Меню

Проведение уроков здоровья стоматология

Проведение уроков здоровья стоматология

Новости компаний

Новости издательства

Издания

Уроки стоматологического здоровья для детей и проект «Школа юного стоматолога»

В календаре этого номера важное значимое событие – ежегодно отмечаемый 1 июня Международный день защиты детей. Это первый день лета, как правило, совпадающий с первым днем летних школьных каникул. Наша публикация посвящена интересным стоматологическим мероприятиям, посвященным детям, заботе об их стоматологическом здоровье.

Особый акцент в 2017 году был сделан на стоматологическое просвещение детей дошкольного и школьного возраста (и младших школьников, и подростков): во многих городах страны прошли тематические беседы, уроки гигиены у детей, театрализованные представления и викторины стоматологической направленности. В них принимали участие руководители и преподаватели образовательных стоматологических кафедр, и в первую очередь – профилактики стоматологических заболеваний; инициативные учащиеся стоматологических факультетов и факультетов среднего медицинского образования, а также частные и государственные стоматологические клиники. Сегодня мы расскажем вам о двух ярких инициативах, осуществленных и осуществляемых стоматологами – сегодняшними и будущими.

Уроки стоматологического здоровья в детском доме «Филимонки»

В канун Всемирного дня здоровья полости рта, прошедшего под лозунгом «Живите со здоровой полостью рта» школьники 7 класса «Г» ГБОУ школы с углубленным изучением английского языка №1317 г. Москвы (ул. Академика Анохина, 4/5) по собственной инициативе и при поддержке взрослых провели урок стоматологического здоровья в подшефном детском доме «Филимонки». Свой опыт семиклассники почерпнули, учась в начальной школе, когда уроки гигиены полости рта у них проводили сотрудники кафедры профилактики стоматологических заболеваний МГМСУ им. А.И. Евдокимова.

Важным условием продвижения идеи стоматологического здоровья является преемственность и, как одно из воплощений – нестандартное преподнесение информации, исходящей не от специалистов стоматологического профиля, а от их пациентов, в том числе самих детей, когда старшие дети сами, на уровне эмоционального общения, обучают гигиене младших детишек.

Праздник здоровья полости рта в «Филимонках» состоял из интерактивного спектакля и обучения детей чистке зубов на моделях. Воспитанники детского дома (ГБСУ СО МО «Филимонковский детский дом-интернат», Ленинский район Московской области, Видное, Школьная ул., 60) самостоятельно выращивают овощи. А какие из них полезны для зубов? Что происходит с «коренными молярами»? Почему у мальчика Пети болят зубы? Как он справится с вредным микробом Кариесом? Все это и многое другое в жизнерадостной и отзывчивой атмосфере обсудили дети во время глубоко увлекшего их представления.

В программу урока здоровья вошли спектакль и демонстрация техники чистки зубов в виде мастер-класса по чистке зубов. И, конечно, после представления ребятам вручили красивые ценные подарки, выделенные спонсорами: зубные щетки и пасты, а также детские книжки, рассказывающие, как сохранить зубы здоровыми. Конечно, главным для детей стало общение и совместное творчество под руководством своих гостей – семиклассников, которые с увлечением и в игровой форме обучали ребят навыкам правильной гигиены на моделях и зверюшках.

Этот день запомнился и школьникам, и воспитанникам детского дома. Он стал для всех жизнерадостным праздником здоровья, дружбы и доброты, а для малышей еще и пополнился знаниями о преодолении страхов перед посещением стоматолога, о важности заботы по сохранению зубов с ранних лет.

Проект
«Школа юного стоматолога»

Семейный стоматологический центр «Диал-Дент» в 2016-2017 годах инициировал новый интереснейший проект «Школа юного стоматолога». По воскресным дням сюда, в центр Москвы, приходят детишки от 5 до 10 лет. В клинике «Диал-Дент» с ними проводятся занятия: в веселой игровой форме ведущие логопед-психолог Татьяна Цукор и гигиенист стоматологический и детский зубной врач Татьяна Кондратьева знакомят детей с волшебным миром стоматологии. Для детишек – это настоящая школа, с настоящей учебной программой и настоящими учителями, которые рассказывают о профессии стоматологического врача, проводят экскурсию по настоящей действующей клинике, показывают и учат работе с базовым стоматологическим инструментарием. На занятиях дети получают в игровой форме реальные знания, оттачивают мануальные навыки, развивают мелкую моторику, сами проводят опыты, учатся не бояться стоматологов. Не обходится и без сюрпризов: на каждое занятие к ним приходит неожиданный специально приглашенный гость (сказочный герой).

Обучение рассчитано на цикл из шести разных занятий, неоднократно повторяющихся в течение года и посвященных различным разделам стоматологии – гигиене, терапии, ортопедии и имплантологии, ортодонтии и эндодонтии.

В программу обучения входят основополагающие темы: как ухаживать за зубками и сохранять их чистыми; стоматологический инструментарий, знакомство работе с ним, названия инструментов и как держать их в руках, первый опыт работы с ним – пломбирование «больных» зубов. Занятие, посвященное ортопедии и имплантации, знакомит с историей зубных протезов; ребята самостоятельно изготавливают коронки и надевают их на собственноручно вкрученные «имплантаты», проводят увлекательные опыты с «живой» и «неживой» водой. На занятиях по ознакомлению с ортодонтическими и логопедическими методиками дети фиксируют брекеты, смешивают и готовят слепочную массу, с помощью настоящих слепочных ложек снимают слепки с модели зубов, знакомятся с ортодонтическими трейнерами и их назначением, узнают полезные логопедические упражнения для развития языка. Во время занятия по хирургическим методикам дети учатся правильно накладывать швы на рану, узнают секреты завязывания особых хирургических узлов, проводят захватывающие эксперименты. В модуле, посвященном эндодонтии, открывают тайны лечения и пломбировки зубных каналов, вооружаются лупами, изучают трещины на эмали зубов мамонта и проводят исследования предложенных моделей.

