Доклад на педагогический совет по теме: «Укрепление физического и психического здоровья детей в ДОУ с учетом требования ФГОС ДО».
консультация
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 года №1155, направлен на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их физических качеств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_pedagogicheskiy_sovet.docx | 15.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на педагогический совет по теме:
« Укрепление физического и психического здоровья детей в ДОУ с учетом требования ФГОС ДО».
В настоящее время в период обновления системы дошкольного образования особое внимание уделяется полноценному и всестороннему развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья дошкольника.
Так, федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 года №1155, направлен на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их физических качеств.
Согласно ФГОС ДО, содержание образовательной области физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно — д вигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.
В ДОО основная роль в организации работы по сохранению и укреплению физического и психического здоровья воспитанников отводиться воспитателям групп, инструктору по физической культуре и педагогу ‐ психологу. Для успешной организации данной работы важно соблюдение требований к психолого ‐ педагогическим, кадровым условиям реализации образовательной программы дошкольного образования, а также к развивающей предметно ‐ пространственной среде.
Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечивает эмоциональное благополучие детей; способствует профессиональному развитию педагогических работников; создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
В работе с дошкольниками важно внедрять
- здоровьесберегающие технологий в дошкольном образовании:
- медико ‐ профилактические (обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинской сестры ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств);
- физкультурно ‐ оздоровительные (направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников: закаливание КГН; беседы по валеологии; спортивные праздники; спортивные развлечения и досуги; недели здоровья; соревнования; прогулки ‐ походы);
- технологии обеспечения социально ‐ психологического благополучия ребенка ;
- здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования (технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни: семинары ‐ тренинги, консультации, практикумы);
- технологии валеологического просвещения родителей (технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности: информационные стенды, консультации, совместные спортивные праздники и развлечения)
Педагог, занимающий должность воспитателя, должен содействовать созданию благоприятных условий для индивидуального развития воспитанников, создавать благоприятную микросреду и морально ‐ психологический климат для каждого ребенка. Так же важно умение устанавливать контакт с коллективом детей своей группы, их родителями, другими педагогами и специалистами ДОО.
Все эти умения оказывают влияние на эффективность использования педагогами и специалистами средств, методов и приемов воспитательно ‐ образовательной работы по сохранению и укреплению физического и психического здоровья воспитанников.
Источник
Воспитательно-образовательная работа в детском саду по сохранению физического и психического здоровья детей в соответствии с ФГОС ДО.
консультация по физкультуре на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelno-obrzovatelnaya_rabota_v_detskom_sadu_po_sohraneniyu_fizicheskogo_i_psihicheskogo_zdorovya_detey_v_sootvetstvii_s_fgos_do.docx | 18.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Инструктор по физической культуре
Воспитательно-образовательная работа в детском саду по сохранению физического и психического здоровья детей в соответствии с ФГОС ДО.
В настоящее время, в период обновления системы воспитания, вопросами охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, полноценного развития личности ребёнка уделяется особое внимание.
Так, федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО), направлен на охрану и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их физических качеств.
Согласно ФГОС ДО содержание образовательной программы дошкольного образования должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.
В свою очередь, содержание данных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами образовательной программы дошкольного образования и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребенка).
Дошкольный возраст – важный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем организма, отмечается высокая чувствительность к воздействию факторов внешней среды.
Как отмечают специалисты, кроме неблагоприятного воздействия социально-экономических и экологических условий, на рост, развитие и здоровье детей отрицательно влияет и ряд педагогических факторов:
- интенсификация образовательного процесса;
- нерациональная организация учебной деятельности;
- несоответствие методик и технологий возрастным особенностям организма ребенка, его функциональным и адаптационным возможностям;
- недостаточное использование возможностей физического воспитания в целях охраны и укрепления здоровья.
В сложившейся ситуации, когда нет ни одной комплексной образовательной программы дошкольного образования, о которой можно с уверенностью сказать, что она соответствует ФГОС ДО, детские сады разрабатывают свою образовательную программу в первую очередь в соответствии со Стандартом, выстраивая свою воспитательно-образовательную работу с учетов возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей детей.
При этом для решения вопросов отрицательного влияния перечисленных педагогических факторов, охрана здоровья воспитанников должна быть включена в число приоритетных направлений деятельности ДОО при тесном взаимодействии с общественностью и родителями. Кроме того, в работу с дошкольниками важно внедрять новые образовательно-оздоровительные программы.
Чтобы дети были здоровы, необходимо научить их самих осознанному отношению к своему здоровью и воспитывать в них потребность к здоровому образу жизни. Главная роль в этом принадлежит их родителям (законным представителям), которые имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
В ДОО основная роль в организации работы по сохранению и укреплению физического и психического здоровья воспитанников отводится главным образом воспитателям групп, инструктору по физической культуре и педагогу-психологу.
Для успешной организации данной работы важно не только соблюдение требований ФГОС ДО к психолого-педагогическим условиям реализации образовательной программы дошкольного образования и развивающей предметно-пространственной среде, но и соответствующий уровень профессиональных умений педагогов.
