Психическое здоровье детей 2011 год
Еще более важное значение для обеспечения и поддержания устойчивого развития общества имеет психическое здоровье детей и подростков. По данным ВОЗ, примерно 20 процентов детей и подростков в мире имеют психические расстройства [4]. Аналогичное положение сложилось и в Российской Федерации. В последние десятилетия отмечаются значительные негативные изменения здоровья детей. Исследования, проведенные большим числом научных коллективов, в том числе сотрудниками ведущих институтов, свидетельствуют о том, что здоровье школьников, проживающих в различных регионах России, прогрессивно ухудшается, причем по многим показателям и признакам: в разных детских популяциях наблюдается высокая распространенность морфофункциональных расстройств, хронических заболеваний, нарушений физического и психического развития. Увеличилось число психических расстройств и расстройств поведения, усилились негативные тенденции формирования личности [2].
На основании вышеуказанного следует заключить, что исследования психического здоровья детского и подросткового населения в России становятся все более актуальными. Методологические и методические основы, подходы к изучению проблемы, дизайн исследований, безусловно, могут быть разными, в зависимости от специальности автора, специфики целей и задач каждой конкретной работы: таким образом, достигается всесторонний характер изучения проблемы. Однако эпидемиологические исследования, основанные на материалах официальной статистики, на наш взгляд, должны проводиться в первую очередь в целях получения полного представления о региональных и территориальных особенностях распределения патологии, ее динамики, формулирования гипотез о причинах и условиях ее формирования и др. Тем более незаменимы подобные исследования в рамках социально-гигиенического мониторинга (далее СГМ), в структуру информационного фонда которого, согласно приказу руководителя Федеральной службы № 810, входит ряд показателей нервно-психического здоровья детей. Кроме того, и методология СГМ по этому разделу нуждается в совершенствовании [9].
Поэтому целью настоящего исследования является оценка психического здоровья детского и подросткового населения Омской области по данным официальной статистики за семилетний период. В контексте настоящего исследования следует отметить, что в районах Омской области преобладает сельский уклад жизни. Кроме города-миллионника Омска, крупного промышленного и транспортного центра страны, в области есть всего 5 малых городов, а прочие населенные пункты – это поселки (районные и рабочие), села и деревни, со всеми известными, свойственными этим небольшим поселениям достоинствами и недостатками образа жизни, условий среды и медицинского обеспечения.
Материалы и методы. В качестве материалов исследования была использована официальная информация бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Медицинский информационно-аналитический центр» в разрезе муниципальных образований Омской области за 2007-2013 гг. о заболеваемости детского и подросткового населения [1].
Статистическая обработка результатов проводилась по авторской методике, рекомендованной для применения в СГМ [10], в Мicrosoft Ехсеl, STATISTICA 6.1 и включала описательную статистику, методы сравнения различий с расчетом критериев Манна-Уитни (U) и хи-квадрат (χ2). Уровень статистической значимости различий между признаками был принят как р
[1] Рассчитаны методом персентилей (Р), за границы интервала принят интервал Р25-Р75, то есть в интервал нормы признака входит 50% территорий.
Источник
психическое здоровье детей
статья на тему
Осложнённые варианты психического развития детей. Рекомендации по совместной деятельности родителей с детьми
от 3 до 6 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihicheskoe_zdorove.docx | 17.28 КБ |
zdorove1.docx | 20.07 КБ |
test_zdorove.docx | 17.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Психическое здоровье – что это такое?
Продолжая разговор о здоровье, давайте ещё раз вспомним, что такое «Здоровье»?
По определению Всемирной Организации Здравоохранения здоровье рассматривается «как состояние физического, умственного, социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических недостатков».
Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от рождения к моменту поступления в школу ухудшается, что отрицательно влияет на процесс усвоения школьной программы.
Сегодня мы поговорим о психическом здоровье детей.
Психическое здоровье рассматривается, с одной стороны, как реализация того, что заложено в человеке от природы, с другой стороны, стремление к гуманистическим ценностям.
Нервно – психическое здоровье ребёнка – это один из критериев здоровья в целом. На современном этапе развития общества жизненный уровень большинства населения понизился, ускорился темп жизни. В связи с этим повысилась агрессивность людей, от этого страдают, в первую очередь, наши дети. Многие родители загружены работой, учёбой – вследствие этого дети часто остаются без внимания. Они испытывают дефицит общения с близкими им людьми, переживают постоянные стрессы, потому что не удовлетворяются их базовые потребности: в родительской любви, ласке, защищённости.
