Меню

Проведение оценки функционального состояния организма уровня здоровья физического развития

Методы оценки функционального состояния организма

Функциональное состояние — интегральный комплекс характеристик тех качеств и свойств организма, которые прямо или косвенно определяют деятельность человека; системный ответ организма, обеспечивающий адекватность требованиям его деятельности или неадекватность (когда организм работает на излишне высоком уровне функционального напряжения).

Расширение функциональных возможностей организма, соответствующее повышению тренированности, проявляется не столько в органных сдвигах, сколько в уровне регуляции межсистемных и внутрисистемных связей, что наиболее отчетливо отражается в реакции организма на физическую нагрузку, степени ее соответствия проделанной работе и во взаимосвязи при этом отдельных показателей.

Неотъемлемой частью понятия «здоровье» должен быть уровень функциональных возможностей организма, диапазон его компенсаторно-приспособительных реакций, т.е. возможность приспосабливаться к повышенным требованиям. Поэтому реакцию организма на физическую нагрузку необходимо рассматривать как важнейший критерий здоровья, определяющий его уровень и полноту. С другой стороны, очевидно, что собственно здоровье в чисто клиническом его понимании непосредственно влияет на сохранение интегративной реакции организма на физическую нагрузку и тем самым — на его работоспособность.

Установлено, что адаптация организма к мышечной деятельности во многом обусловлена подвижностью и устойчивостью вегетативных функций и особенно аппарата кровообращения. От функциональной подвижности кровообращения зависит не только быстрота переключения различных систем организма на рабочий уровень, но и степень синхронности их деятельности и скорость восстановления. Если функциональное состояние кровообращения во многом обусловливает пределы работоспособности двигательного аппарата при физических нагрузках и устойчивость механизмов адаптации, то, следовательно, оно в значительной степени отражает функциональное состояние организма в целом.

Для оценки функционального состояния используют функциональные пробы. Классические варианты функциональных проб — это выполнение работы определенной мощности с использованием велоэргометра, тредбана и степ-теста, при которой регистрируется частота сердечных сокращений. Однако оценки реакции сердечно-сосудистой системы на нагрузку только по пульсовому показателю недостаточно. Значительно больше информации дает сопоставление данных частоты сердечных сокращений (ЧСС) и артериального давления (АД), что позволяет в определенной степени судить о взаимосвязи различных компонентов реакции и таким образом о регуляции организма на физическую нагрузку, а с учетом скорости восстановления позволяет характеризовать его функциональное состояние. Поэтому при самоконтроле, как и при врачебном контроле за функциональным состоянием студента, применяя любую функциональную пробу, надо одновременно регистрировать хотя бы два простых показателя (ЧСС и АД), включая период восстановления, что очень важно для оценки функционального состояния организма.

При проведении функциональных проб сердечно-сосудистой системы необходимо придерживаться следующих правил:

а) пробу лучше проводить натощак или через 1-1,5 часа после еды; при повторных измерениях стараться выполнить пробу в то же время дня:

б) прощупывать пульс на шее в области сонной артерии, дыхание не задерживать.

Бег на месте в течение 3 мин с высоким подниманием бедра в темпе 180 шагов в 1 мин. Во время бега на месте руки, не напрягаясь, двигаются в темпе движений ног, дыхание свободное, непроизвольное. Сразу же после 3 мин бега подсчитывают частоту сердечных сокращений в течение 15-секундного интервала и записывают полученную величину. Затем следует сесть, измерить артериальное давление (если предоставляется такая возможность) и зафиксировать этот показатель в протокол. Далее подсчитывается пульс на 2, 3 и 4-й минутах восстановления. Полученные показатели фиксируются в протоколе исследования. После измерения частоты сердечных сокращений при наличии аппарата необходимо измерять и регистрировать показатели АД в те же минуты периода восстановления.

Читайте также:  Основы формирования здоровья детей до года

Дополнительные измерения артериального давления потребуют определенного навыка, но это даст важную дополнительную информацию при оценке собственного функционального состояния. Если после физической нагрузки изменения АД адекватны учащению сердцебиения, а в период восстановления изменения АД соответствуют урежению пульса, тогда реакцию сердечно-сосудистой системы на проделанную работу следует считать нормальной. В случае несоответствия реакции АД на изменение пульса можно предположить наличие нарушения регуляции кровообращения. Следовательно, если ограничиться в этом случае лишь изучением пульсовой стоимости работы, то признаки ухудшения функционального состояния можно не зафиксировать.

