Меню

Провоцирующие факторы психического здоровья

Провоцирующие факторы психического здоровья

Психология здоровья как отрасль психологической науки имеет целью изучение явлений, относящихся к здоровью. К ее прикладным задачам относятся следующие: выявление, наблюдение, регистрация, анализ, прогнозирование и использование психологических факторов, влияющих на здоровье человека в условиях окружающей среды. При этом используются методы и исследовательские методики, принятые в смежных областях психологической науки – психологии труда, психологии личности, социальной психологии.

В отличие от медицинской психологии, концентрирующей внимание, в основном, на болезни, на психических процессах, функциональных состояниях и свойствах больного человека, рассматриваемого «через призму болезни», для психологии здоровья подобной «призмой» является понятие «здоровье».

В психологии традиционным стало представление о взаимосвязи между свойствами личности, функциональными состояниями и процессами, протекающими в организме [6]. В свою очередь, имеет место связь здоровья, функциональных состояний организма и отношений личности.

Существует множество факторов (как внешних – влияний среды, так и внутренних, обусловленных типологическими особенностями человека), воздействующих на здоровье. Упорядоченное представление о совокупности этих факторов позволяет исследователю подобрать адекватные психологические методики для их выявления. На основании анализа литературных источников по тематике «Психология здоровья» можно сформировать три группы факторов, корреляции которых со здоровьем или с болезнью наиболее сильны [2, 3, 9]. Назовем их: Первичные (предшествующие), передающие (транслирующие) и мотиваторы (факторы общего реагирования).

Рассмотрим указанные группы факторов подробнее.

I. Первичные (предшествующие) факторы: их корреляции со здоровьем и болезнью считаются наиболее сильными [8; 10].

1. Факторы, предрасполагающие к здоровью или к болезни.

а) Личностные свойства и типичные паттерны (варианты) поведения. Это, например, факторы поведения типа «A» (амбициозность, агрессивность, раздражительность, нетерпеливость, убыстренный тип деятельности; преобладающие эмоциональные ответы, характеризующиеся раздражением, враждебностью, гневом), и типа «B» (противоположный стиль). Фактор поведения типа «А» – наиболее исследованный паттерн, влияющий, как показали в начале 70-х годов XX века кардиологи М. Фридман (М. Friedman) и Р. Розенман (R. Rosenman), на возникновение сердечно-сосудистых заболеваний, в частности, ишемической болезни сердца.

Необходимо отметить, что фактор поведения типа «А» никогда не рассматривался клиническими психологами как единственная прямая причина сердечно-сосудистых заболеваний. Скорее, наличие характеристик, присущих этому фактору, делает человека более уязвимым к воздействиям определенного круга стрессоров, связанных, в частности, с потерей контроля над ситуацией, личностной самооценкой, невозможности достижения амбициозных целей и др.

б) Личностные конструкты, связанные с индивидуальными особенностями реагирования на ситуацию – оптимистичный или пессимистичный взгляд на вещи, уровень осознания собственной предназначенности, сила «Я». Такие личностные конструкты, согласно их роли в предрасположенности к здоровью или к болезни, относят усиливающим (или поддерживающим) переменным.

Личностные конструкты, выражающие отношение человека к элементам среды, представленным в конкретной ситуации, определяют их субъективную значимость для здоровья. На основе формируемого отношения к ситуации субъект выбирает определенную коппинг-стратегию.

в) Проблемы эмоционального реагирования. В основном в литературе рассматриваются два «проблемных» (предрасполагающих к болезни) аспекта выражений эмоций. Первый известный как «алекситимия», связан с затруднением человека в вербализации (выражении в словесной форме) собственных эмоций и эмоций других людей. Подобные трудности связаны с множеством психосоматических расстройств, например, с заболеваниями дыхательной системы, в том числе бронхиальной астмой. Второй аспект связывается с так называемым «репрессивным» стилем поведения (тип «С»), характеризующимся избеганием сложных ситуаций, ведущих к конфликту. Его проблема – в невозможности выражать эмоции, особенно негативные, в открытой форме.

