Меню

Психическое физическое здоровье человека информационной среде

Психическое физическое здоровье человека информационной среде

Под информационной средой общества понимается сфера жизни людей, связанная с созданием, преобразованием и потреблением информации. Информационная среда (ИС), являясь частью рукотворной реальности, детерминирует условия информационного существования человека в Мире. Современная ИС включает в себя совокупность технических и программных средств хранения, обработки и передачи информации.

Общепризнано, что факторы среды обитания имеют большое влияние на жизнедеятельность человека. Загрязнение среды приводит к серьезным нарушениям функционирования всего организма [9, с. 52]. ИС является неотъемлемой частью общей среды обитания человека и обладает всеми атрибутами, присущими ей. Поэтому применительно к ИС правомерно применение понятий «загрязнение» (или «загрязненность») и «экология». Применительно к среде загрязненность рассматривается как «гигиеническая характеристика окружающей среды, определяемая уровнями содержания в ней различных веществ, попадающих в нее в результате деятельности человека и способных представить угрозу здоровью населения» (Большой Медицинский словарь).

Термин «информационное загрязнение», введенный в 2003 г. Якобом Нильсеном (Jakob Nielsen) в информатику, первоначально обозначал «засорение» информационных ресурсов ненужными, неподходящими, и недостоверными данными. В сегодняшнем понимании информационное загрязнение – это поток дисгармоничной, хаотической, разрушительной информации, воздействующий на человека, преимущественно, через его зрение и слух.

С середины 80-х годов XX века, когда возникли «компьютерные» технологии, происходит быстрая эволюция информационной среды общества. Новая информационная реальность, с одной стороны, расширяет спектр возможностей человека как пользователя информации, с другой – оказывает влияние на формирование (или изменение) его мировоззрения, личностных ценностей. Перенасыщенность и неупорядоченность информационного пространства требует от человека физического и психического напряжения в связи с восприятием, оценкой, переработкой и использованием поступающей информации. Человек должен адаптироваться к новым условиям. Важно, чтобы эта адаптация вела к прогрессивному развитию человека в целом (как биологического индивида, личности, субъекта жизни и деятельности, индивидуальности), а не к его негативным деформациям.

Социальные последствия «информационного загрязнения» вполне сравнимы с негативными последствиями химических, физических и других загрязнений среды обитания человека. Информационные воздействия оказывают существенное влияние на различные сферы жизни человека, его физическое и психическое здоровье, личностные свойства.

В качестве основных психологических критериев психического здоровья обычно называют следующие:

1) соответствие субъективно отражаемых образов объектам действительности и характера реакция – внешним раздражителям, а также значению жизненных событий;

2) адекватный возрасту уровень зрелости эмоционально-волевой и познавательной сфер личности;

3) адаптивность в микросоциальных отношениях (с ближайшим окружением человека – в семье, с близкими, друзьями, коллегами);

4) способность самоуправления поведением, разумного планирования жизненных целей и поддержания активности в их достижения и др. [2]).

Перечисленные характеристики, по нашему мнению, свидетельствуют о благополучия личности – при адекватной ее адаптации к внешней среде. Но состояние личностного благополучия при отсутствии психических расстройств у человека свидетельствует о здоровье личности, рассматриваемом с позиций психологии и на основе психологических критериев. Адаптационные процессы личности очень индивидуальны, но следует согласиться с И.Л. Левиной, что они должны включать адекватный возрасту «процесс извлечения, усвоения информации, умения перерабатывать и применять ее в соответствии с полученными знаниями» [8, с. 181].

В условиях новой технической и информационной реальности многие виды деятельности (профессиональной и непрофессиональной) связанны с процессами приема и переработки информации. С позиций информационного подхода, деятельность специалиста в системах «человек-техника» и жизнедеятельность любого человека в условиях информационного пространства, имеет сходные черты.

В связи с этим многие категории и методы, созданные в инженерной психологии, приобрели общепсихологический характер и могут быть распространены на сферу человеческого бытия [6]. К числу таких категорий относится понятие «концептуальная модель деятельности» (КМД), которое может быть обобщено до понятия «модель мира человека» (ММЧ).

