Семинар-практикум «Психическое здоровье детей как цель и критерии успешности работы дошкольного учреждения»
Содержимое публикации
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей № 3 «Колобок» г.Медногорска»
для педагоговна тему:
«Психическое здоровье детей как цель и критерии успешности работы дошкольного учреждения»
МБДОУ «Детский сад №3
Цель: ознакомление педагогов с факторами риска психологического здоровья детей; психологическая поддержка детей в ДОУ.
Повысить психолого-педагогической компетентность педагогов ДОУ;
Дать определение здоровью человека;
Формировать четкое отличие психологического здоровья от психического здоровья человека;
Создать условия для получения педагогами знанийспецифики психологического здоровья ребенка;
Дать возможность применить на практике полученные знания о приемах релаксации и концентрации, повышении энергетического потенциала педагогов.
Участники:педагоги МБДОУ «Детский сад №3 «Колобок» г.Медногорска»
— подготовить музыкальный фон;
— разработать конспекты сообщений для педагогов на темы: «Раскрытие понятия психическое здоровье человека», «Специфика психического здоровья ребенка»; «Факторы риска психологического здоровья детей»; «Психологическая поддержка детей в ДОУ».
— разработать картотеку психологической зарядки для воспитателей;
— разработать рекомендации для педагогов на тему: «Профилактика формирования психологического неблагополучия в развитии ребенка»;
— разработать перечень вопросов для мини-анкеты;
— подготовить таблицу состояния психического здоровья ребенка поуровням;
—разработать и оформить буклеты с планом семинара.
Демонстрационный материал: тримольберта; две полоски с названиями групп факторов риска психологического здоровья детей; картотека психологической зарядки для педагогов ДОУ и воспитанников; таблица состояния психического здоровья ребенка по уровням.
Средства ТСО: магнитофон, аудиозаписи спокойной релаксационной музыки.
Раздаточный материал: буклеты с планом проведения семинара;рекомендации воспитателям дошкольного учреждения в сфере профилактики формирования психологического неблагополучия в развитии ребенка; мини таблицы — анкеты с вопросами для педагогов; ручки; цветные карандаши; два листа бумаги формата А 4; полоски бумаги с темами: «неблагоприятные семейные условия»; «неблагоприятные условия, связанные с детским учреждением»; «характер»; «темперамент»; «самооценка».
Приветствие ведущим гостей семинара.
1.1. Психодинамическое упражнение разминочного типа «Друг к
1.2. Мини-анкетирование «Ответь и запиши».
2.1. Психологическое здоровье человека.
2.2. Специфика психологического здоровья ребенка.
2.3. Факторы риска психологического здоровья детей.
2.4. Психологическая поддержка детей в ДОУ.
2.5.Рекомендации воспитателям ДОУ в сфере профилактики формирования психологического неблагополучия в развитии ребенка.
3.1.Упражнения на саморегуляцию для педагогов.
3.2.Упражнения на саморегуляцию для детей.
Рефлексия. Обратная связь. Подведение итогов.
Ход проведения семинара-практикума:
Выступлениестаршего воспитателя МБДОУ Е.А. Курсаковой со словами приветствия и объявлением темы семинара.
Здравствуйте, уважаемые педагоги. Приветствую вас на семинаре-практикуме по теме: «Психическое здоровье детей как цель и критерии успешности работы дошкольного учреждения».
С целью создания положительной эмоциональной атмосферы и рабочей обстановкипредлагаю поиграть в игру «Друг к дружке».
1.1. Психодинамическое упражнение разминочного типа«Друг к дружке». Для этого встаньте в круг. Любое общение начинается с приветствия. Приветствовать мы будем друг друга разными частями тела сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки по моим командам. Итак, поприветствуем друг друга внутренней стороной ладоней. А теперь тыльной стороной ладоней. Поприветствуем друг друга локтями, а теперь плечами. Поприветствуем друг друга спинами, а теперь коленями. Молодцы! Поприветствовали друг друга, теперь присаживайтесь на свои места.
1.2. Мини-анкетирование «Ответь и запиши».
Вам нужно ответить на мини анкету и записать там же свои ответы.
Что я желаю для себя лично на этом семинаре?
Что я ожидаю от коллег?
Что я хочу узнать по теме семинара?
Что я жду от ведущего семинара?
Теперь предлагаю всем прикрепить свои карточки с вопросами-ответами на мольберт.