2. Когнитивные факторы и особенности человека. Базовыми понятиями в этой группе факторов являются «здоровье», «здоровый образ жизни», «качество жизни», «здоровое поведение». Когнитивных факторов, относимых к числу предшествующих болезни, много, приведем лишь некоторые из них:

– личностная и профессиональная самооценка, их соотношение;

– представление о здоровье и болезни вообще и о себе в этих полярных состояниях;

– субъективная оценка оптимальной, желаемой и реальной продолжительности жизни;

– восприятие собственной уязвимости и риска развития тех или иных вариантов телесного и личностного нездоровья применительно к себе;

– индивидуальное соотношение потребностей и уровня достижений в наиболее значимых сферах – личностный рост, секс, профессиональная деятельность, семья, дружба и др.;

– самоконтроль и контроль за текущей ситуацией в наблюдаемой окружающей действительности.

3. Факторы социальной среды:

а) проблемы профессиональной адаптации, профессионального окружения, профессиональной защищенности;

б) проблемы брака и семьи;

в) влияние социально-экономического и политического (включая факторы социального окружения, особенности профессиональной среды и др.) контекста на человека.

Читайте также:  Все надоело нет здоровья

4. Демографические факторы: пол, возраст (с учетом психологического возраста), принадлежность к этнической группе и социальному классу.

Итак, предрасполагающие факторы различным образом влияют на личность и вероятность здоровья или болезни. Например, человек (который, согласно представлениям Б.Г. Ананьева, предстает как биологический индивид, личность, субъект деятельности и индивидуальность) [1] может стать больным, в том числе на соматическом уровне, из-за своего мотивированного нездорового поведения; личностные факторы могут прямо формировать болезнь через особенности физиологических механизмов; биологические факторы болезни могут быть связаны с личностью; множество разнообразных средовых (фоновых) влияний может быть задействовано между болезнью и личностью.

II. Передающие (транслирующие) факторы представляют собой специфическое поведение человека, возникающее в ответ на различные стрессоры. В эту группу входят:

1. Стереотипы поведения, способствующие сохранению здоровья:

– физическая культура и спорт;

– соблюдения режимов безопасности на работе;

– личная гигиена, внимание к состоянию собственного здоровья;

– совладание (коппинг) с разноуровневыми проблемами (переживание и регуляция проблем и стрессоров, саморегуляция и т.д.);

– виды поведения, способствующие здоровью (выбор трудовой деятельности, условий проживания, экологической среды, физическая активность);

– соблюдение правил здорового образа жизни.

2. Стереотипы поведения, не способствующие сохранению здоровья:

– саморазрушающее поведение с суицидными тенденциями;

– многочисленные варианты аддитивного поведения – алкоголизм, наркомания и иные патологические зависимости;

– употребление веществ и злоупотребления ими (алкоголь, никотин, пищевые излишества);

– жертвенность как неадаптивный вариант поведения;

– деструктивные формы профессиональной деятельности («трудоголизм» – как патологическая трудозависимость, гиподинамия).

Исследования психологических механизмов изменения поведения очень перспективны и значительно дешевле высокотехнологических изысканий, однако зачастую ими пренебрегают. В то же время, например, известно, что при диабете второго типа изменение стиля жизни эффективнее, чем медикаментозное лечение, а снижение веса и физическая активность могут предотвратить диабет у тех, кто находится в группе риска.

III. Мотиваторы – факторы общего реагирования:

1. Стресс как общая адаптивная реакция организма и психики. Отметим, в качестве мотиватора стресс выступает тогда, когда его «давление» на организм имеет продуктивный уровень, и говорят о наличии аустресса. Главная особенность аустресса как мотиватора заключается в том, что он приводит в действие другие факторы, прежде всего передающие, активизируя механизмы совладания. При превышении продуктивного уровня (дисстресс) происходит истощение адаптивных возможностей (декомпенсация), и стресс перестает играть роль мотиватора здоровья.

2. Существование в болезни (начало субъективного ощущения болезни, адаптации к острым эпизодам болезни, «борьба» с болезнью).

3. Адаптационные возможности человека как целостна характеристика ресурсов организма. Они включают, в том числе, личностный адаптивный потенциал (ЛАП), по А.Г. Маклакову, или, иначе, адаптивные способности личности [7]. Важное значение в поддержании профессионального здоровья играет индивидуальный ресурс профессионального развития (ИРПР) [4].