Так, педагог должен владеть основами здорового образа жизни, личным примером учить детей заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей. Уметь наблюдать и анализировать поведение детей в ходе игровой, образовательной, самостоятельной деятельности, в общении со сверстниками и взрослыми.
Педагог, занимающий должность воспитателя, кроме прочего, должен содействовать созданию благоприятных условий для индивидуального развития воспитанников, создавать благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого ребенка.
Также важно умение устанавливать контакт с коллективом детей своей группы, их родителями, другими педагогами и специалистами ДОО.
Все эти умения оказывают влияние на эффективность использования педагогами и специалистами ДОО средств, методов и приемов воспитательно-образовательной работы по сохранению и укреплению физического и психического здоровья воспитанников.
Происходящие в системе дошкольного образования изменения заставляют педагогические коллективы взглянуть на работу с дошкольниками под другим углом. Особого внимания требует организация контроля воспитательно-образовательной работы по сохранению физического и психического здоровья детей в ДОО, для осуществления которого могут использоваться разработанные на их основе аналитические таблицы, схемы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В настоящее время, в период обновления системы дошкольного воспитания, вопросам охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, полноценного развития личности уделяется особое вним.
В своей работе использую здоровьесберегающие технологии с целью коррекции речи с сохранением физического и психического здоровья детей.Для сохранения и развития физическо.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует педагога на другой уклад образовательной практики, на другой тип содержания образования, что в свою очередь, тр.
В педагогике игра рассматривается как одно из наиболее эффективных средств организации жизни детей и их совместной деятельности. Ребенок в детском возрасте должен играть, игра для него – норма. .
В публикации представлены материалы консультации старшего воспитателя для педагогов ДОУ по теме «Образовательная работа в детском саду по сохранению физического и психического здоровья детей".
Дошкольный возраст– важнейший период в развитии ребенка. Именно в этот период закладывается фундамент здоровья и долголетия, выносливости и сопротивляемости детского организма к неблагоприятным .
Источник
Мастер-класс для воспитателей «Благоприятная психологическая среда в дошкольном учреждении для укрепления психического здоровья дошкольников в соответствии ФГОС. Оздоровительные игры для дошкольников»
консультация на тему
Первостепенное в воспитании и развитии детей раннего и дошкольного возраста значение имеют: забота о здоровье и эмоциональном благополучии ребенка, создание атмосферы гуманного и доброжелательного отношения к детям. Забота о его физическом и психическом здоровье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorove_seminar_11.10.2016.docx | 27.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс на семинаре-практикуме
Благоприятная психологическая среда в дошкольном учреждении для укрепления психического здоровья дошкольников в соответствии ФГОС. Оздоровительные игры для дошкольников
Чтобы ребенок был здоровым и счастливым,
надо просто удовлетворять его потребности.
Первостепенное в воспитании и развитии детей раннего и дошкольного возраста значение имеют: забота о здоровье и эмоциональном благополучии ребенка, создание атмосферы гуманного и доброжелательного отношения к детям. Забота о его физическом и психическом здоровье.
Рассмотрим понятие «психическое здоровье личности»
Здоровье — это состояние, характеризующееся не только отсутствием болезней или физических или психических дефектов, но и полным физическим, духовным и социальным благополучием. Эта достаточно известная в отношении здоровья позиция всемирной организации здравоохранения применительно к детям должна быть дополнена 3 критериями.
1. Здоровье ребенка – это, прежде всего, оптимальный уровень достигнутого развития — сомато-физического, психического и личностного, его соответствие хронологическому возрасту.
2. Здоровье ребенка — это его позитивная психическая и социальная адаптация к жизни в обществе, определенная толерантность к нагрузкам, сопротивляемость по отношению к неблагоприятным воздействиям
3. Здоровье ребенка — это его способность к формированию оптимальных адаптационных и компенсаторных реакций в процессе роста .
Независимо от социального или этнического происхождения, индивид, живущий в технологическом, урбанизированном обществе, должен обладать совокупностью определенных психологических черт, обеспечивающих его социальную адаптацию, то есть успешное функционирование в этом обществе. Эти черты обычно формируются по мере более или менее упорядоченного продвижения через различные стадии развития. Для каждой из стадий характерен как набор задач, с которыми человек должен справиться так и набор черт, которые он должен приобрести, чтобы лучше подготовиться к следующей стадии. Таким образом, психическое здоровье индивида соотносится со стадией его развития, а также с его генетическим наследием и культурным окружением. Стадии развития личности, по мнению ученых, можно представить следующим образом:
От рождения до 3 лет. Ребенок должен научиться доверять миру взрослых, осознать непрерывность существования предметов и людей даже в периоды их отсутствия.
От 3 до 6 лет. В этот период у ребенка формируется способность устанавливать взаимоотношения, делиться тем, что имеет, развивать элементарные нравственные суждения, а также отождествлять себя и других с мужским или женским полом.
От 6 до 13 лет. Это относительно свободный от кризисов период, в течение которого у ребенка закрепляются ранее приобретенные навыки, начинает развиваться нравственное чувство, в ходе игр возникает адаптация к внесемейному окружению.
