Психоэмоциональные расстройства при беременности. Необходимость их коррекции
*Импакт фактор за 2018 г. по данным РИНЦ
Читайте в новом номере
В настоящее время все больше внимания уделяется влиянию психоэмоционального состояния женщины на репродуктивную функцию, течение беременности и перинатальные исходы [2,4,14]. В последние годы в развитых странах отмечается увеличение частоты различных психических расстройств у женщин репродуктивного возраста, увеличилась доля пациенток, принимающих психотропные препараты, в том числе среди женщин, которые планируют беременность, и беременных [3,6,9].
Практически все беременные подвержены резким эмоциональным перепадам, так как ожидание ребенка сопряжено с изменениями – как физическими, так и эмоциональными. Гормональные изменения во время беременности приводят к тому, что настроение беременной женщины резко меняется едва ли не каждый час.
Избавиться от таких эмоциональных перепадов и ощущать спокойствие во время беременности будущая мама может, соблюдая правила эмоционального здоровья. Баланс эмоций и физическая подготовка одинаково важны для беременной женщины, они в равной степени помогают ей подготовиться к материнству. Из-за отсутствия материнского опыта беременная женщина может испытывать внезапные эмоциональные всплески. Первая беременность представляет собой новый опыт, который достаточно тяжело поддается осмыслению. Игнорирование того факта, что эмоции ждущей ребенка женщины куда сложнее и острее, чем обычно, может привести к ряду проблем, в том числе и в отношениях с супругом. Принятие же этого факта – основа эмоционального здоровья во время беременности [1,5,11].
Также если беременность у женщины первая, она испытывает множество страхов, к которым относятся боязнь родов и несвоевременного прерывания беременности, беспокойство о здоровье будущего ребенка и собственном здоровье, боязнь родовых схваток и неизбежной боли, боязнь разочарования партнера/супруга из-за изменений, происходящих с телом. Современные женщины вынуждены беспокоиться о карьере, о финансовых проблемах, о множестве дополнительных затрат, связанных с появлением и воспитанием нового члена семьи.
Все эти страхи могут привести к возникновению множества негативных эмоций – таких, как волнение, депрессия, раздражение, беспокойство, стресс, гнев, чувство одиночества, смятение. Наиболее часто изменения психоэмоционального фона во время беременности приводят к развитию депрессивных и тревожных расстройств. До конца патогенез этих изменений неясен, обсуждается несколько теорий, считается, что изменение гормонального фона во время беременности, в том числе значительное увеличение эстрогенов, и особенно прогестерона, в сыворотке крови могут усугублять имеющиеся эмоциональные нарушения [5,7,15]. Как правило, незначительные проявления в виде раздражительности, плаксивости, обидчивости сопровождают проявления раннего токсикоза в I триместре беременности – тошноту, рвоту и др. [6,10]. После исчезновения данных симптомов нервно-психическое состояние беременных как правило улучшается. При этом важную роль в развитии тревожных состояний играют определенный физический дискомфорт и психологические факторы, к которым относятся вынужденные изменения в образе жизни, общении в семье и с коллегами по работе, беспокойство за здоровье будущего ребенка, финансовые затруднения – все это вносит определенный вклад в появление или усугубление психоэмоциональных нарушений при беременности. Для некоторых женщин наступление беременности является неожиданностью и не всегда желанной, однако в силу сложившихся обстоятельств принимается решение о пролонгировании этой беременности, что может приводить к дальнейшему увеличению стресса и тревоги [5,8,12]. Нельзя не отметить, что при беременности могут появляться дополнительные психотравмирующие факторы, такие как появление осложнений беременности, требующих госпитализации, или выявление врожденных пороков развития у плода, которые могут вызвать негативные образы и чувства [1,10,12].
