Психологическое здоровье современной семьи
Психологическое здоровье семьи — это комплексный обобщенный показатель социально-психологической активности ее членов во внутрисемейных отношениях, в социальной среде и профессиональной сфере их деятельности.
Это состояние душевного психологического благополучия семьи, обеспечивающее адекватную их жизненным условиям регуляцию поведения и деятельности всех членов семьи. Психологическое здоровье — это интегральный показатель функционирования современной семьи, отражающий качественную сторону протекающих в ней социальных и психолого-педагогических процессов.
К основным критериям психологическою здоровья семьи В. С. Торохтий относит сходство семейных ценностей, функционально-ролевую согласованность, социально-ролевую адекватность в семье, эмоциональную удовлетворенность, адаптивность в микросоциальных отношениях, устремленность на семейное долголетие. Рассмотрим особенности их проявления.
1. Сходство семейных ценностей отражает совпадение, ориентационное единство взглядов, отношений членов семьи к общечеловеческим нормам, правилам, принципам формирования, развития и функционирования семьи как малой социальной группы. В настоящее время в динамике этого показателя наблюдаются две тенденции. Первая — поляризация ценностных ориентации среди членов семьи, как правило родителей и детей. Вторая — деформация семейных ценностей и появление отличных от традиционно сложившихся целей, идеалов, интересов и убеждений членов семьи. Каждая из этих тенденций оказывает дестабилизирующее воздействие на психологическое здоровье семьи.
2. Функционально-ролевая согласованность представляет собой динамический показатель психологического здоровья семьи и отражает уровень развития таких социально-психологических механизмов внутрисемейного взаимодействия, как взаимопонимание, взаимопомощь, взаимодоверие, взаимотерпение между членами семьи. Этот показатель предполагает высокую степень синхронности действий членов семьи, самостоятельно включающихся в реализацию той или иной функции в силу ее целесообразности и необходимости для всей семьи. Тесная взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга придают семейной системе стабильность и устойчивость.
3. Социально-ролевая адекватность обусловливается ролевой структурой семьи, которая в процессе ее жизнедеятельности складывается более жесткой но сравнению с большинством малых групп. Она отражает уровень реализации межличностных, внутрисемейных ожиданий: от каждого члена семьи ожидают исполнения определенной роли (отец — мужчина, лидер, добытчик, опора в трудной ситуации и т. п.; жена — заботливая мать, хозяйка, хранительница домашнего очага и т. п.; дочь, сын — помощники родителей, опора в будущем, наследник — наследница и т. д.). Однако при усвоении социального опыта каждым членом семьи как личностью сегодня все больше обнаруживается противоречие между ее внутренней позицией по отношению к приписанной роли и нормативно одобряемым образцом поведения в пей. Под воздействием различных факторов современной жизни все чаще возникают конфликты между ролью и личностью, что характеризует надеине уровня развития семьи. Как следствие — ослабевает способность семьи к коррекции индивидуальных действий и подавлению дезоргаиизационных проявлений ее членов.
4. Эмоциональная удовлетворенность показывает характер эмоционального принятия друг друга и уважение в семье. Именно высочайшая степень эмоциональной близости — «пристрастное отношение» друг к другу – составляет особое качество здоровой семьи. Понятно, что эмоциональные связи между членами семьи опосредуются их совместной деятельностью, задачами, которые стоят перед всем семейным коллективом. В то же время эмоциональная удовлетворенность в семье является важнейшим источником психологической разрядки и поддержки всех ее членов. Рейтинг этого показателя в психологическом здоровье семьи определяется многими факторами: уровнем образования родителей, мотивами заключения брака, характером супружеских отношений, целями воспитания детей, методами достижения результата и г. д.
5. Адаптивность в семейных отношениях характеризуется способностью прежде всего взрослых членов семьи приспосабливаться к социально-психологической атмосфере семьи после трудового дня.
Семья может успешно решать одну из главных своих психологических задач — эмоциональную разрядку лишь в том случае, когда каждый член семьи будет стремиться сохранить в ней традиционный характер межличностного общения близких людей, комфортность эмоционального фона отношений.
