Психическое здоровье детей российской федерации
Инструментарий
Программы обучения
ВЕБИНАР: Сексуальное насилие в детстве: практика психологической помощи семье и ребенку
Эмоциональные нарушения у детей. Методы психологической коррекции
ВЕБИНАР: Эмоциональные нарушения у детей. Методы психологической коррекции
Скоро
Всероссийская конференция «История отечественной и мировой психологической мысли: знать прошлое, анализировать настоящее, прогнозировать будущее»
X Международная научно-практическая конференция «Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности»
Международная конференция «Ананьевские чтения – 2021. 55 лет факультету психологии СПбГУ: эстафета поколений»
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психология творчества и одаренности»
Международная научная конференция «Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: проблемы развития личности в изменчивом мире»
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Диагностика в медицинской (клинической) психологии: традиции и перспективы» (к 110-летию Сусанны Яковлевны Рубинштейн)
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологическая служба университета: опыт пандемии»
Психическое здоровье детей XXI века
Автор
Большая часть населения мира – это дети и подростки моложе 15 лет; около 40% — это молодежь до 25 лет. В соответствии с данными ВОЗ, 10-20% населения этих возрастных категорий страдает от психических расстройств, половина которых начинается в возрасте до 14 лет, а три четверти – до 20 лет. В соответствии с исследованиями ВОЗ, около 10% беременных женщин и 13% женщин, которые только что родили, страдают психическими расстройствами, к которым, в первую очередь, относится депрессия, что в ряде ситуаций приводит к самоубийству или к нарушениям нормального функционирования ребенка. Более миллиона детей умирают каждый год из-за осложнения преждевременных родов и многие выжившие имеют потери, связанные с физическим, когнитивным, эмоциональным и поведенческим развитием.
В возрасте 3-7 лет каждый пятый ребенок может иметь проблемы, связанные с психическим здоровьем, такие как синдром дефицита внимания / гиперактивности (СДВГ), оппозиционное поведение, беспокойство, депрессию или страхи. Известно, что 50% психических расстройств возникают до окончания детства, при этом наиболее распространенными являются тревожность (6,9%) и СДВГ (8,2%). 75% психических расстройств возникают до окончания подросткового возраста. В соответствии с данными исследований, 1,3 млн. подростков в 2012 году умерли по причинам, связанным, в том числе, с этими заболеваниями, включая самоубийства и межличностное насилие. У 80% подростков выявлена недостаточная физическая активность, что влияет на развитие нежелательных последствий, включая не наркотические зависимости (напр. интернет-зависимость, пищевые нарушения). Одной из наиболее распространенных причин смертности девочек-подростков являются самоубийства, связанные с нежелательной беременностью, сексуальным насилием. Поведенческие расстройства имеют тенденции развития в подростковом возрасте и связаны с употреблением наркотиков, преступлениями, антиобщественным поведением, проблемами в семье, межличностными проблемами, плохим состоянием физического здоровья. Отдельно следует отметить, что подростковый возраст является также периодом манифестации таких тяжелых психических заболеваний, как шизофрения и биполярное аффективное расстройство.
Теме охраны психического здоровья детей и подростков посвящает свою работу III Конгресс «Психическое здоровье человека XXI века», который пройдет при поддержке ведущих российских и международных экспертных организаций, объединяющих медицинских и немедицинских специалистов.
В канун Международного дня защиты детей состоялось первое заседание оргкомитета Конгресса, на котором обсуждались медицинские и немедицинские проблемы психического здоровья детей и подростков на основе междисциплинарного и межсекторного подходов, включая необходимость интегральных подходов по профилактике психических расстройств и продвижению ценностей психического здоровья среди детей и подростков в рамках национальных программ охраны общественного здоровья, а именно: федеральных проектов: «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек» (Укрепление общественного здоровья), «Поддержка семей, имеющих детей» в соответствии с приоритетными направлениями проекта «Десятилетие детства в России» (Указ Президента Российской Федерации № 240 от 29 мая.
