Организация санитарно-просветительской работы
ПРОВЕДЕНИЕ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ.
«Профилактика начинается и
кончается санитарным просвещением»
организация санитарно-просветительской работы
Санитарное просвещение – это система государственных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на распространение среди населения знаний и навыков, необходимых для охраны и укрепления здоровья, предупреждения болезней, сохранения активного долголетия, высокой работоспособности, воспитания здоровой смены.
Санитарное просвещение — раздел профилактической деятельности органов и учреждений здравоохранения, направленный на гигиеническое обучение и воспитание населения с целью его привлечения к активному участию в охране здоровья.
Санитарное просвещение — обязательный раздел деятельности каждой медицинской и аптечной организации, профессиональная обязанность каждого медицинского и фармацевтического работника. Это естественно, поскольку роль личностного (поведенческого) фактора велика в предупреждении заболеваний, в раннем обращении за медицинской помощью. Этот фактор влияет на сроки выздоровления, эффективность долечивания и восстановления трудоспособности и на предупреждение обострении заболеваний.
Основной задачей санитарного просвещения является распространение среди населения гигиенических знаний и навыков, ознакомление с профилактикой заболеваний.
Санитарно-просветительная работа может достигнуть цели только при условии знания психологии аудитории, ее особенностей, использования необходимых форм и методов работы. Она должна предшествовать любому виду профилактической работы врача или другого медицинского работника. Ее задача — привить населению знания о здоровом образе жизни, причинах заболевания и создать убеждения в необходимости проведения профилактических мероприятий, предотвращающих возникновение заболеваний.
Всем профилактическим мероприятиям, где бы они не производились, должна предшествовать и неизменно сопутствовать качественная санитарно-просветительская работа. Основной целью этой непростой работы является пропаганда современных медицинских знаний об здоровом образе жизни, обо всех путях и методах сохранения человеческого здоровья, предупреждение заболеваний.
В практике санитарного просвещения используются все доступные каналы информации: устное слово, печать, радио, кино, телевидение, народные университеты, «школы» здоровья и т.п.
Санитарно-просветительская работа среди населения осуществляется по программам, разработанным Госкомсанэпиднадзором РФ и территориальными ЦГСЭН.
Основные направления санитарного просвещения:
1) гигиеническое воспитание пациентов;
2) пропаганда здорового образа жизни;
3) пропаганда мероприятий по профилактике заболеваний и борьба с ними.
Цель гигиенического воспитания — повысить эффективность лечебных и профилактических мероприятий путем улучшения уровня санитарной культуры пациента и привития ему необходимых гигиенических навыков.
Задачи гигиенического воспитания:
— обучать пациента приемам психологической самозащиты, воспитанию эмоций;
— дать общегигиеническую информацию по различным вопросам здорового образа жизни с целью сохранения и укрепления здоровья (о вредных привычках – курении, употреблении алкоголя, наркомании, о профилактике СПИДа, двигательном режиме, рациональном питании и т. д.).
Источник
Просвещение населения по охране здоровья
Система охраны здоровья населения открывает перед человеком определенные возможности для предупреждения и лечения болезней зубов и полости рта. Конкретный индивидуум и население в целом, однако, может не использовать в полной мере предлагаемые виды профилактических мероприятий. Это обусловливается неинформированностью, нежеланием, дефицитом времени и другими факторами со стороны населения или декларацией профилактических мероприятий без реального практического их осуществления со стороны органов здравоохранения. Из этого вытекает, что профилактика стоматологических заболеваний возможна, если население информировано и желает предупредить болезни, а система здравоохранения наряду с предоставлением информации осуществляет медико-социальные мероприятия по обеспечению здоровья.
Для обеспечения здоровья населения нужны полноценное питание, качественная питьевая вода, нормальные условия труда и отдыха, своевременная адекватная стоматологическая помощь, необходимые средства индивидуальной гигиены полости рта и др. Решение большинства из этих вопросов выходит за рамки прямых функциональных обязанностей стоматолога. Однако только стоматолог как специалист может определить задачи и содержание санитарного просвещения, обеспечить лечебно-профилактическую помощь населению, координировать и оценивать ее эффективность.
