—>Коллеги — педагогический журнал Казахстана —>
ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ
Психологический час для учащихся 9 класса
«Наша жизнь есть то, что мы думаем о ней»
Марк Аврелий
Цель:
1. Показать роль и место психического аспекта в жизни человека. Познакомить учащихся с некоторыми психологическими понятиями: «психология», «психика», «эмоциональные явления», «самооценка», «толерантность», «тревожность».
2. Развитие представления о правильном образе мыслей.
3. Воспитание толерантности.
1. Приветствие.
— Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть!
2. Упражнение. -Возьмитесь за руки, посмотрите друг другу в глаза и улыбнитесь, улыбкой, которая излучает радость!
3. Тема занятия «Психическое здоровье»
— Главная мысль нашего сегодняшнего занятия: «Наша жизнь есть то, что мы думаем о ней» Марк Аврелий
— Какое задание было первым?(ответы учащихся). Правильно, я попросила вас взяться за руки и улыбнуться. Вы отреагировали на мою просьбу, вы отреагировали на улыбку соседа. Вы отразили мир вокруг. Все это – психика.
Психика – субъективное отражение объективного мира.
Психику изучает психология – наука о душе.
-Как вы думаете, можно ли изменить свои отрицательные мысли, чтобы обладать психическим здоровьем? (Ответы учащихся).
Психическое здоровье – это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия и эффективного функционирования для человека и для общества.
4. Задание в микрогруппах.
— Прочитайте новую для вас информацию на листах и приведите примеры. Информация:
Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. Например, эмоции – это не само чувство любви к музыке, как укоренившаяся особенность человека, а состояние наслаждения, восхищения, которое переживает, испытывает человек, слушая хорошую музыку.
Чувства — эмоциональные переживания человека, в которых отражается устойчивое отношение индивида к определенным предметам или процессам окружающего мира. Чувство – любовь.
Настроение — достаточно продолжительный эмоциональный процесс невысокой интенсивности, образующий эмоциональный фон для протекающих психических процессов. Настроение бывает: радостное-печальное, бодрое-вялое, серьезное-легкомысленное, раздражительное-добродушное.
Аффекты – изменяют сознание, нарушают контроль за действиями. Кратковременны. Вызывают громадную затрату сил.
5. Что такое здоровье?
Здоровье – это физическое, социальное и психическое благополучие, а не только отсутствие болезней.
Физическое благополучие – здоровое тело.
Социальное благополучие – общественные отношения, семья, общение с друзьями, родственниками, работа, учеба.
Медицина лечит следствие, Психология – причину!
Только люди со здоровой психикой обычно чувствуют себя активными участниками в социальной системе.
Психическое здоровье — это оптимизм, уравновешенность, нравственность (совестливость, честность), не обидчивость, доброжелательность, правильные мысли, которые не доставляют тревожности и стрессов, терпение по отношению к другим, самоуважение, а также, совладение с негативными эмоциями, дисциплина ума (управление мыслями), активность.
— Скажите, что может служить причиной неадекватного поведения человека? (ответы учащихся)
— Обратите на главную мысль урока: «Наша жизнь есть то, что мы думаем о ней». Марк Аврелий.
6. Работа в микрогруппах.
Задание: — Вам даны представления людей, ваша задача – доказать их правильность или ошибочность. На другом листе вам даны ответы другой группы. После выполнения задания, сначала все слушают выступающих, затем другая группа зачитывает правильный ответ. (задания (№ группа) – ответы (№ группы) = 1-6, 2-5, 3-4, 4-3, 5-2, 6-1.
Задания.
1. «Все должны меня любить и одобрять всё, что я делаю».
Ответ: Ожидать этого – значит подвергаться необъяснимому беспокойству, огорчениям, особенно если мы замечаем, что кто-то нас не любит или не одобряет наших дел. Очевидно, придерживаться такой точки зрения глупо, потому что никто не может удовлетворять вкусам одновременно всех людей. То, что нравится одним, заслуживая их одобрения, раздражает других. Стараясь заслужить любовь всех окружающих, можно утратить самостоятельность, уверенность в себе. Лучше активно искать людей, с которыми вас объединяли бы общие занятия и взгляды, чтобы общаться было интересно. Лучше общаться с друзьями, чем тратить силы на попытки угодить всем и каждому.
