Меню

Психическое здоровье детей доу

Психическое здоровье детей в дошкольных образовательных учреждениях.
учебно-методический материал по теме

Доклад к семинару для воспитателей о содержании и укреплении психологического здоровья дошкольников

Скачать:

Вложение Размер
doklad_psikhologicheskoe_zdorove.docx 21.99 КБ

Предварительный просмотр:

Психическое здоровье детей в дошкольных образовательных учреждениях

Сегодняшний день особо остро ставит перед обществом задачу сохранения и укрепления психического здоровья подрастающего поколения. Дошкольное образование должно стать той ступенью, с которой начнется взросление физически и психически здоровой личности. Поэтому в детском саду необходимо внедрять целенаправленную систему работы по сохранению и укреплению психологического здоровья дошкольников с момента поступления ребёнка в ДОУ и заканчивая его выпуском в первый класс общеобразовательной школы. Таким образом целью данного доклада является систематизация знаний в области психическом здоровья ребенка и создание предпосылок для планирования целенаправленной работы по сохранению и укреплению психического здоровья воспитанников детских дошкольных учреждений.

В последние годы в России специалисты различных сфер общественной деятельности все чаще озабочены проблемой психологического здоровья подрастающего поколения.

И от решения этой проблемы зависит состояние не только сегодняшнего, но и будущего населения нашей страны, его социально-психологические особенности и социально-демографическая структура на ближайшие 50 лет.

Дети являются не просто особым социальным слоем, но группой, определяющей прогресс развития общества в целом, и тем самым приоритетной. Ведь уровень культуры, образованности, здоровья детей уже через короткое время трансформируются в качество жизни и здоровье нации в целом, в развитие науки и разработку новых технологий, в авторитет нашей страны на мировой арене.

В настоящее время экономическое и социальное положение в современном обществе формируют большое число факторов риска для подрастающего поколения и ведут к целому ряду проблем. Важная роль в концепции модернизации образования отводится психологическому сопровождению детей в образовательных учреждениях, здоровьесберегающим технологиям, способствующим сохранению и укреплению психологического и психосоматического здоровья. И нередко остаются вне поля зрения дети, чье состояние можно охарактеризовать как пограничное относительно нормы психологического здоровья.

Здоровье – комплексный, многоаспектный феномен, включающий в себя медицинские, психологические, педагогические и другие аспекты.

Всемирная организация зравоохранения (ВОЗ) предлагает понимать здоровье как «…состояние полного физического, духовного и социального благополучия».

Специалисты выделяют следующие признаки психического здоровья.

Признаки психического здоровья:

  • способность справляться с трудностями в сложных незнакомых ситуациях
  • чувство уверенности и доверия
  • формы проявления эмоций и поведения соответствуют ситуации и вероятным чувствам ребенка
  • достаточный диапазон чувств

В психологической литературе выделены и достаточно глубоко проанализированы факторы, оказывающие влияние на психологическое здоровье ребенка. Большинство из этих факторов носят социально-психологический, социально-культурный и социально-экономический характер .

Социально-культурный характер факторов, оказывающих негативное влияние на психологическое здоровье ребенка, обусловлен недостаточными условиями для снятия эмоционального напряжения и для расслабления и ускорением темпа современной жизни. Влияние этих факторов обуславливает чрезмерную загруженность родителей, их невротизацию, появление множества личностных проблем, что в сочетании с недостаточной осведомленностью о путях решения внутриличностных конфликтов и о возможностях психологической и психотерапевтической помощи оказывает негативное влияние на психику ребенка в семье.

Также на эмоциональную атмосферу в семье и на психологическое состояние ее членов влияют социально-экономические факторы. А.И. Захаров особо выделяет среди них следующие: неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, занятость родителей, ранний выход матери на работу и помещение ребенка в ясли. Известно, что сильным психотравмирующим явлением становится для ребенка в раннем возрасте помещение в детские дошкольные учреждения или привлечение няни для их воспитания, поскольку такие дети еще не готовы к разлуке с матерью. В ситуации нормального и продолжительного близкого эмоционального общения ребенка с матерью к трем годам у детей формируется восприятие себя как отдельного индивида, вследствие чего постепенно уменьшается чувство зависимости от родителей. При частых и длительных разлуках с матерью у детей раннего возраста чувство зависимости от матери лишь повышается, что может перерасти в невротическую привязанность. В среднем лишь к трем годам у ребенка появляется желание стать более независимым от взрослых. Кроме того, в этом возрасте уже возникает стойкая потребность в общении со сверстниками, в совместных играх с другими детьми. Поэтому ребенка в возрасте трех лет можно помещать в детский сад, не рискуя его психическим здоровьем.

Эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), основываясь на анализе исследований, проведенных в различных странах мира, констатировали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, живущих в ситуации дисгармоничных отношений со взрослыми. В тех же исследованиях было обнаружено, что преобладающая часть нарушений психического здоровья в детском возрасте имеет две характерные черты: во-первых, они представляют собой лишь количественные отклонения от нормального процесса психического развития, во-вторых, многие их проявления можно рассматривать как реакцию на психотравмирующие ситуации.

Также на психологическое здоровье детей влияют социально-психические факторы, прежде всего, такие, как дисгармония семейных отношений и дисгармония семейного воспитания или нарушения в сфере детско-родительских отношений.

Подводя итоги вышесказанному, стоит отметить, что факторы риска психологического здоровья детей можно разделить на две основные группы: средовые (все, что окружает ребенка) и субъективные (его индивидуальные личностные особенности).

К средовым факторам можно отнести неблагоприятные семейные условия и неблагоприятные условия, связанные с детским учреждением. В детском учреждении психотравмирующей может стать ситуация первой встречи с воспитателем, которая во многом определит последующее взаимодействие ребенка со взрослыми. Для примера: проведенные исследования показали, что педагог обычно не замечает 50 % направленных к нему обращений детей. С одной стороны, это может привести к росту самостоятельности ребенка, снижению его эгоцентризма. С другой – к фрустрации потребности безопасности, развитию тревожности, психосоматизации ребенка. Кроме того, в детском саду ребенок получает возможность появления конфликтных отношений со сверстниками, что нарушает эмоциональный комфорт, тормозит формирование его личности.

К внутриличностным (субъективным) факторам относятся характер, темперамент, самооценка. Учет индивидуальных особенностей ребенка при построении работы, особенно оздоровительной, создаст благоприятную почву для эффективного созидания психологического комфорта и формирования психологического здоровья каждого конкретного ребенка.

В целом можно сделать вывод, что психологическое здоровье формируется при взаимодействии внутренних и внешних факторов. Основным условием нормального психосоциального развития (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или воспитателей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение за ребенком. Следует предоставлять ребенку больше самостоятельности и независимости.

Всем специалистам, работающим с детьми дошкольного возраста, необходимо помнить признаки психомоторного неблагополучия, которые должны вызывать особое внимание и необходимость помощи такого рода детям.

Признаки психомоторного неблагополучия у дошкольников:

  • со стороны мышечного тонуса — сгорбленность, приниженность, подавленность, напряженность поз(втянутая в плечи голова, руки прижаты к корпусу, пальцы напряжены или сжаты в кулаки);
  • со стороны походки ребенка — на цыпочках, неуверенная, вялая, спотыкающаяся или как у манекена;
  • со стороны общей моторики — бесцельные, непродуктивные движения при высокой интенсивности или психомоторная заторможенность;
  • со стороны жестикуляции и мимики — вялая, бедная, маловыразительная, возможно гримасничанье или неподвижность лица;
  • со стороны речи — невнятная, невыразительная, монотонная речь, возможны заикания.

Чтобы помочь ребенку сохранить его психическое здоровье, надо хорошо знать особенности его психического развития, социальную ситуацию семьи и использовать полученные знания в области поддержания психического здоровья ребенка.

Психологическая поддержка детей в дошкольном учреждении.

Задачи психологической поддержки детей:

  • Обучение положительному самоотношению и принятию других людей.
  • Обучение рефлексивным умениям (умение осознавать свои чувства, причины поведения).
  • Формирование потребности в саморазвитии (умение находить в трудных ситуациях силы внутри себя).

Эти задачи могут реализовываться на групповых занятиях с детьми.