Обученные на занятиях детишки получают диплом от «Диал-Дент» и памятный фирменный подарок. Для кого-то из них занятия в «Школе юного стоматолога» станут первым шагом в выборе будущего призвания.

Источник

Тема занятия № 18. Гигиеническое стоматологическое обучение и воспитание детей в организованных детских коллективах. Проведение уроков здоровья.

Важным разделом профилактической стоматологии является гигиеническое обучение и воспитание (ГОиВ) детей дошкольного и школьного возраста. Особое значение имеет ГОиВ для детей раннего возраста, когда закладываются основы гигиенических знаний, формируются гигиенические навыки и привычки. Поэтому организация и проведение гигиенического воспитания и обучения навыкам правильного и систематического ухода за полостью рта в организованных детских коллективах среди детей разного возраста является важной составляющей работы детского стоматолога при проведении мероприятий первичной профилактики стоматологических заболеваний в рамках комплексной программы профилактики. Гигиеническое воспитание состоит из двух важных разделов: санитарно-просветительной работы и обучения методам гигиены полости рта. Это обучение проводят в специальном центре гигиенического воспитания (комната гигиены и профилактики), который организуется в детских учреждениях или поликлинике и оснащен необходимым оборудованием (таблицы, стенды, плакаты, диапроекторы, раковины, зеркала, наборы средств гигиены и профилактики и т. д.). Если в детском кабинете или школе нет возможностей выделить помещение для этих целей, всю необходимую наглядную агитацию можно разместить в одном из холлов, а практические занятия проводить в умывальной или другой приспособленной для этого комнате.

Элементы гигиенического обучения и воспитания в организованных детских коллективах

1.Гигиеническое обучение и воспитание детей в дошкольных учреждениях.

Важнейшая задача детского стоматолога — гигиеническое обучение и воспитание детей дошкольного возраста с целью сформировать у них гигиенические умения, навыки и создать условия для перерастания их в потребность. Эффективность гигиенического обучения детей этой группы не может быть высокой при отсутствии организационной системы ГОиВ (гигиенического обучения и воспитания) по вопросам стоматологии в детском дошкольном учреждении с четким распределением функциональных обязанностей между стоматологом и привлекаемыми специалистами; при отсутствии методики поэтапного обучения детей дошкольного возраста указанным навыкам и необходимых для реализации данной системы методических материалов; без умения врачей-стоматологов осуществлять санитарно-просветительную работу с детьми этой группы; без помощи в осуществлении ГОиВ со стороны персонала детских учреждений.

Учитывая необходимость обеспечения непрерывности и повторяемости элементов обучения, можно так сформулировать принципы реализации системы ГОиВ:

1. поэтапность с постепенным нарастанием уровня гигиенических знаний и навыков в каждой возрастной группе

2. включение занятий по гигиене в программу воспитания в детском саду (два занятия во второй младшей группе и по одному — во всех остальных);

3. закрепление навыков и знаний: во время гигиенического самообеспечения, в процессе занятий по математике, родному языку, изобразительной деятельности, творческих и сюжетно-ролевых игр;

4. непосредственное выполнение программы ГОиВ силами воспитателя группы под контролем педагога-методиста и старшей медсестры при общем руководстве детского стоматолога;

5. обеспечение воспитателей методическими материалами и средствами передачи знаний и навыков детям.

Организация санитарно-просветительной работы и гигиенического обучения в разных детских коллективах — достаточно сложная задача. Цель может быть достигнута только при условии знания психологии аудитории, ее особенностей, использования необходимых форм и методов работы с конкретным коллективом. Без учета этих факторов санитарно-просветительная работа и гигиеническое образование не может быть достаточно эффективной.

Вместе с тем правильный, продуманный и комплексный подход к работе среди детей дает хорошие результаты и является наиболее эффективным для привития здоровых навыков на всю жизнь. Основа такого подхода — комплексность воздействия на ребенка.

Гигиеническое обучение и воспитание по вопросам профилактики стоматологических заболеваний охватывает четыре основные группы:

• педагоги (воспитатели и учителя);

• медицинские работники детских дошкольных учебных заведений и школ;

Обучение детей правильным навыкам по уходу за полостью рта — наиболее трудоемкий и ответственный этап гигиенического воспитания. Он должен строиться с учетом возрастных психоэмоциональных особенностей и поведенческих реакций детей разного возраста.

При проведении с детьми занятий по гигиеническому уходу за полостью рта целесообразно использовать сформулированные В.В. Тербовой (1983) педагогические рекомендации, которые способствуют усвоению материала:

1. чередование хоровых и индивидуальных ответов;

2. сочетание языковых ответов с практическими действиями;

3. использование разнообразных игровых моментов и ситуаций (ребенок учится сам, учит любимую игрушку);

4. обоснование необходимости выполнения задания (если мы не научим Ушастика правильно чистить зубы, они у него заболят).

Важный раздел гигиенического воспитания населения — обучение методам гигиены полости рта. Характер обучения должен быть строго дифференцированным. Одной из задач ГОиВ детей дошкольного возраста является формирование у них отношения к средствам индивидуальной гигиены полости рта как к обязательному компоненту окружающей обстановки. Особое значение это приобретает в процессе гигиенического воспитания и обучения детей младшего возраста, когда возможность проведения санитарно-просветительной работы ограничена малым словарным запасом у них и отсутствием абстрактно-логического компонента мыслительного процесса.

Педагогам и воспитателям нужно показать рациональные методы гигиены полости рта, обучить их правильному проведению гигиенических мероприятий, ознакомить с современными методами профилактики. Педагогический коллектив должен иметь представление о методах контроля за гигиеной полости рта. Только при такой постановке вопроса они станут помощниками стоматолога в постоянном общении с детьми, бу­дут помогать медицинскому персоналу и заострять внимание родителей и детей на важности правильного и регулярного исполнения всех профилактических процедур.

