Меню

Прогнозирование состояния здоровья детей

Прогнозирование состояния здоровья детей

Статья является результатом научных исследований сотрудников кафедры Прикладной математики Томского политехнического университета, работающих в коллективе научной школы «Разработка физических основ программного обеспечения энерго- информационного представления функциональных особенностей организма в задачах лечебно- профилактической медицины» и посвящена применению математических методов для прогнозирования здоровья детей. Дан краткий обзор использующихся для этих целей методов. Изложены основные этапы разработки комплексного прогноза с определением степени риска наиболее частых заболеваний у детей раннего возраста. Особое внимание уделено: разработке прогностических моделей состояния здоровья детей с использованием методов выявления: скрытых закономерностей; типов магистрального поведения организма ребенка на основе построения и анализа магистральных траекторий, определяющих для каждой однородной группы прогноз развития; исследованию видов адаптации с учетом индивидуальных особенностей.

Большое значение имеет прогностический подход в педиатрии, главной задачей которой является не только охрана жизни ребенка, но и поддержание его здоровья на высоком уровне. Ежегодно до 38 % детей рождаются больными или заболевают в период новорождённости. При этом общая заболеваемость новорождённых снизилась с 6020,6 (2006 г.) до 5396,9 (2012 г.) на 10000 новорождённых [3].

В настоящее время наибольшее число исследований в сфере биомедицинского прогнозирования посвящено исходу течения заболевания. Значительно меньше изучены вопросы прогнозирования состояния здоровых новорожденных детей при воздействии тех или иных факторов. Однако решение данных задач представляет собой наиболее актуальную часть проблемы, поскольку открывается возможность профилактики не только заболеваний, но и состояний на гране нормы и патологии, что особенно актуально для детей раннего возраста, когда малейшие изменения оказывают огромное влияние на состояние здоровья новорожденных.

В статье показан комплексный подход оценки состояния здоровья ребенка в будущем. Для решения поставленных прогностических задач предполагается использовать разработанные и реализованные авторами подходы и методы:

1) комплексного прогнозирования функционального состояния ребенка;

2) получения адаптационных характеристик на основе интегрально-информационных критериев;

3) выявления закономерностей в структуре данных.

Статистическая обработка исходных данных. Для того чтобы получить достаточно надежную оценку и прогноз здоровья детей, необходимо выбрать признаки, которые не только описывали бы состояние организма в прошлом и настоящем, но и отражали особенности его реактивности и адаптационные возможности. В качестве таких признаков авторами исследуются анамнестические данные, позволяющие выявить наследственно-генетический фон, дающие представление о действии неблагоприятных факторов во антенатальном, интра- и перинатальном периодах; данные лабораторных и инструментальных исследований (показатели крови, кариометрии, кардиоинтервалографии), позволяющие проводить оценку состояния организма ребенка и выявить взаимосвязь систем организма. Для успешного решения задачи прогнозирования на первом этапе исследований выявлены и удалены аномальные наблюдения в данных. Для решения этой задачи использовался метод Ирвина. При использовании этого метода вычисляется величина λt:

где

Если полученное λt превышает табличное значение (находимое в зависимости от числа наблюдений во временном ряде и уровня значимости), то элемент yt считается аномальным наблюдением. Аномальные наблюдения необходимо исключить из временного ряда, заменив на расчетные значения (например, на среднее из двух соседних значений). Результаты для показателя «Васкулоэндотелиальный ростовой фактор VEGF» приведены на рис. 1.

Рис. 1. Результат применения метода Ирвина на временном ряде показателя VEGF

На втором этапе исследований все полученные данные были ранжированы по информативности и степени влияния на результирующие показатели с помощью построения диаграммы Парето [4]. Основными достоинствами данного метода являются: визуальное представление результатов; хорошая достоверность выделения информативных показателей; сохранение исходных данных в неизменном виде, что ускоряет и облегчает интерпретирование полученных результатов. Согласно правилу построения диаграммы Парето, по исходным данным определяется частота отклонений каждого показателя от нормы [4]:

где bi – число отклонений i-го показателя; хi – значение i-го показателя конкретного пациента; (xiн, xiв) – нижняя и верхняя граница нормы i-го показателя; n – количество показателей.