Любой человек повседневно связан с информацией: получает ее, перерабатывает, использует при принятии жизненных решений. На основе информации у человека формируется внутренняя картина (психическая модель) мира, определяющая отношение человека к действительности. Можно предположить, что модели мира (ММЧ), как и в психической концептуальной модели деятельности (КМД) [4], есть два «раздела»: образный и понятийный. ММЧ представляет собой форму субъективной организации имеющейся у человека значимой информации, которая обеспечивает процесс его целенаправленного поведения.

Понятийная составляющая ММЧ состоит из названий объектов, субъектов, причинно-следственных и других отношений, из всего того, что можно выразить с помощью слов – понятий, определений и т.д. В психологии признается, что основное значение для понятийного мышления имеет речь.

Образная составляющая ММЧ синтезируется из отдельных образов как множество картин из оперативных (быстро меняющихся) и неоперативных (относительно стабильных) образов ситуаций, фрагментами которых являются образы-цели, образы-объекты и образы-условия жизни и деятельности. Эмоционально насыщенные образы предстают для человека как субъективная реальность, управляющая его активностью. Однако следует учитывать, что информация, передаваемая сигналом-образом, качественно иная, чем информация, которую несет сигнал-код [1].

Читайте также:  Салат здоровье с чем едят

Мыслительный процесс включает в себя оперирование и образами, и понятиями. У человека большинство образов внешних объектов может быть вербализовано, т.е. выражено в понятийно-словесной форме. Справедливо и обратное: большинство понятий имеет конкретно- или абстракно-образные дериваты.

Известно, что если в процессе деятельности поступающая субъекту труда информация недостаточна, «зашумлена» помехами, или ее интенсивность превышает «пропускную способность» человека, или она плохо организована (известный в инженерной психологии феномен – «разбегания стрелок» приборов в кабине пилота), не согласуется с образной и понятийной составляющей КМД, то деятельность имеет негативные последствия. Проявляться они могут в ошибках, авариях, возникновении негативных состояний человека, профессиональных деформациях личности и др.

Аналогичные проявления имеют место при перенасыщенности, неупорядоченности информации, «загрязнении» информационной среды. «Качество» формируемой индивидуальной ММЧ зависит от особенностей организации информации, поступающей человеку, от той объективной «информационной модели» (ИМ), посредством которой презентуется Мир.

Доминирование образной формы представления информации человеку приводит к актуализации у него соответствующей составляющей ММЧ. Мышление субъекта становится, преимущественно, «конкретным» – в отличие от вербально-понятийного (абстрактного) мышления, что, по сути, является проявлением невербального интеллекта. Следствиями такого вида мышления является «привязанность» мысли к данному объекту или ситуации – и снижение способности к обобщениям, прогнозу, синтезу.

Содержание ММЧ может быть представлено как совокупность имеющейся у человека «агрегированной» информации (т.е. обобщенной, – путем ее уплотнения и исключения второстепенной) о мире, являющейся результатом предыдущих восприятий. Опыт взаимодействий человека с Миром сохраняется в виде относительно постоянных образов, формирующихся у ребенка с раннего детства и проявляющихся в его морально-ценностной сфере.

Во многом «картина» Мира человека формируется глобальными СМИ с использованием информационных технологий. Их вектор направлен, прежде всего, на образную составляющую ММЧ (следуя, ставшим крылатым, выражению А. Кончаловского: «Картинка сильнее слова!») – тогда поступающая информация минуют фильтр сознания и воздействует непосредственно на чувства. Такой «перекос» в подаче информации ослабляет значимость второй сигнальной системы человека. В результате понятийная и образная составляющие в «картине» Мира человека слабо взаимосвязаны.

Проводимые в стране глобальные по своим последствиям реформы в образовании ведут к изменению восприятия Мира не только отдельной личностью, но и обществом в целом. Отказ от комплексного подхода в обучении в пользу «натаскивания» на конкретных примерах приводит к утрате человеком навыков самостоятельного мышления. Тенденция, когда «пример» из иллюстративного, вспомогательного элемента обучения – становится основным, характерна и для профессионального, и общего образования. Замена понимания изучаемого процесса суммой разрозненных представлений об отдельных его аспектах – угроза снижения интеллектуального уровня общества.

