Меню

Профосмотры детей группы здоровья

Диспансеризация. Группы здоровья детей. Критерии отнесения к группе здоровья.

Диспансеризация – это стройная система активных мероприятий, обеспечивающих систематическое наблюдение медицинским работником за здоровыми детьми с проведением профилактических мероприятий, предупреждающих развитие болезни.

Цель диспансеризации здорового ребенка: обеспечить всеми имеющимися у врача-педиатра средствами состояния полного здоровья у детей к моменту поступления в школу.

Участковый врач и медсестра составляют план диспансеризации. Ежегодно, в месяц рожде-ния ребенка осуществляется патронаж. В каждой поликлинике выделяется один день в неделю для диспансеризации здоровых детей.

По итогам диспансеризации детское население участка делится на группы здоровья.

Критерии отнесения к группе здоровья:

1. Наличие или отсутствие отклонений в раннем возрасте.

2. Уровень физического развития.

3. Уровень нервно-психического развития.

4. Резистентность и реактивность организма.

5. Функциональное состояние органов и систем.

6. Хроническая патология или врожденные пороки развития.

Группы здоровья детей

I группа – здоровые дети

Дети без отклонений в здоровье, нормальный анамнез (биологический, социальный, генеалогический), нормальное физическое и нервно-психическое развитие, редко болеющие или не болевшие простудными заболеваниями за время наблюдения, хронической патологии нет.

II группа – группа риска

II а – дети с отягощенным биологическим, социальным, генеалогическим анамнезом, нормальным физическим и нервно-психическим развитием, не болеющие или редко болеющие ОРЗ, без хронической патологии.

II б – неблагоприятный анамнез, нормальное или с небольшими отклонениями физическое и нервно-психическое развитие, обусловленное определенной степенью морфологической незрелости органов и систем, часто и длительно болеют острыми заболеваниями (более 4-х раз в год).

Группы III , IV , Vбольные дети хроническими заболеваниями или дефектами (пороками) развития

III — дети, страдающие хроническими заболеваниями или дефектами развития, но находящиеся в состоянии полной компенсации.

IV — дети, страдающие хроническими заболеваниями или дефектами развития в стадии субкомпенсации.

V — дети, страдающие хроническими заболеваниями или дефектами развития в стадии декомпенсации.

Строение и физиология репродуктивной системы женщины. Половые гормоны. Степени чистоты влагалища.

Женские половые органы

К ним относятся: наружные половые органы:

— большие половые губы – это две продольные складки кожи, ограничивающие с боков половую щель. В толще их заложены бартолиновы железы, выделяющие секрет для увлажнения слизистой и разжижающий семенную жидкость;

— малые половые губы – это вторая пара продольных кожных складок. Спереди они раздваиваются и образуют две пары ножек. Передняя пара соединяется над клитором, задняя — под ним;

— клитор — небольшое конусовидное образование, состоящее из двух слившихся пещеристых тел. Клитор обильно снабжен сосудами и нервами. Клитор выделяется в виде небольшого бугорка в переднем углу половой щели. Клитор является одним из главных органов полового чувства;

— преддверие влагалища — пространство, ограниченное спереди клитором, сзади — задней спайкой половых губ, с боков — внутренней поверхностью малых половых губ. Сверху, со стороны влагалища, границей преддверия является девственная плева;

— мочеиспускательный канал (уретра) — его наружное отверстие расположено на 2-3 см кзади от клитора. Длина его у женщин 3-4 см. Ход канала почти прямой, с незначительным изгибом кверху. Уретра на всем протяжении соединена с передней стенкой влагалища. Сбоку от наружного отверстия уретры располагаются парауретральные ходы — скинеевы железы;

— девственная плева — соединительнотканная перепонка, которая закрывает вход во влагалище у девственниц.

К внутренним половым органам относятся: влагалище, матка, маточные трубы и яичники.

Влагалище — это полая трубка длиной 9-10 см, имеет 4 стенки — 2 боковые, переднюю и заднюю. Стенки влагалища вместе с шейкой образуют 4 свода, имеющие соответствующие стенкам названия. Содержимое влагалища небольшое, имеет кислую реакцию, за счет молочной кислоты, которая способствует гибели патогенной флоры, происходит процесс самоочищения влагалища.