Читайте также:  Нетрадиционные формы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

На медицинских работников детских учреждений возложены обязанности по проведению профилактики, поэтому они должны быть обучены правильным приемам гигиенических процедур в полости рта, методам контроля за качеством чистки зубов, методике использования различных профилактических средств и правилам ведения документации.

Обучение родителей чаще проводят после лекций и бесед в комнате гигиены. Родителям также следует показать, как правильно чистить зубы, чтобы в домашних условиях они контролировали продолжительность, кратность и правильность ухода за полостью рта своих детей. Врач стоматолог также может выступать с докладами на родительских собраниях.

Обучение детей — наиболее трудоемкий и ответственный этап гигиенического воспитания. Лучше проводить его, объединяя активные и пассивные формы санитарно-просветительной работы, т. е. чередовать эти методы. Характер занятий дифференцируется в зависимости от различных возрастных групп детей.

Источник

Проведение уроков здоровья стоматология

Название работы: МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА ГИГИЕНЫ

Категория: Научная статья

Предметная область: Педагогика и дидактика

Описание: Гигиеническое воспитание состоящее из санитарно-просветительной работы и обучения методам гигиены полости рта является одним из основных и доступных мероприятий по первичной профилактике стоматологических заболеваний.

Дата добавления: 2014-06-03

Размер файла: 45.49 KB

Работу скачали: 79 чел.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА ГИГИЕНЫ.

Методика проведения санпросветработы среди дошкольников.

Гигиеническое воспитание, состоящее из санитарно-просветительной работы и обучения методам гигиены полости рта, является одним из основных и доступных мероприятий по первичной профилактике стоматологических заболеваний.

В основе санитарно-просветительной работы лежат два направления — пропаганда медицинских знаний о здоровом образе жизни, путях и методах сохранения здоровья, профилактики заболеваний и агитация населения за соблюдение правил и методов здорового образа жизни и профилактики болезней путем воспитания и убеждения.

В настоящее время убедительно доказано, что с помощью только санитарно-просветительной работы среди организованных детей (дошкольников и школьников) можно существенно снизить стоматологическую заболеваемость.

Накоплен большой опыт проведения санпросветработы среди организованных детей школьного возраста в виде специальных уроков здоровья на различные темы:

о правильном уходе за полостью рта, о полноценном питании и здоровом образе жизни и т.д.

Однако вопросы санитарно-просветительной работы среди дошкольников разработаны слабо, хотя они имеют в этом возрасте специфику и трудности. На первый взгляд кажется, что этот мето д первичной профилактики стоматологических заболеваний прост и доступен. Так почему же до сих пор широко не внедрена санитарно-просветительная работа среди дошкольников? Сложен процесс организации проведения санитарно-просветительной работы среди детей дошкольных учреждений и врачам самостоятельно с этой проблемой не справиться. Им должны помогать средние медицинские работники и педагоги-воспитатели детских дошкольных учреждений.

Детский стоматолог или гигиенист является организатором гигиенического воспитания среди детей дошкольного возраста путем внедрения в полном объеме двух основных разделов этой работы: санитарно-просветительных мероприятий и обучения рациональным методам гигиены полости рта.

Санитарно-просветительная работа проводится в виде пассивной и активной форм. Пассивные формы работы осуществляются в виде санитарных бюллетеней, специальных памяток для родителей и детей, оформления плакатов, витражей, стендов, выставок и т.д. Активные формы работы проводятся с детьми дошкольного возраста в виде бесед или игровых композиций с целью формирования у них гигиенических умений, навыков и создания условий для перерастания их в жизненную потребность.

Особое значение имеет выполнение этого требования при воспитании детей раннего возраста, в котором закладываются основы гигиенических знаний, формируются гигиенические навыки и привычки. Осуществляя гигиеническое воспитание детей, следует хорошо представлять уровень их развития.

Эффективность гигиенического обучения детей-дошкольников не может быть высокой без умения медицинских работников и педагогов осуществлять санитарно-просветительную работу с детьми этой возрастной группы, без помощи персонала детских учреждений.

Особенностями детей 2—4 лет являются:

— склонность к подражанию,

причем подражание взрослым в этом возрасте постепенно приобретает не только механический, но и сознательный характер. Волевые качества и мотивация поступков в большей степени определяется авторитетом родителей и воспитателей.

Таким образом, санитарно-просветительную работу нужно проводить не только с детьми, но и с родителями и воспитателями детских дошкольных учреждений.

Выступление или беседа с родителями преследует две цели:

— напомнить родителям о необходимости следить за состоянием зубов и органов полости рта детей,

— вызвать непосредственную заинтересованность в проведении мероприятий по профилактике стоматологических заболеваний, планируемых в детских коллективах. Воспитателям детских дошкольных учреждений необходимо объяснить цели и задачи профилактики в стоматологии, круг мероприятий по ее проведению, объем работы, желательное время и условия их осуществления. Отдельно объясняют роль воспитателей и медицинских работников учреждений в проводимой работе, подчеркивают, что от их участия, требовательности во многом зависят успех и эффективность проводимой профилактики.

Для малышей характерны неустойчивость настроения, быстрая смена отрицательных эмоций положительными, и наоборот, поэтому продолжительные занятия для них неприемлемы, т.к. формируют вследствие утомления отрицательное отношение к занятию в будущем. Мир познается ими в основном посредством игры.

Санитарно-просветительная работа является составным и ведущим компонентом занятий, которые следует начинать с элементов игры («приход в гости» зубной щетки, любимой игрушки и т.д.) и дальнейшие занятия также необходимо строить в форме интересной, занимательной игры (игровой композиции). Занятия по времени не должны занимать больше 15—20 минут.