Мотиваторы, по мнению К.В. Павлова, представляют собой совокупность фоновых реакций человеческого организма при решении вопроса о состоянии «здоровье – болезнь» [8].

Группа первичных (предшествующих) факторов составляет основу, на которой развивается конкретное состояние человека. Совокупность передающих (транслирующих) факторов опосредствует взаимоотношения в системе «человек – среда» путем реализации в сложившихся и ставших привычными стереотипах поведения. Исследователи отмечают, что группа мотиваторов влияет на здоровье и болезни опосредованно – через специфическое поведение (передающие факторы) [10].

Подчеркнем, что воздействие любых внешних факторов на человека происходит опосредованно – через его психику. Индикаторами отклонения здоровья являются негативные психические состояния.

Известно, что самооценка здоровья используется является фактором для получения данных о физическом (соматическом) здоровье человека. Ее адекватность как измерительного инструмента характеризуется по совпадению с клиническими суждениями врача. При этом необходимо иметь в виду, что врачебное суждение тоже имеет субъективную природу, однако подразумевает в своей основе специальные знания и опыт. При этом врачи предпочитают не диагностировать здоровье, а фиксировать отсутствие конкретных болезней. Исследователи (И.Н. Гурвич, 2000; и др.) отмечают низкий уровень совпадений самооценки здоровья с врачебными суждениями, причем самооценка сдвинута в сторону большего оптимизма [9].

В самооценке здоровья находит свое выражение, в большей степени, социальная и профессиональная успешность человека, чем собственно состояние его здоровья. Но для оценки уровня профессиональной адаптации более объектизизированной является экспертная оценка.

Сохранение здоровья и ощущения благополучия возможно лишь при достаточной адаптированности к социальной, профессиональной и природной среде. В свою очередь, негативные психические состояния являются индикаторами нарушения динамического равновесия (адаптации) в системе «человек – профессиональная среда» являются психические состояния человека и сопровождающее их настроение.

Читайте также:  Ско здоровье туры выходного дня

Мы исходим из понимания того, что негативные психические состояния человека выступают в качестве связующего звена между психологическими воздействиями (трудовой, профессиональной нагрузкой) и патофизиологическими изменениями в организме. Иначе говоря, нарушение здоровья, возникновение психосоматических и соматических патологий, заболеваний, зачастую является следствием развития негативных психических состояний в труде (психического утомления, напряженности, монотонии, дистресса и др.). В представлениях специалистов в области психологии труда негативные состояния человека в труде связаны с особенностями целевого и материально-информационного обеспечения профессионального труда (в терминах «цель – средство – результат»). Состояния человека зависят от: 1) степени осознания цели деятельности; 2) наличия необходимых средств (внешних – предметных и ресурсных и внутренних – знаний, умений, навыков, алгоритмов деятельности);3) достижимости результата. Здесь выражена субъективная составляющая, связанная с отношениями личности к условиям деятельности [5], которые являются значимыми психологическими факторами здоровья человека.

При благоприятном влиянии психологических факторов доминирующее психическое состояние человека – резистентное, а доминирующее настроение – гармоничное (устойчивое, оптимистичное). При неблагоприятном влиянии факторов доминирующее состояние – дезадаптивное (стресс, утомление, напряжение и др.) или депрессивное (апатия, уныние), а доминирующее настроение – дисгармоничное (тревожное, сниженное, пессимистичное). Настроение, – устойчивый компонент психического состояния, – обеспечивает взаимосвязь структуры личности с физическим и психическим тонусом человека.

Психология здоровья как отрасль психологической науки представляет собой широкое поле для исследования психологических факторов риска развития болезней, влияния социальной и профессиональной среды на здоровье.

Источник

Факторы психического здоровья (предрасполагающие, поддерживающие и способствующие) и их краткая характеристика.

Факторы, которые оказывают влияние на состояние психического здоро­вья, подразделяются на предрасполагающие, провоцирующие и поддерживающие.

Предрасполагающие факторы усиливают воспри­имчивость человека к заболеванию и повышают ве­роятность его развития при воздействии провоцирующих факторов. Предрасполагающие факторы могут быть генетически обусловлен­ными, биологическими, психологическими и социальными.

