Проект «здоровые города» всемирной организации здравоохранения профиль здоровья
проект «здоровые города»
всемирной организации здравоохранения
администрация города ижевска
Ижевск, 2008 год
I. Население города Ижевска
(современная демографическая ситуация)
1.1. Современная демографическая характеристика
населения г. Ижевска
В городе Ижевске на начало 2007 года проживало 615 663 человека, из них – 338 937 (55,1 %) женщин и 276 726 (44,9 %) мужчин. В общей структуре населения города Ижевска люди в возрасте 50 лет и старше составляют 28,9 % (178 114 человек), из них 62,6 % (111 499 человек) – женщины, 37,4 % (66 615 человек) – мужчины (рис. 1).
По данным Пенсионного фонда на 1 января 2008 года в городе Ижевске проживает 156 625 пенсионеров. Из них пенсионеров по старости (женщин старше 55 лет и мужчин старше 60 лет) – 127 575 человек, что составляет пятую часть от общего числа жителей г. Ижевска.
На начало 2007 года в Ижевске проживало 3472 долгожителя (лиц в возрасте 85 лет и старше), среди них было 476 мужчин и 2996 женщин. Количество долгожителей на начало 2008 года составляет 3087 человек.
Женщин-долгожительниц значительно больше, чем мужчин. Так, женщин старшей возрастной группы (80–89 лет) в 2007 году было больше, чем мужчин, в 4,5 раза, а старше 90 лет – в шесть раз. То есть на одного дедушку в этом возрасте приходится шесть бабушек.
1.2. Основные демографические тенденции
Динамика численности населения г. Ижевска за последние пять лет свидетельствует об увеличении количества лиц в возрасте 50 лет и старше как среди мужчин, так и среди женщин (табл. 1). По сравнению с 2002 годом в 2006 г. доля лиц данного возраста увеличилась на 8,5 %.
Таблица 1. Динамика численности населения г. Ижевска в возрасте 50 лет и старше
По классификации ООН население г. Ижевска соответствует категории «население на пороге старости» (доля лиц в возрасте 65 лет и старше составляет 11,1 %). По классификации Россета, которая используется в демографии при оценке зрелости населения, население г. Ижевска соответствует третьему этапу демографического старения – «собственно преддверие старости» (доля лиц в возрасте 60 лет и старше составляет 14,2 %).
Таблица 2. Возрастная структура населения
г. Ижевска в 2006 году, %
В целом по г. Ижевску
Моложе трудоспособного возраста
В трудоспособном возрасте
Старше трудоспособного возраста
Представленные данные отражают сложившуюся в г. Ижевске, как и в Российской Федерации в целом, демографическую тенденцию к постарению населения за счет увеличения доли лиц старшей возрастной группы.
При этом следует обратить внимание на предстоящее лавинообразное увеличение численности населения пожилого возраста как в г. Ижевске, так и в Удмуртской Республике в целом. Проведенный нами демографический прогноз численности населения этой категории на ближайшие пять лет подтверждает это (рис. 2.).
Коэффициент бремени работающего населения (соотношение лиц трудоспособного возраста к нетрудоспособному населению, включая детей от 0 до 17 лет) по городу Ижевску составляет 1,7 : 1,0 соответственно.
Естественное и механическое движение населения
Естественное и механическое движение населения являются главными детерминантами и динамическими компонентами популяционного развития.
Следует учитывать, что в основе естественного движения населения лежат не только биологические процессы. В его формировании играют важную роль и другие факторы – экономические, социальные, культурные и социопсихологические. Анализ динамики населения г. Ижевска показывает, что за период 2002–2006 гг. естественный прирост оставался отрицательным (уровень смертности превышал уровень рождаемости), чему способствовало социально-экономическое положение в стране и регионе. При этом за последний год наметилась положительная тенденция уменьшения естественной убыли населения (рис. 3).
При демографической оценке учитывается также механическое движение населения, или миграция. Постоянная смена места жительства включает такие миграционные процессы, как иммиграция (приезд на постоянное проживание из другой страны на данную территорию) и эмиграция (выезд на другую территорию).
В настоящее время миграционные процессы в г. Ижевске характеризуются оттоком населения. В 2006 году количество выехавших из города превалировало над количеством приехавших в него во всех возрастных группах, в том числе и в возрасте 50 лет и старше, за исключением женщин этой группы (табл. 3).
