Меню

Психические типы как формы психического здоровья

Психическое здоровье

Проблемы сохранения психического здоровья и предупреждения психических расстройств. Понятие психологической устойчивости, уравновешенности личности. Индивидуально-типологические аспекты психического (ментального) здоровья. Психологические типы личности.

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 18.11.2010
Размер файла 20,2 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Психологическая устойчивость личности

2. Индивидуально-типологические аспекты психического здоровья

3. Психологические типы как формы психического здоровья

Список использованных источников

Психическое здоровье (ментальное здоровье) — это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества

Это наиболее распространенное определение, хотя выработать универсальное, приемлемое для всех определение психического здоровья вряд ли возможно, так как практически нельзя свести воедино все взгляды на этот вопрос, сложившиеся в разных человеческих сообществах и культурах. Человек, значительно отклоняющийся от стандартов своего сообщества, рискует быть признанным психически больным. В то же время представления о психической болезни различны в разных культурах и в разные времена внутри каждой культуры. Примером первого может служить тот факт, что многие племена индейцев, в отличие от большинства других американцев, считают галлюцинации нормальным явлением; пример второго — изменение отношения к гомосексуальности, которая когда-то рассматривалась как преступление, затем как психическая болезнь, а сейчас — как вариант сексуальной адаптации.

Независимо от социального или этнического происхождения, индивид, живущий в технологическом, урбанизированном обществе, должен обладать совокупностью определенных психологических черт, обеспечивающих социальную адаптацию, т.е. успешное функционирование в этом обществе. Эти черты обычно формируются по мере более или менее упорядоченного продвижения через различные стадии развития. Для каждой из стадий характерен набор задач, с которыми человек должен справиться, и набор черт, которые он должен приобрести, чтобы лучше подготовиться к следующей стадии. Таким образом, суждение о психическом здоровье индивида должно соотноситься со стадией его развития, а также с его генетическим наследием и культурным окружением.

1 Психологическая устойчивость личности

Вопросы психологической устойчивости личности имеют огромное практическое значение, inn коньку устойчивость охраняет личность от дезинтеграции и личностных расстройств, создает основу внутренней гармонии, полноценного психического здоровья, высокой работоспособности. Дезинтеграцию личности понимают как потерю организующей роли высшего уровня психики в регуляции поведения и деятельности, распад иерархии жизненных смыслов, ценностей, мотивов, цепей. Психологическая устойчивость индивидуума непосредственно определяет его жизнеспособность, психическое и соматическое здоровье.

Устойчивость следует понимать как совокупность адаптационных процессов, интегрированность личности в смысле сохранения согласованности основных функций личности, стабильности их выполнения. Стабильность выполнения не обязательно предусматривает стабильность структуры функций, но скорее предполагает ее достаточную гибкость.

Психологическую устойчивость личности можно рассматривать как сложное качество личности, синтез отдельных качеств и способностей. К составляющим психологической устойчивости необходимо отнести:

способность к личностному росту со своевременным и адекватным разрешением внутриличностных конфликтов (ценностных, мотивационных, ролевых);

относительную (не абсолютную) стабильность эмоционального тона и благоприятного настроения;

развитую волевую регуляцию.

Психологическая устойчивость предстает как сложное качество личности, в котором объединены:

уравновешенность (равновесие), соразмерность;

стойкость, стабильность (постоянство);

Уравновешенность — это способность удерживать уровень напряжения, не выходя за границы приемлемого (не доводя до разрушительного стресса). Под стойкостью подразумевается способность противостоять трудностям, сохранять веру в ситуациях фрустрации, а под стабильностью — постоянный уровень настроения. Сопротивляемость — это способность сохранять свободу поведения и выбора образа жизни, это самодостаточность как свобода от зависимости.

2 Индивидуально-типологические аспекты психического здоровья

Индивидуально-типологический подход представляет собой особое направление как экспериментальной, так и теоретической психологии. Психология здоровья, рассматривающая механизмы целостности и самовосстановления личности, имеет отчетливый индивидуально-типологический аспект, обусловленный различием взглядов и установок людей по отношению к собственному здоровью, разной оценкой его значимых элементов (например, внешний облик, эмоциональные проявления, сохранность отдельных когнитивных функций и т.д.) и, наконец, разными способами его сохранения и укрепления (т.е., равноправными формами здорового образа жизни).

Читайте также:  Диагностика уровня здоровья учащихся

Известно, что индивидуальные различия бывают врожденными и приобретенными. Первые обусловлены наследственностью, вторые — жизненным опытом человека.

