Семинар-практикум для педагогов на тему «Психическое здоровье дошкольника»
Галина Иванцова
Семинар-практикум для педагогов на тему «Психическое здоровье дошкольника»
Вы знаете, что традиционно выделяют следующие компоненты здоровья :
— психическое здоровье (Эмоциональное)
Следует отметить, что невозможно работать над укреплением и формированием лишь одной составляющей здоровья. Человек может быть здоровым только при наличии всех компонентов здоровья, развитых на достаточном для его возраста уровне.
К сожалению, многие из нас достаточно поздно начинают понимать важность не только физического, но и эмоционального здоровья.
Многие дети имеют невротические состояния. Такие дети сложны и для педагогов, для родителей, и для общества. Иногда, вполне психически здоровых детей педагоги и родители превращают в невротиков. Не бывает плохих детей, бывают плохие родители и педагоги.
Почему важно сохранять психическое здоровье детей? Наверняка каждый может ответить на этот вопрос, определив последствия психологического дискомфорта ребенка:
• появление страхов, тревожности, агрессивности
• переход психологических переживаний в соматическое расстройство, когда ребенок, получивший психологическую травму, заболевает физически.
• проявление психологических травм, полученных в детском возрасте, в более зрелом возрастном периоде в виде психологической защиты: (замкнутость, наркотики, побег из дома и т. д.)
Наши дети большую часть времени проводят в детском саду. Вот почему так важна атмосфера (климат) в группе детского сада, которая определяется:
1. отношениями между воспитателем и детьми;
2. отношением между самими детьми.
Воспитатель оказывает весьма существенное влияние на качество группового климата. Фактически, именно воспитатель, а не дети создает определенный климат в группе.
Хочу предложить вашему вниманию психологические речевые настройки, которые помогут создать в группе положительный эмоциональный фон, атмосферу доброжелательности и защищенности.
Их основное назначение – установки на хорошее настроение. Проводить их можно утром, после завтрака, дети и воспитатель встают в круг, держась за руки.
Я рада видеть всех деток нашей группы здоровыми, веселыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у нас у всех сохранилось до самого вечера. А для этого мы должны чаще улыбаться, не обижать друг друга и не драться. Будем радоваться друг другу.
Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро. А в нашей группе тепло, светло и весело. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому сегодня мы будем с вами чаще улыбаться друг другу.
Самочувствие ребенка в группе – это удовлетворенность существующими взаимоотношениями в группе, его участие в совместной деятельности, внутреннее спокойствие. Т. е. эмоциональное благополучие ребенка.
Какие игры можно предложить?
Игры на снятие негативных переживаний
«Привидение»(игра интересна предоставляемой детям свободой) «Ладошки»
Игры на снятие отрицательных эмоций
«Обзывалки»: детям, предлагается передавая мяч друг другу, обзывать необидными словами, например, названиями овощей и фруктов: «Ты, Леша, морковка». Завершать обязательно хорошими словами «Светка- конфетка», «Маринка-картинка».
Снятие напряженности, невротических состияний
«Дракон кусает свой хвост»
Звучит веселая музыка, дети встают друг за другом, руки кладут на плечи. Первый ребенок – голова дракона, последний – хвост. Голова пытается поймать хвост, а тот уворачивается.
Именно от нас, педагогов, во многом зависит сохранение психологического здоровья детей. А для этого необходимо бережно относиться к своему собственному психологическому здоровью. Всем известно, что у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых, поэтому педагогу необходимо устраивать себе психологический душ, который поможет снять ему излишнее эмоциональное напряжение.
Сейчас встаньте друг за другом в круг. Все участники двигаются по кругу, и в соответствии со словами ведущего с помощью легких постукиваний пальцами делают впереди идущему человеку массаж.
Представьте, что вы очутились в сказочной стране. И вот пошел дождик, но не простой, а волшебный. Он стучит по шее, по плечам, по спине
Я хочу предложить вам выполнить комплекс психологической зарядки, который поможет овладеть приемами релаксации и концентрации, способствует повышению энергетического потенциала, помогает сохранить психическое здоровье.
(выполнение психологической гимнастики)
КОМПЛЕКС ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ.
Каждое упражнение повторяется от 3 до 5 раз.
1. Погложивая себя левой, затем правой рукой по затылку, повторять : «Я одобряю себя».
