенка. В работе ученого доказано, что здоровым людям свойственны способность любить и быть любимыми, взаимная забота и ответственность, внутренняя гармония и гомеостаз, жизнерадостность. При возникновении у ребенка психической дисгармонии, наступает хаос и путаница иерархии мотивов и потребностей. Ребенок может уйти в себя, замкнуться, а длительная депрессия достаточно часто приводит к суициду. Схематическое представление Маслоу о психическом здоровье заключается в том, что он трактует здорового человека как счастливого, живущего в гармонии самим с собой, не ощущающего внутреннего разлада, при необходимости защищающегося, но первым ни на кого не нападающего.
Чрезвычайно важными утверждениями ученого, мы считаем его подход к классификации основных потребностей: физиологических, потребности в безопасности, потребности в заботе и любви, потребности в уважении, потребности в самодетерминации и самореализации. Мы убеждены, что человек погибает не только при нереализации первичных, но и при неудовлетворении вторичных потребностей. Учеба, как основной труд ребенка, его занятость тем видом деятельности, который приносит ему выработку эндорфинов, а следовательно, массу позитивных эмоций, являются важными средствами сохранения физического и психического здоровья.
Неумолимая статистика ВОЗ констатирует, что более 1 % населения Земли страдает шизофрений, а в 33 % случаев дебют этого заболевания приходится на подростковый возраст. Зададимся вопросом: отчего же происходит сшибка процессов ВНД в данном возрасте?
Как известно, пубертат — возрастной криз характеризуется перестройкой деятельности эндокринных желез и типичным метаморфозом, детерминированным изменением уровня половых гормонов подростков. Социальный статус подростка также претерпевает изменения. К нему предъявляются большие требования, в связи с обучением в старших классах или в связи с приобретением специальности. Меняется поведение подростков, возникают конфликты с родителями, учителями, появляются реакции протеста против опеки родителей, делаются попытки самоутвердиться в жизни. Подростки становятся крайне нетерпимы к замечаниям и советам. В следствии этого — в данный период могут возникать невротические и психопатические реакции, а также эндогенные заболевания.
На наш взгляд, превентивную работу необходимо начинать уже в пренатальный период, посещая на дому беременных женщин и объясняя им не только тактику поведения во время родов, но и дальнейшее сопровождение ребенка в плане охраны его психического здоровья. Лишенный эмоционального тепла и ласки, депривированный ребенок очень уязвим, особенно это касается отчуждения его самым близким человеком — матерью. Большую роль играют программы, направленные на укрепление психического здоровья детей в школах. Они включают профилактику дидактогенных неврозов, фрустрации, педагогической и социальной запущенности. Все мы индивидуальны, и задача родителей и педагогов сделать жизнь детей счастливой. Все институты воспитания и образования должны четко представлять себе, что мы в ответе за тех, кого учим и воспитываем. А это значит, что любой человек, независимо от особенностей внешности, способностей, возможностей должен найти свою социальную нишу в нашем непростом мире и реализоваться как личность. Кроме того, нам бы хотелось обратить внимание родителей и всех социальных структур, которые работают с несовершеннолетними о формировании и развитии у детей социального иммунитета и социальной закаленности. Это означает, что ребенок должен войти в жизнь, будучи готовым к преодолению тех непростых ситуаций, которые могут возникнуть на его жизненном пути и при этом он должен сказать «нет» всем деструктивным структурам, которые попытаются его вовлечь в различные формы девиантного и делинквентного поведения. Нравственная и социальная устойчивость — это залог не только успешной социализации, но и приоритетного направления профилактики психической дисгармонии и патологии.
- Маслоу Абрахам «Мотивация и личность». — 3-e изд. Пер. с англ. Издательство: СПб. С. 352.
Источник
Психическое здоровье детей журнал
Московский научно-исследовательский институт психиатрии Росздрава
Психическое здоровье детей и определяющие его факторы
Журнал: Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. Спецвыпуски. 2013;113(5-2): 16-22
Сухотина Н. К. Психическое здоровье детей и определяющие его факторы. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. Спецвыпуски. 2013;113(5-2):16-22.