Проводя с детьми занятия по гигиеническому уходу за полостью рта, целесообразно использовать педагогические приемы, способствующие лучшему усвоению материала:

— Чередование хоровых и индивидуальных ответов;

— Сочетание речевых ответов с практическими действиями;

— Использование разнообразных игровых моментов и ситуаций
(ребенок учится, обучая любимую игрушку);

— Обоснование ребенку необходимости выполнения задания («Если
мы не научим Ушастика правильно чистить зубы, они у него заболят»).

Одной из задач для детей дошкольного возраста является формирование у них отношения к средствам индивидуальной гигиены полости рта, как к обязательному компоненту окружающей обстановки.

Особое значение это приобретает в процессе гигиенического обучения и воспитания детей младшего возраста, когда возможности проведения санитарно-просветительной работы ограничены словарным запасом у них и отсутствием абстрактно-логического компонента мыслительного процесса. На 5-м году жизни словарный запас значительно обогащается. В этом возрасте дети обучаются счету в пределах 5, умению сравнивать величину предметов, определять пространственное расположение предметов относительно себя (спереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу). Поэтому при обучении следует широко использовать жизненные ситуации. Например: «Возьми щетку в правую руку, начни чистить верхние зубы» и т.д.). Дети этого возраста очень инициативны, излишне поспешны в ответах на вопросы. Они очень реагируют на похвалу и очень огорчаются при высказывании недовольства их ответами или поведением.

В средней группе дошкольного учреждения детей обучают счету до 10 (предметов, звуков и движений). У детей расширяется объем памяти, появляется способность управлять ею.

Гигиеническое обучение и воспитание детей средней группы направлено на формирование ряда новых представлений (о пользе растительных и молочных продуктов, о режиме дня, вредных привычках).

Дети старше 6 лет активны, достаточно дисциплинированы, демонстрируют признаки волевых качеств. Несколько возрастает их способность к концентрации внимания на занятии. Таким детям свойственны забота о младших, стремление обучать их, проявлять по отношению к ним покровительство. Этим детям полезно поручать объяснение правил гигиены полости рта младшим детям с соответствующей помощью.

Практические навыки формируются на основе полученных знаний. С учетом имеющейся у детей ориентировки в пространстве необходимо закреплять у них умение различать зубы левой и правой стороны, верхние и нижние, переднюю и заднюю поверхность; формировать и закреплять понятие о том, что остатки пищи застревают между зубами, откуда их следует удалять движениями щетки сверху вниз или снизу вверх. Используя умение ориентироваться во времени, следует учить детей последовательности чистки зубов. Примерным текстом может быть следующий: «Перед тем как начать чистить зубы, надо тщательно вымыть руки и прополоскать рот водой, потом взять зубную щетку и сполоснуть ее. После этого нанести на щетку пасту и чистить зубы. После чистки зубов щетку надо тщательно намылить и поставить в стакан головкой вверх. После этого умыть лицо и руки и вытереть их полотенцем». Детей подготовительной группы обучают заключительному этапу чистки зубов «подметающими» движениями, а также методам механотренировки зубов и челюстей.

Для формирования положительных эмоций у детей при обучении желательно подбирать «вкусную» пасту, яркую щетку, красивую посуду для полоскания.

Методические указания по обучению гигиене полости рта детей дошкольного (3—5 лет) возраста.

Одной из самых актуальных в стоматологии остается до настоящего времени проблема кариеса зубов. С этой проблемой тесно связаны вопросы заболевания окружающих зубы тканей, развития зубочелюстных аномалий и другой патологии жевательного аппарата. Поиски эффективных путей предупреждения кариеса зубов являются основным направлением современных исследований в стоматологии. Главенствующее значение при этом имеет гигиеническое воспитание населения, которое состоит из двух важных разделов: санитарно-просветительной работы и обучения методам гигиены полости рта. С особой тщательностью необходимо проводить обучение гигиене полости рта детей дошкольных учреждений (в возрасте 3—5 лет).

1. Место проведения

Оптимальным вариантом при выборе места для проведения обучения гигиене полости рта является комната гигиены и профилактики. Оборудование такой комнаты в детском дошкольном объединении осуществляет руководство объединения согласно заключенному договору с медицинским учреждением. В комнате гигиены и профилактики устанавливаются раковины, над ними зеркала, рядом шкаф с ячейками для индивидуальных средств гигиены, а также 15—20 мест для сидения в центре комнаты.

Необходимо оформить стены комнаты гигиены: плакаты, таблицы с отражением основной патологии полости рта, картины, изображающие персонажи детских сказок, средства и методы гигиены полости рта. На видном месте целесообразно организовать постоянно действующий стенд средств и методов гигиены.

При отсутствии возможности выделить отдельную комнату гигиены и профилактики практические навыки по гигиене полости рта целесообразно отрабатывать в умывальной или приспособленной комнате. Неорганизованные дети дошкольного возраста обучаются гигиене полости рта в комнатах гигиены детских стоматологических поликлиник (детских отделений стоматологических поликлиник).

Организатором всей профилактической работы в детских дошкольных учреждениях является врач-стоматолог(гигиенист), работающий на данном школьно-дошкольном участке.

^ 2. Содержание занятии.

Для приобретения элементарных навыков по гигиене полости рта с детьми дошкольного возраста необходимо провести минимум три занятия.

1 этап — работа с моделями:

— знакомство с зубной щеткой, обучение правильному держанию
ее рукой, движениям в различных направлениях;

— показ на моделях подметающих движений;
— выполнение ребенком на моделях подметающих движений;

— показ на моделях скребущих движений;

— выполнение ребенком на моделях скребущих движений;

— обучение числу движений щеткой.