2. Сжав кисти в кулак, колотите по воздуху, повторяя: «Я полна сил».
3. Поворачивая голову вправо-влево, повторять: «Все идет хорошо».
4. Потирая ладонь о ладонь, повторять: «Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче».
5. Руки на бедрах. Делая наклоны туловища вперед – назад, повторить: «Ситуация любая мне подвластна. Мир прекрасен и я прекрасна!».
6. Ноги на ширине плеч, лопатки сведены, делать наклоны туловищем вправо – влево, повторить «Какой чудесный день»
7. Массируя мочки ушей, зажмуривать попеременно левый и правый глаз, повторять: «Будущее прекрасно».
8. Ладони на животе, напрягая и расслабляя мышцы живота, повторять: «Радость. Любовь. Здоровье.»
9. Лопатки сведены, руки сцепить в замок за спиной, согнув ногу в колене, поднимая ее, повторять: «Я само совершенство»
(после выполнения комплекса упражнений участники делятся впечатлениями)
Литература: Аралова М. А. Формирование коллектива ДОУ: Психологическое сопровождение. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
Сакович Н. А. Практика сказкотерапии. — Спб. : Речь, 2007
Семинар-практикум для педагогов «Королева детства!» Тема: «Игра – королева детства!» Форма проведения: семинар – практикум Количество участников: воспитатель, педагог – психолог Цель: 1.
Семинар-практикум для педагогов «Психологическое здоровье детей как цель и критерий успешности работы дошкольного учреждения» ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ КАК ЦЕЛЬ И КРИТЕРИЙ УСПЕШНОСТИ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Солдатенко Н. Д., педагог-психолог СЕМИНАР.
Семинар-практикум для педагогов «Значение здоровьесберегающих технологий в формировании нравственной личности дошкольника» Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад образовательного вида с приоритетным осуществлением деятельности.
«Рекламное агентство». Семинар-практикум для педагогов групп раннего возраста на тему «Игровые технологии в развитии детей» бюджетное дошкольное образовательное учреждение Сокольского муниципального района «Детский сад общеразвивающего вида №33 «Звездочка».
Семинар-практикум для педагогов на тему «Психологическая комфортность ребёнка во время пребывания в ДОУ» Цель семинара: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в области эмоциональной сферы детей. Задачи: 1. Формировать у.
Семинар практикум для педагогов «Защита прав ребенка-дошкольника» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад Общеразвивающего вида № 33 «Гном» Семинар-практикум для педагогов.
Семинар-практикум для педагогов «Здоровье — богатство, его сохраним и к этому дару детей приобщим» Семинар — практикум: » Здоровье — богатство, его сохраним и к этому дару детей приобщим» «Здоровье — это полное физическое, психическое.
Семинар-практикум для родителей «Детское конструирование как средство развития творческого потенциала дошкольника» «Конструируя, ребенок действует, как зодчий, возводящий здание собственного интеллекта» Ж. Пиаже. [/i] Термин «конструирование» произошел.
Семинар-практикум для педагогов «Кризис 3 лет» Актуальность. Кризис трех лет — один из самых ярких по проявлениям кризисов детства, нередко застающий родителей врасплох. Кажется, еще.
Влияние телевидения на психическое здоровье дошкольника Трудно представить жизнь современной российской семьи без телевизора. Телевидение — это окно во внешний мир, и при разумном подходе оно.
Источник
Семинар «Психическое здоровье детей в ДОУ»
методическая разработка на тему
Цель семинара: систематизировать знания педагогов о психическом здоровье, создавать условия в учреждении для охраны психического здоровья детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
«Психическое здоровье детей в ДОУ»
Цель: систематизировать знания педагогов о психическом здоровье, создавать условия в учреждении для охраны психического здоровья детей.
Давайте с вами вспомним, что такое здоровье? (варианты ответов)
«Здоровье – это состояние полного физического, психического, социального благополучия»
О физическом здоровье мы уже много говорили и много делаем для его сохранения у наших воспитанников, теперь давайте поговорим о психическом здоровье.
— Какая наука его изучает? (Психология)
Психология – это наука о душе. Значит, психическое здоровье – это душевное здоровье. Оно включает в себя нормальное эмоциональное, поведенческое и социальное самочувствие.
Существуют два основных признака, по которым можно судить о психическом здоровье человека.
