Прокурорский надзор за соблюдением прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь как приоритетное направление деятельности органов прокуратуры
Авдеева Елена Алексеевна
магистрант 3 курса
Академии Генеральной прокуратуры
Российской Федерации
В статье рассмотрено важнейшее направление прокурорской деятельности по обеспечению законности в сфере соблюдения прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, освещены типичные нарушения действующего законодательства, требующие постоянного внимания работников прокуратуры, дана оценка значимости работы, проводимой в данной сфере.
Ключевые слова: Конституция, прокурорский надзор, охрана здоровья, здравоохранение, акты прокурорского реагирования.
«Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [1], — гласит Конституция Российской Федерации (ст. 7).
Защита прав и свобод человека и гражданина определена основным законом государства в качестве одной из важнейших обязанностей Российской Федерации.
Часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно за счет бюджетных средств, страховых взносов и иных поступлений.
Здоровье граждан — основа национального богатства страны. На современном этапе обеспечение реализации права каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, есть одно из самых приоритетных направлений государственной политики в Российской Федерации, о чем Президент Российской Федерации, в который раз отметил в своем ежегодном Послании к Федеральному Собранию России по итогам 2016 года.
«Смысл всей нашей политики — это сбережение людей, умножение человеческого капитала как главного богатства России.
В целом, надо прямо сказать, проблемы в здравоохранении сохраняются в целом, их ещё очень много. И, прежде всего, они касаются первичного звена. Его развитию необходимо уделить приоритетное внимание» [2].
Бесспорно, на пути становления и развития России как социального государства, наша страна в лице своего руководства ставит перед собой множество важных и непростых задач по обеспечению конституционного права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, в решении которых принимают участие различные государственные институты.
Необходимо обратить внимание на то, что на сегодняшний день системе здравоохранения все же удалось добиться заметных позитивных изменений показателей здоровья населения нашей страны.
Так, «за 2016 год продолжительность жизни россиян увеличилась на 0,5 года, впервые достигнув 72 лет. Удалось сохранить на 17,5 тыс. жизней больше, чем за 2015 год. Смертность снизилась во всех возрастных группах: детей — на 12,5 %, трудоспособного населения — на 3,3 %, лиц старше трудоспособного возраста — на 0,8 %« [3].
Однако состояние здравоохранения в России до настоящего времени продолжает оставаться весьма сложным и нередко сопровождается множественными нарушениями законодательства об охране здоровья граждан, совершаемых должностными лицами органов государственной власти, учреждений здравоохранения.
Особое место в обеспечении защиты прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь занимают органы прокуратуры Российской Федерации, поскольку многие ущемленные в правах граждане обращаются за помощью и защитой своих прав именно в органы прокуратуры, так как судебные процедуры весьма длительны, а также связаны со значительными материальными и временными затратами. Прокуратура является едва ли не единственным государственным органом, осуществляющим бесплатную правовую помощь населению. При этом, устранение нарушений закона и восстановление нарушенных прав средствами прокурорского реагирования осуществляется весьма эффективно и в короткое время.
Прокурорский надзор за исполнением законов о правах граждан в сфере здравоохранения распространяется на весьма широкий спектр жизненно важных вопросов, в связи с чем, является приоритетным и востребованным направлением деятельности прокуратуры.
В Приказе от 07.12.2007 года № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» Генеральный прокурор Российской Федерации обязывает подчиненных прокуроров «акцентировать внимание на защите закрепленных в Конституции Российской Федерации прав на охрану здоровья и медицинскую помощь» [4] .
Безусловно, актуальность проблем в сфере здравоохранения требует пристального внимания работников органов прокуратуры.
Генеральный прокурор РФ в своем выступлении на заседании Совета Федерации Федерального Собрания РФ 27 апреля 2016 г. подчеркнул, что в 2015 году состояние законности в сфере здравоохранения также требовало постоянного контроля.
Однако нельзя не отметить тот факт, что, несмотря на проводимые прокурорами мероприятия по укреплению законности в анализируемой области правоотношений, количество выявляемых нарушений законов и связанных с данными нарушениями актов прокурорского реагирования остается довольно высоким.
Так, согласно статистическим данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации в 2015 году прокурорами выявлено 80 316 нарушений законодательства о здравоохранении (АППГ — 86 016), в целях устранения которых, опротестовано 660 правовых акта (АППГ — 675); в суд направлено 13 097 исков (заявлений) (АППГ — 15 092); внесено 15 230 представлений об устранении нарушений действующего законодательства (АППГ — 14 915), по результатам рассмотрения которых, к дисциплинарной ответственности привлечено 17 924 должностных лица (АППГ — 22 422); по постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено 4 648 лиц (АППГ — 5 135); в порядке ст. 37 Уголовно-процессуального кодекса РФ в органы предварительного расследования направлено 231 материалов для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства (АППГ — 205), по результатам рассмотрения которых, возбуждено 199 уголовных дел (АППГ — 158); 1 104 лица предостережено о недопустимости нарушений закона (АППГ — 1 588).