2. «Человек должен быть прекрасным и добиваться успеха в любой области, быть безупречным во всех отношениях».
Ответ: Очевидно, быть совершенным во всем невозможно. Тот, кто ставит перед собой такую цель, обречен на бесконечные терзания и тревожные мысли по поводу прошлых и возможных неудач. Даже когда окружающие признают такого человека талантливым в какой-то области, он постоянно беспокоится из-за того, что завтра, быть может, утратит это положение. Многие, находясь в плену завышенных требований к себе, так и не добиваются того, чего хотели. Конечно, нужно стремиться к плодотворной деятельности во имя познания и развития. Но важно осознавать, что любого человека будут постигать неудачи. Важно хорошо делать то, за что беремся, усваивать уроки, которые дает нам сама жизнь.
3. «Человек расстраивается в результате внешних событий и обстоятельств, на которые он не в силах повлиять»
Ответ: в действительности, в 99% случаев люди расстраиваются не из-за каких-то неприятных жизненных событий, а из-за того, что они так интерпретируют их для себя. Хотя повлиять на внешние события мы можем лишь в незначительной мере, овладеть анализом того, как следует реагировать на эти события, можно. Правильность такого отношения подтверждается тем, как мы реагируем, когда неприятная история случается с кем-то другим, если он не в силах что-либо изменить: «Было бы это моей самой большой бедой». Эту истину не стоит забывать, когда случаются неприятности.
4. «Избегать жизненных трудностей и ответственности проще, чем брать их на себя и справляться с ними».
Ответ: Когда человек пытается устраниться от трудностей и от ответственности, он только создает себе многочисленные и более трудные проблемы в будущем. Лучше всего не прятаться, а взяться за их решение и при этом максимально проявить свои способности. Откладывание проблем будет только усиливать тревожность, депрессию и угрызения совести. И наоборот, решение проблемы укрепляет уверенность в своих силах, уважение к себе и вызывает радостное чувство. Счастливая жизнь – это не отсутствие проблем, а их успешное решение.
5. «Контролировать свои эмоции невозможно – мы их жертвы. Ничего нельзя поделать со своими чувствами».
Ответ: В действительности существует немало способов управления своими эмоциональными состояниями. Если над этим специально работать, вполне можно добиться овладения своими чувствами, высвободиться из-под влияния неконтролируемых эмоций.
6. «Для нас жизненно важно то, что делают другие. Надо приложить все усилия, чтобы они изменились в нужном направлении».
Ответ: В действительности жизнь и поведение других людей – это их личное дело и в целом не должно нас касаться. Мы не можем реально влиять на них. Попытки повлиять обычно вызывают противодействие и только ухудшают ситуацию. В целом мы должны стремиться к предельному терпению: жить и давать жить другим. На самом деле нас расстраивают наши собственные мысли, касающиеся поведения других людей. Обычно человек, чье поведение оцениваете, не имеет в виду ничего из того, что вы придумываете.
Есть понятие «толерантность» — терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям.
— Молодцы, вы хорошо справились с заданием!
7. Подведение итогов по работе.
Эти представления, весьма распространенные, бытующие у многих, и все же крайне нелепые и сбивающие с толку, выявил психолог Альберт Эллис. Подобный анализ этих суждений, применение принципов рационального мышления помогают бороться с ненужной и бессмысленной тревожностью.
Тревожность – склонность воспринимать ряд обстоятельств как угрожающих.
— Разберем еще две ситуации.
1.Представим себе человека, который не справился с каким-то заданием. Событие уже произошло, и человек, примеряя свои взгляды и представления, начинает рассуждать: «Сегодня я не справился с заданием. Ведь это ужасно. И всегда, все, что я делаю, у меня получается очень плохо. Я неудачник – так считают многие. У меня никогда не будет друзей»
Такая цепь рассуждений приводит к сложной реакции – тревоге, подавленности, снижению самооценки.