Таблица 3. Механическое движение населения г. Ижевска за 2006 год
Мужчины, в т.ч. 50 лет и старше
Женщины, в т.ч. 50 лет и старше
Описанные выше демографические процессы (естественное и механическое движение населения) сформировали половозрастную структуру населения г. Ижевска наших дней, которое свидетельствует о регрессивной структуре населения (преобладание лиц в возрасте 50 лет и старше над числом детей от 0 до 14 лет, соответственно 28,9 % и 14,8 %).
Сложившаяся в Ижевске демографическая ситуация (преобладание в структуре населения людей старших возрастных групп) не отличается принципиально от ситуации в России в целом, но все же свидетельствует о значительном влиянии этой категории населения на жизнь всего городского сообщества.
Условия, которые обеспечили бы не только позитивные демографические тенденции (увеличение численности населения, особенно детского и трудоспособного возраста, увеличение продолжительности жизни), но и активное участие людей старшего поколения в жизни общества, формируются в результате социально ориентированной демографической политики федеральных, региональных и местных властей. Для формирования здорового общества нужна благоприятная городская среда, обеспечение равных возможностей для профессионального и финансового процветания населения, развитие института семьи, создание условий для удовлетворения социальных потребностей всех возрастных групп, соответствующее потребностям населения медицинское и социальное обеспечение, особенно уязвимых групп (в том числе людей старшего поколения).
Но еще одно важнейшее условие, которое обеспечивает стабильное развитие гражданского общества, – сознательное участие в этом процессе населения, без которого усилия политиков не могут принести ожидаемых результатов.
II. Анализ состояния здоровья старшего поколения города Ижевска
2.1. Характеристика здоровья населения в возрасте 50 лет и старше
В проекте «Основные направления укрепления здоровья населения и развития здравоохранения России на период до 2015 г.» (2006) указано, что люди в возрасте 65 лет и старше должны иметь возможность полностью реализовать имеющийся у них потенциал в отношении собственного здоровья и выполнять активную социальную роль в обществе. Это положение обретает особое значение в связи с тем, что большое влияние на состояние здоровья и качество жизни населения всех возрастных групп, особенно людей пожилого возраста, оказывает социально-экономическая ситуация, сложившаяся в стране в течение последних десятилетий.
2.2. Анализ заболеваемости и смертности населения старшего возраста города Ижевска
Оценка общей заболеваемости взрослого населения г. Ижевска за период 2002–2006 гг.
Одним из основных показателей состояния здоровья населения является общая заболеваемость. В официальной государственной статистике в разделе общей заболеваемости лица пожилого возраста как отдельная категория не выделены. Поэтому мы можем судить о состоянии здоровья людей пожилого возраста только на основе показателей общей заболеваемости взрослого населения и самооценке состояния здоровья.
Динамика общей заболеваемости взрослого населения г. Ижевска свидетельствует о ее росте в период 2002–2006 гг. В сравнении с 2002 годом в 2006 году темп роста этого показателя составил 6,8 % (рис. 5).
В структуре общей заболеваемости взрослого населения г. Ижевска ежегодно первое-второе места занимают болезни органов дыхания, органов и системы кровообращения, третье – болезни мочеполовой системы, четвертое – болезни костномышечной системы (табл. 4).
Таблица 4. Структура общей заболеваемости взрослого населения г. Ижевска (2005–2006 гг.)
Источник
Городские профили здоровья
Одним из первых шагов, которые предпринимает город в рамках проекта ВОЗ «Здоровые города», является составление комплексного городского профиля здоровья – доклада, описывающего состояние здоровья населения города, объединяя ключевые сегменты информации по вопросам общественного здоровья и его детерминант с интерпретацией и анализом представленных сведений.
В профиле, как правило, приводятся показатели здоровья населения, информация о характеристиках образа жизни людей, об экологических и социальных факторах, влияющих на здоровье. В 35 из 45 профилей здоровья, представленных в Европейскую сеть ВОЗ «Здоровые города» в 2005 г., были использованы все 500 показателей неравенства. Эти показатели охватывали такие параметры, как здоровье и благосостояние, распространенность болезней, социально-экономические условия, образ жизни, условия окружающей среды, использование услуг здравоохранения (частота госпитализаций или обращений за медицинской помощью) и другие факторы, влияющие на здоровье, такие как дорожное движение и преступность.
Профили здоровья служат полезным инструментом внедрения позитивных изменений и являются неотъемлемым элементом принятия решений и процессов стратегического планирования на местном уровне. Разработаны инструменты и методические руководства по составлению профилей и использованию показателей, которые призваны помочь в анализе и описании состояния городского здоровья и его детерминант.
Составление городских профилей здоровья – это не самоцель, но важный элемент в процессе улучшения здоровья жителей и, следовательно, приближения города к цели стать по-настоящему здоровым.