Исходя из задач, система работы по формированию психологического здоровья будет состоять из следующих этапов:

  • Диагностика тревожности и адаптированности детей к детскому саду и семье, наблюдение за воспитанниками и последующее определение их уровня психологического здоровья.
  • Включение детей, отнесенных ко второму уровню психологического здоровья, в еженедельные групповые занятия профилактической направленности.
  • Подключение детей, отнесенных к третьему уровню психологического здоровья, к коррекционной работе с привлечением родителей к индивидуальному консультированию

Воспитание личности невозможно без ее знания и понимания. Воспитатели нередко снисходительно относятся к рекомендациям психологов, а часто просто игнорируют их. Жизненный опыт и здравый смысл играют неоценимую роль в воспитании, но жизнь стала сложнее, а потому воспитание без специальных знаний психологии, физиологии, гигиены и многого другого — это воспитание «на авось». Важнейшим условием эффективности воспитания является глубокое понимание личности воспитанника, его индивидуальных особенностей, высокая требовательность к испытуемому, уважение к нему (по A.C.Макаренко).

Стоит помнить, что психологический аспект психического здоровья предполагает внимание к внутреннему миру ребенка: его уверенности или неуверенности в себе, в своих силах; его отношению к людям, окружающему миру и обеспечение психологического комфорта для здоровья развивающейся личности.

Источник

Сохранение и укрепление психологического здоровья детей в условиях дошкольного образовательного учреждения
консультация на тему

Статья раскрывает эффективные здоровьесберегающие методы и приемы сохранения и укрепления психологического здоровья детей дошкольного возраста. Предназначена для педагогов ДОУ.

Скачать:

Вложение Размер
vorobeva_-_statya.doc 62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сохранение и укрепление психологического здоровья детей в условиях дошкольного образовательного учреждения

Современный этап развития общества отражает социально-культурную ситуацию, характеризующуюся множеством инновационных изменений в сфере образовательно-воспитательного процесса.

Однако тенденция нестабильности жизненного уровня семей, ухудшения экологической ситуации в России порождает условия, при которых на фоне повышения выживаемости уровень здоровья детей значительно снижается. Здоровье детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности.

Известно, что именно в дошкольный период формируется здоровье и закладываются основы личности.

Важной составной частью здоровья человека является его психологическое здоровье. В первую очередь это обусловлено тем, что организм человека — это система, в которой все элементы взаимосвязаны друг с другом и воздействуют друг на друга.

Эмоционально-личностное развитие ребёнка является первоосновой его психологического здоровья. Именно эмоциональное состояние оказывает мощное влияние на психологическое здоровье и является его надежным индикатором на различные события и факты.

На современном этапе детский сад становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка. Многие основные его свойства и личностные качества формируются в данный период жизни. От того, как они будут заложены, во многом зависит все его последующее развитие.

Особую тревогу вызывает значительный рост детей с заболеваниями органов дыхания. Среди них первенство по распространенности, тяжести, возможности инвалидизации и опасности для жизни принадлежит бронхиальной астме, которая превратилась сегодня в проблему мирового значения.

Хронические проблемы с дыханием приносят в детскую жизнь ощущения незащищенности, страха, зависимости и беспомощности. Паника, боль и боязнь смерти — совершенно обычные ощущения во время приступа. К характерным чертам эмоционального состояния детей с бронхолегочной патологией относятся: продолжительные смены настроения, повышенное беспокойство, неуверенность, эмоциональная неустойчивость, чувство безнадежности, комплексы неполноценности и абсолютное равнодушие ко всему. Это влечет за собой снижение аппетита, ухудшение сна, изменение работоспособности и вызывает особенное беспокойство, потому что те из них, кто постоянно находится в подавленном расположении духа, могут не заметить предостерегающих симптомов начинающегося тяжелого приступа.

Большинство бронхолегочных заболеваний имеют в основе психосоматическую природу. Нервно-психические факторы считаются одними из самых существенных в возникновении приступов заболевания. Поэтому, оказывая психологическое влияние на формирование эмоционального благополучия ребенка можно существенно улучшить физическое состояние.

Здоровьесберегающие технологии находят все более широкое применение в оптимизации образовательного процесса сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Они способствуют физиологической активации процессов саморегуляции и мобилизации защитных сил организма, хорошей совместимости с другими оздоровительными средствами и методами восстановления и укрепления здоровья детей.

Воздействуя на эмоциональное состояние двигательными, дыхательными, музыкальными, психологическими упражнениями, можно добиться восстановления функции дыхательного аппарата, укрепления дыхательных мышц, уменьшения гипоксии, снятия патологических рефлексов, что способствует уравновешиванию процессов в коре головного мозга и повышению нервного тонуса организма, рефлекторно уменьшая спазм бронхов.