— Давайте подумаем, как можно выйти из такой ситуации? (ответы учащихся)
2. Молодой человек вполне приятной наружности приглашает девушку на свидание, а она ему отказывает. Применив к данному событию свою систему оценок, он начинает рассуждать: «Я настолько не нравлюсь ей, что она не хочет даже один раз встретиться со мной. Наверно я выгляжу недостаточно мужественным. И все девушки считают так же. Какой ужас. Я ничтожный человек. Никогда я не смогу найти девушку, которая согласилась бы выйти за меня замуж». В результате – тревога.
— Какой выход из сложившейся ситуации предложите вы? (ответы учащихся)
От того, как люди воспринимают то или иное событие в жизни, они делятся на оптимистов и пессимистов. Кто вы? Предлагаю вам ответить на вопросы теста.
8. Тест «Мой оптимизм»
Запишите букву, совпадающую с вариантом, характерным именно для вас.
1. О чём думаете вы утром, только что проснувшись:
А) о занятиях, которые вы любите больше всего;
Б) о предстоящих делах, которые вам не нравятся;
В) о симпатичном и близком для вас человеке;
Г) о человеке, который вам неприятен.
2. Во время завтрака вы обычно:
А) не торопитесь, спокойно сервируете стол;
Б) ворчите, что не хватает времени, что опять не выспались;
В) любите поговорить с близкими;
Г) спешите поесть, так как постоянно опаздываете.
3. При первой встрече с незнакомым человеком вы:
А) сразу же доверяете ему;
Б) ждёте, когда он вас о чём-то спросит;
В) с интересом наблюдаете за ним;
Г) сами начинаете разговор.
4. Если вы замечаете, что вас кто-то разглядывает (в театре, кино, на улице):
А) прежде всего вам кажется, что в вас есть что-то смешное;
Б) вам это приятно;
В) смотрите на себя в какую-то витрину, зеркало;
Г) не обращаете внимания.
5. Если вы ищете адрес в незнакомом районе (городе), то:
А) предпочитаете обратиться сразу в справочное бюро;
Б) будете расспрашивать знакомых;
В) попытаетесь найти самостоятельно;
Г) всё время будете бояться, что не сможете найти сами.
6. Начиная учебный день, вы:
А) надеетесь, что он будет успешным;
Б) ждёте, чтобы занятия быстрее закончились;
В) радуетесь возможности увидеть своих друзей;
Г) надеетесь, что в этот день у вас не будет неприятностей.
7. Если вы проигрываете в какую-либо игру, то:
А) это вас расстраивает, и вы думаете: «Для меня это плохой день»;
Б) будете играть и дальше, пока не начнёте выигрывать;
В) считаете, что игра есть игра – кто-то должен проигрывать, так почему не вы;
Г) пытаетесь придумать способ выиграть.
8. Когда вы ссоритесь с симпатичным для вас человеком, то:
А) боитесь, как бы не поругаться с ним окончательно;
Б) относитесь к этому спокойно, и в этом есть свой смысл;
В) считаете, что наверняка вы быстро помиритесь, и всё будет в порядке;
Г) считаете, что слишком «гладкие» отношения скучны.
9. Ожидая результатов медицинского осмотра, вы:
А) боитесь, как бы у вас не нашли что-нибудь серьёзное;
Б) знаете, что врач вам всё равно не скажет правду;
В) думаете, что раз у вас ничего нет, то чего же вам бояться;
Г) думаете, что каждому лучше вовремя узнать всю правду.
10. Принимая решение, вы рассчитываете:
А) на везение и удачу;
Б) только на себя самого;
В) «избежать встречи с чёрной кошкой»;
Г) на судьбу.
Обработка результатов
«Ключ» 1) а-5, б-2, в-5, г-1; 2) а-5, б-1, в-4, г-2; 3) а-4, б-1, в-3, г-5; 4) а-1, б-5, в-2, г-3; 5) а-2, б-5, в-3, г-1; 6) а-5, б-2, в-4, г-2; 7) а-2, б-1, в-5, г-4; 8) а-1, б-3, в-5, г-4; 9) а-2, б-1, в-4, г-3; 10) а-2, б-5, в-1, г-2
Интерпретация результатов:
11 – 17 баллов. Вы почти неизлечимый, болезненный пессимист. Вам надо что-то делать с собой!