На адаптивность супругов в микросоциальных отношениях существенное влияние оказывают проблемы, связанные с «синдромом сгорания». Всякое превышение нормы профессиональных контактов, что чаше наблюдается у представителей профессии типа «человек-человек» (врачи, педагоги, менеджеры, милиционеры, священники, общественные деятели, психологи, социальные работники и т. д.), приводит к коммуникативному перенасыщению, сопровождающемуся со временем нарастанием раздражительности, усталости, переходом на «силовые методы» воздействия на окружающих (чаще детей или супруга, супругу). Способность члена семьи оставить все эти состояния «при входе в семью» и принять ее законы жизнедеятельности составляет важный показатель психологического здоровья семьи.
6. Устремленность на семейное долголетие представляет собой постоянное влечение к новым семейным целям, разумное их планирование и поддержание активности всех членов семьи в их достижении. Неотъемлемым атрибутом любой здоровой семьи являются ближайшие и перспективные семейные цели. В формировании, выборе способов их достижения и предполагаемом результате отражаются потребности, намерения, интересы, желания и установки, как правило, каждого члена семьи. Удовлетворенность их реализацией — важнейшее условие поддержания активности семьи в определении новых рубежей жизнедеятельности. В этом и состоит смысл основных механизмов устремленности на семейное долголетие. В свою очередь психологически здоровая семья позитивно влияет на внесемейную деятельность ее членов (профессиональную, учебу и т. п.), тем самым обеспечивая «семейную подзарядку», привносимую членами семьи извне.
7. Идентичность и стабильность семьи. Один из основателей семейной терапии Н. Аккерман ввел два понятия — «идентичность» и «стабильность семьи». Семейную идентичность он определял как содержание ценностей, устремлений, экспектаций, тревог и проблем адаптации, разделяемых членами семьи или взаимодополняемых ими в процессе выполнения семейных ролей.
Другими словами, семейная идентичность — это эмоциональное и когнитивное «Мы» данной семьи. Семейная идентичность связана с самосознанием личности и может характеризоваться различной степенью включения или противопоставления «Я» и «Мы». Стабильность семьи, которую точнее было бы обозначить как «сохранение в изменении», предполагает сохранение идентичности во времени, контроль над конфликтами и способность семьи к изменению и дальнейшему развитию.
Наряду с вышеназванными основными показателями психологического здоровья семьи имеют место и такие, как психолого-педагогическая состоятельность или несостоятельность семьи, адекватный возрасту членов семьи уровень зрелости их отношений, мобильность к предметно-рефлексивным отношениям и другие.
Все эти элементы психологического здоровья отражают устойчивые, по-своему сложившиеся в конкретной семье социально-психологические явления, подверженные управлению как внутри, так и внесистемным воздействиям.
Рассмотренные показатели психологического здоровья семьи создают общий психологический портрет современной семьи и прежде всего характеризуют степень ее благополучия.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
1. Охарактеризуйте социокультурные детерминанты развития семьи.
2. Перечислите признаки здоровой и проблемной семьи.
3. Проанализируйте официальную и скрытую бракоразводную статистику.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Антонов А., Медков Д. Социология семьи. М., 1996.
Витек К. Проблемы супружеского благополучия. М., 1988.
Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.
Гозман Л. Я., Алешина Ю. Е. Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы. //Психологический журнал. 1991, №4.
Голод С. И. Моногамная семья: кризис или эволюция? (Социологический анализ). // Социально-политический журнал. 1995. №6. С. 74-87.
Керш П. К. Семейный контекст: удовлетворенность супружеством, родительский стиль и речевое поведение с детьми. //Вопросы психологии. 1990. №1. С. 103—109.
Ковалев С. В. Психология современной семьи. М., 1988.
Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. М., 1991.
Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений. Киев, 1990.
Переведенцев В. И. Воспроизводство населения и семья. //Социологические исследования. 1992. С. 82—95.
Сатир В. Как строить себя и свою семью. М.,1992.
Семья и время (статьи по социологии семьи) //Вестник МГУ, сер. 18, социология и политология. 1996. №3. С. 60—88.
Сысенко В. А. Супружеские конфликты. М., 1993.
Сысенко В. А. Устойчивость брака: проблемы, факторы, условия. М., 1981.
Торохтий В. С. Психология социальной работы с семьей. М., 1996.
Филюкова Л. Ф. Современная молодая семья. М., 1993.
Харчев А. Г. Брак и семья в СССР. М., 1971.
Шапиро А. З. Психолого-гуманистические проблемы позитивности-негативности внутрисемейных отношений. // Вопросы психологии. 1994. №4. С. 45—46.
Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999.