Полученные отклонения располагаются в порядке их значимости и вычисляется кумулятивный процент.

Диаграмма Парето, построенная по показателям исследования, представлена на рис. 2.

Большинство решающих правил используют методы статистики, основанные на применении прогностических коэффициентов и обучающих выборок, составленных из группы детей с известным состоянием здоровья. Для формирования прогностических коэффициентов была произведена оценка степени тесноты связей: для количественных признаков с помощью выборочного коэффициента корреляции, а для качественных признаков – рангового коэффициента парной корреляции [5].

Читайте также:  Здоровье это гармония противоположно направленных сил

Рис. 2. Диаграмма Парето

Комплексное прогнозирование здоровья детей

Естественно-научной основой предвидения является способность организма опережающе отражать действительность, как механизм адаптации к изменяющимся условиям жизнедеятельности. Одним из принципов, который необходимо реализовать при построении математической модели прогноза состояния здоровья детей, является оценка адаптационных возможностей организма, формирование характера напряжения и декомпенсации всех систем организма, возникших в неонатальном периоде у детей с различным сроком гестации, опираясь на данные исследований.

Оценивая адаптационные возможности детей, можно установить уровень функционирования и функциональные резервы организма, выявить пограничные состояния, т.е. состояние здоровья на гране нормы и патологии (например, при слабой адаптации организм ребенка не справляется с воздействием изменяющихся факторов внутренней и внешней среды, что приводит к срыву и как следствие к заболеваниям). При этом использовался обобщенный интегральный критерий, основанный на использовании информационной меры Кульбака, в рассмотрении меры Кульбака, как меры «предпочтительности» поведения биообъекта:

где n – количество информативных признаков; P0(хj) – вероятность, характеризующая «предпочтительную» вероятность состояния объекта, т.е. случай, когда отклонения j переменной от «нормы» равно 0. В работе при оценке адаптационных возможностей организма ребенка за «норму» («эталонное» состояние) принято считать состояние, при котором значения всех переменных равны среднестатистическим значениям (для однородных групп обследуемых).

P1(хj) – вероятность того, что значение признака хj соответствует «норме».

В качестве «предпочтительного» поведения в интегральном критерии выбираются фоновые значения показателей крови, соответствующие индивидуальной норме. Полученная интегральная мера, позволяет оценить только суммарное отклонение всех количественных признаков, измеренных однократно в некоторый момент времени. Поскольку исследования проводятся в некоторый период времени, то полученная дискретная функция рассматривается как некоторая адаптационная характеристика (адаптационная стратегия). Выделение эталонных типов функций (адаптационных стратегий) осуществлялось при помощи кластерного анализа. В результате было получено 5 эталонных типов [1].

Распределение типов адаптационных стратегий, полученных при обследовании детей, представлено в табл. 1. На рис. 3 представлен график адаптивно-компенсаторного типа адаптационной кривой.

Распределение типов адаптационных стратегий в зависимости от однородной группы

Источник

Мониторинг состояния здоровья воспитанников ДОУ

марина малюкова
Мониторинг состояния здоровья воспитанников ДОУ

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.

В воспитательно-образовательном процессе ДОУ можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий: медико-профилактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; валеологического просвещения родителей.

Одной из приоритетных задач нашего дошкольного учреждения является сохранение, укрепление и сбережение здоровья воспитанников. Педагогический коллектив целенаправленно работает над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства, изучает новые современные методы и приемы, использует в работе передовой опыт по сохранению и укреплению здоровья дошкольников.

