Меню

Психическое здоровье детей нации

Психическое здоровье подростков

Основные факты

  • Каждый шестой человек находится в возрастной группе 10–19 лет.
  • На долю нарушений психического здоровья приходится 16% глобального бремени болезней и травматизма среди лиц в возрасте 10–19 лет.
  • Половина всех нарушений психического здоровья возникают до наступления 14-летнего возраста, однако такие случаи в большинстве своем не выявляются и остаются без лечения (1).
  • Депрессия является одной из ведущих причин заболеваемости и инвалидности среди подростков во всем мире.
  • Самоубийства являются третьей по значимости ведущей причиной смертности в возрастной группе 15–19 лет.
  • Игнорирование нарушений психического здоровья в подростковый период чревато последствиями, которые продолжаются во взрослом возрасте, негативно влияя как на физическое, так и на психическое здоровье и ограничивая возможности для полноценной взрослой жизни.

Подростковый возраст (10–19 лет) является уникальным периодом формирования личности. Самые разнообразные физические, эмоциональные и социальные изменения, в том числе воздействие факторов бедности, жестокого обращения или насилия, могут усиливать уязвимость подростков к проблемам психического здоровья. Повышение уровня психологического благополучия подростков и защита их от тяжелых потрясений и факторов риска, которые могут сказаться на их возможностях успешного развития, имеют важное значение для обеспечения их благополучия в подростковом возрасте, а также их физического и психического здоровья во взрослой жизни.

Детерминанты психического здоровья

Подростковый возраст — это важнейший период развития и закрепления социальных и эмоциональных привычек, имеющих важное значение для психического благополучия. К ним относятся формирование здорового режима сна; регулярная физическая активность; развитие навыков в области преодоления трудных ситуаций, решения проблем и межличностного общения; и воспитание способности к эмоциональному самоконтролю. Важное значение также имеют благоприятные условия в семье, школе и окружающем обществе в целом. Примерно 10–20% подростков во всем мире имеют нарушения психического здоровья, которые не диагностируются должным образом и не получают надлежащего лечения (1).

Состояние психического здоровья подростка определяется целым рядом факторов. Увеличение числа воздействующих на подростка факторов риска усугубляет их потенциальные последствия для его психического здоровья. Факторы, способные повышать уровень стресса в подростковом возрасте, включают в себя стремление к большей самостоятельности, желание соответствовать ожиданиям сверстников, поиск сексуальной идентичности и возрастающую доступность и применение технических средств. Влияние СМИ и гендерных норм может усугублять несоответствие между действительностью, в которой живет подросток, и его устремлениями или представлениями о будущем. Другими значимыми детерминантами психического здоровья подростков являются качество их жизни в семье и их взаимоотношения со сверстниками. Признанными рисками для психического здоровья являются насилие (в том числе жесткие методы родительского воспитания и издевательства со стороны сверстников) и социально-экономические проблемы. Дети и подростки особенно уязвимы к сексуальному насилию, которое несомненно влечет за собой ухудшение психического здоровья.

Некоторые подростки подвергаются повышенному риску нарушений психического здоровья из-за условий жизни, стигматизации, дискриминации или социальной изоляции, либо отсутствия доступа к качественной помощи и услугам. Это относится к подросткам, живущим в условиях гуманитарных кризисов и нестабильности; подросткам, страдающим хроническими заболеваниями, расстройством аутистического спектра, умственной отсталостью или другими неврологическими расстройствами; беременным подросткам, подросткам, ставшим родителями или вступившим в ранний и/или принудительный брак; сиротам; и подросткам из числа этнических или сексуальных меньшинств либо других дискриминируемых групп населения.

Подростки с нарушениями психического здоровья, в свою очередь, особенно уязвимы перед лицом таких явлений, как социальная изоляция, дискриминация, стигматизация (ограничивающая их готовность обращаться за помощью), трудности в учебе, рискованные формы поведения, физическое нездоровье и нарушения прав человека.

Эмоциональные расстройства

В подростковом возрасте нередко развиваются эмоциональные расстройства. Помимо депрессии или тревожности подростки с расстройствами эмоциональной сферы могут также испытывать повышенную раздражительность, неудовлетворенность или гнев. Симптомы могут напоминать сразу несколько эмоциональных расстройств и характеризоваться быстрыми и неожиданными сменами настроения и вспышками эмоций. У подростков младшего возраста могут дополнительно возникать эмоционально обусловленные физические симптомы, такие как боль в животе, головная боль или тошнота.