2 этап — работа с ребенком:

— показ и нанесение пасты на зубную щетку;

— показ подметающих движений на фронтальных зубах ребенка;

— показ подметающих движений на фронтальных зубах ребенком
с помощью обучающего, который поддерживает щетку;

— выполнение подметающих движений на фронтальных зубах
ребенком самостоятельно с коррекцией обучающего;

Читайте также:  Состояние здоровья ким чен ына

— выполнение подметающих движений на жевательных зубах
ребенком с помощью обучающего на левой половине челюсти;

— выполнение подметающих движений на жевательных зубах левой
половины челюсти ребенком самостоятельно с коррекцией обучающего;

— выполнение подметающих движений на жевательных зубах
правой половины челюсти ребенком с помощью обучающего;

— выполнение подметающих движений на жевательных зубах
правой половины челюсти ребенком самостоятельно;

— выполнение ребенком движений самостоятельно на счет десять;

— знакомство с последовательностью чистки зубного ряда, отдых.

3 этап — работа с ребенком:

— выполнение скребущих движений ребенком с помощью обуча
ющего на жевательных зубах;

— выполнение скребущих движений ребенком самостоятельно;

— выполнение ребенком движений самостоятельно на счет десять;

— окрашивание зубного налета и определение индекса гигиены
после окончания чистки зубов;

— ознакомление ребенка с результатами определения индекса ги
гиены, отдых.

4 этап — повторная чистка зубов:

— выполнение ребенком подметающих и скребущих движений
щеткой самостоятельно с коррекцией обучающего до исчезновения окрашенного зубного налета.

За первое занятие должно быть достигнуто:

— Обучение держанию щетки и нанесению пасты.

— Освоение выполнения подметающих и скребущих движений при
чистке зубов.

— Знакомство со временем чистки зубов.

— Знакомство с контролем чистки зубов.

— Знакомство с последовательностью гигиены зубного ряда.

1 этап — работа с моделями:

— повторение ребенком подметающих и скребущих движений на модели;

— показ круговых движений на модели;

— обучение числу движений щеткой.

2 этап — работа с ребенком:

— окраска зубного налета и подсчет индекса гигиены;

— чистка зубов с помощью подметающих и скребущих движений;

— освоение с помощью обучающего, путем держания щетки в руках обучающего, круговым движениям;

— выполнение круговых движений ребенком самостоятельно;

— обучение числу движений и последовательности чистки зубного
ряда;

— повторный осмотр и выявление невычищенного зубного налета;

— повторная чистка зубов.

За второе занятие должно быть достигнуто:

— Свободное выполнение подметающих и скребущих движений
зубной щеткой.

— Знакомство с круговыми движениями зубной щеткой.

— Продолжение освоения режима времени чистки зубов.

— Продолжение освоения контроля качества гигиены полости рта.

— Знакомство с последовательностью гигиены зубного ряда.

1 этап — работа с моделями:

— повторение ребенком подметающих, скребущих и круговых
движений щеткой;

— повторение числа движений щеткой;

— обучение правилам чистки зубов — кратность, время, хранение
зубной щетки, пасты, последовательность движения по зубному ряду.

2 этап — работа с ребенком:

— проведение чистки зубов со всеми видами движений в нужной
последовательности с соблюдением времени чистки с коррекцией обучающего;

— окрашивание налета и определение индекса гигиены;

— показ ребенку дефектов чистки по остаткам зубного налета,
коррекция чистки;

— проведение повторной чистки зубов и оценка ее эффективности
по оставшейся окраске зубного налета.

За третье занятие должно быть достигнуто:

— Свободное владение подметающими, скребущими и круговыми
движениями щеткой.

— Знание и умение оценить по окраске зубного налета эффектив
ность чистки зубов.

— Знание и умение контроля времени чистки зубов.

— Знакомство с последовательностью чистки.

^ 3. Методы контроля эффективности гигиены полости рта

Всякое полезное дело оценивается по его конечному результату. Правильная гигиена полости рта должна предупредить образование зубного налета и развитие воспалительных явлений в окружающих зубы тканях. Контроль за эффективностью гигиены полости рта целесообразно проводить по двум направлениям:

— оценка обучающим гигиене полости рта;

— оценка самим ребенком.

Оценка эффективности гигиены полости рта обучающим.

Среди многих методов изучения эффективности гигиены излагаются два довольно простых и наиболее широко применяемых.

1. МЕТОД ФЕДОРОВА-ВОЛОДКИНОЙ.

2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНДЕКСА РМА.

Оценка эффективности гигиены полости рта ребенком

Предлагается использовать два метода:

1. Ребенку на 1 минуту дается окрашивающая таблетка, которую он энергично перемещает в полости рта, или зубы смазываются раствором красителя, который затем сплевывается в раковину. Налет, имеющийся на зубах, прокрашивается в красный (желтый) цвет. Всем детям группы демонстрируется этот прокрашенный налет, указываются места ретенции (межзубные промежутки, пришеечная область и т.д.), где необходимо наиболее энергично проводить гигиенические процедуры.
Далее детям предлагается перед зеркалом, соблюдая все правила, почистить зубы так, чтобы устранить весь прокрашенный налет. При этом обязательно засекается время. Результаты чистки зубов комментируются всей группе. Ребенка, который правильнее и тщательнее провел чистку, обязательно нужно похвалить. Такой показ гигиены действует убедительнее многих лекций и бесед.

2. Нескольким детям, на словах хорошо освоившим методику чистки зубов, даются щетки, паста и рекомендация почистить зубы так, как они научились чистить. После старательной чистки этим детям дается по окрашивающей таблетке на 1 минуту. Оставшийся после чистки налет прокрашивается и показывается остальным детям. При этом еще раз заостряется внимание, что только при правильных приемах гигиены полости рта можно убрать весь налет из ретенционных пунктов или необходимо применить вспомогательные средства и предметы гигиены.

Методика проведения санпросветработы среди школьников

Проблема кариеса зубов и заболеваний пародонта до настоящего времени остается одной из самых актуальных в стоматологии. Это связано, в первую очередь, с высокой распространенностью этой патологии среди населения земного шара, большим ущербом здоровью людей и трудностью проведения массовой профилактики.