— барьерная, обусловленная его способностью к самоочищению;

— выведение наружу секрета желез шейки и других выделений из матки;

— участие в формировании родового канала при родах;

— проведение и задержка спермы;

Матка — полый гладкомышечный орган грушевидной формы. Расположена в малом тазу между мочевым пузырем спереди и прямой кишкой сзади. Длина матки: у нерожавших женщин – 7-8 см, у рожавших – 8-9,5 см. Ширина матки в области дна, на уровне впадения маточных труб – 4-4,5 см. Масса: у нерожавших — от 50 г, у рожавших — до 100 г.

В матке различают:

— дно — часть матки выше места отхождения маточных труб;

— тело — более широкую верхнюю часть от места отхождения маточных труб до перешейка;

— перешеек — место перехода полости матки в канал шейки матки;

— шейку — продолжение тела матки.

Полость матки имеет треугольную форму. В полость матки в ее правый и левый углы открываются устья фаллопиевых (маточных) труб.

Читайте также:  Солнечное затмение для здоровья

В полости матки обычно содержится небольшое количество секрета, который вырабатывается железами слизистой оболочки матки.

Стенки матки состоят из трех слоев:

— периметрия — серозной оболочки, или брюшины, состоящей из тонкого слоя соединительной ткани и покрывающего ее мезотелия;

— миометрия, представляющего собой толстые гладкомышечные клетки двух типов;

— эндометрия — слизистой оболочки, выстилающей полость матки.

Основные функции матки:

Маточные (фаллопиевы) трубы — парный трубчатый орган, который располагается в верхнем крае широкой маточной связки. Длина в среднем 10-12 см, правая маточная труба обычно несколько длиннее левой.

В маточной (фаллопиевой) трубе различают:

— маточную часть, находящуюся в толще матки и открывающуюся отверстием в ее полость;

— перешеек — наиболее узкий отдел, прилегающий к маточному концу;

— ампулярную часть, имеющую воронкообразную форму;

— брюшной конец (или фимбриальную часть), открывающийся в брюшную полость отверстием в непосредственной близости от трубного конца яичника.

Основные функции маточных труб:

— транспортировка яйцеклетки от яичника до полости матки;

— транспортировка сперматозоидов к ампулярному отделу;

— ампулярный отдел является местом оплодотворения яйцеклетки;

— развитие оплодотворенной клетки в ранние сроки после оплодотворения;

— перемещение оплодотворенной яйцеклетки к матке.

Яичник — парная женская половая железа. Расположена в полости малого таза у боковых его стенок по обеим сторонам матки. Размеры и форма яичника изменяются в зависимости от функциональной активности его тканей и возраста женщины. Средняя длина — 3-4 см, ширина — 2-2,5 см. Масса 6-8 граммов. Обычно правый яичник несколько больше левого.

Основными функциями яичников являются:

— генеративная, служащая продолжению рода;

Эндокринная функция яичников

— женские половые гормоны — эстрогены и прогестогены;

— небольшое количество мужских половых гормонов — андрогенов.

Половые гормоны — это гормоны, определяющие развитие половых органов и характер вторичных половых признаков, а также функцию наивысшей активности системы воспроизведения потомства и поведенческие, специфические реакции.

Андрогены — мужские, эстрогены — женские половые гормоны.

В мужских половых железах — яичках образуется основной мужской гормон — тестостерон. В женских яичниках тоже вырабатывается тестостерон, который в клетках зреющего фолликула превращается в эстроген (эстрон, эстродиол, эстриол). Желтое тело яичника продуцирует прогестерон.

Синтез половых гормонов контролируется гонадотропными гормонами гипофиза, основ-ным из которых является лютеонизирующий гормон (ЛГ), кроме того фолликулостиму-лирующий гормон (ФСГ). Повышение ФСГ наблюдается в начале и середине менструального цикла. Повышение ЛГ — перед овуляцией, в период развития желтого тела.

Кроме того, небольшое количество половых гормонов вырабатывают надпочечники, больше андрогена. Выработка гормонов контролируется адренокортикотропным гормоном. Влияние андрогенов, вырабатываемых надпочечниками, проявляется больше в пубертатном периоде: появление вторичных половых признаков, скачок в росте.