Депрессия занимает четвертое место в мире среди ведущих причин заболеваемости и инвалидности подростков в возрасте 15–19 лет и пятнадцатое место в возрасте 10–14 лет. Тревожные расстройства являются девятой по значимости причиной нарушений психического здоровья среди подростков в возрасте 15–19 лет и шестой в возрасте 10–14 лет. Эмоциональные расстройства могут сильно влиять, например, на посещаемость и успеваемость в школе. Изоляция и ощущение одиночества могут усугубляться социальной отчужденностью. В наиболее тяжелых случаях депрессия может приводить к самоубийству.

Поведенческие расстройства в детском возрасте

Поведенческие расстройства в детском возрасте являются второй по значимости ведущей причиной бремени болезней среди подростков в возрасте 10–14 лет и занимают одиннадцатое место среди подростков в возрасте 15–19 лет . К поведенческим расстройствам поведения в детском возрасте относятся синдром дефицита внимания и гиперактивности (который характеризуется проблемами с концентрацией внимания, гиперактивностью и действиями без учета последствий, которые неприемлемы в таком возрасте) и расстройства поведения (с симптомами деструктивного или вызывающего поведения). Поведенческие расстройства в детском возрасте могут негативно влиять на обучение подростков и могут являться причиной противоправного поведения.

Расстройства пищевого поведения

Расстройства пищевого поведения обычно возникают в подростковом и юношеском возрасте. Расстройства пищевого поведения чаще возникают у девочек, чем у мальчиков. Такие расстройства, как нервная анорексия, нервная булимия и компульсивное переедание, характеризуются вредными для здоровья формами поведения, связанными с питанием, в частности ограничением потребления калорий или бесконтрольным поглощением пищи. Расстройства пищевого поведения пагубно влияют на здоровье и нередко сопровождаются депрессией, тревожными расстройствами и/или злоупотреблением психоактивными веществами.

Психотические расстройства

Расстройства, характеризующиеся психотическими симптомами, чаще всего возникают в позднем подростковом или юношеском возрасте. Симптомы психозов могут включать в себя галлюцинации или бредовые расстройства. Психотические эпизоды могут серьезно нарушать способность подростка участвовать в повседневной жизни и получать образование. Во многих случаях они приводят к стигматизации или нарушениям прав человека.

Самоубийство и самоповреждение

Согласно оценкам, в 2016 г. самоповреждения стали причиной смерти 62 000 подростков. Самоубийства стоят на третьем месте среди ведущих причин смертности подростков старшего возраста (15–19 лет). Почти 90% подростков в мире проживают в странах с низким или средним уровнем дохода, и более 90% случаев подростковых самоубийств происходят среди подростков, проживающих в этих странах. Факторы риска самоубийств разнообразны и включают в себя вредное употребление алкоголя, жестокое обращение в детстве, стигматизацию при обращении за помощью, препятствия к получению помощи и доступность средств совершения самоубийства. С данной возрастной группой связана растущая обеспокоенность распространением информации о суицидальном поведении через электронные СМИ.

Рискованные формы поведения

Многие формы поведения, связанные с риском для здоровья, такие как употребление психоактивных веществ или рискованное сексуальное поведение, берут свое начало в подростковом возрасте. Рискованные формы поведения могут быть как неудачными попытками справиться с проблемами психического здоровья, так и негативным фактором, имеющим тяжелые последствия для психического и физического благополучия подростка.

В 2016 г. распространенность тяжелого эпизодического употребления алкоголя среди подростков в возрасте 15-19 лет во всем мире составляла 13,6%, представляя наибольшую угрозу для мальчиков и юношей.

Особую обеспокоенность вызывает также употребление табака и конопли. Конопля – наиболее распространенный наркотик среди молодежи, который хотя бы раз употребляли 4,7% молодых людей в возрасте 15-16 лет в 2018 году. Многие взрослые курильщики попробовали свою первую сигарету в возрасте до 18 лет.