В ходе проведения массовых и коллективных мероприятий одним из основных звеньев является санитарно-просветительная и разъяснительная работа. Без учета этого звена или при недостаточно активном его проведении вся огромная работа по профилактике может оказаться малорезультативной. Гигиеническое воспитание школьников состоит из двух групп мероприятий:

— обучения их рациональной гигиене полости рта.

Ответственным за санитарно-просветительную работу в школе является врач-стоматолог(гигиенист), осуществляющий комплекс профилактических мероприятий.

До 1 сентября необходимо провести всю подготовительную работу и санитарно-воспитательные мероприятия с медицинским и педагогическим персоналом школы. В беседах на семинарских занятиях со школьниками, врачами и медицинскими сестрами необходимо подчеркнуть важность и необходимость проводимой работы, строго определить функциональные обязанности.

При проведении санитарно-просветительной работы в школе необходимо учитывать ряд обязательных организационных принципов:

— Санпросветработа обязательно должна включаться в комплекс первичных профилактических мероприятий по предотвращению распространения стоматологических заболеваний у детей.

— Санпросветработа должна предшествовать обучению методам рациональной гигиены полости рта и назначению специальных профилактических средств. ,

— Санпросветработа должна носить комплексный характер, т.е. охватывать 4 группы населения:

— медицинских работников школы (педиатры, медсестры),

Только комплексный подход к санитарному просвещению позволит добиться ощутимых профилактических результатов.

Санпросветработа в коллективах должна проводиться дифференцированно в соответствии с поставленными целями и задачами.

В процессе проведения санитарно-просветительной работы обязательно должны использоваться 2 основных формы, взаимно дополняющие друг друга: пассивные и активные.

Пассивные формы включают организацию стендов, выставок, витражей, санитарных бюллетеней, подготовку листовок, памяток, методичек, буклетов и т.д.

Активные формы проводятся в виде игровых композиций, бесед, лекций, показа
кинофильмов и т.д.

Для проведения активных и пассивных форм санпросветработы необходимо создание «центра гигиенического воспитания в школе» в виде комнаты (класса) гигиены и профилактики.

Санитарно-просветительную работу в школах нужно проводить более интенсивно, чем в дошкольных учреждениях, учитывая меньшую организованность и заинтересованность школьников в профилактических мероприятиях. От правильной разъяснительной деятельности среди школьников зависит конечный итог профилактики. Именно поэтому, при проведении санитарно-просветительной работы среди них следует учитывать возраст. Так, у детей 7—10 лет отмечаются особенности в восприятии и познавательной деятельности.

Переход от игровой деятельности к учебной стимулирует развитие психических процессов, непосредственного познания окружающего мира, общеизвестна острота их восприятия, любознательность, яркость воображения. У них хорошо развита наглядно-образная память. В младшем школьном возрасте формируется характер, усваиваются моральные нормы и правила поведения, обогащается жизненный опыт. Младший школьник имеет желание учиться, он охотно признает авторитет взрослых, поэтому основным методом формирующего эксперимента является метод медико-педагогического убеждения.

Метод медико-педагогического убеждения — это совокупность мер по санитарному просвещению, направленных на повышение гигиенических знаний, формирование, закрепление и совершенствование гигиенических навыков. Составными частями метода являются беседа, рассказ, демонстрация диафильмов, кинофильмов, наглядных пособий, техники чистки зубов, средств ухода за полостью рта. Обычно в 7-летнем возрасте дети уже встречались со стоматологом и знают азы ухода за полостью рта. Беседу с детьми этого возраста следует начать с объяснения, почему надо сохранять зубы здоровыми и какие мероприятия для этого необходимы. Это надо делать в популярной форме, но с намерением дать детям определенную сумму знаний об органах полости рта и уходе за ними. Вступительная беседа должна быть краткой и ее продолжение должно проходить в форме игры и обучения детей уходу за полостью рта. В беседах необходимо касаться значения питания, особенно очищающего полость рта, для сохранения зубов. Уроки здоровья по стоматологии в начальной школе обычно делятся на две части — санитарно-просветительную и практическую. Лучше их проводить в специально оборудованном классе гигиены.

На первом уроке беседу (выступление) врача можно посвятить объяснению строения, функции и значения зубов в жизни человека, рассказать, какие имеются зубы, как они работают, как прорезываются и выпадают. Необходимо объяснить роль питания в развитии зубочелюстной системы, для чего необходима гигиена полости рта, когда и зачем нужно обращаться к стоматологу. Предложенные знания необходимо проконтролировать путем опроса и коррекции ответов детей.

На втором уроке беседа может быть посвящена средствам и предметам ухода за полостью рта. Детям надо объяснить, как устроена зубная щетка, как ею пользоваться, хранить. Необходимо показать зубные пасты, порошки, объяснить правила пользования ими, методику чистки зубов на моделях. В заключении занятия нужно проверить знания по этому вопросу.

На третьем занятии , которое, в основном, должно быть посвящено практическому обучению ухода за полостью рта, детей необходимо ознакомить с контролем за чисткой зубов. В конце занятия они должны ответить на вопросы по всему пройденному курсу.

В средних и особенно старших классах уроки здоровья строятся несколько иначе. Здесь обычно беседа и выступление в большей степени приобретает черты лекции. Выступление перед старшими школьниками должно носить научный характер и воздействовать на эмоции и разум слушателей. В результате санпросветработы школьники должны приобретать серьезные знания о физиологии и анатомии органов полости рта, причинах и механизмах развития заболеваний, возможностях и методах их профилактики. Эти знания в результате работы должны стать их убеждением. В старших классах особенно сильно необходимо воздействовать на эстетические чувства подростков, юношей и девушек. Нужно объяснить и показать им эстетическое значение органов полости рта, возможность сохранить их здоровыми или улучшить внешний вид.