Источник
Псих здоровье семьи это
Центр социально-психологической и информационной поддержки
«СЕМЬЯ И ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ»
Региональная благотворительная общественная организация
Семья и психическое расстройство: что может помочь семье в преодолении болезни
Т.А. Солохина, Л.С. Шевченко
Базовый курс лекций по программе семейного психиатрического просвещения обычно мы предваряем вступительной лекцией – обсуждаем вместе с родственниками больных значение семьи в жизни человека, рассматриваем ее функции и структуру, анализируем ситуации, когда в нее вторгается тяжелое психическое заболевание, и с учетом их кризисности останавливаемся на моделях поддержки, которые помогают семье пережить тяжелое время и адаптироваться к условиям постоянного стресса, сопряженного с психическим заболеванием близкого человека. Не отступая от привычного порядка, мы сочли целесообразным в первой лекции осветить перечисленные выше аспекты.
Немного о семье и семейных взаимоотношениях
Все согласны с огромной ролью семьи в жизни любого человека. На вопрос, что такое семья, наши слушатели отвечают по-разному. Часто приводятся следующие определения: «семья – это группа людей, проживающих вместе и ведущих совместное хозяйство»; «ячейка общества, форма организации быта»; «проживающие вместе родственники, имеющие общий бюджет», «семья – это семь Я». Любое из них правильно и каждое отражает определенные условия существования семьи, ее особенности. И в то же время все слушатели соглашаются с таким определением: «семья – это социокультурная система из взрослого человека и ещё одного или нескольких взрослых или детей, связанных обязательством поддерживать друг друга эмоционально и физически и объединенных во времени, пространстве и экономически».
Это определение приведено в «Основах семейной медицины» в нем сделан акцент на разных функциях семьи, а главное, оно охватывает любой тип семей – полных, неполных, нестандартных.
Остановимся на том, что следует понимать под функциями семьи, и выделим основные.
Функции семьи – это сферы жизни семьи, непосредственно связанные с удовлетворением потребностей ее членов – эмоциональных, духовных, социально-бытовых, медицинских и др. Часть этих функций остается неизменной на протяжении всего ее существования, а часть со временем меняется.
Семья выполняет следующие функции:
· эмоциональную – удовлетворение потребностей членов семьи в симпатии, уважении, признании, поддержке, защите;
· духовного общения – удовлетворение потребности во взаимном духовном обогащении;
· первичного социального контроля – обеспечение выполнения членами семьи принятых социальных норм;
· воспитательную – воспитание и социализация детей;
· хозяйственно-бытовую – удовлетворение материальных потребностей членов семьи;
· сексуально-эротическую – удовлетворение сексуально-эротических потребностей.
Выполняя эти функции, семья обеспечивает рост личности и развитие каждого ее члена, прививает ему чувство социальной идентификации, принадлежности к общечеловеческой культуре, образует основу формирования внесемейных отношений и связей.
Особое внимание хотим обратить на так называемые медицинские функции семьи, которые включают формирование, поддержание и сохранение здоровья ее членов. Среди них выделяют:
· репродуктивную – обеспечение рождения здорового ребенка посредством сознательного планирования семьи и учета наследственных факторов;
· образовательную – обеспечение своих членов информацией по вопросам здоровья и болезней;
· ухода за больным;
· финансового обеспечения медицинской помощи.
Структура семьи – еще одно важное понятие при ознакомлении с основами семейной жизни. Под этим понимается ее численность, состав, а также совокупность характеристик, отражающих взаимоотношения ее членов. Наиболее распространенная структура – муж, жена и один или несколько детей. Нередко с ними проживают родители одного из супругов.
Часто слушатели задают вопрос: что определяет семейное благополучие? Дело в том, что не существует какого-то одного фактора, от которого оно зависит. Семейное благополучие определяется совокупностью характеристик, отражающих разные стороны внутрисемейных взаимоотношений. К основным – формирующим «семейный портрет», относятся распределение власти в семье, близость и автономия ее членов, стиль общения и решения проблем, эмоциональные особенности, способность перенести стресс, справиться с потерями и изменениями.
Распределение власти бывает таким:
1) более или менее равномерное;
2) авторитарность одного из членов при подавлении остальных;
3) «война» между членами семьи за власть;
4) неустойчивые, взрывные отношения.
Варианты распределения от 2 пункта до 4 свидетельствуют о нарушении семейных взаимоотношений.
Желательно, чтобы близость членов семьи сочеталась с их автономией. Это означает, что каждый имеет свое мнение и свободно высказывает его, встречая понимание и симпатию со стороны близких.