Под воздействием телевидения, компьютерных игр, Интернет и даже современной литературы у большинства представителей молодого поколения формируется особый тип мышления и сознания, обозначенный как клиповое. Английское слово «clip», от которого и произошли термины «клиповое сознание, мышление», означает фрагмент (текста, фильма и др.). Практически все современные музыкальные клипы составлены из нескольких слабо связанных между собой образов и не несут в себе никакой смысловой нагрузки. Клип становится логическим завершением и наиболее эффектной реализацией принципа «монтажа аттракционов», который, согласно С. Эйзенштейну (1923 г.), заключается в подборе агрессивных средств, подвергающих зрителя чувственному или психологическому воздействию, «опытно выверенному и математически рассчитанному на определенные эмоциональные потрясения» [10]. В видеоклипе каждый кадр по своему воздействию близок к мгновенно схватываемому «моментальному образу». В таких образах эмоционально значимая информация за счет высокой скорости ее подачи легко проникает сквозь барьер осознанного восприятия и «впечатывается» в подсознание. Тем самым клип актуализирует энергию бессознательной части психики человека и иррациональность его восприятия.

Негативное влияние загрязненности информационной среды проявляется через разрушение системы ценностей человека. Ценности лежат в основе социальных систем, и именно ценности являются самым уязвимым местом общества. Наибольшую опасность информационное влияние имеет в детском и подростковом возрасте, когда доверие превалирует над разумом, эмоции – над интеллектом. Подвергаются ревизии нравственные критерии успеха в обществе [5].

Складывающаяся «искусственная реальность», с точки зрения получения новой информации, важной для каждого индивидуума, «делает познание мира относительно менее необходимым и ценным» [3, с. 54]. В этих условиях ММЧ субъекта становится отражением не объективного Мира, а некоторого «виртуального», созданного на основе специфически организованной (с помощью информационных технологий) информационной модели. Погружение человека в такой «виртуальный мир» все сильнее отгораживает человека от реальности. С другой стороны, те, кто искал возможность восполнить недостаток внутреннего содержания впечатлениями внешнего мира, могут реализовать это: современная информационная среда позволяют человеку социально желательным образом уходить от решения своих проблем.

СМИ активно формируют «человека публики», который в отличие от «человека толпы» тихо и мирно сидит перед экраном телевизора, поглощая жвачку из телесериалов, детективов и др. или уходит в виртуальную компьютерную реальность. В этой среде ищут объекты для поклонения, возможность переключения. Феномен «ухода» в воображаемый Мир в условиях современных информационных технологий он приобретает значительные масштабы.

Читайте также:  Приложение для браслета здоровья леомакс

Появившаяся новая разновидность интернет-зависимости, киберсексуальная, которая может быть определена как непреодолимое влечение к посещению порносайтов и занятию киберсексом, характеризует не только личностное неблагополучие, но и большую опасность для фундаментального звена общества – семьи.

По данным, приводимым А.Л. Ереминым, в период «1991–2000 гг. наблюдалось увеличение инвалидности, связанной с психическими расстройствами на 34,7 % (с 632474 случаев до 851651; Р

Источник

«СОХРАНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ. ВЛИЯНИЕ МУЛЬТФИЛЬМОВ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ»
статья по теме

Формирование личности человека начинается в раннем детстве, основным средством влияния на развитие детей в раннем возрасте является — мультфильм. Для детей в дошкольном возрасте в основном средством воспитания являются мультфильмы. Многие родители рано или поздно задумываются над тем, какое влияние оказывают мультфильмы на их детей.Это и повлияло на выбор темы моей работы.

Скачать:

Вложение Размер
marchenko_k.s.docx 25.93 КБ

Предварительный просмотр:

Ксения Сергеевна Марченко

« СОХРАНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ. ВЛИЯНИЕ МУЛЬТФИЛЬМОВ НА РАЗВИТИНЕ ДЕТЕЙ»

МБОУ лицей имени дважды Героя Социалистического Труда

Формирование личности человека начинается в раннем детстве, основным средством влияния на развитие детей в раннем возрасте является — мультфильм. За последние годы на телевидении появляется большое количество различных мультфильмов, как отечественного, так и зарубежного, в основном американского, производства. Сегодня не вызывает сомнений тот факт, что телевидение — это эффективный канал управления человеком. Дети пассивно поглощают все то, что воздействует на них с голубого экрана. В отличие от взрослых, они не всегда могут защитить себя.