18 – 24 балла. Хотя время от времени у вас проявляются какие-то проблески оптимизма, пессимизм чаще всего берёт верх в вашем настроении. Постарайтесь радостнее смотреть на мир, сделайте что-то приятное самому себе.
25 – 30 баллов. У вас очень трезвый взгляд на мир. Но вы не можете до конца отказаться от пессимистических настроений.
31 – 41 балл. У вас чёткие, реалистические взгляды на жизнь, обычно в любой ситуации вы сохраняете оптимизм. Вы оптимист от рождения. И вы правы!
42 – 49 баллов. Это уже не оптимизм, а необузданное легкомыслие. Вам нужно подумать о своём отношении к жизни.
— Так что же такое психическое здоровье? (ответы учащихся записываются на доске)
— Что вы узнали нового сегодня?
10. Релаксминута (звучит музыка)
— Пусть чужая удача и успех не препятствуют вашему духовному росту. Независимо от нашего подхода к проблеме, мы имеем дело только с мыслями, а их можно изменить. Ваши мысли – ваши лучшие друзья. Мысли создают нашу жизнь. Если возникает какая-нибудь негативная мысль, позволим ей плыть дальше, как плывет облако по небу в летний день. Освободимся от гневных, осуждающих мыслей. Сделаем выбор в пользу мыслей о любви, мире, радости!
Источник
Основы безопасности жизнедеятельности
7 класс
Уроки 10 — 11
Психическое здоровье человека
Содержание урока
Показатели психического здоровья и нездоровья
Показатели психического здоровья и нездоровья
Задание
Читая текст, обратите внимание на характеристику понятия «психическое здоровье».
Психическое здоровье — это ощущение благополучия, то есть такое состояние, когда человека не угнетают неразрешимые проблемы. Психически здоровый человек управляет своими эмоциями, не пасует перед трудностями. Если с ним случаются неприятности, он сам, своими силами разрешает возникшие проблемы. Такой человек свободно развивает свои способности, добивается поставленной цели, чувствует себя полезным, нужным для семьи и общества.
Если какой-то элемент психического здоровья нарушен, то у человека начинаются проблемы. Он постоянно пребывает в дурном настроении, неправильно (неадекватно) реагирует на проблемы, то и дело вступает в конфликты с окружающими. Когда всё это становится нормой жизни, можно предположить, что психическое здоровье данного человека находится в расстроенном состоянии.
Психическое состояние во многом зависит от личностных качеств, от умения оценить обстановку, принять правильное решение, убедить себя в том. что поступать нужно именно так. Достичь психического здоровья — значит в какой-то степени победить самого себя!
Вы уже убедились, что психическое здоровье связано с наличием у человека важных личностных качеств — воли, внимательности, целеустремлённости. Именно они помогают сосредоточиться, оценить обстановку и сделать правильный выбор. Если развивать волевые качества. то можно спокойно и рассудительно принимать любые жизненные проблемы.
В одном древнем индийском трактате говорится: «Если бы кто-нибудь в битве тысячекратно победил тысячу людей, а другой победил бы себя одного, то именно этот другой — величайший победитель в битве». Психологи предлагают различные способы работы над собой, приведения своего психического состояния в хорошую форму. Одно из важных условий на этом пути — умение вовремя снимать напряжение, отдыхать. Например, хорошие результаты даёт релаксация — глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Связь между расслаблением мышц и улучшением эмоционального состояния глубоко закономерна. Ведь когда человек возбуждён, взволнован, угнетён, то возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Когда же мы их намеренно расслабляем, мы как бы говорим нашей психике: «Уже всё хорошо». Есть целый ряд упражнений, которые помогают снять мышечное напряжение.
Умение управлять своими эмоциями сохраняет не только ваше психическое здоровье, но и психическое здоровье тех, кто вас окружает.