Стиль общения в хорошо функционирующей семье характеризуется четкостью, привычкой отвечать за свои слова и поступки, уважением к словам и чувствам других. Положительное поведение одобряется и поощряется, отрицательное либо игнорируется, либо оцениваются его причины. Когда в такой семье возникают проблемы, принятые решения характеризуются четкостью и реалистичностью, а ее членов отличают сходные взгляды на мир, близкие представления о смысле и ценностях жизни.
Ориентировочную оценку качества функционирования своей семьи можно получить, ответив на пять, приведенных ниже вопросов [2] . Если число баллов 7–10, семья функционирует хорошо, при 4–6 баллах в ней имеются проблемы, требующие тактичного вмешательства специалистов; оценка 0–3 балла означает что в семье серьезные проблемы и требуется немедленное вмешательство специалистов.
Оценка семейных взаимоотношений
Утверждение
Почти всегда
2 балла
Иногда
1 балл
Почти никогд
1 балл
Уверен, что могу обратиться к своей семье, если меня что-то беспокоит
Удовлетворен тем, как моя семья обсуждает со мной пути решения ее проблем
Удовлетворен тем, как члены моей семьи выражают свои чувства и отвечают на мои
Удовлетворен тем, как семья поддерживает и одобряет мои желания создать что-то новое
Удовлетворен тем, как вместе с семьей провожу досуг
Нарушение взаимоотношений в семье может препятствовать нормальному выполнению ее функций, в том числе связанных с обеспечением здоровья. От особенностей этих взаимоотношений зависит, как семья прореагирует на болезнь и медицинское вмешательство, поддержит ли действия врача либо отнесется к ним неодобрительно, способна ли она преодолеть болезнь. Нарушения семейных взаимоотношений уже сами по себе могут стать причиной физических и психических жалоб.
Семья в кризисе
Из вышесказанного понятно, что семья представляет собой сложную систему. Один из основателей семейной психотерапии Дж. Хонелс (1975) определил ее основу таким образом: «Семья – это не просто сумма людей, а система, и как всякая система обладает определенной структурой, состоящей из элементов и связей между ними, а также собственными качественными особенностями, присущими только целому и не сводимому к сумме свойств частей. В семье все взаимосвязано, и при повреждении любого ее звена возникает отзвук во всех остальных частях. При наличии в семье больного никто не остается равнодушным, нарушается установившееся равновесие во взаимоотношениях, семья перестает функционировать как гармоничное целое».
Психическое заболевание, как и любое другое тяжелое хроническое, является причиной наиболее серьезного семейного кризиса. Безусловно, это нагрузка не только на заболевшего, но и на его близких, и чем она тяжелее, тем сложнее к ней адаптироваться.
Мы установили в своих научных исследованиях, что серьезное психическое заболевание одного из членов семьи вносит ограничения в организацию быта, требует особого режима, изменения привычного жизненного уклада жизни всех членов семьи, заставляет отказаться от приятных привычек, изменить планы на будущее, перераспределить обязанности, не говоря уже об ощущениях неопределенности, беспомощности, страха, и у больного, и у его родственников.
«Когда мой сын заболел, это стало главной заботой в моей жизни. Уход за ним заполнил все. При этом мое положение отягощалось внезапными приступами тревоги, страха, неуверенности, подавленности, связанными с лишь с одним: что впереди? До сих пор у меня много бытовых проблем, я встречаюсь с откровенным бюрократизмом, когда хочу что-то получить для себя или сына, иногда мне приходится быть и юристом, и правозащитником – все это лишает меня сил, энергии»
(мама Николая, 1999 г.).
Сказанное формирует по отношению к членам семьи феномен бремени болезни. Это финансовые и эмоционально-психологические тяготы, заботы по уходу за больным, принятие ответственности за его будущее, утрата перспектив служебного роста, лишение отдыха, и, помимо этого, переживание стигмы.
Согласно полученным нами данным, среди родственников, принимавших участие в социологическом опросе, 90% обеспокоены материальным положением больного члена их семьи. Полностью поддерживать его материально считают своим долгом 56,7% респондентов, ответственными за обеспечение его всем необходимым – 51,7%, обязанными компенсировать то, что он недополучает – 50%; 40% родственников ответили, что уход за больным сильно утомляет их, при этом, по мнению почти половины из них, ввиду болезни члена семьи их нагрузка по дому существенно возросла. При интервьюировании родственников от многих мы слышали, что в силу сложившихся обстоятельств у них «36-часовой рабочий день» или что они связаны с больным «от звонка до звонка», т.е. не имеют полноценного сна и отдыха.