Московский научно-исследовательский институт психиатрии Росздрава
Представлен обзор данных отечественной и зарубежной литературы, свидетельствующий о стойкой тенденции к росту психических расстройств среди детей и подростков с доминированием лиц с умственной отсталостью и непсихотическими психическими расстройствами. Выделены несколько основных причин увеличения распространенности психических и поведенческих расстройств в детско-подростковой популяции.
Московский научно-исследовательский институт психиатрии Росздрава
Распространенность психических расстройств у детей и подростков
Данные официальной медицинской статистики последних десятилетий свидетельствуют о стойкой тенденции роста психических расстройств среди всех возрастных групп населения, наиболее отчетливо прослеживающейся в детско-подростковой популяции. Так, по данным ВОЗ, дети и подростки с различными нарушениями психического здоровья составляют примерно 20% от общей численности детско-подросткового населения [13]; при этом в Европе эпидемиологические исследования дают оценку в 14-32% в зависимости от возраста и гендерной принадлежности [35]. Проведенные в Великобритании исследования свидетельствуют о том, что за последние 25 лет отмечается существенный рост гиперактивности, поведенческих и аффективных расстройств среди подростков независимо от принадлежности к социальному классу и типу семьи [54] Распространенность психической патологии возрастает и по данным канадских исследователей [55]. В обзоре, представленном И.А. Митихиной и соавт. [32], приводятся данные эпидемиологических исследований, проведенных другими зарубежными исследователями, также свидетельствующие о росте распространенности психических расстройств в популяции.
Основные тенденции в развитии психической патологии у детей и подростков в России за десятилетие с 1992 по 2002 г. представлены в Докладе о состоянии здоровья населения в Российской Федерации [16]. Заболеваемость детей психическими расстройствами возросла за данный период с 637,5 на 1 000 000 детей и подростков до 840,0 (рост на 31,8%), распространенность соответственно с 2711,0 до 3578,9 (рост на 32%). Среди подростков 15-18 лет темпы роста заболеваемости за 10 лет оказалась в 2 раза выше, чем среди детей до 14 лет.
Данные, представленные в открытой печати, свидетельствуют о том, что к 2007 г. показатель заболеваемости психическими расстройствами среди детей и подростков по сравнению с 2002 г. вырос еще больше. За психиатрической помощью в амбулаторно-поликлинические учреждения страны обратились около 722 550 больных детей в возрасте до 14 лет (3,2% от общего числа детского населения) и 296 560 (4%) подростков. Наибольший рост заболеваемости психическими расстройствами у детей отмечался в 2004 г. [17]. По официальным данным в Москве отмечается устойчивая тенденция к росту числа детей с психическими заболеваниями примерно на 10-15% в год, которая при этом сопровождается увеличением и числа детей с инвалидностью по психическому заболеванию [5].
При моделировании изменений заболеваемости среди детей и подростков была выявлена достоверная тенденция к повышению [31].
В настоящее время в стране практически отсутствуют регионы с показателями благоприятной динамики по психическому здоровью у детского и подросткового населения. Основной рост отмечается по группам непсихотических заболеваний, в том числе пограничных психических расстройств и умственной отсталости [16-18, 20, 46, 58], которые составляют 76,6% среди всей психической заболеваемости.
К этому следует добавить, что продолжающийся рост психических и поведенческих расстройств в детско-подростковой популяции способствует определенному накоплению внебольничного и внедиспансерного контингента детей и подростков с относительно легкими формами нарушений. На это указывают данные, полученные во многих окружных центрах психолого-медико-социального сопровождения, свидетельствующие об увеличении обращаемости к психиатрам за период 2002-2008 гг. в 4,5 раза [44].
Распространенность психических заболеваний, в малой степени зависящих от внешних факторов, соответствует ранее полученным данным и составляет 1,66 на 1000 детей и подростков 18. Рост числа выставленных диагнозов «детский аутизм» практически во всех странах мира [6, 9, 14, 25, 27, 36, 57] нуждается в специальном рассмотрении. Пока не получено однозначного ответа на вопрос: имеется ли реальный рост детского аутизма в популяции или речь идет об изменении диагностических критериев недостаточно валидизированной нозологии, способствующем гипердиагностике расстройства. По данным П.В. Безменова [5], с 2006 г. примерно на 15% сократилось число детей с диагнозом «шизофрения» и на столько же больше зарегистрировано в диспансерах Москвы больных детей с диагнозом «аутизм».