В результате этого нарастает напряжённость, появляется агрессивность и озлобленность – сначала на родителей, потом на всех окружающих. Поэтому необходимо на ранних стадиях развития личности обучать детей цивилизованным способам выхода гнева и саморегуляции поведения, чтобы к 5-6 годам у ребёнка сформировалась правильная социальная ориентация, развилась способность к адаптации и саморегуляции.
Осложнённые варианты психического развития детей:
невротические состояния – проявляются в эмоциональных срывах, неустойчивости поведения, агрессивности или же вялости, апатичности. Они связаны иногда с плохим самочувствием, усталостью или с конкретной эмоциогенной ситуацией (отобрали любимую игрушку, обидели). Разрешается ситуация, поправляется здоровье, и нежелательные проявления проходят. Однако дети с подобными реакциями входят в «группу риска», у них может развиться невроз;
аутизм – проявляется в замкнутости, отстранённости, в погружённости в собственный, непонятный для окружающих, мир. Эмоции стёрты, мимика невыразительна, с детьми трудно, а порой невозможно вступить в общение. Такие дети мало разговаривают, не играют со сверстниками. Им совсем не свойственны ни эмоциональное сопереживание, ни сочувствие кому-либо;
гиперактивность с нарушением внимания – носит характер синдрома, то есть целого блока специфических проблем. Дети подвижны, расторможены, импульсивны, у них недостаточно развиты процессы внимания, им трудно сосредоточиться, снижена работоспособность, повышена утомляемость, плохо развиты движения руки. Такие дети, несмотря на достаточно высокий уровень способностей, плохо учатся, постоянно конфликтуют со сверстниками, им невыносимо трудно что-либо делать совместно с другими.
Основным и ведущим способом снижения всех этих состояний в дошкольном возрасте является – игра.
Остановимся подробнее. Игра для ребёнка – это естественное состояние, играми он удовлетворяет непреодолимую потребность в движении, проявляет творческие силы, развивает свои способности, воспитывается с нравственной стороны и, наконец, массу всевозможных знаний.
Игры очень разнообразны: дети играют в одиночку и группами; игры со строительным материалом, настольные игры, сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные, хороводные и музыкальные.
Все эти игры могут быть как свободными, когда дети играют во что хотят и как хотят, — эти игры дают материал для наблюдений: в них ярко выступают индивидуальные черты каждого ребёнка; так и организованными, которые тоже знакомят с детьми и не только, они служат для развития внимания, находчивости, умения управлять собой и подчиняться правилам, а главное – для развития чувства товарищества. Игры заменяют порой гимнастику, давая детям возможность воспроизводить массу разнообразных движений.
И мой призыв на сегодняшнем собрании к вам: играйте вместе с детьми – это замечательно оздоравливает взаимоотношения! Играя и смеясь вместе, мы можем построить и оздоровить наши взаимоотношения. В игре лучше всего создаётся безопасная обстановка для общения людей, независимо от их характера и возраста. Шутки и веселье рождают сердечность, совместная игра может совершенно неожиданно перейти в наполненную ощущением праздника жизнь.
Источник
Психическое здоровье детей и подростков. Факторы риска, симптомы, формы помощи
Насколько стрессогенна современная жизнь, хорошо свидетельствует глобальная статистика ВОЗ по распространенности заболеваний. После сердечно-сосудистых патологий идут депрессивные расстройства. Причем, в одинаковой степени это касается как взрослых, так и детей и подростков.
О симптомах основных психических расстройств современных детей и подростков рассказала врач психиатр-нарколог Городского клинического детского психиатрического диспансера г. Минска Ольга Макович-Проференко.
Психические расстройства у детей
Учитывая выше перечисленное, на неделе психического здоровья, которая проходила в Беларуси с 5 по 10 октября под эгидой общественной организации «Белорусская ассоциация социальных работников», психическому здоровью подрастающего поколения было уделено особое внимание.
За последние 6 лет психическое здоровье детей и подростков ухудшилось. Опрос, проведенный по инициативе ЮНИСЕФ с участием 227,5 тысячи подростков из 45 стран мира в возрасте 11, 13, 15 лет, показал результат, далекий от оптимистичного. Четверть из опрошенных детей сообщили, что испытывают нервное напряжение, приступы раздражительности и проблемы со сном не реже одного раза в неделю. Почти каждый 5-й ребенок показал депрессивную симптоматику, каждый 4-й из общего числа опрошенных признался, что его посещали мысли о самоубийстве.