Состояние психоэмоционального напряжения с наличием тревожности различного уровня наблюдается у 40% женщин с нормально протекающей беременностью [2,7,11]. Пограничные нервно-психические расстройства могут быть представлены в виде ипохондрического и истерического синдромов. Однако существуют и другие формы гестационных пограничных нервно-психических расстройств, их особенности – неизменное включение в клиническую картину тех или иных психопатологических феноменов, непосредственно связанных с беременностью: различных опасений за благополучное протекание беременности, навязчивых страхов за судьбу плода, ожидание родов, условно-рефлекторных страхов, связанных с неблагоприятными в прошлом беременностями и родами [5,6,8]. Изучение беременных, у которых отсутствуют признаки пограничных нервно-психических расстройств, показало, что акцентуация характера установлена лишь у четверти женщин. I триместр беременности обычно характеризуется в той или иной степени заострением уже имеющихся черт характера. Мягкие, ранимые, неуверенные в себе женщины становятся еще более впечатлительными, порой чрезмерно слезливыми, испытывают тревогу (особенно тяжело переживают те женщины, у которых в прошлом уже происходили выкидыши или данная беременность протекает неблагополучно, в этом случае страх очередного прерывания беременности может стать просто навязчивым). Властные женщины с резким характером могут стать еще более агрессивными, раздражительными и требовательными. В III триместре беременности вновь могут начинаться эмоциональные перепады в связи с ожиданием родов, а вместе с ними и страх – особенно ему подвержены женщины, которым это событие предстоит пережить впервые [5,6,11].
Тревожные расстройства могут впервые появляться во время беременности, может происходить изменение течения уже имеющихся нарушений. В одном из ретроспективных исследований у женщин с паническими атаками в 20% случаев было отмечено уменьшение симптоматики во время беременности, в 54% – состояние осталось без изменений, в 26% – ухудшение течения заболевания [12]. Выявление депрессии у беременных затруднено. Многие симптомы, такие как лабильность эмоционального фона, повышенная утомляемость, изменения аппетита и снижение когнитивных функций нередко встречаются и при физиологически нормально протекающей беременности. При стрессе гормоны надпочечников матери выбрасывают в кровь катехоламины (гормоны стресса), а во время переживания положительных эмоций (радости, успокоения и др.) гипоталамические структуры вырабатывают эндорфины, которые, проникая через плацентарный барьер, непосредственно воздействуют на плод. Следовательно, мать и ребенок представляют собой единый нейрогуморальный организм, и каждый из них в равной степени страдает от неблагоприятного влияния внешнего мира, которое записывается в долговременной памяти, оказывая воздействие на всю последующую жизнь ребенка. Позитивные материнские эмоции вызывают усиление роста плода и возрастание уровня его сенсорного восприятия.
По данным литературы [2,5,11,15], отмечено существенное влияние тревожных расстройств на течение беременности и перинатальные исходы: повышается частота плацентарной недостаточности, задержки роста плода, преждевременных родов, рождение детей с низкой массой тела, что в последующем сказывается отрицательно на отдаленном прогнозе для них.
Таким образом, эмоциональные перепады опасны не только для самой женщины, но и для ее будущего ребенка. Когда беременная женщина испытывает стресс, ее организм вырабатывает больше гормона кортизола, основного «гормона стресса». Кортизол увеличивает уровень артериального давления и содержание в крови сахара, негативным образом сказывается на силе иммунной системы – что, естественно, отрицательно воздействует на здоровье ребенка.
Стресс во время беременности опасен по множеству причин. Хронический стресс, испытываемый в течение нескольких недель, может замедлять развитие клеток организма эмбриона, рост плода. При этом увеличивается риск невынашивания или самопроизвольного прерывания беременности или преждевременных родов. Повышенный уровень гормонов стресса может повредить мозг еще не родившегося ребенка и привести в дальнейшем к проблемам в воспитании.
Психологический стресс в перинатальном периоде несет с собой целый комплекс проблем, требующих серьезного внимания к психологической сфере беременной во избежание акушерских и других осложнений. Однако до настоящего времени еще не найдены диагностические критерии перехода стресс-синдрома из звена адаптации в звено патогенеза различных заболеваний [2,4,15].
Для поддержания нормального эмоционального баланса во время беременности необходим контроль эмоций. Беременная женщина, успешно управляющая своими эмоциями, знает о меняющемся эмоциональном балансе и готова принять то, что с ней происходит.
Существует несколько основных правил, которые помогут справиться с эмоциональным дисбалансом:
• Необходимо смириться с тем фактом, что физические и эмоциональные изменения – неизбежная часть периода беременности. Нужно понять, что это временный этап, который продлится всего несколько месяцев и закончится максимум через 1–2 месяца после рождения ребенка.