Первый признак – это позитивное(хорошее) настроение, в котором находится человек. Основу этого настроения составляют по меньшей мере следующие, независимые друг от друга состояния:
а) полное спокойствие ( например, когда человек ничем особенно не занимается, а как бы отдыхает душой и телом);
б )уверенность в своих силах (это характерно для человека, перед которым стоит ясная и конкретная рабочая цель);
в) вдохновение (данное состояние, как правило, человек испытывает в творческой работе).
Второй признак – это высокий уровень психических возможностей, благодаря чему человек способен ( без серьёзных последствий для здоровья) выходить из различных ситуаций, связанных с переживанием тревоги, страха, неудачи и других подобных состояний.
Уровень психических возможностей, с одной стороны, связан с наследственными факторами – с особенностями нервной системы человека. Так, одни люди по своей природе очень возбудимы и потому сильно подвержены нервным срывам, а другие, наоборот, мало волнуются и быстро выходят из негативного психического состояния.
С другой стороны, психические возможности зависят от умения управлять своими состояниями и поведением, несмотря на различные отрицательные воздействия. Способность управлять своей психикой является ведущим показателем психического здоровья. Такое умение, как правило, вырабатывается в процессе специальной психологической подготовки, особого психотренинга.
Пословица говорит, что в здоровом теле живёт здоровый дух. .Мы видим, что физическое и психическое , а также социальное здоровье взаимосвязаны между собой.
Период дошкольного детства является важным в психическом развитии ребёнка, в это время активно формируются системы психических функций: речь, мышление, память.
Цель практической работы с детьми – это психическое здоровье ребёнка, а личностное развитие – условие достижения этого здоровья. Нарушение психического здоровья связано как с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику ребёнка и связанными с социальными условиями.
Признаки психического здоровья: (приложение №1)
Психологический аспект психического здоровья предполагает внимание:
— к внутреннему миру ребёнка: его уверенности или неуверенности к себе, в своих силах, его отношению к людям, окружающему миру;
— обеспечение психологического комфорта для здоровья развивающей личности.
Ребёнок – дошкольник приходит в детский сад, и мы продолжаем его развитие, используя программы по дошкольному образованию. Принципы, положенные в основу программ, способствуют укреплению и сохранению физического, психического и социального здоровья детей.
Назовите эти принципы. (приложение № 2)
Эти принципы положены в основу программы «Радуга». Как вы думаете , для чего нужен последний принцип?
( Только свободная и творческая личность может воспитать свободного и творческого человека.)
Чтобы помочь ребёнку сохранить его психическое здоровье, надо хорошо знать особенности его психического развития. Обратимся к программе «Радуга» и составим таблицу психологических особенностей детей дошкольного возраста.
Используя программу «Радуга» заполните пожалуйста таблицу:
Психологические особенности детей дошкольного возраста.
Источник
Семинар — практикум «Как сохранить психологическое здоровье детей дошкольного возраста»
Елена Коваленко
Семинар — практикум «Как сохранить психологическое здоровье детей дошкольного возраста»
Семинар – практикум.
Как сохранить психологическое здоровье детей дошкольного возраста
Педагог-психолог МБДОУ «Ручеек»
Коваленко Елена Владимировна
Цель: Систематизация знания педагогов о психологическом здоровье, создание условий в учреждении для охраны психологического здоровья детей.
Задачи:
• познакомить педагогов с некоторыми здоровьесберегающими технологиями: релаксация, дыхательная гимнастика (дыхание по йоге);
• овладеть приемами и навыками управления эмоциональным состоянием других людей, способами взаимоподдержки;
• сформировать у педагогов навыки саморегуляции и управления своим эмоциональным состоянием;
• снять психоэмоциональное напряжение.
Форма проведения: семинар-практикум с использованием групповой формы организации деятельности.
Здравствуйте, уважаемые педагоги.
Упражнение: «Карусель комплиментов».
Многие из нас в детстве любили кататься на карусели, сейчас мы также покатаемся, но на необычной — «карусели комплиментов». Необходимо образовать два круга (внешний и внутренний) и встать лицом дуг к другу. Когда вы окажитесь перед человеком, то необходимо сказать ему комплимент. Карусель останавливается тогда, когда вы оказались перед первым человеком.