Результаты эпидемиологических исследований, число которых за последние 15 лет уменьшилось из-за недостаточного финансирования науки, подтверждают, что приводимые статистические данные охватывают лишь зарегистрированные случаи заболеваний, в связи с чем они не отражают в полном объеме распространенность психических и поведенческих расстройств в популяции. Реальная распространенность психических расстройств как минимум в 3-4 раза выше данных официального учета [6, 27, 42, 43, 45, 47, 49].
Многие исследователи отмечают региональные особенности психического здоровья детского населения [1, 3, 8, 10, 15, 29, 34, 42, 43]. Причины установленных различий до конца не выяснены.
В большинстве случаев предполагается комплексное воздействие средовых факторов (социально-экономических, этнических, культуральных, биологических, в том числе экзогенно-органической природы), а также уровня организации психиатрической помощи.
Перед тем как перейти к анализу причин стойкой негативной динамики показателей психического здоровья детей и подростков, необходимо определить, а что подразумевается под основополагающими понятиями медицины — «здоровье» и «болезнь».
Длительное время понятие «здоровье» выводилось из противопоставления с болезнью и состояние здоровья определялось как отсутствие болезни.
В современных исследованиях констатируется, что между здоровьем и болезнью существует множество переходных сотояний и признается, что, с одной стороны, больной человек также обладает определенным уровнем здоровья, а с другой — в действительности не существует идеального здоровья, в том числе психического, так называемой идеальной нормы.
Как отмечают Н.В. Дмитриева и О.С. Глазачев [21], в развитии понятия здоровья наметилось три основных направления: одно из них можно охарактеризовать как вербальное, с накоплением вербальных признаков здоровья, второе — условно можно назвать «относительным», так как здоровье определяется относительно так называемой нормы, и третье, менее развитое и распространенное — фундаментальное понятие здоровья как определенного состояния сложной биосистемы организма. Для психиатрии наиболее характерно второе направление, относительное, когда здоровье определяется относительно «идеальной» или «среднестатистической» нормы. В качестрве основного критерия соответствия норме рассматривается фактор социальной адаптации, т.е. соответствия требованиям окружающего социума.
Существует мнение, что увеличения распространенности психической патологии как таковой не происходит, а имеет место ее большая выявляемость за счет изменения толерантности по отношению к психическим нарушениям, расширению концепции болезней, а также увеличения видов психической и психотерапевтической помощи [60, 69]. Дать однозначную оценку такой точке зрения достаточно сложно, поскольку исследования, касающиеся эпидемиологии психических расстройств, не всегда сопоставимы из-за различий в методологии и технических способах проведения, критериев диагностики болезней и разнообразия исследуемых групп населения. Однако повторяемость основных изменений заболеваемости и болезненности определенными группами психических расстройств в популяции, подтверждаемых не только данными отечественной и зарубежной статистики [13, 16, 17, 35], но и результатами эпидемиологических исследований [6, 15, 27, 31, 42, 43, 49, 54, 55], не может оказаться случайной.
Отрицательная динамика показателей психического здоровья детского населения фиксируется и клинико-динамическими эпидемиологическими исследованиями. Так, данные, полученные Л.Ф. Бережковым и соавт. [6] в ходе исследования состояния здоровья детей, проживающих на одной территории, осуществленные в 1966-1967 гг. и 1981-1991 гг., свидетельствуют о том, что за 30 лет заболеваемость психическими расстройствами возросла в 2 раза. Особенно, по их данным, участились астено-невротические расстройства — в 4-5 раз.
Результаты многолетних исследований Т.Г. Хамагановой и соавт. [48] показали, что к 1994 г. только 30% учащихся младших классов и вдвое меньше более старших детей и подростков являлись полностью здоровыми. Бо’льшая же часть школьников, в среднем от 50 до 60%, в зависимости от возраста обнаруживали донозологические изменения в психике. Сопоставление указанных материалов исследования с предыдущими (1982-1986) выявило ухудшение показателей психического здоровья в отдельных возрастных группах на 25-30%.