• Каждый триместр беременности несет новые изменения, как в теле, так и в эмоциональном состоянии. Главный источник информации о беременности – специальная литература и опыт недавно родивших женщин, которые могут поделиться своими ощущениями и переживаниями.
• Беременная женщина ответственна за появление новой жизни. Забота о себе означает заботу о ребенке. Обязательны правильное питание, отдых и потакание своим маленьким прихотям.
• Беременная женщина должна быть открыта для диалога и не бояться обсуждать свои проблемы с гинекологом, партнером или друзьями – всеми, кто может оказать эмоциональную поддержку. Не следует держать в себе страхи и беспокойства – это лишь усугубит внутреннее напряжение.
• Изменения, связанные с беременностью, могут привести к снижению энергии и, как следствие, быстрому уставанию. Следует снизить темпы, по-новому расставить приоритеты в работе и дать себе отдохнуть.
• Эмоциональное напряжение и негативные эмоции можно побороть, отвлекаясь на приятные дела или хобби. Когда эмоции захлестывают вас с головой, попробуйте проанализировать то, что вас беспокоит, а затем найти адекватное решение.
• Занятия определенными физическими упражнениями, разработанными специально для будущих мам, помогут улучшить как физическое, так и эмоциональное здоровье.
• Главными компонентами эмоционального здоровья во время беременности являются отдых и комфорт.
Однако, к сожалению, во время беременности женщина не всегда может самостоятельно справиться нервным напряжением, раздражительностью, тревогой, волнением и другими симптомами стресса. Поэтому в некоторых ситуациях ей нужна медикаментозная помощь.
Относительный риск применения препаратов при беременности затрудняет выбор терапии, поэтому для коррекции психоэмоциональных расстройств, возникающих при беременности, в качестве средств высокобезопасной терапии могут рассматриваться препараты растительного происхождения, практически не имеющие побочных эффектов.
Основу противотревожных комплексных фитопрепаратов составляет валериана. На протяжении многих лет она используется в традиционной медицине благодаря гипнотическому и седативному эффектам и до настоящего времени остается высоко востребованным лекарственным средством. Мягкий гипнотический эффект валерианы дает возможность применять ее для купирования неглубоких инсомнических расстройств, вызванных тревогой. Кроме того, хорошо известен вегетотропный эффект валерианы, ее способность оказывать равномерное влияние как на психические, так и на соматические (вегетативные) симптомы тревоги. Также препараты валерианы обладают анксиолитическим и нейропротекторным действием. Спектр побочных эффектов валерианы весьма узок и практически ограничивается только аллергическими реакциями. Несмотря на то, что экстракт валерианы метаболизируется системой цитохрома Р450, он практически не влияет на метаболизм других препаратов и, таким образом, исключены нежелательные лекарственные взаимодействия.
Среди фитопрепаратов, используемых клиницистами для лечения психоэмоциональных расстройств, широкое распространение получило лекарственное средство Персен – современный комбинированный седативный препарат растительного происхождения, помогающий снять симптомы стресса (тревогу, раздражительность и эмоциональное напряжение), не вызывая при этом сонливости. В состав препарата наряду с валерианой включены сухие экстракты лекарственных растений с выраженной анксиолитической активностью – мяты перечной и мелиссы (табл. 1). Дополнительное спазмолитическое действие мяты перечной позволяет успешно использовать препарат у пациентов с выраженной соматической составляющей синдрома тревоги. Кроме того, мелисса обладает ноотропным (повышение концентрации внимания и скорости решения задач), антиоксидантным действием. Персен назначают внутрь взрослым и подросткам старше 12 лет по 2–3 таблетки, покрытые оболочкой, 2–3 раза/сут., Персен форте – внутрь взрослым и подросткам старше 12 лет по 1–2 капсулы 2–3 раза/сут.
Преимуществами Персена перед другими седативными средствами являются:
• препарат содержит только натуральные компоненты;
• эффективность и безопасность растительных ингредиентов Персена хорошо изучены;
• не содержит спирта и брома;
• может сочетаться с любыми психотропными препаратами, в том числе и с антидепрессантами;
• эффективен как быстродействующее симптоматическое средство, когда необходимо купировать симптомы тревожности, волнения, и при курсовом приеме для лечения стрессовых состояний, тревожных и фобических расстройств.
