Тема 5: Понятие о психическом здоровье, норме и отклонениях психического развития ребенка
Планы
семинарских (практических) занятий
по курсу «Детская практическая психология»
Направление подготовки: 050100 Педагогическое образование
профиль: Начальное образование. Дошкольное образование
(форма обучения – очная, срок обучения – 5 лет, III курс 5 семестр)
Преподаватель: канд. пед. наук, доцент Долгова А.А.
Тема 1: Детская психология как отрасль психологической науки
1. Становление детской практической психологии в России
2. Развитие практической психологии в 20-30-е гг. XX века
3. Развитие детской практической психологии в конце XX начале XXI века.
Задание:
I. Подготовить доклады:
1. Особенности практической психологии как вида психологической практики.
2. Социальный заказ, психологическая помощь. Пользователи психологической информации.
II. Познакомиться с нормативными документами
Литература:
1. Аралова М.А. Справочник психолога ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2010.- 272 с.
2. Детская практическая психология: учеб. для студ. вузов / под. ред. Т.Д. Марцинковской – М.: Гардарики, 2007.
3. Дубровина И.В. Практическая психология образования: Учеб. пособие 4-е изд. СПб.: Изд-во « Питер», 2006.
4. Методы практической социальной психологии: диагностика. Консультирование. Тренинг: учеб. пос. для вузов / под. ред. Ю.М. Жукова. М.: Аспект-пресс,2004
5. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: учеб. пос.: в 2-х кн. – М.: Владос, 2006.
Тема 2: Психологическая служба в образовательном учреждении
1. Основные цели, задачи и принципы психологической службы.
2. Организация психологической службы в детском дошкольном учреждении.
3. Психологический кабинет. Психологический инструментарий.
4. Нормативно-правовые аспекты деятельности практического психолога.
5. Профессиональные и личностные качества детского практического психолога. Профессиональные требования, права и обязанности.
Задание:
I. Подготовить доклады:
1. Специфика дошкольной психологической службы и психологической службы школы.
2. Этические нормы практического психолога.
Литература:
1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. — М., 1997.
2. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. — М., 2000.
3. Овчарова Р.В. Практическая психологич в начальной школе.- М.. 1996.
4. Детская практическая психология: учеб. для студ. вузов/ под ред. Т.Д.Марцинковской.- М.: Гардарики, 2007.
5. Психолог в дошкольном учреждении /Под ред. Л.А.Венгера. — М., 1995.
6. Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду. — М.. 1998.
Тема 3: Модели профессиональной деятельности практического психолога
1. Обобщенная модель профессиональной деятельности психолога, состоящая из 3-х единиц: теоретического содержания(концепция); прикладных средств(инструментарий); организованной системы действий(технологии).
2. Моноконцептуальная модель профессиональной деятельности.
3. Поликонцептуальная модель профессиональной деятельности.
4. Альтернативный вариант построения модели профессиональной деятельности (Н.В. Морозова, С.В. Кривцова и др.).
5. Концепция психологической службы И.В. Дубровиной.
6. Концепция психологического сопровождения М.Р. Битяновой.
7. «Профилактическая» концепция В.Э. Пахальяна.
8. Концепция школьной психологической службы Л.М. Фридмана.
9. «Мониторинговые» концепции психологической службы.
10. «Психотерапевтическая» концепция А.В. Шувалова.
Задание:
Проанализировать и сравнить модели профессиональной деятельности психолога образования. Выделить преимущества и недостатки каждой модели (письменно) (см. источник 2).
Литература:
1. Детский практический психолог / Под. ред. О.А. Шаграевой, С.А. Козловой. М., 2001.
2. Изотова Е.И. Психологическая служба в образовательном учреждении. – М., 2009. – С. 57-65.
3. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. — М., 2000.
4. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева. М., 2001.
Тема 4: Планирование работы психолога
1. Подходы к планированию психологической работы в ОО.
2. Выделение этапов работы, их последовательности, определение объема времени на каждый этап, содержания работы по этапам, необходимых средств.
3. Годовой план работы психолога.
4. Планирование работы на месяц. Циклограмма деятельности психолога.
Задание:
Подбор статей их журналов «Школьный психолог», «Вопросы психологии», «Журнал практического психолога», «Дошкольное воспитание».