По данным В.В. Чубаровского и Г.Л. Карповой [49], среди подростков в возрасте 13-16 лет пограничные психические расстройства различной степени выраженности диагностировались в 1995 г. у 34,04% всех обследованных, а к 2001 г. этот показатель возрос до 66,7%
Отрицательная динамика показателей психического здоровья детей и подростков показана исследованиями В.Г. Косенко и соавт. [27], Р.С. Тазловой [45].
В диссертационной работе Е.А. Филипповой [47] представлены следующие результаты эпидемиологического исследования: распространенность пограничных психических расстройств среди юношей составила 49,58%, расстройств донозологического уровня — 25,85%, и лишь 24,58% были отнесены к группе практически здоровых. Распространенность пограничных психических расстройств среди девушек составила 44,65%, расстройств донозологического уровня — 33,58%, к группе практически здоровых были отнесены 21,77%.
Таким образом, результаты эпидемиологических исследований, проведенных самостоятельными исследовательскими группами в различных регионах нашей страны и за рубежом, помимо подтверждения высокого роста показателей болезненности и заболеваемости, а также повсеместной неполноты выявления пограничной психической патологии, показали наличие расстройств, не имеющих четких клинических форм и нозологической специфичности, отличающихся неопределенностью своих границ, которые однозначно не могут быть отнесены ни к норме, ни к патологии — так называемых донозологических или субпороговых расстройств [42, 43, 47, 48, 50].
Сказанное выше говорит о том, что при изучении психического здоровья детей и подростков надо исходить не из 2 категорий: «здоровый» — «больной», а из 3 — «здоровый», «больной» и «лица с более или менее низкими показателями психического здоровья, представляющие группу риска развития психических расстройств».
Перейдем теперь к анализу причин стойкой негативной динамики показателей психического здоровья детей и подростков.
Факторы, определяющие динамику показателей психического здоровья детей и подростков
В новых природных, производственных и социальных условиях человек нередко испытывает влияние весьма необычных, чрезмерных и жестких факторов среды, филогенетически неадекватных его природе [2]. При этом скорость технологического преобразования общества в существенной степени превышает адаптационные возможности конкретного индивида [38].
Как отмечает В.П. Казначеев [23], рассогласованность между генетически детерминированной способностью к адаптации, сформировавшейся на протяжении тысячелетий естественного отбора, и условиями окружающей среды, меняющимися в современную эпоху в течение нескольких десятилетий, может явиться причиной напряжения на индивидуальном и популяционном уровнях.
По мнению Ю.П. Лисицина [28], человек никогда не сможет адаптироваться к последствиям химического загрязнения окружающей среды и влиянию некоторых синтетических продуктов, физиологических и психологических перегрузок.
Перечисленные факторы расцениваются исследователями в области урбоэкологии в качестве причин изменения качественных и количественных показателей здоровья населения в современную эпоху [5, 23, 28, 39, 41]. Рассмотрим более подробно некоторые из них.
Интенсификация психогенных нагрузок в современном социуме, в том числе связанных с усложнением процесса обучения, предъявляющего повышенные требования к когнитивным способностям ребенка и уровню его личностного развития, часто превышают адаптационные возможности конкретного ребенка. В связи с этим все большее число детей не соответствуют по своим когнитивным, эмоционально-волевым и поведенческим показателям требованиям современного школьного обучения со всеми вытекающими последствиями в виде неуспеваемости, потери учебной мотивации, антидисциплинарными, оппозиционными и другими формами отклоняющегося поведения, иногда развитием стойких депрессивных расстройств, что способствует росту числа суицидов, тревожных состояний и других проявлений невротического и патохарактерологического спектров [12, 22, 24, 40, 41, 44, 70, 72, 73]. По данным проведенных исследований, более 70% учащихся учреждений общего среднего образования испытывают трудности в усвоении базовых школьных программ, что требует специальных педагогических технологий, направленных на повышение работоспособности учащихся [40]. Исследование, выполненное Медицинским центром Утрехтского университета [67], свидетельствует о том, что состояния хронической усталости отмечаются у 20% девочек и 6% мальчиков школьного возраста, проживающих в Нидерландах.