Совершение насилия представляет собой рискованную форму поведения, которая может повышать вероятность низкого уровня образования, травматизма, вовлечения в противоправную деятельность или смерти. В 2016 г. межличностное насилие было признано второй по значимости причиной смертности юношей старшего подросткового возраста.

Укрепление психического здоровья и профилактика

Меры укрепления психического здоровья и профилактики призваны усилить способность человека контролировать свои эмоции, расширить круг альтернатив рискованным формам поведения, выработать жизнестойкость, позволяющую успешно справляться с трудными ситуациями или неблагоприятными факторами, а также способствовать формированию благоприятной социальной среды и системы социальных взаимоотношений.

Читайте также:  Оценка здоровья жесткого здоровья

Эти программы должны осуществляться на многих уровнях с использованием самых различных платформ, например через электронные СМИ, в учреждениях здравоохранения и социальной сферы, на базе учебных заведений или среди местного населения, а также различных стратегий, обеспечивающих охват ими подростков, особенно из числа наиболее уязвимых групп населения.

Раннее выявление и лечение

Реагирование на нужды подростков с установленными нарушениями психического здоровья имеет крайне важное значение. Основные принципы работы с подростками заключаются в том, чтобы избегать направления их в специализированные учреждения, в первоочередном порядке использовать нефармакологические методы и обеспечивать соблюдение прав детей в соответствии с Конвенцией Организации Объединенных Наций о правах ребенка и другими документами по правам человека. Программа действий ВОЗ по ликвидации пробелов в области психического здоровья (mhGAP) содержит основанные на фактических данных руководящие указания для неспециалистов, позволяющие им более эффективно выявлять серьезные расстройства психического здоровья и оказывать помощь в условиях низкой обеспеченности ресурсами.

Действия ВОЗ

ВОЗ разрабатывает стратегии, программы и инструменты для оказания содействия правительствам в предоставлении подросткам необходимой медицинской помощи. Основными ресурсами в этом отношении являются:

Для деятельности в условиях чрезвычайных ситуаций ВОЗ разработала инструменты в отношении:

Все эти публикации касаются вопросов, затрагивающих молодых людей.

(1) Kessler RC, Angermeyer M, Anthony JC, et al. Lifetime prevalence and age-of-onset distributions of mental disorders in the World Health Organization’s World Mental Health Survey Initiative. World Psychiatry 2007; 6: 168–76.

Источник

Психическое здоровье детей нации

Уважаемые коллеги!

ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского» Минздрава России совместно с ГБУЗ Ярославской области «Ярославская областная клиническая психиатрическая больница» приглашают Вас принять участие в работе Всероссийской конференции по детской психиатрии и наркологии «Психическое здоровье детей страны – будущее здоровье нации» (п. 62 Плана научно-практических мероприятий Минздрава России на 2016 год, утвержденного приказом Минздрава России от 29 апреля 2016 г. № 275 и Приказ МЗ РФ о проведении конференции №503 от 08.07.2016)

Конференция состоится 4–6 октября 2016 г. в городе «Золотого кольца России» Ярославле.

МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИИ

Сетка заседаний конференции

ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ

Планируется обсудить следующие вопросы:

  1. Качество услуг, диагностика, профилактика, реабилитация, клинические рекомендации и стандарты при оказании помощи пациентам в детской психиатрии и наркологии.
  2. Медико-социальные проблемы коррекции и реабилитации детей-инвалидов при шизофрении, расстройствах аутистического спектра, умственной отсталости, органических поражениях и других нозологиях.
  3. Депрессии, острые реакции, поведенческие расстройства, агрессия и суицид в детско-подростковом возрасте.
  4. Актуальные вопросы специализации и подготовки (переподготовки) кадров.
  5. Задачи развития профильных комплексных, полипрофессиональных услуг детскому населению и межведомственных видов деятельности: территориальные модели помощи.

Постерная сессия

Правила оформления тезисов:

Тезисы принимаются только в электронном виде на электронный адрес orgkomitet_2016@mail.ru. Формат тезисов: Word for DOS/Windows (формат .doc и .docx). Объем тезисов 1 страница (А4), поля сверху, снизу, справа и слева — 2 см, шрифт Times New Roman – 12 пт; через 1 интервал. Не допускается размещение в тексте таблиц, рисунков и литературных ссылок. Могут использоваться только международные непатентованные наименования лекарственных препаратов. Публикация бесплатная. Сборник научных материалов Конференции будет зарегистрирован в РИНЦ.