Примечательно, что с родителями своими переживаниями дети делятся отнюдь не в первую очередь. Поэтому взрослым следует проявить особую внимательность, чтобы не пропустить проблему, а иногда – не допустить фатального развития событий.
Симптомы расстройств психики у детей и подростков
Согласно определению ВОЗ, психическое здоровье — это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. Если у ребенка теплые доверительные отношения с родными, в семье он чувствует себя в безопасности, с удовольствием ходит в сад или школу, не испытывает больших трудностей в учебе и общении со сверстниками, с радостью принимает участие в общественных инициативах и сам их проявляет, стиль его поведения не противоречит существующим в обществе культурным убеждениям и нормам.
Можно предположить, что его психическому здоровью ничто не угрожает. Вопросы начинаются тогда, когда одна или несколько перечисленных составляющих дает сбой. С какими расстройствами психики чаще всего встречаются дети и подростки? Как понять, что нужна помощь специалиста? Ольга Макович-Проференко перечислила основные факторы риска и симптомы.
Психотические состояния, суицидальные намерения и попытки
– Психотические состояния характеризуются тем, что ребенку что-то кажется, видится, чудится, – объясняет эксперт. — Когда он говорит, что слышит звуки, при этом их не слышите вы, слышит голоса внутри себя, видит невидимых зверушек либо друзей, его преследуют какие-то пугающие образы. Причем в интерпретации ребенка это реальные персонажи, которые присутствуют в его жизни более или менее регулярно.
Если ребенок или подросток намеренно наносит себе повреждения (режет, царапает), говорит о том, что ему не хочется жить, демонстрирует признаки депрессивного состояния, часто раздражен, крайне неохотно идет в детский сад или школу, отказывается контактировать и всячески избегает общения с ровесниками, членами семьи и другими родственниками, это может свидетельствовать о суицидальных намерениях или попытках. В этих случаях обязательно нужна консультация специалиста: психиатра, психотерапевта или хотя бы психолога, чтобы понять, чем вызвано такое состояние ребенка, и определиться с тем, как ему помочь.
Невротические реакции
При таком состоянии у ребенка в первую очередь страдает эмоциональный фон, настроение всегда или почти всегда на нуле.
— Если вы видите, что ребенок постоянно грустный, раздраженный, у него пропал аппетит, он плохо спит по ночам, стал апатичным, замкнутым и равнодушным, ему не приносит радость то, что обычно радовало, – это повод задуматься о состоянии его психического здоровья и проконсультироваться у специалиста, — предупреждает Ольга Макович-Проференко.
Расстройства развития школьных навыков
Несмотря на усилия педагогов, родителей и самого ребенка, учеба ему не дается. Не помогают ни репетиторы, ни дополнительные занятия. Ребенок толком не умеет ни читать, ни считать, ни писать. И проблема очевидно не в его нежелании учиться, потому что он прикладывает все усилия, а в том, что он не воспринимает и не усваивает информацию. Как ни странно, причина этого может крыться в психических нарушениях, и здесь необходима помощь врача-психиатра.
Расстройства поведения
— Симптомы расстройств поведения многочисленны, — говорит Ольга Макович-Проференко. – От патологической неусидчивости и невнимательности до воровства в школе и дома, агрессии по отношению к ровесникам, родителям, окружающим. В этом случае консультация психиатра однозначно не повредит.
Важно понять: обращение к специалисту вовсе не означает, что ребенок имеет какие-то серьезные психические нарушения. Но если есть какие-то отклонения, они успешно корректируются при раннем выявлении.
Проблемы воспитания
Разногласия между родителями в методах воспитания и частые конфликты, развод, «дележ» ребенка, сложности в переходном периоде могут негативно отражаться на его психике. Изменение его настроения и поведения, ухудшение в учебе, потеря аппетита, апатия или, наоборот, демонстративно вызывающее поведение на фоне описанных событий – повод по меньшей мере для беседы с психологом.
Навязчивые состояния
Навязчивое состояние проявляется в «ритуальных» действиях и мыслях, требующих их обязательной реализации. Например, подросток часто и подолгу моет руки с тщательностью хирурга перед операцией, потому что панически боится подцепить инфекцию. Он совершает какие-то ритуальные действия определенного характера для того, чтобы «защититься» от окружающей среды: например, ходит только по белым плиткам тротуара или ему нужно обязательно три раза повернуться вокруг себя, прежде чем выйти из дома, иначе случится что-то плохое и т.д.
Навязчивое состояние — обязательный повод обратиться к врачу за консультацией.