Эстрогены до пубертатного периода вырабатываются в небольшом количестве. В пубертатном периоде резко возрастает активность яичников, под влиянием эстрогенов. Развивается матка, трубы, влагалище, появляются молочные железы, характерно распределяется подкожно жировая клетчатка, повышается тонус матки, усиливается возбудимость.

Прогестерон — гормон желтого тела, обеспечивает развитие секреторной фазы эндометрия, накоплению в нем гликогена, без чего имплантация оплодотворенной яйцеклетки невозможна. Прогестерон снижает тонус и возбудимость матки.

Степени чистоты влагалища

Задний свод самый глубокий, из него берут содержимое на степень чистоты влагалища, которых всего 4:

Первая степень — чистая культура толстой неподвижной грамположительной палочки (Додерлейна) и единичные клетки слущенного эпителия, среда кислая;

Вторая степень — наряду с влагалищной палочкой Додерлейна имеются сапрофиты, нежная, слегка изогнутая грамотрицательная палочка и единичные лейкоциты, среда слабокислая;

Третья степень — обилие лейкоцитов, почти отсутствие влагалищной палочки, различные кокки, среда слабощелочная;

Четвертая степень — влагалищная палочка полностью вытеснена гноеродной флорой, обилие лейкоцитов — гнойный секрет, и появляются трихомонады, среда щелочная.

Источник

Пять групп диспансерного учета детей

Детское население.

  1. Ежегодные осмотры педиатром (при отсутствии педиатра – терапевтом), стоматологом (зубным врачом).

Педиатр обязательно осматривает детей первого и второго года жизни, перед поступлением в школу – педиатр, невропатолог, хирург.

  1. Средний медицинский персонал проводит:

— определение остроты зрения;

— определение остроты слуха;

— предварительную оценку физического и нервно-психического развития;

  1. Следующие лабораторные, диагностические и инструментальные исследования:

— анализ крови (СОЭ, гемоглобин, лейкоциты, эритроциты);

— общий анализ мочи;

— анализ кала на яйца глистов;

— измерение артериального давления с 7 лет;

— флюорография органов грудной клетки с 13 лет.

I группа – здоровые дети, не имеющие заболеваний, с нормальными показателями функционального состояния исследуемых систем, редко болеющие, с нормальными физическим и нервно-психическим развитием, без отклонений в анамнезе.

II группа – также здоровые дети, но уже имеющие те или иные функциональные отклонения, иногда с начальными изменениями в физическом и нервно-психическим развитии, часто болеющие, но без симптомов хронических заболеваний.

Читайте также:  Бассейн вреден ли для здоровье или нет

III группа – дети с хроническими болезнями в стадии компенсации. Состояние компенсации определяется редкими (1-2 раза в год) обострениями хронических болезней, отсутствием длительного субфебрилитета после обострений, единичными случаями острых болезней, нормальным уровнем функции организма.

IV группа – дети с хроническими болезнями в стадии субкомпенсации (без значительного нарушения самочувствия). Состояние субкомпенсации определяется более частыми (3-4 раза в год) и тяжелыми обострениями хронических болезней, частыми острыми заболеваниями, ухудшением функционального состояния различных систем организма.

V группа – дети с хроническими болезнями в состоянии декомпенсации (с непрерывно рецидивирующим течением и сильно прогрессирующей функциональной недостаточностью органов и систем).

Распределение детей по группам здоровья в процентном отношении:

  • I группа – 12-14%;
  • II группа – 40-60%;
  • III группа – 30-35%;
  • IV-V группы – 0,6-0,8-1,2%.

Эффективность работы медицинского работника в работе с детьми оценивается по уменьшению числа детей, относящихся к III-IV группе, и переводу детей из II в I группу здоровья.

Задачи плановой диспансеризации больных с хроническими заболеваниями:

· выявление отклонений в состоянии здоровья;

· проведение дополнительных методов исследования для подтверждения патологии и установления активности процесса;

· привлечение необходимых специалистов для санации очагов инфекции;

· организация в местных условиях и проведение реабилитационных мероприятий для профилактики обострений;

· отбор и направление в специализированные санатории и профилактории.