Было также подчеркнуто, что это престижное международное мероприятие продолжает традиции II Конгресса, прошедшего в 2018 году и ставшего авторитетной международной платформой для обмена лучшим мировым опытом в сфере охраны психического здоровья. «Я занимаюсь вопросами охраны психического здоровья более 60 лет и никогда ранее не встречал страны, в которой для решения проблем психического здоровья объединились бы все министерства, занимающиеся реализацией социальной политики», отметил Норман Сарториус, председатель международного оргкомитета, президент международной ассоциации по совершенствованию программ в сфере охраны психического здоровья, экс-директор Департамента по вопросам охраны психического здоровья ВОЗ (Швейцария). Планируется, что на предстоящем Конгрессе тема охраны психического здоровья детей и подростков будет представлена несколькими предполагающими наличие глубоких взаимосвязей и сквозных элементов и охватывающими исследования в сфере первичной профилактики, лечения и реабилитации для различных целевых групп детей и подростков; охраны материнства; подготовки медицинских и немедицинских специалистов и неспециалистов; нормативно-правовых условий для реализации прав детей на охрану психического здоровья.
Источник
психическое здоровье детей
статья на тему
Осложнённые варианты психического развития детей. Рекомендации по совместной деятельности родителей с детьми
от 3 до 6 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihicheskoe_zdorove.docx | 17.28 КБ |
zdorove1.docx | 20.07 КБ |
test_zdorove.docx | 17.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Психическое здоровье – что это такое?
Продолжая разговор о здоровье, давайте ещё раз вспомним, что такое «Здоровье»?
По определению Всемирной Организации Здравоохранения здоровье рассматривается «как состояние физического, умственного, социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических недостатков».
Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от рождения к моменту поступления в школу ухудшается, что отрицательно влияет на процесс усвоения школьной программы.
Сегодня мы поговорим о психическом здоровье детей.
Психическое здоровье рассматривается, с одной стороны, как реализация того, что заложено в человеке от природы, с другой стороны, стремление к гуманистическим ценностям.
Нервно – психическое здоровье ребёнка – это один из критериев здоровья в целом. На современном этапе развития общества жизненный уровень большинства населения понизился, ускорился темп жизни. В связи с этим повысилась агрессивность людей, от этого страдают, в первую очередь, наши дети. Многие родители загружены работой, учёбой – вследствие этого дети часто остаются без внимания. Они испытывают дефицит общения с близкими им людьми, переживают постоянные стрессы, потому что не удовлетворяются их базовые потребности: в родительской любви, ласке, защищённости.
В результате этого нарастает напряжённость, появляется агрессивность и озлобленность – сначала на родителей, потом на всех окружающих. Поэтому необходимо на ранних стадиях развития личности обучать детей цивилизованным способам выхода гнева и саморегуляции поведения, чтобы к 5-6 годам у ребёнка сформировалась правильная социальная ориентация, развилась способность к адаптации и саморегуляции.
Осложнённые варианты психического развития детей:
невротические состояния – проявляются в эмоциональных срывах, неустойчивости поведения, агрессивности или же вялости, апатичности. Они связаны иногда с плохим самочувствием, усталостью или с конкретной эмоциогенной ситуацией (отобрали любимую игрушку, обидели). Разрешается ситуация, поправляется здоровье, и нежелательные проявления проходят. Однако дети с подобными реакциями входят в «группу риска», у них может развиться невроз;
аутизм – проявляется в замкнутости, отстранённости, в погружённости в собственный, непонятный для окружающих, мир. Эмоции стёрты, мимика невыразительна, с детьми трудно, а порой невозможно вступить в общение. Такие дети мало разговаривают, не играют со сверстниками. Им совсем не свойственны ни эмоциональное сопереживание, ни сочувствие кому-либо;
гиперактивность с нарушением внимания – носит характер синдрома, то есть целого блока специфических проблем. Дети подвижны, расторможены, импульсивны, у них недостаточно развиты процессы внимания, им трудно сосредоточиться, снижена работоспособность, повышена утомляемость, плохо развиты движения руки. Такие дети, несмотря на достаточно высокий уровень способностей, плохо учатся, постоянно конфликтуют со сверстниками, им невыносимо трудно что-либо делать совместно с другими.