Наш детский сад посещает 349 детей. В результате углубленного медицинского осмотра, прошедшего в 2015г году, дети распределены по группам здоровья:

I группа – 192 ребенка;

II группа – 124 ребенка;

III группа – 33 ребенка.

Анализ посещаемости по ДОУ с июня по декабрь 2015 года показал следующее:

Посещаемость по группам

Возрастная группа 2014-2015

2 младшая №1 17,3

Подготовительная №1 20,7

Подготовительная №2 21,8

Спец группа №1 11,8

Спец. группа №2 14,3

Число случаев заболевания детьми

Наименование показателей Всего зарегистрировано случает заболевания

Пневмония 1

Отравления, травмы 2

Другие заболевания 49

В ДОУ организована лечебно-профилактическая работа, в основе которой лежит контроль за состоянием здоровья детей. Она состоитиз следующих мероприятий:

1. Контроль за приемом вновь поступивших детей, их осмотр.

2. Совместная, вместе с психологом и педагогами ДОУ, оценка периода адаптации, рекомендации родителям.

3. Назначение комплекса медико-педагогических мероприятий, направленных на благоприятное течение периода адаптации.

4. Проведение плановых педиатрических осмотров детей, в период карантинов и после перенесенных заболеваний.

5. Организация и проведение профилактических осмотров детей.

6. Контроль за физическим развитием детей (Антропометрия, ее оценка, рекомендации).

8. Медицинский контроль за организацией физического воспитания и закаливания детей, совместно с инструкторами по физической культуре определение физической подготовленности детей.

10. Контроль за питанием детей ДОУ. Организация питания осуществляется согласно утвержденному десятидневному меню и соответствует требованиям СанПиНа. Средний уровень калорийности питания соответствует норме. ДОУ посещают 9 детей, нуждающиеся в диетическом питании.

Читайте также:  Как правильно посещать солярий для эффективного загара без вреда для здоровья

11. Контроль за соблюдением режима дня.

12. Организация работы по профилактике туберкулеза (направление детей на консультацию к фтизиатру, учет справок из противотуберкулезного диспансера, работа с детьми из группы риска и диспансерными).

Ведется учет индивидуальных особенностей здоровья детей, ведется коррекционная работа. Действуют 2 группы для детей с нарушением зрения. За год прошли лечение медсестрой ортоптисткой все дети этих групп.

В соответствии с требованиями министерства здравоохранения систематически проводится медицинское обследование детей и сотрудников ДОУ. Регулярно проводятся консультации и профилактические прививки, согласно прививочного календаря. Такие процедуры проводятся только по письменному заявлению родителей и после осмотра медицинского работника

улучшение здоровья наблюдается у 25% детей, ухудшение состояния здоровья не

Одной из главных задач, которую ставит Программа перед воспитателями, является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию, потребности в двигательной активности.

Оздоровление детей – целенаправленная, систематически запланированная работа всего нашего коллектива. Мы находимся в постоянном творческом поиске, понимаем, что здоровый ребенок помимо физических характеристик обладает психологическим здоровьем. Это значит, что здоровый дух сам строит «для себя» здоровое тело.

В ДОУ проводится обширный комплекс оздоровительных мероприятий,который включает в себя следующие моменты:

1. Соблюдение температурного режима, проветривание, согласно СанПиН.

2. Облегченная одежда в детском саду (внутри учреждения)

3. Утренняя гимнастика

4. Гимнастика после сна

5. Закаливающие процедуры (согласно возрасту детей)

6. Правильная организация прогулок и их длительность (соблюдение сезонной одежды воспитанников, индивидуальная работа с родителями

7. Занятия физкультурой на свежем воздухе.

8. Находят применение народные средства (ношение кулонов с чесноком) в целях профилактики вирусных инфекций.

9. В период повышенной заболеваемости ОРВИ и ОРЗ – проводится вакцинация.

10. Осуществляется витамино профилактика.