Приоритетным направлением деятельности нашего дошкольного образовательного учреждения является сохранение и укрепление психического и физического здоровья воспитанников. Данный опыт работы детского сада является логическим звеном в общей системе работы детского сада и ставит своей целью организацию работы педагога-психолога, воспитателей и профильных специалистов, обеспечивающую формирование положительного эмоционального состояния с использованием возможностей современных образовательных технологий, как основу психологического здоровья воспитанников.

Здоровьесберегающие методы и технологии такие как: психогимнастика, пальчиковая гимнастика, музыкальная релаксация (музыкотерапия), игровая терапия, сказкотерапия, арттерапия, дыхательные упражнения, медитативные сказки, мнемотехнические приемы используются совместно педагогами и профильными специалистами во всех видах детской деятельности и режимных моментах.

Из ряда перечисленных здоровьесберегающих методов и технологий хочется остановиться на некоторых, представляемых на наш взгляд наибольшую значимость своеобразие и эффективность –

  • психогимнастика «Гимнастика для ума»
  • мнемотехнический прием «Расскажи стихи руками»
  • релаксационные упражнения «Медитативные сказки»
  • дыхательные упражнения
  • использование полифункционального интерактивного оборудования

Каждое занятие с ребенком желательно начинать с «Гимнастики для ума» (комплекс упражнений на развитие сенсомоторной пластики, целью которых является развитие межполушарной специализации и синхронизация работы полушарий головного мозга, стимуляция активных точек), великолепного коррекционного приема, связанного с функциональной асимметрией полушарий головного мозга.

«Расскажи стихи руками» (мнемотехнический прием) — замечательный организационный прием, способствующий развитию памяти, мышления наблюдательности.

«Медитативные сказки» используются для накопления образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания лучших моделей взаимоотношений, развития личностных потенциалов.

«Музыкотерапия» — музыка как мощный фактор воздействия на эмоциональную сферу человека использовалась для лечения различных заболеваний и, в особенности, для терапии нервно-психических расстройств.

«Дыхательные упражнения» — уже в древности люди, не обладая современным пониманием физиологических механизмов, выяснили, что дыхание может серьезно влиять на процессы, происходящие в организме. Тем более что дыхание хорошо поддается сознательному управлению. О пользе дыхательных упражнений говорил еще Авиценна. В нашем ДОУ используется технология «БОС – Здоровье». Суть метода биологической обратной связи сводится к выработке нового типа дыхания – диафрагмально-релаксационного. Релаксация – важный компонент методики.

«Использование полифункционального интерактивного оборудования»- Сочетание музыки, цвета, тактильных ощущений в сенсорной комнате дает полное состояние расслабления, развивает зрительно-моторную координацию, восприятие, внимание, воображение, снимает мышечное напряжение, создает положительный эмоциональный фон, активизирует функции нервной системы.

Существенную роль в развитии эмоционально-личностной сферы дошкольников играют целенаправленные занятия, организуемые педагогом-психологом. При их разработке учитываются составляющие характеристики эмоционального состояния ребёнка. Своеобразие эмоционального состояния детей с бронхолегочной патологией (индивидуальные особенности, самооценка, тревога, частые пропуски по болезни) оказывают влияние на познавательное развитие детей, однако только согласованное функционирование этих двух систем — эмоциональной сферы и интеллекта, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Совокупность их обеспечивает комплексное развитие памяти, внимания, речи, наблюдательности, формирования эмоционально-личностной сферы ребенка.

Совместная с педагогом-психологом деятельность строится по блокам:

— снятие эмоционального напряжения,

— создание положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия каждого,

— формирование адекватной самооценки у детей,

— привитие новых форм поведения.

— обучение распознаванию эмоциональных состояний окружающих,

— развитие умения выразить свое эмоциональное состояние,

— формирование моральных представлений, тренировка психомоторных функций.

— снижение враждебности во взаимоотношениях со сверстниками,

— развитие навыков общения,

— формирование адекватных форм поведения,

— стимуляция познавательной активности.