Практически все родственники испытывают тяготы психологического характера. Около половины отмечают угнетенность и подавленность, их посещают мысли о неразрешимости ситуации. И только около 20% опрошенных находили облегчение, поделившись с кем-то своими трудностями. Многие отмечали, что из-за болезни близкого стали чувствовать себя одинокими, изолированными. Не скрывали факта болезни родственника только 20% респондентов. Иными словами, объективно установлено, что и пациентам, и членам их семей очень трудно жить с психическим заболеванием.
Когда серьезное психическое расстройство, например шизофрения, вторгается в семью, задействуются все ее члены и стабильность даже хорошо функционирующей ее организации может нарушиться: трудные и непонятные проблемы, как правило, вызывают конфликты. Зачастую связь этих проблем с болезнью отрицается, игнорируется и родственникам необходимо время, чтобы принять диагноз и адаптироваться к нему.
Большинство исследователей выделяют пять фаз в реакции на болезнь, и уяснение их особенностей позволяет представить, как протекает адаптация к болезни и прогнозировать, где родственнику пациента потребуется поддержка.
1. Начало болезни. С болезнью семья встречается раньше, чем врач, – еще на стадии предсимптомов и первых, так называемых скрытых, неясных, симптомов. Реакция на возникновение болезни зависит от тяжести и скорости ее развития, представлений о ней и предрассудков. При остром – внезапном начале период неопределенности в плане установления диагноза невелик. При медленном ее развитии этот период, очень тревожащий близких, может растягиваться на месяцы и даже годы. Для первой фазы типичны тревога, обеспокоенность, метание в поисках наиболее компетентной медицинской помощи, хотя возможно и враждебное отношение к врачам, обвинение их в предвзятости, невнимании.
2. Установление диагноза. Момент получения информации о наличии психического расстройства чаще всего является для семьи наиболее тяжелым и чаще всего воспринимается как тяжелая утрата. Для этого периода наиболее характерны такие реакции, как неверие, отрицание, шок, чувство вины («не уберегли»). На данном этапе она нуждается в объективной информации от специалистов, в которой должны быть четко представлены характер и особенность болезни. В самом начале заболевания еще неясны длительность его лечения и прогноз. Однако уже в этой стадии следует ознакомить семью с симптомами болезни, ее возможными причинами и с целями лечения.
Рекомендуем родственникам задать следующие вопросы специалистам:
· чем болен мой близкий?
· какие симптомы и признаки указывают на психическое заболевание?
· что известно о его причинах?
· чего следует ожидать?
· где узнать об этом заболевании? приобрести необходимую литературу?
· какое обследование проведено?
· необходимо ли дополнительное обследование?
· если проведено, обнаружены ли отклонения?
· каковы цели лечения и ухода?
· кто, помимо психиатра, принимает участие в лечении больного?
· как часто следует приходить на прием к психиатру?
· какова длительность лечение?
· что делать, если больной откажется от лечения?
В некоторых семьях диагноз умалчивается, не говорят о возникших проблемах, природе и прогнозе болезни. Такая тактика неправильна, поскольку пациент может подумать, что его заболевание настолько страшное, что о нем даже нельзя упоминать.
Период установления диагноза с психологической точки зрения очень тяжел и может стать точкой не только сближения семьи, но и ее распада.
3. Лечение. Лечение психического заболевания, как правило, длительное. На этом этапе важно, чтобы ответственность за выполнение рекомендаций была поделена между врачом, пациентом и его семьей. Длительное лечение больного требует перестройки жизненного уклада и перераспределения в семье ролей. У родственников возможны развитие депрессии, злоупотребление алкоголем и лекарствами, и им самим часто требуется помощь психотерапевта или психиатра.
В период лечения родственникам, как и самим пациентам, следует спросить у специалистов:
· какую пользу принесет лекарственная терапия?
· каковы ее побочные эффекты?
· почему выбрано именно это лекарство?
· придется ли принимать это лекарство всю жизнь?
· имеются ли другие препараты, которые помогут, если назначенный окажется неэффективным?
· какие признаки (симптомы) указывают на то, что дозу препарата нужно изменить?
· что будет, если пациент перестанет принимать лекарство?