В ходе надзорных мероприятий выявляются факты неоказания, а также некачественного оказания медицинской помощи больным, нередко устанавливаются вопиющие случаи летального исхода по вине медицинских работников в результате оказания некачественной медицинской помощи.
Широко распространены случаи совершения таких преступлений как вымогательство денежных средств за оказание бесплатной медицинской помощи.
Отдельного внимания прокуроров требует вопрос противодействия коррупции в социально значимой сфере оказания медицинских услуг. [5]
«Повсеместно пресекаются факты неэффективного использования дорогостоящего медицинского оборудования, в том числе из-за отсутствия соответствующей подготовки у медицинского персонала» [6] . Отмечается рост количества фальсифицированной медицинской продукции, которая создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан.
На сегодняшний день широкое распространение получают факты нецелевого либо неэффективного использования бюджетных средств, выделенных на программы по здравоохранению. Выявляются многочисленные случаи осуществления медицинской деятельности без лицензии.
В регионах нередко имеют место быть случаи ненадлежащего технического и санитарного состояния зданий, в которых расположены медицинские учреждения.
Типичными нарушениями законодательства о правах граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, выявляемыми прокурорами в ходе надзорных мероприятий, являются несвоевременность передачи поставленного медицинского оборудования в оперативное управление медицинских учреждений, ненадлежащее укомплектование автомобилей скорой помощи и фельдшерско-акушерских пунктов медицинской техникой и необходимыми медико-санитарными материалами.
Имеют место быть факты незаконного оказания медицинской помощи гражданам нашей страны на платной основе, в то время как лечение заболеваний, входящих в территориальную и федеральную программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи, должно осуществляться бесплатно. Не исключены различные нарушения закона при предоставлении пациентам платных медицинских услуг.
Весомой проблемой при оказании медицинской помощи гражданам являются нехватка врачебных кадров и специалистов в сельской местности, а также необеспеченность лечебных учреждений младшим медицинским персоналом.
Обеспечение исполнения действующего законодательства в сфере профилактики распространения туберкулеза среди населения по-прежнему остается важным направлением работы органов прокуратуры.
Так, посредством направления в суды заявлений о принудительной госпитализации, обязывании пройти профилактический осмотр и лечение в противотуберкулезном диспансере лиц, страдающих заразной формой туберкулеза, прокурорами проводится работа по принудительной госпитализации и лечению лиц, больных заразной формой туберкулеза, отказывающихся от добровольного лечения.
Зачастую прокуроры в ходе проведения проверок выявляют незаконные правовые акты органов государственной власти и местного самоуправления, регламентирующие правоотношения в анализируемой сфере.
Выявляемые сотрудниками органов прокуратуры нарушения исполнения законодательства о правах граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, как правило, позволяют сделать вывод о недостаточно эффективной работе со стороны контролирующих органов, которые в ненадлежащей мере выполняют возложенные на них контрольно-надзорные полномочия, при привлечении виновных лиц к предусмотренной законом ответственности зачастую допускают нарушения.
Организуя и осуществляя надзорную деятельность, прокурору в целях наилучшего выполнения стоящих перед ним задач необходимо грамотно использовать имеющиеся у него силы и средства, выполнить как можно больший объем работы с наименьшими временными затратами, тем не менее с высоким качеством, умея выделить основное в работе из большой массы побочного, сосредоточить усилия подчиненных ему работников, поставить во главу угла, в первую очередь, ключевые проблемы и успешно решить их.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что проводимая прокурорами значительная работа ещё не оказала должного влияния на укрепление законности в сфере обеспечения прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, и безусловно требует дальнейшего совершенствования и повышения ее эффективности.
Источник
Генеральная прокуратура
Российской Федерации
Генеральный прокурор
Заместители Генерального прокурора
Структура
О Генпрокуратуре России
Документы
Международное сотрудничество
Взаимодействие со СМИ
Правовое просвещение
Контакты
Генеральная прокуратура
Российской Федерации
Генеральная прокуратура
Российской Федерации
Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:
Прокурорами выявлено 86 тысяч нарушений закона в сфере исполнения законодательства о защите прав инвалидов
Генеральная прокуратура Российской Федерации. 30 января 2020, 16:49
Президентом Российской Федерации перед органами исполнительной власти поставлены задачи по обеспечению доступности для инвалидов приоритетных объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, повышению доступности реабилитационных услуг и уровня занятости инвалидов, совершенствованию процедуры медико-социальной экспертизы, сокращению сроков и упрощения процедуры освидетельствования граждан для установления инвалидности.