Контакты ▼
Европейское региональное бюро ВОЗ
UN City
Marmorvej 51
DK-2100 Copenhagen Ø
Denmark
Тел.: +45 45 33 70 00
Факс: +45 45 33 70 01
Расположение и схема проезда
Направьте нам электронное сообщение
Источник
Профили городов профиль здоровья
Бюджетное учреждение здравоохранения Вологодской области «Вологодский областной центр медицинской профилактики»
Вологодский областной центр медицинской профилактики
Программа «Здоровые города, районы и поселки» в субъекте Российской Федерации: структура, этапы реализации
Журнал: Профилактическая медицина. 2012;15(5): 16-20
Колинько А. А., Касимов Р. А. Программа «Здоровые города, районы и поселки» в субъекте Российской Федерации: структура, этапы реализации. Профилактическая медицина. 2012;15(5):16-20.
Бюджетное учреждение здравоохранения Вологодской области «Вологодский областной центр медицинской профилактики»
Представлен классический международный подход к решению проблем формирования здоровья населения: от разработки концепции охраны и укрепления здоровья, определения приоритетов и стратегий их решения до развития межведомственных комплексных технологий реализации, а также оценки эффективности профилактических вмешательств. На основе традиционного подхода к развитию профилактической медицины предлагается новый, в основе которого лежит проект ВОЗ «Здоровые города». Этот проект адаптирован для Российской Федерации в виде программы «Здоровые города, районы и поселки». Определяются место и роль медицинской профилактики в развитии нового подхода.
Бюджетное учреждение здравоохранения Вологодской области «Вологодский областной центр медицинской профилактики»
Вологодский областной центр медицинской профилактики
Еще в начале XXI века в Вологодской области были разработаны два региональных документа — «Концепция — Здоровье—XXI», определившая приоритеты охраны и укрепления здоровья населения области на ближайшие десятилетия, и «Стратегический план охраны и укрепления здоровья населения Вологодской области на 2003—2010 гг.», содержавший основные направления реализации намеченных концепцией приоритетов [2, 4].
В основу реализации данного стратегического плана были заложены научные основы профилактики неинфекционных заболеваний — концепция факторов риска.
В борьбу с факторами риска заболеваний, направленной на формирование здоровья населения, были вовлечены все сектора социальной сферы. Стратегия многоуровневого межведомственного подхода к формированию здоровья населения включала развитие законодательства и нормативно-правовой базы по вопросам охраны и укрепления здоровья населения; создание постоянно действующей межотраслевой системы формирования культуры здоровья населения; развитие системы здравоохранения с усилением ее профилактической направленности; участие в процессе формирования культуры здоровья (ЗОЖ и профилактики заболеваний) общественности и самого населения. Также были определены основные принципы многоуровневой поддержки процесса формирования здоровья: единые приоритеты в выборе факторов риска для профилактических вмешательств; единые временны`е показатели по реализации задач профилактического вмешательства; согласованные действия всех участников профилактического вмешательства; вовлечение в процесс профилактики факторов риска всех заинтересованных ведомств, общественности и самого населения.
С 2002 г. в регионе реализуются более 20 долгосрочных и ведомственных программ профилактической направленности. Восстановлена региональная система медицинской профилактики, в структуру которой входят областной центр медицинской профилактики, городской центр медицинской профилактики, 47 отделений (кабинетов) медицинской профилактики, 4 взрослых и 2 детских центра здоровья. В процесс формирования здоровья населения области вовлечены все ведомства исполнительной власти регионального и муниципальных уровней. Координирующая роль в реализации данного процесса принадлежит отрасли здравоохранения на всех уровнях [1].
Однако демографическая ситуация в Вологодской области, как и в России, продолжает оставаться тяжелой. Несмотря на то что смертность сокращается, а рождаемость растет, естественная убыль населения не прекращается. Для позитивных перемен в демографических показателях необходимы новые, эффективные стратегии развития здоровья населения и современные комплексные профилактические технологии.
В предыдущие годы основной акцент был сделан на улучшении состояния здоровья населения за счет изменения в сторону здорового образа жизни. По данным ВОЗ, здоровье населения на 50% от всех факторов, его определяющих, зависит от образа жизни, остальные 50% приходятся на социально-экономические условия, состояние окружающей среды, условия жизни и работы, местные социальные условия, возраст, пол и наследственность, заболеваемость и болезненность. Искать пути для повышения эффективности формирования здоровья населения следует в разрешении второй половины факторов риска. Для этого необходимы комплексные технологии муниципального и локального уровней. Таким решением может стать программа «Здоровые города, районы и поселки», которая успешно реализуется в ряде муниципальных образований субъектов Российской Федерации, в том числе и в Вологодской области.