Основным и ведущим способом снижения всех этих состояний в дошкольном возрасте является – игра.
Остановимся подробнее. Игра для ребёнка – это естественное состояние, играми он удовлетворяет непреодолимую потребность в движении, проявляет творческие силы, развивает свои способности, воспитывается с нравственной стороны и, наконец, массу всевозможных знаний.
Игры очень разнообразны: дети играют в одиночку и группами; игры со строительным материалом, настольные игры, сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные, хороводные и музыкальные.
Все эти игры могут быть как свободными, когда дети играют во что хотят и как хотят, — эти игры дают материал для наблюдений: в них ярко выступают индивидуальные черты каждого ребёнка; так и организованными, которые тоже знакомят с детьми и не только, они служат для развития внимания, находчивости, умения управлять собой и подчиняться правилам, а главное – для развития чувства товарищества. Игры заменяют порой гимнастику, давая детям возможность воспроизводить массу разнообразных движений.
И мой призыв на сегодняшнем собрании к вам: играйте вместе с детьми – это замечательно оздоравливает взаимоотношения! Играя и смеясь вместе, мы можем построить и оздоровить наши взаимоотношения. В игре лучше всего создаётся безопасная обстановка для общения людей, независимо от их характера и возраста. Шутки и веселье рождают сердечность, совместная игра может совершенно неожиданно перейти в наполненную ощущением праздника жизнь.
Источник
Психическое здоровье детей российской федерации
Московский научно-исследовательский институт психиатрии Росздрава
Психическое здоровье детей и определяющие его факторы
Журнал: Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. Спецвыпуски. 2013;113(5-2): 16-22
Сухотина Н. К. Психическое здоровье детей и определяющие его факторы. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. Спецвыпуски. 2013;113(5-2):16-22.
Московский научно-исследовательский институт психиатрии Росздрава
Представлен обзор данных отечественной и зарубежной литературы, свидетельствующий о стойкой тенденции к росту психических расстройств среди детей и подростков с доминированием лиц с умственной отсталостью и непсихотическими психическими расстройствами. Выделены несколько основных причин увеличения распространенности психических и поведенческих расстройств в детско-подростковой популяции.
Московский научно-исследовательский институт психиатрии Росздрава
Распространенность психических расстройств у детей и подростков
Данные официальной медицинской статистики последних десятилетий свидетельствуют о стойкой тенденции роста психических расстройств среди всех возрастных групп населения, наиболее отчетливо прослеживающейся в детско-подростковой популяции. Так, по данным ВОЗ, дети и подростки с различными нарушениями психического здоровья составляют примерно 20% от общей численности детско-подросткового населения [13]; при этом в Европе эпидемиологические исследования дают оценку в 14-32% в зависимости от возраста и гендерной принадлежности [35]. Проведенные в Великобритании исследования свидетельствуют о том, что за последние 25 лет отмечается существенный рост гиперактивности, поведенческих и аффективных расстройств среди подростков независимо от принадлежности к социальному классу и типу семьи [54] Распространенность психической патологии возрастает и по данным канадских исследователей [55]. В обзоре, представленном И.А. Митихиной и соавт. [32], приводятся данные эпидемиологических исследований, проведенных другими зарубежными исследователями, также свидетельствующие о росте распространенности психических расстройств в популяции.