Оформление тезисов:

НАЗВАНИЕ (заглавными буквами не более 10 слов), фамилии и инициалы авторов, учреждение, город, e-mail автора. Завершение приема тезисов – 10 сентября 2016г.

Регистрация участников Конференции, условия размещения: тел. Оргкомитета:

в г. Ярославль 8 (4852) 73-52-29 тел./факс, e-mail: jaokpb@rambler.ru

в г. Москва 8 (495) 637-27-62

Участие в работе Конференции без регистрационного взноса.

Источник

Зураб Кекелидзе. Психическое здоровье нации и человека

Зураб Кекелидзе. Психическое здоровье нации и человека

Лекции о здоровом образе жизни

Рассказывает Зураб Кекелидзе, профессор, заместитель директора государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского.

Первое, о чем мы должны сказать, когда мы говорим о психических заболеваниях, это о статистике. Статистика такова: по данным ВОЗ каждый четвертый-пятый житель Земли страдает тем или иным психическим расстройством. Каждый второй имеет шанс заболеть психическим расстройством в течение жизни. А теперь можно себе представить, насколько эти данные настораживают.

Самое распространенное психическое заболевание — это депрессия. К 2020 году депрессия будет занимать первое место среди заболеваний по длительности нетрудоспособности в году. Ранее предполагали, что по данному критерию депрессия будет занимать второе место после сердечно-сосудистых заболеваний. Необходимо подчеркнуть, что депрессией страдают 26 процентов женщин и 12 процентов мужчин.

Не менее важной проблемой являются суициды. Необходимо сказать, что суициды в части случаев связаны с депрессией. Проблема суицидов как во всем мире, так и у нас в стране, стоит остро.

До 2003 года по числу завершенных суицидов на 100 тысяч населения наша страна занимала второе место. В настоящее время мы занимаем третье место. Это означает, что количество завершенных суицидов у нас уменьшилось в полтора раза. Иными словами, это 50-60 тысяч спасенных человек в год.

Тем не менее, показатели у нас очень высокие. Средний уровень по странам количества завершенных суицидов — 16 на 100 тысяч человек. Критический уровень — 20, у нас в стране — 25,9 (данные 2009 г.).

Потребление алкоголя. В 2009 г. у нас потреблялось 15 литров чистого алкоголя на душу населения в год, в 2008 году картина стала более тяжелой – 18 литров чистого алкоголя в год на душу населения.

По критериям ВОЗ считается, что при потреблении свыше 8 литров чистого алкоголя в год человеческая жизнь по этой причине начинает укорачиваться. Например, если мужчина употребляет 9 литров чистого алкоголя в году, его жизнь укорачивается на 11 месяцев, а у женщин на 4 месяца и т.д.

Наверное, эти данные требуют корректировки, потому что у женщин алкоголизм протекает быстрее от начала до финальной стадии, а эффективность лечения намного ниже, чем у мужчин.

А вот данные по наркоманам. По данным Минздрава в России, зарегистрировано в прошлом году 155 тысяч человек, употребляющих наркотики, больных наркоманией зарегистрировано 358 тысяч. Причём из них 78 процентов употребляют героин.

Но к этим цифрам надо подходить с пониманием того, что это вершина айсберга. Некоторые считают, что по отношению к зарегистрированным реальных – в пять раз больше, а другие, что в 10 раз.

Здесь же данные по патологической зависимости от азартных игр. В США они составляют 5 процентов населения. Это огромная цифра, если учитывать, что шизофренией страдает около одного процента населения.

У нас отдельная статистика по лицам с патологической зависимостью от азартных игр не ведётся. Мы полагаем, что у нас лиц с патологической зависимостью несколько меньше, так как игровых заведений у нас в стране меньше, чем в других странах. Помимо этого, многие годы игорный бизнес у нас был запрещён, за исключением тотализатора на ипподромах.

Как вы помните, что когда мы начали говорить о патологической зависимости от азартных игр, никто врачей не слышал. И в первом законе об игорном бизнесе никаких ограничений не существовало. Можно было обратиться в соответствующие органы и получить лицензию на организацию игорного бизнеса.