· есть ли какая-либо литература об этом лекарстве?
· поможет ли пациенту психотерапия?
· имеются ли группы поддержки, юридической помощи для родственников и пациентов, с которыми можно связаться?
4. Начало адаптации к болезни. Требуется время, чтобы принять болезнь близкого, пройти через отрицание, гнев, печаль и депрессию, и научиться жить с психически больным родственником. Обычно это период достаточно длительный. Есть сведения о том, что он в целом составляет 12 месяцев, но это лишь усредненный показатель; в жизни же он нередко растягивается на годы. Тем не менее, в это сложное время родственникам больных необходимо научиться заботиться и о себе, экономно расходовать силы – ведь их жизнь подобна марафону.
5. Окончательная адаптация к болезни. В идеале в этот период больной занимает в семье и обществе соответствующее его возможностям место, а члены семьи отрабатывают модели общения с ним, которые постоянно совершенствуются. Однако для близких больного этот процесс весьма труден ввиду непредсказуемости развития симптомов заболевания и изменения их тяжести.
Родственникам в условиях постоянных эмоциональных перегрузок от контактов с психически больным членом семьи представляется невозможно сохранить собственные планы на будущее. Но чем сложнее эти планы, тем большими должны быть усилия к их достижению. В этот период членам семьи стоит задуматься над следующими вопросами:
· как влияет болезнь на каждого члена семьи?
· как говорить друг с другом о болезни?
· как придется изменить свою жизнь?
· как сложится жизнь, когда больному станет лучше?
· не провоцируют ли члены семьи пациента как можно дольше оставаться в роли больного?
· какой помощи ждет семья (психотерапевтической, психологической, в уходе за больным, социальной поддержки и т.п.)?
Помощь в преодолении болезни
До сих пор многие семьи, как и значительная часть специалистов в сфере психического здоровья, считают медикаментозное лечение основой ведения больных шизофренией и другими серьезными психическими заболеваниями. Поэтому и в той, и другой сфере широко распространено мнение, что решение проблемы заключается в правильном подборе лекарств. Однако современный подход к лечению психических и поведенческих расстройств предполагает сбалансированное сочетание трех его основных компонентов: фармакотерапии (лекарственными средствами), психотерапии и психосоциальной реабилитации. Об особенностях каждого из них подробно будет говориться в других лекциях. А здесь мы остановимся лишь на их определении.
Фармакотерапия психических расстройств определяется применением в основном трех классов психотропных препаратов, действие которых направлено на ослабление симптомов болезни. К таким препаратам относятся нейролептики (антипсихотики), которые влияют на психотические симптомы, антидепрессанты, используемые при депрессиях, и транквилизаторы, которые чаще всего применяются при наличии тревожных состояний. Еще раз подчеркнем: эти лекарственные средства ориентированы не на устранение причины болезни, а на ослабление ее симптомов или предотвращение рецидивов.
Психотерапия относится к вмешательствам, направленным на изменение поведения, настроения, эмоциональных реакций с помощью вербальных (словесных) и невербальных психологических средств.
Психосоциальная реабилитация – это комплекс мер, который дает возможность людям с ослабленным психическим здоровьем или инвалидам по причине психических расстройств достичь оптимального уровня независимого функционирования в обществе.
Объем каждой составляющей терапевтического процесса (фармакотерапии, психотерапии, психосоциальной реабилитации) зависит не только от основного диагноза, но также от стадии болезни, возраста пациента, условий его жизни. Это значит, что лечение должно максимально соответствовать индивидуальным потребностям пациента в определенный период времени. Однако даже идеально подобранная схема лечения не всегда обеспечивает хорошие результаты.
Наилучший результат достижим, когда пациент и его ближайшее окружение являются не пассивными участниками сложного процесса исцеления, а активными партнерами при оказании помощи наряду с профессионалами.
Условиями формирования партнерских отношений считаются:
· наличие у пациента и его ближайшего окружения знаний о природе психических заболеваний и их лечении, стиле общения и поведения в семье;
· навыки решения специфичных для определенных заболеваний проблем;
· владение способами контроля симптомов болезни.
В большинстве семей такие знания и навыки минимальны, и нереально требовать их приобретения самостоятельным путем. Родственники больных должны иметь доступ к необходимой информации, а также возможность общаться друг с другом для обмена опытом, отражающим их удачи и поражения, а также для разработки способов решения наиболее частых проблем.