Итак, кто напомнит тему нашего сегодняшнего семинара-практикума? «Психическое здоровье детей как цель и критерии успешности работы дошкольного учреждения».
Сегодняшняя тема, безусловно, является актуальной. И особенно хорошо, что о поддержании и формировании психологического здоровья рассуждают педагоги дошкольных образовательных учреждений – люди, окружающие ребенка с первых его шагов. Через нас, взрослых, ребенок постигает мир, от нас с вами зависит, насколько легко ребенок войдет в сложный взрослый мир.
2.1. Психологическое здоровье человека.
Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности.
Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что практически все дети требуют той или иной психологической поддержки, поскольку находятся под воздействием ряда неблагоприятных факторов. Кто ответит, какие это факторы? (Ответы — предположения участников: здоровье и возраст родителей на момент рождения ребенка; социальные — нерациональное питание, жилищные условия, образ жизни, доход семьи, уровень образования родителей, психологический климат семьи, наличие животных в доме; курение в доме; биологические – болезни матери во время беременности, осложнения во время родов)
Главный неблагоприятный фактор – недостаток или отсутствие материальных или духовных ресурсов, необходимых для выживания, полноценного развития и социализации детей. Отсутствие или недостаток этого фактора может привести к ухудшению здоровья детей – психического, физического или социального.
В энциклопедическом словаре медицинских терминов понятия «психическое здоровье» нет, есть просто «здоровье». Что такое здоровье? (Ответы участников семинара). Состояние полного душевного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Кто сможет сказать, в чем заключается отличие психологического здоровья от психического? (Ответы участников семинара). Главным образом, оно заключается в том, что психическое здоровье имеет отношение к основным психическим процессам, а психологическое относится к личности в целом и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья в отличие от медицинского аспекта.
Термин «психологическое здоровье» был введен в научный лексикон не так давно автором Дубровиной, которая считает, что психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Неоспорима и связь психологического здоровья с физическим.
Что, по-вашему, характеризует психологически здорового человека? (Ответы участников семинара.) Проведем игровое упражнение «Портрет». Перед вами два листа бумаги и карандаши. Вам нужно разбиться на две команды по корпусам и нарисовать портрет в полный рост психологически здорового человека в соответствии с теми чертами, о которых мы с вами говорили. Для этого необходимо по очереди дорисовать какие-то детали в общем портрете.
(Анализ портретов.) По результатам исследования Дрюэтта, изучавшего психические характеристики людей, благополучно доживших до 80-90 лет, оказалось, что всем им характерны такие качества, как: оптимизм, эмоциональное спокойствие, способность радоваться, самодостаточность, умение адаптироваться к сложным жизненным обстоятельствам. То есть мы увидим спонтанного, творческого, жизнерадостного, веселого, открытого, познающего себя и окружающий мир человека не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью признает себя, и при этом при знает уникальность и ценность окружающих его людей. Он находится в постоянном развитии и способствует развитию других людей. Такой человек берет ответственность за собственную жизнь прежде всего на себя. Его жизнь наполнена смыслом. Это человек, находящийся в гармонии с самим собой и окружающим его миром.
На основании всего вышеизложенного, мы можем с уверенностью сказать, что получившиеся портреты соответствуют заданной тематике. Это действительно портреты психологически здоровых людей. Таким образом, можно сказать, что ключевым словом для описания портрета психологического здоровья является слово «гармония». Гармония между эмоциональными и интеллектуальными аспектами, телесными и психическими аспектами.
Все вышесказанное мы относим к человеку взрослому. Конечно же, психологическое здоровье детей имеет свою специфику.
2.2. Специфика психологического здоровья ребенка.
Психическое здоровье ребенка дошкольного возраста характеризуется в первую очередь преобладанием положительных эмоций над отрицательными эмоциями и закреплением первых в чертах характера и личности детей. Как вы считаете, уважаемые коллеги, в каком качестве закрепляются положительные эмоции у дошкольников? В качестве положительной самооценки, доброжелательности, уверенности в себе и в своих силах.
В наши дни уместно вспомнить феномен «засушенного сердца», открытый еще Л.С. Выготским. Под этим термином понимается черствость, обедненность или даже полное отсутствие чувств во взаимоотношениях людей. Сложность нынешней ситуации состоит в том, что помимо часто встречающихся недочетов в воспитании и образовании, «обесчувствованию» людей способствует сама современная жизнь, в которую напрямую включен ребенок. Например, подолгу находясь у телевизора или компьютера, мальчики и девочки меньше взаимодействуют со взрослыми и сверстниками. От недостатка общения дети становятся более эгоистичными и переутомленными. Кроме того, со стороны взрослых также не всегда встречается должное внимание к настроениям и переживаниям ребенка. Родители нередко бывают слишком заняты, чтобы тратить время на «детские» проблемы. Между тем, ростки негативного отношения друг к другу могут принести самые нежелательные плоды.