В связи с этим надзор за исполнением законодательства о социальной защите и социальном обслуживании инвалидов является приоритетной задачей органов прокуратуры.
Всего в указанной сфере в 2019 году прокурорами выявлено 86 тыс. нарушений закона, в целях их устранения внесено 25 тыс. представлений, по результатам рассмотрения которых 16 тыс. лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, на правовые акты принесено 3,2 тыс. протестов. В суды направлено 17,2 тыс. исковых заявлений, по постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечены 2,6 тыс. лиц, по материалам прокурорских проверок возбуждено 257 уголовных дел.
Прокуроры ориентированы на обеспечение мерами прокурорского реагирования реализации прав лиц с ограниченными возможностями, защиту их интересов и привлечение виновных должностных лиц к ответственности.
Проводимыми надзорными мероприятиями во многих регионах страны установлено, что до настоящего времени не приняты все необходимые меры по обеспечению беспрепятственного доступа граждан с инвалидностью к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур.
Например, по информации Минтранса России, доля парка автотранспортных средств, соответствующих требованиям доступности для инвалидов, составляет для автобусов – 14,1 %, трамваев – 15,2 %, троллейбусов – 31,4 %.
В этих условиях прокурорами акцентируется внимание на обеспечение уполномоченными органами и организациями безбарьерной среды для граждан с ограниченными возможностями.
В частности, только по результатам принятых прокурорами в Ульяновской области мер защищены права на беспрепятственный доступ к 60 образовательным организациям, 50 медицинским, 20 объектам культуры и 40 объектам транспортной системы, приняты меры к обеспечению доступности свыше 100 единиц общественного транспорта.
Мерами прокурорского реагирования пресекались нарушения законодательства в деятельности организаций социального обслуживания.
Например, выявленные прокуратурой Республики Хакасия в психоневрологическом интернате факты хищения денежных средств недееспособных граждан, являющихся инвалидами, явились причиной возбуждения уголовного дела по ст. 159 (мошенничество) УК РФ.
Прокурорами констатируется и распространенность ограничения трудовых прав граждан с инвалидностью. Доля работавших по состоянию на ноябрь 2019 г. инвалидов из общей численности инвалидов трудоспособного возраста составила 26,6 % (установленный в Российской Федерации план был выполнен на 66,5 %).
Прокурорами пресекались факты непринятия локальных актов о выделении дополнительных рабочих мест для инвалидов, непредставления сведений в органы занятости о наличии вакантных рабочих мест, незаконного увеличения продолжительности рабочего времени, сокращения отпуска, привлечения к работе в ночное время без согласия работника. По всем нарушениям приняты необходимые меры реагирования.
Остро стоит вопрос обеспечения инвалидов своевременной и качественной медицинской помощью, жизненно важными лекарствами и медицинскими изделиями.
В большинстве субъектов Российской Федерации прокурорами вскрыты многочисленные факты нарушений при обеспечении граждан с инвалидностью техническими средствами реабилитации.
К их числу относятся несвоевременное предоставление таких средств, нарушение порядка и сроков проведения закупочных процедур при их поставках, предоставление технических средств, не соответствующих индивидуальной программе реабилитации инвалидов.
Например, только по результатам рассмотрения представления прокуратуры Кабардино-Балкарской Республики, гражданин с инвалидностью обеспечен креслом-коляской с электроприводом, необходимость досрочной замены которого установлена медико-технической экспертизой еще в 2017 году.
Прокурорами пресекались нарушения прав инвалидов по выплатам компенсаций за самостоятельно приобретенные средства реабилитации, неправомерное ее снижение, волокиты при рассмотрении заявлений граждан.
Так, по результатам прокурорского вмешательства перед инвалидами погашена задолженность за самостоятельно приобретенные ими препараты на сумму 940 тыс. рублей.
По результатам рассмотрения принятых прокуратурой Ямало-Ненецкого автономного округа мер реагирования срок регистрации заявлений о постановке инвалидов на учет для получения средств реабилитации и выплате компенсации за их самостоятельно приобретенные приведен в соответствие с установленном законодательством требованием (один день вместо фактически достигающих до одного месяца).
Ввиду особой государственной важности защиты прав граждан с ограниченными возможностями, неукоснительного соблюдения их законных интересов, надзорная деятельность прокуроров на указанном направлении продолжает оставаться под особым контролем Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Источник