Улучшение функционального состояния при оценке показателей, зарегистрированных при проведении пробы, проявляется в большем соответствии сдвигов выполненной работе, меньшей амплитуде реакции, в ускорении восстановления. Важное значение имеют не сами величины показателей пульса и АД, а их изменения под влиянием систематических занятий физическими упражнениями, индивидуальное сравнение собственных показателей измеряемых величин в различные периоды тренировочного цикла или учебного года.

При прочих равных условиях уменьшение показателя будет характеризовать улучшение функционального состояния сердечно-сосудистой системы, увеличение показателя — ухудшение общего состояния.

Для оценки состояния дыхательной, сердечно-сосудистой и регуляторной систем в ответ на изменение внутренней среды организма (снижение содержания кислорода и увеличение концентрации СО2 в крови) применяют в целях самоконтроля функциональные пробы с задержкой дыхания.

Проба Штанге — задержка дыхания на вдохе. После 5 мин отдыха сидя сделать 2-3 глубоких вдоха и выдоха, а затем, сделав полный вдох, задержать дыхание и одновременно включить секундомер. При возобновлении дыхания секундомер останавливают. Отмечается время от момента задержки дыхания до ее прекращения. Средним показателем способности задерживать дыхание на вдохе следует считать время, равное 60-65 сек. С улучшением функционального состояния организма (ростом тренированности) время задержки дыхания увеличивается, при снижении тренированности и низком функциональном состоянии организма — уменьшается. При заболевании или переутомлении это время уменьшается значительно (до 30-35 сек).

Проба Генчи — задержка дыхания на выдохе. Проба выполняется так же, как и проба Штанге, только задержка дыхания производится после полного выдоха. Средним показателем здесь является способность задерживать дыхание на выдохе в течение 30 секунд.

При инфекционных заболеваниях органов кровообращения, дыхания и других, а также после перенапряжения и переутомления, в результате которых ухудшается общее функциональное состояние организма, продолжительность задержки дыхания уменьшается как на вдохе, так и на выдохе.

В результате работы студенты должны знать: а) методы измерения антропометрических показателей: б) методы измерения мышечной силы и жизненной емкости легких; в) методы самоконтроля за функциональным состоянием организма;

уметь: а) самостоятельно измерять показатели физического развития; б) использовать формулы, индексы и стандарты для обоснования выводов о состоянии своего физического развития; в) проводить функциональные пробы и анализировать реакцию организма на выполненную физическую нагрузку.

Контрольные вопросы:

1. Дать характеристику таким понятиям как «здоровье», «физическое развитие», «самоконтроль», «стандарты», «индексы».

2. Сущность экспресс-оценки уровня здоровья (по В.И. Белову)

3. Основные показатели физического развития.

4. Какие измерения необходимо провести для суждения о физическом развитии?

5. Что такое функциональное состояние организма?

6. Дайте характеристику основным функциональным пробам.

Читайте также:  Тату с китайскими иероглифами здоровье

7. Как оценить результаты, получаемые при проведении функциональной пробы?

Источник

Оценка состояния здоровья и физического развития.

Под физическим развитием понимают совокупность морфологических и функциональных признаков организма: рост, вес, окружность грудной клетки, ёмкость легких, мышечная сила рук. Физическое развитие непосредственно связано с состоянием сердечнососудистой, дыхательной, пищеварительной, опорно-двигательной и др. систем. В свою очередь от уровня физической работы зависит устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям среды, сопротивляемость болезням. Уровень физического развития определяют с помощью методов антропометрических исследований. Этот метод основан на учете количественных, внешних морфологических показателей. Однако ряд антропометрических исследований (спирометрия, динамометрия) даёт представление и о функциях различных систем и органов. В целом показатели физического развития отражают функциональное состояние организма и являются важным для оценки состояния здоровья и работоспособности. Метод антропометрического исследования включает измерения:

· Окружности грудной клетки

Для более полного и специального обследования объём исследований может быть расширен и включать в себя определение окружности плеча, бедра, голени, живота и т.д. Эти измерения проводят для определения пропорций тела. Оценка результатов антропологических исследований производится методами стандартов, корреляции, профилей, индексов.

Этот метод исследования более точен и объективен. Оценку физического развития проводят путем сравнения полученных данных со средними — стандартными величинами, установленными на большом числе обследованных того же пола, возраста и роста. В данном контексте хорошо известен метод весоростовых показателей Брокка, по которому вес человека должен быть равен его росту без 100 единиц. Среди других известных исследователей антропометрических показателей физического развития можно назвать Кетле, Эрисмона, Брукша, Пинье. Большинство индексов составлено механически, а потому недостаточно объективны. Оценивать физическое развитие по индексам следует с большей осторожностью.

Итак, с помощью антропометрических показателей можно получить данные о физическом развитии, степени выраженности этих показателей:

· Соматометрические – длина и масса тела, окружность грудной клетки, бедра, голени и т.д.