  • Приветствие;
  • Обеспечение сенсомоторной пластики – (психогимнастика, упражнения тренировки сознания методом замещающего онтогенеза, пальчиковая гимнастика с элементами мнемотехнического приема, тренировка дыхания);
  • Развитие невербальных психических процессов (с использованием оборудования полифункциональной интерактивной среды) в сенсорной комнате;
  • Формирование смыслообразующих функций психических процессов;
  • решение и поиск путей выхода из ситуации (игровые упражнения на основе двигательных методов);
  • релаксационные упражнения и тренировка дыхания;
  • рефлексия.
  1. Блок «Релаксационно-диафрагмальное дыхание» на основе здоровьесберегающей психоэмоциональной компьютерной технологии «Биологическая Обратная Связь» Сметанкина Александра Афанасьевича.

— обучение и автоматизация навыка диафрагмально-релаксационного

— снятие эмоционального напряжения

— активизация работы всех органов и систем

Система работы по сохранению и укреплению психологического здоровья воспитанников через развитие эмоционально-личностной сферы на основе использования здоровьесберегающих технологий предполагает организацию специализированной деятельности воспитателей с детьми как на занятиях, так и вне их.

Совместная с педагогом деятельность заключается:

— в создании эмоционально-благоприятной обстановки для детей;

— во включении здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс и в ходе режимных моментов.

Здоровьесберегающие технологии, используемые педагогами:

  1. Психогимнастика (метод замещающего онтогенеза), пальчиковая гимнастика с элементами мнемотехнического приема, упражнения на диафрагмальное дыхание – проводятся перед каждым познавательным занятием с детьми в группе.
  2. Тренировка диафрагмально-релаксационного дыхания на тренажере-имитаторе (после прохождения курса сеансов с педагогом-психологом) – перед выходом на прогулку.
  3. Музыкальная релаксация и медитативные сказки – перед дневным сном. Медитативные сказки проводятся при непосредственном участии педагога-психолога.
  4. Закаливающие процедуры на основе стимуляции невербальных психических процессов – после дневного сна.

В процессе организации своевременной и систематической психолого-педагогической работы, использования здоровьесберегающих тхнологий педагогами и профильными специалистами детского сада происходят изменения в интеллектуальном, эмоционально-личностном развитии детей: они становятся более организованными, требовательными к себе, повышается самооценка, появляется уверенность в своих силах, создается атмосфера психологического комфорта и эмоционального благополучия.

  1. Анциферова Л.И. «Принцип связи сознания и деятельности и методология психологии» М.1968.
  2. Бреслав Г.М. «Эмоциональные особенности формирования личности в детстве» М. 1990.
  3. Выготский Л.С. «Вопросы детской психологии» М. 1997.
  4. Дубровина И.В. «Руководство практического психолога» М. «Академия» 1995. Ермолаева М.В. «Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками» М. 2002.
  5. Захаров А.И. «Как преодолеть отклонения в поведении ребенка» М 1989.
  6. Захаров А.И. «Как помочь нашим детям избавиться от страха» С-П. 1995.
  7. Изард К.Е. «Эмоции человека» М. 1980.
  8. Костина Л.М. «Игровая терапия с тревожными людьми» С-П. «Речь» 2001.
  9. Крюкова С.В, Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсьи радуюсь» М. «Генезис» 2003.
  10. Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей» Ярославль «Академия развития» 1997.
  11. Малюткина Н.В. «Я хороший, или Советы по коррекции поведения ребенка» С-П. «Каро» 2003.
  12. Романов А.А. «Коррекция расстройств поведения и эмоций у детей» М. «Плэйт» 2004.
  13. Савина Л.П. «Пальчиковая гимнастика» г. Москва «Родничок» 2000.
  14. Черняева С.А. «Психотерапевтические сказки и игры» С-П. «Речь» 2004.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель: ¨Содействие формированию у родителей представлений о психологической поддержке как об одном из важнейших способов сохранения и укрепления психологического здоровья детей, выработка навыков эффек.

Поскольку психологическое здоровье – условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, очевидно, ни родителям, ни педагогам не стоит экономить силы на его формирование в дет.

сохранение и укрепление психологического здоровья детей дошкольного возраста.

Одной из задач ФГОС ДО является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Проблема сохранения психического здоровья педагогов является особенно актуальной. Сохранение и укрепление здоровья педагога, создание пблагоприятной психоэмоциональной обстановки в коллективе чвляется.

Создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья детей и их гармоничного развития в ДОУ.

Источник

Читайте также:  Нет других проблем по здоровью
Adblock
detector