Литература:
1. Детская практическая психология: учеб. для студ. вузов/ под ред. Т.Д.Марцинковской.- М.: Гардарики, 2007.
2. Бурменская Г.В., Каробанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы развития детей. М.: МГУ,2002.
3. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика: практическое руководство: в 2 ч. М., 2004.
4. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: учеб. пособие для студ. вузов. М.: Академия, 2001.
Тема 5: Понятие о психическом здоровье, норме и отклонениях психического развития ребенка
1. Психическое и психологическое здоровье детей.
2. Оценка психического здоровья.
3. Объективные показатели психического здоровья. Субъективные критерии психического здоровья.
4. Возрастное соответствие психического развития детей.
5. Индивидуальные особенности психического развития детей.
6. Понятие нормы и отклонений психического развития ребенка.
Задание:
I. Подготовить доклады:
1. Причины возникновения конфликтных отношений со сверстниками в детском возрасте.
2. Трудности общения ребенка со взрослым.
Литература:
1. Психологическая служба в современном образовании /Под. ред. И.В.Дубровиной. СПб.: Питер, 2009.
2. Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников: учеб. пос. для студ. высших пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003.
3. Коломинский Л.Я., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика. Профилактика и коррекция. СПб.: Питер, 2004.
4. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. – М., 2000.
Тема 6: Классификация отклонений психического развития(4ч.)
1. Отклонения психического развития, отклонения познавательного развития.
2. Отклонения в произвольной деятельности и поведении.
3. Отклонения в общении ребенка со взрослыми и сверстниками.
4. Отклонения основных компонентов развития личности дошкольников (мотивации, ценностных ориентаций, детской компетентности).
5. Акцентуации характера и особенности их проявления в детском возрасте.
6. Бессознательные формы поведения как фактор возможных отклонений в развитии ребенка.
7. Семья как фактор психического развития ребенка.
8. Задержка психического развития. Виды задержанного развития.
Задание:
I. Подготовить доклады:
1. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)
2. Агрессивность: характеристика, основные формы проявления в детском возрасте, способы коррекции
3. Тревожность: понятие, специфика проявления, методы работы психолога
4. Замкнутость ребенка
5. Частные случаи трудностей в развитии (вербализм, демонстративность, уход от деятельности, пассивность, социальная дезадаптация)
6. Неблагополучные семьи как фактор деформации развития
Литература:
1. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. М., 2001.
2. Детская практическая психология: учеб. для студ. вузов/ под ред. Т.Д.Марцинковской.- М.: Гардарики, 2007.
3. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под. ред. С.Г. Шевченко. М., 2001.
4. Коломинский Л.Я., Паько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика. Профилактика и коррекция. СПб.: Питер, 2004.
5. Психология детей с задержкой психического развития: Хрестоматия. СПб., 2003.
6. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. Ростов н/Д, 2003 (Серия «Справочники»).
Тема 7: Понятия «психологический запрос» и «психологический диагноз»
1. Виды психологического запроса.
2. Анализ запроса и построение стратегии психологических воздействий.
3. Различные подходы к определению понятия «Психологический диагноз».
Задание:
I. Подбор статей из журналов «Дошкольное воспитание», «Школьный психолог», «Вопросы психологии», «Психологический журнал» за последние 5 лет, краткое их содержание.
Литература:
1. Абрамова Г.С. Практическая психология: учеб пос. для студ. вузов. – 6-е изд.,пераб. И доп. – М.: Академический проект, 2001.
2. Детская практическая психология: учеб. для студ. вузов/ под ред. Т.Д.Марцинковской.- М.: Гардарики, 2007.
3. Детский практический психолог / Под. ред. О.А. Шаграевой. С.А. Козловой. М., 2001.
Источник
психическое здоровье детей
статья на тему
Осложнённые варианты психического развития детей. Рекомендации по совместной деятельности родителей с детьми
от 3 до 6 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihicheskoe_zdorove.docx | 17.28 КБ |
zdorove1.docx | 20.07 КБ |
test_zdorove.docx | 17.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Психическое здоровье – что это такое?
Продолжая разговор о здоровье, давайте ещё раз вспомним, что такое «Здоровье»?
По определению Всемирной Организации Здравоохранения здоровье рассматривается «как состояние физического, умственного, социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических недостатков».
Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от рождения к моменту поступления в школу ухудшается, что отрицательно влияет на процесс усвоения школьной программы.
Сегодня мы поговорим о психическом здоровье детей.
Психическое здоровье рассматривается, с одной стороны, как реализация того, что заложено в человеке от природы, с другой стороны, стремление к гуманистическим ценностям.
Нервно – психическое здоровье ребёнка – это один из критериев здоровья в целом. На современном этапе развития общества жизненный уровень большинства населения понизился, ускорился темп жизни. В связи с этим повысилась агрессивность людей, от этого страдают, в первую очередь, наши дети. Многие родители загружены работой, учёбой – вследствие этого дети часто остаются без внимания. Они испытывают дефицит общения с близкими им людьми, переживают постоянные стрессы, потому что не удовлетворяются их базовые потребности: в родительской любви, ласке, защищённости.
В результате этого нарастает напряжённость, появляется агрессивность и озлобленность – сначала на родителей, потом на всех окружающих. Поэтому необходимо на ранних стадиях развития личности обучать детей цивилизованным способам выхода гнева и саморегуляции поведения, чтобы к 5-6 годам у ребёнка сформировалась правильная социальная ориентация, развилась способность к адаптации и саморегуляции.
Осложнённые варианты психического развития детей:
невротические состояния – проявляются в эмоциональных срывах, неустойчивости поведения, агрессивности или же вялости, апатичности. Они связаны иногда с плохим самочувствием, усталостью или с конкретной эмоциогенной ситуацией (отобрали любимую игрушку, обидели). Разрешается ситуация, поправляется здоровье, и нежелательные проявления проходят. Однако дети с подобными реакциями входят в «группу риска», у них может развиться невроз;
аутизм – проявляется в замкнутости, отстранённости, в погружённости в собственный, непонятный для окружающих, мир. Эмоции стёрты, мимика невыразительна, с детьми трудно, а порой невозможно вступить в общение. Такие дети мало разговаривают, не играют со сверстниками. Им совсем не свойственны ни эмоциональное сопереживание, ни сочувствие кому-либо;
гиперактивность с нарушением внимания – носит характер синдрома, то есть целого блока специфических проблем. Дети подвижны, расторможены, импульсивны, у них недостаточно развиты процессы внимания, им трудно сосредоточиться, снижена работоспособность, повышена утомляемость, плохо развиты движения руки. Такие дети, несмотря на достаточно высокий уровень способностей, плохо учатся, постоянно конфликтуют со сверстниками, им невыносимо трудно что-либо делать совместно с другими.
Основным и ведущим способом снижения всех этих состояний в дошкольном возрасте является – игра.
Остановимся подробнее. Игра для ребёнка – это естественное состояние, играми он удовлетворяет непреодолимую потребность в движении, проявляет творческие силы, развивает свои способности, воспитывается с нравственной стороны и, наконец, массу всевозможных знаний.
Игры очень разнообразны: дети играют в одиночку и группами; игры со строительным материалом, настольные игры, сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные, хороводные и музыкальные.
Все эти игры могут быть как свободными, когда дети играют во что хотят и как хотят, — эти игры дают материал для наблюдений: в них ярко выступают индивидуальные черты каждого ребёнка; так и организованными, которые тоже знакомят с детьми и не только, они служат для развития внимания, находчивости, умения управлять собой и подчиняться правилам, а главное – для развития чувства товарищества. Игры заменяют порой гимнастику, давая детям возможность воспроизводить массу разнообразных движений.
И мой призыв на сегодняшнем собрании к вам: играйте вместе с детьми – это замечательно оздоравливает взаимоотношения! Играя и смеясь вместе, мы можем построить и оздоровить наши взаимоотношения. В игре лучше всего создаётся безопасная обстановка для общения людей, независимо от их характера и возраста. Шутки и веселье рождают сердечность, совместная игра может совершенно неожиданно перейти в наполненную ощущением праздника жизнь.
Источник
Психическое здоровье детей понятие нормы
Психическое и психологическое здоровье детей раннего и дошкольного возраста
- Понятие психического здоровья.
- Факторы психического здоровья.
- Соотношение понятий психическое здоровье и психологическое здоровье. Уровни психологического здоровья.