Доказана эффективность следующих форм работы с семьями:
· психиатрического просвещения;
· групп поддержки.
Психиатрическое просвещение как форма информационной и социально-психологической поддержки родственников больных и самих пациентов стало активно внедряться и в нашей стране. В ряде зарубежных государств образовательный подход при оказании помощи семье применяется уже не одно десятилетие. Результаты научных исследований доказали, что психиатрическое просвещение служит основой:
· раннего обращения за помощью при обострении болезни;
· профилактики обострений и повторных госпитализаций;
· понимания душевного мира больного человека.
В основе образовательного подхода лежит убеждение в положительном влиянии семьи на процесс выздоровления родственника. Однако еще в 50-е годы ХХ века среди врачей бытовало представление о семье как об одной из главных причин психического расстройства вследствие неправильного отношения ее членов к больному. Терапевтическое воздействие состояло в том, чтобы с помощью определенных приемов изменить поведение членов семьи и тем самым избавить пациента от заболевания. Такой подход оказался «провальным», поскольку родственники не соглашались с тем, что причастны к болезни, а пациенты все равно не могли избавиться от ее симптомов.
При всем том, что природа психических заболеваний остается до конца неясной, развитие биологической психиатрии изменило представления об их возникновении. Это побудило пересмотреть взгляд на роль семьи в ее возникновении и начать проведение образовательных программ по психиатрии, обучать правильному общению с пациентом, убеждать родственников в том, что их отношение к больному, знание природы заболевания, долговременное участие в лечении могут способствовать выздоровлению. Иными словами, был признан огромный вклад помощи родственников в лечение больного члена семьи. Результаты многих исследований доказывают, что психиатрическое просвещение способствует снижению частоты рецидивов заболевания.
Бывает, конечно, и так, что родственники больных воспринимают обучение как попытку переложить всю ответственность за лечение на их плечи. Это неверно, поскольку обучение облегчает близким пациенту людям взаимодействие и с ним, и с профессионалами.
Как правило, образовательные программы для родственников проводятся в виде семинаров и лекций. Авторами нашей книги накоплен большой опыт такой работы – с 1996 г. За это время более 300 родственников пациентов участвовали в разработанной нами программе психиатрического просвещения.
Базовый курс обучения состоит из 12 занятий длительностью три часа каждое. Встречи еженедельные, число слушателей в группе от 10 до 15. Структура занятия: короткая беседа на общие темы (10 – 15 минут), опрос присутствующих по кругу об основных событиях недели (10 – 15 минут), основная – лекционная часть (1,5 часа), вопросы и ответы (20 – 30 минут), заключительная часть – обсуждение полученной информации (10 минут); в середине занятия (20 минутный) перерыв. Из структуры занятий видно, что они носят не только информационный, но и психотерапевтический характер.
Результаты опроса членов семей психически больных, участвовавших в программе психиатрического просвещения, показывают, что практически все используют знания, полученные на занятиях, особенно касающихся симптомов болезни, навыков общения с больным человеком, приемов снижения собственного стресса. Многие родственники стали более оптимистично смотреть в будущее, некоторые отметили, что благодаря занятиям у них улучшились отношения с медицинским персоналом, снизилось эмоциональное напряжение в семье, они меньше ощущают одиночество.
Приведем несколько отзывов родителей – участников программы семейного психиатрического просвещения.
«Я уже несколько месяцев являюсь участницей образовательной программы по психиатрии и поняла, что чувства, которые испытывала, были нормальной реакцией на болезнь дочери: я очень опасалась, не больна ли сама. Теперь мне есть с кем поговорить, меня понимают, я не чувствую такого одиночества, как раньше. И самое главное, что каждый раз, когда прихожу на занятие, узнаю что-то важное и новое для себя».
(И.Г., 62 года).
«Соседи не понимают меня и боятся моего сына. Теперь я иногда рассказываю им о психиатрии, о том, как к таким, как мой больной сын, относятся в Англии. Они удивляются и даже однажды, когда мой сын в очередной раз заболел, спросили, чем мне помочь».
(Т.С., 52 года).
«Я пользуюсь советами. Как мне казалось раньше, ничто не меняется в болезни моей жены. А сейчас, оглядываясь назад, как меня научили, сравниваю, что было раньше и что сейчас, вижу улучшения – маленькие, но они есть».
(П.Г., 48 лет).
Группы поддержки и общественные организации – эффективная форма социально-психологической и информационной поддержки семей психически больных, оказания помощи себе и близким.