Наглядные средства также должны иметь иной характер, чем в младших классах. Здесь хорошо помогают в агитации и пропаганде фотографии, цветные слайды отдельных людей, наглядные примеры эффективности профилактики в стоматологии. Следует помнить, что только сильные факторы, воздействующие как на эмоциональную, так и на интеллектуальную сферы, способны выработать убеждения в этих возрастных группах, которые склонны в определенной степени к скептицизму, не воспринимают на веру сообщаемые им знания. Это необходимо делать путем возбуждения интереса, затрагивая больные места слушателей. Пассивные формы агитации и пропаганды также должны быть приспособлены к возрасту школьников. В одних случаях (для младших школьников) санбюллетени, плакаты, газеты должны содержать минимум текста и много красочных рисунков и иллюстрации, а в других (для средних и старших школьников) — иметь максимум текста и одну-две запоминающиеся иллюстрации.

Читайте также:  Какая группа здоровья у дознавателя

Методические указания по обучению гигиене полости рта детей школьного возраста

Современные представления о причинах и развитии заболеваний зубов и тканей пародонта, а также имеющиеся в руках врача-стоматолога оборудование и средства предупреждения заболеваний позволяют перейти на высшую ступень организации помощи — к внедрению методов первичной профилактики стоматологической патологии. К основным методам профилактики относятся: общий рациональный режим, сбалансированное питание, рациональная гигиена полости рта, активная санитарно-просветительная работа методом медико-педагогического убеждения.

Основополагающим принципом системы профилактики стоматологических заболеваний является принцип возрастного подхода к реализации всех мероприятий.

Работы в школе начинаются с 1 сентября. Медицинская сестра вместе с гигиенистом подбирает для каждого учащегося индивидуальные средства гигиены (зубная щетка, паста, стаканы) и составляет расписание уроков гигиены, которые затем утверждает директор (завуч) школы.

Программа гигиенического обучения и воспитания рассчитана на обучение 3-х возрастных групп: 7—9 лет (1—3 класс), 10—14 лет (4—7 класс), 15—17 лет (8—11 класс).

В 1 и 2 классах на эти уроки отводится по 8 часов. В 3 классе по 16 часов. В старших классах обучение рекомендуется проводить отдельно у мальчиков и девочек.

Примерно на 3-м занятии проводят обучение по уходу за полостью рта. Для трансформации знаний в умения, умения в навыки необходимы: опрос, повторение, упражнения в действиях, контроль за применением навыка, поощрение знаний и действий.

В зависимости от санитарно-гигиенической обстановки в школе место и план проведения практических уроков гигиены будут варьировать.

При наличии в школе кабинета гигиены, в нем проводят как общую часть урока, так и практическое обучение детей по чистке зубов.

При отсутствии в школе кабинета гигиены используют кабинет стоматолога. Теоретическую часть урока с обучением детей на тренажерах следует проводить в классе, а индивидуальное обучение у раковины — в кабинете стоматолога.

При неблагоприятной санитарно-гигиенической обстановке (при наличии раковин лишь около столовой) урок ограничивается обучением детей уходу за зубами на тренажерах, а у раковины это осуществляется перед лечением зубов в процессе плановой санации или перед проведением специальных профилактических процедур.

Формирование навыка по уходу за полостью рта проводится одновременно с обучением элементам действий, составляющих навык.

^ Различают шесть элементов навыка по уходу за полостью рта:

  1. Перед тем как чистить зубы, необходимо вымыть руки.
  2. Прополоскать рот водой.
  3. Тщательно промыть зубную щетку водой из-под крана.
  4. Выдавить зубную пасту на зубную щетку на длину ее головки.
  5. Чистить зубы по схеме: каждую половину челюсти нужно чистить 1—2 минуты и сделать при этом щеткой 100—150 движений.
  6. Прополоскать рот после каждого приема пищи (в школе — после обеда).

Технология чистки зубов предусматривает очистку всей поверхности эмали зуба, особенно активно в местах скопления зубного налета (в пришеечной части коронки, на контактных поверхностях и непосредственно у края десны).

1. Движение зубной щетки по зубному ряду должно идти справа налево.
2 .Чистка верхних зубов предшествует чистке нижних.

3. Чистка передней поверхности предшествует чистке задней по
верхности.

4.При установке щетки на зубном ряду важно, чтобы наиболее
трудно очищаемые участки, например, межзубные промежутки были
полностью перекрыты щеткой.

5.Ввиду опасности повреждения дна десневой бороздки щетиной
зубной щетки, ее движения по вертикали должны иметь лишь одно на
правление: от десны к линии смыкания зубов и должны начинаться с
поверхности десны.

Типы движений зубной щетки.

— Вертикальное по передней и задней поверхностям зубов. На щечной стороне зубного ряда щетина устанавливается так, что рабочая часть прилегает к зубам горизонтально, захватывая несколько зубов.
На задней поверхности зубов возможна только установка щетки под
углом 45—90 градусов.

-Горизонтальные движения по поверхности смыкания зубных рядов в продольном и поперечном направлении.
— Завершается чистка зубов «подметающими» движениями по поверхности зубов.

— Зубной ряд делят на несколько сегментов. Чистку начинают с верхних правых больших коренных зубов. Рекомендуется делать по 10 движений щеткой на каждом квадранте челюстей с наружной и внутренней поверхности, а также на жевательной. На двух зубных рядах должно быть сделано не менее 300 движений.

Для закрепления и совершенствования навыка необходима систематическая проверка у школьников техники чистки зубов.

После демонстрации методики чистки зубов проводится контролируемая чистка зубов (с окраской налета) детьми один раз в неделю под наблюдением медицинской сестры.

Контроль за чисткой зубов осуществляется проведением пробы Шиллера-Писарева. Возможно два подхода к окраске налета:

а) до чистки зубов с указанием детям на участки ретенции зубного
налета и с последующей чисткой зубов;

б) после тщательной чистки зубов окрашивание зубов и повторная
чистка.