Таким образом, сейчас особенно важно объединить усилия воспитателей и других специалистов ДОУ, направив их на обеспечение благоприятного психологического микроклимата.
Условно состояние психического здоровья ребенка можно разделить на триуровня:высокий, средний и низкий уровень.
— К высокому уровню – креативному – можно отнести детей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности. Такие дети не требуют психологической помощи.
-К среднему уровню – адаптивному – отнесем детей в целом адаптированных к социуму, однако имеющих некоторую повышенную тревожность.
-К низкому уровню – дезадаптивному – отнесем детей, чей стиль поведения характеризуется, прежде всего, стремлением приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям и возможностям, или, наоборот, используя активную наступательную позицию, подчинить окружение своим потребностям. Дети, отнесенные к данному уровню психологического здоровья, требуют индивидуальной психологической помощи.
2.3. Факторы риска психологического здоровья детей.
Для эффективного оказания психологической помощи необходимо определить факторы риска.
Их можно разделить на две группы: средовые (все, что окружает ребенка) и субъективные (его индивидуальные личностные особенности).
Для того, чтобы определить, что относится к средовым и субъективным факторам, я предлагаю всем участникам семинара провести «Мозговой штурм». Одна группа участников будет поочередно зачитывать заранее розданные им полоски с названиями. Вместе мы определим, к какой группе они относятся. Каждому из участников другой группы я предлагаю подумать и назвать психотравмирующие ситуации, возникающие в семье и в образовательной среде.
( К средовым факторамотносятся неблагоприятные семейные условия и неблагоприятные условия, связанные с детским учреждением.К внутриличностным (субъективным) факторамотносятся характер,темперамент, самооценка). Назовите различные психотравмирующие детей ситуации, возникающие в семье (ответы участников):
— ревность к братьям и сестрам;
— физическое отдаление матери (попала в больницу, уехала в длительную командировку;
— пренебрежение интересами ребенка, навязывание ему моделей поведения, удобных родителям, а не ему самому;
— недостаток ласки, понимания, внимания к детским проблемам;
— отсутствие единого подхода к воспитанию ребенка;
— отсутствие необходимых условий для личного пространства ребенка;
А теперь перечислите различные психотравмирующие детей ситуации, возникающие в образовательной среде:
— первая встреча с воспитателем, учителем;
— возможность появления конфликтных отношений со сверстниками;
— сложная, зачастую перегруженная образовательная программа;
— боязнь ребенка оказаться «неспособным»;
— педагогом не принимается во внимание, что у разных детей могут быть различные творческие наклонности;
— напряженность умственных усилий и величина энергетических затрат ребенка.
Для эффективного созидания психологического комфорта и формирования психологического здоровья каждого конкретного ребенка необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка при построении воспитательно-образовательной и оздоровительной работы в ДОУ. В целом можно сделать вывод, что психологическое здоровье ребенка формируется при взаимодействии внутренних и внешних факторов. Основным условием нормального психосоциального развития (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или воспитателей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение за ребенком. Следует предоставлять ребенку больше самостоятельности и независимости.
2.4. Психологическая поддержка детей в ДОУ.
Задачи психологической поддержки детей:
Обучение положительному самоотношению и принятию других людей.
Обучение рефлексивным умениям (умение осознавать свои чувства, причины поведения).
Формирование потребности в саморазвитии (умение находить в трудных ситуациях силы внутри себя).
Эти задачи могут реализовываться на групповых занятиях с детьми.
Исходя из задач, система работы по формированию психологического здоровья будет состоять из следующих этапов:
Диагностика тревожности и адаптированности детей к детскому саду и семье, наблюдение за воспитанниками и последующее определение их уровня психологического здоровья.
Включение детей, отнесенных ко второму уровню психологического здоровья, в еженедельные групповые занятия профилактической направленности.
Подключение детей, отнесенных к третьему уровню психологического здоровья, к коррекционной работе с привлечением родителей к индивидуальному консультированию.
Рекомендации педагогам дошкольного учреждения в сфере профилактики формирования психологического неблагополучия в развитии ребенка.