Вы хорошо знаете, как влияют на людей положительные эмоции: улыбка вызывает ответную улыбку; смех и приятное общение улучшают настроение. Отрицательные эмоции дают противоположный результат. Психическое здоровье напрямую зависит от умения сдерживать свои отрицательные эмоции. Вот несколько советов, которые помогут воспитать это умение.
Вы только что проснулись. Лёжа в постели, потянитесь, улыбнитесь себе. Ваша первая улыбка определит настроение на весь день.
• Подойдите к зеркалу, рассмешите себя любыми шутливыми гримасами. Так вы поднимете своё настроение и притушите отрицательные эмоции.
• Если вас что-то сильно огорчило, постарайтесь посмотреть на ситуацию со стороны, например глазами человека, которого вы очень уважаете. Тогда вы поймёте, стоит ли так сильно расстраиваться.
• Прежде чем отвечать на вопрос или начать беседу, улыбнитесь. Это создаст положительный настрой на общение и вызовет у вашего собеседника такую же реакцию.
• Если ваш собеседник раздражён, и вы чувствуете, что у вас портится настроение, постарайтесь улыбкой и шуткой воздействовать на него. Если это у вас не получается, найдите повод прекратить общение.
Практическая работа
Цель: научиться снимать напряжение с разных групп мышц.
Задание: проделайте следующие упражнения.
1. «Свеча». Сядьте на край стула. Закройте глаза. Глубоко вдохните, набирая в лёгкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдыхайте воздух, как бы дуя на свечу, при этом негромко и протяжно произносите звук «у».
2. «Поза кошки». Поднимите руки вверх, затем вытяните вперёд, потянитесь, как кошка. Почувствуйте, как тянется тело. Замрите на несколько секунд. Затем резко опустите руки вниз, выдохните.
3. «Деревянная кукла». Напрягите мышцы ног, рук, попытайтесь двигаться так. как это делала бы деревянная кукла. Голова, шея и плечи должны быть неподвижны.
4. «Тряпичная кукла». Расслабьте руки, ноги. Двигайтесь, подражая воображаемым движениям тряпичной куклы.
Оцените себя. Определите, есть ли у вас признаки стресса?
Ответьте на вопросы:
1) Часто ли вам хочется плакать?
2) Имеете ли вы привычку грызть ногти? Накручивать на палец волосы? Щёлкать пальцами?
3) Часто ли вы раздражаетесь и злитесь?
4) Успокаивает ли вас еда? Тянет ли вас поесть, когда вы взволнованы?
5) Просыпаетесь ли вы ночью без видимой причины?
6) Часто ли у вас бывает плохое настроение?
Оцените себя. Если на все вопросы вы ответили положительно — значит, вы подвержены стрессу. Если половина ответов положительна, обратите внимание на своё психическое здоровье. Если на все вопросы дан отрицательный ответ — состояние вашей нервной системы хорошее.
Задание
1. Объясните, как вы понимаете высказывание древних: «Легче устранить причину, порождающую зло, чем бороться с ним».
2. Оцените эмоциональное состояние детей на фотографиях. Какие эмоции свидетельствуют о том, что они находятся на грани стресса? В состоянии стресса?
Домашнее задание
Проведите сеанс самовнушения. Примите удобную позу, представьте, что вы находитесь в приятном для вас месте: на берегу моря, на лугу, в цветущем саду. Мысленно внушайте себе: «Я совершенно спокоен. », «Меня ничего не тревожит. », «Я отдыхаю. *. Повторяйте так до тех пор, пока действительно не почувствуете расслабления. Думайте только о том, что вы произносите, и о том месте, куда вы мысленно перенеслись.
Перед тем, как сесть за домашние задания, подойдите к зеркалу, улыбнитесь себе, скажите с улыбкой и уверенно: «У меня всё получится», «Я работаю быстро и хорошо», «У меня хорошее рабочее настроение».
Практическая работа
Цель: определить, насколько развиты ваши волевые качества.
Задание: ответьте на вопросы и самостоятельно сделайте выводы.
1. Всегда ли вы доводите до конца работу, которая вам не интересна?