Основные тенденции в развитии психической патологии у детей и подростков в России за десятилетие с 1992 по 2002 г. представлены в Докладе о состоянии здоровья населения в Российской Федерации [16]. Заболеваемость детей психическими расстройствами возросла за данный период с 637,5 на 1 000 000 детей и подростков до 840,0 (рост на 31,8%), распространенность соответственно с 2711,0 до 3578,9 (рост на 32%). Среди подростков 15-18 лет темпы роста заболеваемости за 10 лет оказалась в 2 раза выше, чем среди детей до 14 лет.
Данные, представленные в открытой печати, свидетельствуют о том, что к 2007 г. показатель заболеваемости психическими расстройствами среди детей и подростков по сравнению с 2002 г. вырос еще больше. За психиатрической помощью в амбулаторно-поликлинические учреждения страны обратились около 722 550 больных детей в возрасте до 14 лет (3,2% от общего числа детского населения) и 296 560 (4%) подростков. Наибольший рост заболеваемости психическими расстройствами у детей отмечался в 2004 г. [17]. По официальным данным в Москве отмечается устойчивая тенденция к росту числа детей с психическими заболеваниями примерно на 10-15% в год, которая при этом сопровождается увеличением и числа детей с инвалидностью по психическому заболеванию [5].
При моделировании изменений заболеваемости среди детей и подростков была выявлена достоверная тенденция к повышению [31].
В настоящее время в стране практически отсутствуют регионы с показателями благоприятной динамики по психическому здоровью у детского и подросткового населения. Основной рост отмечается по группам непсихотических заболеваний, в том числе пограничных психических расстройств и умственной отсталости [16-18, 20, 46, 58], которые составляют 76,6% среди всей психической заболеваемости.
К этому следует добавить, что продолжающийся рост психических и поведенческих расстройств в детско-подростковой популяции способствует определенному накоплению внебольничного и внедиспансерного контингента детей и подростков с относительно легкими формами нарушений. На это указывают данные, полученные во многих окружных центрах психолого-медико-социального сопровождения, свидетельствующие об увеличении обращаемости к психиатрам за период 2002-2008 гг. в 4,5 раза [44].
Распространенность психических заболеваний, в малой степени зависящих от внешних факторов, соответствует ранее полученным данным и составляет 1,66 на 1000 детей и подростков 18. Рост числа выставленных диагнозов «детский аутизм» практически во всех странах мира [6, 9, 14, 25, 27, 36, 57] нуждается в специальном рассмотрении. Пока не получено однозначного ответа на вопрос: имеется ли реальный рост детского аутизма в популяции или речь идет об изменении диагностических критериев недостаточно валидизированной нозологии, способствующем гипердиагностике расстройства. По данным П.В. Безменова [5], с 2006 г. примерно на 15% сократилось число детей с диагнозом «шизофрения» и на столько же больше зарегистрировано в диспансерах Москвы больных детей с диагнозом «аутизм».
Результаты эпидемиологических исследований, число которых за последние 15 лет уменьшилось из-за недостаточного финансирования науки, подтверждают, что приводимые статистические данные охватывают лишь зарегистрированные случаи заболеваний, в связи с чем они не отражают в полном объеме распространенность психических и поведенческих расстройств в популяции. Реальная распространенность психических расстройств как минимум в 3-4 раза выше данных официального учета [6, 27, 42, 43, 45, 47, 49].
Многие исследователи отмечают региональные особенности психического здоровья детского населения [1, 3, 8, 10, 15, 29, 34, 42, 43]. Причины установленных различий до конца не выяснены.
В большинстве случаев предполагается комплексное воздействие средовых факторов (социально-экономических, этнических, культуральных, биологических, в том числе экзогенно-органической природы), а также уровня организации психиатрической помощи.
Перед тем как перейти к анализу причин стойкой негативной динамики показателей психического здоровья детей и подростков, необходимо определить, а что подразумевается под основополагающими понятиями медицины — «здоровье» и «болезнь».
Длительное время понятие «здоровье» выводилось из противопоставления с болезнью и состояние здоровья определялось как отсутствие болезни.