И только стараниями врачей и общественности пришли к тому, что новый закон ограничивает расположение игорных заведений в четырех регионах. Но этот закон тоже несовершенен.

У нас была беседа с С.М. Мироновым. Мы обсуждали там вопрос, что хорошо, что этот закон есть, но он не идеальный. Потому что два региона – Калининградская область и Владивосток — находятся на границе.

Известно, что, если 20 пограничников посещают игорные заведения, то у одного из них будет развиваться патологическая зависимость от азартных игр. То же самое касается сотрудников налоговой службы и таможни. Следовательно, граница у нас становится открытой. То есть, зоны, где разрешается игорный бизнес, должны быть во внутренних регионах страны.

Наверное вы обратили внимание, что я подряд представил данные по алкоголизму, наркоманиям и патологической игровой зависимости. Обусловлено это тем, что все они относятся к так называемым болезням зависимости. И когда мы считаем, сколько людей страдает, например, алкоголизмом, мы обязательно должны изучить статистику по наркоманиям и игровой зависимости, так как эти расстройства следует рассматривать как сообщающиеся сосуды.

Читайте также:  Открытки для праздника день здоровья

Возвращаясь к данным ВОЗ о том, что психическими расстройствами страдает каждый четвертый-пятый житель Земли, следует сказать, что большинство из них – 52 процента — это лица с пограничными психическими расстройствами.

Синдром выгорания. Отдельная статистика по синдрому выгорания не ведется, однако известно, что этот синдром выявляется у врачей, учителей, психологов (от 30 до 90 процентов). Причем тяжелые формы выявляются у 7 процентов указанного контингента.

Какие меры необходимо предпринимать? Для этого следует проанализировать имеющуюся ситуацию и в первую очередь проанализировать, что происходит с детьми. Оказалось, что среди дошкольников психические расстройства и аномалии развития наблюдаются у 60 процентов! Это очень большая цифра.

Школьная дезадаптация наблюдается у 40 процентов учащихся начальных классов. Безусловно, психика ребёнка пластична, он меняется, но эти цифры должны настораживать.

Когда мы сравнили, сколько детей имеют психические расстройства, и у какого количества взрослых обнаруживаются асоциальные, криминальные, агрессивные формы поведения, употребление алкоголя, наркотиков и иных психоактивных веществ, то обнаружили значимую корреляционную взаимосвязь между указанными показателями.

Исходя из изложенного выше, становится ясным, что забота о детях должна начинаться за месяц до того, как родители подают заявление о бракосочетании в ЗАГС. В настоящее время это кажется необычным, но, тем не менее, перед тем как создавать семью, индивид сам должен знать, в каком состоянии его здоровье, и ставить в известность об этом свою будущую половину.

Совсем недавно мы считали, что составление брачного контракта — это не очень правильно. Но сейчас многие считают, что брачный контракт необходим. Наверное, в будущем говорить о своём здоровье своему избраннику или избраннице будет необходимо (обязательно), чтобы знать какие заболеваниям могут выявиться у совместных детей.

Представляется необходимым усиление работы женских консультаций. Будущие мамы должны знать о беременности не понаслышке. Следует сказать, что у населения знания о физиологии противоположного пола весьма ограничено. Достаточно сказать, что значительная часть мужчин вообще не представляет, что у женщин бывает предменструальный синдром, какие в это время бывают расстройства, что в это время надо быть максимально внимательным. Часть мужчин считают, что во время оргазма у женщин выделяется жидкость типа спермы. И так далее.

Необходимо отметить, что женщины имеют возможность получать информацию в женских консультациях, в то время как мужчины могут получить необходимую информацию только из популярных журналов. Очевидно, следует подумать о расширении функций сексологических кабинетов или создание сети андрологических кабинетов.

Кроме того, должно быть расширение функций детских психиатров. Сейчас считается, что психиатр должен осматривать ребёнка с трех лет, потому что с ребёнком до этого невозможно словесно общаться. Но это неправильно.

Зачастую о некоторых изменениях, которые наблюдаются у детей в возрасте до трех лет в моторной сфере, психиатры узнают из записи других врачей, если врач указал на эти симптомы, которые значимы для психиатра. Поэтому, наверное, необходимо осматривать психиатрам детей с нулевого возраста.