2. Умеете ли вы преодолевать внутреннее сопротивление, когда нужно сделать что-то неприятное?
3. Можете ли вы объективно оценить конфликтную ситуацию с другом (учителем)?
4. Можете ли вы подняться утром с постели раньше обычного?
5. Всегда ли вы держите данное слово?
6. Соблюдаете ли вы режим дня? Насколько строго вы придерживаетесь намеченного распорядка?
7. Представьте, что вы выполняете важное и срочное задание, и как раз в этот момент начинается интересная телепередача. Как вы поступите? Будете продолжать работу или отложите её?
Оцените себя. Положительные ответы на все вопросы свидетельствуют, что с волей у вас всё в порядке; если большинство ответов — «не знаю» («бывает», «случается»), то вам необходимо воспитывать у себя волевые качества.
Задание
Объясните слова Сенеки «Сильнее всех — владеющий собой».
Приглашаем к дискуссии
Обсудим высказывания: «Не стоит бояться ошибок», «Неудача обязательно приведёт вас к успеху, если вы проанализируете её причины», «Не ошибается только тот, кто ничего не делает».
Сделаем вывод и запомним его
Человеку вредят не столько его ошибки или неудачи, сколько нежелание эти ошибки устранять, а также страх перед новыми неудачами. Пословица гласит: «Кто не падает, тот не поднимается». Следуйте примеру великих учёных, которые много раз ошибались, но никогда не отступали перед неудачами. Почаще говорите себе: «Я способен добиться своей цели, и я сделаю это!»
Как вы организуете свою жизнь и деятельность?
Приглашаем к дискуссии
Обсудим высказывание. Справедливо ли оно? Приведём доказательства.
К нашему физическому и психическому здоровью непосредствентое отношение имеет ответ на вопрос «Как мы организуем свою повседневную жизнь и деятельность?».
Вспомните:
Что такое режим дня? Какова его роль в поддержании здоровья?
Задание
Проанализируйте приведённые ниже утверждения. Какие из них вы относите к истинным, а какие — к ложным?
1. Исследования показывают, что шум наносит существенный вред нервной системе. Вам трудно отгородиться от городского шума. Однако в ваших силах сделать тише музыку в наушниках, приглушить телевизор.
2. Некоторые настолько привыкают к включенному телевизору, что почти не замечают его. Отсюда можно сделать вывод, что шум не вредит здоровью.
3. Смотреть следует только те передачи, которые действительно интересны, но в любом случае в будни нельзя проводить у телевизора больше двух часов в день.
4. Грипп, простуда — враги нервной системы. Если заболели, обеспечьте себе полный покой, ни в коем случае не переносите болезнь на ногах.
5. Если у вас насморк, кашель, небольшой жар и чуть-чуть болит горло, можно продолжать ходить в школу, чтобы не запускать учёбу. Достаточно принять какое-нибудь жаропонижающее лекарство.
6. Сильный ушиб или неудачное падение? Не беда! «До свадьбы заживёт!»
7. Сильный ушиб или неудачное падение — повод обратиться к врачу.
8. Если компьютерная игра интересная, нельзя прерываться. Надо довести её до конца.
9. Время, проводимое перед компьютером, должно быть строго регламентировано.
Оцените себя. Какие суждения имеют место в вашей жизни?
К истинным относятся утверждения: 1, 3, 4, 7, 9.
Домашнее задание
Каждая группа предлагает свой план организации жизни и деятельности старшего подростка — школьника 7—9 классов. Выбирается экспертная группа, которая оценивает качество плана.
Подсказка
Используйте следующие советы.
• Точно определяйте время, когда будете заниматься тем или иным делом.
• Устанавливаете важность (приоритетность) и очерёдность дел.
• Не пытайтесь сделать сразу много, но и не откладывайте на завтра то. что можно сделать сегодня. Оценивайте свои силы и возможности!
• Учитывайте свою индивидуальность: в какое время дня вы наиболее активны.
• Планируйте свои дела так, чтобы неприятная работа чередовалась с приятной.
Следующая страница Человек и мир звуков: влияние городской экологии на здоровье
Источник