В современных исследованиях констатируется, что между здоровьем и болезнью существует множество переходных сотояний и признается, что, с одной стороны, больной человек также обладает определенным уровнем здоровья, а с другой — в действительности не существует идеального здоровья, в том числе психического, так называемой идеальной нормы.
Как отмечают Н.В. Дмитриева и О.С. Глазачев [21], в развитии понятия здоровья наметилось три основных направления: одно из них можно охарактеризовать как вербальное, с накоплением вербальных признаков здоровья, второе — условно можно назвать «относительным», так как здоровье определяется относительно так называемой нормы, и третье, менее развитое и распространенное — фундаментальное понятие здоровья как определенного состояния сложной биосистемы организма. Для психиатрии наиболее характерно второе направление, относительное, когда здоровье определяется относительно «идеальной» или «среднестатистической» нормы. В качестрве основного критерия соответствия норме рассматривается фактор социальной адаптации, т.е. соответствия требованиям окружающего социума.
Существует мнение, что увеличения распространенности психической патологии как таковой не происходит, а имеет место ее большая выявляемость за счет изменения толерантности по отношению к психическим нарушениям, расширению концепции болезней, а также увеличения видов психической и психотерапевтической помощи [60, 69]. Дать однозначную оценку такой точке зрения достаточно сложно, поскольку исследования, касающиеся эпидемиологии психических расстройств, не всегда сопоставимы из-за различий в методологии и технических способах проведения, критериев диагностики болезней и разнообразия исследуемых групп населения. Однако повторяемость основных изменений заболеваемости и болезненности определенными группами психических расстройств в популяции, подтверждаемых не только данными отечественной и зарубежной статистики [13, 16, 17, 35], но и результатами эпидемиологических исследований [6, 15, 27, 31, 42, 43, 49, 54, 55], не может оказаться случайной.
Отрицательная динамика показателей психического здоровья детского населения фиксируется и клинико-динамическими эпидемиологическими исследованиями. Так, данные, полученные Л.Ф. Бережковым и соавт. [6] в ходе исследования состояния здоровья детей, проживающих на одной территории, осуществленные в 1966-1967 гг. и 1981-1991 гг., свидетельствуют о том, что за 30 лет заболеваемость психическими расстройствами возросла в 2 раза. Особенно, по их данным, участились астено-невротические расстройства — в 4-5 раз.
Результаты многолетних исследований Т.Г. Хамагановой и соавт. [48] показали, что к 1994 г. только 30% учащихся младших классов и вдвое меньше более старших детей и подростков являлись полностью здоровыми. Бо’льшая же часть школьников, в среднем от 50 до 60%, в зависимости от возраста обнаруживали донозологические изменения в психике. Сопоставление указанных материалов исследования с предыдущими (1982-1986) выявило ухудшение показателей психического здоровья в отдельных возрастных группах на 25-30%.
По данным В.В. Чубаровского и Г.Л. Карповой [49], среди подростков в возрасте 13-16 лет пограничные психические расстройства различной степени выраженности диагностировались в 1995 г. у 34,04% всех обследованных, а к 2001 г. этот показатель возрос до 66,7%
Отрицательная динамика показателей психического здоровья детей и подростков показана исследованиями В.Г. Косенко и соавт. [27], Р.С. Тазловой [45].
В диссертационной работе Е.А. Филипповой [47] представлены следующие результаты эпидемиологического исследования: распространенность пограничных психических расстройств среди юношей составила 49,58%, расстройств донозологического уровня — 25,85%, и лишь 24,58% были отнесены к группе практически здоровых. Распространенность пограничных психических расстройств среди девушек составила 44,65%, расстройств донозологического уровня — 33,58%, к группе практически здоровых были отнесены 21,77%.