Нарушение социальной адаптации, в том числе школьной — важный прогностический фактор социально-психологической деформации личности с формированием асоциальных ценностей молодежной субкультуры, антисоциального поведения, злоупотребления психоактивными веществами, формированием нехимических аддикций [18, 19, 21, 22, 56].
К этому следует добавить те негативные явления в обществе, которые оказывают свое отрицательное воздействие на психическое состояние подрастающего поколения. Значительно увеличилось число семей с психосоциальными нарушениями, к которым относятся семьи с высоким уровнем конфликтности, проблемами алкоголизации и наркомании, асоциальными ценностями, противоправным поведением, семьи, практикующие недостойное обращение и насилие над ребенком [37, 46, 51, 74].
Усиление стрессорных факторов, оказывающих негативное воздействие на психическое здоровье детей и подростков, не исключает наличия других причин роста психической заболеваемости.
Второй составляющей сложившейся неблагоприятной ситуации являются экологические факторы — увеличение загрязнения окружающей среды разнообразными продуктами промышленного производства и транспортных средств, способными оказывать неблагоприятное воздействие на различные органы и системы организма, в том числе и центральную нервную систему.
Анализ всего массива данных многолетнего мониторинга загрязнения природной среды на территории РФ показывает, что вокруг городов на протяжении нескольких десятилетий сложились ареалы хронического загрязнения территорий, связанных с выбросами вредных веществ в атмосферу промышленными, коммунальными предприятиями и автотранспортом. В последние годы в связи с оживлением экономики наметилась тенденция к росту загрязнения по ряду контролируемых показателей. В связи с этим на протяжении многих лет в местах проживания большей части населения страны наблюдается неблагоприятное качество окружающей среды, прежде всего атмосферного воздуха и поверхностных вод [33].
По данным Росгидромета России за 2011 г. [33], 73% населения проживают в районах с большой техногенной нагрузкой. В 204 городах с населением 67,1 млн человек, включая детей и подростков, — загрязнение атмосферы превышает ПДК (предельно допустимые нормы по отдельным показателям); 119 городов, к которым относится и Москва, причислены к городам с опасным для здоровья высоким и очень высоким уровнем загрязнения.
Согласно данным обзорного исследования, выполненного недавно амстердамской службой психического здоровья, показатели депрессии и тревожных расстройств у горожан соответственно на 39 и 21% выше, чем у жителей сельской местности. Другие исследования дают несколько иные цифры, но главная тенденция сохраняется: психическое здоровье горожан хуже, чем у людей, проживающих в сельской местности. Учитывая, что Европа постепенно превращается в один громадный мегаполис, число таких пациентов может быть очень велико [69].
В специальных эпидемиологических исследованиях было показано, что уровень и структура психических расстройств у детей достоверно различаются в зисимости от уровня и характера антропогенного загрязнения окружающей среды: чем он выше, тем выше показатель нервно-психической болезненности детей, хуже их качественные показатели здоровья [1, 15, 29, 42, 43, 52, 68, 76, 77].
В результате загрязнения биосферы синтезированными химическими соединениями, обладающими сильным токсическим и мутагенным эффектами, возникли новые заболевания, ранее не известные медицине. Среди них достаточно изучена так называемая болезнь рисового масла, или Ю-шу, обусловленная пренатальным воздействием бифенилполихлоринейта (PCBs). Все дети с этой болезнью обнаруживают отставание в психическом развитии и снижение когнитивной продуктивности. PCBs был синтезирован в 1969 г. и используется вместе с его промежуточными продуктами (PCDFs и PCDDs) в промышленном производстве многих развитых стран. Указанные субстанции находят при обследовании в крови и жировой ткани людей, проживающих во всем мире [61, 65].
Рост распространенности умственной отсталости и аномалий поведения у детей в США, отмечавшийся в 1970-1980 гг., побудил Конгресс принять специальный закон о выявлении и предупреждении свинцовой энцефалопатии у детей на основе долговременного мониторинга состояния их здоровья. Как показали исследования [75], к этому времени большинство продуктов питания, вода и другие объекты окружающей среды были загрязнены свинцом. Многие исследователи [59, 62, 63, 66] привели достаточно убедительные доказательства наличия каузальной связи между хроническим поступлением в организм свинца и нарушением интеллектуального развития. Так, было установлено [59, 62, 66, 68], что свинец может вызывать у детей поведенческие нарушения, характеризующиеся повышенной возбудимостью, агрессивностью и гиперактивностью. Один из наиболее распространенных психоневрологических синдромов в детском возрасте — синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), как показали многочисленные исследования, также может формироваться под действием длительной экспозиции свинца [68].