За счет натуральных компонентов растительного происхождения, входящих в состав Персена, данный препарат может использоваться во время беременности. В каждом конкретном случае врач должен оценивать пользу и риск приема Персена и других лекарственных препаратов в зависимости от выраженности симптомов заболевания.
Таким образом, для предотвращения возможного развития, а также для лечения психоэмоциональных расстройств у беременных целесообразно применение седативных средств, действие которых смягчает повреждающее воздействие психогенных факторов.
Источник
Беременность как период психологической трансформации
Кулешова К.В. , Творогова Н.Д.
РМЖ. Мать и дитя №14 от 29.07.2015 стр. 857
Перинатология, как известно, — отдельная область медицины; к настоящему времени оформились следующие ее направления: собственно перинатальная медицина, перинатальная психология (один из ее разделов — психология беременности), перинатальная педагогика [1]. Биопсихосоциальная модель рассматривается как теоретическая основа перинатологии.
Концепция безопасного материнства сформулирована ВОЗ в 1980-х гг. как совокупность мероприятий, способствующих рождению желанных детей без отрицательного влияния на здоровье женщины. В соответствии с этой концепцией многими странами разработаны и приняты государственные программы, обеспечивающие безопасное материнство. Психопрофилактические мероприятия, проводимые в нашей стране в рамках официальной медицины с 1950-х гг., в основном направлены на профилактику болей в родах; их объектами стали организм женщины и организм ее ребенка. Новый подход к пониманию здоровья (здоровье беременной женщины, предполагающее состояние ее физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие у нее физиологических отклонений в процессе протекания беременности, психических расстройств) должен стать основой для разработки программ психологического сопровождения беременности (включенных в комплексную программу ее сопровождения). Важной задачей, стоящей перед клинической психологией в рассматриваемом контексте, является формирование новых методов и форм психопрофилактики у женщин в период вынашивания и рождения ребенка. В марте 2006 г. Министерством здравоохранения и социального развития РФ издан приказ об открытии в каждой женской консультации психотерапевтического кабинета.
В настоящее время под перинатальной психотерапией понимается система лечебного воздействия на психику женщины, а через психику — и на организмы женщины и ребенка [8]. Однако повсеместная работа по психологическому сопровождению беременности в нашей стране пока не проводится, хотя необходимость ее очевидна. Чтобы оказывать психологическую помощь женщине, нацеленную на поддержание у нее позитивных эмоциональных переживаний, свидетельствующих о ее благополучии, необходимо выявить систему факторов, влияющих на эти переживания, а также мишени психологического воздействия.
Факторы благополучия/неблагополучия беременной женщины. В результате анализа релевантной научной литературы нами выявлены факторы, влияющие на состояние благополучия/неблагополучия беременной женщины, индикатором которого стало ее психоэмоциональное состояние. Эти факторы в соответствии с биопсихосоциальной моделью разделены на 3 группы:
1. Факторы физического здоровья (группа факторов, действующих прямо и опосредованно (в зависимости от того, как женщина к ним относится) на ее психоэмоциональное состояние):
- уровень адаптации организма забеременевшей женщины к ее новому физиологическому состоянию;
- естественные эндокрино-соматические и психофизиологические изменения в организме беременной женщины; изменения в функционировании эндокринной системы, ЦНС (уровень напряжения ЦНС, функциональная активность коры и др.), вегетативной нервной системы (ее тонус и др.), обменных процессов;
- реализация общей ведущей биологической функции женского тела — воспроизведение потомства;
- обострение чувствительного восприятия, изменение порога болевого ощущения, повышение раздражительности;
- «первичная материнская сосредоточенность» (психологически может проявляться в затруднении понимания приходящей извне информации; может свидетельствовать и о внутренней работе, сосредоточенности на развивающейся внутри женщины новой жизни);
- поддерживаемый женщиной уровень физической активности;
- физическое самочувствие;
- наличие/отсутствие девиантного материнского поведения (курение во время беременности, употребление алкоголя, наркотиков и др.);
- отсутствие/наличие опасности со стороны функционирования организма, психики; нарушения функционирования последних.