Таким образом, результаты эпидемиологических исследований, проведенных самостоятельными исследовательскими группами в различных регионах нашей страны и за рубежом, помимо подтверждения высокого роста показателей болезненности и заболеваемости, а также повсеместной неполноты выявления пограничной психической патологии, показали наличие расстройств, не имеющих четких клинических форм и нозологической специфичности, отличающихся неопределенностью своих границ, которые однозначно не могут быть отнесены ни к норме, ни к патологии — так называемых донозологических или субпороговых расстройств [42, 43, 47, 48, 50].
Сказанное выше говорит о том, что при изучении психического здоровья детей и подростков надо исходить не из 2 категорий: «здоровый» — «больной», а из 3 — «здоровый», «больной» и «лица с более или менее низкими показателями психического здоровья, представляющие группу риска развития психических расстройств».
Перейдем теперь к анализу причин стойкой негативной динамики показателей психического здоровья детей и подростков.
Факторы, определяющие динамику показателей психического здоровья детей и подростков
В новых природных, производственных и социальных условиях человек нередко испытывает влияние весьма необычных, чрезмерных и жестких факторов среды, филогенетически неадекватных его природе [2]. При этом скорость технологического преобразования общества в существенной степени превышает адаптационные возможности конкретного индивида [38].
Как отмечает В.П. Казначеев [23], рассогласованность между генетически детерминированной способностью к адаптации, сформировавшейся на протяжении тысячелетий естественного отбора, и условиями окружающей среды, меняющимися в современную эпоху в течение нескольких десятилетий, может явиться причиной напряжения на индивидуальном и популяционном уровнях.
По мнению Ю.П. Лисицина [28], человек никогда не сможет адаптироваться к последствиям химического загрязнения окружающей среды и влиянию некоторых синтетических продуктов, физиологических и психологических перегрузок.
Перечисленные факторы расцениваются исследователями в области урбоэкологии в качестве причин изменения качественных и количественных показателей здоровья населения в современную эпоху [5, 23, 28, 39, 41]. Рассмотрим более подробно некоторые из них.
Интенсификация психогенных нагрузок в современном социуме, в том числе связанных с усложнением процесса обучения, предъявляющего повышенные требования к когнитивным способностям ребенка и уровню его личностного развития, часто превышают адаптационные возможности конкретного ребенка. В связи с этим все большее число детей не соответствуют по своим когнитивным, эмоционально-волевым и поведенческим показателям требованиям современного школьного обучения со всеми вытекающими последствиями в виде неуспеваемости, потери учебной мотивации, антидисциплинарными, оппозиционными и другими формами отклоняющегося поведения, иногда развитием стойких депрессивных расстройств, что способствует росту числа суицидов, тревожных состояний и других проявлений невротического и патохарактерологического спектров [12, 22, 24, 40, 41, 44, 70, 72, 73]. По данным проведенных исследований, более 70% учащихся учреждений общего среднего образования испытывают трудности в усвоении базовых школьных программ, что требует специальных педагогических технологий, направленных на повышение работоспособности учащихся [40]. Исследование, выполненное Медицинским центром Утрехтского университета [67], свидетельствует о том, что состояния хронической усталости отмечаются у 20% девочек и 6% мальчиков школьного возраста, проживающих в Нидерландах.
Нарушение социальной адаптации, в том числе школьной — важный прогностический фактор социально-психологической деформации личности с формированием асоциальных ценностей молодежной субкультуры, антисоциального поведения, злоупотребления психоактивными веществами, формированием нехимических аддикций [18, 19, 21, 22, 56].
К этому следует добавить те негативные явления в обществе, которые оказывают свое отрицательное воздействие на психическое состояние подрастающего поколения. Значительно увеличилось число семей с психосоциальными нарушениями, к которым относятся семьи с высоким уровнем конфликтности, проблемами алкоголизации и наркомании, асоциальными ценностями, противоправным поведением, семьи, практикующие недостойное обращение и насилие над ребенком [37, 46, 51, 74].