Наряду с прямым повреждающим действием на мозг ребенка антропогенные загрязнители оказывают опосредованное воздействие через нарушения репродуктивной функции матерей, следствием которых является увеличение числа детей с органическими поражениями мозга антенатального периода, представляющими биологическую основу для формирования различных психических и поведенческих расстройств [11, 15, 30, 52, 53, 64].
Химические факторы окружающей среды, действуя на минимальном пороговом уровне, снижают общую резистентность организма женщины и способствуют реализации тератогенных и эмбриотоксических воздействий и проявлению различных генетических нарушений [7].
Третьей из причин увеличения распространенности психических и поведенческих расстройств в детско-подростковой популяции является ограниченность возможностей современной медицины в отношении восстановления полного здоровья детей с врожденной патологией [5, 23, 72].
Несомненным достижением медицины является регулируемая рождаемость, которая позволяет более серьезно подходить к вопросу рождения ребенка, обеспечить профессиональным сопровождением беременную женщину с исключением факторов, способных оказывать негативное воздействие на здоровье плода. Так, значительно расширились возможности детской реанимации, позволяющие выхаживать детей с тяжелыми органическими поражениями центральной нервной системы и глубокой недоношенностью. Однако, по данным специальных исследований, дети, родившиеся глубоко недоношенными, даже при отсутствии грубых нарушений нервной системы составляют группу риска по психическим и поведенческим расстройствам, интеллектуальной недостаточности [62, 71]. Очевидно, что необходим патронаж таких детей в течение детского возраста, нацеленный на смягчение последствий органического поражения ЦНС и уменьшение риска развития психической патологии. Много проблем в этом аспекте возникает и в отношении нежелательного материнства [51], экстракорпорального оплодотворения и использования матерей-доноров, т.е. вынашивающих детей для других родителей.
Рост психической патологии также связан и с новыми подходами в терапии, позволяющими пациентам с психическими расстройствами социально адаптироваться, иметь семью, потомство. Как пример можно привести хорошо налаженный скрининг фенилкетонурии с проведением терапевтических мероприятий с момента рождения, который позволяет больным расти, учиться, работать, иметь семью, детей, что сопровождается медленным увеличением фенилкетонурии в популяции [14]. В настоящее время требуют решения задачи раннего обнаружения и, возможно, превентивного лечения психических заболеваний. Значительные успехи достигнуты в отношении понимания этиологии, патогенеза и лечения психических заболеваний, но основные перспективы их предотвращения и терапии, а соответственно снижения роста социальной дезадаптации и инвалидизации пациентов с этой патологией лежат в области генетики и биохимии.
Следует отметить заметный рост психической патологии в кризисные периоды развития общества. Несмотря на то что кризис, как правило, сопровождается общим сокращением рождаемости с образованием при его определенной длительности так называемой демографической ямы, уменьшение рождаемости носит неравномерный характер в различных группах общества. Это дает основание предположить, что структурные сдвиги внутри такой ямы будут направлены в сторону увеличения процента детей с не очень здоровой наследственностью и неблагополучной перспективой социального функционирования.
В заключение следует отметить, что состояние здоровья населения обусловлено не только рядом социально-экономических, демографических и экологических факторов, но и эффективностью деятельности существующей психиатрической службы, ее ресурсной обеспеченностью, кадровым потенциалом, уровнем квалификации специалистов и координацией деятельности представителей различных ведомств. Это необходимо учитывать при оценке показателей здоровья детского и подросткового населения [18, 25, 26]. Отмеченные в обзоре основные факторы, преимущественно связанные с нарастанием средовых рисков, могут рассматриваться в качестве причин изменения количественных и качественных показателей здоровья детей. Их действие носит достаточно устойчивый характер, в связи с чем необходимы серьезные усилия по защите детского населения от воздействия чрезмерно жестких факторов окружающей среды как биологического, так и социально-психологического характера.
Источник