VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016
ПРОФИЛАКТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ
Под психологическим здоровьем мы подразумеваем наличие нормы в интеллектуальном развитии человека, положительные эмоции и способность к эмоциональной регуляции, коммуникативную культуру и нравственное поведение [2]. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это активное участие в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности человека. В узко биологическом смысле речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека к воздействиям внешней среды и изменениям состояний внутренней среды. Базовыми элементами ЗОЖ являются воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков; окружающая среда; отказ от вредных привычек; питание; движение; гигиена организма; закаливание. На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает неразрывное с ним психоэмоциональное состояние, которое зависит от его умственных установок.
Малоподвижный образ жизни всюду преследует современного человека, в том числе и студенческую молодежь. Современная молодежь много сидит в университетской аудитории, в читальном зале библиотеки, за компьютером и телевизором, а дома или в общежитии, уже обессилившая после продолжительного сидения, предпочитает лежать. Статистика показывает: спортивная подготовка старшеклассников выше, чем у студентов. Значит, юноши и девушки из года в год физически слабеют. И не удивительно, что первые признаки старости наступают уже к 30 годам. Важнейшей причиной гиподинамии среди нашей молодежи являются и суровые климатические условия Якутии, препятствующие свободной игровой и трудовой деятельности на воздухе, общению с природой. Вместе с тем резко-континентальный климат – это и благоприятная среда для психической депривации, результаты которой без компетентного вмешательства специалистов могут создать определенные трудности для нормального развития личности.
Прекрасным средством профилактики физического и психологического здоровья являются, например, физические упражнения и йога. В России до недавнего времени пропагандировались лишь занятия физкультурой и спортом. Существенная разница между этими подходами к активизации жизненных ресурсов заключается в том, что после занятий физкультурой или спортом человек ощущает усталость и недостаток энергии, а упражнения йогой способствуют не только аккумулированию энергии, но и улучшению мыслительной деятельности, снятию стрессов и гармонизации внутренних процессов в организме. В настоящее время все увереннее звучат предложения занятия йогой – результат многовекового опыта человечества в формировании гармонии духа и тела [2].
Другие техники телесноориентированной психологии, также могут способствовать профилактике психологического здоровья. Это психосоматический массаж и упражнения, разработанные В. Райхом, А. Лоуеном, И. Рольф, Ф.М. Александером, М. Фельденкрайзом [3]. Ф. Матиас Александер считает, что люди в основном неправильно и неэффективно пользуются своими телами. Это привычки в держании и движении тела, привычки, которые непосредственно влияют на то, как мы функционируем физически, умственно и эмоционально. Им разработана оригинальная техника, показывающая способ преодоления сложившихся «неправильностей» в действии и покое. Ф.М. Александер полагал, что предпосылкой свободных и естественных движений является наибольшее возможное растяжение позвоночника, его естественное вытягивание вверх. Работа Моше Фельденкрайза направлена на восстановление связей между двигательными участками коры головного мозга и мускулатурой, которые напряжены или испорчены дурными привычками. Цель состоит в том, чтобы создать в теле способность двигаться с минимумом усилий и максимумом эффективности, посредством не увеличения мускульной силы, возрастающего понимания того, как тело работает. Работу тела возглавляет ум.
Развивая и воспитывая свое тело, человек развивает и воспитывает свою психику. Раскрой прежде такие способности своего тела, как терпеливость, выносливость, умеренность, накопление, бережливость и, со временем, они проявятся на психическом уровне. Так, научи свое тело копить продукцию организма, то есть не позволяй себе плеваться, соблюдай культуру туалета и тебе станут доступны такие качества как чистоплотность, бережное отношение к богатству своей семьи и других людей, стремление сохранить доверенные тебе истории и мысли.
В заключение приведем рекомендации, разработанные международной группой врачей, диетологов и психологов, которые составляют основу здорового образа жизни [4]: 1. Изучая иностранные языки, производя подсчеты в уме, мы тренируем головной мозг и замедляем процесс возрастной деградации умственных способностей. 2. Найдите подходящую для себя работу, которая будет вам в радость. 3. Не ешьте слишком много. Это способствует поддержанию активности клеток, их разгрузке. Меню должно соответствовать возрасту. 4. Имейте на все свое мнение. Осознанная жизнь помогает как можно реже впадать в депрессию и быть подавленным. 5. Сохранить молодость помогут любовь и нежность. Эти чувства связаны с выработкой гормона счастья – эндорфина, который укрепляет иммунитет. 6. Спать рекомендуется при температуре 17-18 градусов. От температуры окружающей среды зависят обмен веществ в организме. 7. Двигайтесь, даже восемь минут спорта в день продлевают жизнь. 8. Не подавляйте в себе гнев. Различным заболеваниям, даже онкологии, более подвержены люди, которые «вечно недовольны собой и окружающими». Лучше выговориться и поспорить.