- Принципы психолого-педагогического здоровьесберегающего сопровождения ребенка.
1. Основной целью психологической службы образования является обеспечение психического и психологического здоровья детей раннего, дошкольного и школьных возрастов. Проблема психического здоровья привлекала и привлекает внимание многих исследователей из самых разных областей науки: медиков, психологов, педагогов, философов, социологов и др. Важная роль в концепции модернизации образования отводится здоровьесберегающим технологиям, психологическому сопровождению детей в образовательных учреждениях, сохранению и укреплению психологического здоровья. Сегодня еще продолжают оставаться вне поля видения и позитивного вмешательства дети, чье состояние можно охарактеризовать как пограничное относительно нормы и квалифицировать как «психически не болен, но психологически уже не здоров».
Сам термин «психическое здоровье» неоднозначен, он как бы связывает две науки и две области практики – медицинскую и психологическую. В последние десятилетия на пересечении медицины и психологии возникла особая отрасль – психосоматическая медицина, в основе которой лежит понимание того, что любое соматическое нарушение всегда так или иначе связано с изменениями в психическом состоянии человека. В одних случаях психические состояния становятся главной причиной заболевания, в других – они являются как бы толчком, ведущим к болезни, иногда особенности психики воздействуют на протекание болезни, иногда физические недуги вызывают психические переживания и психологический дискомфорт.
В «Энциклопедическом словаре медицинских терминов» термина «психическое здоровье» нет, но есть просто «здоровье». Существенно, что этим термином обозначается состояние полного душевного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
В медицинской литературе и практике термин «психическое здоровье» широко употребляется. При этом состояние психического здоровья объясняется условиями психосоциального развития детей.
Мы видим, что в упомянутое выше единство медицины и психологии уже включается и социология – ее наука и практика. В «Кратком словаре по социологии» (1989, с. 76 — 77) дается подробное толкование термина «здоровье населения», который означает:
1) состояние, противоположное болезни, полноту жизненных проявлений человека;
2) состояние полного душевного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов;
3) естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений;
4) состояние оптимальной жизнедеятельности субъекта (личности и социальной общности), наличие предпосылок и условий его всесторонней и долговременной активности в сферах социальной практики;
5) количественно-качественную характеристику состояния жизнедеятельности человека и социальной общности.
2. Изучая проблему здоровья людей всех стран мира, специалисты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) пришли к выводу об особой роли психического развития в здоровье ребенка. В докладе Комитета экспертов ВОЗ «Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей» (1979) отмечается следующее:
- нарушения психического здоровья связаны как с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с различными неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику и связанными с социальными условиями;
- основным условием нормального психосоциального развития ребенка (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или замещающих их лиц, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение и обеспечивают семью необходимыми материальными средствами.
Здесь также подчеркивается, что следует предоставлять ребенку больше самостоятельности и независимости, давать ему возможность общаться с другими детьми и взрослыми вне дома и обеспечивать соответствующие условия для обучения. «Многие дети не имеют таких условий», — констатируется в докладе.
На основе анализа результатов многочисленных исследований в различных странах эксперты ВОЗ убедительно доказали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые растут в условиях семейного разлада, страдают от недостаточного общения со взрослыми и их враждебного отношения.
Эти же исследования обнаружили, что нарушения психического здоровья в детстве имеют две характерные черты: во-первых, они представляют собой лишь количественные отклонения от нормального процесса психического развития; во-вторых, многие их проявления можно рассматривать как реакцию на специфические ситуации. Так, дети часто испытывают серьезные затруднения в одной ситуации, но успешно справляются с другими ситуациями. Например, у них могут наблюдаться нарушения поведения в детском саду, а дома они ведут себя нормально, или наоборот.
У большинства детей в те или иные периоды под влиянием определенных ситуаций могут появиться нарушения эмоциональной сферы или поведения. Например, могут возникнуть беспричинные страхи, нарушения сна, нарушения, связанные с приемом пищи и пр. У некоторых же детей эти нарушения проявляются часто, упорно и приводят к социальной дезадаптации. Такие состояния могут быть определены как психические расстройства.
Особое внимание эксперты ВОЗ обратили на то, что именно в детстве проблемы психического здоровья имеют более прямую связь с окружающей обстановкой, чем в другие возрастные периоды.