Следующий момент – необходимость введения в школу предмета «Психология человека». Вы знаете, что в школе преподают предмет «Анатомия и физиология человека». А о том, что индивиду необходимы знания о психологии, говорят мало.

Да, в настоящее время существуют учебники по психологии, но они имеют несколько иной крен. Там речь больше идёт о познавательной стороне, о философских началах психологии. С нашей точки зрения, объем знаний по психологии, необходимый ребенку, должен включать сведения о своём развитии, о том, что ему грозит в течение школьной жизни. Потому что сведения о психологии он нигде почерпнуть не может.

Что он должен знать? Что такое алкоголь. Что такое табак. Что такое наркотики. Почему наркотики называют «травой». Ребёнок не знает, что есть период «гадкого утёнка», когда у него внезапно начинают расти нос, уши, губы. Меняется форма тела у подростков-девочек. Они должны знать, что так происходит развитие человека. И как раз этот период, когда детям предлагают наркотики. Девочки начинают заниматься различными диетами. В этот период начинаются нервная анорексия и т.д.

Ребёнок не знает о том, что первая любовь – это не конец света. Ребёнок не знает, что первая любовь не может окончиться созданием семьи. Он не знает, что через первую любовь практически проходят все, и кто-то кого-то «бросает». По-другому не бывает.

Ребёнок к этому должен быть готов. Как раз в этот период начинаются первые суициды. Об этом и о ценности человеческой жизни ребёнок должен знать.

Мы здесь должны обратиться к истокам религии, просить религиозных деятелей, чтобы они оказали нам помощь. Когда мы говорим о том, что существует Святой Валентин, это понятно – это для тех, у кого «всё в порядке, всё хорошо». А куда обратиться подростку, если «не всё хорошо», когда любовь безответная, неразделенная?

Должно быть соответствующее внутреннее обращение к Всевышнему. Должны быть соответствующие обращения внутренние, когда ребёнок обращается к Богу. Он должен осознавать, чувствовать, в чём нужна ему помощь? В том, чтобы не совершить недостойный поступок: суицид, наркомания, злоупотребление алкоголем, и т.д. Очевидно, в этом вопросе должны сказать свое веское слово представители религии.

Что ещё необходимо предпринять? Ввести в школах должность детского врача с углублённым знанием детской психологии и психотерапии. Сейчас известно, что школьная дезадаптация кончается тем, что родители предъявляют претензии к школе, а школа к родителям.

Родители обвиняют школу, что преподаватели плохо подготовлены, и поэтому их дети плохо учатся. Представители школы в свою очередь намекают родителям на необходимость консультации детского врача психиатра. В конце концов, родители и школа договариваются между собой. А мы получаем к окончанию школы ребёнка, который ненавидит школу, не имеет необходимых знаний и не может адаптироваться в среде.

В школе должен быть детский врач, который хорошо знает психологию, психотерапию, психиатрию, который не отправляет детей в психоневрологический диспансер, а защищает их всеми силами и старается помочь, с одной стороны, психологу, который есть в школе, а с другой стороны, классному руководителю. И когда они будут работать вместе, это даст возможность ребёнку учиться в школе успешно, и его психика будет адаптирована к той ситуации, в которой он находится.

Что в этом направлении сделано? Это не только слова. У Центра Сербского есть договорённость с Министерством образования по созданию учебников по психологии для школы. Мы в своё время собрали психологов, работающих в школе, директоров школ, провели несколько совещаний.

Когда мы у них спросили: «В каких классах нужно преподавать психологию?», — ответ нас удивил. Они сказали: «С первого по одиннадцатый класс и в сетку». То есть, как обязательный предмет раз в неделю. Сотрудники нашего Центра приступили к созданию первой части. В ближайшее время выйдет первый учебник для 3-4 классов.

Это будут пилотные исследования, это требует больших затрат в будущем, потому что надо готовить и соответствующих специалистов на базе тех педагогических и психологических университетов, которые есть в стране. И ещё писать учебники для повышения квалификации тех психологов, которые будут обучать.