1. Проблема «дети и телевидение» волнует всех: и родителей, и педагогов, и врачей. Сегодня почти для каждого ребенка телевидение стало чем-то вроде игрушки или книги. Телевоздействие формирует душу и ум ребенка, воспитывает его вкусы и взгляды на мир. Внутренний мир еще только складывается, и существенную роль в его формировании играет все, что они получают от взрослых: игры, сказки, совместные занятия, в том числе и телевизионные передачи. Они не только способ времяпровождения, но и средство воспитания. Для детей в дошкольном возрасте в основном средством воспитания являются мультфильмы. Многие родители рано или поздно задумываются над тем, какое влияние оказывают мультфильмы на их детей. Большая часть продукции американской фабрики не безвредна, и многие чувствуют, что есть большая разница между отечественными старыми мультфильмами и зарубежными.

Это и повлияло на выбор темы моей работы: «Сохранение физического и психического здоровья детей в современной информационной среде. Влияние мультфильмов на развитие детей».

Целью моей работы является изучение влияния мультфильмов на развитие детей.

Задачи моей работы:

Изучить и проанализировать как отечественные, так и зарубежные мультфильмы; выявить их влияние на детскую психику;

В выборе мультфильма надо быть осторожнее, потому что зрительные образы воздействуют на ребенка гораздо сильнее. Если говорить о «советских» мультфильмах, то они хороши тем, что в них отражается нормальная для ребенка картина мира. В основе своей она православная, потому что зло в этой картине мира не вечно, а вечно — добро. И в этой доброй картине мира существует отрицательный персонаж, который, как правило, легко перевоспитывается. И оказывается, что он такой злобный только потому, что с ним никто не дружил, его никто не любил, никто ему не сочувствовал. Очень важно, что в «советских» мультфильмах злой персонаж подавался в юмористической форме, что уравновешивало его отрицательную сущность. Такая картина мира гармонизирует психику ребенка. Поэтому мультфильмы эти полезны детям нездоровым или ослабленным какой-то душевной травмой. Для детей с проблемами общения (которых сейчас очень много) они дают правильные модели поведения: как заводить дружбу, как быть хорошим товарищем, как помогать другим.

Лучшими отечественными мультфильмами являются маленькие притчи, в которых под короткой занимательной историей спрятан глубокий духовный смысл. Причем многие мультфильмы непросто показывают «положительных» кукол и зверей, но и дают программу воспитания в себе качеств настоящего человека. Например, мультфильм «Самый маленький гном» (реж. М. Каменецкий, «Союзмультфильм»). Он о том, как самый маленький гном по имени Вася учится делать добро, в каждой из нескольких серий выручая из беды героев сказок: Красную Шапочку, семерых козлят, трех поросят и других. В мультфильмах, как и в жизни, самыми добрыми и отзывчивыми чаще всего оказываются не большие и сильные, а маленькие и слабые (если иметь в виду мускулы). Про это рассказывают мультфильмы «Самый большой друг» (реж. П. Носов, «Союзмультфильм», «Птичка Тари» (реж. Г. Сокольский, «Союзмультфильм») и др.

2. Но не все так благополучно с просмотрами мультфильмов.Телевидение ориентировано на детей, как на маленьких, так и подрастающих. Для того чтобы завлечь детей существует множество каналов, которые показывают мультфильмы, сериалы. Когда ребенок смотрит мультфильмы, он словно отключается от всего того, что его окружает. Не реагирует на нормальное звучание речи, а после просмотра мультфильмов или сериалов в маленьком ребенке просыпается не детская агрессия, а порой страхи. А тем более, когда мы говорим о каких-либо зарубежных мультфильмах.