· Физиометрические – жизненная ёмкость легких (ЖЕЛ), мышечная сила рук, становая тяга

· Соматоскопические – состояние опорно-двигательного аппарата, форма позвоночника, грудной клетки, ног, состояние осанки, развитие мускулатуры, степень жироотложение полового созревания.

3. Средства и методы физического воспитания и укрепления здоровья.

Оздоровительные силы природы, как средство физического воздействия, дополняют физические упражнения такими важными факторами, которыми сами мы не обладаем. Закаливание солнцем, воздухом и водой не только укрепляет здоровье, но и обеспечивает физическую, психологическую и волевую подготовленность к жизни, особенно в экстремальных условиях, с которыми человек может столкнуться. Психические факторы выполняют оздоровительное воздействие физических упражнений. Гигиенически обоснованные режимы жизни способствуют укреплению и сохранению здоровья и поддержания физической и умственной работоспособности. Требования гигиены к режиму нагрузок и отдыха, питанию, внешним условиям занятий – залог эффективности проводимых физических упражнений. Под методами физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений. Под методикой принято принимать систему средств и методов, направленных на достижение определяемого результата в процессе физического воспитания. Для решения задач физического воспитания используется множество различных методов, как характерных для физического воспитания, так и общепедагогических, применяемых во всех случаях обучения и воспитания.

К специфическим средствам физического развития относят:

Метод регламентированного упражнения.

С помощью физических упражнений можно целенаправленно воздействовать на воспитание физических качеств человека, что, естественно, может улучшить его физическое развитие и физическую подготовленность, а это, в свою очередь, отразится на показателях здоровья. Например, при совершенствовании выносливости не только воспитывается способность длительно выполнять какую-либо умеренную работу, но и одновременно совершенствуются сердечнососудистая и дыхательная системы.

Читайте также:  Полезная еда для женского здоровья

Методы строго регламентированного упражнения.

Основным методическим направлением в процессе физического воспитания является строгая регламентация упражнений. Сущность метода строго регламентированного упражнения заключается в том, что каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой.

Метод строго регламентированного упражнения позволяет:

— осуществлять двигательную деятельность занимающихся по твердо предписанной программе (по подбору упражнений, их связкам, комбинациям, очередности выполнения и т.д.);

— строго регламентировать нагрузку по объему и интенсивности, а также управлять ее динамикой в зависимости психофизического состояния занимающихся и решаемых задач;

— точно дозировать интервалы отдыха между частями нагрузки;

— избирательно воспитывать физические качества;

— использовать физические упражнения в занятиях с любым возрастным контингентом;

— эффективно осваивать технику физических упражнений и т.д.

Значение игры как многообразного общественного явления выходит далеко за сферу физического воспитания и даже воспитания в целом. Возникнув на ранних этапах истории и развиваясь вместе со всей культурой общества, игра служила и служит удовлетворению различных потребностей – в самосознании и внешнем контактировании, духовном и физическом развитии, отдыхе и развлечении. Однако одна из главнейших функций игры – педагогическая: игра издавна является одним из основных средств и методов воспитания в широком смысле слова.

Понятие игрового метода в сфере воспитания отражает методические особенности игры, т. е. то, что отличает ее в методическом отношении от других методов воспитания.

Это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.

Соревновательный метод позволяет:

— стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития;

— выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями;

— обеспечивать максимальную физическую нагрузку;

— содействовать воспитанию волевых качеств.

С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и воспитанием физических качеств.

Общепедагогические методы физического воспитания: Словесные методы.

В физическом воспитании преподаватель свои общепедагогические и специфические функции в значительной мере реализует с помощью слова: ставит перед занимающимися задачи, управляет их учебно-практической деятельностью на занятиях, сообщает знания, оценивает результаты освоения учебного материала, оказывает воспитательное влияние на учеников

Методы наглядного воздействия.

В физическом воспитании методы обеспечения наглядности способствуют зрительному, слуховому и двигательному восприятию занимающихся выполняемых (показ упражнений преподавателем, демонстрация учебных видеофильмов, кино-грамм двигательных действий, рисунков, схем и др.).

Непосредственной целью физического воспитания является содействие гармоническому развитию растущего организма, укрепление здоровья и всесторонняя двигательная подготовка.

Без физического воспитания ни одна система воспитания человека не может рассматриваться как полезная.

| следующая лекция ==>
Теорія культурних кругів. | Предмет этики, основные проблемы этики. Структура и функции морали. Моральные принципы.

Дата добавления: 2016-02-20 ; просмотров: 6790 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Adblock
detector