Создавайте в группе спокойную, жизнерадостную обстановку.
Проявляйте искренний интерес к личности каждого ребенка, его состоянию, настроению.
Организовывайте жизнедеятельность детей таким образом, чтобы у них накапливался положительный опыт добрых чувств.
Собственным поведением демонстрируйте уважительное отношение ко всем детям.
В ходе обучающих занятий учитывайте возрастные особенности и интересы детей.
Создавайте условия для формирования у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, привязанности и доверия к взрослым.
Учите детей осознавать свои эмоциональные состояния, настроения и чувства окружающих детей.
Учите детей устанавливать связи между поступками, событиями, настроением и самочувствием людей.
При организации взаимодействия чаще пользуйтесь поощрением, поддержкой детей, чем порицанием и запрещением.
Создавайте условия для эффективного доверительного сотрудничества с родителями воспитанников.
Общеизвестен факт влияния педагога на своих воспитанников в процессе педагогического общения и деятельности. Характер этого влияния зависит от многих причин: от особенностей, свойств и качеств личности, профессиональной компетентности и т. д., которые тесно взаимосвязаны между собой, а также с эмоциональным состоянием педагога.
Чему научатся дети, каким будет их эмоциональное состояние, зависит от вашего настроения, от вашего умения управлять собой, от вашей способности решать личностные проблемы.
Таким образом, чтобы не оказывать пагубного влияния на детей, нужно в первую очередь разобраться с собой, со своими эмоциональными проблемами, причинами, их вызывающими, найти выход из стрессовых ситуаций, а только затем – с причинами детских эмоциональных проблем и путями их коррекции.
Для практической части работы попрошу встать всех педагогов со своих мест и выйти в круг. Внимательно слушайте мои слова и согласно им выполняйте движения.
3.1. Упражнения на саморегуляцию для педагогов:
Экспресс-прием для снятия отрицательного напряжения через напряжение.
Сожмите кисти в кулаки как можно сильнее. Напрягите руки. Разожмите кулаки и пошевелите пальцами. Встряхните их. Опустите руки вдоль туловища. Испытайте чувство расслабления.
Негативные чувства «живут на загривке», поэтому важно при этом расслабить плечи:
Приподнимите плечи с напряжением, затем опустите их. Повторите 3 раза, затем поднимите каждое плечо несколько раз. Положите подбородок на грудь. Поверните подбородок и шею направо, затем налево. Повторите 3 раза, повращайте шеей. Встаньте прямо и удобно. Почувствуйте, как расслабилась шея.
Сложите руки в «замок» перед собой. Потянитесь, напрягая руки и плечи. Расслабьтесь. Встряхните кисти.
Также для психологической поддержки необходимо проводить психологическую зарядку. Комплексы зарядок помогают педагогам овладеть приемами релаксации и концентрации, способствуют повышению энергетического потенциала воспитателей. Для достижения желаемого результата зарядку рекомендуется проводить 15-20 минут каждый день. Вашему вниманию представлена картотека психологической зарядки.
3.2. Упражнения на саморегуляцию для детей.
Модель релаксационного тренинга
Для начала устройтесь как можно удобнее на своем месте. Откиньтесь на спинку стула, ноги опустите на пол, пусть обе ваши руки свободно свисают или лежат на коленях. Теперь закройте глаза и не открывайте их, пока я вас об этом не попрошу. Помните, что вы должны очень точно выполнять мои инструкции, прилагать все свои усилия, прислушиваться к своему телу.
Представьте, что в вашей левой руке лежит целый лимон. Как можно сильнее сожмите его. Постарайтесь выдавить из него весь сок. Чувствуете, как напряглись ваши рука и ладонь, когда вы его сжимаете? А теперь выроните его. Обратите внимание на свои ощущения, когда рука расслаблена. Теперь возьмите другой лимон и сожмите его. Постарайтесь сжать его еще сильнее, чем первый. Теперь выроните этот лимон и расслабьтесь. И снова возьмите лимон левой рукой и постарайтесь выжать из него весь сок до капельки. Не оставляйте ни единой капельки! Сжимайте все сильнее! Теперь расслабьтесь, пусть лимон сам выпадает из вашей руки. (Повторите весь процесс для правой руки.)