История развития данной программы связана с проектом ВОЗ «Здоровые города», в котором с середины 90-х годов активно принимают участие более 20 городов Российской Федерации [3]. В европейскую сеть «Здоровые города» также вошли города Вологодской области Череповец и Великий Устюг. За этот период российскими городами, участвующими в этом проекте, накоплен большой опыт комплексного подхода к решению проблем здоровья населения в муниципальных образованиях.
Осенью 2010 г. по инициативе мэра Череповца О.А. Кувшинникова, при единогласной поддержке всех городов российской сети «Здоровые города», была создана Российская ассоциация «Здоровые города, районы и поселки». Это было связано со спецификой развития данного проекта в Российской Федерации. Наша страна представлена большим количеством сельских муниципальных образований — районов и сельских поселений, в которых проживает более половины населения России. Данную инициативу также активно поддержала ВОЗ.
К началу 2012 г. в Вологодской области возникла собственная региональная сеть Российской ассоциации «Здоровые города, районы и поселки». В ассоциацию вступили также Вологда и сельские муниципальные образования: Нюксенский, Чагодощенский районы и пос. Кадников. Решением руководителей этих муниципальных образований были разработаны и реализуются программы «Здоровые города, районы и поселки».
Особое место в развитии вологодской сети муниципальных образований, реализующих данную программу, принадлежит БУЗ ВО «Вологодский областной центр медицинской профилактики» (далее Центр). Еще в начале 2000-х годов Центр содействовал внедрению руководителями городов Череповец и Вологда проекта ВОЗ «Здоровые города». Также оказывалась определенная методическая поддержка в развитии раздела профилактики факторов риска заболеваний и активного вовлечения в этот процесс лечебно-профилактических учреждений. Для дальнейшего продвижения данного проекта в муниципальных образованиях Вологодской области Центр разработал программу обучения лиц, принимающих решения: «Комплексный подход к формированию здоровья населения — программа «Здоровые города, районы и поселки». Обучение глав сельских муниципальных районов, сельских поселений и их администраций, руководителей учреждений, организаций и предприятий по данной программе осуществляют подготовленные специалисты Центра, а также департаментов и управлений Правительства области, профильных региональных профилактических центров и диспансеров [1]. В ноябре 2011 г. в городе Вытегра Вологодской области на базе учебного центра МЧС прошла 28-я обучающая конференция для лиц, принимающих решения по данной теме. В работе конференции принял участие заместитель председателя Совета Федерации РФ герой России Ю.Л. Воробьев, что повысило статус сельской конференции по проблемам здоровья.
Организация районной конференции по обучению лиц, принимающих решения, осуществляется по определенному алгоритму:
— проводится встреча руководителя департамента здравоохранения или одного из его заместителей с главой района с привлечением известных и авторитетных лиц в регионе, например ректора вуза или известного писателя, артиста, на которой обсуждают состояние здоровья населения муниципального образования, проблемы и пути их решения. В конце встречи главе района предлагается обратиться с инициативой к губернатору области о проведении обучающей конференции для лиц, принимающих решения, с целью подготовки их к планированию межведомственных мероприятий в рамках программы «Здоровые города, районы и поселки»;
— при поступлении письма из муниципального образования в Правительство, затем в департамент здравоохранения и другие ведомства, ответственные за здоровье населения, с визами губернатора области или его заместителя Центр приступает к подготовке конференции за 2—3 мес до ее начала с выездом в этот сельский район. Администрация района при организационно-методической поддержке Центра готовит программу конференции, место проведения, техническое оснащение, формирует раздаточный материал, решает задачи по приглашению участников, их размещению и организации питания.
Главные условия для начала реализации программы «Здоровые города, районы и поселки»:
— личное желание руководителя муниципального образования (субъекта РФ);
— создание Бюро проекта: 1—2 освобожденных специалиста.
Преимущества технологий программы «Здоровые города, районы, поселки»:
— создание комфортных условий жизни в муниципальном образовании, в том числе для людей с ограниченными возможностями;
— реализация в интересах улучшения здоровья и качества жизни каждого жителя муниципального образования;
— выявление факторов, ухудшающих здоровье и качество жизни людей, и определение приоритетов в решении задач улучшения здоровья и качества жизни;
— оптимизация существующего бюджета муниципального образования в интересах улучшения качества жизни населения без дополнительных финансовых вложений;
— вовлечение в процесс улучшения здоровья и качества жизни всех ведомств власти и секторов общества, а также населения;
— возможность оценить эффективность проекта по объективным и субъективным критериям с участием населения;
— максимальное использование организационного и профессионального (государственной власти, администрации) и человеческого ресурса (активность населения);
— проект возглавляет и управляет им через Бюро лично руководитель муниципального образования — мэр, глава (субъекта РФ);
— формирование муниципальной политики гуманистической направленности, которая открыта и понятна всем;
— главная идея — все во благо человека, живущего в муниципальном образовании (субъекте РФ).