Давайте теперь и рассмотрим американские мультфильмы. Прежде всего, в них абсолютно другая картина мира. Мир, фон, на котором происходят события мультфильма, безнадежно лежит во зле. И только крупицы добра в виде каких-нибудь ниндзя-черепашек стараются со злом сразиться. И зло, как правило, уничтожается физически, что абсолютно не привычно для нашего образа действия в сказках, где со злом старались бороться другими способами: его пытались перехитрить или уговорить.

Такие прекрасные анимационные фильмы киностудии «Уолта Диснея», как «Белоснежка», «Бэмби», «Красавица и чудовище», «Король Лев», несут в себе доброе начало. Но эти фильмы не транслируются по телевидению. И дети чаще всего смотрят не очень качественную продукцию о механических монстрах, вампирах, приведениях и всемогущих роботах. Почти во всех этих мультфильмах в сюжетах присутствует конфликт, драка, сражение, перестрелка, убийство, то есть, элементы агрессивного поведения и насилия. Также отчетливо можно отследить неуважение, цинизм, порой жестокость у героев некоторых американских мультфильмов к своей семье, родителям, братьям, сестрам, например «Симпсоны», «Гриффины», «Футурама».

И почти все дети буквально взяты в плен мультипликацией, причем зачастую отказываются от игры — лишь бы сидеть перед телевизором.

Ребенок почти всю информацию воспринимает в виде образов, из которых потом строится его модель мира. Детям нравится смотреть мультфильмы, но не все что им нравится — для них полезно. Когда ребенку нравится нож, и он начинает неосторожно с ним играть — родители его отбирают, но в отношении того, что воспитывает в ребенке моральные качества, родители не всегда задумываются. В детстве закладывается фундамент, закладываются качества, приоритеты, которые потом будет использовать ребенок на протяжении жизни. Ребенок нуждается в качественном внимании родителей, но зачастую они настолько погружены в свои проблемы, что вместо собственного внимания дают ребенку внимание от телевизора. Кто-то может возразить, что дети сами хотят смотреть мультфильмы. Но взрослые и должны различать, что благо для детей, а что — нет.

3. Пассивное времяпровождение детей, привычка к «уходу в другую реальность» приводит к тому, что дети привыкают к пассивным видам деятельности, что может в отдаленном будущем вызвать тягу к более опасным развлечениям. Приучая ребенка получать удовольствия, ничего не делая, или испытывать яркие эмоции в пассивном положении родители могут спровоцировать его в старшем возрасте обращаться к психотропным средствам. Детство — очень краткий, но самый важный период в развитии личности. Усваивая ненастоящие, нарисованные образы, ребенок теряет возможность построить правильные представления о действительности.

Как правило, в американских мультфильмах неправильное поведение героев мультфильма никем не наказывается. Персонажа, нарушающего общепринятые правила, никто не наказывает. В итоге, у ребенка дошкольного возраста закрепляется представление о допустимости подобных форм поведения, расшатываются эталоны хорошего и плохого поступка, допустимого и неприемлемого поведения.

Чтобы хоть как-то защитить наших детей, нужно быть особо внимательными с ними в дошкольном возрасте. Нельзя использовать телевизор в качестве звукового фона в детской комнате. Нужно ограничивать покупку игрушек и вещей с символикой того или иного мультфильма. Чтобы ребенок заинтересовался реальностью, надо привлечь к ней интерес: вместе ходить на прогулки и выставки, покупать игрушки, развивающие воображение. Быть осторожными с агрессивными, жестокими изображениями, которые могут оказать негативное влияние на психику. Чтобы обезопасить ребенка, их нужно расшифровать, объясняя намерения и ухищрения их создателей. Научив ребенка не принимать на веру все, что показывает телевизор, он не будет путать чье-то представление о действительности с самой действительностью. Необходимо регулировать частоту просмотра дошкольниками различных западных и отечественных мультфильмов. Хороший мультфильм должен быть наградой, праздником. Полезно использовать мультфильмы как инструмент поощрения и наказания. На самом же деле ребенок всегда предпочитает телевизору общение, и если взрослый с ним общается, то ребенку кино или мультфильм не так уж и нужны, а иногда и не нужны вовсе.

Источник

Adblock
detector