Санитарное просвещение — это предоставление населению любых познавательных возможностей для самооценки и выработки поведения и привычек, максимально исключающих факторы риска возникновения заболеваний и поддерживающих приемлемый уровень здоровья.
Обеспечение здоровья — это создание человеку условий жизнедеятельности, исключающих вредные для здоровья факторы, а также предоставление адекватной медицинской помощи для поддержания необходимого уровня здоровья.
Санитарное просвещение и обеспечение здоровья — две части единого профилактического комплекса мероприятий. При отрыве санитарного просвещения от обеспечения здоровья его проведение среди населения будет неоправданной тратой времени и средств.
Санитарное просвещение должно проводиться на высоком профессиональном уровне. Вся предоставляемая населению информация должна быть научно обоснованной и проверенной на практике.
Одним из наиболее существенных теоретических аспектов санитарного просвещения является обеспечение обратной связи с населением. Обратная связь стоматолога с населением состоит в контроле выработки стойких здоровых привычек. Предупредить заболевания моэкно лишь в том случае, если изменятся отношение населения к проблеме заболеваний полости рта и его гигиенические привычки.
Основные задачи санитарного просвещения и обеспечения здоровья сводятся к следующему:
1) информировать население об известных факторах риска возникновения стоматологических заболеваний и доступных методах их предупреждения;
2) убедить население в необходимости отказа от вредных привычек, ведения здорового образа жизни и рационального использования стоматологической помощи;
3) обеспечить населению полноценное питание, безвредные условия труда, здоровый быт и адекватную медицинскую помощь. .
Различают устный, печатный, наглядный и комбинированный методы санитарного просвещения. Каждый из них имеет свои формы: беседы, лекции, ответы на вопросы, уроки, семинары, игры, распространение печатных и иллюстрированных материалов. Формы обеспечения здоровья населения — это законы, решения, постановления, инструкции.
Формы проведения санитарно-просветительной работы подразделяются на активные и пассивные. К активным относятся методы непосредственного общения: лекции, беседы медицинских работников с населением и т. д. Пассивные методы — это издание научно-популярной литературы, статей, листовок, плакатов, проведение выставок, показ кинофильмов и др. Пассивные методы менее эффективны, чем активные, однако они широко практикуются для информации населения о возможностях профилактики.
Средства санитарного просвещения — это радио, телевидение, видео, газеты, журналы, учебная литература, плакаты, витрины, кино, брошюры, памятки.
Средства обеспечения здоровья населения включают сеть лечебно-профилактических учреждений, качественные продукты питания, здоровый быт, систему охраны окружающей среды и создание безвредных условий труда.
Санитарное просвещение и обеспечение здоровья населения подразделяются на три организационные формы: индивидуальную, групповую и массовую. Индивидуальное санитарное просвещение проводится, как правило, на приеме у стоматолога..
Примерами группового санитарного просвещения и обеспечения здоровья могут быть уроки здоровья и плановая стоматологическая помощь в школе, занятия с беременными женщинами в школе молодой матери по вопросам правильного питания и обеспечения качественными продуктами детского питания.
Массовое санитарное просвещение и обеспечение здоровья охватывает все или большие группы населения района, города, республики, например, передачи по телевидению. При этом в продажу поставляются рекомендуемые средства гигиены.
Наиболее эффективной организационной формой санитарного просвещения является групповая форма. Более экономично массовое санитарное просвещение, например беседа по радио, которую слушают многие тысячи людей. Однако эффективность таких бесед, как показывает опыт, невысокая.