В психологическую литературу понятие психического здоровья стало входить сравнительно недавно. Психическое здоровье рассматривается как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности.
Почему же психическое развитие ребенка имеет такое значение для его психического здоровья?
Потому, что в каждом возрастном периоде жизни у ребенка возникают определенные потребности в деятельности, общении, познании и пр. Нарушения в развитии его психических способностей мешают удовлетворению этих потребностей, так как тормозят поступательное взаимодействие ребенка с окружающим миром людей, культуры, природы и этим провоцируют депривационную ситуацию.
В ряде психологических работ психическое здоровье соотносится с переживанием психологического комфорта и дискомфорта. Психологический дискомфорт возникает в результате фрустрации потребностей ребенка, приводящей к депривации. Фрустрация одной или нескольких детских потребностей лежит в основе так называемых школьных неврозов, проявляющихся в психосоматических заболеваниях (бронхиальная астма, приступы рвоты, головные боли и т.п.).
Чешские психологи Лангмейер и Матейчек подчеркивают, что обычно депривация характеризуется неудовлетворением нескольких важных потребностей ребенка, которые у разных детей в разные периоды могут быть различными. Поэтому важно установить, какие психические потребности являются в определенный период развития ребенка особенно значимыми и каковы те потребности, недостаточное удовлетворение которых является особенно вредным.
При этом следует помнить, что различные дети, испытывающие воздействие одной и той же депривационной ситуации, будут вести себя по-разному. Однако считают авторы, каждый ребенок для своего здорового развития нуждается в первую очередь в теплоте чувств, любви. Если он окружен достаточной симпатией и обладает эмоциональной опорой, то это возмещает отсутствие иных психических элементов. Основное патогенное значение для нарушений развития имеет эмоциональная, аффективная депривация.
Несмотря на то, что во многих психологических работах употребляется термин психологическое здоровье, речь, по существу, идет, главным образом, о нарушениях психического здоровья, проявлении симптомов нездоровья, неблагоприятных условиях для психического здоровья. Этот факт еще в 1979 году отметили эксперты ВОЗ. Они сформулировали очень важную для психологической службы рекомендацию: перейти от изучения факторов, повышающих уязвимость ребенка к психическим расстройствам, к изучению тех факторов, которые защищают его от действий стресса, от изучения вредных влияний, от изучения неудачных мер воздействия к изучению воздействий, которые позволили ли бы предупреждать психические нарушения.
Иногда мы слишком торопимся. Нас беспокоит завтрашний день, к нему мы готовим ребенка, невольно обесценивая день сегодняшний и ребенка в его собственных глазах. Он-то живет сегодня: сегодня чувствует, действует, что-то хочет… Не случайно Я. Корчак обращал на это самое пристальное внимание. Он писал о том, что «…следует уважать текущий час и сегодняшний день и задавал вопрос: как ребенок сумеет жить завтра, если мы не даем ему жить сегодня сознательной ответственной жизнью? Взрослым надо позволить детям упиваться радостью утра и верить. Именно так хочет ребенок. Ему не жаль времени на сказку, на беседу с собакой, на игру в мяч, на подробное рассматривание картинки, на перерисовку буквы, и все это любовно. Он прав.».
Условия для здорового развития детей – это целостная медико-психолого-педагогическая система, включенная в социальный и культурный контекст эпохи. Основной характеристикой такой системы является понятие социальной ситуации развития (Л.С. Выготский). Функциональную основу составляет переживание ребенком среды своего обитания и себя в этой среде. Если эти переживания позитивны, среда обладает развивающим эффектом и в ней возможна реализация потенциального психического здоровья ребенка.
«Может показаться непонятным, почему одна и та же среда, как в широком, так и в узком смысле, одна школа, одни учителя и т.п. формируют далеко неодинаковых людей. Но полностью идентичного, одинакового в природе нет ничего, даже двух листочков с одного дерева, тем более – если речь идет о развитии такой сложной системы как человек. Он – объект скрещивания самых разных влияний, не совпадающих ни на каком этапе и складывающихся каждый раз в новую комбинацию. Неповторимый набор прочитанных и усвоенных книг, состав прослушанных лекторов, увиденных спектаклей, бесед, встреч, каждый раз новое сочетание впечатлений и новое их переживание и осмысление – все это дает всегда непредсказуемый результат. Кроме того, сам воспринимающий на каждое действие извне реагирует сугубо индивидуально: одно проходит мимо него, почти не задев, другое оставляет глубокий след. Отсюда среда одна – результат разный.».