Что касается психиатрии и психотерапии. Вы знаете, как остро у нас стоит вопрос с демографией и бесплодием, какие усилия прикладываются к этому. Одна из разновидностей бесплодия – психогенное бесплодие. Это малоисследованная часть акушерства и гинекологии, с одной стороны, а с другой стороны, психиатрии.

И в этом направлении тоже намечено проведение работы, изучение и внедрение методов диагностики и лечения бесплодия, обусловленного психогенным фактором. То есть, имеется в виду стресс в первую очередь.

Я хочу вернуться к цифрам, о которых мы говорили в борьбе с наркоманией. О чём здесь надо говорить? Надо говорить о том, что есть спрос и есть предложение. Сейчас очень большие усилия прилагаются в борьбе в наркотрафиком. Достигнуты большие успехи.

Читайте также:  Общество с ограниченной ответственностью здоровье нации

Но когда мы говорим, что мы хорошо боремся с предложением, то обязательно надо думать о том, а что происходит со спросом? И что будет, если мы даже достигнем идеальной ситуации, когда поступление наркотиков в нашу страну сведём к нулю?

Всё равно наркоманы будут находить средства и способы с целью изменить свое психическое состояние. Одни идут в лес, находят соответствующие грибы, другие будут выращивать мак на приусадебном участке и т.д. Во многих ресторанах сейчас предлагают «вкусный кальян», а смеси подбираются на месте. Трудно проверить, какие смеси они используют.

Другой способ изменения психического состояния — это передавливание сонных артерий, что ведет к гипоксии и изменению психического состояния. Последний пример показывает, мы должны работать и со спросом, то есть, заниматься психическим состоянием человека.

Какая помощь лицам с психическими расстройствами и какая система оказания помощи у нас в стране существует? Почему-то большинство населения полагает, что если у человека какое-то расстройство, то его в первую очередь хватают и везут в психиатрическую больницу. Или, если идёт к врачу в психоневрологический диспансер, то его обязательно поставят на учёт.

Понятно, что это не так, но, тем не менее, о других формах оказания помощи, которые у нас существуют, почему-то население не осведомлено.

Существует круглосуточная анонимная безвозмездная горячая линия, которая работает и в чрезвычайных ситуациях, и в случае семейного насилия, и психологической помощи отдельному человеку. На горячей линии можно получить и консультацию, куда можно обратиться.

Поверьте, очень много людей, которые всю жизнь страдают различными страхами (страхами закрытых пространств, открытых пространств, боятся на лифтах ездить и т.п.), мучаются, но не обращаются к врачу, боясь, что их заподозрят в наличии какого-то тяжёлого психического заболевания.

Можно обратиться в психотерапевтические кабинеты в поликлинике. В Москве они существуют практически во всех поликлиниках. Там можно получить соответствующую помощь. Существует ещё и анонимное консультирование в различных психиатрических учреждениях. Правда, в части случаев это платная услуга, но вроде бы, она не очень дорогая.

Можно обратиться в психоневрологический диспансер. Можно получить амбулаторную помощь в дневном стационаре и ночном профилактории. Дневной стационар и ночной профилакторий могут быть развернуты как в психоневрологическом диспансере, так и в психиатрической больнице.

Правда, в психиатрическом стационаре и в психоневрологическом диспансере у них несколько разные функции. В дневной стационар и ночной профилакторий отправляют пациентов, которые уже выздоравливают или имеют лёгкие формы заболевания. Это способствует тому, что часть больных не попадает в больницу, а ограничивается лечением в амбулаторных условиях.

Когда мы говорим о том, что количество психических заболеваний возрастает, что в будущем депрессия будет на первом месте, возникает вопрос: а кто должен эти заболевания лечить? И этот спор не утихает.

В одних странах, где деньги считают очень хорошо, пришли к выводу, что готовить психиатров и психотерапевтов очень дорого, и пошли по следующему пути. Больные обращаются в поликлинику, их должен осматривать врач первичной сети, который знает, как распознать депрессию. И он должен больного лечить в первичном звене. А если он с этим не справляется, или имеет место тяжёлая форма расстройства, то тогда пациент направляется к специалисту-психиатру.