11. С детьми проводится звуковая, артикуляционная гимнастики; логоритмика (с участием логопеда, музыкального руководителя).

Вышеперечисленные оздоровительные мероприятия направлены на сохранение имеющегося потенциала здоровья и на своевременную коррекцию возникающих отклонений.

Для этого разработали соответствующий режим дня. НОД проводится в игровой и нетрадиционной форме, в занятия включаются физкультминутки, элементы релаксации, упражнения для профилактики миопии, нарушения осанки, дыхательные упражнения. Увеличен объем двигательной активности в течение дня. Педагоги формируют у ребенка представления о здоровье как одной из главных ценностей жизни.

Организация предметно-развивающей среды в группах осуществляется с учетом возрастных особенностей. Расположение мебели, игрового и другого оборудования отвечает требованиям охраны жизни и здоровья детей, санитарно-гигиеническим нормам, физиологии детей, принципам функционального комфорта, позволяет детям свободно перемещаться. В группах созданы условия для самостоятельной активной деятельности детей, оборудованы спортивные уголки,наполняемость которых разнообразна и соответствует возрасту детей: массажные коврики, дорожки, мячи, флажки, обручи, мешочки с песком, скакалки, кегли, дартс. Хотелось бы отметить, что наполняемость спортивных уголков не во всех группах соответствует возрасту детей (старшая №4, подготовительная№2, во второй младшей группе №1 спортивный уголок отсутствует.В каждой возрастной группе имеется оборудование и инвентарь для проведения закаливающих процедур: для полоскания полости рта (емкости для воды, йод, соль, дыхательной гимнастики после сна, массажные дорожки, обливание ног …., но мероприятия по закаливанию воспитанников проводятся не в полном объеме и не во всех возрастных группах, по причине не соблюдения режима дня.

Традиционно проводятся недели здоровья, где дети принимают участие в «Весёлых стартах», и других мероприятиях, показывая уровень своего физического развития, получают эмоциональный заряд от своих достижений.

Ежедневно в утренние часы во всех группах ДОУ запланировано проведение утренней гимнастики. Утренняя гимнастика в детском саду обеспечивает бодрый заряд энергии на весь день. Проводится гимнастика до завтрака инструктором по физической культуре или воспитателем.Утренняя гимнастика включает в себя: непосредственно гимнастику, подвижные и спортивные игры. Комплекс упражнений построен таким образом, чтобы поочередно «размять» различные группы мышц. Утренняя зарядка имеет всегда вводную часть, основную часть и заключительную.

Гимнастика завершается спокойным видом деятельности: непродолжительной ходьбой, релаксацией, пальчиковой игрой, упражнениями на восстановление дыхания. Во всех группах детского сада гимнастика проводится методически верно, с использованием музыкального сопровождения, но санитарные требования к одежде и обуви детей соблюдаются не всегда. Влажная уборка и проветривание помещений не проводятся. Инструкторы по физической культуре проводят зарядку в соответствии с планом работы. Для индивидуальных занятий инструкторы по физической культуре проводят занятия в мини тренажерном зале.

Читайте также:  Что является тяжким вредом здоровью человека

Основные компоненты здорового начала — покой и движение — должны правильно сочетаться в режиме дошкольного учреждения. Поэтому важным моментом, является создание в группах уголков уединения. Здесь дети могут «позвонить» маме по телефону, посмотреть фотографии, просто полежать на мягких красивых подушках, ковриках. Ведь психическое здоровье детей не менее важно, чем физическое. Для решения этой проблемы в детском саду педагог-психолог и педагоги проводят с детьми различные релаксационные, тренинговые занятия, помогая дошкольникам научиться управлять своими эмоциями. Для обеспечения психологического комфорта наших воспитанников в детском саду функционирует комната психологической разгрузки.