На каждого диспансерного больного фельдшер заводит учетную форму №30/у и составляет план индивидуального наблюдения и лечебно-оздоровительных мероприятий.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Специфика медицинских осмотров детей

С момента рождения и до 18 лет дети регулярно проходят медицинские осмотры – профилактические, предварительные, периодические. По результатам медосмотра ребенку устанавливают группу здоровья, которая необходима для определения допустимой физической нагрузки, своевременного и эффективного лечения заболеваний.

Приоритет в работе каждой медицинской организации, которая оказывает первичную медико-санитарную помощь, – медицинские осмотры. Они в свою очередь направлены на профилактику и раннее выявление различных заболеваний.

Медицинские осмотры детей регламентируются приказом Министерства здравоохранения РФ от 21.12.2012 №1346н и начинаются с рождения ребенка, когда его прикрепляют к детской поликлинике. Здесь кипит работа участковых врачей-педиатров, а также других специалистов, которые и проводят эти медицинские осмотры.

Профилактические осмотры детей проводятся в поликлинике по месту прикрепления ребенка. Цель таких осмотров – понять, каково состояние ребенка, выявить заболевания на ранней стадии. Во время профосмотров устанавливают группу здоровья и дают рекомендации. Детей того или иного возраста осматривают определенные специалисты, назначают необходимые исследования. Осмотры младенцев проходят по одному алгоритму, подростков – по-другому, с учетом возрастных особенностей детей.

Также существуют предварительные осмотры. Их проводят в поликлинике по месту прикрепления перед поступлением в детский сад, школу, среднее специальное учебное заведение, вуз, при устройстве несовершеннолетнего на работу. Предварительные осмотры детей также предполагают определение группы здоровья, к которой относится ребенок, – это нужно для выбора правильной нагрузки на занятиях физкультурой.

Раз в год медицинская организация, осуществляющая медицинское сопровождение образовательного учреждения, проводит периодические осмотры детей.

Все виды осмотров существуют для того, чтобы вырабатывать тактику наблюдения за детьми, исходя из их индивидуальных особенностей.

Чем болеют дети?

На первом месте у детей практически любого возраста стоят болезни органов дыхания: ОРВИ и другие острые простудные заболевания.

Если мы говорим о детях до года – на втором месте после болезней органов дыхания идет патология нервной системы. На третьем месте по распространенности у детей этой группы стоят болезни пищеварения: непереносимость каких-либо веществ, аллергия на отдельные продукты питания и другие.

У детей дошкольного (3–7 лет) и младшего школьного возраста (от 6–7 до 10 лет) наряду с болезнями органов дыхания чаще всего встречаются заболевания костно-мышечной системы и соединительной ткани, а также болезни глаза и его придаточного аппарата.

Среди заболеваний детей старшего школьного возраста (15–18 лет) болезни глаза и его придаточного аппарата занимают уже первое место: самая распространенная патология подростков – близорукость. На втором месте стоят болезни костно-мышечной системы, в том числе сколиоз и нарушение осанки.

У подростков, особенно у мальчиков, отмечается травматизм, количество повреждений при этом в два раза превышает число травм у девочек. Тем не менее стоит отметить, что в последнее время девочки стали вести более активный образ жизни и чаще получать травмы, осваивая, например, роликовые коньки или скейтборды.

Группы здоровья

Профилактические медицинские осмотры детей позволяют оценить состояние здоровья ребенка и присвоить ему так называемую группу здоровья, от I до V. Критериями для выбора той или иной группы служат наличие или отсутствие функциональных нарушений, хронических заболеваний, состояние основных систем организма, степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям, уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.

Читайте также:  50 уроков здоровья коростелев аннотация

Группы здоровья нужны для того, чтобы понимать, к какой физкультурной группе относить ребенка, когда он поступает в дошкольное или учебное учреждение.

I группа здоровья – это здоровые дети с нормальным физическим и психическим развитием, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных нарушений.

Во II группу здоровья входят дети, у которых нет хронических заболеваний, но есть некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения, а также выздоравливающие дети, которые перенесли инфекционные заболевания тяжелой и средней степени тяжести. Также во II группу здоровья попадают несовершеннолетние с общей задержкой физического развития при отсутствии заболеваний эндокринной системы (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), с дефицитом или избыточной массой тела. Наконец, в указанную группу включают детей, которые часто и долго болеют острыми респираторными заболеваниями, а также несовершеннолетних с физическими недостатками, последствиями травм или операций с сохранением функций органов и систем организма.