Тип физической конституции определяет предрасположенность к одним заболеваниям и повышенную устойчивость — к другим. Вместе с физической человек обладает и психической конституцией, связанной с анатомией и физиологией нервной и эндокринной систем.

Совокупность наиболее устойчивых (трансформируемых) психических качеств можно рассматривать с двух сторон — как психологический тип личности и как акцентуацию личности.

Психологический тип отображает разновидность конституциональной нормы. Подобно делению людей на малорослых пикников («плотных») и грацильных («изящных»), высокорослых а» не над и худощавых астеников, можно воспользоваться делением на основе ведущих психических качеств, одни из которых сильнее выражены у одной группы людей, вторые — у другой и т.д.

Акцептуации являются дополнительной характеристикой по отношению к типу. Акцептуации характера — высокая степень выраженности отдельных черт характера и их сочетании представляющих крайний вариант нормы.

3 Психологические типы как формы психического здоровья

Существуют различные подходы к классификации людей по психологическим качествам.

Наиболее подробно эту проблему анализировал основатель аналитической психологии К.Г. Юнг в своем обширном труде «Психологические типы». Автор выделил два интегральных типа — экстравертов и интровертов.

К доминирующим психическим функциям Юнг относил сенсорику и интуицию, мышление и чувство, рациональность и иррациональность. Американский психолог Д. Кейрси в 1950-е гг развил и дополнил концепцию Юнга с учетом последних достижений как когнитивно-бихевиоральной, так и экзистенциально-гуманистической психологии. В результате Кейрси создал представление о четырех интегральных психологических типах, различающихся по наиболее существенным психологическим характеристикам, — от ценностно-мотивационной структуры до наблюдаемого стиля поведения.

Д. Кейрси выделяет четыре психологических типа.

Первые два представляют собой разновидности мыслительного типа И.П. Павлова, третий и четвертый — разновидности художественного типа.

Итак, люди первого, интуитивно-логического типа — это мыслители-теоретики, стремящиеся к новому знанию ради знания, их «научная жилка» подталкивает к построению более-менее правдоподобных концепций не только относительно мировых проблем, но и прозаических, будничных жизненных ситуаций. Люди интуитивно-логического типа мало ориентированы на внешние критерии, зачастую скрытны и холодны в общении, обладают высокой, но неустойчивой самооценкой, весьма уверены в себе, нередко характеризуются незрелой эмоциональностью, их академические способности, как правило, высокие. Они составляют всего 10 % в общей популяции.

Представители второго, сенсорно-планирующего типа — это мыслители-практики, их ум избегает всего неясного, они всегда думают о деле, стремясь внести в него порядок, организованность и логическую последовательность. Склонны придерживаться социальных норм и стереотипов, особенно с их внешней, ритуальной стороны. Им свойственно серьезное и ответственное отношение к различным видам деятельности и общения, которые осознаются ими как выполнение определенных обязанностей, причем рационально обоснованных.

Люди третьего, интуитивно-чувственного типа — это художественные натуры, высокочувствительные к эстетическим и этическим сторонам жизни, обладающие прирожденной эмпатией и высоким интересом к другому человеку. Они придают большое значение духовным исканиям, которые могут привести к глубокой и искренней религиозности. В неформальном и профессиональном общении находят наибольшее удовлетворение.

Наконец, люди четвертого, сенсорно-импульсивного типа — это тоже художники, однако с большей долей прагматизма, чем у интуитивно-чувственных, не склонные, в отличие от них, к сентиментальности и романтизму. Их художественное начало проявляется в мастерстве спонтанных и скоротечных коммуникаций и психомоторной одаренности. Они любят вносить в жизнь игровые и непредсказуемые элементы. Это практические нонконформисты, которых трудно вовлечь во все рутинное, заранее известное, скучное.

Сформулируем краткие рекомендации по психокоррекции и психологической самопомощи для представителей четырех описанных типов.

Интуитивно-логический тип. Вероятные области формирования признаков невротизации: дефицит самореализации в сфере интимного общения, сложности эмоционального отреагирования в межличностных взаимоотношениях. В случае формирования патологии у этого психологического типа можно наблюдать астено-адинамические, астено-депрессивные, гипобулические, обсессивные и ипохондрические явления.

Сенсорно-планирующий тип. Учитывая высокую эмоциональную стабильность этого типа, следует иметь в виду повышенную вероятность соматизированных невротических расстройств и психосоматозов. Это проявляется в форме обостренной, но скрытой чувствительности к резким переменам, недостаточной гибкости поведения, трудностей в адекватной демонстрации и передаче своих чувств. Предпочитаемый стиль проведения психологической консультации — директивный, рационально-строгий (деловой) с выдачей четких и определенных рекомендаций.