Усиление стрессорных факторов, оказывающих негативное воздействие на психическое здоровье детей и подростков, не исключает наличия других причин роста психической заболеваемости.
Второй составляющей сложившейся неблагоприятной ситуации являются экологические факторы — увеличение загрязнения окружающей среды разнообразными продуктами промышленного производства и транспортных средств, способными оказывать неблагоприятное воздействие на различные органы и системы организма, в том числе и центральную нервную систему.
Анализ всего массива данных многолетнего мониторинга загрязнения природной среды на территории РФ показывает, что вокруг городов на протяжении нескольких десятилетий сложились ареалы хронического загрязнения территорий, связанных с выбросами вредных веществ в атмосферу промышленными, коммунальными предприятиями и автотранспортом. В последние годы в связи с оживлением экономики наметилась тенденция к росту загрязнения по ряду контролируемых показателей. В связи с этим на протяжении многих лет в местах проживания большей части населения страны наблюдается неблагоприятное качество окружающей среды, прежде всего атмосферного воздуха и поверхностных вод [33].
По данным Росгидромета России за 2011 г. [33], 73% населения проживают в районах с большой техногенной нагрузкой. В 204 городах с населением 67,1 млн человек, включая детей и подростков, — загрязнение атмосферы превышает ПДК (предельно допустимые нормы по отдельным показателям); 119 городов, к которым относится и Москва, причислены к городам с опасным для здоровья высоким и очень высоким уровнем загрязнения.
Согласно данным обзорного исследования, выполненного недавно амстердамской службой психического здоровья, показатели депрессии и тревожных расстройств у горожан соответственно на 39 и 21% выше, чем у жителей сельской местности. Другие исследования дают несколько иные цифры, но главная тенденция сохраняется: психическое здоровье горожан хуже, чем у людей, проживающих в сельской местности. Учитывая, что Европа постепенно превращается в один громадный мегаполис, число таких пациентов может быть очень велико [69].
В специальных эпидемиологических исследованиях было показано, что уровень и структура психических расстройств у детей достоверно различаются в зисимости от уровня и характера антропогенного загрязнения окружающей среды: чем он выше, тем выше показатель нервно-психической болезненности детей, хуже их качественные показатели здоровья [1, 15, 29, 42, 43, 52, 68, 76, 77].
В результате загрязнения биосферы синтезированными химическими соединениями, обладающими сильным токсическим и мутагенным эффектами, возникли новые заболевания, ранее не известные медицине. Среди них достаточно изучена так называемая болезнь рисового масла, или Ю-шу, обусловленная пренатальным воздействием бифенилполихлоринейта (PCBs). Все дети с этой болезнью обнаруживают отставание в психическом развитии и снижение когнитивной продуктивности. PCBs был синтезирован в 1969 г. и используется вместе с его промежуточными продуктами (PCDFs и PCDDs) в промышленном производстве многих развитых стран. Указанные субстанции находят при обследовании в крови и жировой ткани людей, проживающих во всем мире [61, 65].
Рост распространенности умственной отсталости и аномалий поведения у детей в США, отмечавшийся в 1970-1980 гг., побудил Конгресс принять специальный закон о выявлении и предупреждении свинцовой энцефалопатии у детей на основе долговременного мониторинга состояния их здоровья. Как показали исследования [75], к этому времени большинство продуктов питания, вода и другие объекты окружающей среды были загрязнены свинцом. Многие исследователи [59, 62, 63, 66] привели достаточно убедительные доказательства наличия каузальной связи между хроническим поступлением в организм свинца и нарушением интеллектуального развития. Так, было установлено [59, 62, 66, 68], что свинец может вызывать у детей поведенческие нарушения, характеризующиеся повышенной возбудимостью, агрессивностью и гиперактивностью. Один из наиболее распространенных психоневрологических синдромов в детском возрасте — синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), как показали многочисленные исследования, также может формироваться под действием длительной экспозиции свинца [68].