Период дошкольного детства очень важен в развитии психологического здоровья ребёнка. В этот период начинает формироваться психика, закладываются основы нравственности, поведения в социуме. Педагогам дошкольных учреждений необходимо постоянно оказывать каждому ребёнку ту или иную психологическую поддержку. К сожалению, в настоящее время остро ощущается недостаток материальных и особенно духовных ресурсов, которые так необходимы для социализации детей и их полноценного развития. Неудивительно, что у каждого второго ребёнка наблюдаются психические расстройства: отсутствие усидчивости, концентрации внимания, расторможенность поведения или гиперактивность. Это может приводить к ухудшению здоровья детей – психического, физического и социального.
Термин «психологическое здоровье» был введен в научный лексикон не так давно автором Дубровиной, которая считает, что психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Неоспорима и связь психологического здоровья с физическим.
Что характеризует, по-вашему, психологически здорового человека? (Ответы участников семинара.)
В качестве примера можно привести результаты исследования Джюэтта, изучавшего психологические характеристики людей, благополучно доживших до 80-90 лет. Оказалось, что всем им характерны следующие качества: оптимизм, эмоциональное спокойствие, способность радоваться, самодостаточность и умение адаптироваться к сложным жизненным обстоятельствам.
Если составить обобщенный портрет психологически здорового человека, то мы увидим спонтанного, творческого, жизнерадостного, веселого, открытого, познающего себя и окружающий мир человека не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Он находится в постоянном развитии и способствует развитию других людей. Такой человек берет ответственность за свою жизнь прежде всего на себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом. Это человек, находящийся в гармонии с самим собой и окружающим его миром.
1. Психологическое здоровье человека. Таким образом, можно сказать, что ключевым словом для описания психологического здоровья является слово «гармония». Это гармония между различными аспектами: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими. Все вышесказанное мы относим к человеку взрослому, конечно же, психологическое здоровье детей имеет свою специфику.
Условно состояние психологического здоровья ребенка можно разделить на три уровня:
К высокому уровню – креативному – можно отнести детей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности. Такие дети не требуют психологической помощи.
К среднему уровню – адаптивному – отнесем детей в целом адаптированных к социуму, однако имеющих некоторую повышенную тревожность.
К низкому уровню – дезадаптивному – отнесем детей, чей стиль поведения характеризуется, прежде всего, стремлением приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям или возможностям, или, наоборот, используя активную наступательную позицию, подчинить окружение своим потребностям.
Дети, отнесенные к данному уровню психологического здоровья, требуют индивидуальной психологической помощи.
2. Специфика психологического здоровья ребенка. Для эффективного ее оказания необходимо определить факторы риска. Их можно разделить на две основные группы:
— средовые (все, что окружает ребенка);
— субъективные (его индивидуальные личностные особенности).
Что можно отнести к средовым и субъективным факторам? (Ответы участников семинара.)
К средовым факторам можно отнести неблагоприятные семейные условия и неблагоприятные условия, связанные с детским учреждением. Последствия стилей семейного воспитания для ребёнка.
Авторитетный стиль. Дети при таком стиле воспитания превосходно адаптированы: уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки, они хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой. Авторитарный стиль. Дети, как правило, замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны; девочки обычно остаются пассивными и зависимыми на протяжении подросткового и юношеского возраста; мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными, могут пристраститься к алкоголю, наркотикам, совершать противоправные действия. (сделать акцент на отрицательных последствиях).
Либеральный стиль. Дети склонны к непослушанию и агрессивности, на людях ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе, эгоистичны, самооценка завышена, проявляют неуважение к старшим, а также к родителям; в некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми.
Индифферентный стиль. Ребенок страдает от недостатка внимания, может привлекать его любыми способами, в т. ч. и отрицательным поведением. Отсутствие любви родителей, интереса к ребенку, вседозволенность приводят к тому, что ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявить склонность к делинквентному (противоправному, преступному) поведению.
3. Факторы риска психологического здоровья детей. В детском учреждении психотравмирующей может стать ситуация первой встречи с воспитателем, которая во многом определит последующее взаимодействие ребенка со взрослыми. Для примера: проведенные исследования показали, что педагог обычно не замечает 50 % направленных к нему обращений детей. С одной стороны, это может привести к росту самостоятельности ребенка, снижению его эгоцентризма. С другой – к фрустрации потребности безопасности, развитию тревожности, психосоматизации ребенка. Кроме того, в детском саду ребенок получает возможность появления конфликтных отношений со сверстниками, что нарушает эмоциональный комфорт, тормозит формирование его личности.