III группу здоровья составляют дети с хроническими заболеваниями (с редкими обострениями). Ребенка относят к III группе, если у него есть физические недостатки, он переживает последствия травм и операций, но функции его органов и систем организма компенсируются, позволяют работать и учиться.

В IV и V группы здоровья входят дети с хроническими и тяжелыми хроническими заболеваниями, имеющими частые обострения, несовершеннолетние с выраженными физическими недостатками. Отдельно в V группу здоровья входят дети-инвалиды.

В течение первого года жизни детей относят, как правило, к I группе здоровья. К подростковому возрасту процент здоровых детей уменьшается, и значительному числу детей присваивают уже II группу здоровья.

В целом среди детей от 0 до 18 лет около 30% относятся к I группе здоровья, 60–67% – это II группа, на III, IV и V группу приходится приблизительно 13% детей.

Группа здоровья – важный показатель для доктора, позволяющий сделать выводы о необходимости диспансерного наблюдения, дополнительных обследований, оказании высокотехнологичной медицинской помощи, объеме реабилитационных мероприятий, построить индивидуальный маршрут для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Если медосмотр выявляет функциональные отклонения у ребенка, ему назначают реабилитационные мероприятия – чтобы он мог перейти из одной группы здоровья в другую в сторону повышения либо остался в своей группе, но без риска прогрессирования того или иного заболевания.

К примеру, есть дети, которых отнесли к III группе здоровья, означающей стабилизацию некоторых процессов, происходящих в организме. Ребенка из III группы важно наблюдать для того, чтобы исключить возможность рецидивов, а само заболевание протекало более спокойно.

Врач-педиатр определяет, какое количество детей на его участке относятся к той или иной группе здоровья, после чего планирует и проводит необходимые мероприятия. В этом и заключается работа учреждений первичной медико-санитарной помощи.
Осмотры учащихся проходят строго по графику, который согласуется руководителями медицинских и образовательных учреждений. Родителей обязательно оповещают о том, что ребенок будет проходить медицинский осмотр в определенный день.

В целях профилактики инфекционных заболеваний в юном возрасте и для предупреждения эпидемий в детских коллективах в детских поликлиниках проводится вакцинация.

Медицинские осмотры детей и профилактические прививки регламентируются разными документами. Медосмотры идут по собственному графику, и календарь прививок с ним не совпадает. Детские медицинские осмотры и вакцинация никак не связаны между собой: медицинский (врачебный) осмотр перед вакцинацией проводится в день прививки и не зависит от прохождения профилактических или периодических медицинских осмотров.

Повысить группу здоровья позволит ведение здорового образа жизни: занятия физической культурой и спортом, здоровое питание, своевременное лечение заболеваний, вакцинопрофилактика, регулярное прохождение медицинских осмотров.

Важное подспорье в деле укрепления детского здоровья – детские санатории Департамента здравоохранения Москвы, которые работают круглый год.

В санаториях проходят дни открытых дверей, которые позволяют увидеть, какие оздоровительные, образовательные, воспитательные мероприятия организуют в детских лечебно-профилактических учреждениях столицы.

Направление в детский санаторий Департамента здравоохранения Москвы можно получить в детской поликлинике.

Правовые аспекты медосмотров

Все медицинские мероприятия в поликлинике или образовательном учреждении (если образовательная организация имеет на то медицинскую лицензию) проходят после подписания информированного согласия родителями.

Ребенок, который достиг возраста 15 лет, может проходить профилактические осмотры самостоятельно. Для этого не требуется получения информированного добровольного согласия от родителей или законных представителей ребенка.

Информация о состоянии здоровья, полученная по результатам медицинского осмотра, предоставляется подростку лично врачом или другим медицинским работником, который принимал непосредственное участие в проведении медицинского осмотра. Если ребенок не достиг 15 лет, информация о состоянии здоровья предоставляется его законному представителю.

Если у ребенка обнаружили заболевание, которое вызывает тревогу врачей, законных представителей в обязательном порядке информируют об этом.

Источник

Adblock
detector