Так генетическая пред­расположенность, обусловленная генетическими дефектами, велика в роли возникновения шизофрении, некоторых форм слабоумия (болезни Пика и Альцгеймера), психопатий, эпилепсии.

Например, риск заболеваемости шизофренией для общей по­пуляции составляет 0,7— 1 %, а у монозиготных близнецов —40— 50%. Если один родитель болен шизофренией, то риск развития заболевания у ребенка составляет от 10 до 19 %, а если больны оба родителя, то 27—60%. Риск развития эмоционального расстрой­ства возрастает до 24—30%, если болен один из родителей, и до 35—44%, если больны оба.

Так же обстоит дело и с МДП и олигофрениями.

Для снижения последствий воздействия данного фактора на здоровье человека проводится генетическая экспертиза. Она помогает оп­ределить степень риска заболевания или рождения психически неполноценного ребенка, наметить профилактические меры и составить прогноз развития психической болезни. Генетическая экспертиза также позволяет разграничивать заболевания экзогенной (в результате внешних причин) и эндогенной этиологии. Так, микроцефалия с умственной отсталостью может возникать как в результате мутации, так и под влиянием интоксикации плода при ал­коголизме матери, при применении матерью тератогенных ле­карственных препаратов, при воздействии рентгеновского облу­чения. Психические предрасполагающие факторы.Предрасполагающее значение для развития пси­хического заболевания имеют личностные особенности. Так, невроз навязчивых состояний и депрессия гораздо быстрее формируется у человека с высокой личностной тревожностью, склонного к сомнениям, с высоким уровнем нейротизма (обидчивыми, раздражительными, с быстрой сменой настроения), с по­вышенной чувствительностью, склонных подолгу переживать не­приятные события, неуверенных в себе, с заниженной самооцен­кой.

Особенности личности могут накладывать отпечаток на возникновение и течение заболева­ния.

К биологическим факторам, повышающим риск возникнове­ния психического расстройства или заболевания, относится возраст, пол

В определенном возрасте личность становится бо­лее уязвимой при стрессовых ситуациях.

Так, в младшем школьном возрасте широко распространены страхи (страхи тем­ноты, животных, сказочных персонажей);

в подростковый период (12— 18 лет) – нестабильность психики, употребление наркотиков, часты попытки самоубийств (описать примеры самоубийств);

период инволюции — старческое слабоумие, депрессии, снижение реактивности к воздействию психологических и социально-средовых факторов ((бред, галлюцинации) часто отража­ют переживания бытового характера — ущерба, отравления, воз­действия и всевозможных ухищрений с целью «избавиться от них, стариков»)..

Многие психические заболевания имеют закономерность раз­вития в определенном возрасте. В целом, пик заболеваемости ти­пичными психическими расстройствами приходится на сред­ний возраст.

Пол обусловливает частоту и ха­рактер психических расстройств. Мужчины чаще, чем женщи­ны, страдают шизофренией, алкоголизмом, наркоманией. Но у женщин быстрее развивается наркотическая зависимость и заболевания протекают злокачественнее, чем у мужчин.

Читайте также:  Комплекс упражнений для группы здоровье с пенсионерами

Женщины более эмоциональны и чаще, чем мужчины, испытывают депрессии, эмоциональные нарушения.

Специфичные для женского организма состо­яния, такие как беременность, роды, послеродовой период, кли­макс, несут в себе множество социальных проблем и психотрав-мирующих факторов. В эти периоды повышается уязвимость женщин, актуализируются социально-бытовые проблемы. Только у женщин может развиться послеродовой психоз или депрессия со страхом за здоровье ребенка. Инволюционные психозы чаще раз­виваются у женщин. Нежелательная беременность — тяжелый стресс для девушки, и если отец будущего ребенка оставил девушку, то не исключено развитие тяжелой депрессивной реак­ции, в том числе с суицидальными намерениями. Женщины чаще подвергаются сексуальному насилию или жестокому обращению, результатом чего являются депрессии. Девочки, подвергшие­ся сексуальному насилию, в дальнейшем проявляют большую восприимчивость к психическим расстройствам.