Представьте, что вы ленивые коты и кошечки. Вообразите, что вам хочется потянуться. Вытяните руки вперед. Поднимите их высоко над головой. Теперь откиньте назад. Почувствуйте, как напряглись ваши плечи. Тянитесь, как можно сильнее. А теперь уроните руки по бокам. Давайте еще потянемся. Вытяните руки перед собой, поднимите их вверх, над головой, откиньте назад как можно дальше. Тянитесь сильнее. А теперь быстро уроните руки. Давайте потянемся, как настоящие коты. Попробуем дотянуться до потолка. А теперь быстро опустите руки, пусть они упадут сами. Почувствуйте расслабление, тепло.
А теперь представьте, что вы – маленькие черепашки, сидящие на камушке, на берегу маленького симпатичного пруда, греетесь, расслабившись на солнышке. Вам так приятно, тепло и спокойно. Вдруг вы почувствовали опасность! Черепашки быстро прячут голову под панцирь. Постарайтесь поднять ваши плечи вверх до ушей, а голову втянуть в плечи. Втягивайте сильнее. Но, наконец, опасность миновала. Вы можете вытащить голову, снова расслабиться и блаженствовать на теплом солнышке. Но берегитесь, приближается еще большая опасность! Торопитесь, быстрее прячьтесь в своем домике, сильнее втягивайте голову! Старайтесь, как можно сильнее её втянуть, а то вас могут съесть. Но опасность миновала, и опять можно расслабиться. Теперь вы в полной безопасности. Больше никто не появится, не о чем беспокоиться и некого бояться. Вы чувствуете себя хорошо и спокойно.
Ого! К нам приближается симпатичный маленький слоненок. Но он не смотрит себе под ноги и не видит, что вы лежите у него на пути в высокой траве. Вот-вот он наступит на ваш живот! Не двигайтесь, уже нет времени отползти в сторону! Просто подготовьтесь: сделайте ваш живот очень твердым, напрягите все мускулы, как следует. Оставайтесь, так лежать. Но, кажется, он сворачивает в сторону… теперь можно расслабиться. Пусть ваш живот станет мягким, как тесто, расслабьте его, как следует. Но вот слоненок опять повернул в вашу сторону. Берегитесь! Напрягите ваш живот! Сильнее! Если слоненок наступит на твердый живот, вы не почувствуете боли. Превратите ваш живот в камень. Всё, опять слоненок свернул в сторону, можно расслабиться. Все хорошо, вы отдыхаете и чувствуете себя легко и спокойно. А теперь представьте, что вам нужно протиснуться через очень узкую щель в заборе, между двумя досками, на которых так много заноз. Надо стать очень тоненьким, чтобы протиснуться и не поучить занозу. Втяните живот и постарайтесь, чтобы он прилип к позвоночнику. Станьте тоньше, ещё тоньше, ведь вам очень нужно протиснуться через забор! А теперь передохните, уже не надо «утоньшаться». Расслабьтесь и почувствуйте, как живот «распускается», становится теплым. Втяните живот. Подтяните его к самому позвоночнику. Станьте совсем тоненькими, напрягитесь. Вам очень нужно протиснуться, а щель такая узкая. Ну, все, вы пробрались, и ни одной занозы! Можно полностью расслабиться. Откиньтесь на спину, расслабьте живот, пусть он станет мягким и теплым. Как вы хорошо себя чувствуете! Вы все сделали замечательно!
А теперь представьте, что вы стоите в большой луже с илистым дном. Постарайтесь вдавить пальцы своих ног глубоко в ил. Попытайтесь достать до самого дна, где ил заканчивается. Напрягите ноги, чтобы лучше вдавить ступни в ил. Растопырьте пальцы ног, почувствуйте, как ил продавливается вверх между ними. А теперь выйдите из лужи. Дайте своим ногам отдохнуть и погреться на солнышке. Пусть пальцы ног расслабятся. Это очень приятное чувство. Всё напряжение ушло. Вы чувствуете в ногах приятное покалывание, как по ним приятно разливается тепло.
Оставайтесь расслабленными. Пусть всё тело станет слабым и безвольным, почувствуйте, как каждый мускул «распускается». В течение всего дня вспоминайте, насколько приятно это ощущение расслабленности и спокойствия. Теперь можно открыть глаза.
Эти упражнения можно выполнять перед сном, чтобы легко заснуть, или в течение дня.
В начале нашего семинара вы заполнили карточки и ответили на вопросы. Теперь давайте посмотрим, что вы написали и оправдались ли ваши ожидания.
— Чем оказалась полезной именно для Вас данная встреча?
— Какие конкретные приемы вы возьмете на вооружение в своей работе?
— Ваши пожелания мне как ведущему семинара.
Источник