Таким образом, основу психического здоровья составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах онтогенеза.
Именно развитие высших психических функций обеспечивает психическое здоровье. Нарушения психического здоровья, а, следовательно, и необходимость в коррекционной работе возникают тогда, когда своевременно не реализуются возрастные и индивидуальные возможности, не создаются условия для формирования возрастных психологических новообразований и ярких индивидуальных особенностей у всех детей и школьников, находящихся на том или ином этапе онтогенеза. Поэтому создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих такое развитие, является целью психологической службы образования, но не единственной.
Психическое здоровье детей требует постоянного анализа и в случае необходимости корректировки окружающей среды, имеющей специфические особенности для каждого возрастного периода и для каждого конкретного ребенка, вступившего в данный период.
Почему понадобилось введение еще одного понятия – «психологическое здоровье» и в какой связи оно находится со здоровьем психическим?
3. Термин «психологическое здоровье» был введен И.В. Дубровиной. Если термин «психическое здоровье» имеет отношение прежде всего к отдельным психическим процессам и механизмам, то термин «психологическое здоровье» — относится к личности в целом. Разграничивая сферы психического и психологического здоровья, мы разграничиваем их инструментарий, критерии определения нормы, пути и методы коррекции нарушений.
Психологические отклонения более обратимы, их своевременная диагностика и грамотная коррекция призваны помочь ребенку выработать средства саморегуляции, позволяющие ему с помощью взрослого справляться с внутренними проблемами.
Что же такое норма психологического здоровья, на которую мы должны ориентироваться, организовывая свою работу с детьми? Если для психического здоровья норма – это отсутствие патологии, симптомов, мешающих адаптации человека в обществе, то для определения нормы психологического здоровья важно наличие определенных личностных характеристик.
И если заботой медицинских работников по большей части является избавление от патологических факторов, то направление действий педагогов идет в сторону оказания помощи в приобретении полезных свойств, способствующих успешной адаптации. Кроме того, норма психического здоровья предполагает не только успешную адаптацию, но и продуктивное развитие ребенка на благо самому себе и обществу, в котором он живет.
Определяя критерии нормы психологического здоровья ребенка, которые являются для нас основой дифференцирования психологической помощи детям, мы исходим из следующего положения: основу психологического здоровья составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах онтогенеза, т.е. во все возрастные периоды его общего развития. Психологическое здоровье ребенка отличается совокупностью личностных новообразований, которые еще не появились у ребенка, но должны присутствовать (в идеале), причем отсутствие их у ребенка не должно восприниматься как нарушение. Поскольку психологическое здоровье предполагает наличие динамического равновесия между личностью ребенка и средой, то ключевым критерием становится адаптация ребенка к социуму. Мы для себя в своей практике выделяем несколько уровней психологического здоровья ребенка, они достаточно условны, однако необходимы для организации практической работы с детьми. К первому уровню относятся дети, которые не нуждаются в психологической помощи. Они устойчиво адаптированы к любой среде, обладают резервом для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности. Этот идеальный образ ребенка-творца редко встречается в практике работы МДОУ, выражает совершенную степень психологического здоровья, его высший креативный, т.е. творческий, созидательный уровень.
Ко второму, адаптивному уровню мы относим большинство относительно «благополучных» детей, в целом адаптированных к социуму, но по результативности диагностических исследований проявляющих отдельные признаки дезадаптации, обладающих повышенной тревожностью. Такие дети не имеют достаточного запаса прочности психологического здоровья и нуждаются в групповых занятиях профилактически-развивающей направленности. Это группа относительного риска, она довольно многочисленна и представляет средний уровень психологического здоровья.