Впоследствии контролируемая чистка зубов у дошкольников проводится при проведении профилактических мероприятий. Каждая проверка в свою очередь должна сопровождаться индивидуальной коррекцией методики чистки зубов у каждого школьника.

Методика проведения санпросветработы среди родителей при внедрении первичной стоматологической профилактики у детей

Существующие в настоящее время организационные подходы и методы лечения не в состоянии снизить все возрастающую распространенность и интенсивность заболеваний полости рта. Поэтому в решении этой задачи на помощь стоматологам должна прийти первичная профилактика стоматологических заболеваний, внедрение которой уменьшит вероятность возникновения этих заболеваний, позволит снизить потребность в их лечении, даст возможность врачу-стоматологу уделять больше времени предупреждению заболеваний.

Существенную помощь во внедрении первичной стоматологической профилактики у детей могут сыграть их родители. Выработка у родителей убеждения в необходимости соблюдения правил здорового образа жизни их детей на основе научных знаний причин заболевания, методов их предупреждения и поддерживания организма в здоровом состоянии — цель санитарно-просветительной работы среди родителей. Санитарно-просветительная работа предшествует и сопутствует обучению гигиене полости рта, фундаментом которого она является.

Санитарно-просветительная работа в своей основе имеет два направления: пропаганда медицинских знаний о здоровом образе жизни, путях и методах сохранения здоровья, профилактике заболеваний, агитация родителей за соблюдение правил здорового образа жизни и профилактика болезней их детей путем воспитания и убеждения.

Для пропаганды медицинских знаний среди родителей рекомендуется организовать встречу перед родительским собранием в классе или группе. Нежелательно объединять родителей нескольких классов или групп (в детских дошкольных учреждениях), так как в этом случае лекция или беседа плохо воспринимаются. При этом родителей надо озаботить состоянием зубов и органов полости рта среди детей и вызвать заинтересованность в проведении и поддержании мероприятий по профилактике стоматологических заболеваний, планируемых в детских коллективах. Продолжительность беседы не должна превышать 15—25 мин, так как примерно столько же времени потребуется для ответов на вопросы. Беседа должна проходить живо, со многими примерами, иллюстрациями, диапозитивами. Необходимо использовать показ кинофильмов (на родительских собраниях); выпуск санитарной стенной печати с отражением вопросов предупреждения стоматологических заболеваний, а также распространение среди родителей и учащихся памяток, содержащих в кратком виде основную гигиеническую информацию по проблеме. Следует помнить, что форма изложения и содержание рекомендаций должны соответствовать культурному уровню населения и условиям жизни в регионе.

Санитарно-просветительная работа среди родителей как одно из основных действенных звеньев в обеспечении гигиенического воспитания должна проводиться по следующим разделам:

— Здоровье матери, питание и состояние полости рта будущего ре
бенка.

— Болезни полости рта и здоровье детей.

— Значение общего здоровья для состояния органов полости рта.

— Роль качественного питания в предупреждении болезней полос
ти рта.

— Профилактическое значение личной гигиены.

— Лекарственная профилактика болезней органов полости рта и
здоровье будущей матери и ребенка раннего возраста.

— Гигиеническое воспитание школьников.

Для родителей дошкольников рекомендуется план основной беседы «Предупредить заболевания полости рта можно», которую первично один раз в каждом дошкольном учреждении и школе проводит стоматолог с родителями, как показательную для медперсонала и воспитателей детских садов, обязанных по плану дублировать ее по всем группам и классам.

План беседы рекомендуется следующий:

а) значение здоровья полости рта для общего состояния организма ребенка (5 мин);

б) важность качества питания в обеспечении здоровья полости рта и правила приема пищи (15 мин);

в) роль общеоздоровительных мер в развитии и состоянии органов и тканей полости рта (5 мин);

г) выявление и устранение вредных привычек (10 мин);

д) гигиена полости рта (10 мин);

е) способы предупреждения заболеваний полости рта (15 мин).

В рамках этой беседы необходимо акцентировать пункты, соответствующие возрасту детей, с родителями которых проводится работа.

Кроме того, ежегодно в беседе освещается один новый вопрос:

— с родителями детей ясельной группы (1-—2 года) — о необходимости наблюдения стоматологом детей, матери которых имели патологическую беременность;

— с родителями детей первой младшей группы — о вирусном стоматите, наиболее распространенном в этом возрасте;

— второй младшей группы — о значении активного жевания и способах формирования этого навыка; средней группы — о психологической подготовке детей к необходимости посещать стоматолога;

— старшей группы — о смене зубов и осложнениях этого процесса, в частности снижении интенсивности жевания;

— подготовительной группы — о сущности кариеса зубов, принципах его предупреждения и лечения.

Целесообразно тезисы основной беседы приводить в стенной печати. Наиболее гибкой и популярной формой является родительский уголок, материалы которого следует планировать монотематично. В индивидуальном порядке следует приглашать родителей на показательное или текущее занятие с детьми по гигиеническому уходу за полостью рта. Можно также указанную тематику представить в художественной форме путем создания серии диафильмов, фильмов, фонограмм, организовать тематические игры, театрализованные встречи, выступление в печати, по радио и телевидению.

Через центры здоровья (здорового образа жизни) возможно приобретение тиражируемых санитарно-просветительных материалов (листовок, памяток, буклетов и т.п.). При систематической работе по гигиеническому обучению, начатой с родительским коллективом детей ясельных групп, акцентуацию отдельных вопросов соответственно возрасту можно планировать так, чтобы обеспечить равномерное обновление текста бесед при обязательном сохранении всех 6 основных пунктов за счет расширенной подачи некоторых материалов. Выбор их обусловлен необходимостью создания базиса гигиенических знаний у родителей к тому периоду, когда начинается активное систематическое обучение детей.

Примерный текст беседы для родителей дошкольных учреждений.

Источник

Adblock
detector