Иерархия социальных ценностей у женщин и мужчин различ­на. Для женщины большее значение имеют семья, дети; для муж­чин — его престиж, работа. Поэтому частая причина развития невроза у женщин — неблагополучие в семье, проблемы лично­го плана, а у мужчин — конфликт на работе или увольнение.

Женщины в большей степени склонны признавать заболева­ние, высказывать психологические жалобы и запоминать психо­патологическую симптоматику. Мужчины склонны «забывать» свои симптомы.

На психическое здоровье влияет и физическое здоровье. Нарушения со стороны психики выяв­ляются у 40—50% больных соматическими заболеваниями.

Важное влияние на психическое здоровье оказывают социальные факторы. Их можно подразделить на социально-средовые, социально-экономические, социально-политические, эко­логические.

Наиболее значимыми среди них являются следующие:

— отношения в семье

— наличие работы (депрессия нередко развивается у лиц, потерявших работу. При­чем безработица с большей вероятностью способствует развитию депрессии у тех, кто в прошлом уже терял работу. Даже после восстановления на работе депрессия может продолжаться в тече­ние двух лет, особенно у лиц с неблагоприятным семейным кли­матом и отсутствием социальной поддержки.

— наличие жилья

— доступность медицинской помощи

— социальные катаклизмы и потрясения локальные войны, вооружен­ные конфликты, террористические акты.Психические расстрой­ства выявляются у 60— 85 % лиц, переживших столь мощные стрессогенные воздействия, как участие в боевых действиях.

— экологическая обстановка (Так, спустя 10 лет с момента аварии психическое состояние у 68,9 % ликвидаторов соответствовало посттравматическому стрес­совому расстройству, в 42,5% случаев имели место интеллектуально-мнестические расстройства. У каждого третьего ликвидато­ра был выявлен хронический алкоголизм, среди всех умерших за этот период 10% завершили жизнь самоубийством);

Повышенный уровень фоновой радиации влияет на появление умственно неполноценного по­томства. Например, в Семи­палатинской области, детей с умственной неполноценностью рождается в 3—5 раз больше, чем в среднем по стране).

— микросоциальное окружение (среди невротиков сам станешь невротиком) (Сужением круга доверительного общения можно объяснить тот факт, что у домохозяек чаще развиваются симптомы психических расстройств, чем у работающих женщин).

Наличие социальной поддержки снижает степень влияния нега­тивных социально-психологических факторов, экономических трудностей (например, кратковременной потери работы). Эту мо­дель называют моделью стресс-буфера. Социальная поддержка по­могает сохранить положительную самооценку, оптимизм в от­ношении будущего, и тем самым предотвратить развитие невро­тических и эмоциональных реакций.

Провоцирующие факторы. Вызывают развитие за­болевания. Обычно провоцирующие факто­ры действуют неспецифично. От них зависит время начала заболе­вания, но не сам характер болезни. Провоцирующие факторы мо­гут быть физическими, психологическими или социальными.

К фи­зическим факторамотносятся соматические заболевания и трав­мы, например опухоль мозга, черепно-мозговая травма или поте­ря конечности. Они могут провоцировать начало психического заболевания.

Жизненные события могут вы­ступать в роли как психологического фактора, так и социального (потеря работы, развод, утрата близкого, переезд на новое место жительства и т.д.).

Социально-психологические факторы находят отражение в содержании болезненных пережи­ваний. В последнее время получили распространение навязчивые страхи, которые связаны с реальной действительностью, — это спидофобия, радиофобия, идеи воздействия нейротропным ору­дием, у детей часты страхи, отражающие столь широко демон­стрируемые теперь фильмы-ужасы с роботами, вампирами, привидениями, инопланетянами и т.п. Одновременно встречаются формы болезненных убеждений и страхов, которые пришли к нам из далекого прошлого — порчи, колдовства, одержимости, сглаза.

Поддерживающие факторы. От них зависит длительность забо­левания после его начала (плохие жилищные условия, плохое питание, одежда не по сезону, отсутствие медикаментозной помощи). На ран­них стадиях многие психические заболевания приводят к вторич­ной деморализации и отказу от социальной активности, что, в свою очередь, продлевает первоначальное.

Источник

Adblock
detector