Энурез (недержание мочи) и энкопрез (каломазание).
— В основе этих нарушений также может быть психическая составляющая. Но прежде чем идти к специалисту, необходимо пройти тщательное обследование по соматическому состоянию ребенка: у педиатра, гастроэнтеролога, хирурга и уролога, потому что энурез и энкопрез могут быть вызваны различными соматическими патологиями, — поясняет эксперт. — Если узкий специалист делает заключение об объективном физическом здоровье, только тогда нужно обращаться за помощью к психиатру.
Реакция на стресс
Негативное воздействие на психику оказывают и различные стрессовые ситуации. Травматичным для детей может быть опыт столкновения с агрессивной (или даже нет) собакой. И потом ребенок боится всех собак. Кто-то из незнакомых взрослых отругал или даже наказал, а родителей рядом не было. Тоже может быть стресс и, соответственно, реакция на него. Ссора родителей, смерть кого-то очень близкого, происходящие негативные события в стране и мире… Все это способно вызвать стресс у детей и подростков.
— Реакция на стресс может проявляться в том, что ребенок становится раздражительным, испуганным. Пропадает аппетит, сон тревожный, ребенок задает не свойственные его возрасту и обычному настроению вопросы, — перечисляет Ольга Макович-Проференко. — Иногда в таких ситуациях родители говорят: «Я не узнаю своего ребенка». С одной стороны, это можно списать на взросление, с другой – это, возможно, реакция на стресс, проявления расстройства поведения, депрессивного расстройства. Разобраться в этом должен только специалист.
Расстройство приема пищи (отказ от еды, переедание)
Частое расстройство психики у детей и подростков. По данным ЮНИСЕФ, лишний вес или ожирение имеет каждый 5-й подросток в мире. Преимущественно эта проблема распространена среди мальчиков и подростков младшего возраста. При этом каждый 4-й подросток (особенно девочки) считает себя толстым.
— Тренд на стройное, без «грамма лишнего жира» тела до сих пор популярен в мире. “Худоба как признак красоты настойчиво транслируется популярными среди современных подростков соцсетями”, — считает врач и добавляет, — Начиная с возраста 12-13 лет, многие подростки сознательно ограничивают себя в еде. У некоторых развивается пищевое расстройство, которое требует помощи врача-специалиста. Отказ от совместного приема пищи с семьей под разными предлогами, резкое похудение, сонливость, слабость, апатия, поход в туалет сразу после приема пищи – все это должно насторожить родителей и в конечном итоге, при необходимости, привести с подростком на консультацию к врачу-психотерапевту или психиатру.
Психологическая и психиатрическая помощь детям и подросткам
Помощь детского психолога или психотерапевта можно получить в любом городе, где проживает подросток.
Почти при каждой детской поликлинике работают центры, дружественные подросткам, где можно получить консультацию на тему психического здоровья как от врача-психотерапевта, психолога, так и узкопрофильных врачей-специалистов.
Во всех областных центрах есть психоневрологические диспансеры, где прием ведут детские специалисты.
В Минске детские психиатры, психотерапевты и медицинские психологи принимают на базе Городского клинического детского психиатрического диспансера по адресам: ул. Лучины, 6; Одинцова, 63, корп.2.
Записаться на прием и получить дополнительную информацию можно по телефонам: (017) 320-88-71 и (017) 397-37-15, либо на сайте www.gkdpnd.by
Телефоны доверия и экстренной психологической помощи: +375 17 263-03-03 и 8-801-100-16-11.
Звонки абсолютно конфиденциальные и анонимные.
Позвонить по телефону доверия или экстренной психологической помощи может как сам подросток, так и взрослые, которые испытывают трудности в общении со своими детьми и их воспитании.
Медицинские психологи, которые работают на линии, помогут разрешить возникшие проблемы или, при невозможности оказания заочной помощи, подскажут, куда обратиться за получением очной консультации.
– Не надо бояться приема у психиатра. Подавляющее большинство расстройств психики успешно корректируется и никак не влияет на будущее детей и подростков, — убеждена Ольга Макович-Проференко. – Чем раньше родители и дети придут на прием к специалисту, тем скорее будет начато лечение, тем выше шансы на полное восстановление психического здоровья. И должна сказать, что часть детей и подростков, обратившихся к нам на прием, не имеют психических расстройств и легко избавляются от возникших проблем при работе с психологом.
Подписывайтесь на наши группы в Facebook, VK, OK, Twitter и будьте в курсе свежих новостей! Только интересные видео на нашем канале YouTube, присоединяйтесь
Источник