Читайте также:  Флешмоб для детей дошкольного возраста день здоровья

Интуитивно-чувственный тип. Данный тип способствует глубокому вовлечению личности в картину пограничного расстройства (истерические, тревожные, аффективно-шоковые, эксплозивные реакции, панические атаки) с преимущественными нарушениями в аффективной и мотивационной сферах. Это проявляется в повышенной ранимости, незащищенности от отрицательных эмоций, «застревании» на травмирующих ситуацих, вспыльчивости, излишней мечтательности в ущерб практическим делам. Основные цели психологической коррекции: формирование устойчивых навыков саморегуляции состояний, развитие волевых качеств и организаторских способностей.

Сенсорно-импульсивный тип. В случаях невротизации данный тип способствует ярким проявлениям патологии и возможным переходам ее в глубокие формы. Возможные области формирования невротических расстройств: конфликты и напряженность в профессиональной сфере, всевозможные ограничения свобод, внешняя регламентация различных сторон жизни. Дезадаптация проявляется в форме перевозбуждения, экзальтации, непоследовательности, хаотичности социальных связей, увлечений и интересов. Предпочитаемый стиль проведения психокоррекции — игровой, спонтанный, с элементами психодрамы и эмоциональной экспрессии, общение с клиентом на короткой дистанции и в «приземленной» форме.

Можно сделать заключение, что понимание и учет человеком собственных типологических особенностей способствуют повышению адаптационного потенциала личности и сохранению психического и физического здоровья.

Сохранение психического здоровья и предупреждение психических расстройств — гораздо менее понятная задача, чем предупреждение инфекционных болезней, для профилактики которых проводится вакцинация, а для лечения применяются антибиотики; в области психических заболеваний таких мер не существует.

Во всем мире наркомания и алкоголизм привели к кризису психического здоровья. В результате формирования зависимости страдает психика десятков миллионов мужчин, женщин и детей.

Насилие над детьми — тоже существующий во всем мире феномен. Как фактор возникновения психических заболеваний оно заслуживает намного большего внимания, чем ему сейчас уделяется. В последние годы такое насилие рассматривается как первичная причина синдрома множественной личности. Международные организации, такие, как Всемирная организация здравоохранения, усиленно работают над выявлением и искоренением насилия над детьми, осуществляемого в странах третьего мира под видом детского труда, т.е. постоянного и узаконенного использования детей в промышленности и сельском хозяйстве фактически в качестве рабов.

Список использованных источников

1 Ананьев, Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека [Текст]/ Б.Г.Ананьев; — Самара: Изд.дом «Бахрах», — 1999.-94с. — ISBN 5-7567-0234-2

2 Ананьев, Б.Г. Структура личности. Психология личности в трудах отечественных психологов [Текст] / Б.Г.Ананьев; Спб:Изд-во «Питер», — 2000.-95с. — ISBN 978-5-49807-198-5

3 Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно — историческое понимание развития человека [Текст]/ А.Г. Асмолов; — М: Смысл, — 2007. — 528с. — ISBN 978-5-7695-3062-3

4 Маркс, К. Капитал. т.3 [Текст] / К.Маркс; — М.:Изд-во «Аст», — 2009. — 192с. — ISBN 978-5-17-05501-9

5 Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность [Текст] / А.Н. Леонтьев; — М: Изд-во «Директ-Медиа», — 2008. — 916с. — ISBN 978-5-9989-1560-4

6 Слотина, Т.В. психология личности [Текст] / Т.В.Слотина; — СПб: Изд-во «Питер», — 2008. — 304с. — ISBN 978-5-388-00144-3

7 Петровский, А.В. и Ярошевский М.Г. Краткий психологический словарь [Текст] / А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский; — Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», — 1998. — 505с. — ISBN 5-222-00239-Х


8 Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. — СПб: Изд. «Питер», — 2007 — ISBN 5-314-00016-8


9 Никандров, В.В. Психология [Текст] / В.В. Никандров. — М.: Изд. «Проспект», — 2008. — 912с. — ISBN 978-5-482-01554-4

Источник

Психические типы как формы психического здоровья

г.Мурманск, ул.Свердлова д2 к4, 183031
Регистратура т.(8152) 60-34-02
+7-900-943-03-64

Приемная т.(8152) 60-24-01
+7-900-943-03-74
ФАКС (8152) 41-06-84
email mopnd@rambler.ru

Режим работы диспансерного отделения по адресу Свердлова 2/4:

Понедельник-пятница: 08.00 — 19.00

Суббота: 10:00 — 14:00

Воскресенье: выходной

Психическое здоровье – это состояние психологического и социального благополучия, при котором человек реализует свои возможности, эффективно противостоит жизненным трудностям и стрессу, осуществляет продуктивную осознанную деятельность и вносит свой вклад в развитие социума.