К третьему, низкому уровню психологического здоровья, ассимилятивно-аккомодативному, относятся дети с нарушением баланса процессов ассимиляции и аккомодации, т.е., либо не способные к гармоничному взаимодействию, либо проявляющие глубинную зависимость от факторов внешнего воздействия, не владея механизмом защиты, отделением себя от травмирующих влияний среды. Дети с преобладанием процессов ассимиляции, в практике наблюдения стремятся во что бы то ни стало изменить окружающий мир, при этом они не готовы к самоизменению в соответствии с внешними требованиями и интересами окружающих. У этих детей дезадаптация активно проявляется в эпатажном поведении, конфликтах со сверстниками, домашних аффективных реакциях, капризах и т.д. Для детей с преобладанием процессов аккомодации, напротив, характерно наблюдается приспособленчество к требованиям внешнего мира в ущерб собственным потребностям и интересам. Это «удобные» тихие дети, прилежные и старательные, которыми гордятся родители. Их ставят в пример педагоги, которые не всегда замечают, что они пребывают в состоянии стойкого эмоционального дискомфорта. Этой группе детей следует уделять особое внимание.
Выделенные уровни позволяют нам дифференцировать психолого-педагогическую помощь детям. С детьми первой группы достаточно проводить лишь развивающую работу, обеспечивающую зону его ближайшего развития. Детям второй группы необходима целенаправленная психопрофилактическая помощь с использованием групповой работы. Детям, попавшим в третью группу, необходима серьезная индивидуальная коррекционная помощь.
4. Рассматривая проблему комплексного обеспечения психического здоровья детей, очень перспективным является подход к проблеме психического здоровья с точки зрения полноты богатства развития личности маленького человека.
Психологическое здоровье неразрывно связано со здоровьем психическим, состояние и развитие которого еще не занимает подобающего ему места в педагогических и психологических программах работы с ребенком.
Под конкретной работой по обеспечению психологического здоровья мы подразумеваем целостную, системно организованную деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного развития внутреннего мира ребенка.
Забота о психологическом здоровье предполагает внимание к внутреннему миру ребенка, к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношением к себе, сверстникам, взрослым, к окружающему миру, к жизни как таковой.
Для того, чтобы обеспечить сохранение и укрепление психологического здоровья ребенка мы должны знать его особенности. Необходимо иметь четкое представление об уровне его развития, актуальных и потенциальных возможностях, потребностях. Для этого в ДОУ систематически отслеживается психолого-педагогический статус ребенка и динамика его психического развития.
Во-вторых, нужно построить и модифицировать развивающую среду, таким образом, чтобы она была максимально благоприятна для психического развития каждого ребенка, его внутреннего мироощущения. Учебно-воспитательный процесс мы строим по гибким схемам, для своевременной корректировки, изменения и трансформирования его в зависимости от психологических особенностей тех детей, которые поступили в ДОУ.
В-третьих, необходимо помочь каждому конкретному ребенку в решении тех проблем, которые возникли у него самого во взаимосвязи с окружающей его средой.
Для оказания психолого-педагогической помощи таким детям продумывается комплексная система действий, конкретных мероприятий в совокупности со специалистами и родителями, что позволяет преодолеть или хотя бы скомпенсировать возникшую проблему психического состояния ребенка. Координатором этой деятельности становится психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения.
Очень важно помнить и осознавать, что отношение взрослых к ребенку влияет не только на становление личности, но и на психическое здоровье детей.
Психологическое здоровье позволяет личности стать постепенно самодостаточной, когда она все больше ориентируется в своем поведении и отношениях не только на извне задаваемые нормы, но и на внутренне осознаваемые самоориентиры. Задача взрослых – психологов, педагогов, родителей – помочь ребенку в соответствии с его возрастом овладеть средствами самопонимания, самопринятия и саморазвития в контексте гуманистического взаимодействия с окружающими его людьми и в условиях культурных, социальных, экономических и экологических реальностей окружающего мира.
По существу, эту мысль высказал А.Ф. Лосев, говоря о том, что «…личность есть такая единственность и неповторимость, которая является не только носителем сознания, мышления, чувствования и т.д., но вообще субъектом, который сам же себя соотносит с собою сам же себя соотносит с своим окружением».
Поэтому, психологическая служба образования направлена на создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих духовное развитие каждого ребенка, его душевный комфорт, что лежит в основе психологического здоровья.
Итак, главной целью деятельности психологической службы образования является психологическое здоровье детей дошкольного и школьных возрастов. Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, основу которого составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства.
Источник