В других странах считают, что врач первичного звена должен только диагностировать, а лечением должен заниматься врач-психиатр. Но этот тезис слаб, потому что трудно себе представить врача, который совершенствуется в области психиатрии, ставит диагноз, а дальше сам больного не лечит. Это далековато от жизни.

Лечением психических больных и лиц с психическим расстройствами занимаются также и психологи, хотя это противозаконно. И занимаются неврологи. Почему это происходит? Потому что, по данным, каждый четвертый-пятый, обращающийся в общую поликлинику, страдает теми или иными психическими расстройствами.

Например, если вы возьмёте больных, которые жалуются на расстройство пищеварительного тракта, то одна четвертая часть этих пациентов в гастроэнтерологии — это больные, нуждающиеся в психотерапии, а чаще в психофармакотерапии, наряду с той терапией, которую они получают.

И последнее, о чём я хочу сказать. Есть такие понятия, как психогигиена и психопрофиактика. Когда мы говорим о гигиене полости рта, то даже если мы об этом забываем, каждое утро по телевизору нам об этом напоминают. А что такое психогигиена и психопрофилактика, и что туда входит – к сожалению, мало кто об этом думает и знает.

Первое – должен быть режим сна. Мысли о том, что человек может спать пять-шесть часов, или что какие-то гении мало спали, и у них всё было хорошо – эти мысли неправильные. Человек должен спать в среднем восемь часов. Некоторые спят чуть меньше, некоторые чуть больше, но этот сон должен быть глубокий и непрерывный.

Второе – полноценный ежедневный отдых. Формула «кто хорошо отдыхает, тот хорошо работает» известна.

Третье, на что просто перестали обращать внимание: продолжительность рабочей недели не более 40 часов! Это если мы хотим сохранить своё здоровье. Сейчас модно быть трудоголиком. Это ничего хорошего не даёт. Потому что трудоголизм ведёт к тому синдрому выгорания, о котором я говорил.

Синдром выгорания приводит к тому, что создаётся только видимость работы. Человек проводит 10 часов на работе, с собой домой ещё берёт папки. Но в 90 процентов случаев он их в том же виде возвращает обратно. А на работе занимается работой, которая называется «из центра в угол». То есть, перед ним ставят вопросы на обсуждение и на подпись. На подпись – он быстро подписывает. А на обсуждение…

Когда имеет место выгорание, возрастает внутренняя тревога, что затрудняет концентрацию внимания и, следовательно, затрудняется выбор. Когда к руководителю приходят и говорят: «Как решить?» — он должен выбрать. А руководитель не может решить и выбрать. Потому что он спит мало и является трудоголиком.

Тогда какая формула появляется? «К начальству надо идти с двумя, тремя вариантами, и тогда он выберет». Если приходится идти с двумя, тремя вариантами, и начальство само ничего не предлагает, а спрашивает: «А что вы предлагаете?» — значит, оно переутомилось, а, может быть, и чуть больше.

Нельзя прибегать на работу и сходу нагружать себя самой трудной работой. Надо врабатываться минут 10-15. Пик достигается через 15 минут, длится до 40 минут. А потом – 5-10 минутный отдых. И так работать 8 часов.

Да, возможны авральные ситуации, и никто их не отрицает. Люди сутками работают и считают, что сутками лучше работать. Но те, кто долго работает сутками, знают, что когда проходят сутки, утром в части случаев собраться и уйти домой бывает очень сложно.

Многие, я знаю, врачи, вместо того, чтобы в 9 утра уйти с работы по окончании смены, уходят в 12 часов, и то с трудом. Особенно когда работают сутки через сутки. Для психического здоровья это очень плохо.

Когда мы говорим об отдыхе, надо говорить и об отпуске тоже. Отпуск должен быть ежегодным в обязательном порядке. И желательно его разбивать на весенний и осенний. Я имею в виду нашу полосу: тёплых дней в году маловато, поэтому в весенние и осенние периоды надо отдыхать, удлиняя лето.

Безусловно, всё, о чём я говорил, надо соблюдать, иначе это приводит к синдрому выгорания. А когда синдром выгорания возникает у большого количества людей, говорить об эффективности, продуктивности – не приходится.

Это само по себе переходит в моду и поведение населения. Поэтому я призываю вас всех к психопрофилактике и психогигиене. И это нас продвинет вперёд.

Источник

Adblock
detector