В первую очередь это реализуется за счет стабильного, адекватного функционирования психики, а также основных психических познавательных процессов: памяти, внимания, мышления.

Всемирная организация здравоохранения заявила, что психические расстройства затрагивают около 12% всего населения земного шара – примерно 450 миллионов или каждый четвертый человек во всем мире страдает от психических заболеваний.

Показателями психического здоровья являются:

Факторы, которые разрушают психику человека:

  • Вредные воздействия окружающей среды.
  • Физические болезни.
  • Генетически запрограммированные модели поведения.
  • Различные зависимости и привыкания.
  • Вредные привычки, такие как, алкоголь, курение, наркотики.

Все эти факторы способны в той или иной форме оказывать влияние на людей, вызывая тяжелые болезни.

Чем характеризуется психическое здоровье?

1. Умение выстраивать отношения с окружающими. Эти отношения в основном позитивные, доверительные. В эту же категорию относят способность любить – принимать человека таким, какой он есть.

2. Желание и способность работать. Это – не только профессиональная деятельность, но и творчество, вклад в общество. Создавать то, что ценно для самой личности, его семьи, общества.

3. Способность «играть». Игра – довольно широкое понятие в отношении взрослого человека. Что она в себя включает:

  • свободное использование метафор, иносказаний, юмора – игра символами;
  • танец, пение, спорт, некоторые виды иного творчества – быть не сторонним наблюдателем, а активным игроком.

4. Автономия. Здоровый человек не делает того, чего ему не хочется. Он самостоятельно делает выбор и несет за него ответственность.

5. Понимание этических норм. Осознавать смысл и необходимость следования им, однако является гибким в этом отношении – в определенных обстоятельствах он может позволить себе изменить линию поведения (в пределах разумного).

6. Эмоциональная устойчивость. Она выражается в способности вынести накал эмоций – чувствовать их, не позволяя им управлять собой. В любых обстоятельствах находиться в контакте с разумом.

7. Гибкость применения защитных механизмов. Каждый человек сталкивается с неблагоприятными жизненными обстоятельствами, и, будучи носителем такого нежного конструкта, как психика, применяет средства ее защиты. Здоровая личность выбирает эффективные методы и в разных ситуациях осуществляет выбор в пользу наиболее подходящего.

8. Осознанность, или, иначе говоря, ментализация. Здоровый психически человек видит разницу между истинными чувствами и чужими навязанными установками, способен проанализировать свои реакции на слова другого.

9. Способность к рефлексии. Вовремя обратиться к самому себе, проанализировать причины тех или иных событий в собственной жизни, понять, как поступить дальше.

10. Адекватная самооценка. Реалистичная самооценка, самовосприятие себя согласно действительным чертам характера и особенностям, отношение к себе с теплом, реальное понимание слабых и сильных сторон характера.

Как сохранить свое психическое здоровье?

  • Правильное питание.
  • Физическая активность.
  • Принимайте свои чувства.
  • Управляйте своими эмоциями.
  • Знайте свои слабые места.
  • Развивайте свои таланты и интересы.
  • Учитесь делать близким людям приятные сюрпризы.
  • Научитесь улыбаться.
  • Преодоление зависимостей.
  • Стрессоустойчивость.
  • Изменить образ мышления.
  • по возможности оградить себя от негативной информации – перестать смотреть душещипательные передачи, общаться с негативно настроенными людьми и т.д;
  • искать положительные стороны в окружающих обстоятельствах;
  • перестать критиковать все подряд от соседей и начальства до правительства;
  • не поддаваться унынию, какими бы тяжелыми не представали обстоятельства;
  • не сравнивать себя с кем бы то ни было – разве что с самим собой вчера и сегодня;
  • положительно воспринимать жизнь во всех ее проявлениях.

Следует помнить о том, что позитивное мышление основывается не столько на событиях окружающего мира, сколько на реакции на них, а её мы в силах изменить.

Психически здоровые люди стремятся сбалансировать и развивать различные стороны своего «я» — физическую, психическую, эмоциональную и духовную. Они ощущают целесообразность своего существования, контролируют свою жизнь, чувствуют поддержку окружающих и сами оказывают помощь людям.

Источник

Adblock
detector