Информация, прежде чем она реализуется в поступках конкретных лиц, с которыми проводилась работа, проходит следующий путь: информация — знания — убеждения — поступки — стойкие здоровые привычки. Таким образом, целью санитарно-просветительной работы является воспитание у человека правильных стойких здоровых привычек, направленных на сохранение и поддержание своего здоровья, профилактику заболеваний. Без этого невозможны эффективная профилактическая работа и формирование здорового образа жизни как конечной цели профилактики.
Источник
Тема №8.1 Санитарно-гигиеническое просвещение населения
Законом нашей страны предусмотрено, что научно-исследовательские учреждения, высшие учебные заведения обязаны в пределах своей компетентности проводить по поручению органов государственной власти и управления специальные экспертизы, консультации по оценке влияния факторов внешней среды на здоровье человека. Осуществлять гигиеническое образование граждан, обучающихся в школах, вузах, при повышении квалификации, включая в программы обучения разделы о гигиенических знаниях, при профессиональной подготовке и аттестации руководителей, специалистов предприятий, работа которых связана с хранением, транспортировкой, реализацией пищевых продуктов, питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения. Санитарное просвещение пропагандирует здоровый образ жизни, физическую и медицинскую активность и т. д. Распространение медицинских знаний зависит от методов санитарного просвещения.
Учреждения санитарного просвещения
Основными учреждениями службы санитарного просвещения являются центры медицинской профилактики (ранее дома санитарного просвещения), кабинеты профилактики в поликлиниках. В поликлиниках и центрах государственного санитарно-эпидемиологического надзора предусмотрена должность инструктора по санитарному просвещению. Заметную роль в развитии санитарного просвещения играют общества Красного Креста и Красного Полумесяца, Общество борьбы за трезвость, теле- и радиопередачи, программы, посвященные вопросам здоровья. Научно-методическим центром санитарного просвещения является Научно-исследовательский институт общественного здоровья и управления здравоохранением. Научные исследования в институте ведутся по следующим направлениям: медико-социальные аспекты пропаганды здорового образа жизни, совершенствование системы санитарного просвещения, санитарное просвещение в деле охраны здоровья женщин, детей и подростков и т. д.
Санитарное просвещение — обязательное мероприятие деятельности каждого лечебно-профилактического учреждения, профессиональная обязанность каждого медицинского работника. В настоящее время во всех лечебно-профилактических учреждениях предусмотрена работа по санитарно-гигиеническому воспитанию населения. Ведь именно поведение человека, так называемый личностный фактор, играет главную роль в профилактике заболеваний и предупреждении осложнений.
К сожалению, очень часто санитарно-просветительная работа ведется формально. Это происходит из-за недооценки медицинскими работниками значения просветительной работы, из-за отсутствия знаний об организации и методических подходах к этой работе, что приводит к нарушению основного принципа санитарного просвещения — дифференцированности и целенаправленности пропаганды. Основными направлениями санитарного просвещения в поликлинике являются привлечение населения на медицинские профилактические осмотры и санитарное просвещение больных и здоровых, находящихся под диспансерным наблюдением. Санитарное просвещение среди здоровых людей предполагает прежде всего пропаганду здорового образа жизни: гигиенические советы относительно труда, отдыха, питания, занятий физкультурой и спортом, борьбы с вредными привычками и т. д. Для этой цели используются лекции, индивидуальные беседы, санитарные бюллетени и т. д. Особенно важна коррекция гигиенического поведения здоровых людей, имеющих определенный риск заболеваний, так как это важнейший момент первичной профилактики, формирование установки на здоровый образ жизни.
Санитарное просвещение в стационаре дает информацию о правильном гигиеническом поведении во время пребывания в больнице, поведении после выписки из стационара, а также по общегигиеническим вопросам, особенно при наличии у больного повышенного интереса к этой теме. В стационаре проводят лекции, беседы, дискуссии. Санитарное просвещение в эпидемических очагах предусматривает убеждение больного и его родственников в необходимости госпитализации, инструктаж лиц, имеющих контакт с больным.