2. Социальные факторы (группа факторов, действующих не непосредственно на психоэмоциональное состояние, а в зависимости от того, как женщина к ним относится):
- влияние на женщину конкретной культурной модели материнства;
- профессиональный статус беременной женщины, уровень ее вовлеченности в профессиональную деятельность;
- беременность как фрустратор профессионального, общественного, экономического, культурного поведения женщины;
- изменения внутрисемейного, социального статуса беременной; подтверждает ли окружение (члены семьи, друзья, коллеги, общество) ее исключительность как женщины, взращивающей в себе новую жизнь;
- дестабилизация структуры семейной системы, вызванная беременностью;
- ограничение социальных контактов беременной женщины;
- семейный кризис, связанный с закономерностями жизненного цикла семьи забеременевшей женщины;
- возможный конфликт репродуктивных установок в семье;
- реорганизация супружеского холона (системы «муж — жена»);
- внутрисемейное перераспределение ролевых функций;
- наличие/отсутствие супружеских конфликтов во время беременности;
- наличие/отсутствие группы поддержки;
- удовлетворение/неудовлетворение потребности женщины в заботе и опеке.
3. Психологические факторы (группа факторов, действующих прямо и опосредованно в зависимости от того, как женщина к ним относится, на ее психоэмоциональное состояние):
- общая удовлетворенность/неудовлетворенность жизнью;
- контроль будущего; необходимость спланировать жизнь и подготовиться к рождению ребенка;
- прогнозирование непомерной для себя нагрузки, потери сексуальной привлекательности, ухудшения здоровья и др.;
- ценностные ориентации женщины, структура ее мотивационной сферы, репродуктивные установки;
- способы интрапсихической защиты, характерные для беременной женщины;
- наличие/отсутствие внутриличностного конфликта, мешающего формированию зрелой женской идентичности;
- «война»/«мир» в отношениях со своим телом;
- планировалась ли беременность или была случайной;
- желанная/нежеланная беременность; «травматическое зачатие»;
- мотивы сохранения беременности;
- внутренняя картина беременности; когнитивная интерпретация беременности, наделение ее тем или иным смыслом;
- психологическая готовность/неготовность к роли беременной;
- рассматривается ли женщиной беременность как биологическое подтверждение своей сексуальной привлекательности или только как препятствие для сексуального поведения;
- наличие или отсутствие материнского чувства, внутренняя родительская позиция; психологическая готовность/неготовность к материнству, наличие/отсутствие зрелой материнской идентичности;
- стиль переживания беременности.
Содержательный анализ приведенных выше исследованных и описанных в психологической литературе факторов, связанных с психоэмоциональным состоянием беременной женщины, свидетельствует о том, что женщина, скорее всего, в период беременности обречена испытывать преимущественно отрицательные эмоции (т. к. в этот период ее подстерегает множество опасностей, неопределенностей, внутриличностных и межличностных конфликтов, от нее требуется перестроить многие свои динамические стереотипы — на уровне организма, психические, социальные, что сопровождается, как известно по результатам исследований, проведенных академиком И. П. Павловым, отрицательными эмоциями). Все это определило преимущественный интерес к психологическому изучению беременных именно медицинскими психологами, изучающими отклонения в психическом здоровье беременных женщин и предлагающими психологические способы предупреждения, коррекции нарушений их психического и физического здоровья. Такой подход к изучению состояния беременной женщины, в центре внимания которого — психические расстройства, возможные заболевания, является традиционным, «патоцентристским». Но возможен и «саноцентристский» подход, в центре внимания которого — здоровье, состояние благополучия беременной женщины, сопровождающееся позитивными эмоциями.
Беременность как кризис. Личность на протяжении всей жизни человека находится в процессе становления. Л. И. Анциферова [2] определяет личность как индивидуальную форму существования и развития социальных связей и отношений, как развивающуюся системную целостность, для которой развитие — основной способ существования, способ ее бытия. Развитие может происходить как непрерывно (изменения накапливаются количественно), так и скачкообразно (развитие характеризуется стадийностью, причем каждый этап развития отражает качественное своеобразие). Переход от одной стадии развития к другой сопровождается кризисом. Кризис в психологии развития — это поворотный момент в жизни индивидуума, возникающий как следствие достижения определенного уровня психической зрелости и предъявляемых социальных требований [27]. «Критическая точка» характеризует моменты принятия прогрессивных или регрессивных решений, требует от личности выбрать тот или иной способ ответа на предлагаемые жизнью проблемы. В этих точках человек добивается достижений или терпит неудачу, но в любом случае его будущее меняется. Чтобы расти, необходимо что-то менять в себе [27]. Если «критическая точка» пройдена успешно, то это гарантирует в дальнейшем возможность подойти к следующей стадии развития более зрелой личностью.