Следует отметить, что психическое здоровье не означает свободу от тревоги, вины, подавленности и других отрицательных эмоций. Поскольку оно подразумевает относительную свободу от психологических проблем, здесь важна именно способность их преодолевать. Таким образом, наличие этих проблем — еще не признак болезни, однако неспособность учиться на опыте и стереотипность мышления и поведения свидетельствуют о неблагополучии в эмоциональной сфере.
Термин «психическое здоровье» был введен Всемирной организацией здравоохранения. В докладе Комитета экспертов данной организации «Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей» отмечено, что нарушения их психического здоровья связаны как с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с различными неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику и связанными с социальными условиями .
Основным условием нормального психосоциального развития, помимо здоровой нервной системы, признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или замещающих их лиц, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение и обеспечивают материальными средствами, необходимыми семье. Подчеркивается, что ребенку следует предоставлять больше самостоятельности и независимости, давать ему возможность общаться с другими детьми и взрослыми вне дома и обеспечивать соответствующие условия для обучения.
У большинства детей в те или иные периоды под влиянием определенных ситуаций могут появиться нарушения эмоциональной сферы или поведения. Например, могут возникнуть беспричинные страхи, нарушения сна, нарушения, связанные с приемами пищи. Обычно эти нарушения носят временный характер. У некоторых же детей они проявляются часто упорно и приводят к социальной дезадаптации. Такие состояния могут быть определены как психические расстройства.
Психическое здоровье рассматривается в словаре под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности.
Показатели психологического комфорта детей :
— устойчивое бодрое состояние;
— доминирование положительных эмоций, радостное настроение;
— высокий физический тонус;
-высокие показатели адаптивности;
— хороший сон, аппетит;
— высокая познавательная и творческая активность;
— дружелюбность, открытость, готовность к взаимодействию с окружающими людьми;
Психологический комфорт обеспечивает
— сохранение психофизиологического здоровья детей;
— высокую продуктивность образовательного процесса;
— высокие показатели качества образования детей;
при поступлении в школу адаптация новым условиям проходит быстро и безболезненно;
— успешность школьного обучения.
- Практическая часть. Оздоровительные игры для дошкольников
Игры на саморегуляцию
«Тряпичная кукла и солдат».
Цели: Эта простая игра поможет детям расслабиться в тех случаях, когда они сильно напряжены. Быстро напрячь мускулы и затем их отпустить — это испытанный и надежный способ расслабиться.
Пожалуйста, все встаньте и расположитесь так, чтобы вокруг каждого из вас было свободное место. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку, как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь, примерно вот так. (Покажите детям эту позу.)
А теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. (Покажите детям и эту позу.) Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными.
Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. (10 секунд.)
Теперь опять станьте тряпичной куклой, мягкой, расслабленной и подвижной.
Снова станьте солдатом. (10 секунд.)
Теперь опять тряпичной куклой.
Просите детей попеременно быть солдатом и тряпичной куклой до тех пор, пока у Вас не сложится впечатление, что они уже вполне расслабились.
Игры на психоэмоциональное развитие
а) познакомить с основными эмоциями: интерес: радость, удивление, грусть, гнев, страх, стыд;
б) учить распознавать эмоциональные проявления других людей по различным
признакам (мимика, пантомимика, интонация);
в) обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные
эмоции, чувства, настроения, их оттенки.
а) способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка;
б) способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально — приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими);
в) отреагировать имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев и др.),
препятствующие полноценному личностному развитию ребенка.
Ход: Попросите ребенка нахмуриться — как:
— как хитрая лиса,
— как радостный ребенок,
— как будто ты увидел чудо.
— ребенок, у которого отняли мороженое,
— два барана на мосту,
— как человек, которого ударили.
— ребенок, потерявшийся в лесу,
— заяц, увидевший волка,
— котенок, на которого лает собака.
— папа после работы,
— муравей, поднявший тяжелый груз,
— турист, снявший тяжелый рюкзак,
— ребенок, который много потрудился, но помог маме,
— как уставший воин после победы.
А так же укреплению психологического здоровья способствуют
Игры на развитие коммуникативных способностей
Игры на развитие познавательных способностей
Игры на развитие творческих способностей
Игры на развитие личностных качеств
Игры на развитие моторных навыков
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс«Изотерапия, как средство решения эмоционально – личностных проблем и укрепления психического здоровья дошкольников»[[<"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5348023","attribute.
Работа содержит теоретический материал и презентацию на заявленную тему.
Первостепенное в воспитании и развитии детей раннего и дошкольного возраста значение имеют: забота о здоровье и эмоциональном благополучии ребенка, создание атмосферы гуманного и доброжелательно.
Расширение и овладение практическими навыками приминения арт-терапии в работе с дошкольниками.
Сообщение для педагогов «Создание благоприятной психологической среды в дошкольном учреждении для укрепления психического здоровья дошкольников в соответствии Ф.
Существует большое разнообразие видов арттерпии и один из них – изо- терапия. Она предлагает человеку выразить свои чувства и переживания с помощью рисования, лепки, конструирования, работ.
Источник