Наряду с прямым повреждающим действием на мозг ребенка антропогенные загрязнители оказывают опосредованное воздействие через нарушения репродуктивной функции матерей, следствием которых является увеличение числа детей с органическими поражениями мозга антенатального периода, представляющими биологическую основу для формирования различных психических и поведенческих расстройств [11, 15, 30, 52, 53, 64].
Химические факторы окружающей среды, действуя на минимальном пороговом уровне, снижают общую резистентность организма женщины и способствуют реализации тератогенных и эмбриотоксических воздействий и проявлению различных генетических нарушений [7].
Третьей из причин увеличения распространенности психических и поведенческих расстройств в детско-подростковой популяции является ограниченность возможностей современной медицины в отношении восстановления полного здоровья детей с врожденной патологией [5, 23, 72].
Несомненным достижением медицины является регулируемая рождаемость, которая позволяет более серьезно подходить к вопросу рождения ребенка, обеспечить профессиональным сопровождением беременную женщину с исключением факторов, способных оказывать негативное воздействие на здоровье плода. Так, значительно расширились возможности детской реанимации, позволяющие выхаживать детей с тяжелыми органическими поражениями центральной нервной системы и глубокой недоношенностью. Однако, по данным специальных исследований, дети, родившиеся глубоко недоношенными, даже при отсутствии грубых нарушений нервной системы составляют группу риска по психическим и поведенческим расстройствам, интеллектуальной недостаточности [62, 71]. Очевидно, что необходим патронаж таких детей в течение детского возраста, нацеленный на смягчение последствий органического поражения ЦНС и уменьшение риска развития психической патологии. Много проблем в этом аспекте возникает и в отношении нежелательного материнства [51], экстракорпорального оплодотворения и использования матерей-доноров, т.е. вынашивающих детей для других родителей.
Рост психической патологии также связан и с новыми подходами в терапии, позволяющими пациентам с психическими расстройствами социально адаптироваться, иметь семью, потомство. Как пример можно привести хорошо налаженный скрининг фенилкетонурии с проведением терапевтических мероприятий с момента рождения, который позволяет больным расти, учиться, работать, иметь семью, детей, что сопровождается медленным увеличением фенилкетонурии в популяции [14]. В настоящее время требуют решения задачи раннего обнаружения и, возможно, превентивного лечения психических заболеваний. Значительные успехи достигнуты в отношении понимания этиологии, патогенеза и лечения психических заболеваний, но основные перспективы их предотвращения и терапии, а соответственно снижения роста социальной дезадаптации и инвалидизации пациентов с этой патологией лежат в области генетики и биохимии.
Следует отметить заметный рост психической патологии в кризисные периоды развития общества. Несмотря на то что кризис, как правило, сопровождается общим сокращением рождаемости с образованием при его определенной длительности так называемой демографической ямы, уменьшение рождаемости носит неравномерный характер в различных группах общества. Это дает основание предположить, что структурные сдвиги внутри такой ямы будут направлены в сторону увеличения процента детей с не очень здоровой наследственностью и неблагополучной перспективой социального функционирования.
В заключение следует отметить, что состояние здоровья населения обусловлено не только рядом социально-экономических, демографических и экологических факторов, но и эффективностью деятельности существующей психиатрической службы, ее ресурсной обеспеченностью, кадровым потенциалом, уровнем квалификации специалистов и координацией деятельности представителей различных ведомств. Это необходимо учитывать при оценке показателей здоровья детского и подросткового населения [18, 25, 26]. Отмеченные в обзоре основные факторы, преимущественно связанные с нарастанием средовых рисков, могут рассматриваться в качестве причин изменения количественных и качественных показателей здоровья детей. Их действие носит достаточно устойчивый характер, в связи с чем необходимы серьезные усилия по защите детского населения от воздействия чрезмерно жестких факторов окружающей среды как биологического, так и социально-психологического характера.
Источник