В задачи психологической поддержки входят:
1. Воспитание положительного отношения к себе и принятие других людей.
2. Обучение рефлексивным навыкам (умение давать оценку своим чувствам, выявлять причины поведения, контролировать эмоции).
3. Формирование потребности в саморазвитии (умение находить выход в непростых ситуациях, не сдаваться, если сразу не получается).
Эти задачи педагог может реализовать на групповых занятиях с детьми, в беседах, чтении художественной литературы, личном примере, а также в самостоятельных играх детей. Очень важна сюжетно-ролевая игра детей. В игре ребенок учится осваивать различные роли. Это умение будет очень полезно ему уже при поступлении в школу, когда он будет знакомиться с новой для него ролью ученика. А во взрослой жизни ему придется включаться в новые роли: мужа, отца, представителя той или иной професссии, что не всегда удается.
Вот несколько рекомендаций педагогам по профилактике формирования психологических расстройств в развитии ребенка:
• Способствовать созданию в учреждении (группе) спокойной, жизнерадостной, творческой обстановки;
• Проявлять искренний интерес к личности каждого ребенка, его состоянию, настроению;
• Организовывать жизнедеятельность детей таким образом, чтобы у них накапливался положительный опыт добрых чувств;
• Собственным поведением демонстрировать уважительное отношение ко всем детям, взрослым;
• В подготовке и проведении обучающих занятий учитывать возрастные особенности и интересы детей;
• Создать условия для формирования у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, привязанности и доверия к взрослым;
• Учить детей осознавать свои эмоциональные состояния, настроения и чувства окружающих людей.
• Формировать у детей умение устанавливать связь между поступками, событиями, настроением и самочувствием людей;
• При организации взаимодействия чаще пользоваться поощрением, поддержкой детей, чем порицанием и запрещением;
• Создать условия для эффективного доверительного сотрудничества с родителями воспитанников.
Как известно, личность взрослого, его профессиональная компетентность имеет огромное значение в воспитании детей. Воспитатель в процессе общения и деятельности постоянно влияет на своих подопечных, так как они почти целый день находятся в тесном контакте. Доброжелательный настрой, положительное эмоциональное состояние наставника, умение управлять собой, доводить начатое дело до конца – вот основные качества, которые необходимы каждому педагогическому работнику дошкольных учреждений.
Задачи психологической поддержки детей: Обучение положительному самоотношению и принятию других людей. Обучение рефлексивным умениям (умение осознавать свои чувства, причины поведения). Формирование потребности в саморазвитии (умение находить в трудных ситуациях силы внутри себя). Общеизвестен факт влияния педагога на своих воспитанников в процессе педагогического общения и деятельности. Характер этого влияния зависит от многих причин: от особенностей, свойств и качеств личности, профессиональной компетентности и т. д., которые тесно взаимосвязаны между собой, а также с эмоциональным состоянием педагога. Чему научатся дети, каким будет их эмоциональное состояние, зависит от вашего настроения, от вашего умения управлять собой, от вашей способности решать личностные проблемы. Таким образом, чтобы не оказывать пагубного влияния на детей, нужно в первую очередь разобраться с собой, со своими эмоциональными проблемами, причинами, их вызывающими, найти выход из стрессовых ситуаций, а только затем – с причинами детских эмоциональных проблем и путями их коррекции.
Начнем с себя. (Упражнения на саморегуляцию для педагогов). К внутриличностным (субъективным) факторам относятся характер, темперамент, самооценка. Учет индивидуальных особенностей ребенка при построении работы, особенно оздоровительной, создаст благоприятную почву для эффективного созидания психологического комфорта и формирования психологического здоровья каждого конкретного ребенка. В целом можно сделать вывод, что психологическое здоровье формируется при взаимодействии внутренних и внешних факторов. Основным условием нормального психосоциального развития признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или воспитателей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение за ребенком.