Этапы развития программы «Здоровые города, районы и поселки» в муниципальных образованиях субъекта РФ (субъектах РФ) [3]:
— подготовительный этап — формирование политики по актуальности развития программы в масштабе региона и муниципального образования и получение согласия мэра (главы) муниципального образования;
первый этап: ознакомление с проектом; создание освобожденного Бюро проекта; разработка профиля здоровья №1 (выявление всех факторов, влияющих на здоровье населения, опрос населения об оценке ими этих факторов);
второй этап: разработка программы «Здоровые города, районы и поселки» (3—5 лет) и его реализация;
третий этап: разработка Профиля здоровья №2 (повторное выявление всех факторов, влияющих на здоровье населения, опрос населения об оценке ими этих факторов); анализ динамики факторов, влияющих на здоровье; корректировка плана и его дальнейшее развитие.
Опыт развития программы «Здоровые города, районы и поселки» в Вологодской области подтвердил ее эффективность в решении задач формирования здоровья населения. Так, в Череповце, где реализуется данная программа, показатели распространенности курения и чрезмерного потребления алкоголя ниже, чем по Вологодской области (рис. 1, 2). Рисунок 1. Динамика распространенности курения среди населения Вологодской области и города Череповца в возрасте 18—69 лет. По данным исследований поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний ВОЦМП.
Рисунок 2. Динамика распространенности высокого потребления алкоголя среди населения Вологодской области и города Череповца в возрасте 18—69 лет. По данным исследований поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний ВОЦМП.
Развитие программы ВОЗ «Здоровые города» в Российской Федерации на основе создания Российской ассоциации «Здоровые города, районы и поселки» выявило ряд особенностей.
1. Членом ассоциации, наряду с муниципальным образованием, может быть и субъект Российской Федерации.
2. Председателем Российской ассоциации «Здоровые города, районы и поселки» может быть избран и руководитель субъекта РФ.
3. Субъект РФ может развивать собственную сеть муниципальных образований, реализующих программу «Здоровые города, районы и поселки».
4. Муниципальные образования, реализующие программу «Здоровые города, районы и поселки», нуждаются в поддержке регионального и национального уровней власти.
5. Структурное подразделение, осуществляющее организационно-методические и координационные функции в составе межведомственных рабочих групп по реализации программы «Здоровые города, районы и поселки», целесообразно создавать при отрасли экономического развития.
6. Региональная и муниципальная системы медицинской профилактики реализуют задачи по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни в структуре программы «Здоровые города, районы и поселки».
Одним из главных достижений программы «Здоровые города, районы и поселки» является влияние на формирование партнерских отношений между властью и населением, усиление доверия и уважения населения к органам исполнительной власти на местах. Секрет такого успеха кроется в следующем. При разработке стратегии социально-экономического развития региона (муниципального образования) на каждое из направлений стали выявляться детерминанты здоровья, определяющие качество жизни населения (рис. 3). Рисунок 3. Роль и место проекта «Здоровые города» в стратегии развития муниципального образования. Особые место и роль в выявлении этих детерминант принадлежат специалистам медицинской профилактики, профессионально владеющим основами формирования здоровья человека, которые активно участвуют в решении этой задачи в составе межведомственных рабочих групп.
Под эти детерминанты здоровья были определены объективные и субъективные показатели, характеризующие конкретные величины, по которым можно определить эффективность процесса развития каждой из намеченных стратегий в динамике их изменений. Методом опроса населения определяются субъективные показатели развития детерминант здоровья в регионе (муниципальном образовании), которые сопоставляются с объективными показателями для принятия окончательного решения при разработке стратегий развития здоровья, что, по сути, является технологией вовлечения населения в управление муниципальным хозяйством. Процесс выявления субъективных и объективных показателей, влияющих на здоровье, и определение главных причин, ухудшающих здоровье населения, называется процессом разработки «профиля здоровья».
Программа «Здоровые города, районы и поселки», позволяющая комплексно, при участии всех секторов власти и самого населения решать проблемы улучшения здоровья и качества жизни людей, является перспективной моделью, которую можно реализовать в любом субъекте, муниципальном образовании Российской Федерации.
Источник