Число таких групп и общественных (неправительственных) организаций в развитых странах исчисляется тысячами. В России общественное движение в психиатрии еще только набирает силу, но уже и сейчас, как уже говорилось, накоплен значительный положительный опыт. В 10-й лекции, посвященной психосоциальной реабилитации, мы подробнее осветим деятельность общественных организаций, созданных потребителями психиатрической помощи. Здесь же кратко скажем о значении этих форм помощи для членов семьи.
На протяжении нескольких последних лет авторы книги не только анализировали деятельность ряда общественных организаций и групп взаимопомощи, функционирующих в Москве, но и сами явились инициаторами создания такой общественной организации и можем с полной уверенностью подтвердить их огромную роль в социально-психологической поддержке семей с особыми потребностями. Встречи семей, объединенных одной проблемой, бесценны в облегчении бремени страдания, связанного с тяжелым психическим заболеванием близкого человека.
Работа групп поддержки и общественных организаций, созданных родственниками больных, направлена не только на их психиатрическое образование, но также на защиту интересов самих пациентов и их семей. Специалисты могут понять семьи и помогать им, но такого целительного эффекта, какой дает взаимопонимание семей, обсуждение в них своих проблем, профессионалам достичь сложно. Доказательством может служить высказывание матери больного сына, посещающей группу поддержки.
«Мне потребовалось 20 лет, прежде чем я смогла поговорить с кем-то помимо участкового психиатра, и открыто сказать, что мой сын болен шизофренией»
(Е.П., 65 лет).
Заканчивая вступительную лекцию, мы считаем необходимым дать родственникам больных рекомендации, разработанные ведущими специалистами в области психиатрического просвещения семей [3] .
Рекомендации членам семьи
1. Не нужно торопиться. Процесс восстановления здоровья может быть длительным. Очень важно больше отдыхать. Все со временем встанет на свои места.
2. Сохраняйте спокойствие. Проявление чрезмерного энтузиазма – реакция нормальная. Постарайтесь его умерить. Проявление несогласия тоже нормально. Постарайтесь и к этому отнестись спокойно.
3. Давайте отдых друг другу: передышка нужна каждому. Вам что-то надоело – это нормально. Нормально также иногда сказать «нет».
4. Установите ограничения. Каждый должен знать правила. Несколько простых правил могут все расставить на свои места.
5. Не думайте о том, чего Вы не можете изменить. Кое-что нужно оставить как есть. Обращайте внимание на проявления жестокости.
6. Изъясняйтесь проще. Говорите то, что намеривались сказать, ясно, спокойно, уверенно.
7. Следуйте предписаниям врача. Необходимо принимать лекарства так, как назначил врач, и только те, которые он назначил.
8. Выполняйте свои дела, как обычно. Восстановите обычный порядок работ по дому. Поддерживайте связь со своей семьей и с друзьями.
9. Никаких наркотиков и алкогольных напитков: они усугубляют симптомы болезни.
10. Обращайте внимание на любые изменения самочувствия близкого, фиксируйте их. Консультируйтесь с лечащим врачом.
11. Решайте проблемы шаг за шагом. Вносите изменения постепенно. Работайте над чем-либо одним.
12. Временно снизьте ожидания. Используйте собственные характеристики и впечатления о состоянии близкого. Сравнивайте результаты текущего и предыдущего месяцев.
Эти простые рекомендации фактически являются моделями поведения с пациентом. Важно, что в них учтены биологические, психологические и социальные компоненты психического заболевания. Они помогают в поддержании спокойной атмосферы в семье, направлены на снижение стресса у ее членов и способствуют профилактике рецидива болезни. Усваивая приводимый ниже материал, Вы ознакомитесь и с другими рекомендациями, что поможет Вам при общении с пациентом и при его лечении.
И еще несколько моментов, на которые следует обратить внимание.
Бремя болезни, его тягостное влияние на самого больного и его семью может быть смягчено, если:
· болезнь признается как таковая;
· все заинтересованные лица получили необходимую информацию о заболевании и его лечении;
· лекарственная терапия проводится последовательно;
· врачебное наблюдение осуществляется регулярно;
· семье удалось избежать изоляции.
Последующие лекции осветят вопросы, составляющие базовый курс образовательной программы по психиатрии для родственников психически больных людей. И еще не раз их авторы подчеркнут важность психиатрического просвещения, чему собственно и посвящена книга.
Источник