Курсовым гигиеническим обучением охватываются работники парикмахерских, бань, прачечных; сотрудники, отвечающие за жилищный фонд; работники водопроводных станций и т. д. Обучением охватываются все лица, принимаемые на работу. Повторно кадры обучаются каждые 2 года. Программы обучения зависят от специфики работы, но общими для всех программ являются гигиенические требования, направленные на охрану окружающей среды и общественного здоровья (охрана атмосферного воздуха, водоемов, благоустройство территории, удаление пищевых и промышленных отходов и нечистот, профилактика грибковых и других заболеваний и т. д.) и на охрану здоровья самих работников (использование средств защиты, соблюдение правил хранения и применения химических средств, соблюдение правил личной и профессиональной гигиены и т. д.). Санитарное просвещение формирует не только знания и взгляды человека в отношении здоровья, но и его образ жизни. Формирование здорового образа жизни является обязанностью и специалистов по социальной работе. При этом они могут использовать те же методы и средства санитарного просвещения, что и медицинские работники. Необходим тесный контакт медицинских работников и специалистов по социальной работе, сотрудников санитарно-просветительных учреждений, объединение их совместных усилий в деле формирования высокой санитарной культуры населения и сознательного гигиенического поведения граждан.
С целью повышения ответственности общества и граждан за здоровье необходимо выполнение следующих мер:
1) расширение социальной базы здравоохранения, привлечение к этой работе общественных, религиозных организаций и граждан;
2) создание в органах здравоохранения структурных подразделений по работе с общественными и религиозными организациями;
3) реорганизация системы медицинского просвещения и обеспечение его доступности; создание и подготовка само- и взаимопомощи в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения;
4) привлечение средств массовой информации к популяризации здорового образа жизни, медицинских услуг, усиление контроля за рекламой медицинской и фармацевтической промышленности.
Все меры государства по охране здоровья и труда будут результативны, если образ жизни и поведение людей будут направлены на сохранение и укрепление здоровья.
Направления пропаганды здорового образа жизни:
1) борьба за улучшение условий труда на предприятиях и формирование правильного отношения к вредным и опасным факторам производства, производственной гигиене, технике безопасности у работников и руководителей предприятий;
2) подготовка молодежи к браку и обучение планированию семьи;
3) организация психологической, юридической, медицинской, социальной помощи больным спидом и носителям инфекции;
4) обучение членов семьи приемам ухода за больным или инвалидом;
5) участие в борьбе за запрещение рекламы спиртных и табачных изделий в средствах массовой информации;
6) борьба за качество и безопасность для человека ввозимой из-за рубежа и отечественной продукции;
7) борьба за увеличение госассигнований на социальное обслуживание.
В области санитарно-эпидемического благополучия населения разработано санитарное законодательство, которое представляет собой Закон РФ «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов органов государственной власти и управления.
Санитарно-эпидемическое благополучие населения – это такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние факторов на организм человека и имеются благоприятные условия для его жизнедеятельности.
Средства обеспечения санитарно-эпидемического благополучия:
1) реализация государственных, региональных и местных программ укрепления здоровья и профилактики заболеваний населения, оздоровления среды обитания и условий жизнедеятельности человека;
2) проведение государственными органами, общественными объединениями, организациями, учреждениями независимо от их подчинения и форм собственности, должностными лицами и гражданами гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдение санитарных правил, норм;
3) сочетание экономической заинтересованности юридических лиц и граждан (иностранных граждан и лиц без гражданства) по соблюдению санитарного законодательства с их ответственностью за санитарные правонарушения;
4) информирование населения о гигиенической и эпидемической обстановке, проводимых санитарно-профилактических мероприятиях;
5) воспитание высокой гигиенической культуры населения;
6) государственный и ведомственный санитарно-эпидемический надзор, производственный и общественный контроль.
В санитарно-гигиенического просвещения выделяют 3 основных звена:
· санитарное гигиеническое просвещение населения в поликлинике,
Источник