4. Упражнения на саморегуляцию для педагогов:
1. Экспресс-прием снятия эмоционального напряжения: дыхание по йоге. Эффективным способом снятия напряжения является расслабление на фоне йоговского дыхания: сядьте свободно на стуле, закройте глаза и послушайте свое дыхание: спокойное, ровное. Дышите по схеме 4 + 4 + 4: четыре секунды на вдох, четыре секунды на задержку дыхания, четыре на выдох. Проделайте так три раза, слушая дыхание, ощущая, как воздух наполняет легкие, разбегается по телу до кончиков пальцев, освобождает легкие. Других мыслей быть не должно. Пауза закончена. Вы спокойны. Улыбнитесь
2. Экспресс-прием для снятия отрицательного напряжения через напряжение. Сожмите кисти в кулаки как можно сильнее. Напрягите руки. Разожмите кулаки и пошевелите пальцами. Встряхните их. Испытайте чувство расслабления. Негативные чувства «живут на загривке», поэтому важно расслабить плечи.
Приподнимите плечи с напряжением, затем опустите их. Повторите 3 раза, затем поднимите каждое плечо несколько раз. Положите подбородок на грудь. Поверните подбородок и шею направо, затем налево. Повторите 3 раза, повращайте шеей. Сядьте прямо и удобно. Почувствуйте, как расслабилась шея. Сложите руки в «замок» перед собой. Потянитесь, напрягая руки и плечи. Расслабьтесь. Встряхните кисти.
5. Рефлексия. Обратная связь. Подведение итогов.
Несколько раз в день занимайтесь следующим упражнением:
Начните с плавного вращения глазами – сначала в одном направлении, затем в другом. Зафиксируйте свой взгляд на отдельном предмете. И затем переключите его на предмет, расположенный поблизости. После этого займитесь челюстью и широко зевните несколько раз. Расслабьте шею, сначала покачав головой, затем покрутив ею из стороны в сторону. Поднимите плечи и медленно опустите. Расслабьте запястья и поводите ими. Сожмите и разожмите кулаки, расслабляя кисти рук. Теперь обратитесь к торсу. Сделайте несколько глубоких вдохов. Затем мягко прогнитесь в позвоночнике вперед-назад и из стороны в сторону. Напрягите и расслабьте ягодицы, а затем икры ног. Покрутите ступнями, чтобы расслабить лодыжки. Сожмите и распрямите пальцы ног. В данном случае вы прорабатываете 12 зон тела.
Список использованной литературы
1. Выготский, Л. С. Психология развития человека, Л. С. Выготский – М. : Издательство «Смысл», 2005. .
2. Дубровина, И. В. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы, И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Т. В. Вохмянина – 4-е изд., Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
3. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. — 5-е изд., М. : Издательский центр «Академия», 2001.
4. Хухлаева, О. М. Тропинка к своему Я. Дошкольники, О. М. Хухлаева, И. М. Первушина, www.klex.ru/ewf .
«Рисование нетрадиционными способами с детьми раннего возраста». Семинар-практикум для родителей «Рисование нетрадиционными способами с детьми раннего возраста» Семинар-практикум для родителей. Цель: создание условия для повышения.
Семинар-практикум для родителей с детьми старшего дошкольного возраста «Здоровый образ жизни — это личный успех каждого» «Семинар – практикум для родителей с детьми старшего дошкольного возраста «Здоровый образ жизни — это личный успех каждого». Выполнил:.
Муниципальный семинар-практикум для воспитателей групп старшего дошкольного возраста и учителей начальных классов ПЛАН проведения муниципального семинара-практикума для воспитателей групп старшего дошкольного возраста и учителей начальных классов «Использование.
Рекомендации родителям «Как сохранить здоровье детей» В настоящее время очень маленький процент детей, по мнению специалистов, можно считать абсолютно здоровыми. У большинства современных.
Семинар-практикум для дошкольных работников «Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста» Цель: организация работы по обобщению опыта воспитателей и повышения уровня их компетенции. Форма проведения: семинар-практикум. Участники:.
Семинар-практикум для родителей второй младшей группы «Здоровье детей в наших руках» Конспект семинара-практикума для родителей во 2 младшей группе «Ягодка» Выполнила: Чегодаева С. А. Тема: «Здоровье детей в наших руках» Цель:.
Семинар-практикум для родителей «Здоровье ребенка в наших руках» Цель: Познакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних.
Семинар-практикум для воспитателей «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми старшего дошкольного возраста» Цель: — познакомить воспитателей с нетрадиционными техниками рисования; — совершенствовать педагогическое мастерство; — способствовать.
Семинар-практикум «Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного возраста» — фотоотчёт 23 марта на базе нашего детского сада был проведён семинар-практикум по теме «Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного.
Источник