Таким образом, осознание и развитие в себе физического и психологического здоровья, переживание удовольствия духовной реализации, занятия научными исследованиями и практической психологией являют собой здоровый образ жизни и прекрасно способствуют движению на пути к гармоничному типу личности.
1. Марцинковская Т.Д., Ярошевский М.Г. 100 выдающихся психологов мира. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 320 с.
2. Михалева А.Б. Здоровый образ жизни – здоровье психики / Приоритетные направления развития бокса в начале XXI в.: опыт, проблемы и перспективы. – Якутск, 2007. – С. 52-55.
3. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. Выпуск 2. – М.: изд. Российского открытого университета, 1992. – 136 с.
Источник
Профилактика психического здоровья в условиях профессиональной деятельности
Работа по сохранению психического здоровья имеет комплексный характер и реализуется по двум основным направлениям.
1. Осуществление систематической и согласованной работы психолога и других должностных лиц профилактического плана по своевременному выявлению работников, нуждающихся в оказании психологической помощи и постоянном психологическом сопровождении, созданию благоприятных условий для жизнедеятельности специалистов, предупреждающих их психологическую и физическую перегрузки, негативные проявления НПН и последствия кризисных состояний (неспециализированная психологическая помощь).
2. Непосредственное применение психологом специальных процедур по оказанию психологической помощи конкретным специалистам (коллективам) методами психологического консультирования, психокоррекции, психореабилитации, психологического обучения и просвещения (специализированная психологическая помощь).
Психопрофилактические мероприятия по сохранению психического здоровья проводятся психологом в тесной взаимосвязи с другими должностными лицами и специалистами (медицинскими, социальными работниками, юристом и др.).
Психологическая профилактика и психогигиена предполагают:
а) своевременное выявление таких индивидуальных особенностей работника, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его психическом развитии, в его поведении, отношениях, деятельности;
б) предупреждение возможных осложнений и психических расстройств в связи с возрастными, социализационными кризисами (психическое расстройство — общий термин, указывающий на то, что психическое состояние человека дает основание для психиатрического или психотерапевтического вмешательства);
в) оценка и контроль соблюдения условий жизнедеятельности, необходимых для нормального психического развития людей (психогигиеническая оценка комфортности среды, анализ режимов деятельности и отдыха, выявление ситуаций и условий профессиональной деятельности, вызывающих чрезмерное психофизиологическое напряжение, психологические перегрузки и негативные переживания) и т. д.
Разновидности профилактики (классификация воз):
1)первичная (мероприятия, предупреждающие возникновение нервно-психических расстройств);
2)вторичная (мероприятия, препятствующие неблагоприятной динамике уже возникших заболеваний);
3) третичная (способствует предупреждению неблагоприятных социальных последствий заболевания и его рецидивов).
К основным мерам по профилактике психических срывов относят:
внимательное, чуткое отношение к подчиненным, уважение их чувств, мыслей, суждений, предложений и т. д., недопущение в их адрес резких, оскорбительных высказываний, несправедливости и т. п.;
изучение и знание реальной обстановки в семьях работников, оказание им всесторонней помощи в разрешении бытовых, финансовых, психологических и других проблем, а также семейных конфликтов;
рациональное распределение работников по подразделениям и специальностям с учетом их подготовки и индивидуальных особенностей;
анализ и оптимизация эргономических условий деятельности специалистов, исключение необоснованных физических и морально-психологических перегрузок;
равномерное распределение работ, учет физического состояния и психологического самочувствия работников;
постоянное изучение социально-психологических процессов в рабочих группах, запросов, настроений персонала; создание здорового морально-психологического климата в коллективах — атмосферы уважительности, доброжелательности и взаимопомощи;
создание условий для проявления творческих способностей специалистов, предоставление возможности отдыха по собственному плану;
прием по личным вопросам;
разъяснение специалистам типологических черт их характера, возможных негативных проявлений, связанных с ними, и формулирование рекомендаций для самоконтроля и коррекции (проводит лично психолог);
выявление наиболее типичных ситуаций, в которых поведение работников с признаками нервно-психической неустойчивости чаще всего оказывается не адекватным;
изучение ситуаций профессиональной деятельности, ведущих к повышенным негативным переживаниям и состояниям, способствующих ошибкам, авариям, несчастным случаям, конфликтам между людьми в организации и т. д.
Пристального внимания психолога и других должностных лиц требуют специалисты с признаками нервно-психической неустойчивости (НПН). Нервно-психическая неустойчивость не равнозначна психическому заболеванию, является временным, обратимым явлением. Ее можно сравнить с гранью, за которой начинается болезнь.
Наиболее важными факторами, способствующими развитию НПН, являются:
слабая подготовка к профессиональной деятельности и негативное отношение к ней;
психотравмирующие конфликты между работниками;
грубость и управленческо-организационные ошибки руководителей;
особенности черт характера самого работника (чрезмерная обидчивость, вспыльчивость, мнительность, неуверенность, упрямство и др.), в том числе и физиологические особенности организма, предопределяющие ненадежность адаптационных и компенсаторных механизмов;
психологический климат в коллективе;
неблагоприятные известия и др.