Уделяется большое внимание организации физкультурно-оздоровительной работы на свежем воздухе

Прогулочные участки оснащены стационарным оборудованием для развития основных видов движения и игр детей. Для обеспечения двигательной активности детей в теплый и холодный период года на улице проводятся подвижные и спортивные игры. Расположение игрового и спортивного оборудования отвечает требованиям охраны жизни и здоровья детей, их физиологии, принципам функционального комфорта, позволяет детям свободно перемещаться.

Большое внимание в группах уделяется санитарно-просветительной работе с родителями. Оформляются папки передвижки,ширмы для родителей на различные темы: «Адаптация детей к дошкольному учреждению», «Закаливание ребёнка в домашних условиях», «Рациональное питание и режим дня», «Грязные руки — источник кишечных инфекций», «Профилактика простудных заболеваний», «Профилактические прививки и их значение» и др., организуются встречи с медицинской сестрой детского сада. Проводятся спортивные праздники с активным участием родителей «Папа, мама, я- спортивная семья».

Все оздоровительные мероприятия, которые были запланированы на учебный год, выполнены, закаливающие и общеукрепляющие мероприятия выполняются регулярно, воспитательно-оздоровительные мероприятия вырабатывают разумное отношение детей к своему организму, прививают необходимые санитарно-гигиенические навыки, учат детей адаптироваться в постоянно изменяющихся условиях окружающей среды. В целом лечебно-оздоровительная работа велась на достаточном уровне. Исходя из анализа состояния здоровья детей,намечены задачи на следующий учебный год:

1. Повышать уровень оздоровительной работы путем внедрения новых методик и регулярного их выполнения.

2. Не снижать контрольную деятельность за соблюдением санитарно-эпидемиологического режима во всех режимных моментах.

3. Вести совместно с врачом-педиатром индивидуальную работу с детьми, имеющими отклонения в здоровье и состоящими на диспансерном учете.

4. Активно воздействовать на образ жизни ребенка путем целенаправленного санитарного и валеологического просвещения родителей.

Консультация Укрепление здоровья воспитанников посредством использования теренкуров Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 6 «Золотой петушок» города Губкина Белгородской.

Мониторинг педагогический: значение, актуальность Мониторинг – это многоуровневая, иерархическая система организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации, которая позволяет.

Мониторинг «Сформированность любви к родному городу» Анализ сформированности любви к родному городу осуществляется по следующим критериям: 1. Знание о родном городе: — знание особенностей экономического.

Мониторинг удовлетворенности родителей качеством предоставляемых услуг в ДОУ Уважаемые коллеги, предлагаю для вашей работы анкету для родителей. АНКЕТА удовлетворенности родителей (законных представителей) воспитанников.

Мониторинг в ДОУ в соответствии с ФГОС 2слайд «Без оценочного компонента, без оценочных суждений, без оценочной познавательной деятельности учение стало бы блужданием в потемках.».

Пояснительная записка к программе по охране здоровья и физическому развитию для воспитанников 6–10 классов с ОВЗ Воспитательная «Программа по охране здоровья и физическому развитию для воспитанников 6 – 10 классов с ОВЗ» составлена на основании следующих.

Скрининговое исследование состояния звукопроизношения у детей в ДОУ Скрининговое исследование состояния звукопроизношения у детей в ДОУ. В последние годы отмечается увеличение количества детей, поступающих.

Спортивный праздник «День здоровья» для воспитанников первых-десятых классов с ОВЗ Цели: воспитание здорового образа жизни через вовлечение детей в спортивные эстафеты, соревнования по различным видам спорта; повышение.

Укрепление здоровья воспитанников посредством развития их двигательной активности Работая в детском саду с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, я заметила, что количество физически ослабленных детей становится.

Взаимодействие с семьями воспитанников в вопросах сохранения здоровья 1 слайд «Взаимодействие с семьями воспитанников в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей» На фоне недавней эпидемиологической обстановки,.

Источник

Adblock
detector