Как известно, в переводе с греческого слово «кризис» означает «резкий, крутой перелом в чем-либо»; это же слово, написанное по-китайски, состоит из 2-х иероглифов: один обозначает «опасность», другой — «благоприятная возможность». В кризис ставится под сомнение все прежнее, и в то же время открываются новые возможности. Это период стремительного развития самоидентичности, пересмотра ее границ [26]. Беременность — это, с одной стороны, нормальный кризис, который присутствует у большинства женщин и приводит к резкой потере устойчивости. В этот период в основе перестройки личности беременной женщины лежат психологические закономерности, сходные с закономерностями нормального психического развития. Развитие личности идет как в направлении появления новых стремлений, знаний и умений, так и в направлении появления качественных изменений в устройстве и функционировании личности. Беременность выступает как биологическая предпосылка изменения личности.
С другой стороны, беременность — это и так называемый развивающий кризис [5], движение по направлению к новой роли наивысшей важности для развития женщины; это кризис, который может способствовать созреванию не только ее организма, но и ее личности. Беременность, в особенности первая, — кризисный период в поиске своей женской идентичности; из него нет возврата, независимо от того, рождается ли в должный срок ребенок, случается ли выкидыш или делается аборт [26]. Центральным психологическим механизмом личностных изменений беременной женщины выступает перестройка иерархии мотивов по типу переподчинения новому главному смыслообразующему мотиву [17]. В период беременности система ценностных ориентаций женщины изменяется; происходит ее перегруппировка, которая направлена в сторону реализации себя в новой социальной роли [20]. Беременность подразумевает конец существования женщины как независимого отдельного существа и начало бесповоротных отношений «мать — дитя» [27]. Напряженная внутренняя работа, сопровождающаяся примериванием на себя новой роли, может способствовать духовному взрослению. Основные направления изучения духовности:
1) духовность как принцип саморазвития и самореализации человека;
2) поиск корней духовности не столько в самом человеке (особенностях его личности, склонности к рефлексии), сколько в продуктах жизнедеятельности, его творческой активности;
3) изучение факторов возникновения у человека духовных состояний;
Мы в своем исследовании придерживаемся первого направления.
Саноцентристский подход к развитию личности женщины в период беременности. А. Маслоу утверждал, что особое внимание, которое психология уделяет преимущественно незрелости, нездоровью, патологии, порождает ущербную психологию. По его мнению, базисом науки должно стать изучение здоровой личности, ее роста. Выбирать рост — значит открыть себя новому, неожиданному опыту, рисковать оказаться в неизвестном. Жизнь в направлении самоактуализации означает и сонастройку со своей собственной внутренней природой, поскольку личность на определенных этапах своего жизненного пути переходит, по утверждению А. Г. Асмолова [4], от адаптивной модели своего развития к модели самоактуализации. Награда, которую за это личность получает, — переживание благополучия [15].
К числу задач развития личности в период беременности относится принятие аффективно-смысловых перестроек и изменения социальных ролей, достижение материнской идентичности, обретение личностного самоопределения. Анализ исследований материнской идентичности позволяет заключить, что основу ее формирования составляет система «мать — пренейт». Это позволяет рассматривать данный вид идентичности как изначально социальное образование [6, 25]. Материнская идентичность может быть осознаваема или неосознаваема, однако новый вид идентичности, будучи сформированным, важен для самопрезентации во взаимодействии с окружающими. Процесс самоопределения предполагает самостоятельный выбор направления развития на любом этапе зрелости, что означает значимые ценностно-смысловые перестройки, пересмотр жизненной перспективы, ревизию целевой иерархии. Это предполагает наличие способности занимать авторскую позицию по отношению к своей жизни, что в контексте нашего исследования означает здоровое развитие личности.
Беременность как актуализация возможностей женского организма может оказаться как конгруэнтной, так и неконгруэнтной уровню развития женской личности, что будет сказываться на психоэмоциональном состоянии как показателе уровня благополучия беременной женщины.