Важное место в решении проблемы сохранения психического здоровья занимает деятельность психолога по проектированию и оптимизации профессиональной среды.
Решение данной задачи связано с созданием таких условий, которые бы обеспечивали эффективную и безаварийную работу персонала, а также предупреждение различного рода профессионально-психологических расстройств и деформаций личности работающих специалистов.
Под профессиональной средой понимается совокупность предметных условий труда (структура организации, предмет, средства, орудия труда, эргономические, технологические, информационные и другие особенности выполнения профессиональных задач) и социальных условий (межличностные отношения, климат в коллективе, удовлетворенность работой и т. п.).
Профессиональная среда по характеру воздействующих на человека факторов может быть относительно комфортной и стрессогенной (или экстремальной). Данные факторы, различаясь по интенсивности и продолжительности своего воздействия, могут быть объединены в несколько групп:
• физические (громкость, запах, температура, объем помещения, освещенность и т. п.);
технические (надежность и эргономическое соответствие оборудования, техники, рабочего места);
социально-ролевые (нормативные ограничения, возможность проявления инициативы, ролевые позиции и ожидания, совместимость членов коллектива и др.);
особенности задачи (степень сложности, новизны, монотонность работы, наличие необходимой информации, высокий темп действий, дефицит времении т. д.);
структурные (групповая или индивидуальная изоляция, автономность, функциональный, матричный или линейный тип построения организации, количество иерархических уровней управления и т. п.);
личностные (профессиональная подготовленность и опыт работы, свойства нервной системы, особенности темперамента и характера человека, функциональное состояние).
Взаимодействие внешних и внутренних факторов может вызывать самые различные неблагоприятные последствия как для самого человека, так и для окружающих его людей.
Неблагоприятное сочетание факторов профессиональной среды приводит к значительному возрастанию психологической нагрузки на человека, вызывая состояние психической напряженности.
Напряженность — это состояние психической активности, неадаптивности человека, вызванное воздействием экстремальных для него факторов и предвосхищением связанных с ними последствий.
Такое состояние возникает тогда, когда человеку необходимы дополнительные психологические возможности для преодоления появляющихся трудностей и перестройки психики при переходе ее к новому уровню функционирования.
Системный и комплексный подход в организации психологического обеспечения безопасности труда и планировании оптимальной профессиональной среды выражается в сосредоточении работы психолога на решении определенных задач.
Осуществление специальных мероприятий, проводимых психологом по формированию и развитию у психологических качеств, необходимых для продуктивного труда и способствующих преодолению трудных ситуаций, предупреждению негативных состояний и срывов в деятельности. Здесь решаются задачи, связанные с совершенствованием самого человека: повышение эмоциональной устойчивости и способности к самоуправлению, саморегуляции своего эмоционального состояния и поведения, тренировка психофизиологических функций и т. п.
Проведение профилактических мероприятий по целенаправленному изучению и оптимизации внешних факторов профессиональной среды, направленных на предупреждение психологической и физической перегрузок, профилактику профессиональных деформаций личности и различного рода заболеваний (рис. 1.20).
Для решения данной задачи осуществляются следующие мероприятия:
эргономическая оптимизация рабочего места, техники, информационной нагрузки с учетом психологических возможностей человека по ее принятию и обработке. В этом плане учитываются как объем информационных потоков, их интенсивность, так и эргономические параметры технических средств: органов и пультов управления, средств отображения информации и т. п. Такие мероприятия способствуют предупреждению сенсорно-перцептивной напряженности;
в целях профилактики зрительных и психоэмоциональных перенапряжений большое внимание уделяется освещенности и цветовому оформлению рабочих помещений. Исследования показывают, что тон окраски поверхностей, находящихся большую часть времени в поле зрения человека, влияет не только на его самочувствие, но и на производительность труда. Поэтому оптимальным является использование цветов средневолнового участка спектра;
3) серьезное внимание должно быть уделено профилактике монотонии как следствию однообразной регулярной повторяемости одних и тех же действий, а также недостаточности раздражителей (депривационная монотония). Эта задача особенно актуальна для специалистов, чья деятельность носит операторский характер. Мероприятиями по устранению монотонии являются, например, прослушивание (где это допускается) музыки во время работы, установление оптимального уровня (частоты, интенсивности) коммуникативного взаимодействия между работниками. Кроме того, предупреждению монотонии способствуют изменения в ритме труда на протяжении рабочего дня, возможность человека индивидуально устанавливать оптимальный для него темп выполнения профессиональных действий и операций, принудительное нарушение регулярности однотипных движений и т. п.
Компенсация двигательной недостаточности может быть преодолена изменением технологии выполнения функциональных обязанностей, предполагающей переход работника от одного места к другому. Большое значение для психоэмоционального переключения имеет наличие «зоны отдыха», по своему интерьеру и цветооформлению отличающейся от «рабочей зоны».
Источник