Удовольствия, позитивные эмоциональные состояния беременной женщины в контексте теоретической модели А. Маслоу могут порождаться как «патологическими» мотивами, удовлетворением «патологических» потребностей, так и здоровыми. Первые не являются «благими» [15], т. к. не приносят пользы ни самой женщине, ни развивающейся в ней новой жизни. С удовлетворением метапотребностей: потребности роста, бытийных потребностей (пирамида потребностей А. Маслоу [15]) связаны метаудовольствия беременной женщины (высокое качество ее эмоциональных переживаний), что в контексте гуманистической психологии рассматривается как показатель здоровой, благополучной личности. Такое состояние не тождественно тем, которые сопровождают «эйфорический тип психологической компоненты гестационной доминанты» [7], те или иные стили переживания беременности, описанные Г. Г. Филипповой [25].
Эмпирическое исследование имело цель изучить влияние на психоэмоциональное состояние беременной женщины уровня ее личностной зрелости. Мы исходили из предположения, что сама по себе беременность как актуализация детородного потенциала женского организма автоматически не детерминирует направление психологического развития в этот кризисный для женской личности период. Женщине приходится делать трудные для себя выборы, каждый из которых предопределит на некоторый период направление развития ее личности.
Эмпирическое исследование проведено на базе поликлинического отделения клиники акушерства и гинекологии Первого МГМУ имени И. М. Сеченова. В исследовании приняли участие 86 беременных женщин в возрасте от 20 до 45 лет. Для проверки гипотезы о влиянии хронологического возраста женщины на вероятность ее самоактуализации в период беременности были сформированы 2 экспериментальные группы (по 25 человек в каждой): 1-я группа — «молодые» беременные (в возрасте от 20 до 30 лет), 2-я — «старородящие» (в возрасте 40–45 лет). Для минимизации влияния малочисленных по объему выборок на получаемые результаты и их интерпретацию обе группы «уравновешены» по показателям: численность, образование, семейное положение, первые предстоящие роды, триместр беременности, особенности протекания беременности. Все женщины по медицинским показателям отнесены к группе здоровых.
Использован комплекс исследовательских процедур и методов. Психологическое обследование начиналось с использования клинико-психологического метода, включавшего психологическую беседу (интервью) и наблюдение (во время беседы и вне нее); применялась также стандартная методика первичного интервью Н. Пезешкиана; использовались и следующие диагностические методики: а) методика «Самочувствие, активность, настроение» (САН); б) опросник личностной тревожности Ж. Тейлор; в) характерологический опросник К. Леонгарда; г) опросник уровня субъективного контроля (УСК); д) опросник структуры темперамента (ОСТ); е) опросник самоактуализации личности (САМОАЛ); ж) стандартизированный опросник Э. Шостром. Шесть первых методик разбиты на 2 группы: 1) «методики психического состояния» (САН, личностной тревожности Ж. Тейлор, характерологических особенностей К. Леонгарда, ОСТ (шкалы «предметного мира»)); 2) «методики самопонимания и взаимодействия с социальным миром» (УСК, САМОАЛ, ОСТ (социальные шкалы)).
Для оценки значимости различий применялись непараметрический критерий Манна — Уитни и критерий Колмогорова — Смирнова. Обработка данных производилась при помощи компьютерного статистического пакета программ (SPSS).
В результате исследования выявлены различия между 2-мя группами беременных женщин с разным хронологическим возрастом. Качественный анализ результатов показал, что респондентки 1-й группы — в основном несамоактуализирующиеся личности (низкие значения по шкалам автономности, спонтанности, самопонимания, аутосимпатии, общей интернальности (Ио), интернальности в области достижений (Ид), в области неудач (Ин), в семейных отношениях (Ис), межличностных отношений (Им), производственных отношений (Ип), в области здоровья (Из), эргичности социальной (СЭР), темпа социального (СТ), пластичности социальной (СП), высокие значения по шкале социальной эмоциональной чувствительности (СЭМ)), а респондентки 2-й группы — в основном самоактуализирующиеся личности (высокие значения по шкалам автономности, спонтанности, самопонимания, аутосимпатии, Ио, Ид, Ин, Ис, Им, Ип, Из, СЭР, СТ, СП, низкие значения по шкале СЭМ). Различия обнаружены и с помощью методов математической статистики (по критерию Манна — Уитни, относящемуся к методам непараметрической статистики, не требующему проверять выборки на нормальное распределение, уровень значимости Литература
Источник